СООБЩЕНИЕ ПРОДОЛЖАТЕЛЯ «ЧИНГИЗ-НАМЕ» УТЕМИША-ХАДЖИ О ПОЗДНИХ ШИБАНИДАХ

Сочинение Утемиша-хаджи, написанное в середине XVI в. в Хивинском ханстве на тюркском языке, имеет и своего продолжателя. Именно второй список, который первоначально принадлежал известному татарскому богослову, историку и издателю Р. Фахретдину и до последнего времени находившийся в личном архиве З. В. Тогана не просто является вторым списком, но и имеет своего продолжателя. Учитывая нераспространенность этою крайне интересного источника, скорее всего продолжателем был переписчик, который, как мы считаем, жил в Поволжье 1, так как последний раздел сочинения посвящен Гиреидам, потомкам Кучума и Хан Керману (Касимовскому ханству), и практически отсутствует среднеазиатский регион. Рукопись называется «Кара таварих» т.е. «Черная история», древняя история или же неизведанная история.

После долгих переговоров с турецкими коллегами копию рукописи нам удалось заполучить. На сегодняшний день закончена транскрипция и осуществляется перевод на русский язык. Этот список уже стал объектом написания нами нескольких статей [Миргалеев, 2011а; 2011б; 2013], где мы многие вопросы, связанные с «архивной» историей этого списка, а также и иные аспекты рассмотрели достаточно подробно. Однако источник имеет еще много оригинальных сообщений, которые, надеемся, в скором времени нам удастся рассмотреть. Среди таких вопросов - информация о шибанидах, о хане Кучуме и его потомках. Эта информация уже относится, безусловно, перу продолжателя Утемиша-хаджи и заслуживает всестороннего рассмотрения.

Приводим полностью транскрипцию этого раздела и перевод на русский язык.

Отрывок из продолжателя «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи


Л. 72а. Бу суз монда

Л. 726 Бэк Кондынын нэслини бейан идэр. Алтунай Султан анын атасы Кучум хан анын атасы Муртаза анын атасы Айбак анын атасы Мухаммэд анын атасы Бэк Конды анын атасы Мэлик Тимур анын атасы Батавул анын атасы Жужи Буга анын атасы Калбак Буга анын атасы Бахадир анын атасы Шибанхан анын атасы Иужи анын атасы Ченгиз хан рахмэтуллаh. Эмди келдук Шибан ханнын бейанына. Шибан ханнын еч углы бар ирде. Биринин аты Шагбан биринин аты Шеввал вэ биринин аты Бахадир вэ анын уты Калбак Буга анын углы Жужи Буга анын уты Батавул анын углы Мэлик Тимур вэ Мэлик Тимурдин бир нэчэ шэхзадэлэр вужуда келмишдур. Атлары будур. Олуг углы Илик андын кичиги Пусат вэ Жанта вэ Сивинч Бэй вэ Бэк Конды. Мэзбур Пусатнын ике углы бар иде. Бири Араб бири Айба. Айба нэслидин Эбулхайер хан Араб нэслидин Иадыгар мэшhур хан болгандур. Вэ Бэк Конды нэслидин Айбак хан мэшhур хан болуб жэмиг Кыркыз вэ Казан мэмлэкэтинэ хекем кылгандур. Вэ мэтьлум

Л. 73а. Олан Илик углы Кан Бэй вэ анын углы Махмудек Хожа. Мэзбур Эбулхайер ханнын атасы Тугпы Шейх, анын атасы ИбраЬим, анын атасы Пусаг вэ мэрхум эл-магфур вэ бил-жэннэти эл-мэвфур Эбулхайер хан галэйhир-рахме вэ ризвандын вужуда келгэн оглан Шах Будаг султан анын углы ирде. МэшЬур ШэЬид ШаЬи бэк вэ йене Шах Будагныц бир углы Махмуд султан анын углы ирде гадил вэ камил фазил Габдуллах Баhадир хан. Мэзкур Иадигар ханнын атасы Темир Шейх Оглан дыр иде. Вэ анын атасы Хажи Тугпы оглан анын атасы Араб оглан дирлэр иде. Бисйар мунаггам вэ малдар киши иде. Соцгы Кыдырныц атасы Ибраhимдыр вэ Хызыр оглан Бахтийар султан углы Хамза султан углы Мэхди Султан бундын соцра Хажи Мухаммэд хан болды. Жэмиг Башкурт, Алатыр, Мокшы вэ Шэhр-и Болгар тарафында улан вэ Шэhр-и Тура димэк илэ мэшЬур Манкыт карйелэрини забт идуп бу вилайетлэрэ олуг падишаh болгандур. Вэ даЬы мэтьлум олан Бэк Конды углы Галиниц огланларыдыр. Бухан мэзкурныц даhы

