Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ

ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ

в половине ХVІІ века,

описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. 

КНИГА III.

ВАЛАХИЯ

ГЛАВА VII.

Тырговишт. – Великий пост. Чин умовения ног. Святая неделя.

Возвращаемся (к рассказу). На этой неделе жители постились, соблюдая тот же самый чин, какой совершался в Молдавии, и даже более того: по субботам поста выходили от обедни только около полудня.

В первое, а также в четвертое воскресенье великого поста наш владыка патриарх совершал литургию в монастырской церкви. Накануне четверга покаяния (Когда читается покаянный канон Андрея Критского), который совпал с праздником сорока мучеников, зазвонили в колокола и служили всенощную в течение всей ночи, как принято совершать ее в Молдавии. То же [132] было накануне субботы Похвалы Богородицы. В Лазареву субботу богослужение совершалось с большой торжественностью. В день праздника Ваий рано поутру наш владыка патриарх роздал присутствующим ваии из доставленных (нам) древесных ветвей, еще не покрывшихся листьями, но с белыми дикорастущими цветами, и совершил литургию там же (Т.е. в монастыре).

В великий четверг господарь прислал утром свой экипаж, и мы отправились в дворцовую церковь для совершения чина умовения (ног) и литургии. Мы надели свои облачения и облачили нашего владыку патриарха по обыкновению. Зазвонили по обычаю в большой колокол. Патриарх стал на своем (патриаршем) месте, а впереди него митрополит города. Прежде всего начали готовить приборы для умовения, затем поставили пред левым клиросом очень длинную скамью, назначенную для сиденья священникам, а пред левым большим подсвечником маленькую для Иуды. Привели иерея и монашествующих, старца преклонных лет, очень бедного, который по причине своей бедности согласился принять на себя эту роль, ибо господарь после дает ему милостыню. Его рост, лицо, борода, грязный колпак, спускающийся ему на глаза, таковы, что у зрителя от смеха лопается желчный пузырь, в особенности потому, что на него надели очень старую, изветшавшую фелонь и посадили на упомянутую скамью. Затем поставили посредине большой стол наподобие аналоя (На Востоке в церквах имеются особые аналои для чтения с горизонтальной доской и шкапчиками для хранения книг), покрыли его ковром и поставили на него с одной стороны в ряд большой серебряный таз и такой же кувшин с крышкой, в виде чаши, с другой стороны другой, подобный ему, с водой для умовения. Потом митрополит города с двумя чередными священниками этой церкви подошел и взял благословение у нашего владыки патриарха на подготовление священников, назначенных для умовения, кои все надели свои ризы. Митрополит возвратился и стал на свое место у левого клироса. Тогда из алтаря вышли оба чередные священника, имея промежду себя двух священников в ризах, и направились все вместе в ряд к нашему владыке патриарху, которому сделали малый поклон, также митрополиту. Посадив их на длинную скамью близ Иуды, пошли в алтарь и привели других двух, сделали то же и посадили их около тех двух, пока не кончились все пять пар, т.е. десять человек. [133] Старшие игумены сели на конце. Затем привели епископа Бузео, назначенного быть Петром и посадили его в конце всех отдельно. Певчие запели стихиры на умовение и пели чин его до конца.

Знай, что певчие господаря всегда поют в его церкви или у него (на дому) на правом клиросе по-гречески, на левом по-валашски.

Я начал чтение Евангелия вне алтаря, для чего поставили аналой перед подсвечником. Когда я дошел до слов: «восстав... и положи ризы своя... и начать умывати ноги...» владыка патриарх встал и снял свое облачение; у него приняли саккос и омофор. Он взял кувшин, и ему повязали бумажный передник. Сойдя со своего места, он начал умывать ноги первому Иуде и продолжал, пока не кончил Петром, которому он сказал то, что написано (в Евангелии). Этим окончили. Принесли таз и поставили на своем месте на столе. Надев саккос, наш владыка патриарх сошел со своего места, подошел к тазу и, сделав три поклона по обычаю, вложил свой перст в воду и провел между глазами изображение креста. Потом подошел митрополит города и сделал то же, за ним остальные служащие священники и вельможи по двое до последнего. Тогда я взял таз и вместе со священником поднялся по лестнице к господарю, чтобы он также освятил себя водою. Будучи в преклонных летах, он не имел силы отстоять (службу) и не присутствовал за ней. Он освятил себя водою и дал священнику милостыню; также освятили себя все при нем бывшие, и мы сошли и начали обедню.

Все находившиеся в церкви вельможи просили нашего владыку патриарха прочитать над их головами разрешительную молитву: они пали ниц на землю, и он прочел над ними молитву. Знай, что каждый из них, входя в церковь, подходил сначала к нашему владыке патриарху, делал ему земной поклон и, облобызав его правую руку, становился затем на свое место.

При «Достойно есть» господарь сошел в храм и стал на своем троне. При выносе Даров он прикладывался к местным иконам и, поддерживаемый под руки, вошел в алтарь, где причастился из рук нашего владыки патриарха, после чего опять стал на своем месте. Точно так же приходили все сановники, прикладывались к иконам и также причастились из рук нашего владыки патриарха, который затем раздавал им антидор. Мы вкусили кутьи и окончили службу. Господарь и вельможи продолжали стоять на своих местах, пока наш владыка патриарх, войдя в алтарь, не [134] разоблачился и не надел мантии, по всегдашнему обыкновению, после чего шествовал впереди господаря и потом благословил его и вельмож. Мы возвратились в свой монастырь после полудня.

Накануне великой пятницы совершили большую всенощную, которая продолжалась с вечера до шестого часа ночи; вся она была исполнена протяжным напевом. То же было в субботу света (великую), с которой в этом году совпало Благовещение. Встали в глубокую ночь и на заре совершили чин плащаницы, обойдя с нею вокруг всего монастыря по улицам. Когда мы вышли от обедни в этот день, мальчики не переставали звонить в деревянные (била) и медные колокола в течение всей ночи, по принятому у них обычаю. В эту пасхальную ночь народ совсем не спал. Дети каждого квартала и улицы собирались в своем монастыре или у церкви своего квартала, зажигали костры на церковном дворе, поднимая радостный шум, и били в колокола до шестого часа ночи (12 ч.), когда зазвонили во все колокола в церквах и монастырях, за исключением дворцовой церкви, и встали в молитве. Был совершен по обычаю анастасис (чин Воскресения). Рано утром вышли из церкви и вскоре возвратились к литургии.

