Комментарии

1 Основную роль в этом совете опекунов играл, видимо, Феоктист, которого "Продолжатель Георгия именует «первым министром» (paradunasteuwn; Georg. Cont. 815.22). В соответствующем месте сочинения Генесия (Gen. 55.3) Варда в составе совета не упоминается.

2 Студийские монахи, т. е. монахи знаменитого в Константинополе монастыря Иоанна Крестителя «Студион» (см.: Janin R. Constantinople... Р. 395; ср. прим. 35 с. 269).

3 Как уже отмечалось (см. с. 282, прим. 52), Мануилу, возможно, так и не удалось «оправиться от болезни».

4 Т. е. Иоанн VII Грамматик.

5 Патриаршьи палаты (patriarceion), где помещалось все церковное управление, непосредственно прилегали к храму св. Софии. Помимо упомянутого уже Фомаитского триклиния с библиотекой там находился также триклиний Фессал, названный так потому, что его стены были инкрустированы фессалийским мрамором (см.: Janin R. Constantinople... Р. 174).

6 В соответствующем месте произведения Генесия (Gen. 58.94 сл.) Иоанн Грамматик утверждает, что пострадал от Константина Армянина и его людей. Такая версия представляется вполне правдоподобной. Вероятно, Варда был послан к патриарху, чтобы «замять дело».

7 В тексте лакуна, которую старается заполнить Р. Куманецки (Kumaniecki К. Notes critique sur le texte de Theophane continue // Byz. 1934. Vol. 9. P. 235).

8 Наш автор, пожалуй, единственный, кто определяет низложение патриарха Иоанна Грамматика временем до константинопольского собора 843 г., восстановившего иконопочитание (см. прим. 12). Согласно другим авторам (в том числе и Генесию — Gen. 57.85), низложение Иоанна — результат восстановления иконопочитания на соборе. О Психе — имении Иоанна см.: Janin R. Constantinople... Р. 435.

9 О Мефодии см. с. 274, прим. 15.

10 Византийская традиция упорно представляла Феодору защитницей иконопочитания еще в период царствования Феофила. На этом, в частности, настаивает и сохранившееся до наших дней «Житие Феодоры» (см.: Regel W. Analecta byzantino-russica. СПб., 1911. Р. 1 и след.). Согласно этому сочинению, принял на смертном одре иконопочитание и сам Феофил. У больного дизентерией царя разверзлись уста, сквозь которые стали видны внутренности. Стоило ему, однако, поцеловать крест, как уста сомкнулись, он уснул успокоенный, а через несколько дней умер в мире (см. подробней: Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. С. 41 и след.).

11 11 марта 843 г. (обоснованию этой даты посвящен специальный очерк А. Васильева в приложении к книге «Византия и арабы». Т. 1. С. 143 и след.). С этого времени первое воскресение великого поста отмечается православной церковью как «праздник православия». Праздник этот установлен в честь победы не только над иконоборцами, но и вообще над всеми еретиками.

12 Лучшее изложение всех событий, связанных с восстановлением иконопочитания, см.: Guillard J. Le Synodicon d'Orthodoxie, edition et commentaire //TM. 1967. Vol. 2. P. 119 ff.; Успенский Ф. Очерки... Версия нашего автора, связывающего восстановление иконопочитания с болезнью и чудесным выздоровлением Мануила (повторяющаяся и в некоторых других источниках), носит откровенно легендарный характер. Больше оснований доверяться версии, содержащейся в первой редакции «Synodicon vetus» (The Synodicon vetus. Text / Transl. and Notes by J. Duffy and J. Parker. Washington, 1979. P. 132, № 156), согласно которой восстановление иконопочитания произведено было на «местном соборе» (topikh sunodoV), состоявшемся не в церкви, а в резиденции чиновника каниклия (хранителя царской чернильницы). Именно на этом соборе был низложен Иоанн и возведен в сан патриарха Мефодий (ср.: Mango С. The Liquidation of Iconoclasm and the Patriarch Photios // Iconoclasm. Birmingham, 1977).

13 См.: Псалтирь 102.5.

14 Проблема происхождения и биография Иоанна непроста. Разноречивость сохранившихся свидетельств заставила даже исследователей предполагать существование не одного, а двух Иоаннов Грамматиков, слившихся впоследствии в один образ. В отличие от Продолжателя Феофана анонимный автор считает его человеком скромного происхождения (Scr. inc. 349). См.: Липшиц Е. Очерки. С. 206 и след.; Успенский Ф. Патриарх Иоанн Грамматик // ЖМНП. 1890. Ч. 267, № 1; Brehier L. Un Patriarche Sorcier a Constantinople // Revue de l'orient chretien. 1904.