Л 73б. Оч углы бар турур. Акы вэ Шайбак вэ Махмуд. Иене Шайбакныц еч углы бар ирде. Биринин аты Ак Курт вэ Бебей вэ hэм биринин аты Ак Мухаммед вэ йене Мухаммэдниц турт углы бар турур. Атлары Айбак вэ Акы вэ Мамук вэ Муса Чалуш. Вэ бу Айбак мэзбуруц ике углы болгандур. Оч йавчын шахзадэлэри бар турур. Огланларныц аты Сары султан вэ Муртаза султан тэмам бирэр йигит болуб жэмиг Маверауннэhрни макhур вэ мусаххар кылыб Ицрек вэ Сувнак Дэрйа-и Тур йакасында Элифниц йургларында хан болды вэ бу Муртаза хацдын еч угыл улды. Биринин аты Ахмед Гирай вэ биринин ады Кечум хан дирлэр. Бу даhы гакил вэ камил кимсэ турзф дерлер. Вэ Чайлу султан даЬы Муртаза ханньщ угпыдыр вэ хала Казак йургларында углы бар турур [65] дерлер. Вэ Кучум хан даhы Туркистан Утрар тарафына газм идеб ж;эмиг Казак мэмлэкэти илэ женк вэ жидал идишуп гакибэт Хак cyбhaнehy вэ Тэгалэ куввэт вэ нусрэт вируп басуп мал баншары тэвабиг дилжуда халкларына улэшдуруп Тау Буш йургыг Ишдеге олуг падишаh болгандур. Вэ бу Кучум хан огпанларыньщ аты бу резм узеринедир. Гали хан Таш султан Кытай

Л. 74а. Султан вэ Мухаммэд Кул султан вэ Чавак султан Хажим султан Ишим султан вэ Алтун Тай Султан вэ йене бири султан даhы йаш икэн фэвт удцы. Вэ карачыларына мэгълум болуб халайыклара мэшЬур болган будур вэ йене токыз кыз бар турур. Атлары зикр улынмыш вэ олуг углы Гали хан заманында йуртлары Ьэр тарафа бозулуп вэ жумлэ Башкуртны вэ Алатыр, Мокшыньщ вагзы йуртларын бундан сонра Урус куффар алып бу замане дэк мэзбур куффар забтында калгандур вэ Гали хан Иштирак бэк димэкле мэшhур кимсэгэ шсакир жэм итмэк ичун келуп ул даhы иним углы мен бийлей алмай дип намувафакатлык идуп куллу жиhан аталыг кумасьш гасбэн алуб олуг бабаларындан калган акча купини алып наемид болуп Дэрйа-и Дайыкнын Жан Себук димэк илэ мэшhур дер кечидлэринден улгэн угпыньщ мэййигин ат узэринэ мазбут идеп Ак Идил йакасыдын Тфи калгасында йерлэмешлэрдур ......


Перевод

/Л. 72а/. Этот раздел

/Л. 72б/ расскажет о роде Бек Конды. Алтунай Султан, его отец Кучум хан, его отец Муртаза, его отец Айбак, его отец Мухаммад, его отец Бек Конды, его отец Мелик Тимур, его отец Батавул, его отец Джуджи Буга, его отец Калбак Буга, его отец Бахадир, его отец Шибан-хан, его отец Иуджи, его отец Чингиз-хан, да будет доволен ими Аллах. Приступаем к рассказу о Шибан-хане. У Шибан-хана было три сына. Одного звали Шагбан, следующего Шеввал и еще одного Бахадир и его (Бахадира) сын Калбак Буга, его сын Джуцжи Буга, его сын Батавул, его сын Мелик Тимур и от Мелик Тимура родились несколько цареевичей. Имена такие: старший сын Илик, младше его Пусат, Джанга, Сивинч Бей и Бек Конды. У упомянутого Пусата было два сына. Один Араб, другой Айба. Из рода Айба - Абулхаер-хан, из рода Араба - знаменитый хан Иадигар. И из рода Бек Конды - Айбак хан, который был знаменитым ханом и правил, объединив страны Кыркыз и Казань. Также известно

