Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ

ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ

в половине ХVІІ века,

описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским.

КНИГА XIII.

МОЛДАВИЯ И ВАЛАХИЯ

ГЛАВА I.

Молдавия. — Прибытие в Яссы. Служения. Содержание, назначенное патриарху. Отъезд господаря. Поездка патриарха в новостроящийся монастырь. Роман. Бакеу. Трудности дороги. Прибытие в монастырь. Описание его. Прощание с господарем и отъезд в Валахию. Прибытие в Тырговишт.

Когда мы переехали реку (Днестр), нас встретил пырколаб (Комендант.) и капитаны, от лица молдавского правительства, согласно данному господарем приказу. Они назначили нам два знамени каларашей, которые и провожали нас постоянно от города до города, когда мы ехали на подводах с почтовыми лошадьми, пока не прибыли в город Яш, или Яссы, в четверг 21 августа, при чем господарь выслал своих бояр встретить нас на дороге со всем почетом и уважением. Мы остановились в монастыре св. Саввы. (Монастырь св. Саввы основан около 1625 г. и вскоре преклонен Св. Гробу. Ныне приходская церковь.)

В понедельник, следовавший за нашим прибытием, было первое число сентября месяца и начало 7165 года от сотворения мира.

11 сентября наш владыка патриарх, по просьбе господаря, служил для него обедню в придворной церкви. В праздник [2] Воздвижения Креста домна (Господарыня), в свою очередь, прислала приглашение нашему владыке, и он отслужил для нее обедню в ее собственной церкви внутри ее жилища. Затем в воскресенье, следовавшее за праздником Воздвижения, домна, отправившись в монастырь, называемый монастырем Домны (Некоторые сведения о монастыре Домны находятся в книге «Акты русского на св. Афоне монастыря св. влмч. Пантелеимона», Киев, 1873.), прислала приглашение нашему владыке патриарху, и он опять отслужил для нее обедню. Велика была щедрость, глубоки и существенны знаки внимания, выказанные господарем нашему учителю, ибо он назначил ему на содержание деньгами более динара ежедневно и припасами ежедневно же 20 ок (Око – 3 1/8 ф.) вина и 50 хлебов, воз сена и ячменя для тридцати пяти лошадей, воз дров и (бочку) воды («Для потребления армян», прибавлено в английском переводе; полагая здесь ошибку переводчика, мы опустили эти слова, как не имеющие смысла.); кроме того, разного рода свеч и другие предметы домашнего обихода. В Молдавии мы начали чувствовать воздух своей родины и пошли в баню, которой были лишены двадцать семь месяцев, — в течение всего этого времени мы не были в бане и не мылись; теперь мы переменили свою одежду, которая уже истрепалась и запачкалась. Впрочем, мы находились еще в большом беспокойстве, вследствие своего долгого отсутствия из дома.

В конце сентября господарь отправился в увеселительную поездку в город Хуш, а оттуда в Галац, чтобы посетить новый монастырь, выстроенный им близ этого города. Он взял обещание с нашего владыки патриарха, что тот приедет к нему в монастырь, и потому, прибыв в Галац, он тотчас прислал известие нашему учителю. Его наместник и бояре снабдили нас подводами и прикрытием, и мы выехали из Ясс в среду 8 октября, при чем нас провожали с обычной пышностью до наружных ворот. Мы прибыли к холму Формоз, на коем находится каменный дворец; прежде чем достигнешь его, надо проехать по каменному мосту, где произошло последнее сражение между Василием (Господарь Василий Лупул, 1634 – 1654 г.) и теперешним господарем, в коем первый был разбит и принужден искать убежища в земле казаков. На земле, где происходила битва, виднелись еще черепа убитых. На следующий день мы прибыли в город, называемый Роман; здесь несколько каменных церквей и великолепный монастырь во имя св. Параскевы, очень красивое здание, воздвигнутое [3] покойным Александром воеводой (Церковь св. Параскевы основана в 1550 г. Господарь Александр (Лопушняну) правил дважды: 1552-1561 и 1564-1566.); он служит местопребыванием епископа. В этом городе есть несколько прекрасных гостиниц, принадлежащих армянам, которые доставляют путешественникам подводы и все необходимое. Отсюда, по чрезвычайно неровным дорогам и переехав большую реку, чрез которую переправляются на судах, мы прибыли в другой город, по имени Бакеу, с несколькими каменными церквами. От этого места, чрез леса и горы, по трудным дорогам, похожим на дороги в Московии, но только еще дичее, мы приехали в первую из деревень, принадлежащих теперешнему господарю, которые он получил в наследство от отца и дедов; это — самые лучшие и многолюдные селения: в каждом есть дворец и церковь.

Каждый уголок этой страны, от Романа до Фокшан, занят селениями и деревнями, и тут есть такие восхитительные места, орошаемые источниками и ручейками, что нет возможности описать их. Из всей Молдавии это самый прекрасный и самый населенный округ. От Романа до Фокшан пять дней пути; это пограничная линия с той частью Венгрии, которою владеют многочисленные саксы, кои суть франки, последователи папы, и имеют свои церкви, ибо в Венгрии, как нам сообщали, существует бесчисленное множество сект и вероисповеданий, так что в одном и том же семействе можно найти несколько религий: отец одной веры, жена — другой, а дети принимают, каждый сам по себе, веру, которая ему нравится. Краль и правители — кальвинисты; владетели крепостей — саксы.

Отправившись далее, мы нашли дороги крайне трудно проходимыми и вступили в леса, глуше и дичее чем когда-либо, и когда наступила ночь, мы провели ее среди них, не будучи в состоянии достигнуть жилья. Животных мы пустили пастись, где им угодно, и зажгли огни, которые поддерживали до утра. Затем, собрав своих лошадей, снова двинулись в путь и в понедельник прибыли в один из городков, принадлежащих господарю, называемый Багзана (Богдана) (Ныне село в округе Бакеу.), каковое имя дано и монастырю, который он здесь строит. Это место расположено между горами в долине, образующей прекрасный луг, и со всех четырех сторон защищено горами. Чрез него протекает большая река, по имени Тратуш. Следуя приказаниям господаря, мы оставили здесь свою кладь и проследовали [4] без помехи к господареву монастырю, находящемуся с одной стороны городка. Чтобы добраться до него, вступаешь в узкое ущелье, которое составляет единственный проход к монастырю, ибо ни сзади, ни спереди, ни где-либо кругом или близ него (нет другого), так как монастырь находится в одном углу той местности, где лежит городок, и окружен венгерскими горами и лесами, имея спереди большую реку, (текущую) в глубине ужасной долины. Едва мы проехали ущелье и стали приближаться к монастырю, как вступили на ровную зеленую поляну, обнесенную кругом окопами, в глубине которой стоит монастырь, окруженный многочисленными источниками пресной воды. Господарь прибыл сюда раньше нас со своей домной и вельможами с их женами. По этому поводу здесь устроилось большое панагири, или ярмарка, в особенности же по случаю памяти св. Параскевы, болгарской девицы, коей мощи находятся в монастыре Василия воеводы.

На следующий после нашего приезда день мы отслужили обедню, в присутствии господаря, в деревянной церкви, которую выстроили близ монастыря, и при ней кельи, на время, пока не будет окончено самое здание. После обедни нас угощали за столом до вечера. Вот описание монастыря. Он обнесен весьма высокой стеной с четырьмя башнями, по одной на каждом углу, кроме колокольни, находящейся над воротами. Все это здание сооружено в течение нынешнего лета и, как говорят, для этого было употреблено более восьмисот рабочих из чингана (цыган), здешних рабов; но строение церкви еще не кончено. Она — во имя двух архистратигов ангельского чина, Михаила и Гавриила, и прочих небесных сил. Господарь получил для этого монастыря от патриарха Константинопольского статикон (грамоту), коим он объявляется ставропигией, зависящим непосредственно от патриарха, и никто иной не может иметь власти над ним во веки. Такой же милости господарь просил и у нашего владыки патриарха, и наш учитель написал для него статикон на тот же предмет, с отлучением и анафемой и пр. Для содержания монастыря господарь пожаловал ему несколько деревень и другие угодья в большом числе.