15 Монастырь Сергия и Вакха находился к юго-востоку от императорского дворца (см.: Janin R. Constantinople... Р. 333—334).

16 Этот низкий барьер (греч. euripoV) разделял площадку ипподрома на две части (см.: ibid. P. 180).

17 Об этой магической процедуре, помимо Продолжателя Феофана, не сообщает ни один автор. Ф. Успенский уверен, что под «тремя вождями» в данном случае надо иметь в виду русских предводителей (Успенский Ф. Патриарх... С. 24).

18 Имение Арсавира и монастырь св. Фоки были расположены на европейском берегу Босфора (см.: Janin R. Constantinople... Р. 427, 434).

19 «Трофониево» — от имени знаменитого мифического предсказателя Трофония, прорицавшего в Беотии в глубокой пещере.

20 Т. е. будущему императору Василию I.

21 По свидетельству хроник «семьи Симеона Логофета», местом заключения Иоанна Грамматика был монастырь Клидион на Босфоре.

22 Митрополит Смирны Митрофан — хорошо известный церковный писатель, в будущем один из самых ревностных сторонников патриарха Игнатия и противников Фотия. Митрополитом он стал в 857 г. (см.: Beck H.-G. Kirche... S. 543).

23 См. прим. 11.

24 Речь в данном случае идет об одном из самых кардинальных расхождений между иконопочитателями и иконоборцами. Последние обвиняли своих противников в идолопоклонничестве, поскольку те обожествляют рукотворные изображения. В ответ теоретики иконопочитания утверждали, что они почитают иконы лишь «относительно» (scetikwV) и через их посредство возносят свое почитание к прототипу, т. е. Богу (см.: Barnard L. The Theology of Images // Iconoclasm. P. 7 ff.).

25 См. с. 62.

26 О Феофане и Феодоре Граптах см. с. 49 сл.

27 Речь идет о решении посмертно освободить от греха императора Феофила, см. с. 67 сл. Переводим с учетом дополнения Куманецкого (Kumaniecki К. Notes... Р. 235).

28 По словам Генесия (Gen. 60.84), Зилик (у нашего автора Зили) провозгласил свою ересь во время императорского выхода в св. Софии. Смысл облачения в белые одежды и помазания миром заключался, видимо, в обряде повторного крещения еретиков, чем символизировалось их возвращение в лоно церкви. Слово «Зилик» — вероятно, результат метатезы в имени «Лизик». Так он именуется в некоторых из источников. По сведениям Никиты Хониата, Лизик обвинялся в манихействе, отрицании божественности Христа и издевательстве над святыми таинствами (Nicetae Choniatao ex libro incerto thesauri orthodoxae fidei. PG 140, col. 281; подробно см.: Guillard J. Deux figures mal connues du seconde iconoclasme // Byz. 1961. Vol. 31. P. 371 suiv.).

29 См. об этом эпизоде: Златарски В. История на българската държава през средните векове. София. 1927. Т. 1. Р. 2. С. 2 и след. Рассказ об ответе Феодоры носит явно легендарный характер. Именно так в «Романе об Александре» отвечают амазонки собирающимся на них напасть врагам, см.: Historia Alexandri Magni (Pseudo-Caleisthenos) / ed. W. Kroll. Berlin, 1926. Bd 3. 25.

30 См.: Doеlger F. Rogesten... Bd. 1. N 447 (844 г.).

31 Этот эпизод переведен К. Мэнго: Mango С. The Art... Р. 190. Согласно Псевдо-Симеону (Ps.-Sym. 665.11 сл.), Борис велел нарисовать картину уже после своего крещения. Принятие христианства в результате лицезрения картины страшного суда — нередкий мотив в христианской литературе (см.: Dujcev I. Legendes byzantines sur la conversion des Bulgares // Sbornik praci filosofske Fakulty Brnenske university Rocnik. 1961. Т. 10. S. 8 сл.).

32 Рассказ о христианизации Болгарии богат легендарными деталями, тем не менее в его основе реальный эпизод крещения болгар, состоявшегося предположительно в 863—864 гг. Западная и восточная церкви в течение ряда лет соревновались в стремлении обратить болгарский народ в христианство. Выигравшей в этом соревновании Византии победа обошлась потерей ряда земель (см.: Doеlger F. Regesten... Bd. 1, N 461; Vlasto A. The Entry of the Slavs into Christendom. Cambridge, 1970. P. 159; Dvornik F. Byzantine Missions among the Slavs. New Brunswick, 1970). Литературу вопроса см.: Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. S. 104, Anm. 1.

