«БАБУР-НАМЕ» И ЕГО АВТОР

«Бабур-наме» — один из замечательных исторических и литературных памятников. Это автобиография Захиреддина Мухаммеда Бабура (1483-1530 гг.), сумевшего собрать и талантливо изложить материал, представляющий ценность для историков, этнографов, географов, лингвистов и всех, кто изучает общественный строй и политическую жизнь народов Средней Азии, Ирана, Афганистана и Северной Индии на рубеже XV-XVI веков. Велико значение «Бабур-наме» и для истории культуры народов Востока, поскольку это сочинение по сравнению со многими другими историческими источниками своего времени имеет неоспоримые преимущества и по богатству содержания и по манере изложения.

Роль литературного наследия Бабура в истории и культурной жизни Средней Азии, Афганистана и Индии огромна. Дж. Неру писал: «Бабур был ...типичным государем эпохи Возрождения, смелым, предприимчивым человеком, страстным ценителем искусства, литературы, любил наслаждаться жизнью» 1. Примечательна оценка «Бабур-наме» одним французским востоковедом: «Эта автобиография представляет собой чрезвычайно редкий жанр в исламской литературе» 2.

Бабур родился в Андижане, столице Ферганского удела Тимуридов, где правил его отец Омар Иейх-мирза 3. Образование он получил при дворе отца. Эпоха, в которую жил Бабур, была временем расцвета науки и культуры в Средней Азии, давшей миру таких ученых, как Улугбек, таких поэтов, как Алишер Навои, Абдурахман Джами, и многих других. Эта атмосфера имела большое значение для становления Бабура и как историка, и как поэта-лирика. В 1494 г. Бабур унаследовал Ферганский удел и Андижан и в последующие годы вел ожесточенную борьбу за власть с различными претендентами в Фергане и Мавераннахре. Глава Тимуридов Мавераннахра — Султан Ахмад-мирза захватил в 1494 г. Ура-Тюбе, Ходжент, Маргилан и разбил свой лагерь невдалеке от Андижана. Ташкентский хан Султан Махмуд вторгся на территорию Ферганского удела, овладел Касаном и штурмовал Акси. Кашгарским ханом Абу Бекр-дуглатом Кашгари был осажден Узгенд. Тогда ферганские эмиры от имени Бабура отправили послов к Ахмаду-мирзе и попросили его признать Бабура правителем Ферганы. Не сумев преодолеть оборону андижанцев, Ахмад-мирза согласился 4. Это дало возможность Бабуру отразить натиск Махмуд-хана и Абу Бекра. Однако после смерти правителя Мавераннахра борьба возобновилась.

В этой обстановке в 1495-1497 гг. Бабуру пришлось сначала непрерывно преодолевать сопротивление крупных феодалов Ферганы, часть которых хотела посадить на престол брага Бабура Джахангира-мирзу. Аналогичная ситуация сложилась в Самарканде, где война между сыновьями Ахмада-мирзы породила голод и разруху 5. Бабур решил воспользоваться этим и в 1497 г. захватил Самарканд. Его правление было кратковременным. «При взятии Самарканда город был до того разорен, что [жители] нуждались в семенах и денежных ссудах... по этим причинам воины терпели большие лишения, а мы ничего не могли им доставить» 6. Среди соперничавших феодалов наиболее сильным претендентом был Шейбани-хан, [104] предводитель кочевых узбеков. Воспользовавшись междоусобицей, он предпринял поход на Самарканд. Путем обмана, подкупа и убийств он захватил в 1500 г. город, который осаждал в течение четырех месяцев 7. Там воцарились разбой и голод, что вызвало возмущение народных масс. «Настала уже пора созревания хлебов, — писал Бабур, — однако никто не привозил нового хлеба. Дни осады продлились, и люди терпели большие лишения; дошло до того, что бедные и нуждающиеся стали есть собачье и ослиное мясо. Так как корм для копей сделался редкостью, то люди давали копям листья деревьев» 8. Самаркандские эмиры обратились за помощью к Бабуру, который вскоре захватил город. Однако и на этот раз ему не удалось долго править: в апреле 1501 г. сражение при Сери-Пул между Шейбани-ханом и Бабуром окончилось поражением последнего 9.

