Комментарии

716 Табарийа — город в Палестине.

717 Аййуб б. Сулайман — сын халифа Сулаймана.

718 Йазид б. ал-Мухаллаб (уб. в 102/720 г.) — сын крупного военачальника, правителя Хорасана, начавшего, в частности, завоевательные походы в Мавераннахр. В 702 г. Йазид б. ал-Мухаллаб был назначен правителем Хорасана, но в 704 г. отставлен. В 714 г. вновь назначен на тот же пост, в 715 г. перемещен правителем в Ирак и отставлен в 718 г. В 720 г. восстал против халифа Йазида II и был убит.

719 Ал-Мурр — вади в Северной Аравии по пути паломничества в Мекку из Дамаска.

720 Мухаммад б. Йазид ал-Кураши — правитель Ифрикии с 96/715 по 99/717-18 г.

721 Исма'ил б. ‘Убайдаллах — сын правителя Ифрикии 'Убайдаллаха ал-Кайси. Правил городом ас-Сус. В 740 г. потерпел поражение от берберов, восставших под руководством Майсары.

722 Йазид б. Абу Муслим — маула и хаджиб ал-Хаджжаджа. Халиф Йазид II назначил его правителем Ифрикии, но там произошли волнения берберов, вызванные его политикой, и халиф Хишам сместил его.

723 Тунис — город, ныне столица Тунисской Республики.

724 Бишр б. Сафван ал-Калби — правитель Египта с рамадана 101/ марта — апреля 720 по 102/721 г., а с 102/721 по раби' I 110/июнь — июль 728 г.— правитель Ифрикии.

725 ‘Анбаса б. Сухайм ал-Калби — правитель ал-Андалуса в 105— 107/724 — 726 гг.

726 Ал-Хурр б. ‘Абд ар-Рахман ал-Кайси — правитель ал-Андалуса с 98/716-17 до рамадана 100/марта — апреля 718 г. Перенес резиденцию правителей из Севильи в Кордову.

727 'Убайда б. ‘Абд ар-Рахман ал-Кайси — правитель Ифрикии в 110—116/728—734 гг.

728 ‘Абд ар-Рахман б. 'Абдаллах ал-‘Акки — правитель ал-Андалуса в 102—105/721 — 724 и 112—114/730—732 гг. Обычно он упоминается с другой нисбой — ал-Гафики.

729 ‘Укба б. ал-Хаджжадж — правитель ал-Андалуса в 116—122/ 734—740 гг.

730 Кулсум б. ‘Ийад ал-Кайси — правитель Ифрикии с рамадана 123/VII— 'VIII 741 до рабис II 124/11 — III 742 г. Пришел туда во главе сирийской армии для подавления восстания берберов. В 741 г. отправил Баладжа б. Бишра в ал-Андалус, где тот вступил в правление.

731 Балдж б. Бишр — начальник авангарда сирийской армии, направленной в Ифрикию, а затем в ал-Андалус для подавления восстания берберов. В 741 г. был назначен правителем ал-Андалуса, но все его правление (до 743 г.) прошло в борьбе между так называемыми северными и южными арабскими племенами.

732 ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Укба ал-Гифари — правитель Ифрикии со 127/744-45 по 138/755-56 г.

733 Суфриты — одно из ответвлении хариджитов, которое было распространено в Северной Африке.

734 Сабиба — соление в округе ал-Кайравана.

735 Фитр — праздник окончания поста в месяце рамадан. Начинается 1 шаввала и длится несколько дней.

736 Ал-Аснам — город на северо-западе Алжира, на р. Шелифф.

737 Нафзава — селение в Северной Африке, к западу от ал-Кайравана по пути в Кабис.

738 Ал-Валид б. Йазид (Валид II) — халиф (743—744).

739 Марван б. Мухаммад (Марван II) — халиф (744—750). Убит в Египте, куда бежал, спасаясь от восстания против его власти под руководством Аббасидов.

740 Ибадиты — сторонники одного из ответвлений хариджитов, широко распространившегося в Северной Африке начиная с первой половины II в. х., более всего среди берберов. Именно под ибадитскими лозунгами происходили первые крупные берберские восстания.

