Комментарии

1 О Му'авийе б. Салихе (ум. в 168/784 или 172/789 г.) см. также: Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 34, 43—44 (исп. пер., с. 26, 34); Ибн. ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 12—15, № 1443; ал-Хумайди. Джазва, с. 318—320, № 796; Ибн Хаджар. Тахзиб, т. 10, с. 209—212; ан-Нубахи. Ал-Маркаба с 43; Mones. The Dawn of Al-Andalus, с. 651—652, 653, 654; Makki. Las aportaciones orientals, c. 62—64 и index.

2 Под сирийцами Химса, из которых происходил Му'авийа б. Салих, следует понимать воинов из джунда Химса, которые вместе с другими джундами под командой Балджа б. Бишра высадились на испанском побережье в 123/741 г. См. примеч. 74 к рассказу № 4.

3 На землях Севильи и Ньеблы обосновались воины из джунда Химса. Наместник Абу-л-Хаттар Хусам б. Дирар ал-Калби расселил джунды (пять сирийских и один египетский) в долине Гвадалквивира и по южному побережью страны (125/743 г.). Этот его акт был продиктован тактическими соображениями. Понимая, что скопление беспокойных и воинственных сирийцев в столице в столь большом количестве может стать в будущем причиной беспорядков и волнений, он решил удалить их оттуда мирным путем. Им были предоставлены земельные владения на условиях ленной зависимости. Они приняли это предложение наместника, тем более что у себя на родине находились на таком же положении. Так на территорию Испании была перенесена система округов, военных и одновременно феодальных, — джундов, которая действовала в Сирии. См., например: Ибн ал-Аббар. Ал-Хулла т 1 с 61—62. Mones. The Dawn of Al-Andalus, с. 322, 360, 555—557

4 Малик б. Анас (род. между 90/708 и 97/716 гг., ум. в /И79/795 г.), мединский юрист, основатель-эпоним религиозно-правового толка (мазхаба). В ал-Андалусе маликитский толк был официально принят в конце VIII в или на рубеже VIII—IX вв. См.: Schacht. Malik b. Anas.

5 Йахйа б. Са'ид б. Кайс ал-Ансари (ум. в 143/760 г. в Басре), мединец, табий, традиционалист. Среди его учеников были аз-Зухри, ал-Ауза'и Суфй-ан ас-Саури. Занимал должность судьи Медины при халифе ал-Валиде б 'Абд-Малике (86/705—96/715), а при халифе Абу Джа'фаре ал-Мансуре (136/754—158/775)—должность судьи в ал-Хашимийе (Ирак). См.: Sezgin Geschichte, c. 407, № 11.

6 Суфйан б. Са'ид б. Масрук ас-Саури (95/713—161/778), куфиец, известный традиционалист, аскет. Из побуждений благочестия отверг должность судьи и вынужден был в связи с этим покинуть Ирак (150/767 г.), спасаясь от преследований. В качестве сторонника ахл ал-хадис основал свой собственный мазхаб, который просуществовал недолго. Обладал хорошими математическими способностями. См.: Plessner. Sufyan al-Thawri.

7 Суфйан б. 'Уйайна б. Маймун ал-Хилали (107/725—196/811), известный традиционалист, законовед, толкователь Корана. См.: Sezgin. Geschichte, с 96, .№ 17.

8 Ал-Лайс б. Са'д ал-Фахми (94/713—175/791), крупный египетский юрист и историк. См., например: Makki. Historiografia, с. 174—180.

9 Йахйа б. Ма'ин ал-Мурри (158/775—233/847), традиционалист. Собрал и записал огромное количество хадисов. Один из ранних в исламе составителей сборников биографий мухаддисов. См.: Sezgin. Geschichte, с. 106—107, № 47.

