Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

МОЗАРАБСКАЯ ХРОНИКА 754 г.

(ИСПАНСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ)

CONTINUATIO HISPANA A. DCCLIV

15. Во времена этого Ираклия Сисебут в год эры 650-й, год правления вышеназванного императора второй, когда сарацины находились под римской властью 333, будучи мужем мудрым, весьма склонным к литературе, удерживал Иберию восемь лет. Он римские города в Испании подчинил. Иудеев силой привел к христианской вере 334. [134]

16. Церковь провозгласила, что Элладий, епископ-митрополит королевской резиденции города Толета, является вестником выдающейся святости 335. Он прославил Исидора, епископа-митрополита Гиспалиса, славного учителя Испании 336.

17. Наследник этого Сисебута Реккаред правил только три месяца, причем ничто достойное не предвещало краткости его жизни.

18. Во времена этого Ираклия, в год эры 659-й, правления этого императора — 10-й, арабов — 4-й, когда правил у них Мохаммед, Свинтила достойно принял правление королевством готов и правил 10 лет 337. Начатую войну с римлянами довел до конца и быстрой победой приобрел власть над всей Испанией.

19. Во времена Ираклия, в год эры 669-й, год правления этого императора 20-й, арабов — 13-й, когда правил у них Омар 338, Сисенанд путем тирании приобрел королевство готов и находился на королевском престоле пять лет 339.

20. На 3-м году своего правления он созвал в Толете в церкви Святой мученицы девы Леокадии 66 епископов Испании и Галлии при отсутствии викариев и господ двора. Этот собор, первый после собранного королем готов Реккаредом, в присутствии гиспалийского епископа Исидора, уже чудесно известного многими книгами, занимался различными делами 340. На этом Священном Синоде среди прочих блистал Бравлион, цезаравгустанский епископ 341, красноречию которого уже удивлялся через письма Рим, мать и госпожа городов.

21. Во времена Ираклия, в год его правления 25-й, год эры 674-й, арабов — 18-й, когда ими правил Омар в свой 5-й год и уже начался 6-й, Цинтила (Хинтила) встал во главе готов, правя шесть лет.

22. Он собрал на Толетском (или, говоря современным языком, Толедском) соборе 19 епископов, и там решались вопросы не только о светских делах, но неопытным умам внушалось и о делах божественных. Собрались в церкви Святой мученицы девы Леокадии и издали книгу канонов. На этом синоде Бравлион, епископ цезаравгустанский, среди прочих блистал и пристойно внушил христианским умам доктрину; его произведения до сих пор перечитывает церковь.

23. В год правления Ираклия 29-й, эры — 678-й, арабов — 23-й, 10-й год правления у них Омара, Тульгас, хорошего рода и происхождения, принял власть в королевстве готов на два года.

26. В это время, в год эры 680-й, правления Константина — 1-й, арабов 25-й, когда у них второй год правил Осман, Хиндасвинт, путем тирании захвативший королевство готов, победоносно правил Иберией, разрушив готов, в течение шести лет. [135]

27. Он приказал собрать на синод в городе Толете 30 епископов со всем клиром или викариев тех епископов, которые из-за щедрости или нужды не смогут присутствовать, а также коллегию палатинов, которые заслуживают присутствовать через избрание коллегии 342. На пятый год своего правления он указал это сделать, прославляя тех, которых искал для чтения или изложения.

28. Он назначил Тайона, епископа цезаравгустанцев, мужа достаточно умелого и друга письменности, для петиции в Рим на поиски оставшихся моральных книг 343.

35. В это время, в год эры 685-й, королевства сарацинов 30-й, когда у них седьмой год правил Осман, Хиндасвинт своего сына Рецесвинта, хотя постыдного, но с хорошей душой, предложил в короли готов. Правил он 24 года. Он созвал на собор, на котором блистал Евгений, епископ-митрополит королевского города Толета 344, 46 епископов с бесчисленным клиром или викариями отсутствующих, а также достойнейших палатинов вместе в начальствующей базилике Святых апостолов Петра и Павла. Он решал не только светские дела 345, но и учил невежественные души о таинстве Святой Троицы.

