Комментарии

1 Все звенья передачи текста книги Ибн 'Абд ал-Хакама от Ибн Кудайда (конец IX — начало X в.) до Ахмада ас-Силафи ал-Исбахапи (XII в.) см.: Предисловие, с. 4.

2 Пограничный округ Александрии — формально считался отдельной административной единицей (как и ряд других пограничных округов, например в Сирии). Правитель Египта назначался «править Египтом и Александрией». Огромный город в основном с христианским населением, крупнейший средиземноморский порт постоянно мог подвергнуться нападению византийского флота, что неоднократно и случалось. Поэтому округ Александрии и рассматривался как пограничный и должен был быть постоянно готов отразить нападение.

3 Хармала б. 'Имран ат-Туджиби (род. в 36/656 г., ум. в 128/745 г.) — египетский ученый в области хадиса. Собирал также сведения исторического характера (Бойко, 82—83).

4 Абу Кабил ал-Ма'афири (род. в 35/656 г., ум. в 128/745 г.) — известный собиратель хадисов и исторических преданий. Есть предположение, что он написал книгу о завоевании Египта. Его сведениями пользовался Йазид б. Абу Хабиб, а затем ал-Лайс б. Са'д, Ибн Лахи'а и др. К нему восходит большое количество сведений в книге Ибн 'Абд ал-Хакама (Бойко, 57—61).

5 'Абдаллах б. 'Амр б. ал-'Ас (род. в 616 г., ум. в 65/684 г.) — сын завоевателя Египта, один из асхабов. Вслед за 'Абдаллахом б. 'Аббасом и Ибн 'Умаром считался одним из основных авторитетов в религиозных вопросах. Записывал изречения Мухаммада и давал ему проверить точность записи. Кроме хадисов с его слов передается большое количество исторических преданий, главным образом о доисламском периоде. На сообщения 'Абдаллаха б. ‘Амра опирались многие крупные средневековые ученые (Бойко, 28—41).

6 Относительно представления об обитаемой части земли в виде птицы см.: И. Ю. Крачковский. Избранные сочинения. Т. 4. М.-Л., 1957. с. 51-52.

7 Ал-Вак и Ваквак — острова, которые одни исследователи отождествляют с островом Мадагаскар, другие — с Японскими островами. Дело в том, что у средневековых арабских авторов сведения об этих островах (в частности, данные об их местоположении и населении) весьма различаются.

8 Синд и Хинд — области в северной части Индостанского полуострова, куда арабские купцы стали проникать уже в VIII в.

9 Насик и мансак — мифические народы, которые, по представлениям средневековых арабских авторов, жили за хазарами. См.: Крачковский, 4, 51-52.

10 Зат ал-Хумам — местность к западу от Александрии.

11 Мухаммед (ум. в 632 г.) — создатель религии ислама и основатель мусульманского арабского государства. Мусульмане считают его пророком и называют «пророк» или «посланник Аллаха».

12 Копты — основное население Египта в первые века нашей эры, потомки древних египтян. Название происходит от греческого названия страны ????????. Возвеличение именно этого народа характерно только для египетских мусульманских историков (см.: С. Б. Певзнер. Рассказ Ибн ‘Абд ал-Хакама...).

13 Ашхаб б. ‘Абд ал-'Азиз ал-Кайси (род. в 145/762-63 г., ум. 22 ша'бана 204/11.II 820 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха. Передавал также сведения исторического характера (Тахзиб, 1, № 654).

14 ‘Абд ал-Малик б. Маслама (род. в 140/757-58 г., ум. в 224/838-39 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, а также истории (Бойко, 140-142).

15 Малик б. Анас б. Малик ал-Асбахи Абу 'Абдаллах (род. между 90/708 и 97/715 гг., ум. в 179/795-96 г.) — знаменитый ученый в области хадиса и фикха, основатель маликитского толка (EI, 2, 223-227).

16 Ибн Шихаб — Мухаммад б. Муслим б. 'Убайдаллах б. Шихаб аз-Зухри (род. между 50/670 и 58/678 гг., ум. в 124/742 г.), один из крупнейших ученых эпохи раннего ислама в области хадиса, богословия, исторической традиции, генеалогических преданий, поэзии. Воспитатель сыновей халифа 'Абд ал-Малика, автор сочинений о походах Мухаммада (магази), по генеалогии курайшитов и хронологии халифов. Рукописи Ибн Шихаба хранились в сокровищнице халифов. Собранным им материалом пользовались многочисленные средневековые ученые, начиная с Ибн Исхака (EI, 4, 1342—1343).

17 Ибн Ка'б б. Малик — 'Абд ар-Рахман б. 'Абдаллах б. Ка'б б. Малик ал-Ансари (ум. в правление халифа Хишама), таби'и, передавал сведения со слов нескольких асхабов. Его сообщениями пользовались многие авторитетные ученые (например, аз-Зухри) (Тахзиб, 6, № 432).

18 Исма'ил — по Библии, сын Авраама. Арабы считали ого своим родоначальником. Его мать Агарь (араб. Хаджар), согласно Библии, была наложницей Авраама, которую он позже выгнал вместе с сыном Исмасилом.

19 Ибрахим — библейский Авраам.

20 'Абдаллах б. Салих ал-Джухани Абу Салих (род. в 137/754 г., ум. в 223/838 г.) — известный египетский ученый в области хадиса, фикха и истории. Ученик ал-Лайса б. Са'да и его секретарь. Средневековые египетские ученые часто опираются на его данные (Бойко, 138—140).

21 Мухаммад б. Румх (ум. в шаввале 242/январе — феврале 857 г. или в 243/857-58 г.) — авторитетный египетский ученый в области хадиса, а также исторических преданий (Тахзиб, 9, 1 240).

22 Ал-Лайс б. Са'д б. 'Абд ар-Рахман ал-Фахми Абу-л-Харис (род. в 94/713 г., ум. в 175/791 г.) — происходит из маула, т. о. неарабов (в данном случае — иранцев), в раннее время принявших ислам, считавшихся «клиентами» арабов и не обладавших полнотой прав. Один из крупнейших ученых своего времени в области хадиса и фикха. Его ставили наряду с основателем маликитского толка Маликом б. Анасом (а некоторые даже выше), с которым ал-Лайс состоял в переписке. Книга ал-Лайса по истории упомянута в Фихристе Ибн ан-Надима и в «Правителях Египта» ал-Кин-ди (Бойко, 95—106).