События, происходившие в Мавераннахре и Фергане, образно описаны в «Бабур-наме». Автор интересно рисует обстановку. Вообще в этой части своей книги он повествует преимущественно о политических событиях, и его рассказ лег в основу ряда последующих исторических источников.

В 1501 г. Шейбани-хан, покорив Фергану, захватил территории между Амударьей и Сырдарьей. Бабур вынужден был покинуть родину. Он направился в Кабульский удел Тимуридов 10, где правил его дядя Улугбек Кабули. Во время похода Бабуру пришлось переносить многие лишения и испытания, преодолевать труднодоступные горные перевалы, особенно опасные в зимнее время. После кончины Улугбека в Кабуле правил его сын Абдураззак-мирза, затем один из эмиров. Разбив войска правителя удела, Бабур завоевал Кабул и стал привлекать на свою сторону представителей местной знати, упорядочил налоговую систему, наладил восстановление оросительных систем в Кабуле и Газни 11.

Прочно обосновавшись там, Бабур почти 10 лет пытался вернуть владения Тимуридов в бассейне Амударьи и Сырдарьи 12. В ходе этой борьбы Бабур побывал почти во всех районах, селениях и труднодоступных местностях Средней Азии и Хорасана, что дало ему, в частности, возможность собрать огромный историко-географический материал. Он ознакомился с жизнью, нравами и обычаями ряда народов, с флорой и фауной их стран. Ценны его описания путей сообщения, а также архитектурных памятников, созданных трудом средневековых зодчих.

С 1519 г. Бабур совершал походы и в Северо-Западную Индию. Из его книги известно о ряде мероприятий, проведенных перед этими походами. До мельчайших подробностей описаны и сами походы. Наиболее обстоятельно освещен пятый, принесший ему победу при Панипате. В 1526 г. Бабур вступил в Дели 13. К 1529 г. его владения включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга вплоть до Бенгалии. Он стал основателем династии Бабуридов, которая в европейской литературе известна под именем Великих Моголов, правивших затем в Северной и Центральной Индии вплоть до 1858 года. После утверждения своей власти в Северной Индии Бабур последние пять лет не покидал ее пределов. И тогда же он запечатлел на страницах своей книги важнейшие события собственной жизни. Так появился «Бабур-наме».

Свой труд Бабур создавал в период, когда политическая обстановка в описываемых им странах была неустойчивой: усилилась борьба за власть, повлекшая за собой феодальную анархию; крайне обострились и классовые противоречия, и сепаратистские устремления феодалов; росла эксплуатация народных масс. Все это порождало острые социальные коллизии. В то же время мы узнаем из автобиографии Бабура, что он общался с талантливыми поэтами, в том числе с Алишером Навои. С его творчеством он был хорошо знаком и вел с ним переписку. Так, сообщая о событиях 1500 г., Бабур писал: «Когда я в этот раз вторично взял Самарканд, [105] Алишер-бек был еще жив. Ко мне однажды даже пришло от него письмо. Я тоже послал ему письмо и написал на обороте сочиненный мною тюркский стих; раньше, чем успел прийти ответ, начались неурядицы и смуты» 14.

История создания и дата написания «Бабур-наме» неизвестны 15. Однако подробное изложение событий в Мавераннахре, характеристика деятельности ряда правителей той эпохи, а также поэтов и писателей подсказывают, что автор не сумел бы сочинить свой труд без предварительных записей, которые он, по-видимому, начал вести еще в Фергане. Фактические материалы в «Бабур-наме» позволяют почти безошибочно датировать отдельные рубаи и газели и даже выявить причины, побудившие автора браться за перо. Согласно данным Хайдара, двоюродного брата Бабура и автора книги «Тарих-и Рашиди» (История Рашиди), в ту эпоху не было принято иметь придворных летописцев. Из-за этого возникла опасность, что память о предках не будет сохранена; поэтому Хайдар сам приступил к написанию их истории 16. По-видимому, при дворе Бабура тоже не было летописца, который фиксировал бы ход событий. Таким образом, «Бабур-наме» есть результат труда самого Бабура.