/Л. 73а./ сын оглана Илика Кан Бай и его сын Махмудек Ходжа. Упомянутый Абулхаер-хан, его отец Туты Шейх, его отец Ибрахим, его отец Пусат и покойный, да простит Аллах его грехи и возьмет его в рай, Абулхаер-хан, да будет доволен им Аллах, от него родился оглан Шах Будаг-султан, он был его сыном. Заменитый шахид (погибший за веру) Шахи-бек и еще один сын Шах Будага Махмуд-султан был его сыном, справедливый и совершенный в вере Габдуллах Бахадир-хан. Отец упомянутого Йадигар-хана был Темир Шейх-оглан. И его отец Хаджи Туглы-оглан, говорили, его отец Араб-оглан. Он был человеком, имеющим много имущества. Отец последнего Кыдыра - Ибрахим и Хызыр-оглан Бахтийар-султан, сын Хамза Султана, сын Мехди Султана, после него ханом стал Хаджи Мухаммад-хан. Контролировал Башкурт, Алатырь, Мокшы и захватил находившийся в стороне Шехр-и Болгара знаменитый названием Шехр-и Тура территории мангытов и был великим падишахом. И еще о сыновьях Гали, сына известного Бек Конды. У этого хана

/Л. 73б./ есть три сына. Акы, Шайбак и Махмуд. Также у Шайбака было три сына. Имя одного Ак Курт, и Бобей, и еще одного Ак Мухаммад, и еще у Мухаммада было четыре сына. Имена - Айбак, Акы, Мамук и Муса Чалуш. У этого упомянутого Айбака было два сына. Три царевича у них было. Имена огланов Сары султан и Муртаза султан, они, наконец став взрослыми, подчинили себе весь Мавераннахр, между (рек) Инрек и Сувнак Дерйа-и Тур в домах Элифа (?) стал ханом. У этого Муртаза-хана родились три сына. Одного звали Ахмед Гирей, еще одного, говорят, Кучум-хан. И этот (Кучум-хан), говорят, был умным и совершенным И Чайлу-султан также является сыном Муртаза-хана, и до сих пор в Казахских юртах (Казак йургларында) у него, говорят, есть сын. Кучум-хан также воевал в Туркестане в стороне Отрара и со всей страной казахов (Казак мэмлэкэти) противостоял и воевал. Всевышний дал ему силы и помощь, и он захватил их и раздал их имущество народу, и стал великим ханом юрта Тау Буга Ишдеге (?) (Тау Буга йурты Ишдеге). Имена сыновей (потомков) Кучум-хана возникла из-за этого (перевод условный: Вэ бу Кучум хан огланларыныц аты бу резм узеринедир). Гали-хан, Таш султан, Кытай

/Л. 74а./ султан, Мухаммад Кул султан, Чавак султан, Хаджим султан, Ишим султан и Алтун Тай султан и еще был один султан, но умер в младенчестве. Это было известно его карачам и распространено в народе, также у него было девять дочерей. Упомянутые здесь и во времена его старшего сына Гали-хана их государство (йуртлары) растроилось и распалось и некоторые территории Башкурта, Алатыра и Мокшы были захвачены русскими кяфирами (Урус куффар) и до сегодняшнего дня остается под упомянутыми кяфирами. Для сбора войска (или для объединения войск) Гали-хан пришел к известному Иштирак беку. Однако и тот сказав, что сын моего брата (иним углы?) не может меня привязать к себе, не помог ему, и, забрав деньги, которые остались от его великого отца, потеряв надежду и положив тело умершего своего сына на спину своей лошади, перешел через знаменитый переход Джан Себук реки Яик (Дерйа-и Джйык) и похоронили его в крепости Уфи, которая расположена на берегу Белой......


