Комментарии

232 Ибрахим б. ал-Мунзир (ум. в мухарраме 236/VII—VIII 850 г. в Медине) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, собиравший также сведения исторического содержания. Его данными пользовались крупнейшие ученые (например, Ибн Маджа, ат-Тирмизи, ан-Ниса'и) (Тахзиб, 1, 1 299).

233 ‘Абд ал-'Азиз б. 'Имран (ум. в 179/795-96 г.) — ученый в области хадиса и фикха (Тахзиб, 6, 1 681).

234 Хазим б. Хусайн — ученый VIII в. Есть сведения, что его хадисы были записаны (Тахзиб, 3, 1 149).

235 ‘Асим б. Хаким — египетский ученый второй половины VIII в. (Тахзиб, 5, 1 68).

236 ‘Убайд б. Ти'ла — таби’и. Его данные мало использовались позднейшими учеными (Тахзиб, 7, № 122).

237 'Имама — головной убор в виде тюрбана из свернутого куска ткани.

238 Ахмад б. Мухаммад ал-Барки (ум. в 274/887 г.) — египетский ученый в области хадиса и истории, ученик Ибн Хишама (Тахзиб, 1 1 538).

239 Букир — город в Египте на берегу Средиземного моря, к востоку от Александрии.

240 Кулбатра — Клеопатра, последняя царица Египта (51—30 гг. до н. э.) из династии Птолемеев.

241 Ал-Кирйаун — селение в Нижнем Египте неподалеку от Александрии на берегу канала, отведенного от западного рукава Нила.

242 Шаддад б. ‘Ад — мифический древний царь, неисчислимые сокровища которого якобы хранятся в подземном хранилище или пещере.

243 ‘Абдаллах б. ‘Аййаш ал-Китбани (ум. в 170/786-87 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия. Его данными пользовались крупные позднейшие египетские ученые. Есть сведения, что его хадисы были записаны (Тахзиб, 5, 1 603).

244 Ал-Хидр — один из легендарных пророков, почитаемых в исламе.

245 ‘Абд ар-Рахман б. Шурайх (ум. в Александрии в 169/785-86 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия, собиравший также сведения исторического содержания. Его данные широко использовали позднейшие египетские ученые (Тахзиб, 6, 1 390).

246 Кайс б. ал-Хаджжадж (ум. в 129/746-47 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал также сведения исторического содержания. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 8, 1 691).

247 'Абдаллах б. Тариф ал-Хамадани — малоизвестный ученый VIII в. (Тахзиб, 5, 1 459).

248 Ас-Судди Исма'ил б. ‘Абд ар-Рахман (ум. в 127/744-45 г.) — таби’и, собиравший сведения нескольких асхабов. Его данные по толкованию Корана высоко ценились позднейшими учеными, а относительно достоверности собранных им хадисов среди них были разные мнения (Тахзиб, 1, 1 572).

249 Абу Хамза Мухаммад б. Маймун ас-Сукари (ум. в 166/782-83 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия (Тахзиб, 9, 1 793).

250 Ибн Абу Марйам Са’ид (род. в 144/761-62 г., ум. в 224/838 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, истории. Его данными пользовались многие крупные позднейшие ученые (Бойко, 142—144).

261 Ал-’Аттаф б. Халид (род. в 91/709-10 г., дата смерти неизвестна) — ученый в области хадиса, фикха, передавал также сведения исторического характера (Тахзиб, 7, 1 409).

252 Хишам б. Са'д ал-Мадини (ум. в начале правления ал-Махди [158—169/775—785], в 160/776-77 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, собирал также сведения исторического характера. Его данными пользовались многие позднейшие ученые (Тахзиб, 11, 1 80).

253 Мухаммад б. 'Абдаллах ал-Багдади (ум. в 231/845-46 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, собиравший также сведения исторического содержания. Его данными пользовались крупные ученые (например, Муслим, Абу Дауд) (Тахзиб, 9, 1 467).

254 Дауд б. Нусайр ат-Та'и (ум. в 165/781-82 г.) — ученый в области хадиса, грамматики. Собирал также рассказы исторического содержания (Ибн Са‘д, 6, 255).