23 'Абдаллах б. 'Абд ал-Хакам (род. в 155/772 г. в Александрии, ум. в рамадане 214/июле — августе 829 г.) — крупный египетский ученый в области хадиса и фикха, а также истории. Три его сына, в том числе и автор издаваемой книги, были авторитетными учеными (Sezgin, 467—468).

24 Суфйан б. 'Уйайпа б. Маймун ал-Хилали (род. в 107/725 г., ум. в 196/811 г.) — крупный ученый в области хаднеа, фикха, толкования Корана. Сохранил много исторических преданий (Sezgin, 96).

25 ‘Абд ал-Малик б. Хишам б. Аййуб ал-Химйари Абу Мухаммад (ум. в 218/834 г.) — известный ученый в области истории, генеалогии, грамматики. Редактор биографии Мухаммада, написанной Ибн Исхаком. Много лет прожил в Египте, где и умер (Sezgin, 297—299).

26 Зийад б. 'Абдаллах ал-Бакка'и (ум. в 182/798-99 или 183/799-800 г.) — ученый в области хадиса и истории. Один из основных передатчиков сведений Ибн Исхака (Тахзиб, 3, 1 685).

27 Мухаммад б. Исхак б. Йасар Абу 'Абдаллах (род. в 85/704 г., ум. в 150/767 г.) — автор биографии Мухаммада, дошедшей до нас в обработке Ибн Хишама. Учился у Йазида б. Абу Хабиба в Египте, позднее состоял с ним в переписке. Один из крупнейших авторитетов в области хадиса и особенно в истории времен Мухаммада (Sezgin, 288—290).

28 Ришдин б. Са'д (род. в 120/737-38 г., ум. в 188/804 г.) — известный египетский ученый в области хадиса. Сохранил много сведений по истории (Бойко, 140—112).

28 'Абдаллах б. Вахб б. Муслим ал-Курайш (род. в 125/743 г., ум. в 197/812 г.) — известный ученый в области толкования Корана, хадиса и фикха, сохранивший также много сведений по истории. Основной представитель маликитского толка в Египте своего времени, некоторое время занимал пост кади страны. Частично сохранилась его книга хадисов. Его книгу по истории упоминают ал-Кинди и ал-Макризи (Бойко, 112—121).

30 ‘Абд ар-Рахман б. Шумаса ал-Махри (ум. после 100/718-19 г.) — табиси, передававший сведения многих асхабов, живших в Египте (например, Ибн ‘Амр, ‘Укба б. ‘Амир), а также Зайда б. Сабита, Ибн 'Умара. Его данными пользовались видные ученые более позднего периода, в том числе Йазид б. Абу Хабиб (Тахзиб, 6, 1 393).

31 Абу Зарр Джундуб (или Бурайр) б. Джунада ал-Гифари (ум. в 32 или 33/652—654 гг.) — один из асхабов, прославленных глубоким знанием установлений ислама и благочестием. За аскетизм суфии и шииты считают его образцом мусульманина. Выступал на стороне ‘Али в его борьбе за власть (EI, 1, 88).

32 Кират — в Египте 1/24 мискала или 1/16 дирхама, равен 4 хаббам. О весовом соответствии кирата см.: Xинц (монетного — с. 12, весового — с. 24). Ныне употребляется кират как мера площади и как мера веса (см.: Хинц, 74, 53).

Вообще слово кират употреблялось в Египте для обозначения 1/24. Так, при составлении кадастра земель в правление мамлюкского султана ал-Малика ан-Насира Мухаммада б. Калауна (1293—1341) вся площадь обрабатываемых земель Египта была разделена на 24 кирата.

33 Сасид б. Майсара — ученый конца VIII — начала IX в. в области хадиса и фикха, ученик Малика б. Анаса. Его данными пользовались авторитетные ученые следующего поколения (Мизан, 1, 350).

34 Исхак б. ал-Фурат ат-Туджиби (род.в 135/752-53 г., ум. в 204/820 г.), передавал сведения ал-Лайса б. Са'да, Ибн Лахи'и и др. Данными Исхака б. ал-Фурата пользовались кроме автора этой книги его брат Мухаммад ибн ‘Абд ал-Хакам, видный законовед и автор исторического труда, и др. (Бойко, 121—123).

36 Ибн Лахи'а — Абу ‘Абд ар-Рахман 'Абдаллах б. Лахи'а б. ‘Укб) ал-Хадрами ал-Гафики (род. в 97/715 г., ум. в 174/790 г.), происходил из семьи, пришедшей в Египет, видимо, при завоевании. Крупный ученый в области хадиса, фикха, богословия и истории. Был кади Египта. Его библиотека сгорела в 170/786-87 г., частично он ее восстановил. Среди папирусов обнаружена запись его хадисов (Бойко, 86—94).

36 ‘Амр б. ал-'Ас (ум. в 42/663 г.) — завоеватель и первый арабский правитель Египта. Был купцом в Мекке, принял ислам только в 6/628 г., после заключения Мухаммадом договора с мекканцами. По поручению Мухаммада привлек к исламу племена Омана. При завоевании Сирии и Палестины командовал одним из корпусов мусульманской армии. Был одним из ближайших помощников Му'авии в борьбе за халифский престол против ‘Али, в частности представлял Му'авию на третейском суде и фактически выиграл этот спор (EI, 1, 338—339).

37 'Умар б. ал-Хаттаб — второй халиф (634—644). В его правление произошли наиболее крупные арабские завоевания. Принадлежал к числу самых близких к Мухаммаду асхабов.

33 Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр ал-Махзуми (род. в 154/770-71 или 155/771-72 г., ум. в 231/845-46 г.) — известный египетский ученый в области фикха (маликитского толка), хадиса и истории. Средневековые авторы упоминают несколько его сочинений (Тахзиб, 9, № 387).

39 Ибн Хубайра — 'Абдаллах б. Хубайра ас-Саба'и (род. в 41/660-61 г., ум. в 123/740-41 г.), таби'и, передававший рассказы нескольких асхабов и пользовавшийся авторитетом у позднейших ученых (Бойко, 55—57).

40 Абу Салим ал-Джайшани Суфйан б. Хани' (ум. в Александрии в правление в Египте 'Абд ал-'Азиза б. Марвана (65—84/684—703) — асхаб или таби'и (по этому поводу есть разные мнения). Участвовал в завоевании Египта. Передавал сведения нескольких асхабов, главным образом живших в Египте. Пользовался авторитетом у позднейших египетских ученых (Тахзиб, 4, 1 209).

41 Исма'ил б. 'Аййаш (ум. в 182/798 г.) — ученый в области хадиса и истории. Считался знатоком биографии Мухаммеда. Его сведения использовали крупные позднейшие ученые (Тазкира, 1, 253).

