Комментарии

140 Война 1663—1664 гг. между кайзером Леопольдом I и турецким султаном Мохаммедом IV закончилась перемирием, заключенным 10 августа 1664 г. сроком на 20 лет.

141 Это было здание, в котором размещали посольства иностранных королей или держав на время их пребывания в Москве. Для посла здесь были отведены четыре комнаты, а дворяне, офицеры и прочие члены свиты размещались в "клетушках, стоящих вокруг двора" (Verbaal, 272).

142 Английский посол граф Карлейль был в Москве в 1664 г.

143 Это предложение следует понимать так: когда он принесет нам известие, что мы можем явиться на аудиенцию. Под словами "сверху" подразумевается Кремль, расположенный на высоком месте. В Verbaal (280) указывается, что приставы говорили о неких "законных причинах", из-за которых аудиенцию пришлось отложить. Об этих причинах они якобы могли сообщить лишь после первой аудиенции, и причины эти никак не были связаны с самим послом. Впоследствии он узнал следующее: "...От русских переводчиков мы услышали, что императрица была не совсем здорова".

144 Калмыцкий царевич — сын калмыцкого князя. Витсен называет царевича Тайчжи Йалба Доис.

145 "...Потому что таков обычай, что никто не должен представать пред Его Царским Величеством при шпаге" (Olearius, 30). Посол Кунрад ван Кленк в день приема у царя надел плащ, "чтобы избавиться от церемонии сдачи шпаги, через которую проходит каждый, кто намеревается предстать перед Его Царским Величеством" (WK, 111—112).

146 Гости — именитые купцы в XVII в.

147 Переводчик царя — Андрей Виниус.

148 ...и наш... — переводчик голландцев Абрахам ван Асперен.

149 Алмаз Иванов был думным дьяком, т.е. секретарем Боярской Думы. С XVI в. некоторые дьяки (от трех до восьми человек) стали присутствовать на заседаниях Думы, сначала только в качестве секретарей, а потом, постепенно, и как участники обсуждений. Одновременно они часто являлись начальниками важнейших приказов, таких, например, как Посольский приказ (примерно то же, что министерство иностранных дел). Алмаз Иванов был начальником этого приказа, почему Витсен и называет его рейхсканцлером.

150 Царь сидел почти в углу зала... — Имеется в виду почетный угол зала с иконами.

151 Рынды — телохранители царя.

152 Князь Яков Куденетович Черкасский (умер в 1667 г.) — боярин, знаменитый тем, что во время русско-польской войны 1654—1667 гг. был верховным главнокомандующим. Происходил из кабардинских князей, потомки которых при Иване IV Грозном поступили на службу к русскому царю. В Москве они стали князьями Черкасскими, вероятно, потому, что кабардинцев, адыгейцев и другие кавказские народы было принято называть "черкесами".

153 Ср. в описании Кунрада ван Кленка: "На стенах висит несколько изображений из истории о победе Давида над Голиафом, а также разные виды всевоможных золотых тканей" (WK, 113).

154 Аршин — 0,7 метра.

155 ...трое щипцов... — Имеются в виду щипцы для снятия нагара со свечей.

156 князь Яков — Я. К. Черкасский.

157 ...мои собратья... — Трое других дворян из посольства.

158 ...по церковному подъезду... — Это перекрытый ход, который шел с трех сторон Благовещенского собора.

159 В рукописи пропущено несколько слов.

160 В течение XVII в. число здравиц за царя все увеличивалось. В 1634 г. за здоровье царя пили только в конце обеда, в 1665 г. еще и после уже третьего-четвертого блюда, а в 1676 г. (при посольстве Ван Кленка) до начала обеда.

161 Алексей Алексеевич, старший сын Алексея Михайловича; умер раньше отца, в 1670 г.

162 ...за здоровье второго принца... — Т.е. Федора Алексеевича, который после смерти отца стал царем и царствовал с 1676 по 1682 г.

163 ...нечто подобное тому, что в Пскове нам подарил воевода. — Слоеный пирог.

164 Немецкая слобода на реке Яузе и ручье Кокуй.

165 Отец Н. Витсена, Корнелис Янсзон Витсен, был бургомистром Амстердама в 1653, 1662 и 1669 г.