255 ‘Усман б. ‘Ата’ (род. в 88/706-07 г., ум. в 155/771-72 г.) — ученый в области хадиса, богословия, передавал также сведения исторического характера (Тахзиб, 7, 1 288).

256 ‘Ата’ б. Абу Муслим (род. в 50/670 г., ум. в 135/752-53 г.) — таби'и, передававший сведения нескольких асхабов и авторитетных табиев. Его данные использовали крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 7, 1 394).

257 Ал-Харис б. Мискин (род. в 154/770-71 г., ум. в раби’ I 255/II — III 869 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия. Когда при халифе ал-Ма'муне мутазилитство возобладало, ал-Хариса, как противника этого учения, увезли в Багдад и посадили в тюрьму; он был выпущен на волю при халифе ал-Мутаваккиле и вернулся в Египет. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые (например, Абу Дауд, ан-Ниса'и) (Тахзиб, 2, № 273).

258 Ибн ал-Касим — ‘Абд ар-Рахман б. а'л-Касим б. Халид (род. в 128/745-46 г., ум. в сафаре 191/17.XII 806—14.1 807 г.), египетский ученый в области хадиса, фикха (Тахзиб, 6, 1 500).

259 Ибрахим б. Са'д (род. в 107/725-26 г., ум. в 183/799-800 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия. Передавал также сведения исторического характера. Пользовался данными весьма авторитетных ученых (аз-Зухри, Хишам б. ‘Урва, Ибн Исхак и др.) (Тахзиб, 1, 1 216).

260 Абу-л-Хувайрис 'Абд ар-Рахман б. Му'авийа (ум. в 130/747-48 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия (Тахзиб, 6, 1 539).

261 Йунус б. Йазид (ум. в ас-Сасиде в 159/775-76 г.) — маула халифа Му'авии I. Ученый в области хадиса, фикха, богословия. Передавал также сведения исторического характера. Его данные использовали позднейшие ученые, в первую очередь египетские (Тахзиб, 11, 1 869).

262 ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абд ал-Кари' (ум. в Медине в 80/699 г. в возрасте 78 лет) — таби'и, передавал рассказы 'Умара и еще нескольких асхабов (Ибн Са’д, 5, 14).

263 Минбар — кафедра в мечети, с которой произносят проповедь (хутбу).

264 Шахада — формула исповедания веры у мусульман: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник его». Произнесение этой формулы делает человека мусульманином без всяких дополнительных обрядов.

265 ‘Иса б. Марйам — Иисус Христос, который почитается в исламе наряду с библейскими пророками и обозначается как «сын Марии (Марйам)».

266 Мухаджиры — сподвижники пророка Мухаммеда, которые переселились вместе с ним в 622 г. из Мекки в Медину (это переселение по-арабски называется хиджра).

267 Хатиб б. Абу Балтаса (ум. в 30/650-51 г. в возрасте 65 лет) — асхаб. Сражался при Бадре. Был с Мухаммадом при ал-Худайбии во время похода на Мекку (Исаба, 2, 1 1532).

268 Шуджа’ б. Вахб ал-Асади (ум. в 12/633-34 г.) — асхаб, из первых последователей Мухаммеда. Был в хиджре в Абиссинии. Сражался при Бадре. Был послом Мухаммеда к Гассанидскому владетелю ал-Мунзиру б. ал-Харису. Во время восстания племен, отпавших от ислама после смерти Мухаммада, был послан в Йемаму и там убит в бою (Исаба, 2, 1 8333).

269 Дихйа б. Халифа ал-Калби — асхаб. Принимал участие в обороне Медины (у ал-Хандака). В 6/627-28 или 7/628-29 г. был послан Мухаммадом к византийскому императору Ираклию. Принял участие в арабских завоеваниях, сражался при Ярмуке и в других боях. Был еще жив в правление халифа Му’авии (Исаба, 1, 1 2378).

270 Раби'а б. 'Усман (ум. в 154/770-71 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия (Тахзиб, 3, 1 493).