42 'Абд ар-Рахман б. Зийад б. Ан'ум (род. в 74/693-94 или 75/694-95 г., ум. в 156/772-73 г. в Ифрикии) — ученый в области хадиса и фикха, передавал также исторические рассказы. Некоторое время он занимал пост кади в Ифрикии. Его сведения считались авторитетными, ими пользовались многие крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 6, 1 355).

43 Муслим б. Йасар (ум. в Ифрикии в правление халифа Хишама) — таби'и, передававший сведения нескольких авторитетных асхабов (Тахзиб, 10, 1 261).

44 ‘Амр б. ал-Харис (ум. в 146/764 г.) — известный египетский ученый в области хадиса и фикха, а также древней поэзии и истории. Учитель ал-Лайса б. Са'да (Бойко, 77—79).

45 Йазид б. Абу Хабиб (род. в 53/673 г., ум. в 128/745 г.) — крупный египетский ученый в области фикха, хадиса и истории. Некоторые средневековые авторы считают, что он был первым, кто занялся в Египте этими отраслями знаний. Основная часть его исторических сведений относится к истории завоевания Египта и к правлению там ‘Амра б. ал-'Аса, хотя есть и более поздние. Состоял в переписке с аз-Зухри, которому сообщал неизвестные тому сведения. Мухаммад б. Исхак специально приезжал в Египет, чтобы учиться у него (Бойко, 61—67).

46 Абу Салама б. 'Абд ар-Рахман б. 'Ауф — сын одного из первых десяти асхабов, пользовавшихся наибольшим авторитетом, сам принадлежал к числу асхабов. Передавал непосредственно от Мухаммеда и многих асхабов. Пользовался авторитетом у позднейших ученых, так как его сведения считались достоверными (Исаба, 2, 1 9547).

47 Муса б. Аййуб ал-Гафики — ученый середины VIII в. в области хадиса. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые, например 'Абдаллах б. ал-Мубарак (Мизан, 2, 509).

48 Аз-Забад — город в Йемене.

49 Абу Хани' ал-Хаулани Хумайд б. Хани' (ум. в 142/759-60 г.) — ученый в области хадиса и фикха, передавал также рассказы историчест кого характера, основываясь на данных авторитетных табиев 1-го поколения. Его сведениями пользовались крупные позднейшие ученые Египта (Тахзиб, 3, 1 86).

50 Абу 'Абд ар-Рахман ал-Хубулли (ум. в Ифрикии, или в Кордове, или в Тунисе в 100/718-19 г.) — таби'и, передававший сведения многих асхабов, живших в Египте. Во время завоевания Северной Африки и распространения там ислама был направлен туда правителем Египта 'Абд ал-'Азизомб. Марваном (Тахзиб, 6, 1 161).

51 'Амр б. Хурайс — передатчик сведений, которыми пользовались позднейшие египетские ученые (Тахзиб, 8, 1 68).

52 Абу-л-Асвад ан-Надр б. 'Абд ал-Джаббар (род. в 145/762-63 г., ум. 25 зу-л-хиджжа 219/20.XII 834 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха, передавал также много исторических сведений. Его данные широко использованы Ибн 'Абд ал-Хакамом (Тахзиб, 10, 1 803).

53 'Умар б.'Абдаллах ал-Мадани, маула Гуфры (ум. в 145/762-63 или 146/763-64 г.) — ученый в области хадиса и фикха, передававший также сведения исторического характера.

54 Ал-Фарама — город на востоке Египта, на побережье Средиземного моря.

55 'Усман б. Салих б. Сафван ас-Сахми Абу Йахйа (род. в 144/761 г., ум. в 219/834 г.) — крупный египетский ученый в области хадиса и истории. Его книга по истории Египта упомянута у 'Умара б. Мухаммеда ал-Кинди (жил во второй половине X в.) и у ал-Макризи (Бойко, 130—138).

56 Йусуф — библейский Иосиф.

57 'Айн Шамс (античный Гелиополь) — город в Египте несколько севернее Каира.

58 Марийа — коптская рабыня, подаренная Мухаммеду, мать его умершего в младенчестве сына Ибрахима.

59 Хани' б. ал-Мутаваккил (ум. в 242/856-57 г. в возрасте более 100 лет) — египетский ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера (Мизан, 2, 522—523).

60 Умм Дунайн — селение около ал-Фустата на берегу Нила, в дальнейшем называлось ал-Макс (см. примеч. 377).

61 Ал-Хиджр — город в Аравии между Мединой и Вади-л-Кура.

62 Бакр б. Савада (ум. в Ифрикии или в ал-Андалусе в 128/745-46 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Его данные позднейшие ученые считали авторитетными (Тахзиб, 1, 1 888).

63 Бакр б. ‘Амр ал-Хаулани (ум. в халифат ал-Мансура после 140/757-58 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Был имамом Соборной мечети в ал-Фустате (Тахзиб, 1, 1 893).

64 Курайшиты — члены племени курайш, которое жило в Мекке и к которому принадлежал пророк Мухаммад. Как соплеменники пророка, пользовались многими преимуществами и были окружены уважением всех мусульман.

65 Йазид б.'Амр ал-Ма'афири — передавал сведения асхабов и табиев, живших в Египте. Его данными пользовались крупные позднейшие египетские ученые (Тахзиб, 11, 1 675).

66 Ка'б ал-Ахбар — Абу Исхак Ка'б б. Мати’, еврей из Йемена, принявший ислам при Абу Бакре или при ‘Умаре. Основной передатчик йеменской и библейской традиций в исламе. Его сведения постоянно приводят средневековые историки (Sezgin, 304).

67 Муса — библейский Моисей; Харун — библейский Аарон.

68 Тубай'б. 'Амир (ум. в Александрии в 101/719-20 г.) — пасынок Ка’ба ал-Ахбара. Жил в Египте. Передавал главным образом сведения Ка’ба. Его данными пользовались многие позднейшие египетские ученые (Бойко, 43-47).

69 О поклонении золотому тельцу см.: Исход XXXII.

70 Имеется в виду 'Абдаллах б. Салих.

71 Абу Рухм Ахзаб б. Усайд ас-Сама’и — асхаб или таби'и 1-го поколения. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые (Тахзиб, 1, 1 354).

72 Асуан — город на берегу Нила в Верхнем Египте.

73 Рашид (Розетта) — город при впадении западного рукава Нила в Средиземное море.

74 Саха — город в Нижнем Египте.

75 Думйат (Дамиетта) — город при впадении восточного рукава Нила в Средиземное море.

