Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АТ-ТАБАРИ

ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ И ЦАРЕЙ

ТА'РИХ АР-РУСУЛ ВА-Л-МУЛУК

КНИГА АТ-ТАБАРИ "ИСТОРИЯ ПОСЛАННИКОВ И ЦАРЕЙ О НАРОДАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА"

Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ибн Йазид ат-Табари (839-923) 1 оставил огромное научное наследие в области истории, богословия, правоведения. Как писал Ф. Сезгин, "ат-Табари представляет собой одного из плодотворнейших ученых мусульманской науки, и прежде всего он ценится благодаря двум дошедшим до нас монументальным сочинениям — Анналам и "Комментариям к Корану" 2. Здесь речь идет о двух сочинениях — "Тафсир ал-Коран" ("Комментарий к Корану") и "Та’рих ар-русул ва-л-мулук" ("История посланников и царей"). Последний труд и является широко известным историческим сводом, составлению которого ат-Табари посвятил несколько десятков лет.

Арабский текст "Истории посланников и царей", дошедший до нас в сокращенной редакции, Представляющей собой всемирную историю от "сотворения мира" до 302/914-15 г., издан голландским ориенталистом де Гуе 3. В 1960-1969 гг. Мухаммад Абу-л-Фадл Ибрахим осуществил в Каире новое издание текста ат-Табари, положив в основу текст европейского издания, но с учетом многочисленных списков сочинения. Вскоре вышло второе издание текста, подготовленного Мухаммадом Абу-л-Фадлом Ибрахимом 4. Американский историк науки Дж. Сартон назвал ат-Табари "одним из величайших мусульманских историков" 5, и огромный исторический труд ат-Табари дает полное право для такого утверждения. Источники ат-Табари 6 были разнообразны и многочисленны, среди них основное место занимают сочинения Мухаммада ибн Исхака (ум. в 768 г.), ал-Вакиди (ум. в 823 г.), Абу-л-Хасана Али ал-Мада’ини (ум. в 848 или 849 г.) и др. Относительно приемов использования этих источников В. В. Бартольд писал, что ат-Табари большей частью "ограничивается пересказом своих источников, иногда соединяет в одном рассказе данные, заимствованные из различных сочинений, но почти не касается того или иного предания. Полное отсутствие критики в его труде удивительно даже для того времени" 7. Н. А. Медников также отмечал, что автор об одном и том же событии сообщает различные версии, не предпринимая попыток отличить истинную от ошибочной.

Как известно, сведения ат-Табари, в том числе и данные о событиях на Восточном Кавказе, основательно использованы арабским историком Ибн ал-Асиром (1160-1234), автором "Ал-Камил [67] фи-т-та’рих" ("Полный свод по истории") 8. Серьезное и ведьма критическое отношение Ибн ал-Асира к своим источникам уже давно замечено исследователями. Н. А.Медников дал обстоятельную и справедливую характеристику методов работы Ибн ал-Асира и его отношения к ат-Табари: "Когда ал-Асир принимает данный рассказ ат-Табари, то, значит, другие авторы или подтверждают ат-Табари, или заслуживают, по мнению Ибн ал-Асира, меньшего, чем ат-Табари, доверия" 9. Следовательно, многие сведения ат-Табари могут быть проверены и подкреплены авторитетным мнением Ибн ал-Асира.

То обстоятельство, что ат-Табари не подвергал серьезным изменениям текст рассказа предшествующих ему авторов, имеет вместе с тем свои положительные стороны. При таком подходе к материалу представляется возможным, привлекая другие данные, установить тенденциозность или же достоверность источников 10.

В настоящее время нет еще полного перевода многотомной арабской хроники ат-Табари на какой-либо из европейских или восточных языков. Осуществлены только переводы отдельных отрывков, в частности по истории Средней Азии 11, персов и арабов при Сасанидах 12, Несколько отрывков турецкого текста о Восточном Кавказе с переводом на английский язык дал М. А. Казембек в качестве приложения к "Дербенд-наме" 13, Эти же отрывки были переведены на русский язык 14.

"История посланников и царей" содержит много ценных сведений о средневековом Кавказе.

Для изучения политической и военной истории, идеологической жизни раннесредневекового Северного Кавказа наибольший интерес представляют данные ат-Табари о северокавказских городах, о борьбе горцев совместно с хазарами против арабских войск, о первых попытках арабов внедрить ислам на Восточном Кавказе. Значение ат-Табари для характеристики раннесредневекового северокавказского общества усиливается также в связи с использованием в "Истории посланников и царей" не дошедших до нас сведений, полученных от лиц, принимавших непосредственное участие в арабских походах на Кавказ 15.