271 Абан б.Салих (ум. в возрасте 55 лет в Аскалоне после 110/728-29 г.), передавал сведения младших асхабов и авторитетных табиев 1-го поколения. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые (например, Ибн Исхак, Усама б. Зайд) (Тахзиб, 1, 1 168).

272 Дом [Божий] — мекканский храм Ка’ба.

273 Две невольницы — Марийа, мать Ибрахима, умершего в младенчестве сына Мухаммада, и ее сестра Сирин.

274 Джахм б. Кайс ал-'Абдари — один из асхабов, рано принявших ислам. Участник хиджры в Абиссинию (Исаба, 1, 1 1244).

275 Закарийа' б. Джахм ал-’Адави ал-‘Абдари — сын одного из асхабов. Был начальником шурты в Египте в правление 'Амра б. ал-'Аса после убийства Хариджи б. Хузафы и в правление 'Утбы б. Абу Суфйана.

276 Хассан б. Сабит ал-Хазраджи ал-Ансари (ум. в 40/660-61 или 50/670 г. в возрасте 110 или 120 лет) — асхаб, «придворный» поэт Мухам'мада (Исаба, 1, № 1696).

277 'Абд ар-Рахман б. Хассан б. Сабит (ум. в 104/722-23 г. в возрасте 98 лет) — сын «придворного» поэта Мухаммеда и сам поэт. Передавал много хадисов и сведений исторического характера (Исаба, 3, 1 322).

278 Мухаммед б. Маслама ал-Ансари (ум. в Медине в сафаре 46/IV—V666 г. в возрасте 77 лет) — асхаб. Принимал участие в битвах при Бадре, Ухуде и в других боях при Мухаммаде. Во время похода на Табук Мухаммад оставил его править Мединой (Ибн Са’д, 3/2, 18—20).

279 Ан-Надр б. Салама ас-Сами — египетский ученый первой половины IX в., ученик Са'ида ибн ‘Уфайра.

280 Усама б. Зайд ал-Лайси (ум. в 153/770 г.) — авторитетный ученый в области хадиса, богословия, фикха. Передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 1, 1 392).

281 Ал-Мунзир б. 'Убейд — ученый VIII в. в области хадиса и фикха. Его сведениями пользовались крупные египетские ученые (например, ‘Амр б. ал-Харис и Ибн Лахи'а) (Тахзиб, 10, № 526).

282 Йа'куб б. ‘Утба (ум. в 128/745-46 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал также сведения исторического характера. Его данными, полученными от халифа 'Умара II, ‘Урвы б. аз-Зубайра и других, пользовались многие позднейшие ученые (например, Ибн Исхак) (Тахзиб, 11, № 755).

283 Сафван б. ал-Му'аттел (ум. в 19/640 г.) — асхаб. Жил в Медине, участвовал в обороне города у ал-Хандака. Во время арабских завоеваний при халифе 'Умаре I был направлен в Армению и убит там (Исаба, 2, 1 8581).

284 Сабит б. Кайс б. Шаммас — асхаб. Был проводником Мухаммеда на его пути из Мекки в Медину. Принял участие во многих сражениях Мухаммеда. Был хатибом ансаров (Исабе, 1, 1 899).

285 ‘Абдаллах б. Реваха — асхеб. Участвовал во многих сражениях при Мухаммаде (Бадр, Ухуд, ал-Хандак, Хайбар) и был убит при Му'та в первом набеге на Сирию (Ибн Са'д, 3/2, 79—82, 142).

286 Байраха — место около Медины.

287 Абу Талха Зайд б. Сахл (ум. в 34/654-55 г. в Медине в возрасте 70 лет) — асхаб. Участвовал во всех сражениях Мухаммеда (Бадр, Ухуд, ал-Хандак и др.) (Ибн Са'д, 3/2, 64—66).

288 Хафн — селение в Верхнем Египте.

289 Банха — селение в Нижнем Египте.