Когда же Бабур начал составлять свой труд? Описывая события 1495 г., Бабур сообщает о смерти правителя Мавераннахра Султана Ахмада-мирзы и, перечисляя его окружение, пишет, что одним из его эмиров «был Сейид Юсуф Оглак- чи... когда я в первый раз прибыл в Кабул, Сейид Юсуф был при мне» 17. Далее он рассказывает о делах 1497-1498 гг. и приводит сведения о постройке обсерватории Улугбека, перечисляет другие обсерватории, известные ему в различных странах Востока (сооружения халифа Мамуна, Битлимуса). Среди них он упоминает и обсерваторию Бикрамаджита Хинду (государство Мальва), с которой имел возможность ознакомиться позднее, в 1525 году 18. Аналогичные сведения встречаются при описании событий 1502-1503 годов. Автор пишет: «Когда мы стояли у ворот (Папа, Фергана. — С. А.), Кичик Али, который теперь состоит сборщиком налогов в Койле (Индия. — С. А.), проявил отвагу». Отсюда видно, что Бабур писал свою книгу в Индии, по-видимому, на основе дневника, который начал вести еще в Фергане, а затем продолжал в Кабуле. Однако до событий 1507-1508 гг. какие-либо упоминания о том, что Бабур вел записи, отсутствуют. Как известно, в конце 1507 г. Шейбани-хан выступил из Самарканда, чтобы захватить Хорасан, и двинулся в Герату. В то время правители Кандагара послали Бабуру в Кабул послов, приглашая его в Кандагар. Бабур откликнулся на приглашение и появился в Келате, где узнал, что правители Кандагара Шах-бек и Муким Аргун отрицают, что они приглашали его в Кандагар, и послали ему в Келат «грубый ответ» 19. Тогда Бабур выступил в поход на Кандагар, одержал победу и, передав управление Кандагаром своему брату Насыру-мирзе 20, вернулся в Кабул. Итак, «в 913 г. в месяце джумаде (сентябрь 1507 г.) впервой мы выступили из Кабула в Хиндустан» 21, — писал он. На обратном пути войско Бабура остановилось у перевала Бад-и Пин. Здесь он решил увековечить данное событие и попросил Мирак Юсуфа вырезать на камне историю перехода войска через перевал 22.

Эти сведения приводят к мысли, что Бабур начал систематически вести дневник только после битвы за Кандагар. По словам Гульбадан-бегим (дочери Бабура), в саду г. Сикри Бабуром была устроена площадь для игры в конное поло, а в помещении, построенном в верхней части площади, он имел обыкновение писать свои произведения 23. Вероятно, там и была составлена в окончательном виде [106] «Бабур-наме». В ней три части: первая посвящена политической истории Мавераннахра и Ферганы и охватывает 1483-1504 гг.; вторая — Кабульскому уделу, где Бабур правил в 1504-1525 гг.; третья касается Индии 1525-1530 годов. Правдивость сведений «Бабур-наме» подтверждают такие историки того времени, как Гияс-ад-дин Хондемир, Мухаммед Хайдар, Мухаммед Салих, и многие другие. Сам Бабур утверждал: «Все, что здесь написано, истина, и цель этих слов не в том, чтобы похвалить себя, — все, действительно, было так, как я написал. В этой летописи я вменил себе в обязанность, чтобы каждое написанное мной слово было правдой и всякое дело излагалось так, как оно происходило» 24.

Значительное место отведено в «Бабур-наме» описанию природы. Тут Бабур проявил себя тонким и вдумчивым наблюдателем. С не меньшим тщанием он характеризовал обычаи окружающих народов. В его сочинении имеется много ярких и остроумных портретов современников — государственных деятелей, поэтов, художников, музыкантов, чиновников, военачальников. Благодаря этому до нас дошли, например, подробности научной и литературной деятельности Навои, который был не только поэтом, но и ученым, дипломатом и меценатом. Бабур свидетельствует, что в жизни Хорасана и Мавераннахра роль и влияние Навои были просто незаменимыми 25. «Бабур-наме» — единственный в своем роде источник для воссоздания литературного окружения Навои в Герате, для познания культурной жизни Хорасана, Мавераннахра, Ирана, Афганистана и Индии на рубеже XV-XVI веков.