В среду господарь поехал назад, и мы немедленно последовали за ним до малого города Богданы. В четверг, рано поутру, господарь прислал за нашим владыкой патриархом и имел с ним прощальное свидание: владыка прочел молитвы над ним и домной. После этого господарь отправился в Яссы, назначив к нам капитана с отрядом, чтобы проводить нас до Фокшан. Вечером мы [5] прибыли в селение, принадлежащее великому ворнику (Министр юстиции, по Палаузову (см. Румынские господарства, стр.213). Но у А.Накко (История Бессарабии, ч.2, стр.107) сказано, что великий ворник (или дворник) есть министр внутренних дел.), по имени Дабижа. Здесь, согласно наказу господаря, нам был оказан большой почет, что произошло и на следующий день в другом малом городе, принадлежащем тому же лицу. В нем есть большой дворец, находящийся на берегу значительной реки, на высоком пригорке, господствующем над окрестностями; сюда убежал господарь Стефан после своего первого поражения под Яссами Тимофеем и его казаками и здесь имел свое местопребывание, как в месте столь близком к Венгрии и Валахии. Для нас было предметом удивления, что мы теперь едем по такой дороге, по которой никто еще не путешествовал, ни даже монахи. У упомянутого ворника находится жена сердаря (Начальник конницы.), которого казнил господарь Василий. Она нашего рода и племени, происходя от Петра воеводы, который жил в ссылке в Алеппо (Вероятно, Петр II Хромой, о котором у Палаузова (стр.32, прим.14) сказано, что он в 1567г. был изгнан в Малую Азию. Из Павла же Алеппского узнаем теперь, что он был сослан в Алеппо, в верхней Сирии.).

В воскресенье мы прибыли в Фокшаны и здесь отпустили капитана, отправив с ним благодарственные письма к господарю. Тут встретил нас такой же отряд войска от господаря валашского и сопровождал в понедельник до Рымника, во вторник до Бузео, а в среду был длинный переезд, с раннего утра до позднего вечера, пока мы не достигли Плоешти. В четверг мы прибыли в монастырь постельника (Министр иностранных дел.). В пятницу митрополит Валахии, вместе с другими митрополитами, приехавшими в столицу, и с множеством бояр, вышел нам навстречу, согласно приказанию господаря, в сопровождении городского купечества, и в торжественной процессии нас ввели в Тырговишт. Мы сошли у монастыря Сталия, нашего прежнего местопребывания, по обычаю, при колокольном звоне. [6]

ГЛАВА II.

Тырговишт. — Свидание с господарем. Торжество в праздник Крещения. Пир у господаря. Обилие здравиц. Поездка патриарха в монастырь Арджиш. Описание монастыря. Пребывание в Кымполунге. Возвращение в Тырговишт.

В воскресенье, в праздник св. Димитрия, господарь Константин прислал за нами свою карету, приглашая нас к себе, и принял нас с величайшим радушием, почтением и гостеприимством. Точно так же в праздник св. Михаила, 8 ноября, господарь прислал за нами, и мы отслужили для него обедню в придворной церкви, после чего он угощал нас за своим столом до вечера, наполняя свободные часы осушением кубков вина и раздачей почетных платьев. Мы вернулись в свой монастырь. То же самое происходило в праздник св. Николая и в праздник Рождества, включая и канун его, во время коих соблюдались те же веселые обряды. Равным образом и в праздник Крещения мы отправились в куртэ (дворец) и здесь облачились. Когда сошел господарь, наш учитель благословил его, по обычаю, и все архиереи и священники в облачениях и с крестами вышли на дворцовую площадку и тут разместились большим кругом. Затем вышли вместе наш учитель и господарь; последнему предшествовал постельник с серебряным жезлом, а я шел впереди нашего владыки с трикирием, пока господарь не проследовал к своему трону. Когда он стал на нем, наш учитель благословил его и стал на своем троне, по левую руку господаря. Подле нашего владыки стал митрополит города, а затем тянулся влево ряд архиереев, архимандритов, священников и монахов; напротив них стояли государственные сановники, а двор был переполнен солдатами с холодным оружием и мушкетами. Домна и все жены вельмож находились на высокой галерее, откуда можно было нас видеть. После того как всем были розданы свечи, наш учитель сошел и кадил кругом аналоя, на котором лежала икона Крещения, и над столом, на коем были помещены серебряные сосуды с водой, крест и кропило. Я шел перед ним с трикирием, а мой товарищ с посохом. По прочтении евангелия и ектении, за коей следовали обычные молитвы и погружение креста, пошли впереди нас с хоругвями и знаменами к реке, находящейся в некотором расстоянии, и здесь наш учитель, по их обычаю, погрузил крест и образ в текущую воду. Свернув знамена, их также опустили в воду и наполнили ею бесчисленное множество сосудов. В то же [7] время было окрещено много младенцев. По возвращении, мы нашли господаря и вельмож сидящими в церкви. Наш владыка первый вошел в нее и окропил. В ту минуту, когда господарь подошел приложиться ко кресту, был подан знак, и музыканты ударили в бубны, заиграли на флейтах, рожках, трубах и всяких других инструментах, а все солдаты дали три залпа из мушкетов, так что уши у нас оглохли и сердце затрепетало от страха, ибо мы находились как раз в средине всего этого. Следует заметить, что по возвращении нашего учителя в церковь он поднялся, по желанию господаря, к домне на галерею и окропил ее, женщин (ее свиты) и всех жен сановников. После молитвы над кутьей и раздачи кренделей, по обычаю, мы пошли к столу, который был великолепен. Здесь есть постоянный обычай, что, когда слуги носят кушанья из кухни, их сопровождают музыканты, наигрывая на флейтах и бубнах. Пиршество в такой праздник, как этот, никогда не обходится без многочисленных круговых чаш. Прежде всего зажгли свечу перед образом, который находится над головою господаря, и принесли кадильницу; встав из-за стола, я взял ее и окадил образ, господаря и всех присутствующих, которые оставались за столом, но стоя на ногах; а наш владыка прочитал молитву за господаря. Первую чашу господарь выпивает во славу Божию и повторяет ее во второй и в третий раз. Вторую выпивает в честь праздника; третью за здоровье турецкого государя трижды. В ту минуту как господарь начинает пить, тотчас три раза стреляют из пушек и трижды играют на бубнах, флейтах, рожках и трубах. То же было, когда он пил четвертую круговую чашу за короля венгерского; потом пятую за здоровье его сына три раза; шестую за здоровье Стефана, господаря Молдавии, три раза; седьмую за здоровье Хмеля три раза; а восьмая и последняя круговая чаша была выпита за здоровье самого господаря и повторена три или четыре раза. При возглашении имен всех этих особ, стреляли из пушек, били в барабаны и извлекали согласные звуки из арф, рожков и всяких других музыкальных инструментов, как бы из одних уст. Таким же образом пили за здоровье нашего владыки патриарха три раза; за здоровье митрополита три раза, и трижды за здоровье высших сановников государства, которые сидели за столом. Словом сказать, я не имел никакой возможности пересчитать все чаши, кои были поданы и выпиты до дна, ибо кравчие ни от кого не принимали извинений, и никто не мог ни отлить из своего кубка, ни возвратить его с остатком: на то был особливый приказ господаря. Таков [8] у них обычай и таково гостеприимство. Поэтому, находясь среди них, мы были в великой беде. Под конец, разостлали ковер подле господаря, и высшие государственные сановники, встав со своих мест, по двое подходили и становились на колени и затем выпивали каждый за здоровье господаря большую чашу, содержащую, вероятно, око, а может быть и два ока, вина, осушая ее до дна, так что мы содрогались при виде этого; потом они встают и целуют у него руку, а он целует их в лоб, и они занимают свои места. Сказать по правде, даже в Московии особенности этих празднеств не соблюдаются с такою точностью, как в Валахии. Из-за стола встали не ранее двух часов по наступлении ночи: по обычаю, были розданы почетные платья.

Господарь очень полюбил нас и, бывало, все шутил со мною, делая вид, что жалеет меня по причине моей долгой разлуки с семейством. Да хранит его Бог! На следующий день рано поутру пришли все музыканты со своими инструментами чествовать нас и получить хороший подарок: их сопровождали певчие, писцы, церковные служители и пр.

