Комментарии

1. Абу-л-'Аббас ас-Саффах — первый аббасидский халиф (750—754). См. о нем: Lewis В. 'Ahbasids // EI2. Vol. 1. P. 21.

2. Мать ас-Саффаха Райта бинт 'Убайдаллах 'Абд ал-Мадан ал-Хашимиййа — см. Ибн Кутайба. Мааариф. С. 189.

3. Омейяды — род (клан) племени курайш, потомки легендарного эпонима Умаййи б. 'Абд Шамса; в 661— 750 гг. халифы, принадлежавшие к этому роду, правили Халифатом. См.: Lev/ Delia Vida G. Umaiya b. 'Abd Shams // ЕI1. Bd. IV. S. 1079—1080; Levi-Provencal E. Umaiyaden // ЕI1. Bd. IV. S. 1081- 1096.

4. По всей видимости, имеется в виду, что Праведные халифы произносили проповеди стоя; правда, по некоторым источникам, они произносили проповеди сидя (по крайней мере, Абу Бакр, 'Омар и 'Осман) См., например, ал-Йакуби. Т. II. С. 127, 139, 162.

5. Ал-Анбар — город на левом берегу Евфрата; в 927 был взят и разграблен карматами. См.: Streck. Al-Anbar // ЕI1. Bd. I. S. 364—365.

6. 'Абд ал-Малик б. Марван — пятый омейядский халиф (685—705). См. о нем: Gibb H. A. R. 'Abd al-Malik b. Marwan // EI2. Vol. I. P. 76—77.

7. Ал-Хаджжадж б. 'Абд ал-Малик — один из сыновей омейядского халифа 'Абд ал-Малика б. Марвана. См. о нем: Ибн Кутайба. Маариф. С. 182.

8. Мухаммад б. 'Али б. 'Абдаллах б. ал-'Аббас — отец аббасидских халифов ас-Саффаха и ал-Мансура. См. о нем: Ибн Кутайба. Маариф. С. 60.

9. 'Убайдаллах б. Мухаммад — брат аббасидских халифов ас-Саффаха и ал-Мансура. См. о нем: Пелла. VII. Р. 493.

10. Да'уд б. Мухаммада, брат ас-Саффаха — в других доступных нам источниках упоминания о таком брате ас-Саффаха обнаружить не удалось.

11. Маймуна бинт Мухаммад — другие источники ее не упоминают. См.: Пелла. VII. Р. 717.

12. Ибрахим б. ал-Имам (702—747) — старший брат будущих халифов ас-Саффаха и ал-Мансура; с 743 г. — руководитель рода Аббасидов и движения за установления аббасидской власти в Халифате; арестованный омейядским халифом Марваном б. Мухаммадом, умер в тюрьме в Харране; согласно некоторым сведениям, был убит по приказу Марвана, См. о нем подробнее: Zettersteen К. V. Ibrahim b. Muhammad b. 'Ali b. 'Abd Allah b. al-'Abbas // EI1 Bd. II. S. 464.

13. Харран — древний город на западе Ирака, некогда — религиозный центр секты сабиев. См.: Weir Т. H. Harran // ЕI1. Bd. II. S. 286-287.

14. Марван [б. Мухаммад] — последний омейядский халиф (744—750). См. о нем подробнее: Zeltersteen К. V. Marwan II // EI1 Bd. III, S. 365-366.

15. Ал-Хумайма — деревня недалеко от 'Аммана, которая была обиталищем Аббасидов. См.: Йакут. Булдан. Bd. II. S. 342.

16. Куфа — город на юге Ирака, расположенный на западном берегу Евфрата; об истории Куфы в арабо-мусульманскую эпоху см.: Zetterzteen К. V. Al-Kufa // ЕI1. Bd. II. S. 1184—1187.

17. Имеется в виду восстание против Омейядов, начатое в 747 г. в Хорасане сторонниками Аббасидов (ду'ат. т. е. эмиссарами, глашатаями) и последовавшим за ними местным населением; руководил восстанием Абу Муслим. См.: Barthold W. Abu Muslim // ЕI1. Bd. I. S. 107-108.

18. Сабик ал-Хваризми — маула старейшины Аббасидов Ибрахима ал-Имама, затем служил ас-Саффаху. См.: Пелла. VI. Р. 365.

19. Маула (мн. число — мавали) — клиент, зависимое (покровительствуемое) лицо какого-либо арабского рода или племени, вольноотпущенник. См. подробнее: Негря Л. В. Общественный строй... С. 69—71.

20. Абу Джа'фар 'Абдаллах б. Мухаммад [ал-Мансур] — будущий второй аббасидский халиф (754—775).См. о нем подробнее: Zettersteen К. V. al-Mansur // ЕI1. Bd. III. S. 269-270.

21. 'Иса б. Муса б. Мухаммад [б. 'Али б. 'Абдаллах б. ал-'Аббас] (ум. 783/4) — племянник халифов ас-Саффаха и ал-Мансура, полководец и государственный деятель. См.: Zettersteen К. V. 'Isa b. Musa // EI1 Bd. II. S. 562-563.

22. 'Абдаллах б. 'Али (ум. 764) — дядя халифов ас-Саффаха и ал-Мансура, видный полководец и администратор; выступил с претензиями на халифат, разбитый Абу Муслимом, был схвачен и заключен в темницу, а затем убит. См.: Moscati S. 'Abd Allah b. 'Аli // EI2. Vol. I. P. 43.

23. Думат ал-Джандал — населенный пункт и крепость на границе между Сирией и Аравией; находился на дороге из Дамаска в Медину. См. подробнее: Йакут. Булдан. Bd. II. S. 625.