290 Анас б. Малик (ум. в 91/709-10 или 93/711-12 г.) — принял ислам в Медине сразу после хиджры в возрасте 10 лет и до смерти Мухаммеда был его слугой. Принимел участие в последних боях Мухаммада и в арабских завоеваниях. Во время борьбы за халифский престол между Омейядеми и 'Абдаллахом б. аз-Зубайром выступил на стороне последнего, но был прощен победившим халифом ‘Абд ал-Меликом. Передавал большое количество хедисов, однако наиболее авторитетные ученые позднейшего времени (например, Абу Ханифа) сомневались в достоверности многих его рассказов (EI, 1, 350).

291 Зайд б. Аслам (ум. в 136/753 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, один из крупнейших авторитетов своего времени. Передавал сведения (в частности, исторического характера) нескольких асхабов и старших табиев. Был советником халифа Велида I по правовым вопросам. Его данные широко использовали крупнейшие ученые позднейшего времени (например, Ибн Исхак, Малик) (Тахзиб, 3, 1 728).

292 Йахйа б. ‘Абд ар-Рахман б. Хатиб (ум. в 104/722-23 г.) — таби'и, передавал сведения ряде авторитетных табиев 1-го поколения. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые (Тахзиб, 11, 1 399).

293 ‘Абд ар-Рахман б. Хатиб б. Абу Балта'а (ум. в 68/687-88 г. в Медине) — таби'и, передавал сведения многих асхабов (например, 'Умар, ‘Усман, Абу 'Убаида, ‘Амр б. ал-‘Ас, отец ‘Абд ар-Рахмана) (Тахзиб, 6, 1 321).

294 Хафс б. Сулайман (ум. в возрасте 90 лет в 180/796-97 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия (Тахзиб, 2, 1 800).

295 Касир б. Шинзир — ученый начала VIII в. в области хадиса, фикха, богословия (Тахзиб, 8, 1 747).

296 Абу Надра ал-Мунзир б. Малик ал-'Абди (ум. в 108/726-27 или 109/727-28 г.) — ученый в области фикха, хадиса, передававший сведения, в частности исторические, многих асхабов и табиев. Пользовался авторитетом среди ученых последующих поколений (Тахзиб, 10, 1 567).

297 Абу Са'ид ал-Худри Сасд б. Малик б. Синан (ум. в 63/682-83 или 65/684-85 г.) — асхаб. Передавал много хадисов со слов Мухаммеда и авторитетных асхабов (Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, Зайд б. Сабит и др.). Его данными широко пользовались ученые последующих поколений (Исаба, 2, 1 4088).

298 Курайш б. Хаййан — ученый конца VII — начала VIII в. в области хадиса, фикха, богословия. Его данные использовали крупные ученые последующего времени (Тахзиб, 8, 1 664).

299 Сабит ал-Бунани (ум. в 127/744-45 г.) — таби’и, передавал сведения младших асхабов. Его данными пользовались позднейшие ученые (Тахзиб, 2, 1 1).

300 Муслим б. Халид аз-Занджи (ум. в Мекке в 180/796-97 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия. Его данными пользовались авторитетные ученые позднейшего времени (например, аш-Шафи'и, Ибн Вахб) (Тахзиб, 10, 1 228).

301 'Абдаллах б. ‘Усман б. Хусайм (ум. в 132/749-50 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 5, 1 536).

302 Шахр б. Хаушаб (ум. в 111/729-30 г.) — асхаб, передавал сведения многих асхабов (например, Абу Хурайра, 'А'иша и другие жены Мухаммада, Билал-му'аззин). Его данные использовали крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 4, 1 625).

303 Асма' ибнат Базид Умм Салма — жена Мухаммада. С ее слов передавали много хадисов (Исаба, 4, 1 58).

304 'Али б. Ма'бад (ум. 20 рамадана 218/9.X 833 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия. Собирал также сведения исторического характера. Его данными пользовались многие позднейшие ученые (Тахзиб, 7, 1 624).

305 ‘Иса б. Йунус (ум. в 187/802-03 или 191/806 г.) — внук известного ученого Абу Исхака ас-Саби'и, крупный ученый в области хадиса, фикха, богословия, собирал также сведения исторического характера. Его данные считались авторитетными, ими чрезвычайно широко пользовались позднейшие ученые (Тахзиб, 8, 1 439).