Мы слыхали еще прежде от многих, что в этой стране, Валахии, есть большой, великолепный монастырь, которому, как думают, нет равного по роскоши постройки, и нам говорили некоторые греческие купцы, торгующие с франкскими странами и с Венецией, что и там нет ничего подобного. Он называется Арджиш. Поэтому я пошел к господарю и просил у него позволения отправиться одному на поклонение в этот монастырь. Он сказал: «нет, ты отправишься не один, а вместе с владыкой патриархом». Но владыка не имел желания к тому, не допуская никакого замедления для возвращения в нашу страну. Однако господарь послал за настоятелем монастыря, который случайно был в городе вместе с настоятелями монастырей со всего княжества, и велел ему идти и пригласить нашего владыку патриарха в свой монастырь, и затем приказал ему отправиться вперед и приготовить для владыки помещение. Господарь был так настойчив потому, что упомянутый монастырь принадлежит к тому разряду, который называется эфендико, и его власти состоят в зависимости от господарей. Итак, настоятель поехал вперед нас, а мы, изготовившись в путь и заполучив эфендико, т. е. казенные сани с лошадьми, и капиджи, т.е. привратника, который должен ехать впереди нас, выехали из Тырговишта в понедельник 12 января и вечером прибыли в одну из [9] деревень, принадлежащих великому логофету (Министр внутренних дел (см. у Палаузова, там же). Но у А.Накко (см. там же) великий логофет есть министр юстиции.), называемую Голешти. В ней есть церковь с двойною кровлей, большая и красивая, воздвигнутая логофетом в честь св. Троицы; над нею возвышается колокольня, крепкое, неприступное здание. Дворец логофета — прекрасное, роскошное строение, защищаемое несколькими пушками. В нем мы переночевали, будучи приняты с великим почетом и угощены царской трапезой. На следующее утро мы прибыли в торговый город, по имени Питешти; в нем десять церквей, каменных и кирпичных. Жители со всем своим духовенством вышли нам навстречу. Здесь выделывается прекрасное, сладкое вино, которое очень славится и лучшее изо всех вин, производимых в Валахии. Мы пробыли тут около часа и затем поспешно отправились дальше. Мы нашли здешние дороги очень трудными и опасными, так как они были затоплены водой из источников и рек и покрыты льдом, наподобие стекла, отчего лошади портили себе ноги, скользили и спотыкались; да кроме того, были частые подъемы и спуски. Продолжая свой путь до вечера, мы приблизились к городу, называемому Арджиш; в недалеком расстоянии от него нас встретили жители со свечами в руках. Здесь девять церквей: четыре – во имя св. Николая, пятая — в честь Введения Владычицы во храм, шестая — во имя св. ап. Петра, седьмая — во имя свв. Петра и Павла, восьмая — в честь Успения Богородицы и девятая — во имя св. Георгия. Дома в этом городе красивы и походят на дома в стране казаков. Здесь проживают несколько греков, и с ними настоятель монастыря вышел нам навстречу. Мы проехали к монастырю, отстоящему от города на полчаса пути; но вдоль всей дороги идет непрерывный ряд домов, принадлежащих монастырю: это жилища качифалос (куцовлахов?), т. е. цыган, монастырских рабов (Цыгане в Молдавии и Валахии были крепостными и разделялись на государственных, монастырских и боярских.). Мы прибыли в него ночью и, будучи введены, помолились в церкви, откуда нас повели в трапезную. На следующее утро мы встали рано и пошли к службе.

Вот описание монастыря. Над воротами колокольня, выстроенная в недавнее время покойным Матвеем воеводой. Кельи, образующие круг, представляют прекрасное каменное здание с галереей вверху и внизу. В средине стоит церковь, которая в действительности, как и рассказывали о ней, предмет удивления для ума и не имеет себе равной в монастырях этого княжества. Она выстроена [10] покойным Нягоем воеводой (Нягое Бассараба, господарь Валахии (1513 – 1521 г.)), 137 лет тому назад, как мы это нашли, разыскивая ее дату. Так как в этой стране нельзя добыть никакого мрамора, то воевода, как рассказывают, употребил следующую хитрость, чтобы достать этот материал. Он выхлопотал от турецкого султана (Селима) хатти-шериф на сооружение мечети в городе Бодоме (Бодуне) (Бодун – венгерское название Виддина. Впрочем, именем Бодом (или Будум) Павел Алеппский называет также город Буду.) и таким способом вывез сюда из Турции мрамор и камень по реке Дунаю на судах. В то же время он пригласил, будто бы для построения мечети, зодчих и других мастеров по мраморным и камнетесным работам и приставил их к сооружению этой церкви. Возведение ее он предпринял по внушению свыше. Место, на коем она стоит, было прежде прудом, образовавшимся от родников, в средине которого была обретена древняя икона Владычицы. Один из священников пришел и отнес ее в церковь города; церковь — во имя св. Николая и, как говорят, первая, в нем выстроенная; в ней мощи святой мученицы, молодой девицы, но имени Филота (Филофея). Рассказывают, что ее отец был большим скрягой; в то время случилось бедствие — дороговизна припасов, и эта девица стала раздавать их, без ведома отца, из его складов беднякам. Однажды он неожиданно пришел и застал ее за этим делом, за что тотчас же отрубил ей голову. Ее тело пребывает доселе нетленным; она имеет синаксар, или особенную службу, и постоянно творит многочисленные чудеса. Мы прикладывались к ее останкам. Потом вышеупомянутая икона вернулась на свое прежнее место, и по внушению Божию Нягое воевода пришел сюда и начал строить здесь этот монастырь, тем более что, как говорят, местопребывание правительства Валахии находилось в древние времена в этом городе Арджише (Этот город был столицей в правление Раду Негру, основателя независимой Валахии.). Так как место, намеченное для церкви, было, как мы выше упомянули, прудом, то он засыпал пруд камнями и углем. Когда церковь была окончена, она вышла бесподобной, по крайней мере по наружной красоте, как мы видели, ибо внешность ее много красивее внутренности. Она — во имя Успения Владычицы. Кругом нее галерея, огороженная каменными перилами, число балясин в которых, 318, как думают, соответствует числу глав семейств, кои были назначены, по приказанию [11] воеводы, для сбора и хранения денежных сумм на построение церкви. Основание лежит на громадных каменных глыбах и обведено кругом канавой, по которой, обыкновенно, течет и разливается вода. Что касается архитектуры, то никто не в силах дать соответствующее описание ее: столь разнообразна резьба и изукрашенные окна, из коих одни удлиненно-продолговатые, другие — круглые, с каймой, подобно щитам. Над ними малые арки, в пазах которых круги, похожие на резные блюда, сделанные из камня; число их 84. Как рассказывают, на верхушке каждого из них воевода утвердил медную птицу с распростертыми крыльями, как будто она на самом деле летит. При сильном ветре эти птицы издавали свист по ветру, а колокольчики, подвешенные у них под крыльями, приходили в колебание. Две — три из них еще целы. Церковь имеет четыре купола: два из них, над дверьми, высокие и круглые, со спиральными ребрами; зрителю кажется, что они сейчас упадут, так как ему незаметно, на какой стороне они подперты. Большой купол над хоросом имеет кругом 70 колонок, соответственно, как говорят, числу семидесяти учеников (Христовых). На верхушке каждого купола крест, и на крыльях здания, на каждом из четырех углов, по кресту, так что всего двадцать крестов. В двух главных стенах церкви, южной и северной, между окнами, по шести столбов в каждой, из белого мрамора; половина их видна снаружи. Столбы эти, как думают, соответствуют числу двенадцати апостолов и составляют, во имя их, укрепу здания. Перед вратами церкви есть красивый купол на четырех мраморных столбах с базисами из золоченой меди. Кругом свода каждого из четырех куполов — большая, висячая балюстрада. Вся резьба и орнаменты на стенах и в куполах этой церкви покрыты золотом, лазурью и всякими иными красками. Стены кругом совершенно опоясаны двойной каймой. В церковь всходят по шестидесяти четырем мраморным ступеням; вход также весь мраморный. Самая дверь — двустворчатая, больших размеров и искусной работы, произведение художников константинопольских; на ней по-гречески (На самом деле по-славянски.) написано время построения здания. Войдя в эту дверь, надо подняться еще на три ступеньки до пола церковного, который весь вымощен прекрасным белым мрамором.