76 Манф (древний Мемфис) — город на левом берегу Нила неподалеку от Каира.

77 Ал-Файйум — город в Верхнем Египте, центр оазиса, орошаемого каналом из Нила.

78 Ал-Манха — селение у начала канала, отводящего воды Нила в ал-Файйум.

79 Сарадус — город в Египте между ал-Фустатом и Думйатом.

80 Хаман — в Библии это имя не упомянуто.

81 Йахйа б. Маймун ал-Хадрами (ум. в 114/732-33 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического содержания. В 112—114/730-31—732-33 гг. занимал пост кади Египта. Его данными пользовались позднейшие ученые (Тахзиб, 11, 1 567).

82 Кибла — направление в сторону храма Каабы в Мекке, куда мусульмане обращаются лицом во время молитвы. В Египте это направление на юг {ОЧЕНЬ примерно. HF.}. Поэтому там часто вместо слова «юг» говорят кибла.

83 Асад б. Муса б. Ибрахим ал-Умави (род. в 132/749 г., ум. в 212/827 г.) — знаменитый ученый в области хадиса, прозванный Асад ас-Сунна («лев сунны»). От него передают много исторических сведений (Бойко, 123—125).

84 Халид б. ‘Абдаллах ат-Таххан (род. в 115/733-34 г., ум. в 179/795-96 или 186/802 г.) — ученый в области хадиса и фикха, сведениями которого пользовался ряд авторитетных ученых (Тахзиб, 3, 1 187).

85 Мухаддис — передатчик хадисов.

86 Набатеи — этим термином арабы называли сирийцев-христиан.

87 Ал-Мукаукис — этим именем арабские авторы называли мелькитского патриарха Александрии Кира, которого император Ираклий в 631 г. назначил также префектом Египта и ответственным за сбор налогов. Годы его правления отмечены жестокими притеснениями коптов.

88 Харадж — в данном случае поземельный налог. Именно в таком значении этот термин употреблялся с IX—X вв. В более раннее время этот термин мог обозначать просто дань, которую арабы взимали с побежденных городов и стран, а также совокупный налог, поземельный и подушный.

89 Аббасиды — династия халифов, правившая с 750 г. Возводили свой род к ал-'Аббасу, дяде Мухаммада.

90 'Аййаш б. 'Аббас ал-Китбани (ум. в 133/750-51 г.) — египетский ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Его сведения позднейшие авторитетные ученые считали достоверными и широко использовали (Бойко, 68—71).

91 Ханаш б. 'Абдаллах ас-Сан‘ани (ум. в 100/718-19 г.) — приверженец 'Али б. Абу Талиба. Переселился в Египет, принял участие в походе в Северную Африку, где и умер (Тахзиб, 3, 1 102).

92 'Абдаллах б. 'Аббас (ум. в 68/687 или 70/689 г.) — один из основных авторитетов в толковании Корана, передатчик большого количества хадисов, а также сведений по библейской истории, по истории времен Мухаммада и арабских завоеваний (EI, 1, 20—21).

93 Нух — библейский Ной.

94 О сыновьях Ноя см.: Бытие IX, 18—26. Об их потомках см.: Бытие X.

95 Арфахшаз, сын Сама,— по Библии (Бытие X, 122; XI, 12, 13) его имя Арфаксад.

96 Миср б. Байсар б. Хам — по Библии (Бытие X, 6), Мицраим был сыном Хама.

97 Сыновья Хама — см.: Бытие X, 6—20.

98 Байсар в Библии не упоминается.

99 Сулайман б. Билал (ум. в Медине в 172/788-89 или 177/793-94 г.) — авторитетный ученый в области хадиса и фикха, сведения которого многие позднейшие ученые считали достоверными и широко использовали. Был муфти в Медине. Некоторое время ведал хараджем в этом городе (Тахзиб, 4, 1 304).

100 Йахйаб. Са'ид б. Кайс ал-Ансари (ум. в 144/761-62 или 146/763-64 г.) — авторитетный ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Его сообщения считали достоверными и использовали самые авторитетные позднейшие ученые. Есть сведения, что у него были письменные труды (Тахзиб, 11, 1 360).

101 Са'ид б. ал-Мусаййаб б. Хазн ал-Махзуми Абу Мухаммад (род. в 13/834 г., ум. в 94/713 г.) — таби'и, пользовавшийся большим авторитетом в средневековье в области хадиса, фикха, богословия, генеалогии и истории (Sezgin, 276).

102 румийцы — население Византийской империи, которую арабы называли ар-Рум (т. е. Рим).

103 Йаджудж и маджудж — в мусульманской мифологии народы (гог и магог), жившие на краю земли.

104 Сыновья Мисра (библейский Мицраим) в Библии носят совсем другие имена. См.: Бытие X, 13.

105 ‘Абдаллах б. Халид б. Са'ид б. Абу Марйам — передатчик сведений главным образом своего деда, известного ученого.

106 Халид б. Наджих — ученый первой половины IX в. в области хадиса. Передавал также сведения исторического характера. Основывался на данных Са'ида б. Абу Марйам, сАбдаллаха б. Салиха и др. (Мизаи, 1, 268).

107 Ал-'Ариш — город на побережье Средиземного моря, первый египетский населенный пункт на пути из Сирии.

108 Барка — область у западных границ Египта.

109 Айла — городок на побережье Акабского залива Красного моря. Путь из ал-Фустата в Мекку шел через него.

110 Кифт — город в Верхнем Египте.

111 Ушмун — город и округ в Верхнем Египте к западу от Нила.

112 Са (древний Саис) — город в Нижнем Египте у побережья Средиземного моря.

113 Атриб — город и округ к северо-востоку от Каира.

114 Сара — библейская Сарра, жена Авраама.

115 Лут — библейский Лот.

116 Харран — город в Северной Сирии (ныне территория Турции).

117 Мухаммад б. ас-Са'иб ал-Калби (ум. в 146/763 г.) — прославленный ученый в области генеалогии и древней истории арабов (GAL, 1, 139—140).

118 Абу Салих Базам, маула Умм Хани', — один из младших асхабов, передавал сведения ‘Али, Ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры и ряда других. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые, однако они не считали их вполне достоверными. Есть сведения, что он записал свои хадисы (Тахзиб, 1, 1 770).

119 Хавва' — библейская Ева.

120 Абу Хурайра (ум. в Медине в 57 или 58/676—678 гг. в возрасте 78 лет) — асхаб, передатчик огромного числа хадисов. Именно в этом качестве пользовался большим авторитетом у позднейших ученых (EI, 1, 99—100).