По окончании чина Воскресения господарь прислал свой экипаж, и мы отправились во дворец. Мы надели на владыку патриарха облачение. Господарь сошел в церковь и стал на своем господарском месте. Ему было преподано благословение. Затем (все) вышли впереди нас на дворцовый двор насупротив церковных дверей. Посредине впереди был поставлен трон для господаря, слева от него другой – для нашего владыки патриарха и еще один поблизости слева же для митрополита. Все священники и монахи стали в этом ряду слева, а государственные сановники составили большой круг. Твоим взорам, читатель, представились бы в этот час тысячи разноцветных тонких дорогих сукон, все опушенные соболем. Затем поставили посредине большой стол, покрытый ковром, и на него положили Евангелие. Всем присутствующим роздали большие свечи: сначала господарю большую золоченую свечу, которую держал силяхдар, затем патриарху и митрополиту. Дворец в это время был битком набит солдатами, которые все были вооружены крестообразными копьями (Копья названы крестообразными не потому ли, что иногда при основании наконечника имелся с одной стороны крюк, а с другой – род секиры) и алжирскими ружьями. Взяв кадильницу, я окадил нашего владыку патриарха, произнося: [135] «благослови владыко», а он, приняв ее, кадил вокруг упомянутого стола с Евангелием, трижды возглашая «Христос воскресе», потом кадил господарю, митрополиту и всем присутствующим и, возвратившись, стал на своем месте. Певчие докончили положенный чин и потом пели канон, один хор по-гречески, другой по-валашски. Наш владыка патриарх сказал первый возглас. Таким же образом кадил митрополит и, возвратившись на свое место, сказал второй возглас. Точно также кадили епископы и старейшие настоятели монастырей до окончания канона, причем каждый из них говорил возглас. Не было открытия царских дверей, как это принято у нас, ибо, так как церковь не вмещает такого множества людей, чин этот был совершен вне ее. По окончании канона наш владыка патриарх приложился к Евангелию и понес его к господарю, который, выйдя на средину, сделал земной поклон и поцеловал Евангелие и правую руку владыки, причем последний сказал ему трижды: «Христос воскресе» и поцеловал его в голову. В эту минуту все солдаты выстрелили из ружей, так что мир содрогнулся, и наши уши были оглушены. Кончили службу. Взяв патриаршее кресло, поставили его справа от трона господаря поблизости. Наш владыка сел, держа в руках Евангелие. Тогда подошел митрополит, приложился к Евангелию и поцеловал правую руку патриарха, говоря: «Христос воскресе!» затем подошел к господарю, приложился к золотому, осыпанному жемчугом и драгоценными каменьями кресту, который тот держал в правой руке, и сказал ему то же. Господарь поцеловал его в голову, и он сел на свое место слева от него. Потом подходили епископы, за ними игумены и прочие священники и монахи: они сначала прикладывались к Евангелию у нашего владыки патриарха и целовали его правую руку, говоря: «Христос воскресе», затем подходили к господарю, прикладывались к его кресту и целовали его в грудь, повторяя то же, наконец подходили к митрополиту и становились в ряд подле него. Все сановники и прочие присутствовавшие подходили по своим степеням и делали то же. Мы освободились поздним утром. Господарь пошел во дворец, а мы к обедне. Мы прочли три Евангелия: наш владыка патриарх в алтаре по-гречески, митрополит по-валашски, а я по-арабски. Когда я окончил чтение, меня охватил лихорадочный озноб, который продолжался до вечера: это случилось от бывшего тогда сильного холода. Вошли в алтарь, я снял стихарь и там заснул. Затем мы пошли к трапезе, причем я чувствовал себя скверно: все веселились, я же был в [136] печали и лихорадке. В этот день было устроено большое торжество; мир сиял, весна в это время вступала в свои права, и зелень распускалась. Много раз стреляли из пушек, пили большими полными чашами, была музыка из барабанов, флейт и труб, пение, скоморошьи потехи и иное. Затеи следовали подарки. Мы приехали в свой монастырь в экипаже, окруженном сейманами и драбантами, которые стреляли из ружей, скороходами и певчими. Получив (на водку), они ушли. В течение этой недели литургию совершают рано утром вместе с утреней; по утрам и по вечерам звонят в большие колокола; не бывает ни продажи, ни купли и не открывают лавок кроме мучных и мясных, да еще только продавцы съестных припасов.

ГЛАВА VIII.

Тырговишт. – Кончина господаря Матвея.

Знай, что в этой стране есть обычай в каждый четверг Пасхи совершать за городом литанию, т.е. большой крестный ход, обходя вокруг города с хоругвями и иконами, при участии священников в облачениях, а также господаря и всего войска. Бывает большое стечение (народа). Это делается в честь великого четверга и отдания его, а также для встречи четверга Вознесения.

В течение последних двух лет валашский господарь Матвей отменял этот крестный ход, ибо, войдя в очень преклонные лета, он совсем не имел силы в нем присутствовать. Но в четверг пасхальной недели он пригласил к себе нашего владыку патриарха, прислав экипаж. Войдя в церковь, мы облачились и надели на нашего владыку патриарха полное облачение. Поставили сосуды для водосвятия и серебряные чаши на подставке. Наш владыка патриарх совершил освящение воды, с которой мы поднялись к господарю и окропили его; затем разоблачились и пошли к трапезе. Патриарх простился с господарем, ибо мы вознамерились отправиться в дальнейший путь. Возвратившись в монастырь, мы начали заготовлять дорожные припасы. Господарь прислал нашему владыке лишь назначенную милостыню, ибо под конец своей жизни он стал большим скрягой, возымел к туркам и татарам чрезвычайную любовь, расточив на них все свое богатство: всякого из них, кто только приходил к нему, он наделял почетным платьем с соболем; возненавидел священников, монахов и игуменов, кои являлись к нему за милостыней, которую он им [137] назначил в начале своего правления, и отпускал их обманутыми в своих ожиданиях.