Церковь состоит из двух отделений. Первое отделение, притвор, заключает двенадцать громадных, витых каменных колонн, каждая пара одной формы: две перед наружною дверью, и между [12] ними проходят входящие в церковь; две, им соответствующие, перед второю дверью, т. е. перед дверью хороса; четыре другие — с правой стороны и четыре — с левой, что составляет двенадцать, по числу двенадцати апостолов, как выше. Между каждыми двумя столбами — большая икона, работы критских художников, удивительной красоты, писанная на обеих сторонах: с лицевой стороны изображен мученик на коне, а с задней — какой-либо знаменитый подвижник. За колоннами направо находятся гробницы господарей Валахии и основателей монастыря с их женами; а на стене нарисованы их портреты. Дверь хороса — большая и красивая, из белого мрамора; она закрыта златотканной материей, на коей вышит сверху донизу образ Успения Владычицы. Этот покров, или занавес, прекрасной работы и поистине великолепен; как говорят, он вышит рукою домны вышеупомянутого воеводы. Портреты ее супруга и сыновей изображены, на той же материи, с правой стороны, а портреты ее и дочерей слева, внизу занавеса. В хоросе две арки. На верху купола изображен Господь Христос; венец его из чистого золота. Икона Христа на алтарной двери очень древняя и сделана из мозаики, наложенной на доску; это та самая икона, о коей повествуется в греческих летописях, что некогда она была поставлена при кладезе самаряныни в Св. Софии; пришел один еврей и ударил по ней мечом: тотчас брызнула из нее кровь и обагрила его одежду; тогда еврей бросил икону в колодезь, и вода мгновенно поднялась и обратилась в кровь. Узнав об этом, схватили еврея, коего уличала кровь на его одежде. Вся эта история написана кругом по краям иконы: как она была поставлена, как еврей ударил по ней и бросил ее в колодезь, как его схватили, и как свидетельство о сем было записано во всех греческих летописях того времени. Место удара находится пониже левой руки, и тут еще остаются весьма ясные следы крови. Большая часть мозаики отпала, и осталась голая доска; на другой стороне ее написано распятие. Это — сокровище поистине достойное удивления, равно как образ Владычицы, обретенный в пруду, еще более древний. Он постоянно творит чудеса; рассказывают, что при внезапном нападении венгров на эту страну, когда они овладели этим монастырем и выкололи глаза у всех икон в этой церкви, бросили сей святой образ в огонь, но он остался невредимым. В хранилище мощей святых, имеющихся в этой церкви, мы прикладывались к трем главам: к двум главам — Сергия и Вакха и к главе Нифонта, патриарха Константинопольского, который скончался на Святой Горе, и ко многим другим мощам. [13] В одном углу здания есть красивый придел с двумя куполами, во имя свв. Петра и Павла.

Словом сказать, эта церковь — драгоценность в сем мире. Ее щедрый основатель источил кровь сердца своего на ее возведение и не щадил никаких издержек на ее возвеличение и украшения. Он именно привез из Константинополя вышеописанную честную икону, и другие славные святыни, добыв их великою ценою. Для освящения этой церкви он пригласил упомянутого патриарха Нифонта и всех настоятелей со Святой Горы.

Трапезная монастыря очень обширна, и ее башня не имеет себе равной, кроме разве в крепости, называемой Калат эль-Хусн (т.е. «красивая крепость» - величественные развалины в верхней Сирии, на пути из Триполи в Хаму.) в нашей стране: она сверху до низу восьмиугольная и имеет повсюду отверстия, наподобие печати Соломоновой.

Здания келий этого монастыря очень красивы; они сообщаются галереями, идущими от одних к другим. Кругом ограды есть озера, служащие рыбными садками, и подле течет река Арджиш, весьма большая, от которой город и монастырь получили свое название. Монастырский праздник бывает в день Успения Владычицы, и к нему стекается почти все население страны. На второй день праздника, после обедни, бывает поминовение и трапеза по основателям — Бог да помилует их души! Третий день назначен для служителей, которые прислуживали в два предшествующие дня.

Мы отслужили обедню в прекрасной церкви этого монастыря в четверг 15 января, при чем владыка посвятил для них диакона-анагноста, диакона-евангелиста и священника и возложил, во время Трисвятого, палицу на игумена, — ибо у них есть обычай получать этот дар власти не иначе как от патриарха. В то же время владыка прочел над ним молитву и наименовал его архимандритом. По окончании обедни, нас повели к гробницам господарей, основателей монастыря, и других и, после того как совершили поминовение по усопшим, владыка прочел над ними молитвы разрешения и прощения грехов. Когда мы встали из-за трапезы, настоятель поднес нашему владыке патриарху, из сокровищницы монастырской, ковер и некоторую сумму денег, и такой же подарок сделал каждому из нас. В пятницу мы простились с ним и отправились в путь, после того как во второй раз поклонились святыням церкви. [14] Нашего учителя посадили в сани, и мы прибыли вечером в монастырскую деревню, где и переночевали.

Встав в субботу утром, мы нашли, что холод был очень силен и почти невыносим. Так как большие реки этой страны весьма быстры, то средина реки не замерзает, от чего, когда переезжали чрез нее на санях, в них, обыкновенно, вливалась вода, и — Бог свидетель — циновки и ковры склеивались друг с другом и с санями слоями льда, образуя одну твердую массу. Даже лошади страдали от жестокого мороза, хотя были в постоянном движении. Проезжая по неровным дорогам, чрез леса, по горам и долам с частыми подъемами и спусками, мы прибыли вечером в большой город, называемый Кымполунг, в намерении посетить великий монастырь, здесь находящийся, в честь Успения Владычицы. Название «Кымполунг» по-валашски значит: «длинный луг», и такова именно природа этого места, ибо это очень длинный город и по средине его течет река. Престол господарей Валахии в древние времена, как говорят, был утвержден здесь. Именно, валахи, обыкновенно, жили в городах мадьяр под властью краля, который имел комиса (графа) из их племени. Этот комис приходил пасти своих коней на эти земли, которые в то время были в обладании татар, но совершенно лишены обитателей. Итак, испросив дозволения у краля, он пришел и с помощью Божией изгнал татар из их владений и потом, укрепившись в силах, сделался верховным властителем всей этой земли. Его, обыкновенно, называли Негру воевода, или черный господарь (Раду Негру (Черный), первый независимый правитель Валахии (около 1241г. – 1264г.)); он-то и выстроил этот монастырь. В промежуток от того времени до покойного Матвея воеводы, здание пришло в разрушение, но этот воевода обратил на него внимание и восстановил, и потому теперь это — прекрасное, большое здание, совершенно новое. Церковь его красиво утверждена на четырех превосходных колоннах. Колокольня — большая и очень высокая. Этот монастырь с очень давней поры занят киновитами. Жители города вместе со священниками и монахами встретили нас за городскими воротами, и как только мы вошли в церковь, началась вечерня по случаю кануна воскресенья фарисея и мытаря. На следующее утро, в воскресенье, мы отслужили обедню, при чем владыка посвятил анагноста, иподиакона, диакона евангелиста и священника. После обедни он вышел в облачении помолиться над гробницами основателей [15] монастыря и прочел над всей паствой разрешительную молитву. Мы с некоторым удивлением наблюдали в жителях этого города великую набожность, подобную набожности казаков, ибо ни один из них, ни из мужчин, ни из женщин, ни из детей, не остался позади, но все стремились вперед, чтобы удостоиться благословения нашего владыки патриарха.

Намереваясь расстаться с ними в понедельник, мы увидали, что это невозможно: так неотступно они нас осаждали толпами; но рано поутру во вторник мы снова пустились в путь и прибыли на следующий вечер в новый монастырь в честь Рождества Богородицы, принадлежащий великому логофету и расположенный среди гор и обширного леса. К нему есть только один путь, верхом или в экипаже, и когда в окрестной стране случится какая-либо тревога, жители бегут сюда со своими семьями и здесь скрываются. Это очень красивый монастырь: в нем два фонтана, которые снабжаются водой из источника, находящегося на вершине горы. Здесь производится вино из полыни, которое они называют пелелино (pelinu), оно очень опьяняющее и бывает разного рода и качества. На следующий день мы поспешили пуститься в путь, так как дорога стала легче от обильно выпавшего снега, и вечером прибыли в Тырговишт.