121 Джарир б. Хазим б. 'Абдаллах ал-Басри Абу-н-Надр (род. в 85/ 704 г., ум. в 170/786 г.) — ученый в области хадиса и истории. Его сведениями пользовались многие средневековые историки (Sezgin, 310).

122 Аййуб б. Абу Тамим Кисан ас-Сахтийани (род. между 62/681-82 и 68/687-88 гг., ум. в 131/748-49 г.) — ученый в области хадиса, передавал также сведения исторического характера. От него передавали 800 хадисов. Его данными пользовались самые авторитетные позднейшие ученые (Тахзиб, 1, 1 733).

123 Мухаммад б. Сирин ал-Басри ал-Ансари Абу Бакр (род. в 33/653 г., ум. в 110/729 г.) — таби’и, передавал сообщения многих асхабов, пользовался большим авторитетом в хадисе и фикхе. Сохранил много исторических сведений. Известен также как толкователь снов (Sezgin, 633).

124 Ибн Абу-з-Зинад ‘Абд ар-Рахман (род. в 100/718-19 г., ум. в Багдаде в 174/790-91 г.) — авторитетный ученый в области хадиса, фикха, истории. Жил в Медине. Его отец Абу-з-Зинад ‘Абдаллах (род. в 66/685-86 г., ум. в 103/721-22 г.) передавал сведения младших асхабов и табиев 1-го поколения. Его данными пользовались многие авторитетные позднейшие ученые (Тахзиб, 6, 1 353).

125 Ал-Асрадж ‘Абд ар-Рахман б. Хурмуз (ум. в 110/728-29 или 117/ 735 г. в Александрии), передавал сведения Абу Хурайры (один из основных их передатчиков), Ибн 'Аббаса и многих других асхабов. Его сведения крупные позднейшие ученые считали достоверными и широко использовали (Тахзиб, 6, 1 566).

126 Исра'ил б. Пунус ал-Хамдани (ум. в 162/778 г.) — авторитетный ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 1, 1 496).

127 Абу Исхак ‘Амр б. 'Абдаллах ас-Сабиси ал-Хамдани (род. в 32/653 г., ум. в 127/745 г.) — таби'и, передававший сведения многих асхабов, известный знаток магази ( Sezgin, 283).

128 Хариса б. Мударриб — таби'и. Передавал рассказы нескольких асхабов (например, ‘Али, 'Абдаллах б. Мас'уд, Абу Муса ал-Аш'ари). Его сведения считались достоверными и использовались учеными последующего времени (Тахзиб, 2, 1 297).

129 'Али б. Абу Талиб — двоюродный брат пророка Мухаммада и муж его дочери. Один из первых, кто принял ислам. Был халифом в 656—660 гг. Убит фанатиком-хариджитом. Пользовался большим уважением средневековых ученых как авторитет в мусульманском богословии, в передаче преданий и т. п.

130 Васима б. Муса б. ал-Фурат ал-Фариси ал-Вашша’ Абу Йазид (ум. в 237/851 г.) — ученый в области хадиса и истории (Sezgin, 315).

131 Салама б. ал-Фадл (ум. после 190/805-06 г. в Рее) — ученый в области хадиса, фикха и истории. Один из основных передатчиков сведений Ибн Исхака (в книге ат-Табари данные Ибн Исхака приводятся со ссылкой именно на него) (Тахзиб, 4, 1 265).

132 'Амр б. ал-Азхар — ученый VIII в. в области хадиса и фикха. Передавал сведения аш-Шасби и некоторых других. Позднейшие ученые считали, что в его сообщениях много ошибок (Мизан, 2, 252).

133 Амаликитяне — народ, упоминаемый неоднократно в Библии, который жил в Южной Палестине и вел борьбу с израильтянами.

134 Ибн Худжайра ‘Абд ар-Рахман ал-Хаулани (ум. в мухарраме 83/феврале — начале марта 702 г.) — таби'и. Передавал рассказы ряда пользовавшихся авторитетом асхабов ('Абдаллах б. Мас'уд, Абу Хурайра, 'Абдаллах б. ‘Амр и др.) (Тахзиб, 6, 1 326).

135 Абу Са’ид Кисан ал-Макбари (ум. в 100/718-19 г. или, по другим сведениям, в халифат Валида I) — таби'и. Передавал сведения 'Али, ‘Амра б. ал-'Аса, Абу Хурайры, Усамы б. Зайда и ряда других асхабов (Тахзиб, 8, 1 823).

136 ‘Икрима ал-Барбари Абу 'Абдаллах (ум. в 106/724-25 г.) — авторитетный ученый в области хадиса, фикха, истории. Его сведения широко использовались крупными позднейшими учеными (Тахзиб, 7, 1 475).

137 Хишам б. Исхак — ученый VIII в. в области хадиса, передатчик сведений своего отца (Тахзиб, 11, 1 70).

138 Ал-Лахун — город в Верхнем Египте.

139 Это объяснение названия может рассматриваться как пример ложной этимологии: по-арабски «тысяча дней» пишется теми же буквами, что название ал-Файйум.

140 Шана — деревня в Египте в Файйумском оазисе.

141 Ансина — город в Верхнем Египте на восточном берегу Нила.

142 Ихмим (античный Панополь) — город в Верхнем Египте на берегу Нила, центр одноименного округа.

143 ‘Абд ал-'Азиз б. Марван — брат халифа 'Абд ал-Малика, правитель Египта (с 11.11 685 по VI 703 г.), отец халифа 'Умара II. Покровительствовал ученым, в первую очередь в области богословия, хадиса, фикха.

144 Хулван — город в 30—40 км к югу от Каира.

145 Усама б. Зайд ат-Танухи — правитель Египта в 102/720-21 г., в правление халифа Йазида II (Йазида б. 'Абд ал-Малика). Сведений о том, какой пост в Египте он занимал в правление халифа ал-Валида, найти не удалось.

146 Ал-Валид б. 'Абд ал-Малик (Валид I) — омейядский халиф (86—96/705—715).

147 Ал-Джазира — остров на р. Нил, стал частью ал-Фустата, затем Каира.

148 Ал-Фустат — первая арабская столица Египта, резиденция наместника и ставка войск. С постройкой Каира в конце X в. запустел. Ныне стал частью Каира.

149 Йа'куб — библейский Иаков.

150 Масрук б. ал-Аджда’ (ум. в 62/681-82 или 63/682-83 г.) — таби'и, передавал сведения ряда авторитетных асхабов (Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, 'Али и др.) (Тахзиб, 10, 1 205).

151 Йахуза — библейский Иуда.

152 Хеврон — древний город в Палестине.