166 Не удается установить точно, кто имеется в виду. Вильгельм В. Рихтер сообщает в своей "Истории медицины в России" имена двух лейб-медиков, служивших в то время Алексею: немец доктор Андреас Энгельгардт (Andreas Engelhardt) и англичанин доктор Самюэль Коллинз (Samuel Collins), автор книги "Нынешнее состояние России", опубликованной после его возвращения из Московии (Collins S. The Present State of Russia. London, 1671). Однако у Рихтера не указано, что кто-то из них был в немилости. Кроме этих двоих, Рихтер называет еще польского еврея Фон Гадена (Von Gaden), который действительно был в немилости, однако он занимал значительно более низкое положение, чем двое первых (поначалу он был всего лишь хирургом), и потому не мог получать такое большое жалованье, как то, о котором пишет Витсен. Известно, что Фон Гаден получал в 1664 г. ежемесячно по 12 рублей плюс 60 рублей за год. Следовательно, Витсен разговаривал все-таки с Энгельгардтом или Коллинзом. Скорее всего с Энгельгардтом, поскольку Коллинз был настроен весьма антиголландски, а вторая англо-голландская война должна была вот-вот начаться.

167 ...двое вышеупомянутых бояр... — Иван Михайлович Барятинский, стольник, и Никита Головин, дьяк.

168 "...И были такие господа: князь Иван Семенович Прозоровский, риксрат (государственный советник) и наследственный владелец земель близ Твери; Офанасий Лаврентьевич Нащокин, думный дворянин или гофрат (придворный советник); Иван Офанасьевич Пронзисов, думный дворянин, и рейхсканцлер Алмаз Иванович" (Verbaal, 348); ср. также запись от 24 марта. Первый из перечисленных, князь Иван Семенович Прозоровский, член Боярской Думы, был братом Петра Семеновича, стольника; позднее, во время восстания Степана Разина (1670 г.), занимал должность наместника в Астрахани. См.: WK, 150. Второй комиссар, Афанасий Лаврентьевич Ордын - Нащокин, думный дворянин, в том же 1665 г. был назначен воеводой Пскова, а позднее занимал должность канцлера Посольского приказа. Это был европейски образованный человек, однако настроен он был не слишком проголландски. Третьим комиссаром был Иван Афанасьевич Пронцищев, думный дворянин, а четвертым — Алмаз Иванов.

169 Не совсем понятно, что имеет в виду Витсен. Достоверно известно лишь то, что в некоторых русских хронографах подробно рассказывается об Александре Македонском и его деяниях (см.: Полное собрание русских летописей. СПб., Изд. Императорской археографической комиссии, 1911. Т. XXI. № 1. С. 185—213). Возможно, эта запись относится к так называемым "Славянским привилегиям" ("Привилегиям для славян") Александра Македонского — посланию, якобы написанному самим монархом. В этом послании говорится, что Александр отдает венедам, т.е. славянам, в полное владение в награду за их правоверность земли от Северного Ледовитого океана до "Валахского" моря. Еще в 1794 г. русский историк М. М. Щербатов верил в подлинность этого послания. Ср.: Schaeder Н. Moscau das Dritte Rom. Darmstadt, 1957. Одну из версий этого послания Витсен описал и сам, включив в свои Aantekeningen (примечания, записки; в голландском издании 1966 г. не публикуются).

170 Подробное описание того, как писали в Древней Руси, дается в письме голландского купца Яна Вердуса (Jan Verdoes) из Архангельска его другу Розендалю (Rozendael) в Голландию от 25 июля 1596 г., которое хранится в библиотеке Утрехтского университета (ср.: Catalogue Cdd. Mss. Bibl. Univ. Rheno-Traject. 1887. P. 236—237). Лучшая публикация этого письма осуществлена А. М. Ловягиным в статье, написанной для "Альбома памяти А. Н. Майкова" (СПб., 1902). Вердус пишет: "Думаю, что во всем мире не тратится столько бумаги, сколько здесь, потому что русские никогда не пишут с двух сторон, а только с одной стороны. И к тому же они никогда не пишут за столом или на чем-нибудь еще, но исключительно на коленях и ничего не подкладывают под бумагу. Они никогда не режут бумагу в ширину, как это делаем мы, а только разрывают ее в длину, и когда этот кусок бумаги исписывают до конца, то подклеивают к нему еще кусок, так что если они много пишут, то делают свиток длиной в 10, 20, 30 саженей". Чтобы склеивать листы, "они всегда носят с собой кусочек русского клея". Корнелис де Брёйн в книге "Путешествие по Московии, через Персию и Индию" говорит об этом же способе писать на коленях, но тут же добавляет: "...Хотя некоторые уже начинают писать так же, как мы, что заметно в их канцеляриях" (Bryin Comelis de. Reizen over Moskovie, door Persie en Indie. Amsterdam, 1714. P. 37b).