Итак, здесь кратко и довольно запутанно дана генеалогия Шибанидов и последних правителей сибирского юрта. Подчеркивается, что Шибаниды правили (или воевали, что также согласуется с действительностью) также и казахами (Кыркыз, казак мэмлэкэти) и Казанью. Хотя знаменитый Абулхаер-хан упоминается, но упор на его завоевания не делается. А чувствуется акцент на то, что Шибаниды контролировали области Башкурт, Алатырь, Мокшы, мангытов и Казань. Что также говорит в пользу того, что переписчик знал больше о поволжских делах, нежели о среднеазиатских. Упоминание области Башкурт, мангытов, в том числе и Казани, не вызывает сомнения хотя бы потому, что недолгое время в Казани ханствовал один из представителей Шибанидов Мамук, башкиры были среди подчиненных Сибирского ханства, а ногайцы (особенно в ранние периоды) признавали Шибанидов своими ханами. Однако упоминание Алатырь и Мокшы требует разъяснения. Конечно, можно допустить, что Шибаниды еще в золотоордынское время могли быть среди правителей таких улусов, как Мохша. Однако не как часть улуса Шибанидов, а именно как ордынские наместники. Поэтому [66] вопрос с «Мокшой» комментировать сложно. По поводу Алатыра здесь все же речь идет о позднем названии, и, конечно, Шибаниды в позднезолотоордынский период в тех краях не могли править. Скорее всего название Алатырь здесь упоминается именно в связи с тем, что проживающие там татары, которые в Московском государстве стали служилыми, в XVII- XVIII веках активно привлекались к охране границ на востоке Московского царства и в дальнейшем переселялись в Приуралье, тем самым формируя заметную военную силу в виде мещерякских полков и служилых татар. Думаем, именно это обстоятельство и повлияло на автора и название Алатырь попало в сочинение. Возможно, так же и название Мокша, как и Алатырь, вполне могло быть связано все с теми же служилыми татарами и татарами-мещеряками.

К сожалению, «продолжатель» скуп и на историю Кучум-хана, просто констатирует состоявшееся завоевание и осознание беками сибирских татар невозможности бороться с русскими. Однако «продолжатель» гибель Сибирского ханства связывает не с ханом Кучумом, а с его сыном Гали-ханом.

Интересно здесь упоминание о похоронении сына Гали-хана, последнего сибирского хана в городе Уфе. Безусловно, этот пассаж заслуживает разъяснения. Допустить, что в русском городе Уфе могли похоронить сына сибирского хана, который воюет с русскими и, возможно, погиб в бою именно с ними, трудно. Здесь скорее всего речь идет о позднем периоде существования ногайско-татарских крепостей на территории современной Уфы, возможно, именно с названием «Уфа».

Вот что пишет об остатке этого городища П. И. Рычков: «О звании города Уфы можно догадываться, что оно не вновь ему придано, но паче возобновлено прежнее, и сущее то, которым ногайские ханы, исстари живучи в здешних местах, город свой именовали, ибо никакого резона не видно, чтоб городу, построенному над самою рекою Белой, коя величиною против реки Уфы вдвое больше, именоваться по реке Уфе, которая в реку Белую впадает с правой же стороны по течению ее, версты с три выше города, где никакого городового строения нет. К тому ж над самой рекою Уфою от города верстах в пяти, на весьма высоком и прекрасном месте, поныне видно татарское городище, где, как сказывают, ногайские ханы живали. И так могло быть, что оное городище по реке Уфе, текущей подле его, прежде нынешнего города Уфы, Уфою именовано, а тому последуя и российского построения город Уфа ж названа» [Рычков, 1999, с. 263-264].

И далее подкрепляет свой рассказ и свидетельствами башкирцев. Башкирский старшина Кедряс Муллакаев рассказал: «до покорения российскому скипетру Казанского царства и башкирцев на самом том месте, гае ныне город Уфа, был великий город, который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся гор, так что жительство его распространялось по длине верст на десять» [Рычков, 1999, с. 264].