153 Земля Ханаанская — часть восточного побережья Средиземного моря, где образовались Иудейское и Израильское царства.

154 Мухаммад б. Ассад ат-Таглиби — ученый второй половины VIII в. в области хадиса. Передавал также сведения исторического характера (Тахзиб, 9, 1 52).

155 Абу-л-Ахвас Садам б. Салим ал-Ханафи ал-Куфи — ученый середины — второй половины VIII в. в области хадиса, фикха и богословия (Мизан, 1, 358).

156 Симак б. Харб (ум. в 123/740-41 г.) — ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Его данными широко пользовались позднейшие авторитетные ученые (Тахзиб, 4, 1 390).

157 Ал-’Аббас б. Талиб (ум. в джумада II 258/IV—V 872 г.) — ученый в области хадиса, собирал также сведения исторического характера (Тахзиб, 5, 1 197).

158 ‘Абд ал-Вахид б. Зииад (ум. в 176/792 г.) — ученый в области хадиса и фикха (Такриб, 1, 526).

159 Йунус б. 'Убайд б. Динар ал-'Абди (ум. в 139/756 г.) — ученик ал-Хасана ал-Басри и Мухаммада б. Сирина, известный знаток хадисов (Sezgin, 88).

160 Ал-Хасан б. Абу-л-Хасан Йасар ал-Басри Абу Са’ид (род. в 21/642 г., ум. в 110/728 г.) — таби'и, передававший сведения многих асхабов, больше всего Анаса б. Малика. Благодаря учености, праведности, красноречию пользовался огромным авторитетом. Сыграл определенную роль в возникновении мутазилитского учения (основатели учения были его учениками), а также мистического направления в исламе. Его сведения в области богословия, фикха, хадиса, истории, грамматики и т. д. широко использовались учеными средневековья и считались весьма авторитетными (Sezgin, 591—593).

161 Са'ид б. Касир б. 'Уфайр, чаще Са'ид ибн ‘Уфайр, или Ибн ‘Уфайр (род. в 146/763-64 или 147/764-65 г., ум. в 226/840-41 г.), — крупный египетский ученый, особенно известный в области хадиса (его сведениями пользовались ал-Бухари и Муслим) и истории. Он был автором исторических сочинений, упоминаемых средневековыми учеными. Об этом свидетельствует также большое количество точных дат, приводимых Ибн ‘Абд ал-Хакамом со ссылкой на Ибн 'Уфайра (Бойко, 144—153).

162 Хани’ б. ал-Мунзир ал-Кала'и — ученый VIII в. Ему приписывают сочинение Насаб химйар (Sezgin , 258).

163 ‘Абд ал-Малик б. Майсара (ум. во второй половине II в. хидж-. ры) — ученый в области хадиса. Его сведениями пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 6, 1 886).

164 Ан-Наззал б. Сабра — таби'и, передававший рассказы нескольких асхабов и пользовавшийся авторитетом (Тахзиб, 10, 1 763).

165 Абу вакр ас-Сиддик — первый халиф (632—634). Принадлежал к числу первых, кто принял ислам. Был одним из самых близких Му-хаммаду людей.

166 Ал-Ашрас (или Ашрас) б. Абу-л-Хасан — египетский ученый конца VIII — начала IX в. (Мизан, 1, 102).

167 Айат — «чудо», «божественное откровение». В частности, согласно воззрениям мусульман, Мухаммад получал от Аллаха айаты, из которых составлялись суры (главы) Корана.

168 Зайд б. Хариса — раб Хадиджи, жены Мухаммада, отпущенный затем на волю. Один из первых мусульман, принял участие в хиджре в Медину, сражался в битве при Бадре, а в битве у Би'р Ма'уна был убит в возрасте 55 лет (Исаба, 2, 1 2575).

169 Тихама — область в Аравии на побережье Красного моря.

170 'Абд ар-Рахман б. ‘Ауф (ум. в 31/651-52 или 32/652-53 г.) — один из первых, кто принял ислам, и ближайших к Мухаммеду асхабов, участник хиджры в Абиссинию и хиджры в Медину. Пожертвовал мусульманской общине 40 тыс. динаров, 500 лошадей и 500 верблюдов. Принимал участие во всех походах и сражениях первых халифов. Отличался благочестием. Халиф 'Умар перед смертью хотел назначить его своим преемником, но 'Абд ар-Рахман отказался. 'Умар все же назначил его вместе с сАли, 'Усманом, Са'дом б. Абу-л-Ваккасом, аз-Зубайром и Талхой в совет, который должен был выбрать его преемника на халифском престоле. 'Абд ар-Рахман б. 'Ауф сыграл решающую роль в выборе халифом 'Усмана, так как вел предварительные переговоры со всеми членами этого совета, которые поручили ему сделать окончательный выбор (Исаба, 2, 1 9547).

171 Ал-Мас'уди Абу Мухаммад 'Абд ар-Рахман б. 'Абдаллах (ум. в 160/776-77 г.) — ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались позднейшие ученые (Тазкира, 1, 177).

172 Абу 'Убайда 'Амир б. 'Абдаллах б. Мас'уд ал-Хузали-таби'и, передавал сведения нескольких асхабов ('А'иша, Абу Муса ал-Аш'ари и др.). Его сведениями пользовались многие позднейшие авторы (Тах-зиб, 4, 1 121).

173 Муса б. 'Улай б. Рабах (род. в 89/707-08 г., ум. в 163/779-80 г.) — известный собиратель хадисов, сохранивший также много исторических сведений. Был правителем Египта в 772—776 гг. (Тахзиб, 10, 1 641).

174 'Улай б. Рабах ал-Лахми (род. в 10/631-32 г., ум. в 114/732-33 или 117/735 г.) — таби'и, собиравший рассказы многих асхабов. Принял участие в завоевательных походах в ал-Магриб (Бойко, 50—55).

175 ‘Амр б. Маймун (ум. в 74/693-94 или 75/694-95 г.) — таби'и, передавал сведения авторитетных асхабов ('Умар, Ибн Мас'уд, Абу Зарр, 'А'ишаидр.). Его данными пользовались многие ученые (Тахзиб, 8, 1 180).

176 Йаушу' б. Нун — библейский Иисус Навин.

177 Му'авийа б. Салих (ум. в 158/774-75 г.) — ученый в области хадиса и фикха, передавал также сведения исторического характера. Его данные использовали авторитетные позднейшие ученые. Некоторое время занимал пост кади в ал-Андалусе. Есть сведения, что у него были записи (Тахзиб, 10, № 389).