10 Мухаммад б. 'Абд ал-Малик б. Айман б. Фарадж (252/866—330/942), кордовец. Законовед и традиционалист. Для пополнения своего образования в 274/887-88 г. совершил поездку за пределы ал-Андалуса. Известен как знаток истории ал-Андалуса и собиратель рассказов о кордовских судьях. Его рассказы о судьях в передаче его сына Ахмада (см. примеч. 38 к этому рассказу) ал-Хушави неоднократно приводит в своем сочинении. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 141—143.

11 См. примеч. 19 к этому рассказу.

12 Возможно, здесь описка в имени и надо читать Ахмад б. Аби Хайсама (см. о нем сл. примеч.). Мухаммад б. 'Абд ал-Малик б. Айман, находясь в Багдаде, посещал его занятия, где изучал, в частности, его Та'рих. См., например: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 347, № 1228; т. 2, с. 14, № 1443.

13 Ахмад б. Аби Хайсама Зухайр б. Харб ан-Наса'и (185/801—279/892), (багдадский традиционалист, автор большого труда о традиционалистах с ука-.занием дат рождения и смерти (та'рих). См.: Sezgin. Geschichte, с. 319—320, № 22.

14 Абу-л-Касим Ахмад б. Зийад ал-Лахми (ум. в 326/938 г.), кордовец, ученик и близкий друг традиционалиста Мухаммада б. Ваддаха. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 32, № 101. Либо же здесь имеется в виду Абу-л-Касим Ахмад б. Мухаммад б. Зийад ал-Лахми, известный под прозвищем ал-Хабиб (ум. в 312/924-25 г.), кордовец, ученик Мухаммада б. Ваддаха, главный судья (см. о нем у ал-Хушани рассказ № 36). См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 29, № 81.

15 Абу-л-Хусайн Зайд б. ал-Хубаб ал-'Укли (ум. в 203/819 г.), мухаддис «з Куфы. По одной версии, специально отправился в ал-Андалус слушать ха-Диеы у Му'авийи б. Салиха. По другой —Зайд слушал Му'авийу в Мекке, а не в ал-Андалусе. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 133—135 № 462; лл-Хумайди. Джазва, с. 203—204, № 443.

16 Абу Бакр 'Абдаллах б. Мухаммад б. Аби Шайба Ибрахим б. 'Усман ,ал-Абси ал-Куфи (159/775—235/849), традиционалист. См.: Sezgin. Geschichte, с. 108—109, № 50.

17 Марван б. 'Абд ал-Малик ал-Фаххар (или Ибн ал-Фаххар). Жил в середине или второй половине IX в. Традиционалист, учился в ал-Андалусе и на Востоке, долгие годы прожил на о-ве Крит, где составил Та'рих ' ала-л-амсар («История по городам»). См.: Бойко. Литература в Испании, с. 57—58.

18 Абу Са'ид 'Абдаллах б. Са'ид б. Хусайн ал-Ашаджж ал-Кинди (род. ок. 167/783 г., ум. в 257/871 г.), куфийский традиционалист и комментатор Дорана. См.: Sezgin. Geschichte, с. 134, № 71.

19 Задачей миссии, которую возглавил по поручению эмира 'Абд ар-Рах-гмана I Му'авийа б. Салих, было побудить к переселению в ал-Андалус немногих оставшихся в живых Омейядов с их маула. Среди тех, кто уцелел после дской резни, были две родные сестры * Абд ар-Рахмана — Умм ал-Асбаг ;и Умм ал-'Аббас (о них см. в рассказе № 7). Пользуясь покровительством Аббасидов, сохранив свои богатства и привилегии, они не откликнулись на :призыв брата и не покинули Сирию. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp Mus t 1 л. 96, 107.