36. В его время всю Испанию испугало видимое во всей стране затмение солнца. Он с немалым войском позаботился наказать вторгнувшихся васконов 346.

46. В это время, в год эры 712-й, правления (Константина?) 1-й, арабов 57-й, правления Моавии 23-й, Вамба во главе готов правил восемь лет 347. Он в третий год правления чудесной и изящной работой обновил город Толет 348, вырезав в стихах на воротах на блестящем мраморе такую эпиграмму:

Воздвиг город с помощью Создателя славный король

Вамба, чья слава и честь распространилась на народ.

В память мучеников, которых именуют на башенках этих ворот, было возвещено такое:

Вы, святые господа, чье присутствие здесь сверкает,

Спасите этот город и его народ своим обычным покровительством.

47. На четвертом году своего правления, в год эры 713-й, он готовит в городе Толете, в атрии церкви Блаженной Божьей Матери Марии собор избавления после 18 лет смятений различными убийствами и всех епископов Испании и Галлии он собирает на этот синод 349.

48. Он принял выдающихся мужей, и в их числе святейшего Ильдефонса, выдающегося своим красноречием 350.

49. В это время, в год эры 718-й, императора — 7-й, арабов — 62-й... Эрвигий был коронован на королевство готов 351. Правил он семь лет. В его время сильный голод опустошал Испанию. [136]

50. На своем первом году, в год эры 718-й, он собрал на XI толетанский собор 35 епископов с бесчисленным клиром и превосходнейшей коллегией христиан 352. В его время прославился епископ Юлиан 353...

53. В это время, в год эры 726-й, 1-й год правления Юстиниана, арабов — 70-й, Абдемелика — 5-й, Эгика получил высшую власть для защиты Королевства готов 354. Правил он 15 лет. Он много преследовал готов смертью. В его время было нанесено немилосердно много ударов 355.

54. В первый год своего правления, в год эры 726-й, он собрал на собор в городе Толете, в церкви Святых апостолов Петра и Павла, всех понтификов Испании и Галлии. Здесь он воздал блаженной памяти Юлиана, славного доктора, в присутствии 60 епископов, большого количества христиан, клира и всякого простого народа. На этом соборе были решены различные дела, в том числе об освобождении от клятвы, которая была дана предыдущему государю Эрвигию 356.

58. В это время, в год эры 736-й, правления Льва — 1-й, арабов — 80-й, Абдельмелика — 16-й, Эгика сделал соправителем и наследником Королевства готов своего сына Витицу 357. Тот, являясь наследником отца, хотя и дерзким, но очень милостивым, удерживал королевскую власть 15 лет.

59. Он не только вернул милость тем, кого осудил его отец, вернув из изгнания, но и клиентелу им восстановил. Ведь вернув тех, кто отказался от родины, их он восстановил из своих даров. И вот он, наконец, созвав всех, письменные обязательства, которые его отец хитростью выманил, в присутствии всех достойно сжег и не только невинных вернул, но и из собственных средств им возместил и то, что ранее перешло в фиск, восстановил палатинам 358.

60. В это время имел силу Феликс, епископ-митрополит королевского города Толета, муж выдающийся серьезностью и скромным превосходством, вершивший славные соборы с обоими государями 359.

62. В это время, в год эры 738-й, правления (Абсимара?) — 1-й, арабов — 82-й, 17-й год Абдельмелика, Витица правил уже наравне со своим престарелым отцом... После смерти отца он, будучи юным, удерживал королевство. И вся Испания с радостью и огромной бодростью веселилась.

63. В это же время Гундерих, епископ-митрополит королевского города Толета, славился светлым даром и прославлялся как автор многих чудесных вещей 360.

68. В это время, в год эры 749-й, правления Юстиниана — 4-й, арабов — 92-й, правления у них Улита (Валида) — 5-й, когда в сенате возникло волнение, Рудерих овладел королевством 361. Правил он один год. Ведь ему пришлось собрать большое войско против арабов, которые вместе с маврами были посланы Мусой. Это — Тарих Абузара и другие, давно считая провинцию (страну?) своей, вторглись и разрушили многие города в год [137] империи Юстиниана пятый, арабов — 93-й, Улита — 6-й, эры — 750-й 362. Он столкнулся с ними, переправившимися на мысы, и в этом сражении, когда все войско готов, пришедшее ради соискательства королевства, бежало, погиб. Так он потерял и королевство, и родину 363 в шестой год Улита.

