Комментарии

839 Ма'руф б. Сувайд ал-Джузами (ум. до 150/767 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные ученые последующего времени (например, Ибн Лахи'а, Ибн Вахб) (Тахзиб, 10, 423).

840 Масаддиты — название группы так называемых северных арабских племен в отличие от кахтанитов — южных племен. Название происходит от легендарного предка, к которому эти племена возводят свою генеалогию.

841 Йазид б. ‘Абд ал-'Азиз — таби'и, передавал рассказы табиев старшего поколения. Жил в Египте. Его данные мало использовались учеными последующего времени (Тахзиб, 12, 1 665).

842 Абу Мархум ‘Абд ар-Рахим б. Маймун (ум. в 143/760-61 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха, собирал также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные ученые позднейшего времени, в том числе Йахйа б. Аййуб, Ибн Лахи'а и др. (Тахзиб, 6, 1 603).

843 Йазид б. Мухаммад ал-Кураши — таби'и, передавал сведения 'Улая б. Рабаха и еще нескольких табиев 1-го поколения. Жил в Египте. Его данные использовали крупные египетские ученые последующего времени (например, Йазид б. Абу Хабиб) (Тахзиб, 11, 1 691).

844 Хунайн б. Абу Хаким — египетский ученый первой половины VIII в. в области хадиса и фикха. Его данными пользовались крупные египетские ученые последующего времени (например, ал-Лайс б. Са’д, Ибн Лахи'а) (Тахзиб, 3, 1 120).

845 День ал-адха — 10 зу-л-хиджжа, когда паломники приносят в жертву баранов, коз, верблюдов. День 'Арафа — 9 зу-л-хиджжа, когда паломники во время хаджжа идут на гору 'Арафат около Мекки. Дни ташрик — последние три дня хаджжа (11—13 зу-л-хиджжа). Эти дни паломники находятся в долине Мина и каждый день кидают по семь камней в три находящихся там холма, где, по легенде, Ибрахим отгонял вставшего на его пути Иблиса.

846 Му'аз б. 'Абдаллах б. Хабиб — таби'и, передавал сведения нескольких асхабов (например, Ибн 'Аббас, ‘Укба б. ‘Амир). Его данными пользовались многие ученые последующего времени. Умер в Медине (Тахзиб, 10, 1 359).

847 Ас-Сахих — это название носят два сборника хадисов, составленных ад-Бухари (ум. в 870 г.) и Муслимом (ум. в 875 г.). Они считаются наиболее авторитетными сочинениями в этой области знания. Особенно высоко ценят ас-Сахих ал-Бухари.

848 Муфти — авторитетный ученый, к которому обращались за консультацией по спорным богословским или правовым вопросам. Муфти выносил решение (фетва), основанное на прецедентах, которое в дальнейшем использовалось при решении спорных вопросов.

849 Абу ‘Абд ар-Рахман ал-Джухани — асхаб, участник битвы при ал-Хандаке и ряда других сражений Мухаммада. Жил в Египте (Исаба, 4, 1 710).

850 Абу ‘Абд ар-Рахман ал-Кайни — асхаб, участник завоевания Сирии, сражался под Антиохией в 45—48/665—668 гг. (Исаба, 4, 1 714).

851 Му’аз б. Анас ал-Джухани (был еще жив во время правления в Египте 'Абдаллаха б. ‘Абд ал-Малика) — асхаб. Жил в Египте. Есть сведения, что у него была книга записей рассказов, которые он передавал (Исаба, 3, 1 3049; Усд, 4, 375—376).

852 Заббан б. Фа'ид ал-Хамрави (ум. в 155/771-72 г.) — египетский ученый в области фикха и хадиса. Некоторое время возглавлял управление по разбору жалоб. Его данными пользовались многие египетские ученые (например, Ибн Лахи'а, ал-Лайс б. Са’д) (Тахзиб, 3, 1 574).

853 Видимо, имеется в виду, что должна быть прочитана вся сура, одна из самых коротких в Коране.