20 В оригинале — ар-румман ас-сафари, фигурирует иногда как ар-румман лр-русафи. Средневековые испано-арабские авторы считают этот сорт граната с квадратными зернами самым ценным. По преданию, был привезен в ал-Андалус в подарок эмиру 'Абд ар-Рахману I из Сирии, из садов ар-Русафы, одним из членов миссии во главе с Му'авийей б. Салихом ал-Хадрами (см. предыдущее примеч.). Получил свое название по имени приближенного Абд ар-Рахмана I Сафара (в оксфордской рукописи «Книги о судьях» ал-Хушани огласовка Сафр, с. 2212) б. 'Убайда ал-Кала'и, из джунда Иордана, который лервым в Испании вырастил его в своем селении в провинциальном округе Раййо. См.: ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 305. Любопытно отметить, что арабское слово румман («гранат») сохранилось в португальском языке в форме готао. См., например: Levl-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 282, примеч. 5. По другой версии, определение ас-сафари происходит от слова сафар — «путешествие», которое предприняли в Сирию эмиссары Омейяда с предписанием привезти его сестер. Одна из них будто бы и послала в подарок брату этот гранат См.: Dozy. Supplement, t. 1, с. 559 (имеются ссылки на источники).

21 'Абд ар-Рахман б. Махди ал-'Анбари (ум. в 198/814 г.), басрийский традиционалист. См.: Ибн Хаджар. Тахзиб, т. 6, с. 279—281.

22 Йахйа б. Са'ид б. Фаррух ал-Каттан ат-Тамими ал-Басри (120/737— 198/813-14), басрийский традиционалист, выдающийся знаток риджал. Современники отмечали его феноменальную память. См.: Ибн Хаджар. Тахзиб, т. 11, с. 216—220.

23 Худайр б. Курайб, Абу-з-Захирийа ал-Хадрами ал-Химси (ум. в 100/718-19 г), сирийский традиционалист. См.: Ибн Хаджар. Тахзиб, т. 2, с. 218—219.

24 Джубайр б. Нуфайр ал-Хадрами ал-Химси (ум. в 80/699-700 г.), табий, принял ислам при Абу Бакре. Сирийский традиционалист. См.: Ибн Хаджар. Тахзиб, т. 2, с. 64—65.

25 'Уваймир б. Зайд б. Кайс, Абу-д-Дарда' ал-Хазраджи (ум. в 31/651-52 или 32 г. х.), сподвижник Мухаммада, участник первых сражений мусульман; по приказу халифа 'Умара был назначен судьей Дамаска. Передавал большое число хадисов. См.: Ибн Са'д. Табакат, 7/2, с. 117—118.

26 Каба' испанских мусульман — плащ или накидка. По утверждению ал-Маккари, ее шили из материи алого цвета и она напоминала одеяние христианских всадников севера Пиренейского полуострова. См.: Dozy. Vetements, с. 352—362; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 429.

27 Абу Бакр Мухаммад б. 'Умар б. 'Абд ал-'Азиз (ум. в 367/977 г.). Филолог, историк. Более всего известен под родовым прозвищем Ибн ал-Кутийа — Потомок Готянки (так как был дальним потомком Сары Готянки, внучки последнего вестготского короля Витицы). См., например: Bosch-Vila. Ibn al-Kutiyya.

28 Али б. Аби Шайба, традиционалист из Севильи; упоминается как учитель историка Ибн ал-Кутийи. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 371, № 1316.

29 Сулайман б. Йакзан б. ал-А'раби, правитель Сарагосы — главного опорного пункта мусульман в Северной пограничной марке. С целью добиться независимости завязал отношения с королем франков Карлом Великим (768— '814) и в 778 г. поднял мятеж против 'Абд ар-Рахмана I. Войска эмира были посланы осадить город. Сам Ибн ал-А'раби тем временем направился в Падерборн — ставку короля франков, чтобы добиться его вторжения на север Испании. Весной 778 г. Карл со своим войском пересек Пиренеи, попутно захватил у басков Памплону и, минуя Уэску, подошел к Сарагосе, добровольную сдачу которой Ибн ал-А'раби ему ранее обещал. Но оставленный там его заместителем ал-Хусайн б. Йахйа ал-Ансари отказался открыть ворота франкам. Карл был вынужден осадить город. Получив донесение о мятеже саксов в своей стране, он снял осаду с Сарагосы и начал отход за Пиренеи. Ответственность за провал экспедиции Карл возложил на Ибн ал-А'раби и увел его с собой в качестве пленника. При переходе через Пиренеи, у Ронсевальского перевала, франки были атакованы и разбиты басками, но Ибн ал-А'раби был освобожден своими двумя сыновьями. Вернувшись в Сарагосу, он пал от руки своего прежнего союзника ал-Хусайна б. Йахйи. (Сражение у Ронсевальского перевала позднее легло в основу французского эпоса «Песнь» о Роланде».) См. об этих событиях: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 121—126.