69. В это время славился усердной святостью Синдеред, епископ митрополит королевского города Толета 364...

70. В это время, в год эры 749-й, империи Юстиниана — 4-й, арабов — 92-й, Улита 5-й, вышеназванные мавры опустошили Испанию, нападая не только с враждебностью, но и с усердной яростью. Они, причем сам Муса как бы сжигался своей низостью, направились через Гадитанский пролив на Столпы Геркулеса... и, злодейски ограбив, бесчестно проникли вплоть до королевского города Толета 365, прилегающие области под коварным видом мира разгромили, некоторых знатных господ, которые еще оставались, с помощью Оппы, сына короля Эгики, убежавшего в Толет, мечом уничтожили и всех перерезали 366.

71. И вот уже не только Дальнюю Испанию, но и Ближнюю вплоть до территории за Цезаравгустой, древнейшим и процветающим городом, давно уже открытым Божьему суду, он (Муса) мечом, голодом и пленом опустошил, красивые города, предав пожарам, сжег, знатных и могущественных приговорил к мучению, некоторых, заманив, кинжалами заколол. И такой страх всеми овладел, и некоторые города, которые еще оставались, вынужденно провозгласили мир... На бежавших в горы он наслал голод и другие виды смерти, и в этой несчастной Испании в Кордобе, когда-то называвшейся Патрицией 367, которая всегда по сравнению с соседними городами была богатейшей и приносила ранние радости в королевство вестготов, поместил свое лютое государство 368.

79. В это же время, в год эры 753-й, правления Юстиниана — 9-й, арабов — 97-й, Абделазис 369 в течение трех лет подчинил всю Испанию постыдному игу...


Комментарии

333. «Испанское продолжение» было написано уже после завоевания арабами почти всей Испании. Почти на 800 лет арабское присутствие стало постоянным фактором испанской истории. И продолжатели Исидора к датировке по испанской эре и годам правления римских (византийских) императоров прибавляют и датировку по арабским правителям. Впервые упоминая арабов, которых он называет сарацинами, автор «Продолжения» отмечает, что тогда они еще своих правителей не имели. Часть арабских племен, живших в Сирии, была действительно подчинена византийцам. Но те арабы, которые позже объединились под знаменами ислама и водительством пророка Мохаммеда, были независимыми.

334. Хотя данный труд является продолжением «Истории» Исидора, автор начинает со времени, о котором писал еще сам Исидор. Тот закончил свое произведение на эпизоде, когда король Свинтилла назначил своего сына Рихимира соправителем. Автор же «Продолжения» возвращается к правлению еще Сисебута, которого он, как и Исидор, восхваляет за захват испанских городов, принадлежавших византийцам, и за насильственное обращение иудеев в христианство.

335. Элладий, или Гелладий, принадлежал к высшей придворной знати и был, вероятнее всего, готского происхождения. Он занимал, в частности, должность гражданского правителя Карфагенской Испании. В какое-то время, до 615 г., Элладий ушел в монахи и стал аббатом Агалийского монастыря около Толета (Толедо). В 615 г. он был избран епископом-митрополитом Толета. Толет был столицей королевства, и его епископ фактически возглавлял церковную организацию всего государства. Однако по каким-то причинам в 633 г. Элладий оставил епископскую кафедру и вернулся в свой монастырь. По-видимому, это было связано с захватом власти Сисенандом, которого столичный митрополит мог отказаться признать.

336. По отношению к Сисенанду Элладий и Исидор, видимо, заняли разные позиции. Позицию Исидора поддержал І? Толедский собор. Быть может, в этих обстоятельствах Элладий и предпочел прославить Исидора, авторитет которого и так был в то время весьма велик.