На этой неделе пришла весть, что московский царь отправил к нему посла с великими дарами. Матвей велел немедленно вернуть его с дороги, говоря: «не хочу видеть лица его», ибо ненавидел род казаков и московитов до чрезвычайности. При поражении Василия и Тимофея, сына Хмеля, он убил большое число казаков и еще больше взял в плен. Когда к нему приехал ага казначейства и он вышел к нему навстречу, то велел отрубить перед ним головы множеству казаков, говоря, что он ненавидит их и что он друг гаджирийцев (Т.е. мусульман, ведущих летоисчисление по эре гаджры), и отправил с агой множество пленных в цепях к визирю для работы веслами (Т.е. на галеры). Когда визирь спросил их: «кто вы такие?» и они отвечали: «мы казаки из войска Хмеля и были разбиты в Валахии», то он тотчас подарил всем им почетные халаты из красного сукна и, дав денег, отправил на родину к Хмелю, ибо между ним и казаками была большая дружба и посольства между ними не прекращались. Тогда возникла большая вражда между Хмелем с казаками и Матвеем, господарем валашским, а по возвращении посла московитов вражда еще больше усилилась. По этой причине до сего времени все жители страны валашской были в страхе и трепете пред Хмелем и казаками, и ежедневно приходили вести: «казаки идут! показались! пришли!» Они не спали по ночам, так что подданные (московского царя) (В тексте: «его подданные», т.е. подданные Матвея; но это не вяжется с последующим), которых он (Матвей) чрезвычайно угнетал и которые бежали из его страны, собрались с его войском и всеми вельможами убить его, говоря: «как? с давних пор до сего времени не приходил к нам ни один посол от нашего царя, и ты его отослал назад». Но Господь наш устроил иначе, взяв его к себе, ибо на этой неделе он занемог смертельною болезнью, будучи весьма дряхл и впав в слабоумие.

В день нового (Фомина) воскресенья наш владыка патриарх служил обедню для купцов в церкви нашего монастыря. Рано поутру в воскресенье Жен (мироносиц) скончался господарь Валахии Матвей после 23-летнего правления. В начале своего царствования он очень любил делать добро и милостыню: от щедрот [138] и сооружений в стране, ему одному принадлежащих, существует полтораста прекрасных каменных монастырей и церквей; к числу их относится церковь епископии Бузео. Еще прежде чем он испустил последнее дыхание, пришел кир Игнатий, митрополит города, и собрались все государственные сановники; они держали совет и избрали немедленно одного архонта, по имени Константин Эфендикопуло, т.е. из потомков эфендиев, господарей. Он сын Щербаня, который был некогда воеводой в Валахии. Затем они пошли из церкви во дворец, и митрополит, взойдя на возвышенное место, сказал народу: «ваш эфенди скончался; кого желаете, чтобы мы поставили над вами правителем на место него?» Единогласный крик вельмож, войска и всего народа был: «никого не желаем кроме Константина, сына Щербаня воеводы». Тогда поднялся радостный шум, ибо его избрание в господари было от Бога и некоторые из государственных сановников видели его во сне стоящим на господарском месте в церкви. Он был прежде при господаре Матвее вторым сердарем войска. У Матвея был племянник, сын сестры, которого он сделал великим спафарием, т.е. сердарем всех войск. Он отличался большою гордостью и надменностью во всю свою жизнь. Когда он ехал из своего дома во дворец, перед ним и за ним, как мы всегда видали, шло более пяти-шестисот человек, и то же было, когда он уезжал (домой). Он был тот самый, который привел войско из валахов и венгров к новому господарю Молдавии Стефану, в первый раз в праздник Пасхи, когда хотел напасть врасплох на Василия воеводу. Его дядя, господарь Матвей, послал его тайно, чтобы никто из вельмож о том не знал, ибо, если бы они узнали, то убили бы их обоих и не позволили бы поднять на них остававшееся недвижным зло. Много раз господарь Матвей выражал желание сделать его на место себя господарем и употреблял всевозможные хитрости, но никто на это не согласился, ни из государственных сановников, ни из народа, по причине его высокомерия. Константин же, сын Щербаня воеводы, был вторым сердарем под его начальством. У здешних вельмож есть обычай, что, когда двое одного ранга бывают вместе, то не снимают своих колпаков, но ежели один выше рангом другого, то этот снимает свой колпак. Константин же обыкновенно всегда стоял перед своим агой, старшим сердарем, не с открытой головой. Однажды тот сделал ему выговор, сказав: «почему ты стоишь передо мной с покрытой головой?» Он отвечал: «я из потомков господарей, [139] а ты сын мужика, не обнажу головы перед тобой». Тот рассердился на эти слова, пошел и бросил свое оружие перед дядей, который, узнав обстоятельства дела, уволил этого Константина от должности. Константин уехал в свои дворцы и усадьбы, кои были построены его отцом для себя при жизни своей во многих местах в земле валашской, и там жил до сего времени. Когда заболел господарь Матвей, он приехал, не имея о том известия, по своим делам в город Тырговишт. Произошли рассказанные события, и вельможи избрали его.

Что касается упомянутого старшего сердаря, то в неделю праздника (Пасхи) к нему пришло известие, что сын его в опасном положении в одной отдаленной от города деревне. Он отправился навестить его, а в его отсутствии умер его дядя. Вот что случилось.

ГЛАВА IX.

Тырговишт. – Описание чина поставления нового господаря.

Глашатай возвещал по городу; все подданные собрались и явились во дворец, единодушно изъявляя свое согласие на избрание Константина, который, получив о том известие, испугался и скрылся. Его разыскали и привели, причем он все еще был в страхе. Его повели в церковь. Митрополит надел полное архиерейское облачение. Константина ввели в св. алтарь, возглашая трижды: «повели! повелите! повели, Владыко!» Он преклонил колена, и митрополит прочел над ним молитву, положенную при посвящении иерея, т.е. «божественная благодать, во всякое время исцеляющая недужных и несовершенных довершающая, возводит нашего брата кир Константина со степени сердаря на высшую степень эфендия; помолимся теперь о нем, дабы благодать Духа Всесвятаго сошла на него». При этом мы воскликнули трижды: «аксиос!» и это пропели как вне алтаря, так и внутри его. Затем, сняв его платье, надели на него царское одеяние: тонкое нижнее парчовое платье, поверх него такой же кафтан с собольим мехом и весьма дорогой соболий колпак с золотым султаном, осыпанным превосходными драгоценными каменьями, приличествующими царям. Затем возвели его на трон господарей и посадили на него, и все подходили целовать его правую руку: сначала митрополит, потом священники и игумены, тут бывшие, после них один за другим государственные сановники, под конец все высшие военные начальники. О удивление! столько тысяч народа признали его единогласно, и ни один из них не сказал: «нет!» Восшествие его на престол произошло утром в воскресенье [140] Мироносиц, которое было 19 апреля. Немедленно господарь прислал рыбы и прочего нашему владыке патриарху, прося его молитв, так как он уже раньше был с нами дружен.

В то время как все богачи и купцы, по причине смерти господаря Матвея, опасались, что войско его будет грабить город, Господь наш рассеял это опасение и все единогласно говорили: «этот мир является только вследствие пребывания среди нас патриарха антиохийского и по причине того, что он теперь отложил свою поездку», ибо мы с понедельника Фоминой недели намеревались уехать, и наша задержка была от Бога, так что мы могли быть свидетелями случившегося.