ГЛАВА III.

Тырговишт. — Суровая зима. Монастырь Дялуль. Церемония прощения перед великим постом. Служение в воскресенье Православия. Кончина господарыни и погребение ее. Вербное воскресенье. Церемония умовения ног в великий четверг. Служения патриарха.

В этом году зима была очень суровая и тяжело досталась поселянам и их скотине. Снег не переставал валить до первого дня великого поста, который был 9 февраля; множество скота погибло от недостатка корма, и река Дунай замерзала три раза: в первый раз до толщины в три пяди, после чего наступила оттепель, и часть льда растаяла; потом она замерзла во второй раз и после этого, от снега, в третий раз, пока лед не достиг толщины в девять пядей. Для добывания воды из реки приходилось прорубать колодцы сквозь замерзшую поверхность. Говорят, что подобного случая не было уже тридцать лет.

Во вторник мясопуста, 3 февраля, мы отправились на поклонение в монастырь вблизи Тырговишта, во имя св. Николая, [16] известный под названием Дялуль (Основан около 1500 года Раду Великим, который там и похоронен). Он отстоит лишь на час пути от города, но находится на вершине горы, трудной для восхождения как летом, так и зимой, ибо летом дорога покрыта глубокой грязью и глиной вследствие множества ручьев, стекающих с вершины горы, а зимою она скользка от льда и снега. Монастырь расположен в очень открытой местности, господствующей над всей страной. Церковь его похожа на церковь монастыря Арджиш. Рассказывают, что зять Нягое воеводы (Зять Нагое – господарь Раду Великий, женатый на его дочери Руксанде.), который ему наследовал, свез для построения этой церкви все, оставшиеся от постройки той церкви, камни и прочий материал. Но здесь купола все покрыты снаружи мозаикой, стены обложены и обшиты прекрасным твердым камнем, а окна обрамлены белым мрамором. Все земли кругом этого монастыря засажены виноградниками и плодовыми садами, ему принадлежащими. Мы тут отстояли обедню и были вечером за трапезой, а потом вернулись в город.

Начиная с пятницы до воскресенья Сырной недели, преимущественно от часа или двух пополудни почти до полуночи, вельможи, их жены, купцы и простолюдины толпами стекались к нашему владыке патриарху, ради того чтобы испросить у него отпущения грехов, и чтобы он прочел над ними разрешительные молитвы, при чем они падали ниц перед ним с великим благоговением, страхом и почтением. Что касается самого господаря, то он пригласил нашего учителя после полудня в церковь, что внутри его дворца, и после вечерни повергся пред ним на землю вместе со своими высшими сановниками и всеми присутствующими, и владыка прочел над господарем и над прочими вышеупомянутые разрешительные молитвы. Затем мы поднялись в большую палату дворца, в сопровождении митрополита города и прочих архиереев, всех высших государственных сановников и всех придворных, и один из логофетов, выступив вперед, прочел по бумаге громким голосом нечто вроде похвального слова господарю с многолетием. По окончании его, он попросил прощения, согласно слову Господа нашего Христа в евангелии на этот день: «если прощаете своим братьям согрешения их против вас, простит вам и Творец согрешения ваши». В заключение, наш владыка патриарх встал и благословил его, пожелав ему здоровья на великий пост, и все присутствующие подходили и делали то же, сперва кланяясь господарю, а потом целуя ему руку, [17] и точно так же поступали относительно нашего учителя и всех архиереев. После этого господарь встал и, взяв нашего учителя во внутренние покои, долго беседовал с ним наедине. Затем владыка посетил домну, и мы вернулись в монастырь, где все важные купцы и другие люди собрались во множестве в церковь, дабы владыка прочел над ними разрешительные молитвы, при чем они простерлись ниц на землю. Вставши, все целовали у него руку с поклонами и пожеланиями и так продолжали следовать одни за другими почти до полуночи, как мы упомянули об этом выше.

В первое воскресенье поста, по желанию господаря, наш учитель отправился в митрополичью церковь и совершил в ней литургию вместе с архиереем. Во время Трисвятого, выставили аналой, по обычаю, и раздали свечи всем бывшим в алтаре; наш учитель сел на горнем месте, и один из священников вышел на средину и начал читать весь синаксарь этого дня. При поминовении православных отцов и святых, когда трижды ответствовали: «вечная память!» наш учитель вставал и все бывшие в алтаре пели три раза: «вечная память!» Когда же называли еретиков и раскольников, они гасили свои свечи и пели трижды: «анафема!» потом, снова зажегши свечи, продолжали так до конца службы. Было совершено рукоположение иерея. Затем была большая трапеза в палате наверху, при чем пили много вина: во-первых, во славу Божию, св. Девы и всех святых три раза, потом за господаря трижды, за нашего владыку патриарха и его спутников трижды, за вельмож трижды и за митрополита и его приближенных трижды. Таким образом, мы встали из-за стола не раньше как пресытившись и совсем отяжелев, и вернулись в свой монастырь в жалком положении.

В четверг покаяния (Четверг 5-й недели поста, когда читается покаянный канон св. Андрея Критского.) умерла домна Белаша, супруга господаря Константина, и мы выставили ее с большою пышностью под наметом на дворцовой площадке. Потом ее обнесли кругом церкви. На похоронах ее присутствовало множество священников и монахов, кроме архиереев, и всем им была роздана щедрая милостыня. Усопшую погребли в притворе внешней придворной церкви, после чего была предложена большая трапеза присутствовавшим, как знатным, так и простым; беднякам и рабочим, тут бывшим, было роздано, как нам сказали, по крайней мере, по десяти хлебов и кубков меда и вина. На девятый день, на поминках, соблюдалось то же самое. [18]

В Вербное воскресенье, рано поутру, господарь попросил нашего владыку патриарха присутствовать за утреней. При полиелее принесли ему древесные ветви, и он прочел над ними молитву. Тогда сошел господарь, и владыка дал ему ветвь; равным образом подходили все вельможи и получали ветви, между тем как писцы раздавали им всем восковые свечи. То же было роздано всем бывшим в церкви. Окончив обедню, мы пошли к столу господаря, за которым было предложено роскошное угощение.

В среду на Страстной неделе господарь пригласил нас, по обычаю, и мы совершили для него елеосвящение во дворце. В Великий четверг мы отправились в карете и облачились в дворцовой церкви вместе с митрополитом города. Как скоро сошел государь, они оба преподали ему благословение, и затем проследовали, — при чем наш учитель шел рядом с господарем, — на дворцовую площадку, где были уже поставлены кругом длинные скамьи, покрытые коврами, и три кресла в средине, лицом к востоку, назначенные для господаря, нашего учителя и митрополита. Слева стали митрополит и настоятели монастырей, справа — вельможи. На аналоях были положены книги, содержащие чин умовения, серебряный таз и кувшин. Затем были розданы всем присутствующим восковые свечи, и наш владыка патриарх выступил вперед, между тем как я шел перед ним с его посохом и кадил, и пр. (Слово «и пр.» указывает на сделанный английским переводчиком пропуск.) Один из священников прочел Евангелие, обратившись лицом к западу, и когда дошел до места: «и положи ризы», мы сняли с нашего учителя саккос и прочее облачение, согласно обычаю, и опоясали его льняным полотенцем. Он пошел и, налив воды из кувшина в таз, подошел сначала к лицу, которое представляло Иуду, — а был он то же самое лицо, что и в том году (т.е. в 1654г., когда в первый приезд свой в Валахию, патриарх Макарий также совершил в Тырговиште церемонию умовения ног. (См. вып. I, стр.133) – Эта фраза, не понятая Бельфуром, приведена им по-арабски и оставлена без перевода.) и в таком же одеянии — и первому умыл ему ноги. Под ними был разостлан ковер. После него, он подходил к другим, пока не покончил со всеми. Митрополит города занимал при этом место Петра. Когда владыка окончил церемонию, и мы снова облачили его в саккос, он подошел к чаше с водой, поставленной на столике и, погрузив в нее кончики [19] пальцев, начертал ими на себе знак креста между глазами и преподал благословение господарю издали. Также подошел митрополит и сделал то же, равно господарь и др. Последний, при выходе с Дарами, вошел в алтарь и причастился св. Таин.