337. Свинтилла вступил на престол в 621 г. В это время в Аравии уже действительно активную проповедь ислама вел Мохаммед. Однако непонятна дата — четвертый год правления у арабов. Мусульманская община уже существовала в Мекке до 617 ил и 618 г. (четыре года до прихода к власти Свинтиллы), но она была далеко не главенствующей в ней. В следующем, 622 г. Мохаммед даже бежал из Мекки в Медину, и это событие — хиджра — стало началом мусульманского летоисчисления.

338. Омар — второй халиф, то есть преемник Мохаммеда, при котором арабы совершили наиболее значительные свои завоевания, в частности захватили Палестину с Иерусалимом.

339. В отличие от Исидора, автор «Продолжения», высоко оценивая Свинтиллу, осуждает Сисенанда, обвиняя его в тирании. Это обвинение и приведенное выше заявление о выдающейся святости Элладия (Геладия), по-видимому, связаны между собой.

340. Это был IV толедский собор. Хотя провинциальные соборы собирались и до него, он был первым собором всего королевства после Третьего, на котором был утвержден переход вестготов в католицизм.

341. Бравлион был одним из крупнейших церковных деятелей Испании. Он принадлежал к знатной и богатой фамилии Тарраконской Испании. Его старший брат Иоанн был епископом Цезаравгусты (Сарагосы), другой брат — аббатом, а сестра — аббатисой. Так что Бравлион по некоторым обстоятельствам жизни был подобен Исидору, с которым был дружен и переписывался. После смерти Иоанна он стал его преемником и в качестве такового участвовал в IV Толедском соборе. Уже тогда он выделялся образованностью и красноречием. Когда же умер Исидор, Бравлион стал неоспоримым интеллектуальным лидером Испании. Он издал ряд произведений Исидора, в том числе «Начала». Перед этим он провел большую редакторскую работу, в процессе которой разделил это огромное произведение на 20 книг. Им были написаны и биографии ряда выдающихся церковных деятелей. Сохранились его письма, имеющие не только историческое, но и литературное значение. При нем в Цезаравгусте существовала известная епископская школа. Не чурался Бравлион и политики. В 649 г. по его инициативе королю Хиндасвинту было отправлено письмо, подписанное Бравлионом, соседним, по-видимому, епископом Евтропием и неким знатным вельможей (быть может, герцогом Тарраконской Испании) Цельзом, где они призывали их, уже весьма престарелого, короля назначить соправителем сына Рецесвинта, что должно было, по мысли подписавших, обеспечить спокойное наследование трона и, следовательно, политическую стабильность в стране. Умер Бравлион в 651 г., после тридцати лет пребывания в должности цезаравгустанского епископа. Позже он был признан католической церковью святым.

342. С этого времени виднейшие члены королевского двора (палатины), являясь светскими лицами, официально и регулярно участвовали в церковных соборах.

343. Тайон был сначала аббатом и, возможно, пресвитером. Он стал преемником Бравлиона на епископской кафедре в Цезаравгусте. Как и Бравлион, Тайон был весьма образованным человеком. Поэтому неудивительно, что именно его король отправил в Рим на поиски книг. Это были произведения папы Григория I Великого. Ученые полагают, что в действительности это путешествие состоялось еще до его избрания епископом, то есть при жизни Бравлиона.

344. Евгений проделал долгую церковную карьеру, прежде чем стать епископом Толета. Начал он простым клириком в королевской церкви Толета, затем стал монахом и вступил в монастырь в Цезаравгусте. Там Евгения, видимо, заметил Бравлион, который сделал его архидьяконом. Трудно сказать, какие надежды возлагал Бравлион на Евгения, но в 646 г. король Хиндасвинт назначил его епископом-митрополитом столичного Толета, что говорит об известности, которую Евгений приобрел к этому времени. Назначение его на кафедру в столице, по-видимому, не входило в планы Бравлиона, и он протестовал против этого, но король не внял его протесту. В 656 г. Евгений председательствовал на X Толедском соборе. Это было вызвано не только его должностью столичного епископа, но в еще большей степени тем, что он оказался самым старшим епископом из присутствовавших на соборе. Уже в следующем году Евгений умер.

345. В этих словах подчеркивается роль церковных соборов в решении чисто светских государственных дел.