33 Павликиане — сторонники еретического учения, распространенного главным образом на восточных территориях Византии. Учение павликиан носило ярко выраженный дуалистический характер. За Богом признавалась власть только над небесным царством, в то время как миром, по воззрениям павликиан, правил Сатана. Павликиане отрицали церковную иерархию, почитание креста и икон и свою жизнь пытались организовать по принципу раннехристианских общин. Отношение государственной власти к павликианам было неоднозначно. Преследования еретиков сменялись периодами относительной терпимости (главным образом при иконоборческих императорах. В IX в. павликиане перешли уже к открытым выступлениям против центрального правительства. Об этом, в частности, свидетельствует их присутствие в войске Фомы Славянина (см. с. 28). См.: Garsoian N. The Paulician Heresy. A Study of the Origin and Development of Paulicianism in Armenia and the Eastern Provinces of the Byzantine Empire Paris, 1967; Липшиц Е. Очерки... С. 132 и след.; Lemerle P. L'histoire des Pauliciens d'Asie Mineure d'apres les sources greques // TM. 1973. Vol. 5.

34 Имена «сына Аргира» (Лев) и «сына Дуки» (Андроник) можно восстановить из текста Скилицы, основывающегося здесь на изложении сочинения нашего автора (Scyl. 92.11 сл.). Впрочем, Д. Полемис считает эти дополнения ошибочными (см.: Polemis D. The Doukai. London, 1968. P. 15).

35 Отныне Тефрика становится главным центром павликианского движения. О ее строительстве сохранились свидетельства Петра Сицилийского (автора истории манихеев, несколько позже посетившего Тефрику) и Фотия. Как можно понять из слов этих авторов, главной целью основания города было освобождение из-под власти милетинских арабов, а также создание опорного пункта для борьбы с Византией (см.: Липшиц Е. Очерки... С. 155 и след.; Lemerle P. L'histoire... Р. 92 suiv.).

36 Мелитинский эмир Амр, как и правитель Тарса Али, хорошо известный по арабским источникам (см.: Васильев А. Византия и арабы. Т. 1. С. 182 и след.).

37 Нет сомнения, что наш автор «на едином дыхании» повествует здесь о событиях, разбросанных на большом временном пространстве. Время похода, организованного Феодорой, и бегства Карвея к арабам — 843—844 гг. (см.: Lemerle P. L'histoire... Р. 88 suiv.). Год похода Петроны (856) восстанавливается по арабским источникам (Васильев А. Византия и арабы. Т. 1. С. 184). Петрона был младшим братом царицы Феодоры и кесаря Варды (о его карьере см.: Guilland R. Recherches... Vol. 1. P. 437 568).

38 Аспар, именем которого названа цистерна, — готский полководец на византийской службе, убитый в 471 г. Точное местоположение цистерны неизвестно (см.: Jаnin R. Constantinople... Р. 197).

39 Асикритий — здание в комплексе Большого дворца, служившее местопребыванием царских писцов — асикритов (см.: Guilland R. Etudes... Р. 296). Скорее всего, напуганный Феоктист не случайно бросился бежать именно туда. Дело в том, что асикритий был также местопребыванием и логофетов дрома (Феоктист занимал именно эту должность). Во всяком случае, согласно сочинению «О церемониях» Константина Багрянородного, царь каждое утро вызывал к себе логофета дрома, за которым шли именно в асикритий (Cuilland R. Recherches... Vol. 2. P. 92—93).

40 Скила — здесь полукруглый зал с воротами того же названия (см. с. 12), примыкавший с запада к триклинию Юстиниана (см.: Guilland R. Etudes... Р. 150).

41 Феоктист был убит 20 ноября 855 г. Несколько иначе об убийстве Феоктиста сообщается в хрониках «семьи Симеона Логофета», согласно которым Феоктист был зарублен на месте Вардой и Дамианом (детальное сравнение версий см.: Karlin-Hayter P. Etudes sur les deux histoires du regne de Michee III // Byz. 1971. Vol. 41. P. 496 ff.). Следует отметить, что только параллельное повествование Генесия делает понятным некоторые детали в рассказе нашего автора. Так, Продолжатель Феофана употребляет в отношении Варды, расположившегося в Лавсиаке, глагол sunedriazen (досл. «сидел вместе»). Только из текста Генесия мы узнаем, что Варда, делая вид, что хочет отдохнуть в Лавсиаке, сидел там вместе (sunedriazun) с препозитами. Это, конечно, те самые препозиты, которым (уже по Продолжателю Феофана!) царь должен был крикнуть: «Хватайте его!» Таким образом, полная картина, представленная некогда «общим источником», расщепляется у Генесия и Продолжателя Феофана и может быть реконструирована лишь сличением текстов обоих авторов (ср. статью, с. 225 сл.).

42 Согласно расчетам Дж. Бьюри (Bury J. A History... Р. 469), удаление Феодоры произошло между январем и мартом 856 г. П. Карлин-Хайтер, детально сопоставившая данные источников, считает такую датировку слишком смелой и указывает на то, что после убийства Феоктиста Феодора оставалась определенное время во дворце (см.: Karlin-Hayter P. Etudes... Р. 469 suiv.).