Утром в Великую субботу, после того как мы совершили чин плащаницы в монастырской церкви, за нами прислали, около полудня, карету, и мы поехали в дворцовую церковь. Когда мы облачились, сошел господарь; священники вынесли плащаницу и положили ее на столик, роздали всем присутствующим свечи и пр. Потом обнесли ее, с торжественным крестным ходом, один раз кругом церкви снаружи и, по возвращении, мы окончили литургию, при чем был рукоположен священник.

В пасхальное воскресенье, поутру, после того как мы совершили службу Анастасис (Воскресения) в монастырской церкви, за нами прислали карету, чтобы ехать в куртэ (дворец). Здесь повторились точь-в-точь те же обряды и служения, какие мы совершили и в тот (1654) год. После обедни, которая была отслужена в первом часу дня, нас угощали наверху за столом господаря. В первый четверг по Пасхе мы отправились с господарем, как и в том году, за город крестным ходом, по обычаю. Во вторую субботу по Пасхе мы отслужили в церкви митрополии для знатной вдовы одного из вельмож заупокойную обедню по ее усопшем супруге. В четверг Вознесения мы опять служили в церкви митрополии в присутствии господаря и, по ежегодному обычаю, был пир, который продолжался до вечера. В день Пятидесятницы, после обедни, наш учитель совершил в монастырской церкви моление с коленопреклонением, по обычаю.

ГЛАВА IV.

(С этой главы начинается перевод с арабского.)

Тырговишт. — Известия о войне царя со шведами. Союз их с Ракочи. Заносчивость Ракочи и поражение его войска татарами. Рассказ архидиакона о насилиях, совершенных венграми в Валахии.

Возвращаемся к известиям о царе. После того как мы расстались с ним, он отправился в Смоленск и, остановившись там, утвердил мир с ляхами и их королем, потому что они признали его власть; только король испросил позволения оставаться на троне [20] до своей смерти, после чего страна переходит к царю. Но Хмель с казаками на этот мир не согласился.

Что касается шведов, то князь Трубецкой пошел на них с тремястами тысяч со стороны Новгорода и Пскова. Шведы выступили против него и сразились. Бог даровал ему победу над ними: он разбил их и отослал пленников в железных оковах в Москву, как нам сообщили наши тамошние друзья; отнял у них мечом большое число крепостей и перебил множество народа, чтобы навести на них страх и ужас, дабы они прекратили войну. Также и царь двинулся из Смоленска на их страну, ибо река Днепр ведет к ним. Говорят, что, услыхав об этом, шведы из четырех крепостей, которые находились на пути царя, очистили три и укрепились в четвертой, вследствие ее неприступности. Подойдя к ней, царь трижды посылал требование сдаться миром, но они наотрез отказались и даже поносили царя; поэтому он сказал: «пусть же грех будет на их выях», и по его приказанию войско сделало юреш (приступ), крепость была взята мечом, при чем все в ней находившиеся были перебиты, — никого из них не осталось в живых, как нам сообщили.

Оттуда царь пошел к столице шведской страны, к городу, называемому Рига, известному в мире своей неприступностью и сильными укреплениями: как нам сообщали люди, туда ездившие, город защищают три прочных земляных вала, а в-четвертых — каменная крепость. Он имеет пристань на берегу моря и, быть может, до тысячи пушек. Подступив к нему, царь обложил его своими полками и не переставал осаждать, пока не взял мечом три земляных вала; при этом много людей из его войска было убито. Но не находя способов взять каменную крепость, в коей осажденные упорно сопротивлялись без всякой боязни, потому что съестные припасы доставлялись им морем, царь велел привести 300 часк донских казаков, воюющих на реке Днепре (?), и пустил их в море, чем препятствовал подвозу провизии, и осада таким образом велась с суши и с моря. Вдруг наступила зима и начались морозы, и обстоятельства принудили царя возвратиться в столицу, что и случилось. Один из наших приятелей известил нас письмом оттуда, что царь взял у шведов в этом году двадцать восемь крепостей.

Когда шведский король удостоверился, что его положение стало безнадежным и что у него нет сил удержать оба города, Варшаву и Краков, и иные в стране ляхов, то послал заключить договор [21] с королем венгров, так как у них одинаковое нечистое исповедание и поврежденная вера, именно, лютеранская, и, обещая передать ему упомянутые города, звал к себе на помощь, чтобы им обоим быть заодно; и это осуществилось к празднику прошедшего Рождества. Так как упомянутый король раньше оказывал одолжение и помощь, когда они в том нуждались, господарям Валахии и Молдавии, то послал требовать у них на помощь несколько тысяч войска. Против своей воли, они дали ему помощь, и он выступил в поход среди зимы, в сильные холода, от чего множество людей из его войска утонуло в реках или погибло от холода. Пошел он к упомянутым городам и занял их. Здесь он соединился с шведским королем и чрез это усилился. Так было сделано по совету Хмеля, который дал ему в помощь 30.000 человек, вследствие чего никто из ляхов не осмелился на него выйти. Когда же он выступал из своей страны, с ним было, как нам сообщили правдивые люди, не больше 60.000 войска, ибо вся военная сила венгров составляет от 40 до 50 тысяч. Но он показал себя чрезвычайно высокомерным и преступил пределы справедливости: совершил в стране ляхов неописуемые злодеяния, разрушил множество церквей и монастырей и начал клеветать на Хмеля и поносить его, говоря: «теперь я завладел обоими государствами, Валахией и Молдавией, и они уже в моей власти; страна венгерская — страна моего отца и предков, и вот ныне я покорил своею силой страну ляхов и занял их столицу; остается мне подчинить только этого мужика, т.е. земледельца, Хмеля». И начал втайне избивать ратников его, казаков, чтобы их ослабить. Когда известие об этом дошло до ушей Хмеля, он сильно разгневался на короля и послал к хану, склоняя его идти на короля войной, и отдать его в руки ему, Хмелю. Так и было. Именно, когда турки и татары услыхали о походе короля в страну ляхов, предпринятом без их спроса, и о том, что господари подали ему помощь, то сильно рассердились на них, так что между татарами и турками распространились слухи о том, что семь королей согласились вместе и намерены идти войной на эту страну в великое заговенье, и потому все были в большом беспокойстве, что продолжалось до нынешней Пятидесятницы, когда пришло известие, что хан выступил в поход и должен пройти по этой стране. Произошло сильное смятение, и все приготовились бежать. На границе Турции, от устья Дуная до Будума (Буды), распространилась молва, что турки вместе с татарами идут войной на страну венгров и на своем пути опустошат и займут страну валахов и [22] молдаван за то, что эти последние оказали помощь венграм. Тогда господарь созвал войска своей страны, и они стали снаряжаться и готовиться в поход, устраивая полки. Посланцы Хмеля к хану побуждали его выступить в поход, и когда он прибыл, Хмель дал ему дорогу. Как скоро это дошло до Ракочи, т.е. Георгия, короля венгров, он сильно испугался и выступил навстречу хану. Казаки покинули его. Три дня он бился с татарами, после чего они, в насмешку заключили с ним мир, признав неприкосновенность его владений, но обманули его, и он бежал один в свою страну. По рассказам, татары взяли в плен более 25.000 из его войска, не считая убитых, вместе с их начальником Кимьяносом (Ян Кемени), величайшим из вельмож короля. С этими пленниками татары вернулись в свою страну с большим торжеством и великою радостью. Это случилось в конце июля.