306 ‘Ата’ б. Абу рабах (род. в 68/687-88 г., ум. в 114/732-33 г.) — таби'и, передававший сведения многих асхабов (например, Ибн 'Аббас, Ибн ‘Умар, 'А'иша, Умм Салма). Его данные использовали многие авторитетные позднейшие ученые (аз-Зухри, Ибн Исхак, Муджахид, Абу Исхак ас-Саби'и и др.) (Тахзиб, 7, 1 384).

307 Джабир б. 'Абдаллах ал-Ансари (ум. в 73/692-93 г. в возрасте 94 лет) — асхаб, участник 19 сражений Мухаммада. Его рассказы о Мухаммаде, о становлении ислама и мусульманского государства использовались многими крупными учеными последующих поколений (Исаба, 1, 1 1021).

308 Марван б. Му'авийа (ум. в 193/808-09 г.) — ученый в области хадиса и фикха. Его сведения использовали крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 10, № 177).

309 Зийад б. сИлака (ум. в 135/752-53 г.) — таби'и, передавал сведения ал-Мугиры б. Шу‘бы и ряда авторитетных табиев. Его данными пользовались многие крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 3, 1 693).

310 Ал-Мугира б. Шу'ба — участвовал в посольстве Мухаммада к правителю Египта ал-Мукаукису, еще не будучи мусульманином. По возвращении принял ислам. При вступлении Мухаммада в Таиф ал-Мугира б. Шу'ба поверг идол богини ал-Лат, которому поклонялись жители этого города. Один из видных деятелей первых десятилетий ислама, военачальник, дипломат, сторонник Му'авии в борьбе с ‘Али (Тахзиб, 10, 1 471).

311 Ал-Ка'наби 'Абдаллах б. Маслама (ум. в 221/835-36 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, собирал также сведения исторического характера. Его данные считались достоверными, ими пользовались крупные позднейшие ученые (например, ал-Бухари, Муслим, Абу Дауд) (Тахзиб, 6, № 51).

312 Хусайн б. 'Абдаллах б. 'Убайдаллах б. ‘Аббас (ум. в 140/757-58 или 141/758-59 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал сведения исторического характера. Его данными пользовались многие крупные ученые (например, Хишам б. ‘Урва и Ибн Исхак) (Тахзиб, 2, 1 606).

313 Ал-А'маш Сулайман б. Михран ал-Асади (род. в 60/679 г., ум. в 148/765 г.) — крупный ученый в области хадиса, фикха, богословия. Передавал также сведения исторического характера (EI, 1, 329).

314 Ал-Бара' б. (Азиб (ум. в 72/691-92 г.) — асхаб, принимал участие в арабских завоеваниях, в 24/644-45 г. взял г. Рей. Был на стороне ‘Али в битве при Сиффине. Жил в Куфе (Исаба, 1, 1 614).

315 Ал-Хаджжадж б. Арта (ум. в 135/752-53 г. в Хорасане или в Рее) — известный ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал также сведения исторического характера. Занимал пост кади Басры, муфти Ирака. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 2, 1 365).

316 Йазид б. ал-Бара' — сын асхаба. Некоторое время был эмиром Омана. Передавал рассказы отца (Тахзиб, 11, 1 608).

317 Мухаммад б. ‘Абд ал-Джаббар — ученый начала IX в. в области хадиса и фикха (Тахзиб, 9, 1 481).

318 Муса б. Дауд (ум. в 217/832 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия. Его данные использовали крупные позднейшие ученые (например, Ахмад б. Ханбал) (Тахзиб, 10, 1 603).

319 ‘Абд ал-Малик б. ‘Абд ар-Рахман — ученый второй половины VIII — начала IX в. (Тахзиб, 6, 1 854).

320 Ал-Хасан б. 'Абдаллах ал-'Урани — таби'и, передавал рассказы Ибн 'Аббаса и нескольких старших табиев. Его данными позднейшие ученые пользовались мало (Тахзиб, 2, 1 519).