43 Продолжатель Феофана упоминает предметы (золотой платан, птицы, издающие звуки, открывающие пасти и рычащие львы, орган и др.), находившиеся в тронном зале Большого дворца — Магнавре. Их задачей главным образом было производить впечатление на гостей, особенно иностранных. Некоторые византийские авторы приписывают их изготовление Льву Математику (см.: Brett G. The Automata in the Byzantine «Throne of Salomon» //Speculum. 1954. Vol. 29. N 3. P. 477 ff.).

44 Идик — палата в Большом дворце, служившая личной сокровищницей императоров (см.: Janin R. Constantinople... Р. 171).

45 Сензат от греч. sentzon (трон). По мнению Дюканжа (Ducange. Glossarium... S. v. senzaton), речь идет о монете, на которой был изображен Василий I, восседающий на троне.

46 Мытье в бане было излюбленным удовольствием византийцев. Кроме того, бане приписывали также и целебные свойства. Впрочем, наиболее ортодоксальное духовенство возражало против мытья в бане, особенно женщин (см.: Berger A. Das Bad in der byzantinischen Zoit. Muenchen, 1982. S. 34 ff.).

47 Относительно места изгнания Феодоры и последовательности событий наши источники расходятся между собой. Детальное их сопоставление см.: Karlin-Hayter P. Etudes... Р. 470 suiv.

48 Орологии — солнечные часы. Р. Жанен насчитывает семь таких часов в Константинополе. Впрочем, Орологием называлось и место вблизи св. Софии (см.: Janin R. Constantinople... Р. 103—104, 334).

49 Имя Ирина — вставка издателя. Без нее текст вполне понятен, но означает совсем другое. Братом Ирины — матери Фотия оказывается Арсавир, а все последующие слова текста относятся не к Ирине, а к Каломарии. Дискуссию по поводу этого места см.: Mango С. The Liquidation... Р. 137.

50 Иные сведения сообщает Скилица, согласно которому сестра Феодоры — Ирина вышла замуж за Сергия — брата Фотия. Детальное сопоставление обеих версий см.: Ahripeiler Д. Sur la carriere de Photius avant son Patriarcat // BZ. 1965. Bd. 58, N 2. S. 354 ff.

51 Под схолами в данном случае имеется в виду помещение в Большом, дворце, где размещались стражники-схоларии, охранявшие дворец (см.: Guilland R. Etudes... Р. 29 suiv.).

52 Тюрьма Претория находилась при резиденции эпарха города, невдалеке от Большого дворца, тюрьмы Халки и Нумер были расположены в самом дворце (см.: Janin R. Constantinople... Р. 167).

53 Наш автор завершает отступление и «подхватывает» прерванный рассказ (см. с. 54).

54 Речь идет о кампании 859 г., нашедшей отражение также и в арабских источниках (см.: Васильев А. Византия и арабы. Т. 1. С. 185, пр. 4; Lemerle P. L'histoire... Р. 94).

55 Речь идет об обряде причастия.

56 Имеется в виду второй год после поражения Михаила под Самосатой. Речь идет о кампании 861 г. (см.: Lemerle P. L'histoire... Р. 94).

57 Нельзя не заметить сходства этого эпизода с уже описанной нашим автором сценой спасения тем же Мануилом отца Михаила императора Феофила (см. с. 58). Скорее всего, перед нами «дублет», своеобразное «расщепление» эпизода. Такие дублеты нередко возникают в эпической, легендарной традиции (см.: Gregoire ff. Etudes... Р. 523).

58 Дата этого похода мелитинского эмира Амра — 863 г. — засвидетельствована арабским историком Табари (см.: Васильев А. Византия и арабы. Т. 1. С. 198, пр. 5; ср.: Lemerle P. L'histoire... Р. 94).

59 Согласно известному рассказу Геродота (Herod. VII, 35), персидский царь Ксеркс велел бичевать пролив Геллеспонт, воды которого разрушили наведенный персами мост.

60 См.: Doеlger F. Regesten... Bd 1, N 462; (863 г.).

61 Весьма сходный рассказ, касающийся Петроны, содержится также в Житии св. Антония Нового. Героем его, однако, выступает не монах Иоанн, а Антоний. Скорее всего, в передаваемой устно традиции имя монаха было заменено (см.: Halkin F. Saint Antoine Ie Jeune et Petronas Ie vainqueur des Arabes en 863 // AB. 1944. Т. 62. P. 201 suiv.; ср.: Huxley G. The Emperor Michael III and the Battle of Bishop's Meadow (AD.863) // Greek, Roman and Byzantine Studies. 1975. Vol. 16, N 14. P. 443 ff.).