346. Прошло почти сто лет после блестящих побег Леувигильда, а королям снова пришлось воевать с теми же басками (васконами), которые не только продолжали оставаться фактически независимыми, но и при первой возможности вторгались на территории, подчиненные вестготским королям.

347. Вамба был избран королем в самый день похорон своего предшественника Рецесвинта, но отложил реальное вступление на трон до торжественной коронации в Толете. Все это, как полагают исследователи, было результатом более ранних договоренностей между различными группами придворной знати. Смерти Рецесвинта ожидали, и, еще до того как он скончался, епископ и поэт Евгений написал эпитафию. Поэтому-то никакого промежутка между смертью старого и избранием нового короля и не было. Но Вамба, по всей вероятности, еще некоторое время колебался, ожидая реакции самых разных кругов светской и церковной аристократии. И только убедившись в ее поддержке, он, видимо, принял реальную власть. Последующие события показали, что такая предосторожность была не лишней, так как вскоре Вамбе пришлось подавлять мятеж части знати.

348. Вамба большое внимане уделял перестройке своей столицы, с тем чтобы, во-первых, она соответствовала такому славному королевству, а вовторых, могла бы выдержать любую атаку в случае войны или мятежа.

349. В 675 г. Вамба собирает XI Толедский собор. Он был, кажется, не всеобщим, ибо в том же году был созван подобный собор в Бракаре. Этот собор должен был положить конец определенным трениям между королевской властью и верхами церковной иерархии, а также междоусобицам в рядах светской знати и укрепить королевскую власть. Укрепление власти и централизация управления были одними из основных задач Вамбы. Парадоксально, но именно его политика на деле привела к развитию феодальных отношений в Вестготском королевстве и подточила ту власть, которую Вамба так старался укрепить и утвердить.

350. Ильдефонс происходил из богатой толетской семьи и, будучи еще очень молодым, стал монахом Агалийского монастыря, который позже и возглавил. На свои средства он основал женский монастырь. После смерти толетского епископа Евгения король Рецесвинт настоял на избрании Ильдефонса епископом-митрополитом столицы. И Ильдефонс оправдал доверие короля. Отмечается, что в то время, когда он возглавлял испанскую церковь, ни разу не собирался всеобщий собор, что, как полагают, свидетельствовало о напряжении, возникшем между королевской властью и церковной иерархией, и Ильдефонс стоял на стороне короля. Он умер еще до избрания Вамбы королем, так что их встреча должна была произойти еще тогда, когда Вамба был придворным.

351. Избрание Эрвигия на вестготский трон было делом экстраординарным. Его отец Ардаваст был греком, то есть выходцем из Византии. Изгнанный оттуда, он прибыл в Испанию во время правления Хиндасвинта (642-653). Он сумел жениться на родственнице короля, и от этого брака родился Эрвигий. Таким образом, он был лишь наполовину готом. Тем не менее, являясь по матери родственником королей Хиндасвинта и Рецесвинта, он воспитывался при дворе и сделал блестящую карьеру, получив пост графа и высокую придворную должность. Вамба так и не сумел добиться полной поддержки светской и духовной знати, и в его окружении возник заговор, возглавленный Эрвигием и толетским епископом Юлианом. Вамба был, как полагают, напичкан каким-то наркотиком. В таком состоянии он решил постричься в монахи и перед этим подписал документ, в котором назначал Эрвигия наследником трона, в этом же письме он просил Юлиана исполнить его волю и помазать Эрвигия на королевство. После этого Вамба прожил еще несколько месяцев, а Эрвигий действительно взошел на трон.

352. XII Толедский собор одной из своих главных целей имел легализацию фактически насильственного захвата власти Эрвигием.