321 'Абдаллах б. Мас'уд (ум. в 32/652-53 г.) — один из первых, кто принял ислам, и самых близких к Мухаммеду асхабов. Участвовал в хиджре в Абиссинию и в хиджре в Медину. Был одним из крупнейших знатоков Корана, одним из первых начал работать над составлением его письменного варианта. Пользовался большим авторитетом как знаток Корана, хадисов, установлений ислама. С его слов такого рода сведения передавали многие асхабы и табии (Исаба, 2, 1 9322).

322 Бану курайза — иудейское племя, жившее в Медине и подвергшееся преследованиям со стороны Мухаммеда за отказ от присоединения к исламу.

323 Ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб (род. в 3/625 г., ум. в 50/670 г.) — сын халифа 'Али. После смерти отца за большую пенсию отказался в пользу Му'авии от притязаний на халифский престол. Много раз женился и разводился, так что получил прозвище Митлак («часто разводящийся»). Его рассказами о Мухаммаде и асхабах пользовались многие крупные ученые (Исаба, 1, 1 1711).

324 Му'авийа б. Абу Суфйан — первый халиф из династии Омейядов. Будучи наместником Сирии, вступил в борьбу с халифом ‘Али за власть. После смерти последнего утвердился на престоле в 41/661 г. и правил до своей смерти в 60/680 г.

325 Джизйа — подушный налог с христиан и иудеев, которые сохранили свою религию в мусульманском государстве. В период раннего ислама термин применялся в значении «налог вообще», в частности обозначал и поземельный налог — харадж.

326 Ал-Баки’ — Баки ‘ ал-Гаркад, место, где располагалось кладбище мединцев.

327 Ал-Харис б. Йазид ал-Хадрами (ум. в 130/747-48 г. в Барке) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия, собирал также сведения исторического характера. Его данными пользовались такие авторитетные позднейшие ученые, как ал-Лайс б. Са'д, Ибн Лахи'а и др. (Бойко, 66—68).

328 Аш-Шаркийа — провинция Египта в восточной части страны.

329 Ал-Джабийа — местечко между Дамаском и Генисаретским озером. 13 джумада II 15/23.VI 636 г. в ал-Джабии состоялось первое крупное сражение между войском византийского императора Ираклия и арабами под командованием Халида б. ал-Валида. В 637 г. халиф ‘Умар приехал в Сирию и поселился в ал-Джабии.

330 Йахйа б. Аййуб (ум. в 168/784 г.) — известный египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия и истории (Бойко, 83—85).

331 Халид б. Йазид (ум. в 139/756-57 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал также сведения исторического характера. Его данными широко пользовались позднейшие египетские ученые (например, ал-Лайс б. Са'д, Ибн Лахи'а) (Бойко, 75—77).

332 'Убайдаллах б. Абу Джа'фар (род. в 60/679 г., ум. в 135/752 г.) — один из крупнейших египетских ученых своего времени в области хадиса, фикха, богословия. Наряду с Йазидом б. Абу Хабибом был муфти. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые (Бойко, 71-75).

333 Рафах — место остановки в пустыне по пути из Сирии в Египет, в двух дневных переходах от Аскалона.

334 Кайсарийа (античная Цезарея) — город в Сирии.

335 Шарик б. ‘Абда — асхаб. По некоторым сведениям, именно его халиф ‘Умар послал вслед за отправившимся на завоевание Египта ‘Амром б. ал-‘Асом с письмом о возвращении.

336 'Усман б. 'Аффан — один из первых мусульман и ближайших сподвижников Мухаммада. Третий халиф. Правил с 1 мухаррама 24/7.XI 644 г. Принадлежал к семейству Омейядов. В его правление члены этого семейства, в прошлом возглавлявшего мекканскую оппозицию Мухаммаду, заняли высшие посты в государство. 18 зу-л-хиджжа 35/18.VI 656 г. ‘Усман был убит в собственном доме в Медине, что послужило поводом к борьбе сторонников халифа сАли с приверженцами Омейядов.

337 Упоминание ал-Фустата в этом контексте — анахронизм. Город ал-Фустат был построен арабами после завоевания Египта.

338 Ал-Хисн — см. примеч. 214.

339 У'айридж — видимо, комендант крепости по имени Георгий (см.: Butler, 513).