62 Упоминаемые здесь географические наименования трудно идентифицировать. Битва происходила к западу от р. Галис на границе Армениака и Пафлагонии. Попытка реконструкции хода сражения содержится в упомянутой статье Дж. Хаксли (Huxley G. The Emperor Michael. P. 443 ff.).

63 Амр возводит слово Птосон к грeч. ptawsiV («падение»), а название реки Лалакаон понимает как laou kakwsiV («гибель войска»), слово же Гирин производит от греческого глагола gurizw («крутить»). Автор, конечно, не задумывается над тем, каким образом арабский эмир мог этимологизировать греческие топонимы.

64 Арабские историки Табари и Ибн-ал-Асир тоже сообщают о гибели мелитинского эмира, однако приводят ничтожные цифры потерь арабов. Сражение, согласно Табари, имело место 3 сентября 863 г. (см.: Васильев А. Византия и арабы. Т. 1. С. 201).

65 Генесий (Gen. 68.33) называет имя и этого клисурарха (у Генесия — мерарха) — Махера.

66 См. с. 74. Доместик Варда, не имея возможности исполнять своп обязанности, препоручил их своему брату Петроне.

67 Авва (отец) — уважительное наименование монахов, особенно духовных отцов. Аввами также нередко именовали настоятелей монастырей.

68 Варда был возведен в сан кесаря в апреле 862 г.

69 Речь идет о весьма знаменательном событии в истории культурной жизни Византии IX в. — восстановлении так называемого «константинопольского университета» кесарем Вардой. Время восстановления «Университета» точно неизвестно (о дискуссии по этому поводу см.: Lemerle Р. Le premier humanisme... Р. 151 suiv.). «Университет» помещался в Магнаврской палате Большого дворца. Большое место в преподавании заняли там светские науки. Подробно см.: Fuchs F. Die hoheren Schulpnvon Konstanlinopel. Leipzig; Berlin. i926. S. 18 ff.; Speck P. Die kaisorliche L'niversitat von Kcnstantinopel. Muenchen, 1974.

70 Слово exadeljoV. которое мы переводим как «племянник», может означать также «двоюродный брат».

71 Наш автор начинает рассказ о знаменитом Льве Математике — одной из наиболее заметных фигур в культурной жизни Византии XI в. Версия его биографии, рассказанная далее, существенно отличается от данных хроник «семьи Симеона Логофета» (детальное сопоставление обеих версий см.: Липшиц Е. Очерки... С. 339 и след.: Lemerle Р. Le premier humanisme... Р. 150 suiv.). Время пребывания Льва в Фессалонике исследователи определяют 840—843 гг.

72 Речь идет о знаменитом квадривиуме наук, «математической четверице». знание которых еще с античных времен считалось необходимым для постижения философии.

73 Согласно этому рассказу, ученик Льва попадает в плен к арабам при императоре Феофиле (829—842), в то время, когда арабами правил халиф Мамун (813—833). Таким образом, время этого события ограничивается 829—833 гг. Совершенно иная версия содержится в хрониках «семьи Симеона Логофета», согласно которым ученик Льва попал в плен к арабам после взятия Амория, т. е. в 838 г. Пристрастно Мамуна к наукам и просвещению засвидетельствовано и арабскими источниками. Мамун основал в Багдаде обсерваторию и библиотеку.

74 Вопреки буквальному смыслу фразы почести и дары, а также возможность возвращения домой были, конечно, обещаны Мамуном не ученику Льва, а самому Льву.

75 В Константинополе было по крайней мере восемь церквей Сорока мучеников. Р. Жанен полагает, что речь идет о церкви, находившейся на центральной улице города — Месе, на полпути между ипподромом и форумом Константина (см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 483—484).

76 По сообщениям более поздних историков (Скилицы, Зонары и Глики), иконоборец Лев после трехлетнего пребывания на фессалоникийском епископском престоле был смещен с восстановлением иконопочитания. Таким образом, смещение Льва должно было иметь место в 843 г. Сами по себе такие сведения правдоподобны, но именно они доставили некоторым исследователям затруднения в хронологическом распределении событий, изложенных нашим автором. Ведь если пленение ученика Льва произошло в 833 г., задавались вопросом эти исследователи, чем следует заполнить промежуток времени с 833 до 844г.? Именно это обстоятельство заставило Е.Э. Липшиц отдать предпочтение версии хроник «семьи Симеона Логофета», согласно которым ученик попал в плен в 838 г. (Липшиц Е. Очерки... С. 351). Сохранилась недавно изданная гомилия Льва, произнесенная им в Фессалонике в 842 г. (см.: Lemerle P. Le premier humanisme... Р. 157).