353. Юлиан происходил из еврейской семьи, обращенной в христианство. Уже его родители были христианами. Возможно, они были из тех иудеев, которые во времена короля Сисебута предпочли крещение изгнанию из Испании. Родился он в Толете и получил образование в епископской школе этого города, где его наставником был епископ Евгений. Став священником, Юлиан прошел различные ступени церковной карьеры, прежде чем в 680 г. стал епископом-митрополитом Толета. Он не только примкнул к заговору Эрвигия, но и был, вероятно, его душой. Эрвигий, став королем, отплатил, как полагают, Юлиану, дав ему право назначать епископов всего королевства. Этим толетская кафедра официально была признана самой главной в Испании и Септимании. Свое положение Юлиан сохранил и в правление следующего короля, Эгики. Юлиан председательствовал на нескольких Толедских соборах, причем один из них, Четырнадцатый, в 684 г., вопреки существующим нормам, созвал он, а не король. На этом соборе испанская (и септиманская) церковь присоединилась к решениям III Вселенского Константинопольского Собора об осуждении монофелитства. Однако предложенное Юлианом толкование христианской доктрины также вызвало недовольство папы, что, впрочем, не нанесло ущерба авторитету Юлиана в Испании. До самой своей смерти, последовавшей в 690 г., Юлиан оставался самым влиятельным церковным иерархом Вестготского королевства.

354. Эгика был знатным вестготским вельможей и принадлежал к толетской придворной знати. Он был родственником свергнутого короля Вамбы и женился на дочери Эрвигия. Тот, хотя и имел собственных сыновей, назначил Эгику своим наследником, и последний после смерти Эрвигия беспрепятственно вступил на престол, а Юлиан торжественно помазал его на королевство.

355. Эгика вступил в конфликт с влиятельной группировкой готской знати, состоявшей в основном из сторонников умершего Эрвигия. Внешним знаком этого конфликта стали обвинения, выдвинутые королем против своей супруги Сиксилы, дочери Эрвигия. Это привело его и к столкновению с частью церковной иерархии. Король пытался вмешиваться в дела церкви, что вызвало ее недовольство, и эти его действия привели к негативной оценке Эгики хронистами.

356. Отдавая в жены свою дочь Эгике, Эрвигий взял с него клятву всячески помогать его детям и защищать их. Затем, назначая его своим наследником, Эрвигий взял с него другую клятву — править всем народом со справедливостью. Став королем, Эгика заявил, что эти клятвы противоречат друг другу, и обратился к созванному им XV Толедскому собору с просьбой решить это противоречие. И собор решил, что король должен относиться равно ко всем своим подданным, невзирая на их происхождение и не делая исключения для детей покойного Эрвигия. Таким образом, Эгика был освобожден от одной из клятв, которую он давал Эрвигию.

357. Стремясь закрепить трон за своим сыном, Эгика сделал Витицу соправителем. Первоначально, вероятно, Витица правил территорией бывшего Свевского королевства. Позже он, как кажется, управлял уже всем государством совместно с отцом. А после смерти Эгики в 702 г. стал единоличным государем.

358. Эгика вызвал недовольство не только церкви, но и значительной части светской знати. Он провел своеобразную «чистку» рядов церковной и светской аристократии, освобождаясь, видимо, от прежних сторонников Эрвигия и его сыновей. Ответом было все возрастающее напряжение, организовывались заговоры, в которых участвовали не только светские аристократы, но и высшие иерархи церкви. Около 700 г. вспыхнул мятеж, возглавляемый герцогом Суниефредом, который захватил столицу и был там провозглашен королем. Узурпатор даже стал чеканить монеты со своим именем. Эгика и Витица были вынуждены бежать в Кордубу. Усилилось и недовольство низов, выразившееся, в частности, в увеличении случаев бегства рабов. Стремясь предотвратить эти явления, а с другой стороны, привлечь на свою сторону становящуюся все более враждебной знать, Эгика и Витица в Кордубе издали специальный закон против беглых рабов. Мятеж Суниефреда был подавлен, но проблемы остались. И, когда Витица стал единоличным королем, он предпочел изменить политику отца и вступить на путь согласия со знатью. Отсюда и его политика милосердия по отношению к прежним знатным противникам.

359. Феликс был сторонником Эгики и Витицы. Сначала он являлся епископом Гиспалиса. Но в 693 г. был раскрыт заговор против короля, в котором участвовал толетский епископ Сисиберт. После раскрытия заговора Сисиберт был смещен со своего поста, и, видимо, по желанию короля епископом-митрополитом Толета и, следовательно, главой всей испанской церкви стал Феликс.

360. О Гундерихе ничего сказать невозможно кроме того, что он являлся епископом-митрополитом Толета во время правления Витицы.