854 Сулаймаа б. Зийад (ум. в 117/735 г.) — таби'и, передавал сведения нескольких асхабов. Жил в Египте. Его данные использовали ученые последующих поколений (в том числе его сын Гаус — кади Египта, 'Амр б. ал-Харис л др.) (Тахзиб, 4, 1 325).

865 'Абд ал-Малик б. Абу Карима ал-Магриби (ум. и 204/819-20 г.) — ученый в области хадиса и фикха. В 170/786-87 г. переселился в Египет. Его данные использовали некоторые позднейшие ученые (Тахзиб, 6, 1 870).

856 Билал б. Рабах (ум. в 20/041 г. в Дамаске) — раб абиссинского, происхождения, принявший ислам, откупленный Абу Бакром и отпущенный на волю в Мекке, стал му’аззином Мухаммеда. Участвовал в хиджра в Медину и во всех походах Мухаммеда (EI, 1, 749).

857 Наджранцы — жители древнего, ныне не существующего города Наджрана в Аравии (на юге Саудовской Аравии). Ко времени распространения ислама они в основном были христиане (видимо, несторианского толка); в их городе, по сведениям средневековых историков, был епископ. Наджранцы заключили с мусульманами договор, по которому обязывались выплачивать оговоренную сумму ежегодной дани, но сохраняли свою религию.

858 ‘Алкама б. Римса ал-Балави — асхаб. В 628 г. принес «присягу под деревом». Вместе с 'Амром б. ал-‘Асом отправился в Южную Аравию обращать в ислам жителей Омана. Участвовал в завоевании Египта (Исаба, 2, 1 10035).

859 Абу-р-Рамда' (или ар-Рабда') Йасир ал-Балави — асхаб, участник завоевания Египта, где он поселился и где жили и его потомки (Исаба, 3, 1 8760).

860 Дайлам б. Хаушаб ал-Джайшани — асхаб. Принял участие в походе в Йемен для обращения в ислам его жителей. Участник завоевания Египта (Исаба, 1, 1 2398).

861 ‘Утба б. ан-Нуддар (ум. в 84/703 г.) — асхаб, участник завоевания Египта (Исаба, 2, 1 8782).

862 Шу'айб — неоднократно упоминаемый в Коране мифический пророк, посланный Аллахом к мадйанитам.

863 Талха б. 'Убандаллах (уб. в 36/656-57 г.) — один из первых мусульман и ближайших сподвижников Мухаммеда, участник хиджры в Медину и ряда сражений Мухаммеда. Был в оппозиции халифу 'Усману и сыграл большую роль в организации его убийства. Рассчитывал сам занять халифский престол, поэтому выступил вместе с аз-Зубайром и 'А'ишей против халифа 'Али и был убит в «верблюжьей битве» (EI, 4, 693).

864 Салих б. Джубайр — ученый начала VIII в. Собирал сведения нескольких асхабов и табиев. Его данными пользовались известные ученые последующего времени (Тахзиб, 4, 1 642).

865 Раби'а б. ‘Амр ал-Джураши (уб. в 64/684 г.) — по мнению некоторых средневековых ученых, асхаб, что другие отрицают. Сторонник «антихалифа» 'Абдаллаха б. аз-Зубайра. Убит в битве при Мардж Рахит (Исаба, 1, 1 2006).

866 ‘Амр б. ал-Хамик ал-Хуза'и (уб. в 50/070 г.) — асхаб. Принял ислам после сражения при Ухуде. Халиф ‘Усман назначил его правителем Куфы. В 656 г. он пошел в Медину во главе возмутившихся против халифа и участвовал в его убийстве; затем сражался против халифа ‘Али и после, его убийства уехал в Египет, а оттуда в ал-Джазиру, где и был убит. Его голову из Мосула послали к правителю Ирака Зийаду, а тот переслал ее халифу Му'авии (Исаба, 2, 1 10219).