77 То обстоятельство, что Лев в поисках «науки» должен был отправиться на Андрос, по мнению ряда ученых, является доказательством упадка в то время образования в Константинополе.

78 О первых двух «руководителях классов» ничего неизвестно. Комит —возможно, ученый, знаток Гомера, упомянутый в XV книге Палатинской антологии (см.: Lemerle P. Le premier humanisme... Р. 159 suiv.).

79 Мефодий скончался 14 июля 847 г. Согласно «Монологию царя Василия», он находился на престоле 4 года 3 месяца. Назначение Игнатия вопреки канонам произошло единоличным распоряжением царицы Феодоры (см.: Beck H-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Goettingen, 1979. S. 96). Игнатий — уже упоминавшийся сын Михаила Рангаве Никита, постриженный в монахи после смерти отца. После пострижения Игнатий основал три монастыря на Принцевых островах, настоятелем которых сам стал. Что же касается упомянутого здесь монастыря Сатира, то его основание относится ко второму патриаршеству Игнатия, точнее к 873 г. (см.: Pargone J . Les Monasteres de S.-Ignace et les cinq plus petits ilots de l'archipel des Princes // ИРАИК. 1902. Т. 7. Любопытно, что конкурентами Игнатия на пост патриарха выступали сыновья императора Льва V — Василий и Григорий (Geu. 71.91).

80 Суровый сторонник риторической морали, малообразованный Игнатий резко отрицательно относился к светским тенденциям в духовной жизни Византии своего времени, представленным такими фигурами, как Фотин и Варда. Игнатий не остановился перед открытым выступлением против могущественного Варды. Воспользовавшись слухами о сожительство Варды с женой сына, он в январе 858 г. отлучил его от церкви. Наиболее подробное сообщение об этом содержится в «Житии Игнатия» (PG 105, col. 504). Это далеко не единственный пример того, как патриарх в Византии открыто выступал против могущественных светских лиц и даже самого императора (ср., например, борьбу патриарха Николая Мистика против Льва VI в связи с четвертым браком последнего — с. 154).

81 Это замечание нашего автора вызывает некоторое недоумение. В Константинополе действительно существовало несколько церквей святых Апостолов. В самой древней и знаменитой из них (строительство началось еще при Константине Великом) находились гробницы царей и патриархов (см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 46). В соответствующем месте Генесий (Gen. 71. 10 сл.) прямо об этом храме и говорит. Но как можно предположить у нашего автора такую неосведомленность?

82 Т. е. императора Константина V Копронима (741—775).

83 Речь идет о неоднократно упоминающемся на страницах византийских хроник Константине Армянине. Константин сделал блестящую карьеру при дворе Михаила, был патрикием, логофетом дрома и друнгарием виглы (см. о нем: Karlin-Hayter P. Etudes... Р. 484).

84 Игнатия обвинили в сообщничестве с заговорщиками и в ноябре 858 г. без суда сослали на о-в Теревинф. Затем его переводили с места на место, в том числе в 859— 860 гг. он находился на Митилене. Попытки принудить Игнатия к отречению успеха не имели, и он в конце концов был снова заключен на Теревинфе, где содержался в тяжелейших условиях. Росы, высадившиеся в 860 г. на остров, разграбили монастырь, где он находился, и увели его слуг (см.: PG 105, col. 516).

85 Фотий (родился около 810 г.) — известный писатель и ученый, один из самых просвещенных и образованных людей своего времени — не принадлежал к духовному сословию. Намеченный на пост патриарха, он в декабре 858 г. за четыре дня до назначения был срочно пострижен и возведен в сан. Такая процедура противоречила церковным канонам, однако случай возведения светских лиц в патриархи имел недавние прецеденты в византийской истории (патриархи Тарасип и Никифор). Только пять епископов возражало против избрания Фотия. Борьба мятежных митрополитов не окончилась возведением Фотия. На собравшемся под председательством Фотия синоде сторонники смещенного патриарха подверглись наказанию. Различные версии рассказа о смещении Игнатия сопоставляются в уже цитированной статье Р. Karlin-Hayter. Об этих событиях см. также: Dvornik F. The Photian Schism. History and Legend. Cambridge, 1948. P. 39 ff.; Beck H.-G. Geschichte... S. 98 ff.