24. Да'уд б. 'Али (750/1 г.) — дядя ас-Саффаха и ал-Мансура, сын 'Али б. 'Абдаллаха б. ал-'Аббаса б. ал-Мутталиба; славился как красноречивый оратор; при ал-Мансуре был наместником Мекки и Медины. См. о нем: Ибн Кутайба. Маариф. С. 189.

25. Муса б. Да'уд — племянник ас-Саффаха и ал-Мансура. См.: Пелла. VII. Р. 712.

26. Земля аш-Шарат — местность в Сирии, где находилась деревня ал-Хумайма, владение Аббасидов. См.: Йакут. Булдан. Bd. III. S. 270—271.

27. Абу Муслим (ум. ок. 754 г.) — руководитель проаббасидского повстанческого движения в Хорасане. См. подробнее: Moscati S. Abu Muslim // EI2. Vol. I. P. 141.

28. Ал-Джазира — название, данное арабскими географами северной части Ирака. См. подробнее: Djazira // EI2. Vol. II. P. 523.

29. Ибн Хубайра, Абу Халид Йазид б. 'Омар (705/6-750) - последний омейядский наместник Ирака. См. о нем: Zettersteen К. V. Ibn Hubaira // EI1 Bd. II. S. 412-413.

30. Ал-А'ша [ал-Кабир] (Маймун б. Кайс, до 570-после 625) - выдающийся арабский доисламский поэт. См.: Caskel W. al-A'sha // ЕI2. Vol. I. P. 689—690.Цитирванный байт см.: Диван ал-А'ша ал-Кабир Маймун 6. Кайс. Таб'ат Мухаммад Хусайн. Каир, [1950]. С. 177.

31. Абу Салама Хифс б. Сулайман — один из руководителей движения за установление власти Аббасидов; возможно, после победы над Омейядами стал склоняться в пользу Алидов; убит в 749 г. по приказу ас-Саффаха, при содействии ал-Мансура и Абу Муслима. См о нем подробнее: Moscali S. Abu Salama // EI2. Vol. I. P. 149.

32. Род Абу Талиба (Ал Аби Талиб) — потомки 'Али б. Абу Талиба. См. подробнее: Lewis В. 'Alides // EI2. Vol. I. P. 400-403.

33. Чернознаменные (мусаввида) — т. е. войска Аббасидов, т. к. черный цвет считался символом этой династии. См. об этом: Мец А. Мусульманский Ренессанс. С. 121. Черный цвет аббасидских знамен и одежд был связан с приписываемыми пророку Мухаммаду предсказаниями о трудном и полном страданий пути его сородичей к власти в мусульманской общине. См. об этом: Athamina К. The black banners and the socio-political significance of flags and slogans in Medieval Islam // Arabica. 1989. T. XXXVI. P. 307.

34. Ал-Валид б. Са'д — маула Хашимитов. См. о нем: Пелла. VII. Р. 756.

35. Бану ауд — одно из подразделений йеменского племени тайй. См. подробнее: Ибн Кутайба. Маариф. С. 52.

36. Хайй — арабское слово, передающее понятие «клан», который представляет собой первичное объединение кочевников-арабов. См.: Lecerf J. Hayy // EI2. Vol. III. P. 330.

37. Йеменские арабы (кахтаниды) — группа племен так называемых южных арабов, возводивших родословие к мифическому первопредку Кахтану. См. об этом: Fischer A. Kahtan // ЕI1. Bd. II. S. 672-675.

38. См.: MX. III. С. 151- !52; БМ. V. P. 331- 332.

39. Ал-Хаджжадж б. Йусуф (661—714) — военачальник и администратор эпохи Омейядов; славился жестокостью, преданностью халифам этой династии, отвагой и красноречием. См. о нем: Lammens H. Hadjdjadj // ЕП. Bd. II. S. 214—216.

40. MX. I. С. 42. Найти подтверждение этому обстоятельству в других источниках не удалось.

41. Насибит — противник Алидов. См. БМ. VI. Р. 93.

42. Род Марвана и их сторонники — потомки Марвана б. ал-Хакама б. Абу-л-'Аса б. Умаййи, подразделение рода Омейядов, захватившее власть в Халифате после Суфйанидов в 684 г. См. об этом: Levi Delia Vida G. Umaiyaden // EI1 Bd. IV. S. 1081- 1088.

43. Сторонники — в подлиннике «ши'а».

44. Барид — главное почтовое ведомство и служба сбора внутренней информации; начальник барида пользовался особым доверием халифа. См.: Мец А. Мусульманский Ренессанс. С. 72—73.

45. Мухаммад б. 'Абд ар-Рахман б. Аслам — внук одного из маула пророка Мухаммада. См. о нем: Пелла. VI. Р. 649.

46. Аслам — маула пророка Мухаммада. См. о нем: Пелла. VI. Р. 149.

47. |Абу ' Абдаллах] Джа'фар б. Мухаммад б. 'Али б. Абу Талиб (ас-Садик] (699/ 700 (или 702/3) — 765) — последний имам, признаваемый как шиитами-двунадесятниками, так и исмаиилитами (шестой имам двунадесятников и пятый исмаилитов); передатчик хадисов, крупный знаток фикха, алхимии и других отраслей знания. См. о нем: Hodgson M. G. S. Dja'far al-Sadik // EI2. Vol. II. P. 374-375.

48. Абу Мухаммад 'Абдаллах б. ал-Хасан б. ал-Хусайн б. 'Али б. Абу Талиб (ум. 786) — алид, принял участие в битве при Фаххс; взятый в плен, был тогда помилован; убит был впоследствии. См.: Пелла. VII. Р. 469—470.