Поутру в понедельник, после воскресенья Мироносиц, новый господарь кир Константин прислал экипаж за нашим владыкой патриархом в сопровождении великого множества пеших ратников с ружьями, которые шли впереди и позади. Мы въехали на дворцовый двор. Улицы и дороги и все открытое пространство внутри дворца были битком набиты толпами народа. Мы вошли в церковь, облачились и облачили нашего владыку патриарха и митрополита, которые стали на свои места. Сошел господарь и стал на своем господарском месте. Наш владыка патриарх благословил его и поздравил с восшествием на престол, тот сделал поклон и поцеловал его правую руку. Господарь Матвей не знал никакого другого языка кроме валашского, этот же знает валашский и греческий языки, турецкий язык красноречия и венгерский. Не было надобности в драгомане между нашим владыкой патриархом и им, так как мы в течение этого времени вполне научались по-гречески при беседах с греками, ибо большинство жителей Валахии и Молдавии и все купцы были греки. Затем все вельможи собрались в церковь, а военные начальники, капитаны, полковники, сотники и прочие чины войска во дворец. Поставили в церкви два аналоя, один перед правым подсвечником, другой перед левым, покрыли их пеленой, и на каждый положили драгоценное позолоченное евангелие и золотой крест. Наш владыка патриарх стал перед правым аналоем, а митрополит города подле другого. Тогда начали приносить присягу все вельможи и дворцовые чины. У каждого аналоя стоял грамматикос (секретарь), держа в руках исписанную бумагу. Сначала подходили высшие сановники: они клали руку на святое евангелие и честной крест, причем секретарь читал по бумаге: «вы клянетесь этим святым евангелием и этим честным крестом быть с кир Константином воеводой, сыном Щербаня [141] воеводы, одной души и одного мнения, подчиняясь ему, соглашаясь с ним, действуя прямодушно и въяве и втайне, не скрывая от него какой-либо злой тайны, во все дни жизни его и вашей, не изменять ему и не продавать его». При каждом слове они говорили: «да». «Когда вы измените ему или продадите его и не будете с ним прямодушны, то будете отлучены и отвержены от Св. Троицы и от семи святых соборов устами владыки патриарха кир Макария Антиохийского; что постигло стены Иерихона, Содом и Гоморру, Иуду и Ария, то же постигнет вас и ваша доля будет с Анной, Каиафой и распявшими Христа». Они же при каждом слове говорили: «аминь, аминь». Потом все целовали правую руку нашего владыки патриарха и шли к господарю, стоявшему на троне, целовали его правую руку и полу одежды и уходили. То же сделал и митрополит. Вельможи государства продолжали подходить. Затем последовали служащие при господаре и дворцовые служители, потом придворные певчие, все по своим степеням: они давали присягу от всего сердца, «едиными усты». После того подходили военные начальники: во главе их старший сердарь, за ним ага, т.е. ага сейманов, потом капитан, за коим следовали прочие капитаны и сотники войска по своим степеням; каждый капитан подходил со своим отрядом, а каждый сотник со своей сотней. Под конец все они целовали правую руку у нашего владыки патриарха, а у господаря правую руку и полу платья и уходили. Так продолжалось почти до полудня. Только часть войска (да благословит его Бог!) успела подойти, а мы уже чувствовали недовольство и скуку и чуть не умирали от стояния на ногах, пока Бог не послал нам облегчение, ибо присяга остальных была отложена до завтрашнего и последующих дней. С той минуты, как господарь воссел на престол, он тотчас разослал каларашей, т.е. гонцов, возвестить всему государству о своем восшествии. Твоим взорам, читатель, представились бы тысячи народа, ежедневно приходившего в течение сорока дней (для принесения присяги); все игумены, священники, монахи, даже епископы являлись с дарами поздравить нового господаря. Войско приводилось к присяге в течение долгого времени. Наконец это наскучило. Тогда господарь послал нового сердаря, который с своим войском обошел все области и всех привел к присяге, ибо – да будет благословенье Божие над владениями господаря Валахии! – их более 400.000 домов. [142]

ГЛАВА X.

Тырговишт. – Похороны господаря Матвея.

Мы вышли из церкви для отпевания скончавшегося господаря Матвея. На дворцовой площадке воздвигли большую палатку и поставили кресло для господаря, около него с левой стороны другое для нашего владыки патриарха и еще одно для митрополита. На этой же левой стороне стали прочие присутствовавшие епископы, а также игумены, священники, дьяконы и монахи, коих число было, может быть, до тысячи. Вельможи образовали большой круг, а остальная часть площадки была занята войском под ружьем и народом. Затем пригласили нашего владыку патриарха и нас с ним, и мы поднялись для совершения молитв над саваном усопшего в сопровождении нового господаря. Мы нашли усопшего положенным на столе на том месте, где он давал пиры при торжествах: лицо его было открыто по их обыкновению, он был облачен в царское одеяние из тонкой парчи с дорогим соболем, с петлицами и серебряно-вызолоченными пуговицами. На голове его был дорогой соболий колпак. Весь он был покрыт с головы до ног белым атласом наподобие савана с (вытисненным) из золота крестом. Вокруг стояли свечи. Жены вельмож плачут и рыдают над ним. Наш владыка патриарх, окадив его, прочел над ним молитву (возложения) савана и другие молитвы. Мы пошли впереди; его положили на носилки и понесли на двор, где поставили посредине под палаткой. Господарь стал на своем троне. Роздали большие свечи: сначала господарю, потом нашему владыке патриарху, митрополиту, игуменам, священникам, монахам и бедным, затем вельможам и всем присутствующим без исключения, так что все окружающее замелькало от яркого света. Тогда я, архидиакон антиохийский, взяв кадильницу, кадил нашему владыке патриарху, возглашая: «благослови Владыко», а потом он окадил вокруг носилок усопшего, говоря: «благословенно...» Певчие начали службу пением «помилуй мя Боже» и Блаженны; за сим следовал пасхальный канон, спетый на одном клиросе по-гречески, на другом по-валашски. Патриарх кадил господарю, митрополиту, священникам, вельможам и прочим предстоящим и вторично усопшему, перекрестил по обыкновению чело и, возвратившись, стал на свое место. В конце первой «Слава» из Блаженных я произнес: «помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, молим Тя, услыши и помилуй. Еще молимся о упокоении души раба Божия [143] государя христолюбивого, Матвия воеводы, о еже отпустити ему согрешения вольная и невольная», до конца. Наш владыка патриарх сказал первый возглас. По обыкновению кадил митрополит, потом епископы своими кадильницами, затем настоятели монастырей, и всякий раз, как дьякон говорил: «помилуй мя Боже», тот, кто кадил, произносил возглас. Так продолжалось до евангелия, которое наш владыка патриарх прочел, подойдя к покойнику, причем все жены вельмож стали на колена. Потом он прочел над ним разрешительную молитву, после чего началось прощание: наш владыка патриарх поцеловал его, затем митрополит, потом господарь, которого плач был смешан с радостью; после того прощались епископы и священники попарно, коим всем роздали обильную милостыню в платках. Затем подходили, плача, сановники и прочие знатные люди попарно. После того понесли усопшего и обошли с ним вокруг церкви, причем священники шли по старшинству попарно, внесли его во второй нарфекс церкви и погребли напротив его супруги домины и сына. Наш владыка патриарх вторично прочел над ним разрешительную молитву, и его положили в гроб, украшенный как прилично царям. Мы освободились лишь незадолго перед закатом солнца, изнемогая от усталости и стояния. Нас повели к трапезе нового господаря, который сел с нашим владыкой патриархом и пировал до вечера, был очень весел с ним и роздал нам почетные платья. Мы с большой пышностью, еще лучше прежней, вернулись в свой монастырь в господаревом экипаже в сопровождении солдат, скороходов и певчих.