361. После смерти Витицы в 710 г. началась борьба различных групп придворной знати. Сам Витица умер довольно молодым, и дети его были еще относительно малы, но это не мешало части знати решительно выступить в защиту прав сына Витицы Агилы. Эту группировку возглавляли братья Витицы: Оппа, бывший епископом Гиспалиса, и Сисиберт, — рассчитывавшие, видимо, на то, что будут править за спиной племянника. Однако большинство придворной знати предпочло герцога Бетики Рудериха (Родриго), который и был избран королем. Родственники Витицы и их сторонники не признали законности нового короля, и тот так и не сумел реально установить свою власть над северо-восточной частью Испании и над Септиманией.

362. Арабы вторглись в Испанию в 711 г., то есть уже на следующий год после коронации Рудериха. И хотя король еще продолжал сопротивляться, хронист имел некоторое право говорить о всего лишь одном годе его правления. К началу VIII в. арабы завоевали всю Северную Африку и вошли в непосредственный контакт с городом Септемом (Сеутой) на африканском берегу, принадлежавшим вестготам. Первые набеги на Пиренейский полуостров происходили еще в 709 и 710 гг., но это были, видимо, чисто разведывательные экспедиции. В 711 г. уже гораздо большее арабское войско во главе с Тариком ибн-Зиядом переправилось через пролив и укрепилось на скале на испанской стороне этого пролива. По имени Тарика эта скала и получила название Гибралтар (от арабск. Джебел Тарих — Скала Тарика), соответственно Гибралтарским был назван и сам пролив. В этой высадке участвовали и войска вестготского графа Юлиана, который выступил в союзе с арабами. Правителем Мавретании был в этот время Муса ибн-Нусайр, являвшийся непосредственным начальником Тарика. Он и направил войска Тарика в Испанию.

363. Снова мы видим противопоставление родины (patria) и королевства (regnum). Но если для Исидора смена государств не означала потери родины, то для христианского хрониста времени начала Реконкисты арабское завоевание было равно потере и родины тоже.

364. Синдеред был последним епископом Толета во времена вестготов. После захвата города арабами он бежал в Рим, где стал членом папского двора.

365. Как сообщают некоторые источники, Муса позавидовал успехам Тарика и решил сам переправиться в Испанию, чтобы не отдавать все лавры покорения этой страны своему подчиненному. Эти расчеты, видимо, имели место, но главное — Муса счел необходимым переправить на Пиренейский полуостров новое войско, чтобы, используя ситуацию, нанести окончательный удар Вестготскому королевству. Этот расчет оказался правильным. Готское сопротивление в Испании было полностью дезорганизовано. И, хотя отдельные предводители еще оказывали арабам упорное сопротивление, успех все более склонялся на сторону мусульман. Толет (Толедо) был ими захвачен вообще без всякого сопротивления.

366. Противники Рудериха надеялись с помощью арабов не только свергнуть не признаваемого ими короля, но и захватить власть в стране, поэтому они всячески поддерживали мусульман. Но они просчитались. Подавив с их помощью вестготское сопротивление, арабы обрушились и на своих бывших помощников, оказавшихся теперь ненужными, завершив тем самым завоевание почти всей страны.

367. Название Кордуба, или, позже, Кордоба, — еще доримское. После создания в этом городе римской колонии она получила (видимо, в правление Августа) официальное имя Colonia Patricia. Во время «кризиса III в.» это название стало вытесняться старым.

368. Кордоба (Кордуба) стала столицей арабской Испании. Под властью арабов город превратился в один из самых больших и процветающих центров Европы.

369. В 714 г. халиф Вал ид, обеспокоенный слишком уж значительными успехами Мусы и Тарика в далекой Испании, вызвал их обоих в свою столицу Дамаск. По преданию, он даже заключил Мусу в тюрьму, где тот и умер. Однако командование в Испании было передано сыну Мусы Абд-аль-Азизу.

(пер. Ю. Б. Циркина)
Текст воспроизведен по изданию: Античные и средневековые источники по истории Испании. СПб. СПбГУ. 2006

© текст - Циркин Ю. Б. 2006
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© СПбГУ. 2006