86 Сохранилось письмо Фотия к Римскому Папе Николаю I, извещавшее о его назначении патриархом и кратко сообщающее о событиях в Константинополе (Grumel V. Les regestes des actes du patriarcat de Constantinople. Chalcedon, 1936... Vol. 2, N 465). Отправлено было также письмо Николаю и императором. Это письмо не сохранилось, но о его содержании можно судить по ответному посланию папы (Doеlger F. Regesten... Bd. 1. N 467). Николай по просьбе Михаила отправил двух легатов в Константинополь с задачей на месте расследовать обстоятельства перемены церковной власти. Делегированные епископы везли с собой письмо к императору и к Фотию, датированное 25 сентября 860 г. Папским легатам были даны все права решения вопроса об иконопочитании (отсюда, видимо, замечание нашего автора о том, что легаты были приглашены «по другому поводу»), что же касается законности назначения Фотия, то они должны были только собрать сведения о происшедшем. Послы явились в Константинополь зимой 860/861 гг. Сторонникам Фотия удалось привлечь их на свою сторону, и они дали согласие на назначение патриарха. По возвращении же в Рим их решение было денонсировано папой. В мае 861 г. в церкви Св. Апостолов был собран синод, подтвердивший избрание Фотия и объявивший «неканоничным» избрание Игнатия. Акты этого синода сохранились во фрагментах, о нем известно из подробного рассказа в «Житии Игнатия» (PG 105, col. 517) (см.: Dvornik F. The Photian Schism. P. 70 ff.; Beck H.-G. Geschichte... S. 100 ff.).

87 Речь идет о первом зафиксированном источниками нападении русских на Константинополь, начавшемся 18 июня 860 г. Русские на 200 кораблях вошли в Босфор, ограбили предместья Константинополя, напали на Принцевы острова и осадили город. Константинополь оказался в отчаянном положении. Как об этом сообщает и наш автор, Фотий в св. Софии речами пытался ободрить павших духом защитников. Одна из этих речей дошла до нашего времени. Неожиданно по неясным причинам в начале 861 г. русские сняли осаду и удалились. Это событие — предмет другой дошедшей до нас речи Фотия. Подробно об этих событиях см.: Vasiliev A. The Russian Attack on Constantinople in 860. Massachusetts, 1946; Левченко М. Очерки русско-византийских отношений. М., 1956. С. 42 и след.; Tinnefeld F. Der furchtbare Blitzschlag aus dem fernsten Norden. Der Angriff dor Rhos im Jahr 860. Das Ereignis, seine Vorgeschichte und historische Bedeutung. Les Pays du Nord et Byzance. Uppsale, 1981.

88 Сообщение о посольстве русских (каких?) и их крещении вскоре после 860 г. достаточно неопределенно. В связь с ним можно поставить лишь сообщение Фотия в послании 867 г. о том, что племя росов приняло христианство (PG 102. col. 736—737). См.: Левченко М. Очерки... С. 60 и след.; Vlasto A. The Entry of the Slavs into Christendom. P. 244.

89 Галеи — легкие и быстрые суда византийского флота (см.: Eickioff Е. Seekrieg... S. 137). Сатуры (правильнее сактуры) и кумварии — византийские обозначения арабских судов. Кумварии — длинные боевые корабли, сактуры — большие плоскодонные суда, служившие для перевозки людей и грузов (см.: Christides Т. The Conquest... Р. 66; ср.: Сериков Н. Византия и арабы; новые исследования // ВВ. 1987. Т. 48. С. 181).

90 Эксакионий — район Константинополя между стенами Константина и Феодосия (см.: Janin, R. Constantinople... Р. 327 suiv.).

91 О точном местоположении района Девтер (досл. «второй») нет согласия между исследователями. О церкви св. Анны см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 39 suiv. О землетрясениях, случившихся в описываемое время, имеется немало сообщений византийских авторов. Одно из них продолжалось сорок дней (август—сентябрь 862 г.) (PG 105, col. 525), другое, более позднее, Никита Пафлагонец называет «самым страшным из всех когда-либо случавшихся» (PG 105, col. 529).

92 Явный намек на судьбу кесаря Варды, см. с. 88 сл.

93 Помимо главного ипподрома у Большого дворца в Константинополе существовали и «малые» ипподромы. Один из них был расположен возле церкви св. Мамы (см.: Janin R. Constantinople... Р. 189).

94 Фарос — собственно маяк, находившийся невдалеке от Большого дворца (см.: Janin R. Constantinople... Р. 376). Речь идет о знаменитом «оптическом телеграфе», возможно, изобретенном Львом Математиком. Этот «телеграф», согласно описаниям византийских авторов, представлял собой цепь из десяти пунктов, где в случае необходимости зажигался огонь, видный с соседнего пункта. Огонь, зажигавшийся в крайней точке на юго-восточной границе империи в крепости Лул, за один-два часа "доходил" до Константинополя. На краях цепи были установлены тщательно синхронизированные часы. В зависимости от того, в какое время зажигался сигнал, он мог означать разные вещи: нападение арабов, объявление войны и т. д. (см. подробно: Pattenden P. The Byzantine Early Warning System // Byz. 1983. Vol. 53. P. 258 suiv; Aschoff V. Ueber den byzantinischen Feuertelegtaphen und Leon den Mathematiker // Deutsches Museum. Abhandlungen und Berichte. 1980. Bd 48. S. 5 ff.).