171 Первый царь - колокол, весом 35 тонн, был отлит в начале XVII в. русским литейным мастером Чеховым по приказанию царя Бориса Годунова; позднее он был расколот во время пожара. Второй, весом 130 тонн, был отлит в 1654 г. и разбился во время пожара 19 июня 1701 г. Третий царь-колокол, весом около 200 тонн (высота 5,87 м, диаметр 6,6 м), отлит в 1733—1735 гг. русскими мастерами отцом и сыном Материными. Во время пожара 1737 г. от него был отбит кусок. В 1836 г. установлен на каменном пьедестале в Московском Кремле, где стоит и сейчас. Н. Витсен дает описание второго царь-колокола.

172 Локоть — 0,47 м, т.е. высота этого колокола была около 3 м, а диаметр около 4 м.

173 Название реки Обь — угорского происхождения и не имеет отношения к русскому слову "обе" ("две").

174 ...не мог добиться от посла почетной стороны... — Посол не позволял приставу сидеть или идти справа от него.

175 Старший пристав — Семен Федорович Толочанов, младший — Иван Иванович Пешков.

176 Масленая неделя — Масленица перед Великим Постом.

177 В эту неделю едят масло, яйца и сыр, отсюда название "сырная неделя".

178 Вероятно, жених — из жителей слободы, т.е. из западных европейцев.

179 ...его во время молений можно использовать как кафедру...— Имеется в виду как аналой.

180 ...я видел несколько безумных... — юродивых ("юродствующих во Христе").

181 Объединенная Ост - Индская компания.

182 Сыропуст — это воскресенье, которым заканчивалась сырная неделя и начинался Великий Пост, во время которого не разрешалось есть ни мясную, ни молочную пищу, а только растительную и рыбную.

183 Голландский гульден равнялся 20 копейкам, т.е. один рубль равнялся пяти гульденам.

184 Один стейвер равнялся одной копейке или пяти голландским центам.

185 Вероятно, Витсен имеет в виду две рукописи, о которых упоминает Вильгельм Рихтер в своей "Истории медицины" (Richter, 268). Рихтер приводит эти тексты в приложении к своей книге (Beilagen. 98—101). Написаны они по-латыни доктором Андреасом Энгельгардтом, составлены в форме письма к царю и датированы 23 декабря 1644 г. Это ответ, данный лейб-медиком царю, когда тот велел посмотреть по астрологическим календарям, не грозит ли России чума. Из описания комет и других космических явлений, толкуемых Энгельгардтом с астрологической точки зрения, он делает вывод о том, что грядущей осенью в России следует ожидать чумы.

186 В доказательство того, что кубок выпит, его переворачивают, и последняя капля падает на ноготь.

187 ...когда проклинают всех нечестивых... — т.е. предают анафеме, что происходит в первое воскресенье Великого Поста, "на так называемой неделе торжества православия".

188 Митрополит заменял патриарха Никона, бывшего в немилости и жившего вне Москвы, в Ново-Иерусалимском монастыре, где позднее Витсен его посетил.

189 В Москве были лавки и базары, где продавали иконы и кресты, но при этой торговле русские говорили, что "выменивают" их на деньги, а не покупают.

190 Так Витсен описывает иконостас.

191 ...большую серебряную церковную люстру... — паникадило.

192 Собака считалась нечистым животным.

193 Князья и бояре называли себя холопами царя, а посадские люди и крестьяне — рабами и сиротами. См.: Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906. С. 127.

194 Князь Илья Данилович Милославский ездил в 1647 г. в качестве посла в Нидерланды, чтобы объявить там о смерти царя Михаила и воцарении его сына Алексея. Позднее, в 1648 г., когда царь в связи с бунтом в Москве решил создать лейб-гвардию, князь Милославский стал ее главой, в то время как военное командование было поручено Исааку ван Бокховену, которого вместе с его сыном Корнелнсом и еще двадцатью военными Милославский нанял на русскую службу в Голландии еще в 1647 г.

195 Польский посланник — это польский курьер Ян Котович.

196 Польша в это время находилась еще в состоянии войны с Россией. Переговоры о мире уже велись, но с перерывами.

197 Катай — так Витсен называл территорию севернее Китайской стены.

198 ...до отца настоящего царя... — До Михаила Романова.

199 Возможно, что это племянник либо Бориса Годунова, царствовавшего в 1598—1605 гг., либо Василия Шуйского, московского царя в 1606—1610 гг.; их родственников царь Михаил отстранял от высоких должностей.

200 Капитан Корбет в свите посольства исполнял обязанности, дипломатического курьера.