ГЛАВА XI.

Тырговишт. — Описание чина крестного хода по четвергам в Валахии.

После того как мы уже решились отправиться в путь, новый господарь просил нашего владыку патриарха сделать милость пробыть у него еще месяц, обещая ему лишнюю милостыню, ибо полюбил его чрезвычайно, во время его присутствия сделавшись господарем. Подарки господаря, в виде разного съестного, не прерывались ни на один день, помимо того, что было назначено нам при жизни умершего господаря.

Утром в первый четверг со времени своего вступления на престол, он приступил к совершению литании, т.е. крестного хода за городом, по обычаю господарей. За нами он прислал экипаж в сопровождении многих ратников. Мы вошли в церковь, облачились и надели архиерейское облачение на нашего владыку патриарха. [144] Он вошел в алтарь и окадил вокруг престола, поя «Христос воскресе». Начали пасхальный чин, и певчие продолжали его из алтаря по обыкновению, после того как наш владыка патриарх окадил господаря и предстоящих. Затем следовало «Воскресения день» до большой ектении, которую я сказал, поминая имя нового господаря. Потом начали канон приятным напевом по нотам. Мы вышли из церкви, причем войско стояло в полном параде. Господарь и наш владыка патриарх шли вместе, а впереди их все священники городские попарно в облачениях и с крестами. Большой колокол гудел с вечера и до сих пор, как знак для сбора священников и народа к этому событию. Церковные хоругви с крестами двигались впереди всех попарно, и шелковые знамена, также с крестами, были бесчисленны. Солдаты тысячами и сотнями тысяч в полном вооружении, скороходы и государственные сановники шествовали впереди господаря и нашего владыки патриарха, а я, держа в руке трикирий, шел подле них. Мы вышли из дворца, направляясь к текущим чрез город рекам, и прошли по деревянному очень длинному мосту (В английском переводе прибавлено здесь: «мы проследовали на расстояние, как между Алеппо и Айн Аттилем или почти как между Дамаском и Кабоном»). Мы шли медленным шагом. Певчие пели по-гречески и по-валашски канон и другие песнопения по нотам. Мы пришли к обширному зеленому лугу: на этой неделе снег на нем растаял и показалась трава. Для господаря был поставлен трон, на который он и стал, а для нашего владыки патриарха другой, посредине же род большого покрытого аналоя, на который поставили чаши, серебряный таз и кувшин с водой. Я кадил нашему владыке патриарху, произнося: «благослови Владыко!», а он окадил вокруг воды, говоря: «благословенно...» затем кадил господарю и прочим предстоящим, ибо вельможи образовали большой круг, а знамена и хоругви размещались в ряд позади них, священники же стояли перед ним кругом. Певчие начали канон малого водосвятия. Наш владыка патриарх прочел евангелие, а я сказал ектению. Потом для нашего владыки патриарха постлали ковер перед водой, а другой ковер перед троном господаря. Наш владыка стал на колена, и весь народ склонился к земле и прежде всех господарь. Наш владыка патриарх прочел молитву о дожде по их обычаю, а потом молитву на освящение воды. При словах: «спаси, Господи, наших благоверных царей», он говорил: «спаси, [145] Боже, раба Твоего, христолюбивого государя Иоано Константина воеводу». Затем все встали. Владыка трижды погрузил крест в воду при пении певчими «во Иордане» и кропил на все четыре стороны. Когда он окропил господаря и дал ему поцеловать крест, солдаты выпалили из ружей. Потом он окропил присутствующих священников, вельмож и приближенных лиц. Мы возвращались при пении певчих и ружейных выстрелах, пока не вступили во дворец, где сняли свои облачения. Господарь повел нашего владыку патриарха к трапезе. В этот день пролился обильный дождь. Господарь в этот день, во время хода туда и обратно, роздал множество монет банат (бани) войску, бедным и тем, кто подносил ему подарки, ибо со времени выхода вашего из дворца до возвращения в него сначала являлись женщины и расстилали перед господарем куски полотна, на которые они сыпали пшеницу, ячмень и другие зерновые хлеба, по их обычаю, так как это было начало нового года и (вступление) нового господаря. Камараш, т.е. казначей, бывший подле господаря, бросал на полотно монеты бани, который женщины собирали и уходили. Другие подносили ему в дар прежние колосья пшеницы, иные – яблоки, иные – груши, иные – белые цветы и зеленые древесные ветви, иные – лимоны и померанцы, иные – яйца, иные – кур, гусей и уток, иные – рыбу, иные – маленьких ягнят, иные – козлят, иные закалывали перед ним барана и всем им камараш раздавал монеты горстями. Вечером господарь оделил священников и нас почетными платьями, кусками атласа и камки, а государственных сановников шелковой материей, бархатом и парчой, и мы возвратились с большим почетом в карете в свой монастырь.

ГЛАВА XII.

Тырговишт. - Соляные копи. Рудники. Посольство в Стамбул. Праздник Вознесения.

Знай, что в странах валахов и молдаван есть рудники соли, которую выламывают в виде больших камней в горах и пещерах под землею. Она похожа на черный алеппский камень, но, будучи обращена в порошок, становится подобна снегу. Женщины продают ее на рынках всегда в порошке. Выламывать ее очень трудно. Всякого, на кого прогневаются эти господари, ссылают выламывать соль: это вещь общеизвестная. В этой стране валахов есть превосходный рудник меди, которую добывают ив очень глубоких колодцев под землею в виде черных камней, и из них [146] вырабатывают очень хорошую медь. Здесь есть также много золотых и серебряных рудников, но их скрывают из боязни турок и увеличения податей. Но домина, супруга господаря, имеет обыкновение ежегодно брать с некоторых лиц по тысяче червонцев арендной платы за то, что они добывают золото из рек Тырговишта: это вещь хорошо известная.