Безусловно, такой город мог существовать с золотоордынских времен. Скорее всего, это была небольшая крепость. Она могла пострадать в междоусобных войнах XV века. В дальнейшем там, действительно, была ставка ногайских беев. Сообщение нашего «продолжателя» о том, что хан Хаджи Мухаммад «захватил находившийся в стороне Шехр-и Болгара знаменитый названием Шехр-и Тура территории мангытов», как раз и относится к городу Уфе. Шехр-и Тура, скорее всего, здесь в значении «Города Тюры», татарского обозначения беев, или же, как считал П. И. Рычков, рассказывая о Тура-Тау, где была ногайская крепость «Ибу, «тура» по ногайскому наречию значит земляной городок, или вал» [Рычков, 1999, с. 126]. Скорее всего, именно ханом Хаджи Мухаммадом границы Сибирского ханства на западе были доведены до города Уфы и с захватом ногайского города Шехр-и Тура стали соприкасаться с границей Казанского ханства. Возможно, на территории современной Уфы могла быть и крепость Сибирского ханства, и именно там мог быть похоронен сибирский царевич. По территории Уфы проходила граница трех государств: Казанского ханства, Сибирского ханства и Ногайской Орды, поэтому вполне возможно сибирские татары также могли построить здесь свою крепость. Но если следовать логике «продолжателя», то получается, что во второй половине XVI века Шехр-и Тура была под контролем сибирских татар.

Как известно, среди существующих на территории современной Уфы городищ, два имеют средневековый подъемный материал 2. Это Чортовое (Уфимское) городище (территория санатория «Зеленой рощы»), которое больше подходит именно под город Шехр-и Тура. И второе городище - это Уфа-II (улица Пушкина). Думаем, именно этот город и назывался до русского завования Уфой и там находилась крепость Казанского ханства. П. И. Рычков пишет, что реку уфимку (Кара Идел) татары называют - «по-татарски Уфа-Идель» [Рычков, 1999, с. 119]. Не называлась ли крепость Казанского ханства «Уфа-Идель»?

Вполне возможно, что в период завоевания Казанского ханства русские войска могли вторгнуться в восточные границы Казанского юрта с севера и сжечь эту казанскую крепость. Или же после падения Казани могли дойти и разорить Уфу. А спустя несколько десятилетий русские здесь рядом построили новый город, но с прежним названием. Шехр-и Тура скорее всего была взята немного позже, уже в ходе окончательного завоевания Сибирского ханства, возможно, в самом начале XVII века, раз кучумовичи еще смогли там похоронить одного из своих царевичей. Наличие непокорного Сибирского ханства, его крепости в Приуралье (Шехр-и Тура) проливают свет и в желании Московским царством построить недалеко от сибирских границ своей крепости, коей и стала русская Уфа.


Список источников и литературы

Миргалеев И. М. «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи как источник по истории тюрко-татарских государств // Материалы V Международного Болгарского форума «Политическое и этнокультурное взаимодействие государств и народов в постзолотоордынском пространстве (XV-XVI вв.). Ялта-Казань, 2013 (в печати).

Миргалеев И. М. «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи: перспективы изучения // Золотоордынская цивилизация: сборник статей. Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011а. Вып. 4. С. 14-19. Миргалеев И. М. Утэмеш-хазциныц «Чынгыз-намэ» эсэрен вирэнудэ кайбер сораулар // Фэнни Татарстан. Казан, 2011б. Б. 82-84.

Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Уфа: Китап, 1999. 312 с.

Утемиш-хаджи. «Чингиз-наме». Список Р. Фахретдина. архив И. М. Миргалеева.


Примечания

1. Об этом мы делали доклад на Болгарском форуме (6-11 ноября 2013 года) в Крыму, в г. Ялте. К сожалению, материалы конференции до сих пор не изданы [Миргалеев, 2013].

2. Благодарю уважаемого археолога и историка из Уфы В. Л. Иванова за консультацию в этом вопросе.

(пер. М. И. Миргалеева)
Текст воспроизведен по изданию: сообщения продолжателя «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи о поздних Шибанидах // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы II Всероссийской научной конференции г. Курган, 17-18 апреля 2014 года. Курган. Курганский ГУ. 2014

© текст - Миргалеев И. М. 2014
© сетевая версия - Thietmar. 2015
© OCR - Парунин А. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Курганский ГУ. 2014