«Бабур-наме» довольно полно отражает мировоззрение автора, его оценки происходивших в Средней Азии, Афганистане и Индии событий, и этим его сочинение отличается от работ большинства восточных историков той эпохи, зачастую компилятивно повторявших сведения предшественников. Бабур же от начала до конца остается оригинальным повествователем и ведет рассказ, исходя из собственных наблюдений. Его язык прост, лаконичен, близок к народному, в нем отсутствуют риторические украшения, свойственные его современникам, особенно придворным историкам. Несмотря на обилие имен, названий, дат и событий, «Бабур-наме» читается легко и с неослабевающим интересом.

Подробно описывая крупные города Средней Азии, Хорасана и Индии, автор дает представление об их географическом положении, торгово-экономической роли в хозяйстве той или иной страны. Сопоставляя данные Бабура с позднейшими, можно проследить постепенное развитие этих городов. Из числа среднеазиатских, описываемых Бабуром, особое место занимают родные ему Фергана, Андижан, Ош, Маргелан, Ташкент, Ходжент, Ургенч. Андижан, как свидетельствует Бабур, расположен на южном берегу р. Сейхун (Сырдарья); там много хлеба, изобилие плодов, хорошие дыни и виноград; «груш лучше андижанских не бывает». «В области Ферганы нет города, равного Ошу по приятности и чистоте воздуха». Описывая Самарканд и его пригороды, Бабур отмечает: «В обитаемой части земли мало городов таких приятных, как Самарканд». Его внимание привлекли также холм Кухак и одноименная река, канал Даргам. Бабур особо выделяет значение реки: «Все от Бухары и Кара-Куля, то есть около тридцати — сорока ягачей 26 земли, орошается и возделывается благодаря реке Кухаку» 27.

В «Бабур-наме» приводятся данные о банях, садах, других сооружениях, дается их история, упоминаются имена тех, кому принадлежала идея их сооружения. Автор восторгался обсерваторией Улугбека, воздвигнутой у подножия холма Кухак и оснащенной специальным инструментом для изучения звезд. Там Улугбек-мирза написал «Гургановы таблицы», которыми, по свидетельству Бабура, уже тогда пользовались «во всем мире» 28. Из «Бабур-наме» мы узнаем о страшном голоде в Самарканде в дни осады его Шейбани-ханом (1501 г.). Ценны сведения «Бабур-наме» о полезных ископаемых Средней Азии, Афганистана и Индии. Попутно автор указывает на их значение в ремесленно-хозяйственной жизни страны. [107]

Правя Кабульским уделом, Бабур изучил обычаи и нравы жителей Афганистана, Одни из них были оседлыми земледельцами, другие — кочевниками-скотоводами. В «Бабур-наме» дается подробное описание жизни и трудовой деятельности различных племен, обитавших между Вахшем и Пенджабом, рассказывается о способах земледелия и методах орошения полей, приведен материал о внутренней и внешней торговле, пошлинах, поземельном и других налогах, которые взимались с крестьян. В той части, где описываются политические события, иногда встречаются сведения о тяжелом положении народных масс. Бабура интересовали также караванные пути. Много страниц отведено им описанию Кабула, Газни, других крупных городов Афганистана.

Сравнивая сведения Бабура об Афганистане с данными других восточных авторов, приходишь к убеждению, что его материалы были впоследствии использованы довольно полно. Выводы Бабура о природе Афганистана во многом совпадают даже с данными западных путешественников XIX-XX веков 29. Поразительна точность сведений Бабура о ландшафте. Она свидетельствует о хорошем знании им географии. Он упоминает, в частности, о 14 административных округах Кабульского удела, которые контролировались кочевыми племенами, причем некоторые из них были независимы от центральной власти (Кунар-и Нургил, Чекан Сарай, Лахутар). Земледельцы Афганистана сеяли тогда хлеб и рис, выращивали сахарный тростник. Процветало бахчеводство. Из «Бабур-наме» мы узнаем, что урожайность сельскохозяйственных культур в Кабуле была ниже, чем в Газни, но труд земледельца в Газни был изнурительнее из-за неустойчивости системы орошения.