Нет сомнения, что гнев Божий постиг венгров за их насилия над святыми домами Божьими, церквами и монастырями, и за избиение ими монахов, священников и (православных) христиан в Молдавии, без всякого милосердия и пощады. Я расскажу тебе, брат мой (Это – обыкновенное обращение к читателю; но в данном случае Павел, вероятно, имел в виду дьякона Гавриила, который упросил его вести дневник, и которого он так восторженно восхваляет в своем введении.), о некоторых мерзких поступках их, коих мы были свидетелями, в то время когда они были при нас в Валахии. А именно: в Валахию прибыл один епископ из Румелийской области, человек очень бедный и несчастный. Он имел при себе только одну лошадь и повел ее на конный рынок продавать. Явилось несколько человек венгров и остановились против нее; один из них подошел и, взяв ее за повод, сказал: «эта лошадь моя», при чем подошли семеро его товарищей и засвидетельствовали, что лошадь его, и взяли ее, ибо в числе их мерзких и гнусных обычаев есть такой, что, если кому-нибудь из них понравится какая-либо вещь и он пожелает взять ее себе, то говорит: «эта вещь моя», и ежели семеро из его соотечественников засвидетельствуют, что вещь его, она становится его собственностью. Таков их обычай — Бог да проклянет их, ненавистников христианской веры, святых икон и славного креста! Мы видали, как они, входя в церкви, разбивали святые иконы и выкалывали им копьями глаза; видали и другие их гнусные дела, совершаемые ими по ненависти к священникам и монахам, коих они избивали, как мы раньше говорили, рассказывая [23] об их деяниях во времена Василия воеводы. Но возвратимся к рассказу. Бедный епископ начал плакать и рыдать по своей лошади, но ни у кого не находил защиты, пока некоторые из христиан не посоветовали ему пожаловаться на венгра его капитану. Он пошел и пожаловался, но капитан обругал его и выгнал. Тогда он пошел с жалобой к господарю; но как господарь был в их власти и ничего не мог против них сделать, то лишь обнадежил епископа, и когда к нему, по обыкновению, пришел капитан, он заговорил с ним об этом деле, но тот сказал ему: «семь человек засвидетельствовали, что лошадь принадлежите венгру; как же он может теперь отдать ее, когда у нас такой закон?» Господарь возразил: «но этот бедный епископ имеет 30 — 40 свидетелей, что лошадь его и приведена им из своей земли». Капитан отвечал: «наши свидетели раньше сделали заявление, и это дело конченное». Потеряв надежду, господарь дал епископу одну из своих лошадей и с этим утешением отпустил.

За ними много таких гнусных дел, только я не имею времени их перечислить; между прочим, дозволены у них: убийства, прелюбодеяния, беззакония, кражи и пр.

ГЛАВА V.

Валахия. – Причина промедления патриарха в Валахии. Поездка его по монастырям. Рымник. Путь в монастырь Козия. Описание монастыря. Отшельник.

Возвращаемся к рассказу о своем положении.

Причиной нашего промедления все это время был случай с приснопамятным патриархом Константинопольским Парфением, который был умерщвлен визирем без всякой вины, беззаконно и неправосудно. Поэтому господарь, из опасения за нас, не пускал нас и не давал разрешения ехать на родину, — ни он, ни вельможи его. Так как нам наскучило сидеть на одном месте, то наш учитель попросил у господаря дозволения объехать монастыри его страны. Господарь дал разрешение и назначил к нему портария, т. е. капиджи (привратника).

Мы выехали из Тырговишта в четверг 18 июня со всеми своими вещами, опасаясь, что произойдет возмущение: главной причиной нашего отъезда было желание скрыться с глаз и удалиться в страну безопасную, именно, в тот уголок, куда мы направились, так как, находясь вблизи венгерских гор, он неприступен, и [24] туда убегает большинство жителей этой страны, о чем будет сказано. Мы прибыли в Питешти, оттуда в монастырь Арджиш, а затем в Рымник, местопребывание епископа, и приблизились к великой, знаменитой реке Ольту, текущей из страны венгров; на ней большой мост, одно из сооружений, воздвигнутых щедротами покойного господаря Матвея. Здесь нас встретил низложенный митрополит Игнатий. Митрополичий дом весьма похож на таковой же в Тырговиште, по своей постройке, цветникам и садам, прудам и водам; но меньше того. Церковь его — в честь Божественного Преображения. Митрополит поехал с нами в знаменитый, большой монастырь, называемый Козия (Монастырь Козия один из древнейших монастырей Валахии; основан господарем Мирчей Старым в 1386-м году.), к востоку от города, в расстоянии 3-4 часов пути, близ вышеупомянутой реки. Но путь туда — необычайный по своей непроходимости и трудности: это — ущелье, по которому может проехать только один всадник вдоль берега реки, и то с большим трудом, опасностью и страхом, ибо река протекает по глубокой, ужасной долине, загроможденной скалами, течет очень быстро, от чего ее волны подобны морским, и ревет, пугая и ужасая своим шумом. Это — большая, широкая река, больше Аси (Оронта) в Хаме; на той стороне ее – горы, покрытые огромными, непроницаемыми лесами и совершенно без дороги. Налево от дороги, т. е. влево от нас, находилась весьма большая, отвесная гора, вся из скал, и покрытая обширными лесами. В таком роде продолжалась дорога, пока мы не достигли деревянного моста, искусно устроенного на ужасно высоком берегу реки, над бездной, при виде которой сердце у нас содрогнулось. В случае какой-либо напасти или осады, грозящей монастырю, снимают этот деревянный мост, коего один конец прибит гвоздями к двум большим, высоким деревьям, растущим из русла реки, а другой конец утвержден на краю горы. Когда снимут мост, на месте его образуется громадная, необъятная пропасть, чрез которую нет возможности перебраться; и к реке невозможно спуститься, чтобы перейти чрез нее, по причине вышины и отвесности ее берегов, так как она течет, как мы сказали, из внутренности страны венгерской и течение ее быстро. Нам рассказывали, что по этой реке привозят из страны венгерской потребные монахам предметы: вина и пр., когда им это нужно, но это сопряжено с большой опасностью. Как мы выше упомянули, гора совершенно непроходима и, по рассказам, нет пути ни сзади, [25] ни кругом ее, а только чрез это удивительное ущелье, создание Творца — да будет возвеличено имя Его! При виде его, мы немало дивились, ибо, как скоро отнимут описанный мост, то, если даже небольшое число людей станет здесь с ружьями, они могут оказать сопротивление тысячам неприятелей. Этот благословенный, знаменитый монастырь обязан неприступностью своему местоположению.

Но возвратимся к рассказу. Так как дорога узка и идет по самому краю пропасти, то на нас напал страх, мы сошли с лошадей и продолжали путь пешком, пока, перейдя чрез описанный мост, не вышли на обширное открытое место, где были посевы, сады, виноградники, и наконец приблизились к монастырю. Это — огромное здание, воздвигнутое на берегу упомянутой реки. Его окружают высокие, страшные горы, расселины которых загромождены необъятными лесами, так что кругом монастыря нет никаких путей, ибо это благословенное место находится в ущелье, на окраине страны, имея насупротив себя, с севера, страну венгерскую. Дорога (к нему) идет позади горы, с юга лежащей, весьма трудна и непроходима для вьючных животных.

Название этого монастыря «Козия» на языке валахов значит: «дикие козы», ибо они во множестве водятся на вершинах этих гор. В монастырь не пускают женщин, ни даже самок животных: такое установление сделано покойным воеводой Мирчей, который построил этот монастырь и церковь в нем в честь св. Троицы. Говорят, что он наименовал его в честь Троицы потому, что его окружают три горы: с востока, запада и юга. Насупротив святой церкви находится бассейн с водоемом, в который вода стекает с гор: она превосходна и услаждает сердце. По окружности бассейна четыре лица, изо рта которых извергается вода: одно лицо — мадьяра, т. е. венгра, другое — турка в тюрбане, третье лицо — бея (господаря), четвертое — негра. В водоеме всегда бывает рыба. Кельи монастырские — большие, хорошо выстроенные одни над другими, с высокими галереями кругом. На восточной стороне есть превосходные кельи с галереями, выходящие на упомянутую реку; здесь помещается трапезная. Река тут течет на глубине в 40 — 50 раз больше роста человеческого, считая от верхнего этажа описываемого здания. Это такие живописные места, которые способны рассеять тоску и прогнать меланхолию, просветлить мозг и исцелить больного. Поистине, журчание этих ниспадающих вод и реки и горных ключей оживляет душу, а особливо вид гор и зелени и кушанья из чудесной [26] рыбы, называемой пастрофос (Румынское название, точнее: пестрев, форель.), которая водится только в таких местах, в водах, стекающих с гор, потому что эта рыба размножается лишь в каменистом русле и не любит глубины и тины. Она походит на рыбу султана Ибрагима в Триполийском округе, но в разрезе розовая; чиста, превосходна, приятна на вкус, вкуснее жареной курицы, — Бог свидетель, ее можно съесть со всем, что в ней есть: так она чиста и вкусна. Она славится в этой стране: ее солят и возят в подарок господарю и вельможам.