Ниже приводятся выдержки из сочинения ат-Табари, относящиеся к истории народов Северного Кавказа. Перевод осуществлен с арабского текста, изданного де Гуе 16.


Комментарии

1. В. И. Беляев. Арабские источники по истории туркмен и Туркмении IX-XIII вв. — Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1, М.-Л., 1939, с. 21-23; с. Brockelmann. Geschichte der arabischen Litteratur. Bd I. Weimar, 1898, с. 142-143; Supplementband. I. Leiden, 1937, с. 217-218; Encyclopedie de l’Islam. IV, с. 607-608; F. Sezgin. Geschichte des arabischen Schrifttums. bd I. Leiden, 1963, с. 323-328.

Обстоятельные сведения об ат-Табари, его сочинениях, списках "Истории посланников и царей" см.: Та’рих ат-Табари. Та’рих ар-русул ва-л-мулук ли Аби Джа‘фар Мухаммад б. Джарир ат-Табари, тахкик Мухаммад Абу-л-Фадл Ибрахим. Изд. 2-е. Ч. 1. Каир, 1967, с. 5-22 (на араб. яз.).

2. F. Sezgin. Geschichte des arabischen Schrifttums, с. 323.

3. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari cum aliis ed. M. J. de Goeje. Ser. I-III. Lugduni Batavorum, 1879-1890.

4. Та’рих ат-Табари. Та’рих ар-русул ва-л-мулук ли-Аби Джа‘фар Мухаммад б. Джарир ат-Табари, тахкик Мухаммад Абу-л-Фадл Ибрахим. Изд. 2-е. Ч. I-X. Каир, 1967-1970 (Tarikh at-Tabari par Abu Jafar Muhammad Ibn Jarir at-Tabari, edition critique par Mohammad Abul Fadl Ibrahim. Vol. I-X. Caire, 1967-1970. Рецензию П. А. Грязневича на т. I-III первого издания см.: "Народы Азии и Африки". 1964, № 3).

5. G. Sarton. Introduction to the History of Science. I. From Homer to Omar Khayyam. Baltimore, 1927, с. 642.

6. Н. А. Медников. Об одном из источников ат-Табари. — Ал-Музаффария. Сборник статей учеников проф. В. Р. Розена. СПб., 1897.

7. В. В. Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. — Сочинения. Т. I. М., 1963, с. 47.

8. Ibn el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur, ed. с. J. Tornberg. Vol. I-XIV. Upsaliae et Lugduni Batavorum, 1851-1876 (далее — Ибн ал-Асир, изд. Торнберга). Имеется русский перевод сведений о Восточном Кавказе: Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль. Пер. с араб. проф. П. К. Жуза. Баку, 1940.

9. Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов (Исследования источников). Ч. 1. СПб., 1902, с. 182.

10. Арабские источники VII-X вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Подготовка текстов и переводы В. В. Матвеева и Л. Н. Куббеля. М.-Л., 1960, с. 97.

11. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. I, с. 86-143.

12. Th. Noeldeke. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden. Leiden, 1879.

13. Derbend-Nameh. Translated from a select Turkish version and published by Mirza with the texts and with notes by Mirza A. Kazem-Beg. SPb., 1851, с. 611-618, 627-647.

14. Тарихи Дербент наме. Под ред. А. Аварского. Тифлис, 1898.

15. Зия Буниятов. Азербайджан в VI-IX вв. Баку, 1965, с. 15.

16. Списки, привлеченные в каирском издании Абу-л-Фадла Ибрахима, никаких новых сведений или разночтений по части истории Северного Кавказа по сравнению с лейденским изданием де Гуе не дают. Мы оставляем в стороне вопрос о сочинении Бал‘ами, представляющем собой персидскую переработку многотомной хроники ат-Табари. Нами подготовлены перевод сведений Бал‘ами о народах Северного Кавказа и статья о значении ат-Табари и Бал‘ами для изучения истории Северного Кавказа VI-IX вв.

Текст воспроизведен по изданию: Перевод выдержки из книги ат-Табари "История посланников и царей" // Памятники истории и литературы Востока. Период феодализма. М. Наука. 1986

© текст - Шихсаидов А. Р. 1986
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1986