340 Джабал ал-Халал — место на пути из Сирии в Египет.

341 'Ид ал-адха — «праздник жертвенных животных», отмечается 10 зу-л-хиджжа, во время хаджжа. Один из двух главных мусульманских праздников. Религия ислама связывает его с жертвоприношением библейского Авраама. В этот день но только участники хаджжа, но и все мусульмане приносят в жертву животных (овец, коз, быков, верблюдов).

342 ‘Абд ал-Карим б. ал-Харис (ум. в 136/753-54 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные позднейшие египетские ученые (Тахзиб, 6, 1 708).

343 Имам — предстоятель на молитве. В представлении мусульман начального периода (а тем более времени Мухаммада) понятия «мусульманская община» и «государство» совпадали, так что функции имама выполнял сам Мухаммед, затем халиф, а в завоеванных провинциях — военачальники-наместники. Поскольку религия ислама считает устремление к богу главным достоинством, имам, предстоящий на молитве, таким образом, призывает милость Аллаха на всех, кто молится с ним вместе.

344 'Абдаллах б. Са'д б. Абу Сарх — асхаб, молочный брат третьего халифа 'Усмана. Рано принял ислам, хотя его отец был одним из злейших врагов Мухаммада. Халиф ‘Умар назначил его правителем Верхнего Египта, а затем, отставив 'Амра б. ал-'Аса, правителем всей страны с. 25/645-46 г. Во время возмущения против 'Усмана, окончившегося убийством халифа, он жил в Аскалоне, удалившись от дел, и умер там. Относительно года его смерти сведения сильно расходятся. Разные авторы указывают даты от 36/656-57 до 59/678-79 г. (Исаба, 2, 1 9079).

345 Бинйамин — монофизитский патриарх Александрии. Последние годы перед арабским завоеванием он находился в Верхнем Египте из-за усиления борьбы ортодоксальной мелькитской церкви (которую представлял в Египте Кир-Мукаукис) с монофиситской ересью и смог вернуться в Александрию только после захвата города арабами (Butler, 514— 515).

346 Ал-Кавасир — селение в Египте между ал-Фарама и ал-Фустатом.

347 Шарахил б. Йазид (ум. после 120/737-38 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались многие позднейшие египетские ученые (Тахзиб, 4, 1 550).

348 Абу Хусайн Зайд б. ал-Хубаб (ум. в 203/818-19 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались многие позднейшие ученые (Тахзиб, 3, 1 738).

349 Булбайс — город в Египте, в 60 км к востоку от Каира.

350 Хариджа б. Хузафа ал-'Адави (уб. в 40/660-61 г.) — асхаб. Участвовал в завоевании Египта, был начальником шурты у 'Амра б. ал-'Аса (Тахзиб, 3, № 142).

351 Джубба — верхняя одежда вроде кафтана. Бурнус — плащ с капюшоном.

352 Аз-Зубайр б. ал-'Аввам — один из первых последователей Мухаммеда и ближайших к нему асхабов. Участник всех сражений Мухаммада, а также арабских завоеваний при первых халифах. Один из членов совета, который выбрал преемника 'Умара I на халифском престоле. После убийства 'Усмана выступил против 'Али и был убит в так называемой «верблюжьей битве» в 36/656 г. (Исаба, 2, № 2774).

353 Ал-Микдад б. ‘Амр — один из первых, примкнувших к религии Мухаммада, был женат на его родственнице. Принимал участие в хиджрах в Абиссинию и в Медину. Сражался во всех боях Мухаммада. Переселился в Египет и умер там в 33/653-54 г. Был приверженцем 'Али в его притязаниях на халифский престол (Исаба, 3, 1 4095).

354 'Убада б. ас-Самит (ум. в 34/654-55 г. в ар-Рамле) — асхаб. Имел примесь негритянской крови, поэтому был чернокожим. Принимал участие во всех боях Мухаммада (Садр, Ухуд и др.), а также в арабских завоеваниях при первых халифах в Палестине и Египте. Имел свои записи Корана (Исаба, 2, 1 8974).