Кабул являлся тогда одним из крупных торговых центров. Бабур подчеркивал значение Кабула и Кандагара как узловых пунктов караванной торговли на путях в Индию 30. «Караваны из Ферганы, Туркестана, Самарканда, Бухары, Балха, Хисара и Бадахшана приходят в Кабул... Каждый год в Кабул пригоняют семь, восемь или десять тысяч голов коней; из нижнего Хиндустана приводят караваны десять, пятнадцать или двадцать тысяч купцов. Из Хиндустана доставляют рабов, белые ткани, сахар, сахарный песок, лекарственные зелья. Многие купцы не довольствуются при торговле прибылью в тридцать на десять или сорок на десять. В Кабуле можно найти товары из Хорасана, Ирака, Рума и Чина; это как бы торговая гавань Хиндустана» 31. Описания караванных путей, горных троп и важнейших перевалов, совпадающие с более поздними топографическими данными XIX в., заставляют удивляться большой осведомленности Бабура. Вот почему Борнс, посетивший Кабул в 1882 г., после осмотра гробницы Бабура писал, что питает глубокое уважение к его памяти, которое еще больше возросло после того, как он прочитал его любопытные записки 32.

В третьей части «Бабур-наме», посвященной политическим событиям в Индии, Бабур проявил незаурядные способности историка, уступив, пожалуй, из своих предшественников только Р. Бируни 33. Он приводит разнообразные сведения о политической, экономической и культурной жизни народов Индии, в княжествах Гуджарат, Мальва, Мевор, Бенгалия, Декан, Биджанагар. Ценны его данные по историй правления династии Лодиев, последним представителем которой был Султан Ибрахим Лоди. Именно его Бабур разбил в сражении неподалеку от Дели, в Пани- пате, 21 апреля 1526 года 34. Победа Бабура при Панипате заложила фундамент империи Великих Моголов, которая по своей пышности, мощи и культуре осталась одной из величайших в мусульманском мире и могла бы даже соперничать с Римской 35.

Последней победой из числа одержанных Бабуром, которая окончательно [108] укрепила его власть в Индии, была битва при Гогре 6 мая 1529 года 36. Он скончался 26 декабря 1530 года. «Этот день был черным днем. Прячась по своим углам, каждый из нас оплакивал смерть отца» 37, — писала его дочь Гульба-дан-бегим.

Несмотря на кратковременность правления, Бабур успел частично объединить Индию, его власть простиралась от Кабула до Бихара, охватив большинство густонаселенных земледельческих оазисов Северной Индии, и провести в жизнь такие важные мероприятия, как упорядочение земельно-водных отношений и налоговой системы. Занимался он и сооружением зданий различного назначения, рытьем колодцев, постройкой бань. В Дели, Агре, Лахоре, Декалпуре им были заложены сады и парки, украшенные декоративными растениями. При планировке садов применялась среднеазиатская система чарбаг. Подробно описан в «Бабур-наме» Хиндустан: «Это удивительная страна; в сравнении с нашими землями, это иной мир. Горы, реки, леса, степи, города, области, животные, растения, люди, дожди и ветры — все там не так, как у нас. Хотя жаркие области, прилегающие к Кабулу, кое в чем сходны с Хиндустаном, но в других отношениях они не сходны; стоит лишь перейти реку Синд, как земли и вода, и деревья, и камня, люди, пути и обычаи — все становится таким же, как в Хиндустане» 38.