201 Это был Панталеон (Pantaleon), первоначально Пантелеймон Лигаридес (Panteleimon Ligarides), родившийся в Хиосе (Chios) приблизительно в 1610 г. и получивший духовное образование в коллегии иезуитов в Риме. Оттуда он в миссионерских целях отправился на восток, где перешел в православие и был пострижен в монахи Иерусалимским патриархом, приняв при этом имя Паисиос (Paisios). Вскоре его назначили митрополитом Газы, однако большую часть времени он жил в разных местах вдали от Газы, в частности в Румынских княжествах, и в конце концов в 1661 г. приехал в Россию. Здесь он встал на сторону противников патриарха Никона, инициировавшего серьезные церковные и политические распри, и сделался довольно влиятельным лицом при царе Алексее Михайловиче, от которого Паисиосу неоднократно удавалось получать деньги. Однако, поскольку он постоянно отсутствовал в Газе, патриарх Иерусалимский лишил его сана митрополита. После смерти Алексея Михайловича он впал в немилость и в России. Умер в Киеве в 1678 г. Голландский посол Николаас Хейнсиус (Nicolaas Heinsius), возглавлявший посольство в Москву в 1669— 1670 гг., тоже встречался с ним и, как и Витсен, остался под впечатлением от его учености и хороших манер. См.: Legrand E. Bibliographie hellenique du 17e siecle. Paris, 1894—1903. P. 8—61; Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. 1. Варшава, 1931. С. 207—208.

202 "Через наблюдение зримого наши мысли должны возноситься ввысь, к вечному величию Бога" (Иоанн Дамаскин).

203 То есть первых семи Вселенских Соборов. Седьмой Собор состоялся в 787 г. в Никее (так называемый Второй Никейский Собор) и был последним Вселенским Собором, который признается православной церковью. После него римско-католическая церковь признала "Filioque" — учение о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Восточная православная церковь это учение отвергла. Вопрос о филиокве послужил основным пунктом разногласий при окончательном разрыве между двумя церквями в 1054 г. (так называемая Великая Схизма).

204 Уже Герберштейн сообщал, что у русских нет проповедников, так как они считают, что проповеди могут привести только к ереси и раздорам.

205 Князь Юрий Алексеевич Долгорукий в 1648 г. был пожалован в бояре, служил офицером, в частности, во время Польской войны 1645—1667 г. Позднее, в 1670 г., разбил Степана Разина. Погиб во время стрелецкого бунта.

206 Илья Данилович Милославскнй, отец Марии Ильиничны, жены царя Алексея, был не очень знатного рода. Хотя он и выступал главой посольства в Нидерланды в 1646 г. (Scheltema, 180 e.v.), царь обращался с ним, если верить Мейерберу (Mayerberg A. de. Voyage en Moscovie d'un ambassadeur, conseiller de la Chambre Imperiale envoye par e'Empereur Leopold au czar Alexis Mihalowics, Grand Due de Moscovie. Leiden, 1688. P. 296), весьма неуважительно. Мейербер описывает его как человека весьма жадного до денег. По-видимому, он был каким-то образом замешан в воровстве медных денег с Монетного двора в 1662 г. (См.: Amburger E. Die Familie Mareelis. Gissen, 1957. S. 125). За какой именно проступок на него была наложена епитимья положить 800 земных поклонов, нам неизвестно. С.Ф.Платонов (Платонов С.Ф. Москва и Запад в XVI и XVII в. Берлин, 1926. С. 113) пишет, что Милославский возлагал большие надежды на голландцев. Возможно, между описываемым Витсеном наказанием Милославского и немилостью к голландцам существовала какая-то связь.

207 Проблема здесь вот в чем. Русские представляют дело таким образом, как будто в вопросе о титулах они уже пошли на уступки тем, что письмо царя к Генеральным Штатам начинается не со слова "от", т.е. не "От Великого Государя, Великого Князя...", а прямо: "Мы, Великий Государь...". Дело в том, что слово "от" употреблялось в письмах царя к его "князьям и рабам" и, являясь "знаком собственности", выражало их подчиненность царю. Эта уступка русских была не более чем видимостью, потому что уже была сделана раньше, в 1647 г.

208 Русские ссылаются здесь на ту выгоду, которую получила голландская торговля от русских заказов, и на подарки, посланные регентам. Слова "тысячи фунтов селитры", приводимые в тексте, могут относиться к подарку в 92 бочонка селитры, общим весом 3000 пудов, предположительно подаренных Генеральным Штатам в 1629 г. См.: Кордт В. А. Очерк сношений Московского государства с Республикой Соединенных Нидерландов по 1631 г. // Сборник Императорского Исторического общества. СПб., 1902. Т 116. С. I—CCCXVII.