178 'Али б. Абу Талха ал-Хашими (ум. в 120/737-38 г.) — ученый в области хадиса и фикха (Тахзиб, 7, 1 567).

179 Хафс б. 'Умар ал-'Адани — ученый второй половины VIII в. в области хадиса и фикха. Его данными пользовались многие ученые последующего времени (Тахзиб, 2, 1 718).

180 Ал-Хакам б. Абан (ум. в 154/770-71 г. в возрасте 84 лет) — ученый в области хадиса. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 2, 1 736).

181 Абу Сахр Хуманд б. Зийад — таби'и, передававший сведения нескольких асхабов и старших табиев предыдущего поколения (Тахзиб, 11, 1 638).

182 Мухаммад б. Ка'б ал-Курази (ум. в 118/736 г.) — таби'и, видный ученый в области толкования Корана, хадиса, а также, по-видимому, истории (Sezgin, 32).

183 Абу Сахл Ахмад б. 'Абд ар-Рахим ал-Барки (ум. в 270/884 г.) — ученый в области хадиса и богословия. Передавал также сведения исторического характера. В его передаче до нас дошла книга жизнеописания Мухаммеда, написанная Ибн Хишамом (Тазкира, 1, 570).

184 Мухаммад б. Йусуф (род. в 120/738 г., ум. в 212/827 г.) — ученый в области богословия, хадиса, фикха. Жил в Кайсарии, в Сирии. Его данными пользовались такие авторитетные ученые, как ал-Бухари, Ахмад б. Ханбал и др. (Sezgin, 40).

185 Ибн Абу Наджих 'Абдаллах (ум. в 131/748-49 или 132/749-50 г.) — ученый в области хадиса, толкования Корана. Передавал также исторические сведения. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые (Тахзиб, 6, 1 101).

186 Муджахид б. Джабр ал-Макки Абу-л-Хаджжадж (род. в Мекке в 21/642 г., ум. в 104/722 г.) — таби'и, известный ученый в области толкования Корана и фикха. Ученик Ибн (Аббаса, передавал сведения ряда асхабов ('Али, Убай б. Ка'б, Ибн 'Умар и др.). Высоко ценился при халифском дворе, выполнял ряд поручений дипломатического характера. Его сообщения последующие ученые считали весьма авторитетными и широко использовали (Sezgin, 29).

187 Са'ид б. Абу 'Аруба Михран ал-’Адави ал-Басри (род. в 70/689 г., ум. в 156/773 г.) — басрийский ученый в области хадиса, передававший от Катады и ал-Хасана ал-Басри. Его считают одним из первых составителей сборников хадисов, где предания располагались в определенном порядке (Sezgin, 9).

188 Катада б. Ду'ама б. Катада ас-Садуси Абу-л-Хаттаб (род. в 60/679 г., ум. в 118/736 г.) — таби'и, передававший сведения Анаса б. Малика и табиев старшего поколения, видный ученый в области толкования Корана и фикха, известный знаток древней поэзии, генеалогии и истории (Sezgin, 31—32).

189 Абд ар-Рахман б. Зайд б. Аслам (ум. в 182/98-99 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые. Есть сведения, что он записывал хадисы (Тахзиб, 6, 1 358).

190 Джибрид — библейский архангел Гавриил. Согласно мусульманской мифологии, именно он возвестил Мухаммаду о его пророческой миссии и явился посредником между Мухаммедом и Аллахом.

191 Ал-Хасан б. Билал — ученый второй половины VIII в. Жил в Басре, потом в ар-Рамле (Тахзиб, 2, 1 476).

192 Хаммад б. Салама (ум. в зу-л-хиджжа 167/июле 784 г.) — известный ученый в области хадиса, фикха, передавал также много рассказов исторического характера. Его сведениями широко пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 3, 1 14).

193 'Али б. Зайд (ум. в 129/746-47 или 131/748-49 г.) — ученый в области хадиса и толкования Корана. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые (Тахзиб, 7, 1 544).

194 Йусуф б. Михран — таби'и, передавал рассказы Ибн 'Аббаса, Ибн ‘Умара и других асхабов. Есть сведения, что его данные были записаны (Тахзиб, 11, 1 869).

195 Абу ‘Али Мухаммад б. Сулайман б. 'Абдаллах ал-Асбахи (ум. в 181/797-98 г.) — ученый в области хадиса и богословия, передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались многие позднейшие ученые (Тахзиб, 9, 1 313).

196 ‘Ата’ б. ас-Са'иб (ум. в 137/754-55 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, сохранил также сведения исторического характера. Его данные широко использовались авторитетными позднейшими учеными. Есть сведения, что его хадисы были записаны (Тахзиб, 7, 1 385).

197 В Библии (Исход II, 12) говорится о том, что Моисей убил египтянина-надсмотрщика, притеснявшего евреев, однако это не имело прямого отношения к исходу.

198 ‘Амр б. Халид (ум. в Египте в 229/843-44 г.) — египетский ученый в области хадиса, фикха, религиозных наук, собравший также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые (например, ал-Бухари, Ибн Маджа), в особенности египетские (Мизан, 2, 257).

199 Зухайр б. Му'авийа (ум. в 176/792-93 или 177/793-94 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, передавал также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 3, № 648).

200 Науф б. Фадала Абу Йазид ал-Бакали (ум. между 90/708-09 и 100/718-19 гг.) — пасынок Ка'ба ал-Ахбара. Передавал сведения отчима, ‘Али б. Абу Талиба, 'Абдаллаха б. 'Амра и других асхабов. Его данными пользовались авторитетные позднейшие ученые. Жил в Сирии (Тахзиб, 10, 1 880).

201 Ас-Са'ид — Верхний Египет.

202 Сулайман б. Дауд — библейский Соломон.

203 Мархаб — согласно Библии (3-я Царств XI, 43, XII, XIV, 21; 2-я Паралипоменон IX, 31, X, XI, XII), после Соломона царствовал Ровоам (корень имени тот же, но в другом грамматическом оформлении). По Библии, он был не дядей Соломона, а его сыном.

204 Бахт Нассар — вавилонский царь Навуходоносор (605—562 гг. до н. э.), который завоевал Иудейское царство и вывел плененное население в Вавилонию.

205 Ирмийа — библейский Иеремия.

206 Илийа' — одно из названий Иерусалима.

207 Рассказ о Навуходоносоре и Иеремии ср.: Иеремия XXXIV, XXXVII, XXXIX—XLIII, L, LII.