Митрополит города был в отсутствии, потому что господарь отправил его послом к силистрийскому паше Сиявушу, который раньше был визирем, умертвил султаншу – валидэ, Бекташ-агу и иных, и потому его сместили и дали ему силистрийский пашалык, составляющий очень большую область. Он имеет надзор над господарями Молдавии и Валахии и ни одна просьба не отправляется в Константинополь, как только чрез него и с его согласия. Господарь послал в Константинополь нескольких из своих сановников привезти ему трон и знамя по обычаю господарей. Они отправились, взяв с собою просьбу, подписанную, во-первых, рукою митрополита, затем епископами и всеми настоятелями монастырей с приложением печатей, а также вельможами и прочими подданными: «мы согласились признать Константина, сына Щербаня воеводы, и поставили его господарем над собой.» Когда они приехали в Стамбул, его величество султан (да хранит его Бог!) дал свое согласие, равно визирь Дервиш Мохаммед паша и сановники. Тогда постарались удовлетворить их за наследство умершего господаря Матвея, а также за восшествие на престол нового господаря и за новую казну (Т.е. ежегодную дань, которую княжество платило туркам) тысячу пятьюстами кошельков, или 750.000 пиастров, и те дали им трон и знамя, отправив с ними капиджи для сбора этих денег. Радостную весть об этом прислали господарю и тогда тотчас стали палить из пушек и устроили большое торжество. Господарю нужно было уплатить паше силистрийскому и его приближенным, а также хану татарскому и его приближенным, еще 250.000, (а всего) полный миллион, т.е. 10 раз сто тысяч (В подлиннике ошибочно сказано: «10 раз миллион»). Он роздал войску в подарок тройное жалованье и простил всем подданным недоимки и подати за шесть месяцев. Но богатства, оставленные умершим господарем, были очень велики, помимо каменных оштукатуренных домов, полных (всяким добром) до потолков. Однако и расходы в Валахии весьма велики, как говорил при жизни умерший господарь нашему владыке патриарху. «Нам нужно, сказал он, в год количество равное казне, получаемой из Египта, [147] а именно 600.000 золотых: туркам, татарам, на содержание войска, на подарки, благотворительные дела и пр.»

В воскресенье Самаряныни, с коим совпал праздник св. Георгия, после того как господарь, по их обыкновению, совершил крестный ход к церкви св. Георгия, находящейся вне города, пришло известие, что приехал митрополит города и с ним великий ага от паши силистрийского. Это обстоятельство заставило господаря выехать им навстречу с очень большой свитой.

В воскресенье Слепого наш владыка патриарх поехал в карете к господарю, чтобы с ним попрощаться, но тот не дал ему разрешения отправиться в путь. Тогда мы вместе с ним сошли в его церковь к литургии. По окончании службы он поручил нашему владыке прочитать над всеми вельможами, бывшим налицо народом и отсутствующими жителями валашской страны разрешительные молитвы, что он и исполнил. Затем нас опять повели к трапезе. Вечером мы возвратились в свой монастырь.

В ночь на вторник 25 апреля скончался Богом помилованный священник Сулейман (Соломон), сын Аз-Захра, наш спутник, дамаскинец, от той же болезни, какою мы страдали в Молдавии, именно от переменного озноба и жара, который постигал нас два или три раза в день, в особенности во время холодов и морозов [и по ночам]. Мы были не в состоянии исцелиться, ибо не было ни доктора, ни лекаря, ни (целебных) напитков, ни помощника кроме Бога, а в особенности потому, что вся вода в этом городе была скверная и вредная. Мы совсем перестали есть, но выпивали глоток воды по утрам в те горькие дни, по той причине, что у нас горели внутренности. Мы готовы были душу отдать за один гранат, пока не нашли привозных из Румелии, по 1/4 реала за пару. Мы покупали око миндалю за 1 1/2 пиастра, а око сахара за 2 реала. Вследствие этого мы терпели тяжкие страдания. Когда скончался помилованный Богом (наш спутник), во мне, пишущем эти строки, возобновились боли, страх и трепет. Мы похоронили его в (своем) монастыре: были устроены прекрасные похороны, лучше чем у валахов, с обильной раздачей денег.

Накануне четверга Вознесения митрополит города прислал приглашение нашему владыке патриарху рано утром отслужить обедню в его церкви, что во имя Вознесения, как мы об этом упомянули выше. Поутру он прислал ему свой экипаж, в котором мы и отправились. Все мы облачились. Когда прибыл господарь, наш владыка патриарх вышел к нему навстречу за врата церковные [148] и окропил его святой водой. Приехала также домина. После обедни мы вышли к трапезе, за которую сел господарь и подле него наш владыка патриарх, а все вельможи сидели в летней столовой, выходящей в сад. Домина и бывшие с нею жены вельмож поместились во внутренней столовой, а солдаты и народ в саду сидели рядами под ореховыми деревьями, и им подавали вино в бочонках. Увеселители, барабанщики, флейтисты, трубачи, тамбуринисты, арфисты и певцы турецкие, вместе с шутами, сидели под навесами столовой в саду, чтобы их мог видеть господарь. Это был великий день, какие можно сосчитать в жизни. К вечеру встали из-за стола и пошли в церковь, где отстояли вечерню. Затем наш владыка патриарх шествовал впереди господаря, пока не благословил при выходе его и вельмож, а также домину и жен вельмож, которые заняли шесть карет. Мы простились с митрополитом и в (том же) экипаже возвратились в свой монастырь. Господарь опять не дал нашему владыке патриарху дозволения уехать в этот день.

На другой день четверга Вознесенья была трапеза для епископов и настоятелей монастырей Валахии.

Что касается прежнего спафария, т. е. сердаря войск, то по возвращении его из своих поместий господарь оказал ему большой почет и возвратил ему должность, одарив его почетным платьем. Впоследствии, узнавши, что он говорит неприличные слова по своей обычной гордости, высокомерию и тщеславию, господарь его призвал и отставил от начальствования, назначив другого на его место новым спафарием. Потом он намеревался его казнить, но за него ходатайствовали, и господарь велел разрезать ему нос и тем уничтожил его хвастовство. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить и прибавят», как сказано в св. евангелии, ибо дядя его, господарь Матвей, некогда велел разрезать нос этому Константину в его детстве, так как он был сын господаря. В этих странах обыкновенно тот, у кого разрезан нос, остается отверженным и не может сделаться господарем. Но у Константина с течением времени разрез носа сросся и стал неприметным. Точно так же новый господарь Молдавии Стефан, взяв в плен сына господаря Василия и мать его, немедленно разрезал ему нос, чтобы он не мог сделаться господарем. Но кто знает?