95 Комбинограф — слово, насколько нам известно, встречается только в данном месте. Дюканж полагает, что речь идет о писцах, которые фиксировали имена возниц и масти коней, выступающих в состязании (см.: Ducange. Glossarium...).

96 Этот странный эпизод встречи с женщиной, вероятно, является вариацией какой-то мимической сцены (подробно см. статью, с. 251 сл.).

97 Тиасот — участник религиозной процессии бога вина и веселия Вакха, всегда появлявшегося в сопровождении пьяной и разгульной компании сатиров, силенов и менад.

98 Т. е. обрядом причастия.

99 Можно думать, что описанные процессии — не только злонамеренная выдумка враждебного Михаилу хрониста. О бесчинствах и святотатстве царя сообщается и в других источниках, в частности, в «Житии Игнатия». Они осуждаются также в XVI каноне собора 869/870 гг. (см. статью, с. 255 сл.).

100 См. с. 75.

101 Датировка этого неудавшегося похода в Авасгию целиком зависит от определения времени следующего рассказанного эпизода — похода на Крит (см. след. прим.), случившегося, по словам нашего автора, вскоре после этой экспедиции. Указания на два солнечных затмения слишком неопределенны для датировки. «Подряд» два солнечных затмения происходили 5 мая 840 и 18 октября 841 гг., а также 3 марта и 17 сентября 852 г. (см.: Grumel V. La Chronologie... Paris, 1958. Р. 463).

102 По мнению А. Васильева (Васильев А. Византия и арабы. Т. 1. С. 154), речь идет об экспедиции Фооктиста 843 г. В его войске, подошедшем к острову, распространился тогда слух, что в Константинополе возвели на престол нового императора и флот возвратился на родину. Однако наш автор рассказывает об этой (как и предыдущей) кампании как о каре Феоктисту за бесчинства, которым он обучил своего воспитанника Михаила. Но в 843 г. Михаилу было всего 5 лет, и он явно не мог совершить тех безобразий, которые ему приписывали. Не исключено, конечно, что Продолжатель Феофана, придавая поучительный характер своему повествованию, вовсе не считается с хронологией.

103 О церкви и монастыре Одиги (twn odhgwn) см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 208. Это, видимо, первое упоминание знаменитой Богоматери-Одигитрии.

104 Т. е. будущему императору Василию I.

105 Т. е. 21 апреля 866 г.

106 Речь идет об уже упоминавшемся Константине Армянине.

107 Согласно Продолжателю Георгия Монаха (Georg. Cont., p. 829.2 сл.), сам поход на Крит планировался Василием и Симватием с целью убийства Варды, осуществить которое они в Константинополе не имели возможности. Стремясь обелить Василия, наш автор до минимума сводит его роль в убийстве кесаря Варды, Генесий в параллельном сообщении имени Василия не упоминает вовсе. Между тем, согласно Продолжателю Георгия Монаха (Georg. Cont. 831.6 сл.), Василий собственноручно убил Варду.

108 Подробно об этой церемонии (26 мая 866 г.) сообщается у Продолжателя Георгия Монаха (Georg. Cont. 832.2 сл.).

109 Дромон — распространенный тип византийского боевого корабля (см.: Eickhoff Е. Seekrieg... S. 136).

110 В оригинале стихи написаны популярным в Византии двенадцатисложником.

111 Иначе об этом эпизоде рассказывается у Продолжателя Георгия Монаха (835.10 сл., ср. Ps.-Sym. 682.19 сл.). После победы Михаила на ристаниях был устроен царский обед, на котором в присутствии Евдокии Ингерины и Василия патрикий Василискиан (так автор именует этого человека) принялся расхваливать искусство царя. Тот же, несмотря на упреки Евдокии и Василия, велел обуть Василискиана в царские сапожки и объявил о решении провозгласить его царем.

112 Намек на подвиг мифологического Ясона, посеявшего зубы дракона, из которых выросли воины, перебитые затем Ясоном.

113 Михаил III был убит 24 сентября 867 г. во дворце св. Мамы, рядом с которым располагался ипподром, где царь так любил участвовать в конных ристаниях. Как и в других случаях, наш автор стремится преуменьшить неблаговидную роль Василия в преступлении. Согласно хроникам «семьи Симеона Логофета», Василий Михаила собственноручно не убивал, однако сделали это не «царские стражники», а ближайшие друзья Василия, многие из которых, принимали участие и в убийстве кесаря Варды (см.: Leo Gram. 250.10 сл.; Georg. Cont. 836.14 сл.; Ps-Sym. 684.11 сл.).

114 Поликандил — светильник из нескольких лампад.