867 Мухаммед б. Йазид б. Абу Зийад — египетский ученый начала VIII в., собирал сведения ряда табиев. Его данными пользовались крупные ученые последующего времени (например, Йазид б. Абу Хабиб, Хармала б. ‘Имран) (Тахзиб, 9, № 859).

868 ‘Убада б. Нусай (ум. в 118/736 г.) — таби'и, передававший сведения ряда асхабов (в том числе ‘Убады б. ас-Самита, Абу Дарда' и др.). Его данными пользовались многие ученые последующих поколений (Тахзиб, 5, 1 183).

869 Малик б. Хубайра (ум. в правление халифа Марпапа I) — асхаб, участник завоегания Египта. В правление халифа Му'авии некоторое время был правителем Химса в Сирии (Исаба, 3, 1 180).

870 Махди б. Джа'фар (ум. в 227/841-42 г.) — ученый в области хадиса, фикха, собирал также сведения исторического характера (Тахзиб, 10, 1 059).

871 Мухаммад б. ‘Иса (ум. в 224/838-39 г.) — ученый в области хадиса. Его данными пользовались крупнейшие ученые последующего времени (например, ал-Бухари) (Тахзиб, 9, 1 639).

872 Хаммад б. Зайд (ум. в 179/795-96 г.) — известный ученый в области фикха и хадиса. Передавал также исторические сведения. Его данные современные ему и позднейшие ученые высоко ценили и широко использовали (Тахзиб, 3, 1 13).

873 Ал-Харис б. Йа'куб (ум. в 130/747-48 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха и богословия. Его данными пользовались многие ученые, его современники и более поздние (Тахзиб, 2, 1 288).

874 Зу Карнат (или Карбат) ал-Химйари — асхаб. Иудей, принявший ислам. Умер в халифат Му'авии (Исаба, 1, 1 2453).

875 Исма'ил б. Умаййа (ум. в 139/756-57 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия. Передавал также исторические сведения. Его данными пользовались крупные ученые последующих поколений (например, Ибн Исхак, Суфйан ас-Саури) (Тахзиб, 1, 1 524).

876 ‘Абд ас-Самад б. ‘Абд ал-Варис (ум. в 207/822 г.) — ученый в области хадиса и фикха. Его данными пользовались многие позднейшие ученые (Тахзиб, 6, 1 629).

877 'Абд ар-Рахман б. ‘Абдаллах б. Динар — сын известного ученого ‘Абдаллаха б. Динара, ученый в области хадиса и фикха. Его данные ученые последующего времени считали сомнительными, но использовали (Тахзиб, 6, 1 419).

878 Салама б. ‘Амр б. ал-Аква' (ум. в 64/683-84 или 74/693-94 г. в возрасте 80 лет) — асхаб. Принес «присягу под деревом», участвовал во многих походах Мухаммада и завоевательных походах первых халифов. После смерти халифа 'Усмана поселился в Медине, где и прожил до своей смерти (Исаба, 2, 1 6051).

879 Ал-Мисвар б. Махрама (род. во 2/623-24 г., ум. в 64/683 г.) — асхаб. Вместе с ‘Абдаллахом б. аз-Зубайром боролся против Омейядов и был убит при осаде Мекки ал-Хаджжаджем (Усд, 4, 365).

880 Билал б. ал-Харис (ум. в 60/679-80 г. в возрасте 80 лет) — асхаб. Пришел к Мухаммаду в 5/627 г. Жил главным образом в Басре (Усд, 1, 205).

881 Ал-Мусаййаб б. Хазн — асхаб. Вместо с отцом совершил хиджру в Медину. Принес «присягу под деревом». Участвовал в завоевательных походах, в частности в Сирии. Отец известного ученого Са’ида б. ал-Мусаййаба (Исаба, 3, 1 3009).

882 Абу Дубайс ал-Балави (ум. в конце правления халифа Му'авии) — асхаб, жил в Египте (Исаба, 4, № 657).