741 'Абд ал-'Азиз б. 'Абдаллах ал-Увайси — ученый VIII в. в области хадиса и фикха. Ученик Малика, пользовался также сведениями ал-Лайса б. Са'да и др. Его данные считались авторитетными и широко использовались такими учеными, как ал-Бухари, ат-Тирмизи и др. (Тахзиб, 6, 1 662).

742 'Абдаллах б. Джа'фар аз-Зухри (ум. в 170/786-87 г. в Медине в возрасте более 70 лет) — ученый в области хадиса и фикха, собирал также сведения исторического характера (Тахзиб, 5, 1 295).

743 'Усман б. Мухаммад ал-Ахнаси — ученый первой половины VIII в. Собирал сведения авторитетных табиев (например, Са'ид б. Мусаййаб, ал-Асрадж). Его данные использовались многими позднейшими учеными (Тахзиб, 7, 1 300).

744 Са’ид ал-Макбари (ум., по разным сведениям, между 117/735 и 126/743-44 гг.) — таби'и, передававший сведения многих асхабов (например, Абу Хурайра, 'А'иша, 'Абдаллах б. ‘Амр, Анас б. Малик). Его данные использовали крупные ученые последующих поколений (Ибн Исхак, Малик б. Анас и др.) (Тахзиб, 4, 1 61).

745 Йа’куб б. Мухаммад (ум. в 213/828-29 г.) — ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Жил в Багдаде (Тахзиб, 11, 1 764).

746 Мухаммад ибн ал-'Аджлан (ум. в 148/765-66 или 149/766-67 г.) — ученый в области хадиса, собирал также сведения исторического характера. Его данные широко использовали ученые позднейшего времени, в том числе Малик б. Анас, ал-Лайс б. Са'д, Суфйан ас-Саури, Суфйан б. ‘Уйайна, Ибн Лахи'а и др. (Тахзиб, 9, 1 564).

747 Ал-Химмани Йахйа б. 'Абд ал-Хамид (ум. в 228/842-43 г.) — известный ученый в области хадиса и фикха. Передавал также сведения исторического характера. Его данными широко пользовались позднейшие ученые (Тахзиб, 11, 1 398).

748 Халаф б. Халифа ал-Ашджа’и (ум. в 181/797-98 г.) — ученый в области хадиса и фикха (Мизан, 1, 276).

749 Ибн Бурайда 'Абдаллах (ум. в 110/728-29 г.) — таби'и, передававший сведения многих асхабов (например, Ибн 'Аббас, Ибн ‘Умар. Абу Хурайра. 'А'иша). Был кади Мерва. Его данными широко пользовались крупные ученые позднейшего времени (Тахзиб, 5, № 270).

750 Шу’ба б. ал-Хаджжадж (род. в 82/701-02 г., ум. в 160/776-77г.) — крупный ученый в области хадиса и фикха. По рассказам средневековых авторов, от 400 табиев он собрал 2 тыс. хадисов. Его данные высоко ценились и широко использовались современными ему и позднейшими учеными, в том числе и самыми крупными (Тахзиб, 4, 1 580).

751 Йахйа б. Абу 'Амр аш-Шайбани (ум. в 148/765-66 г. в возрасте 85 лет) — ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера (Тахзиб, 11, 1 524).

752 'Абд ал-Кудус б. Хабиб — ученый первой; половины VIII в. Передавал сведения 'Икримы, аш-Ша'би, ал-Хасана ал-Басри и других авторитетов (Мизан, 2, 129).

753 Ибн ал-Хади Йазид б. 'Абдаллах (ум. в 139/750-57 г. в Медине) — ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Его данными широко пользовались крупные позднейшие ученые, такие, как Малик б. Анас, ал-Лайс б. Са’д, Суфйан б. ‘Уйайна и др. (Тахзиб, 11, 1 651).

754 Абу Бакр б. Мухаммад б. ‘Амр б. Хазм. (ум. в 126/743-44 или 127/744-45 г.) — сын асхаба, ученый в области хадиса и фикха. Передавал также сведения исторического содержания. Занимал пост кади. Его сведения использовали многие ученые, современные ему и последующие (например, аз-Зухри) (Тахзиб, 12, 1 154).