30 Шаблар — один из кварталов восточного предместья Кордовы (джа-ниб шарки, в наше время — Ajerquia). Вплотную примыкал к центру столицы» (ал-мадина) и располагался по правому берегу Гвадалквивира, гранича одним концом с ал-Баб ал-Джадид, а другим — с песчаным берегом реки (ар-Рамла). Кроме огласовки Шаблар, которую помимо ал-Хушани (см. оксфордский список, с. 22221) дает, например, ал-Маккари (Нафх ат-тиб, т. 1, с. 304), существует еще огласовка Шубуллар (Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 29, исп.. пер., с. 22). Э. Леви-Провансаль полагает, что лучше всего читать топоним, как Шабулар, ибо в таком варианте он ближе всего к латинскому sabulariai («пески», «песчаное место»). См.: Levi-Provencal. L'Espagne, с. 2б7; он же* Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 370; Garcia Gomez. Topografia cordobesa, c. 352—353.

31 Ас-Сатх (букв, «плоская крыша», «терраса») в данном случае — обитая железными листами плоская крыша главных дворцовых ворот Баб ас-Суд-да (с видом на правый берег Гвадалквивира), где располагались застекленные-веранды. Ас-Сатх, о котором идет речь, играл роль одного из дворцовых ведомств (маджлис ас-Сатх), которые сосредоточивались на территории столичного дворца Омей-ядов. Там показывался эмир (затем халиф), чтобы наблюдать оттуда за различными церемониями и процессиями, например проводить, войско, отправлявшееся в очередную кампанию, присутствовать при раздачах: милостыни, которые он устраивал, наблюдать за военными играми и смотрами. Перед Баб ас-Судда выставлялись на обозрение военные трофеи, трупы и головы убитых и казненных врагов. См.: Torres Balbds. «Bab al-Sudda»,. с. 166—169; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1, c. 261; t. 2, c. 131; t. 3, c. 23, 52, 355; Garcia Gomez. Topografia cordobesa, c. 325, 328—330.

32 Здесь упоминается известный арочный мост (ал-кантара) через Гвадалквивир, длиной в 223 м, сооружение которого приписывается римскому императору Августу. См., например: Garcia Gomez. Topografia cordobesa, c. 371—372.

33 Ахмад б. Са'ид б. Хазм ас-Садафи ал-Мунтаджили (284/897—350/961), кордовец, традиционалист. Учился в ал-Андалусе и за его пределами. Составил: биографический труд, посвященный традиционалистам всего мусульманского мира, который высоко оценил Ибн Хазм. См.: Бойко. Литература в Испании,, с. 157—158.

34 Мухаммад б. 'Умар б. Лубаба (225/839-40—314/926), кордовец, маула, юрист. Был известен, кроме того, своими познаниями в грамматике, поэзии из истории. Передавал рассказы и сведения исторического и биографического характера. Многие его рассказы о кордовских судьях, охватывающие значительный период, ал-Хушани использовал на страницах своего сочинения. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 72—74.