«Бабур-наме» значительно дополняет сведения об Индии других авторов того времени, но по обилию и многообразию изображаемых событий и яркости их изложения этот труд стоит особняком среди всех источников, написанных в средневековой Индии. Индия той поры характеризовалась дальнейшим развитием феодальных отношений. Крупные земельные владения — икта, ваджх, джагир — как основа социально-экономической жизни стали играть решающую роль. Возникало множество мелких феодальных владений, усиливалась феодальная раздробленность. Религиозная рознь между сторонниками индуизма и ислама еще более запутывала политическую ситуацию. Все это нашло отражение в «Бабур-наме».

Находясь в Индии, Бабур пристально изучал природу этой страны. Он четко различал бассейны ее рек: Инда, Ганга и притоков последнего. Горы на севере Хиндустана, отмечает Бабур, индийцы называли Савалак Парват (буквально «четверть и сто тысяч гор, то есть сто двадцать пять тысяч гор») 39. В Кабуле эти горы называли Гиндукуш. «В этих горах начинается много рек, текущих в глубь Хиндустана. Севернее Сирхинда текут шесть рек, начинающихся в этих горах: Синд, Бахат, Ченаб, Рави, Биях и Сатладж. В окрестностях Мултана они все сливаются и с этого места носят общее название Синд. Синд течет на запад, протекает по области Татта и впадает в Оманское море. Есть в Хиндустане и другие реки, кроме этих шести, как, например, Джун, Ганг, Рахаб, Гумти, Гагар, Сиру, Гандак и еще много больших рек, которые все сливаются в реку Ганг и тоже называются Ганг. Эта река течет на восток, протекает по Бенгалии и впадает в океан» 40. Их истоки лежат в горах Савалак Парват. Из хиндустанских гор вытекают и другие реки, «например, Чамбал, Банас, Битви, В этой части гор никогда не бывает снега; реки эти тоже вливаются в реку Ганг» 41.

В «Бабур-наме» приводятся сведения об изнурительном характере труда индийских крестьян, о способах орошения земель. В Хиндустане почти нигде нет каналов с проточной водой, текущая вода имеется только в реках, когда накапливается проточная вода. Хотя в некоторых местах есть возможность вырыть арыки и провести воду, но ее все-таки не проводят. Осенний урожай орошается лишь дождями, а весенний урожай снимают даже в случае, если дождей нет. «В Лахоре, Дибальпуре. Сирхинде и прилегающих областях поливают с помощью колеса... В Агре, Чандваре, Биане и в окрестных местам воду поднимают ведрами» 42. [109]

Бабур приводит много данных по этнографии. Интересны описания одежды индусов, их кастовой системы, образа жизни простого народа и знати. «Бабур-наме» рассказывает о мужской одежде — дхоти и женской — сари. Последнюю автор называет среднеазиатским термином «лангут» и подробно излагает, как ее надевают. Аналогичных сведений в хрониках той поры нет.

Из поля зрения автора «Бабур-наме» не выпали и климатические условия. Воздух Индии в период дождей очень хороший. Иногда дождь идет десять, пятнадцать или двадцать раз в день, неожиданно потоки низвергаются на землю и образуют реки там, где до этого не было никакой воды. Пока идет дождь и в перерывах между дождями воздух особенно хороший, несравненный по чистоте и свежести. Недостаток только в том, что воздух становится слишком сырым 43.

Повествование о флоре и фауне Индии сопровождается сравнением с растительным и животным миром Средней Азии. Бабур всегда выделяет местные особенности. В этом отношении характерно описание способов добычи финикового сока, изготовления пальмового вина (тари), плодов манго, банана, кадхила, бара, караунды, лимона, санжары. Из представителей животного мира Бабура поразили особенно птицы, в т. ч. павлины и попугаи. Красный цветок розовых лавров Гвалиора Бабур распорядился посадить в своем саду Зарафшан. Привлекли его внимание также цветок нилуфар, олеандра и местный вид жасмина 44.

Значение «Бабур-наме» не исчерпывается только тем, что это ценный источник по истории народов Средней Азии, Афганистана и Индии. Бабур заложил основы мемуарной литературы на Востоке. Его личность сложна и противоречива. Поэт-лирик, образованный человек, он являлся в то же время типичным феодалом- завоевателем, и его политические взгляды отражали воззрения своего класса, а практическая деятельность была направлена на укрепление господства крупных феодалов, власть которых опиралась на жестокую эксплуатацию народа 45.