49. 'Ад — легендарный народ, уничтоженный Аллахом за грехи; упоминается в Коране и доисламской поэзии; славился телесной силой. См.: Buhl F. 'Ad // EI1 Bd. I. S. 128—129. Неясно, какое собственно предание об 'ад имеется в виду.

50. Медина — знаменитый город в Хиджазе, куда пророк Мухаммад совершил хиджру, где находится его могила. См. подробнее: Buhl F. Madina // EI1 Bd. III. S. 88—98.

51. Ал-Кумайт б. Зайд — известный арабский поэт. См. о нем: Horovitz J. Kumait b. Zaid // EI1 Bd. II. S. 1196-1197.

52. Мухаммад б. 'Абдаллах б. ал-Хасан б. ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб ан-Нафс аз-Закиййа («Чистая душа») — правнук ал-Хусайна б. 'Али; в 762 г. поднял восстание в Медине, которое было подавлено племянником ал-Мансура 'Исой б. Мусой. См.: Ан-Наубахти. Шиитские секты. С. 217.

53. Махди этой общины — ал-махди (дословно, «ведомый», т. е. «ведомый Аллахом»), некий человек, находящийся в особой связи с Божеством; важный персонаж мусульманских эсхатологических представлений, который должен явиться незадолго до Страшного суда и установить на этом свете справедливость. См. об этом: Mackdonal D. В. Al-Mahdi // EI1 Bd. III. S. 119—124.

54. Абу Хамид ат-Туси (Мухаммад б. Ибрахим ал-Химйари) — военачальник; сыграл важную роль в организации принесения присяги ас-Саффаху. См. о нем: Пелла. VI. Р. 636.

55. Ал-Кунаса — один из важнейших кварталов Куфы, располагавшийся в соседней с пустыней части города. См. подробнее: Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. P. 75.

56. Абу-л-Джахм (ум. 754) — один из аббасидских глашатаев в Хорасане; служил в войске Кахтабы б. Шабиба. См. о нем: Пелла. VI. Р. 103.

57. Муса б. Ка'б — омейядский военачальник в Хорасане; присягнул ас-Саффаху. См. о нем: Пелла. VII. Р. 713.

58. См.: MX. III. С. 250; БМ. VI. Р. 52.

59. Минбар — кафедра, с которой произносится проповедь в мечети. См.: Diez E. Masdjid // EI1 Bd. III. S. 397-398.

60. 'Али б. Абу Талиб (ок. 597—660) — двоюродный брат и зять основателя ислама Мухаммада; четвертый халиф (656—660). См. о нем подробнее: Veccia Vaglieri L. 'Ali b. Abi Talib // EI2. Vol. I. P. 381- 386.

61. Абу-л-'Аун 'Абд ал-Малик б. Йазид — аббасидский полководец, сражался против Омейядов. См. о нем: Пелла. VII. Р. 486.

62. MX. III.C. 260; БМ. VI. Р. 73.

63. 'Амир б. Исма'ил [ал-Мазхаджи] — военачальник из войска Салиха б. 'Али; убил в 750 г. Марвана б. Мухаммада; убил также 'Абд ал-Хамида ал-Катиба; занимал видное положение при ас-Саффахе. См. о нем: Пелла. VII. Р. 453.

64. Бусир — место в Египте, расположенное неподалеку от Фаюмского оазиса, где, по всей видимости, погиб последний омейядский халиф Марван б. Мухаммад. См.: Wiet G. Busir // ЕI2. Vol. I. P. 1343.

65. Нафи' б. 'Абд ал-Малик — племянник 'Амира б. Исма'ила, убитый в битве при Бусире. См. о нем: Пелла. VII. Р. 719.

66. Умм Марван — старшая дочь Марвана б. Мухаммада; сопровождала своего отца, последнего омейядского халифа, до самой его смерти; вернувшись в Ирак, жила в Хире; славилась терпеливостью и выносливостью. См. о нем: Пелла. VI, Р. 168.

67. Садака — добровольное подаяние, даваемое мусульманами своим неимущим единоверцам; порой это слово употребляется как синоним термина закат. См. подробнее: Weir Т. Н. Sadaka. EI1 Bd. IV. S. 35-37.

68. Ал-Хусайн и сыновья отца его — имеется в виду второй сын 'Али б. Абу Талиба и дочери пророка Мухаммада Фатимы, который вместе с группой сторонников и родственников после смерти Му'авии б. Абу Суфйана уклонился от присяги его наследнику Йазиду б. Му'авии и выступил к Куфе, надеясь на восстание жителей этого города против власти Омейядов; вместе с сопровождавшими его людьми был убит у местечка Кербела верными Йазиду войсками. См. о нем подробнее: Lammens H. Al-Husein b. 'Ali. EI1 Bd. II. S. 360.

69. Хишам — омейядский халиф (724—743). См. о нем подробнее: Zettersteen К. V. Hisham b. 'Abd al-Malik. EI1 Bd. II. S. 337-338.

70. Зайд б. 'Али (погиб 740) — внук ал-Хусайна б. 'Али, первый алид, выступивший с оружием в руках против Омейядов; эпоним шиитской секты зайдитов. См. о нем подробнее: Strothmann R. Zaid b. 'Ali. EI1 Bd. IV. S. 1292.

71. Кибла — направление на Каабу, повернувшись к которой, мусульмане обязаны совершать молитву. См.: Wensinck A. J. Kibla // EI1 Bd. II. S. 1059-1061.