В этом городе Тырговиште есть хорошая турецкая баня с куполами, на берегу реки, на которой устроено подъемное колесо, поднимающее воду в баню. В ней два отделения: одно для мужчин, где есть купальня, другое для женщин. Средняя комната [149] служит для раздевания мужчин и женщин; отсюда уходят мужчины в свое отделение, женщины в свое, так как двери смежны. Топят бани от Константинополя до сих мест дровами, а не пометом. Баня пожертвована в собственность монастыря св. Николая.

ГЛАВА XIII.

Тырговишт. – Отъезд. Монастырь в Филипешти.

Возвращаемся (к рассказу). В воскресенье Пятидесятницы господарь был занят, а потому мы слушали обедню в своем монастыре. По окончании ее, без перерыва, также (как у нас) совершили службу с коленопреклонением, причем наш владыка патриарх прочел молитвы по обыкновению по-арабски и по-гречески.

В пятницу после Пятидесятницы наш владыка патриарх отправился попрощаться с господарем. Оставшись наедине с ним и с доминой, он дал им разрешительные грамоты, после того как мы надели на него епитрахиль и омофор: оба они простерлись на землю, и он прочел над ними эти грамоты. Господарь прислал ему милостыню, ранее обещанную. К этому времени мы уже приготовили, занимаясь этим с Пасхи до сих пор, все необходимое для дороги, как приличествует в этих странах путешествующим патриархам и даже епископам. Мы истратили около 600 пиастров на приобретение 21 лошади и 5 экипажей, по 4 лошади для каждого, с их принадлежностями, упряжью, седлами и всем необходимым для экипажей. Карета нашего владыки патриарха стоила 70 пиастров, считая стоимость ее железных принадлежностей, покрытие кожей, суконные покрывала и пр. Теперь у нас было 15 служителей, из коих большая часть были пленные казаки и московиты, которые бежали и были захвачены господарем Матвеем при их поражении, но освобождены нашим владыкой патриархом.

В воскресенье Всех Святых мы простились с церковью нашего монастыря, а в понедельник, начало Петрова поста, поутру мы смотрели, как его светлость господарь отправился с большим поездом в летнюю резиденцию господарей, город Бухарешт, со всеми своими вельможами и их женами, для встречи там знамени и трона, которые везли от султана. В половине этого дня, 22 числа месяца мая, мы выехали из Тырговишта, после того как простились с церковью, и владыка патриарх прочел всем монахам и купцам разрешительные молитвы. Нас провожали за город. Нашими спутниками были семь настоятелей монастырей страны валашской, которые направлялись в московское государство. Мы [150] прибыли к горе и лесу, труднопроходимым по причине обилия дождей и потоков, которые были так сильны в эти дни, что вода в реках чрезвычайно поднялась.

Во вторник утром мы приехали в монастырь св. Николая, известный под именем монастыря постельника кир Константина, который был нашим приятелем. Говорят, что он потомок Кантакузенов, царей греческих, любит творить добрые дела и милостыню, любит наш народ и наш арабский язык: он находил большое удовольствие в нашем чтении. Господарь кир Константин ему родственник. Когда он сделался новым господарем, этот постельник, его родственник, получил для своего единственного сына должность камараша, т. е. великого казначея, и, отказавшись от своей должности, жил у себя дома в удалении от дел. Это было действием его обширного ума, ибо постельник есть только служащий, который должен стоять (при господаре), но он сделался средоточием власти и управлял всеми делами господарства: все вельможи являлись к нему на дом просить совета, и каждое утро он водил их к господарю. Ничто не делалось без его совета. Он очень любил творить добрые дела и был самым близким нашим другом. Он вновь выстроил этот монастырь, архитектура которого приводит в изумление зрителя. Церковь его, с двумя высокими куполами, крытыми жестью, имеет три алтаря, каждый с красивым куполом. Перед вратами ее есть круглый обширный купол со многими арками, под коими посредине находится бассейн воды с высоким фонтаном. Вода проведена издалека постельником, который один в этой стране придумал устраивать водоемы, т. е. бассейны. По окружности этого купола изображено epi Soi cairei Kecaritomenh pasa (о Тебе радуется, Благодатная, всякая....) в разнообразных видах, а также "Хвалите Господа с небес" со всеми породами животных и зверей вселенной, морских и земных, "хвалите Бога во святых Его": девы пляшут, судьи, старцы, юноши, тимпаны, флейты и пр. — предметы изумительные для ума, работы искусного мастера, того самого, который расписывал монастыри Василия, воеводы молдавского. Вся работа на стенах с золотом. Смотря на его работу на досках, удивляешься яркости живописи, но на стенах она еще лучше. На верху того же купола изображен Господь наш Христос, окруженный девятью чинами ангельскими. На вратах церкви с одной стороны есть изображение Господа Христа, а с другой — св. Девы, на фоне из чистого золота. Входят в церковь по высокой лестнице. Дверь вся позолочена. Вся [151] внутренность церкви и даже верхи куполов и потолки расписаны вновь. Есть полное изображение всех семи соборов, изображение Господа Христа, ведущего верховое животное с человеком, который впал в руки разбойников: как Он привез его в гостиницу, разговаривает с хозяином ее в присутствии раненого, и как Он возливает масло и вино. Что касается иконостаса, тябл и икон, то они не имеют подобных, кроме как в монастырях Василия. Колокольня поражает ум разнообразием наружных орнаментов из извести: подумаешь, что они сделаны не из иного чего, как из цветного и белого мрамора и мозаики разных видов и цветов. Она (отчасти) круглой постройки, отчасти восьмиугольная, и наверху ее восемь арок, где висят колокола.

