ПЕТР СИМОН ПАЛЛАС

ЗАМЕТКИ О ПУТЕШЕСТВИЯХ

В ЮЖНЫЕ НАМЕСТНИЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В 1793 И 1794 ГГ.

Палласа П. С. русского действительного статского советника и кавалера орденов и пр. 60

Лейпциг, т. 1, 1803.

Осетины совершенно особенный народ, который переселился в высокие горы и называет себя ир, или ироны, а свою страну Иронистан. Граница идет по северной стороне Кавказа; на западе ее составляет Уруп, а на востоке — Терек; в южной части на западе — Рион, или Фазис древних, а на востоке — Арагва. Они делятся на «ком» (округа) и «коу» (селения); их язык имеет много общих и похожих слов с персидским, немецким и славянским. Этот народ грубый, бедный и очень склонный к грабежам, что делало во все времена путь в Грузию опасным через эти горы. Два самых важных округа осетин Дигорский и Дурдигор. 61

Ветвью дигорцев являются черкесаты 62, обитающие на самых истоках Уруха, где этот последний вытекает из снежных гор и впадает с юго-востока в реку Арап...

Дигорцы издавна живут отдельно от осетин; одни [90] являются вассалами бадилятов дворянского племени, живущего в горах, а другие независимы. Жители Донифарса, так же как население соседних селений, расположенных на левом берегу Уруха, живут по-республикански и в очень плохих отношениях с другими дигорцами. Они считаются очень храбрыми. У них имеется замечательная пещера святого Николая, который явился к ним будто бы в виде орла; они кладут в нее жертвенное мясо, за которым . прилетают орлы. Дигорцы имеют также храм, где они в важных случаях приносят в жертву животных, мясо которых едят, а кости заботливо складывают в храме. Черкесаты имеют священные рощи, где каждая семья занимает определенное место и строит свои хижины под деревьями или кустарниками. Ежегодно они справляют праздник, длящийся 8 дней и напоминающий еврейский праздник Кущей. Всякий путешественник, проезжающий в это время через их страну, должен провести с ними 8 дней праздника. В противном случае он не получил бы права. ехать дальше; каждая семья спешит его угостить.

Мне нечего добавить к сообщениям Гюльденштедта о других осетинских племенах. По виду они очень похожи на крестьян северной России; у них встречаются как темные, так и. светлые волосы, рыжеватая борода; по-видимому, это древнейшие жители гор.


Комментарии

60. П. С. Паллас (1741-1811 гг.) — знаменитый немецкий натуралист, родом из Восточной Померании. В 1766 г. Паллас был избран действительным членом русской Академии наук. В 1768 г. Академией наук была организована большая экспедиция, которая обследовала в течение нескольких лет районы среднего и нижнего Поволжья, уральские степи и горы, Сибирь, Астраханский край и Северный Кавказ. Последние два района Паллас посетил во время своего второго путешествия (1793-1794 гг.). Осмотрев, степную полосу Северного Кавказа и памятники материальной культуры, Паллас дал ряд этнографических очерков народностей этого края, в частности сообщил, ценные сведения о дигорцах, помещенные в его «Заметках о путешествии в южные наместничества Российского Государства в 1793 и 1794 гг.» (Лейпциг, т. 1. 1803).

В настоящем сборнике эти сведения впервые публикуются на русском языке.

61. Здесь, по-видимому, имеется в виду Дигория, которая делилась в XVIII в. на Дигор и Стур-Дигор (см. «Материалы по истории Осетии (XVIII в.), Т. 1. Орджоникидзе, 1933, стр. 32).

62. Здесь под названием «черкесаты» надо понимать стур-дигорские феодальные фамилии царгасат, происшедшие, как повествуется в легенде, от Царгаса (см. «История Северной Осетии», стр. 93).

(пер. И. С. Зевакиной)
Текст воспроизведен по изданию: Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.) Орджоникидзе. Северо-осетинское книжное издательство. 1967

© текст - Зевакина И. С. 1967
© сетевая версия - Тhietmar. 2013

© OCR -
 Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северо-осетинское книжное издательство. 1967