72. Ал-'Аббас б. 'Абд ал-Мутталиб — сводный брат отца пророка Мухаммада, т. е. его дядя, к которому Аббасиды возводили свой род. См. о нем подробнее: Montgomery Watt W. Al-'Abbas b. 'Abd al-Muttalib // EI2. Vol. I. P. 8-9.

73. Байт — строка в арабском стихотворении. См.: Weil G. 'Arud // ЕI2. VI. Р. 668.

74. Абу-л-Хаттаб — возможно, имеется в виду Абу-л-Хаттаб Хамза б. 'Али ар-Рави, неоднократно упоминаемый у ат-Табари (III, 485, 532, 619).

75. Сулайман б. Халид — один из военачальников ас-Саффаха. См.: Пепла. VI. Р. 389

76. Бану зухра — одно из подразделений племени курайш. См. подробнее: Ибн Кутайба. Маариф. С. 34.

77. Рида' — согласно Р. Дози, этим словом обозначается вообще всякая верхняя одежда. См.: [Dozy R- Р. A.]. Dictionnaire... P. 59.

78. Джубба — верхняя одежда, напоминающая бурку или епанчу, часто из шерстяной материи. См.: там же. Р. 107—117.

79. Имеется в виду осада Константинополя в 716—717 гг. арабо-мусульманскими войсками под командованием омейядского амира Масламы б. 'Абд ал-Малика. См. об этом: Zettersteen К. V. Maslama // ЕI1. Bd. III. S. 454.

80. Маслама б. 'Абд ал-Малик (ум. между 737/8 и 740/1) — сын омейядского халифа 'Абд ал-Малика б. Марвана; прославился как полководец. См.: там же. S. 454-455.

81. Ал-Кустантиниййа — средневековое арабское название Константинополя. См.: Le Strange G. The Lands of Eastern Caliphate... P. 138, footnote 1.

82. 'Омар б. 'Абд ал-'Азиз — омейядский халиф (717—720), известный в дошедшей до нас исторической традиции благочестием. См.: Zettersteen К. V. 'Omar b. 'Abd al-'Aziz // EI1 Bd. III. S. 1055.

83. Сулайман [б. 'Абд ал-Малик] — омейядский халиф (715—717). См. о нем: Zettersteen К. V. Sulaiman // EI1 Bd. IV. S. 560-561.

84. Джа'да б. Хубайра ал-Махзуми — один из сподвижников пророка Мухаммада, племянник 'Али б. Абу Талиба по материнской линии и его зять. См.: Пелла. VI. Р. 243-244.

85. Умм Хани' Фахита бинт Абу Талиб — сестра 'Али б. Абу Талиба. См. о нем: Ибн Кутайба. Маариф. С. 102.

86. См.: там же.

87. См.: MX. II. С. 359; БМ. IV. С. 292.

88. Ал-Ахбар ал-Мада'ини — видимо, имеется в виду Китаб ахбар ал-хулафа' ал-кабир («Большая книга известий [о] халифах») известного историка 'Али б. Мухаммада ал-Мада'ини (752—между 830 и 845). См.: Brockelmann С. AI-Mada'ini // EI1 Bd. III. S. 87.

89. 'Абдаллах б. ал-Хасан б. ал-Хасан (ум. 762) — один из алидских руководителей; два его сына, Мухаммад и Ибрахим, боролись против Аббасидов. См. о нем: Zetersteen К. V. 'Abd Allah b. al-Hasan // EI2. Vol. I. P. 45.

90. Хам — один из сыновей пророка Нуха (библейского Ноя), согласно мусульманскому преданию, наказанный, за ослушание и непочтительность, черной кожей; дети Хама — чернокожие; в переносном смысле, видимо, презренные люди. См.: Heller В. Nuh. EI1 Bd. III. S. 1023-1024.

91. 'Абдаллах б. 'Омар б. 'Абд ал-'Азиз (ум. 749/50) — сын халифа 'Омара б. 'Абд ал-'Азиза, наместник Ирака; впоследствие был арестован халифом Марваном б. Мухаммадом, умер в тюрьме. См.: Пелла. VII. Р. 487.

92. 'Айн б. 'Айн — имя это, как представляется, следует понимать в двух смыслах: 1) как обозначающее человека с буквой «'айн» в имени собственном и в отчестве; 2) как обозначающее некоего знатного человека, подлинного аристократа (слово 'айн значит по-арабски «знатный человек» (на это последнее возможное значение рассматриваемого имени мое внимание обратил кандидат филологических наук, доцент М. С. Киктев).

93. 'Абдаллах б. 'Али утверждает, что пророчество касается именно его, возводя свою родословную к Хашиму, прадеду пророка Мухаммада, а родословную 'Абдаллаха б. 'Омара — к 'Амру б. 'Абд Манафу; однако, согласно некоторым генеалогиям, Хашим и 'Амр б. 'Абд Манаф — одно и то же лицо. См. по этому поводу: Ибн Кутайба. Маариф. S. 24.

94. 'Абдаллах б. Му'авия б. 'Абдаллах (ум. 746/7) — видный деятель алидского движения; казнен Абу Муслимом. См. о нем: Zeltersteen К. V. 'Abd Allah b. Mu'awiya // EI2. Vol. I. P. 48—49.

95. Имеется в виду неназванный человек, к которому обратился Марван. В данном случае происходит смена повествователя, характерная для стиля ал-Мас'уди.

96. Абу Талиб ('Абд ал-Манаф б. 'Абд ал-Мутталиб) — дядя пророка Мухаммада, отец 'Али б. Абу Талиба. См. о нем: Buhl F. Abu Talib // EI1 Bd. I. S. 115.