В монастыре есть другая красивая новая церковь, а в ряду галерей, при келиях монастыря, есть еще третья. Трапеза помещается близ церкви, в верхнем этаже и возвышается над монастырем и лесом. Она длинная, обширная, со многими окнами стеклянными и вся кругом расписана подходящими изображениями. В конце ее на всей стене изображен страшный суд; на трех других стенах круг неба и земли: Творец – да возвеличится имя Его! – в момент творения, Адам, Ева, выходящая из бока его во время сна; все животные, хищные звери, птицы, деревья, плоды и произрастения земные и все прочее; как Ева берет плод и дает Адаму, как они покрывают себя листьями смоковницы, как изгоняются на землю и херувим стоит с пламенным мечом; как ангел учит Адама копать землю железной лопатой и пр. На других стенах нарисовано изображение блудного сына, во-первых, когда он, взяв свою долю имущества от отца, отправился путешествовать, во-вторых, когда он охвачен страстью к блудницам, в-третьих, когда он пасет свиней и пьет воду из дождевой лужи, в-четвертых, когда он приходит к отцу в своей жалкой одежде: как отец радостно его принимает и надевает на него царскую одежду и перстень на правую руку, как закалывает откормленного теленка, а его старший брат стоит за дверьми и спрашивает о нем. Нарисовано также изображение трапезы богатого и Лазаря: тот ест и пьет в удовольствии и весельи, а Лазарь лежит и собаки лижут его раны; а также: богач в геенне огненной, держа палец во рту, обращается к Аврааму, а Лазарь на лоне Авраама в раю. Есть и другие изображения пиров.

Монастырь построен на горе в лесу, и в прудах, его окружающих, ловится много рыбы. Мы пробыли в нем час. [152] Приехали в селение, принадлежащее упомянутому постельнику, по имени Филиешти (Филитешти), весьма цветущее. В нем много речек и садов. Мы вошли в церковь в честь Успения Богородицы, которую построил вновь тот же постельник. Она имеет нарфекс с наружными галереями, и все стены ее расписаны изображениями работы того же мастера: все мучения св. Георгия, семь братьев спящих в пещере, медный бык, в котором несколько мучеников, и палачи разводят под ними огонь; изображен св. Игнатий, брошенный львам, и другие мученики, которым надевают железные раскаленные сапоги железными крючками, и прочее, о чем дот рассказывать.

Выйдя из церкви, мы остановились во дворце постельника, который состоит из княжеских построек, поражающих ум изумлением, и лучше городских зданий. Есть там красивая баня из превосходного мрамора: вода доставляется туда колесами, устроенными на реке; она же орошает фруктовые сады и великолепные цветники и вертит многочисленные мельницы. Есть там дома совершенно одинаковые со стамбульскими постройками, ибо все вельможи Валахии имеют поместья с превосходными зданиями. У каждого из них непременно есть дом и большой монастырь со многими угодьями, и каждый старается превзойти другого красотою архитектуры своих сооружений. Этим они очень гордятся. Когда кто из них бывает отставлен от должности, то поселяется в своем дворце и поместье на всю жизнь, имея монастырь вблизи себя.

Мы выехали отсюда в среду и в полдень прибыли в большой базар, по имени Плоешти, а вечером в Бузео, местопребывание епископа, в пятницу вечером в Рымник.

ГЛАВА IV.

Проезд чрез Молдавию. – Прут.

Накануне второго воскресенья по Пятидесятнице мы прибыли в Фокшаны и переехали на сторону Молдавии. В то же воскресенье перед закатом солнца мы переехали реку Сереть на судах и ночевали близ нее в большой деревне. В понедельник в полдень прибыли в Текуч и, выехав отсюда, вечером остановились на ночлег в деревне, населенной греками, коих Василий в свое время привел из Румелии. Когда постигли их случившиеся события, враги их молдаване ограбили их и уничтожили. Во вторник в полдень мы приехали в Бырлад, а в среду в полдень в Васлуй. Мы проводили ночь в поле ради пастьбы животных, ибо летом [153] во всех этих странах (да благословен будет Создатель!) все зеленеет от случающихся обильных дождей. Поутру в четверг мы прибыли в Скинтей, проехали чрез труднопроходимую гору и лес и вечером остановились на ночлег близ хелештеу монастыря Бырновского, т. е. великого пруда близ Ясс. В пятницу утром мы въехали в Яссы и остановились опять в монастыре св. Саввы. В третье воскресенье по Пятидесятнице после обедни господарь пригласил нашего владыку патриарха, и мы поехали в его экипаже к трапезе, захватив с собою еще третий подарок для него и для домины, его супруги. Они попрощались друг с другом. Господарь назначил нам 11 человек каларашей, которые должны были проводить нас по опасным дорогам до границы.

Во вторник утром 6 июня мы выехали из города, имея впереди себя упомянутых ратников, и чрез два часа переехали широкую реку Зиза (Жижа) по длинному деревянному мосту. Проехав еще два часа, мы переплыли на судах большую реку Прут. Она очень глубока и имеет высокие берега. Здесь с обеих сторон реки расположена деревня, жители которой занимаются перевозом через реку; имя ее Титзура (Цецора). Тут мы простились с провожавшими нас каларашами, и перед нами поехали другие. Мы ехали до вечера по длинной и широкой степи, необитаемой и безводной, и ночевали подле колодца. На другой день, встав на заре, прибыли на вершину высокой горы и в большой лес, откуда мы видели город Яссы. Мы остановились в селении по имени Миджашт (Минзатешти?). Отсюда впереди нас поехали опять другие калараши. Вечером мы прибыли в селение близ леса, по имени Браиджа (Бравичи), составляющее жалованное поместье (В подлиннике: тимар сапаhиси. Владелец его обязан был отправлять на свой счет военную службу на коне). Переночевав здесь, выехали рано поутру и проезжали мимо огромного озера, называемого халистау (хелештеу), длинного и широкого. Мы ехали его берегом около 4 часов и в полдень прибыли в город, известный базар на конце озера, по имени Орхай (Оргеев). Здесь епископская кафедра, как мы о том упоминали. Мы проехали на тот конец города по деревянному шлюзу озера и по дорогам, сделанным из связок хвороста, под коими текут протоки воды вертящихся мельниц. Это места и работы изумительные для ума; они принадлежат к числу шлюзов, которые устроил в свое время господарь Василий на десяти озерах в молдавской стране. Добываемая ежегодно ив этого озера рыба [154] продается на сумму в 3000 золотых. Тут есть также монастырь, построенный Василием. Мы тронулись отсюда в пятницу утром и в полдень прибыли в село, по имени Трифешти. Мы проезжали этой стране с большим страхом, трепетом и поспешностью, ибо (жители) постоянно твердили: «пришли казаки грабить нас!» и были в непрестанном страхе. Отсюда мы прибыли в селение Сарко (Сырково), где переночевали. Всех жителей этой страны от Молдавии до сего места забрали в плен татары и пожгли их жилища, появившись неожиданно во дни Василия, как мы о том упомянули, ибо граница их страны (Бог да разрушит ее!) отсюда недалеко.

(пер. Г. А. Муркоса)
Текст воспроизведен по изданию: Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 1 (От Алеппо до земли казаков) // Чтения в обществе истории и древностей российских, Книга 4 (179). 1896

© текст - Муркос Г. А. 1896
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© OCR - Плетнева С. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЧОИДР. 1896