Говоря о Бабуре, надо проводить четкую грань между феодальным деятелем и одновременно выдающимся представителем среднеазиатской культуры, который внес значительный вклад в ее развитие, особенно в сфере историографии и поэзии. В «Бабур-наме» проводится мысль, что в сем бренном мире долг каждого — оставить после себя славное имя: «Если я умру с добрым именем — хорошо. Мне нужно имя, а тело принадлежит смерти». Именно «Бабур-наме» обессмертила в веках имя его автора.


Комментарии

1. Дж. Неру. Открытие Индии. М. 1955, с. 371.

2. Вabyr Z. M. Le Livre de Babur. P. 1980, p. 5.

3. Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди. Рукопись Института востоковедения АН УзССР, № 1480, л. 986 (далее — Тарих-и Рашиди); Азимджанова С. К истории Ферганы второй половины XV в. Ташкент. 1957, с. 21.

4. Бабур-наме. Ташкент. 1958, с. 26-27.

5. Там же, с. 49, 50.

6. Там же, с. 59, 66.

7. Там же, с. 96-97.

8. Там же, с. 109.

9. Там же, с, 107-110.

10. Там же, с. 151; Гияс-ад-дин Хондемир. Хабиб ас-сияр. Ч. III. Бомбей. 1847, с. 280.

11. Азимджанова С. Государство Бабура в Кабуле и в Индии. М. 1977, с. 48сл.

12. Бабур-наме, с. 215сл.

13. Там же, с. 310.

14. Там же, с. 103.

15. О том, когда написаны «Мубайин», «Рисола и Валидия» и другие поэтические произведения Бабура, он сообщает в «Бабур-наме».

16. Тарих-и Рашиди.

17. Бабур-наме, с. 32.

18. Там же, с. 61.

19. Там же, с. 132. 241.

20. Там же, с. 246.

21. Там же, с. 248.

22. Там же, с. 249.

23. Гульбадан-бегим. Хумаюн-наме. Ташкент. 1959. с. 24.

24. Бабур-наме, с. 233.

25. Там же, с. 198, 199.

26. 1 ягач равен 7-8 километрам.

27. Там же, с. 12-13.

28. Там же, с. 61.

29. Борнс А. Путешествие в Бухару. Ч. 2. М. 1849; Вавилов Н. И., Букинич Д. Д. Земледельческий Афганистан. Л. 1929.

30. Бабур-наме, с. 154, 155.

31. Там же, с 153.

32. Борнс А. Ук. соч. Ч. 2, с. 181.

33. Азимджанова С. А. Беруни и Бабур об Индии. В кн.: Беруни и гуманитарные науки. Ташкент. 1972, с. 89-97.

34. Бабур-наме, с. 310.

35. Tripathi R. S. Rise and Fall of the Mughal Empire. Allahabad. 1956, p. 35.

36. Азимджанова С. Государство Бабура в Кабуле и в Индии, с. 112 сл.

37. Гульбадан-бегим. Ук. соч., с. 41.

38. Бабур-наме, с. 316.

39. Там же.

40. Там же, с. 316-317.

41. Там же.

42. Там же, с. 317, 318.

43. Там же, с. 336.

44. Там же, с. 332, 333.

45. Жизнь и творчество Бабура все больше привлекает к себе внимание советских и зарубежных писателей (Lamb G. Babur-Tiger. N. Y. 1981, etc.) Высоко был оценен общественностью роман П. Кадырова. Автор романа и его переводчик Ю. Суровцев удостоены премии им. Хамзы (Кадыров П. Звездные ночи. М. 1980). О политической деятельности Бабура см. Азимджанова С. Государство Бабура в Кабуле и в Индии.

Текст воспроизведен по изданию: "Бабур-наме" и его автор // Вопросы истории, № 6. 1983

© текст - Азимджанова С. А. 1983
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
© OCR - Золотарев П. В. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вопросы истории. 1983