97. 'Убайдаллах б. Марван — см. о нем: ИФ. IV. С. 469, 470, 471; VI. С. 157. Мухаммад б. Марван — см. о нем: ИФ. IV. С. 469.

98. Мус'аб аз-Зубайри (Мус'аб б. 'Абдаллах б. Мус'аб б. Сабит — ум. 851) - один из потомков аз-Зубайра б. ал-'Аввама: был поэтом и равием. См. о нем: Пелла. VII. Р. 686.

99. Умм Салама бинт Йа'куб б. Салама б. 'Абдаллах б. ал-Валид б. ал-Мугира ал-Махзуми — супруга ас-Саффаха; первоначально была замужем за Масламой б. Хишамом б. 'Абд ал-Маликом, потом на ней женился ас-Саффах, которому она родила Мухаммада и Райту, вышедшую за ал-Махди; по сведениям ал-Мас'уди, Умм Салама была замужем за 'Абд ал-'Азизом б. ал-Валидом, Потом за Хишамом, потом — за ас-Саффахом. См. о ней: Пелла. VI. Р. 167.

100. 'Абд ал-'Азиз б. ал-Валид б. 'Абд ал-Малик (ум. 728/9) — омейядский амир, сын халифа ал-Валида б. 'Абд ал-Малика. См. о нем: Zenersteen К. V. 'Abd al-'Aziz b. al-Walid // EI2. Vol. I. P. 58.

101. Динар — от греко-латинского denarius; в арабо-мусульманском мире золотая монета, чеканившаяся омейядскими и аббасидскими халифами, а также местными правителями; официальный вес динара равнялся 4,25 г. См. об этом: von Zambaur E. V. Dinar // EI1 Bd. I. S. 1017-1018.

102. Мухаммад и Райта, дети ас-Саффха — см. о них: Ибн Кутайба. Маариф. S. 189.

103. По всей видимости, в данном рассказе мы имеем дело со значительно трансформированным «бродячим» сюжетом о борьбе жениха с невестой-богатыршей.

104. Халид б. Сафван [б. 'Абдаллах б. 'Амр б. ал-Ахтал ат-Тамими ал-Минкари, Абу Сафван] — знаменитый оратор, приближенный Хишама б. 'Абд ал-Малика и 'Абдалаха б. ал-Касри, а затем ас-Саффаха. См. о нем: Пелла. VII. Р. 297—298.

105. Из числа мединских воспитанниц — в омейядскую и аббасидскую эпохи в Медине существовала знаменитая певческая школа. См. об этом: Фотиева В. С. Певцы омейядского периода по «Книге песен» Абу-л-Фараджа ал-Исфахани (897—867) // Всесоюзная конференция по проблемам арабской культуры. Тезисы докладов и сообщений. М., 1983. С. 62—63.

106. Оба слова происходят от корня дарра, который имеет смысл «приносить вред»; пример «народной» этимологии.

107. Бану махзум — один из кланов племени курайш, из которого происходила Умм Салама. См.: Lammens H. Makhzum // EI1 Bd. III. S. 187-188.

108. Курайш — племя, из которого происходил пророк Мухаммад, принадлежащее к числу так называемых североарабских и обитавшее в Мекке. См.: Lammens H. Kuraish // EI1 Bd. II. S. 1203-1208.

109. Абу Бакр ал-Хузали (ум. 784) — басрийский хадисовед, приближенный ас-Саффаха. См. о нем: Пелла. VI. Р. 386.

110. Согласно исламскому вероучению, Мухаммад является последним пророком, которому было ниспослано божественное откровение, т. е. «печатью пророков» (хатам ал-анбийа'). Horoviti J. Na bi // EI1 Bd. III. S. 867.

111. Абу Нахила (ум. после 754) — поэт; первоначально воспевал Омейядов, затем стал служить Аббасидам. См. о нем: Пелла. VI. Р. 117—116.

112. Имеется в виду информатор ал-Мас'уди, имя которого в тексте памятника не сохранилось.

113. См.: MX. 1. 246; БМ. II. Р. 158. Ардашир сын Бабака (Ардешир сын Папака) — основатель Сасанидского государства (226—241). См. о нем: Миллер Б. В. Конспект лекций по истории Персии. С. 235—240.

114. Бахрам Джур (Бахрам Гур) — иранский шах из династии Сасанидов (420— 438). См. о нем: Миллер Б. В. Конспект лекций по истории Персии. С. 236.

115. Ануширван — имеется в виду сасанидский шах Хосров I Ануширван (531 — 579).

116. В подл, «ал-хадра' 'а,ла-л-габра'», т. е. «небо на землю».

117. Аш-Ша'би, 'Амир б. Шарахил — видный сподвижник пророка Мухаммеда и собиратель хадисов. См. о нем: Ибн Кутайба. Маариф. S. 229—230. См. упомянутый эпизод: MX. III. С. 100; БМ. V. Р. 211— 212. Ал-Мас'уди называет его'Абд ал-Маликом.

118. 'Абдаллах б. 'Аййаш ал-Мантуф (ум. 774/775) — хадисовед; был приближенным халифа ал-Мансура. См. о нем: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. X. Р. 14—15.

119. Раух б. Зинба' ал-Джузами — вазир 'Абд ал-Малика б. Марвана. См. о нем — ИбнХалликан. II. Р. 77.

120. Му'авия [б. Абу Суфйан] — основатель династии Омейядов и первый ее халиф. См. о нем: Lammens H. Mu'awiya // EI1 Bd. III. S. 665—670.