355 'Иса б. Хаммад (ум. в зу-л-хиджжа 248/феврало 863 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия, собирал также сведения исторического характера. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые (например, Муслим, Абу Дауд, ан-Ниса'и) (Тахзиб, 8, № 386).

356 Ал-Муфаддал б. Фадала (ум. в шаввале 181/XI—XII 798 г.) — известный египетский ученый в области фикха, хадиса, истории. Занимал пост кади Египта. Его данные широко использовали позднейшие египетские ученые (Бойко, 106—109).

357 Шуйайм б. Байтан — египетский ученый VIII в. в области хадиса и фикха, собирал также сведения исторического характера (Тахзиб, 4, 1 637).

358 Шайбаи б. Умаййа — таби'и. Жил в Египте. Передавал рассказы нескольких асхабов (Тахзиб, 4, 1 627).

359 Рувайфи’ б. Сабит ал-Ансари — участник арабских завоеваний в Египте и в Северной Африке. В 46/666-67 г. был назначен эмиром Триполи. Умер в Барке в 56/675-76 г., занимая пост наместника этой области (Тахзиб, 3, 1 558).

360 'Абдаллах б. 'Умар б. ал-Хаттаб (ум. в 84/703 г.) — сын халифа 'Умара. Принял ислам ребенком вместе о отцом, участвовал во многих сражениях Мухаммеда (начиная с ал-Хандака, когда вышел из детского возраста), а также в арабских завоеваниях при первых халифах, в частности в завоевании Египта и первых походах в Нубию и Северную Африку. Славился благочестием и знаниями установлении ислама и хадисов. Его сведения признавались авторитетными и широко использовались многочисленными позднейшими учеными (Исаба, 2, № 9202).

361 Малик б. Абу Силсила ас-Салами — асхаб, участник завоевания Египта. Одним из первых поднялся на стену крепости Бабилйун во время штурма (Исаба, 3, 1 6058).

362 Шурахбил б. Худжаййа ал-Муради — асхаб, участник завоевания Египта. Во время штурма крепости Бабилйун одним из первых поднялся на стену (Исаба, 2, 1 8460).

363 Халид б. Хумайд (ум. в 169/785-86 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, собирал также сведения исторического характера (Бойко, 85—86).

364 Табии — мусульмане, уже не знавшие Мухаммада. Табии 1-го поколения общались с его сподвижниками — асхабами, табии 2-го поколения — только с табиями 1-го поколения, 3-го — с табиями 2-го поколения и, наконец, табии 4-го поколения — с табиями 3-го поколения. Для мусульман более позднего времени являлись авторитетами в вопросах богословия, хадиса, ранней истории ислама, так как они были ближе к «первоисточнику».

365 Кантар — в качестве обозначения большого количества золота 1 кантар = 10 000 динаров = 42,33 кг золота (подробнее см.: Xинц, 22).

366 Дирхам — серебряная монета. О ее весе см.: Xинц, 11-12.

367 Динар — золотая монета. О ее весе см.: Xинц, 21.

368 См. выше, с. 20-21.

369 Тарнут (древнее Тернутес) — селение на берегу Нила между Каиром и Александрией.

370 Каум Шарик — город неподалеку от Александрии.

371 Шарик б. Сумай ал-Гутайфи — участник завоевания Египта. Ему вместе с тремя людьми было поручено разделить хитты в ал-Фустате. В 40/660-61 г. он был отправлен в поход против берберского племени лавата, затем вместе с 'Укбой б. Нафис ходил в поход против племени хаввара.

372 Абу Найма Малик б. На'има ас-Садафи — асхаб, принял участие в завоевании Сирии, затем в завоевании Египта (Исаба, 3, 1 6070).

373 Султайс — селение в Нижнем Египте неподалеку от Даманхура.

374 Талк б. ас-Самх (ум. в 211/826-27 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия, собирал также сведения исторического характера. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые (например, ал-Бухари) (Тахзиб, 5, 1 52).

375 Димам б. Исма'ил ал-Ма'афири (род. в 97/715 -16 г., ум. в 178/794-95 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, богословия, истории. Его данными пользовались многие позднейшие египетские ученые (Бойко, 109—110).