Сад этого монастыря превосходен; в нем есть столовая, где мы обедали днем, ужинали же в описанной галерее, где имели помещение. Вино в монастыре отличное, чудесное, разных цветов. За монастырем, близ ворот, у подошвы горы есть труба, по коей течет вода, и над ней красивая церковь во имя Петра и Павла; это место называется «лечебницей болящих». Здесь мы отстояли всенощную в канун праздника апостолов (Петра и Павла). Перед этим местом проходит дорога; мы шли по ней около получаса до подошвы горы, где стоит красивая церковка в честь Рождества Иоанна Крестителя. Тут живет отшельником один странник. Рядом с церковью кельи. Он совершает в ней обедню и прочие службы. Испросив у нашего владыки патриарха разрешения грехов, он попросил его посадить молодой отпрыск орехового дерева, т.е. маленькое ореховое дерево, на память для него, чтобы впоследствии всякий знал, что это дерево посажено, в благословение, патриархом кир Макарием Антиохийским; так владыка и сделал: взяв нож, обрезал все кривые ветки, оставив одну прямую ветвь, и благословил ее. После этого мы ушли. То же он делал в садах всех монастырей, нами посещенных: таков у них обычай, и прекрасный это обычай ради воспоминания, чтобы это служило указанием числа лет дерева и времени посещения монастыря патриархом. Мы нашли у них множество деревьев, носящих имена прежних патриархов, кои приезжали в эту страну.

Возвращаемся к рассказу. В понедельник, в праздник апостолов, рано поутру мы отслужили обедню в великой церкви, при чем было совершено рукоположение диакона-анагноста, диакона-евангелиста и священника. Владыка возложил на настоятеля одного из монастырей палицу и нарек его архимандритом. После обедни мы совершили поминовение по строителям монастыря. Затем мы, согласно приказанию господаря, сложили в этом монастыре все свои вещи на хранение в безопасное место. [27]

ГЛАВА VI.

Валахия. — Редкая книга толкований на псалтирь. Хлопоты архидиакона о снятии с нее списка. Папа Яни, искусный писец. Благополучное довершение дела. Паисий Газский и его книга. Список с нее.

Мы слышали раньше, что у кир тист (Румынское слово тист, заимствованное с венгерского, означает чин военачальника, нем. Vorgesetzte der Trabanten.) Константина Кантакузена, постельника покойного господаря Валахии Матвея, есть большая, превосходная книга из царского книгохранилища Св. Софии, а именно, толкование на псалтирь пророка Давида, выбранное св. Никитой, митрополитом Сереса, с большим трудом из всех книг святых учителей церкви и иных. Он собрал толкования каждого из них и составил из всего этого огромную книгу на греческом языке, листов в триста большого формата. Сказывал нам кир Паисий Хиосец, митрополит Газский (Известный Паисий Лигарид, впоследствии участвовавший в суде над патриархом Никоном.), муж ученый и добродетельный, который в наше отсутствие приезжал из Иерусалима в Алеппо, когда мы находились в этих монастырях, и проповедовал в церкви Алеппо, как он нам сообщил потом, — сказывал, что он ездил во все франкские страны и долгое время пробыл в великом граде Риме, где видел книгохранилище папы, в коем общее число книг церковных и светских 72.000, и каждая из них только в одном экземпляре. Это вещь известная. Он рассказывал, что не нашел другого экземпляра этой книги, толкования псалмов, но что это единственный во всем свете. То же сказывали нам многие. Есть, правда, небольшие, отдельные книги толкований на псалтирь: Феодорита, епископа Кирского и других учителей; но св. Никита собрал все толкования и соединил их в одну книгу. Число учителей, написавших толкования на псалтырь, сорок, не считая других. Вот, напр., толкование первого псалма из псалтыря: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе», — это текст оригинала, к которому составитель присовокупляет: такой-то святой или ученый толкует это место, слово в слово, так-то, а другой сказал то-то и то-то, и приводит их имена на полях книги, и так до конца ее. Эту книгу, принадлежащую к числу сокровищ, царскую и драгоценную, многие желали [28] списать, но не могли, по двум причинам: во-первых, владелец и хозяин ее этого не позволял, дабы не было второго экземпляра; во-вторых, по причине огромных размеров и обширности содержания, те, которые начинали ее списывать, списав часть, теряли терпение, чему мы были свидетелями.

Услыхав похвалы этой книге, я, убогий, пишущий эти строки, приложил великие старания и, силою Господа Христа, при помощи моего родителя и по благодати его молитв, мы добыли себе эту книгу. По божественному устроению, нашли мы одного священника, по имени папа Яни (отец Иван) из Хиоса, отличного писца по-гречески, понимающего самые замысловатые выражения и обладающего большими знаниями. Его-то мы и засадили списывать книгу. Так как любовь к вину в природе греков, то я (пользуясь этим) не переставал уговаривать его, пока мы не привезли его в этот монастырь, где и заставили остаться и переписывать книгу, назначив ему ежедневно по два ока (Око = 3 1/8 ф.) вина на обед и ужин. Таким образом, ум его прояснился и просветлел, и с помощью Божией он окончил книгу. Вышеупомянутый митрополит Газский составил для нас в начале и в конце книги предисловие и послесловие, где изложил сведения о ней, именно: в то время как это сокровище было скрыто и т. д. и т. д., Творец послал отца патриарха Антиохийского и сына его, и они открыли и сделали его доступным ради снискания себе небесной награды и воздаяния и на пользу народа христианского и пр. Мы израсходовали на эту книгу, пока она не была окончена, около ста реалов. Впоследствии, по прибытии в свою страну, в Алеппо, куда мы привезли и папа Яни, я заставил его сделать второй список книги, лучше первого, так как у нас явилось намерение, если Богу угодно и если будем живы, послать напечатать ее в страну франков, для пользы нашей и всех христианских народов. Если это состоится по соизволению Божию, то мы приступим к переводу ее на арабский язык. Будем просить у Бога душевного спокойствия. Причиной написания второго экземпляра этой книги было то, что она может погибнуть на море или случится с ней какое другое несчастие, прежде чем она будет напечатана, и в таком случае мы лишились бы столь драгоценного сокровища. Нет, лучше пусть останется у нас второй список.

Мы добыли еще от митрополита Газского другую греческую книгу, которую он составил в разных странах и из многих книг и [29] назвал CrhsmoV, т.е. Книга предсказаний. Она единственная и не имеется другого списка ее. Содержит в себе предсказания, (выбранные) из пророков, мудрецов и святых, касательно событий на Востоке: об Агарянах, Константинополе и покорении ими этого города — известия весьма изумительные; также о будущих и имеющих еще совершиться событиях. Я заставил того же писца снять с нее также два списка. С большим трудом митрополит дал нам ее для переписки, ибо он, т. е. митрополит Газский, не желал этого, пока я не добился его согласия при помощи подарков и потому, что ему стало совестно перед нами, и он разрешил нам списать ее. Кто прочтет эту превосходную книгу, будет поражен изумлением пред ее пророчествами, изречениями и прочим содержанием. Впоследствии упомянутый митрополит прислал нам из своей страны известие, что, когда он находился в стране мадьяр, они ограбили его и взяли все, что с ним было, и в числе отнятого была вышеупомянутая книга. Он славил и благодарил Бога, что мы позаботились снять с нее копию, иначе бы она исчезла совершенно, и весь его труд пропал бы даром. Он умолял нас снять для него список, а он, как мы сказали, был у нас уже написан. Хвала Богу всегда и во всех обстоятельствах! Аминь.

(пер. Г. А. Муркоса)
Текст воспроизведен по изданию: Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 5 (Обратный путь. Молдавия и Валахия. Малая Азия и Сирия. Результаты путешествия) // Чтения в обществе истории и древностей российских, Книга 2 (199). 1900

© текст - Муркос Г. А. 1900
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© OCR - Плетнева С. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЧОИДР. 1900