121. Ширавайх сын Абарвиза — шах из династии Сасанидов Кавад II Шируе (царствовал шесть месяцев в 628 г.). См. о нем: Миллер Б. В. Конспект лекций по истории Персии. С. 331.

122. Мобед (в подл, «ал-мубазан») — глава зороастрийских жрецов в сасанидском Иране. См.: там же. С. 290.

123. Хазары — тюркоязычный народ, кочевавший в Западно-Прикаспийских степях в IV—X вв. См.: Артамонов М. И. Хазары // Советская историческая энциклопедия. Т. XV. М., 1974. С. 484—485.

124. Известие — здесь: короткий рассказ или история, из которых, как правило, состоит текст арабского исторического сочинения.

125. Ибн Да'б, 'Иса — знаменитый собиратель преданий и стихотворений; происходил из племени кинана, жил в Басре. См. о нем: Ибн Кутайба. Маариф S. 267.

126. Йазид б. Шаджара ар-Рухави (ум. 678) — таби' (ученик последователей пророка Мухаммада). См. о нем: Пелла. VII. Р. 771.

127. Джад'ан — по всей видимости, имеется в виду Йаум 'Указ, предание о столкновении курайшитов с бедуинами из племен кайс и кинана во время ярмарки в 'Указе. См. об этом: Аийам ал-'арабфи-л-джахилиййа. С. 334—335.

128. Хиджра — исход пророка Мухаммада из Мекки в Медину, с которого начинается мусульманское летосчисление; согласно мусульманской традиции, произошла между 8 и 21 или 24 сентября 622 г.; исходным для мусульманского летосчисления принят не день переселения Мухаммада в Медину, а первое число первого месяца того же года (1 мухаррама), которое приходится на 16 июля 622 г. См. об этом подробнее: Сarrа de Vaux В. Hidjra // EI1 Bd. II. S. 320-321.

129. Абу Суфйан [б. Харб б. Умаййа] — видный мекканский купец из клана 'абд шамс (бану умаййа) племени курайш; первоначально противник Мухаммада, принявший впоследствии ислам; отец первого омейядского халифа Му'авии. См. о нем: Montgomery Watt W. Abu Sufyan // EI2. Vol. I. P. 151.

130. Сыны мухаджиров — потомки первых мусульман, совершивших вместе с пророком Мухаммадом хиджру из Мекки в Медину. См.: Buhl Fr. Al-Muhadjirun // ЕI1. Bd. III. S. 690—691. Система жалований пенсионов первым мусульманам, их родственникам и мусульманским воинам была введена при 'Омаре 6. ал-Хаттабе. См. об этом: Большаков О. Г. История халифата. II. С. 146—150.

131. Сиффин — место недалеко от правого берега Евфрата, западнее Ракки, где в 657 г. произошла битва между сторонниками 'Али б. Абу Талиба и Му'авии. См.: Ruska J. Siffin // ЕI1. Bd. IV. S. 435-438.

132. Дирхам — арабо-мусульманская серебряная монета, весившая во времена ал-Мас'уди 2,97 г. См.: von Zambaur E. V. Dirhem // ЕI1. Bd. I. S. 1020.

133. Смысл (ма'на) — согласно средневековой поэтике, поэтическая тема, образ-идея, выраженная в одном или нескольких стихах. См. об этом: Фильштинскии И. М. История арабской литературы. V—начало X века. С. 44.

134. 'Али б. ал-'Аббас ар-Руми (также Ибн ар-Руми, ум. ок. 896/7) — известный поэт. См. о нем подробнее: Ибн Халликан. № 474.

135. Образец народной этимологии, использующей омонимию: «хадис» — беседа и «хадис» — новый).

136. Ибрахим б. ал-'Аббас [ас-Сули] (ум. 857) — известный поэт и адиб; от эпохи ал-Ма'муна (813—833) до времени ал-Мутаваккила (847—861) занимал высокие административные должности. См. о нем: Пета. VI. Р. 82.

137. 'Абдаллах б. ал-Му'тазз би-л-Лах (Ибн ал-Му'тазз, 861—908) — выдающийся арабский поэт и теоретик поэтического творчества; аббасидский амир, сын халифа ал-Му'тазза; после смерти халифа ал-Муктафи провозгласил себя халифом (17.12.908), однако на другой день был свергнут, а затем убит. См. о нем подробнее: Тоrrеу С. С. Ibnal-Mu'tazz // ЕI1. Bd. II. S. 432-432.

138. Арабская буква «олиф» действительно возвышается над строкой.

139. Вазир — верховный советник халифа, начальник его канцелярии (Диван ар-раса'ил); термин иранского происхождения; в арабо-мусульманскую эпоху первый вазир был назначен ас-Саффахом — им был Абу Салама ал-Халлал. См. об этом: Babinger Fr. Wazir // ЕI1. Bd. IV. S. 1229-1230.

140. Субай — хайй (клан) племени хамдан. См.: Ибн Кутайба. Маариф. S. 188.

141. Шайтан — согласно мусульманской мифологии, черт или просто некий дух (джинн), не обязательно злой. См.: Tritton A. S. Shaitan // ЕI1. Bd. IV. S. 307—308.

142. Ал-Китаб ал-Аусат («Срединная книга») — одно из несохранившихся сочинений ал-Мас'уди; см.: Сезгин. I. S. 334.

143. Низар — так называемые северные арабы, возводившие родословие к Низару б. Ма'адду. См.: Levidelta Vida G. Nizarb. Ma'add // ЕI1. Bd. III. S. 1015-1016.