755 Шабаба б. Саввар (ум. в 254/868 г.) — ученый в области хадиса, фикха и богословия. Его данными пользовались современные ему и позднейшие ученые (например, Ахмад б. Ханбал, Йахйа б. Ма'ин) (Тахзиб, 4, 1 518).

756 Ал-Фарадж б. Фадала (ум. в 176/792-93 г.) — ученый в области хадиса и фикха. Его данные использовали ученые позднейшего времени (Мизан, 2, 294).

757 Мухаммад б. Касир (ум. в 229/843-44 г. в возрасте 90 лет) — ученый в области хадиса, собирал также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные ученые последующего времени (например, ал-Бухари, Абу Дауд) (Тахзиб, 9, 1 684).

758 'Абд ал-А'ла б. ‘Амир ас-Саслаби — таби'и. Передавал сведения Мухаммеда б. ал-Ханафии (сына халифа ‘Али), Са'ида б. Джубайра и ряда других табиев 1-го поколения. Его данные использовали многие позднейшие ученые (например, Шу'ба, Ион Джурайдж). хотя некоторые считают, что его материалы недостаточно достоверны (Тахзиб, 6, № 197).

759 'Убайдаллах б. 'Амр ал-Джазари (род. в 101/719-20 г., ум. в 180/796-97 г. и Ракке) — ученый в области хадиса и фикха. Его данными пользовались многие позднейшие ученые (Тахзиб, 7, 1 74).

760 Малик б. 'Атахина б. Харб б. Са'д ат-Туджиби — асхаб. Жил в Египте (Исаба, 3, 1 1766).

761 Касс — во время официального богослужения в мечети амир — имам в своей области — произносил очень краткую проповедь (хутбу). На этом официальный ритуал завершался. Вместо развернутой проповеди, принятой у христиан, в мечети рассказывали хадисы и какие-либо истории религиозного характера. Такие рассказы назывались кисас (ед. ч. кисса), а рассказчик — касс.

762 Сила б. ал-Харис ал-Гифари — асхаб, участник завоевания Египта, где и поселился (Исаба, 1, 1 8592).

763 Арминийа — область халифата, соответствующая территории, включающей Южную (турецкую) Армению, советскую Армению, Южный (иранский) Азербайджан и советский Азербайджан.

764 Ка'б ал-Китабайн — имеется в виду Ка'б ал-Ахбар, принявший ислам иудей, который знал две Книги — Тору и Коран.

765 ‘Убайдаллах б. Захр (род. в Ифрикии, учился в Ираке) — ученый VIII в. в области хадиса и фикха. Собирал также сведения исторического характера. Его данные использовали многие египетские ученые последующего времени (Мизан, 2, 149—150).

766 Кийас — суждение по аналогии, одна из основ мусульманского нрава. Если рассматриваемый казус не встречался непосредственно в Коране или сунне, правоведы-факпхи подбирали схожий по обстоятельствам случай в сунне Мухаммеда или среди решений первых халифов и принимали постановление по аналогии.

767 Закат (букв. «очищение») — милостыня в пользу неимущих членов мусульманской общины: бедняков, немощных, вдов, сирот, одна из пяти основных религиозных обязанностей мусульманина. Уже при Омойядах (661—750) закат превратился в косвенный налог в размере 1/40 (т. е. 2,5 %) с домовладений, доходов от торговли и ремесла, продуктов скотоводства (у кочевников). Часть собираемой суммы поступала для распределения среди представителей указанных выше категорий в место, где закат был собран. Судя по тексту, этим распределением ведал кади.

768 Марис — местность в Верхнем Египте.

769 Ал-Фараздак (род. в 20/640-41 г., ум. в 114/732-33 г.) — один из трех самых знаменитых поэтов времени правления Омейядов.

770 ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абдаллах б. 'Умар ал-‘Умари — кади Египта, потомок халифа 'Умара б. ал-Хаттаба.

771 Ал-мусаввида (букв, «одетые в черное») — Аббасиды и их приверженцы.