208 ‘Абд ар-Рахман б. Ганм ал-Аш'ари (ум. в 78/697-98 г.) — сын асхаба (некоторые авторы относят и его самого к числу асхабов). Передавал рассказы многих асхабов (в том числе ‘Умара, 'Усмана, 'Али). Его данными пользовались многие позднейшие ученые. В 65/684-85 г. переселился из Сирии в Египет (Тахзиб, 6, 1 498).

209 Маслама б. Мухаллад ал-Хазраджи (род. в 616 г., ум. в Медине 25 раджаба 62/20 апреля 681 г.) — один из асхабов. Участвовал в завоевании Египта. Был правителем этой страны с 20 раби' I 41/24 июля 661 г. до смерти (Ибн Са‘д, 7/2, 195).

210 Победа Византии и изгнание персов из Египта и Сирии относится к 629 г., т.е., как и указано в тексте, это произошло после победы ислама, но до смерти Мухаммада.

211 ‘Укайл б. Халид — современник и друг крупнейшего ученого конца VII — начала VIII в. аз-Зухри (Ибн Са'д, 7/2, 206).

212 'Убайдаллах б. 'Абдаллах б. ‘Утба ибн Мас'уд (ум. в 99/717-18 г.) — внучатый племянник одного из самых почтенных асхабов 'Абдаллаха б. Массуда. Передавал рассказы от него, Ибн 'Аббаса, 'А'иши и многих других асхабов. Его данные использовали многие авторитетные позднейшие ученые (например, аз-Зухри) (Тахзиб, 8, 1 50).

213 Ал-Худайбийа — место на границе священного округа Мекки. Когда в 628 г. Мухаммад собрался совершить паломничество в Мекку, мекканцы отказались его впустить и выслали против него войско. Мухаммад и 1500 его приверженцев остановились в ал-Худайбии и вступили в переговоры с мекканцами. В один из напряженных моментов Мухаммад собрал своих воинов у большого дерева и принял у каждого присягу, что тот его не оставит. Хотя Мухаммад и не был впущен в Мекку, переговоры в ал-Худайбии явились поворотным пунктом в политическом отношении: мекканцы признали Мухаммада как равную политическую силу и заключили с ним договор. Согласно этому договору в 629 г. Мухаммад получал право вступить в Мекку для совершения паломничества.

После этих переговоров к мусульманской общине присоединился ряд влиятельных мекканцев, в частности Халид б. ал-Валид, крупнейший полководец раннего ислама, а также ‘Амр б. ал-'Ас и др.

214 Бабилйун — крепость, основанная в древности в районе будущего ал-Фустата — Каира, на окраине которого она находится и ныне. Использовалась затем византийцами и персами. В дальнейшем в тексте называется ал-Хисн, или Крепость.

215 Са'ид б. ‘Иса б. Талид (ум. 13 зу-л-хиджжа 291/26 октября 904г.) — ученый в области хадиса, богословия, фикха. Его данными пользовались авторитетные ученые (например, ан-Ниса'и) (Тахзиб, 4, 1 123).

216 Ал-Хикл б. Зийад (ум. в 179/795-96 г.) — ученый в области гуманитарных наук своего времени. Был секретарем знаменитого ученого ал-Ауза'и. Его данными пользовались многие позднейшие ученые. Жил в Бейруте (Тахзиб, 11, 1 103).

217 Му'авийа б. Йахйа ас-Садафи — ученый VIII в. в области фикха и хадиса. Передавал также сведения исторического характера. Есть сообщения, что его рассказы были записаны (Тахзиб, 10, 1 402).

218 Ал-Хурмузан — правитель Хузистана и Ахваза, сопротивлявшийся арабам еще год после падения столицы Сасанидов — Ктесифона. Взятый в плен, он был помилован халифом ‘Умаром, принял ислам и стал советником халифа. После того как ‘Умар в 644 г. был убит, ал-Хурмузан был заподозрен в соучастии и убит.

219 Ал-Ахваз — область в Южном Ираке.

220 Хосрой — этим термином арабы называли сасанидских царей Ирана, из которых трое имели имя Хосров.

221 Ираклий — византийский император (610—641). В 627—628 гг. нанес поражение сасанидским царям Ирана. Именно в его правление арабы вторглись во владения Византии и завоевали Сирию, Палестину, Египет, Армению.

222 Зу-л-Карнайн — так арабы называли Александра Македонского.

223 Са'ид б. Башир (ум. в 168/784-85 г.) — ученый в области хадиса, фикха, богословия, собирал также сведения исторического характера. Его данными пользовались крупные позднейшие ученые (Тахзиб, 4, 1 11).

224 Химйариты — древний народ, населявший Южную Аравию.

225 Тубба' — доисламские цари Йемена.

226 ‘Укба б. ‘Амир ал-Джухани (ум. в 658 г.) — один из асхабов. Был грамотен, собрал Коран и имел список, отличный от 'усмановской редакции. Считался знатоком богословия. Известен был и как поэт. В битве при Сиффине сражался на стороне Му’авии. В 44/664 г. был назначен правителем Египта, а в 47/667-68 г. был смещен с этого поста (Исаба, 2, № 9967).

227 Рак'-ат — каждая мусульманская молитва сопровождается следующими друг за другом воздеванием рук, поклонами, коленопреклонениями и т. п., причем во время молитвы комплекс этих телодвижений — он и носит название рак'-ат — повторяется 2—4 раза. Соответственно молитвы и называют молитвами «в два рак'ата», «в четыре рак'ата».

228 Саур б. Йазид (ум. в Иерусалиме в 153/770 г.) — ученый в области хадиса и богословия. Его данные позднейшие ученые считали достоверными (Ибн Са'д, 7/2, 170).

229 Халид б. Ма'дан ал-Каласи (ум. в 103/721-22 г.) — таби'и, передававший сведения ряда асхабов (Ибн сУмар, Ибн ‘Амр, Му'авийа б. Абу Суфйан и др.) (Тахзиб, 3, 1 222).

230 Ибн Абу Хусайн ‘Абдаллах б. ‘Абд ар-Рахман таби'и, передатчик сведений Муджахида, (Икримы и других табиев старшего поколения. Его данными пользовались многие позднейшие ученые (в том числе Ибн Исхак, Малик б. Анас, ал-Лайс б. Са'д) (Тахзиб, 5, 1 479).

231 Абу-т-Туфайл ‘Амир б. Басила ал-Лайси (ум. в 100/718-19 г.) — асхаб, умерший последним из них. Его рассказами со слов Мухаммада, Абу Бакра, 'Умара, 'Али и других пользовались авторитетнейшие позднейшие ученые (например, аз-Зухри, Катада, 'Икрима) (Исаба, 4, 1 4427).