144. Ал-Йаман — йеменские арабы, группа арабских племен, которая, согласно генеалогической традиции, происходила от Кахтана и по этой причине называется арабистами кахтанидами. См. подробнее: Fischer A. Kahtan // ЕI1. Bd. II. S. 673-675.

145. Ахбар аз-заман («Известия [о] времени») — одно из несохранившихся сочинений ал-Мас'уди; см.: Сезгин. I. S. 334.

146. Ал-Хайсам б. 'Ади б. 'Урва ат-Та'и, Абу 'Абд ар-Рахман (ум. 821/2 или 822/3) — выдающийся историк, собиратель ахбар, автор многих несохранившихся сочинений. См. о нем подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. 14. С. 50—54; Пелла. VII. Р. 747.

147. Йазид ар-Раккаши — адиб. См.: Ибн Халликан. II. С. 45.

148. Танух — одно из так называемых южноарабских (йеменских) племен. См.: Ибн Кутайба. Маариф. С. 51.

149. 'Амир б. са'са'а — объединение арабских племен. См.: Reckendorf. 'Amir h. Sa'sa'a // ЕI1. Bd. I. S. 345-346.

150. Бану тамим — арабское племя, родственное племени мудар. См.: Levi Mia Vida G. Tamim b. Murr // ЕI1. Bd. IV. S. 697-700.

151. 'Иджл — арабское племя, входившее в объединение бакр б. ва'ил. См.: Schleifer J. 'Idjl // ЕI1. Bd. II. S. 476.

152. Бану йащкур — подразделение североарабского племени кайс 'айлан. См.: Ибн Кутайба. Маариф. С. 38.

153. Бану 'абд ал-кайс — подразделение племени джадила, которое порой считалось и самостоятельным племенем; причислялось к объединению раби'а. См.: Ибн Дурайд. S. 196.

154. Набатеи (или по-арабски набит) — арабское название коренного оседлого населения Ирака и Сирии, говорившего по-арамейски, к которому бедуины относились свысока. См.: Honigmann E. Nabataer // ЕI1. Bd. III. S. 866—867. В данном случае набатеями презрительно именуются бедуины 'абд ал-кайс.

155. Бахила — племя, причислявшееся к так называемой севсроарабской группе племен; обладало дурной славой. См.: Hell J. Bahila // ЕI1. Bd. I. S. 599.

156. Бану фазара — одно из так называемых североарабских племен. См.: Schlie-fer J. Fazara // ЕI1. Bd. II. S. 97—98.

157. Сакиф — арабское племя, изначально обитавшее в окрестностях г. ат-Та'и-фа в Аравии, недалеко от Мекки. См.: Lammens H. Thakif // ЕI1. Bd. IV. S. 795.

158. Бану 'абс — одно из арабских племен. См.: Reckendorf. 'Abs // ЕI1. Bd. I. S. 77—78.

159. Са'лаба б. кайс — одно из североарабских (калбитских) племен. См.: Пелла. VI. Р. 227.

160. Ганий — племя, принадлежавшее к так называемой североарабской группе. См.: Ибн Кутайба. Маариф. С. 39.

161. Бану мурра — название нескольких арабских племенных подразделений; в данном случае неясно, о каком именно идет речь.

162. Бану дабба — одно из подразделений племени курайш. См.: Ибн Кутайба. Маариф. S. 51.

163. Ибн Мука'бир — по всей видимости, означает «Сын Рубящего», т. е. сын меча; некое условное поэтическое имя. На Ближнем Востоке голубые глаза часто считаются признаком порочности.

164. Баджила — арабское племя, мигрировавшее еще в доисламскую эпоху из Южной Аравии в г. ат-Та'иф. См.: Hell J. Badjila // ЕI1. Bd. I. S. 580.

165. Кахтан и Низар — согласно арабской генеалогической традиции, Кахтан является прародителем йеменских, или южноарабских, племен, а Низар — прародителем североарабских племен. См. об этом подробнее: Fischer A. Kahtan // ЕI1. Bd. II. S. 673-675; Gibb H.A. R. Nizarb. Ma'add // ЕI1. Bd. III. S. 1015-1016.

166. Ал-азд — племя, принадлежавшее к так называемой южноарабской племенной группе. См.: Reckendorf. Al-Azd // ЕI1. Bd. I. S. 550-551.

167. Хуза'а — племя так называемой йеменской группы, считавшееся ответвлением племени ал-азд. См.: Krenkow F. Khuza'a // ЕI1. Bd. II. S. 1058-1059.

168. Имеется в виду легенда, согласно которой вождь племени курайш Кусайй выменял право владения мекканским святилищем Каабой у вождя племени ху-за'а Абу Губшана за бурдюк вина. См.: там же. S. 1058.

169. Сулайм — арабское племя, принадлежавшее к племенному объединению кайс 'айлан. См.: Lammens H. Sulaim b. Mansur // ЕI1. Bd. IV. S. 560.

170. Лакит (бану лакит б. ал-харис) — одно из подразделений племени ал-азд. См. об этом: Ибн Дурайд. S. 293.

171. Лут — библейский Лот; в Коране и посткоранических преданиям приобрел большое знание; родичи Лута (библейские содомиты) считались мужеложцами, поэтому гомосексуализм назывался именем Лута. См. об этом подробнее: Heller В. Lut // ЕI1. Bd. III. S. 57-58.

172. Кинда — арабское племя так называемой йеменской группы. См.: Krenkow F. Kinda // ЕI1. Bd. II.S. 1094-1095.

173. Хас'ам — сильное арабское племя, по поводу происхождения которого арабские знатоки генеалогий вели дискуссии. См. подробнее: Levi Della Vida G. Khath'am // ЕI1. Bd. II. S. 991- 993.

174. Тайй — многочисленное арабское племя так называемой йеменской группы. См.: Ибн Кутайба. Маариф. С. 51.

175. Музайна — одно из подразделений племени курайш. См.: Ибн Кутайба. Маариф. S. 51.

176. Ан-наха' — североарабское племя. См.: Ибн Кутайба. Маариф. S. 53.

177. Лахм — арабское племя, принадлежавшее к так называемой йеменской (южной) группе племен. См.: Lammens H. Lakhm // ЕI1. Bd. HI, S. 12.

178. Джузам — арабское племя так называемого йеменского происхождения. См.: Lammens H. Djudham // ЕI1. Bd. I. S. 1105-1106.

179. Химйар — племя, населявшее в древности Южную Аравию. См. подробнее: Mordlmann J. Himyar // ЕI1. Bd. II. S. 329-331.

180. Вади — высохшее русло реки; долина.

181. Йухабир— одно из подразделений племени тайй. См.: Ибн Кутайба. Маариф. С. 52.

182. Кушайр — племя, входившее в племенное объединение бану 'амир. См.: Levi Della Vida G. Kushair // ЕI1. Bd. II. S. 1244-1245.

183. Саййид (сеййид, досл, «господин») — вождь, предводитель арабского племени. См. об этом: Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат. С. 69—70.

184. Умаййа [б. 'Абд Шамс] — прародитель Омейядов (бану умаййа). См.: Levi Della Vida G. Umaiya // ЕI1. Bd. IV. S. 1079-1080.

185. Род Харба — т. е. потомки Харба б. Умаййи, одного из прародителей Омейядов, иначе говоря, Омейяды, бану умаййа. См.: Ибн Кутайба. Маариф. С. 35.

186. Марван — имя двоих халифов из династии Омейядов; первый из них, Мар-ван б. ал-Хакам (684—685), а второй — Марван б. Мухаммад (744—750), последний халиф этой династии. См. об этом: Levi della Vida G. Umaiya den. I. Die Dynastie der Khalifen von 41- 132 (661-750) // E11 Bd. IV. S. 1081.

187. Банухашим (Хашимиты) — подразделение племени курайш, потомки Хашима б. 'Абд Манафа, который, согласно дошедшей до нас генеалогической традиции, был прадедом пророка Мухаммада; к Хашимитам относились Аббасиды и Алиды. См.: Buhl Fr. Hashim // ЕI1. Bd. II. S. 303-304.

188. Ca' — мера объема, равнявшаяся примерно 4,2 л. См.: Хинц В. С. 59.

189. 'Иса б. Марйам — наименование Иисуса Христа в Коране и прочей мусульманской литературе. См.: Mackdonald D. В. 'Isa // ЕI1. Bd. II. S. 559—562.

190. Хамдан — крупное племя, принадлежавшее к так называемой кахтанидской (йеменской или же южноарабской) группе арабских племен. См.: Пелла. VII. Р. 744.

191. Куда'а — арабское племенное объединение; племена, входившие в него, возводили свою родословную к мифическому первопредку Куда'е; причислялось к так называемым йеменским (южноарабским) племенам. См. подробнее: Lammens H. Kuda'a // ЕI1. Bd. II. S. 1172-1173.

192. Мудар — одно из четырех объединений племен так называемых северных арабов. См. подробнее: Ибн Кутайба. Маариф. S. 31.

193. Шайбан — арабское племя причислявшееся к так называемой североарабской племенной группе. См.: Ибн Кутайба. Маариф. S. 48—49.

194. Бану нумайр — арабское племя, обитавшее в аравийской области ал-Йамама. См.: Levi delta Vida G. Numair // ЕI1. Bd. III. S. 1027-1028.

195. Ка'б — название подразделений нескольких арабских племен.

196. Килаб — одно из подразделений племени курайш. См.: Ибн Кутайба. Маариф. С. 34.

197. Таглиб — крупное племя так называемой североарабской группы. См.: Ибн Кутайба. Маариф. S. 46.

198. Т. е. испражнится.

199. Муджаши' — подразделение североарабского племени 'амир б. зайд манат. См.: Ибн Кутайба. Маариф. S. 37.

200. Калб — племя, принадлежавшее к объединению куда'а; причислялось к так называмой южноарабской племенной группе. См.: Ибн Кутайба. Маариф. S. 51.

201. Тайм — название подразделений нескольких арабских племен.

202. Джарм — племя так называемой йеменской (южноарабской) племенной группы. См.: Ибн Кутайба. Маариф. S. 51.

203. Савик — хмельной напиток. См.: ал-Мунджид. С. 375.

204. Господин Каабы — т. е. Аллах.

205. Ал-хуз — идентифицировать не удалось.

206. Потомки Хама — т. е. чернокожие, которых арабо-мусульманские авторы считали происходящими от Хама, сына библейско-коранического Нуха (Ноя). См.: Vajda G. Ham // ЕI2. Vol. III. P. 104-105.

207. Иблис — собственное имя дьявола у мусульман. См.: Wensinck A. J. Iblis // ЕI1. Bd. II. S. 376-377.

208. Джарир (ум. 729—732) и ал-Фараздак (ум. 728—730) — крупнейшие поэты омейядского времени. См.: Djarir // ЕI1. Bd. I. S. 1069; Blachere R. Al-Farazdak // EI2. Vol. II. P. 788—789.

209. В данном рассказе мы имеем дело с хорошо известным в мировом фольклоре сюжетом «комические отметы насмешника». См., например: Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М., 1996. С. 38 (примечание к сказке № 96).