35 'Абдаллах б. Мухаммад б. Аби-л-Валид ал-А'радж (ум. в 309/921-22, или 310/922, или 315/927-28 г.), уроженец г. Медина-Сидония, жил в Кордове. Традиционалист, учился в ал-Андалусе, Египте, Северной Африке. Известеш тем, что внес изменения в композицию труда ал-'Утби ал-Мустахраджаг разбив его на главы. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 184, № 663;. Talbi. Kairouan et le malikisme espagnol, c. 331.

36 Возможно, имеется в виду Мухаммад б. Хишам ал-Марвани (жил в правление халифа 'Абд ар-Рахмана III), потомок омейядского халифа ал-Хакама I. О нем см.: Бойко. Литература в Испании, с. 159—160.

37 Речь идет об одном из древних мусульманских кладбищ Кордовы — макбарат ар-Рабад, основанном наместником ас-Самхом б. Маликом ал-Хау-лани (100/719—102/721) на южной городской окраине, на левом берегу Гвалалквивира (см. также рассказы № 8, 17, 42). См.: Torres Balbds. Cementetios hispanomusulmanes, с. 164—165.

38 Ахмад б. Мухаммад б. 'Абд ал-Малик б. Айман (ум. в 347/959 г.), кордовский законовед, поэт, знаток и передатчик рассказов о судьях, которые он получил от своего отца (см. примеч. 10 к этому рассказу). Автор сочинения с рассказами о судьях и законоведах Кордовы, которые цитирует ал-Хушани. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 142—143.

[№ 6]

39 Об этом судье см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 262, № 934 (фигурирует как 'Амр б. Шарахил б. Мухаммад ал-Ма'афири); Tyan. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 465.

40 Баджа (Бежа), от латинского Pax lulia. Административный центр одноименного провинциального округа. Город основан при Юлии Цезаре. Баджа — район, где в 125/743 г. по распоряжению наместника Хусама б. Дирара ал-Калби разместился на жительство джунд Египта. См., например: Dunlop. Badja. Данные сведения наводят на мысль, что 'Умар б. Шарахил не просто был родом из Баджи, но входил в состав джунда Египта, расселившегося в этом районе.

41 Первоначальное значение слова дарб (мн. ч. дуруб) — «препятствие», «защита», «барьер», «горная цепь» и т. д. Дарбом в мусульманской Испании называли, например, пространство между крепостной стеной и укреплением перед ней в виде вала (см.: Levi-Provencal. L'Espagne, c. 210). Городской дарб — ворота, которые замыкали переулок, улицу или маленький квартал (или несколько улочек) и позволяли отделить их от остального города. В дальнейшем это слово стало обозначать сами «проход», «улицу» со своими воротами (замкнутое пространство с большим или меньшим количеством домов). Арабское слово дарб перешло в испанский язык в форме adarve (мн. ч. nadarves), приобретя иные значения («крепостная стена», «зубчатая стена», «цитадель» и т. д.). См. о дарбах в мусульманской Испании: Torres Balbds. Los adarves de las ciudades hispanomusulmanas.

42 Истиджжа (Astigi римлян, Эсиха) — город к юго-западу от Кордовы, центр одноименного провинциального округа. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 50, 326.

[№7]

43 Об этом судье (ум. в начале правления эмира Хишама) см. также: :Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 214, № 772; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила, т. 2, с. 415, № 1186; с. 602—603, № 1676; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, т. 1, с. 144; ан-.Нубахи. Ал-Маркаба, с. 44; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 2, с. 31. Имя судьи в источниках варьируется (Наср б. Тариф, Наср б. Зариф, 'Абд ал-Малик б. Тариф). См.: Mones. Hommes de religion, c. 49—50. Ибн ал-Фаради и Ибн ал-Аббар (см. выше), ссылаясь на ал-Хушани, сообщают, что эмир 'Абд ар-Рахман I чередовал погодно в должности судьи 'Абд ар-Рахмана б. Тарифа ал-Йахсуби и Му'авийу б. Салиха.

44 В Ахбар маджму'а они именуются Амат ар-Рахман и Умм ал-Асбаг.См.: Ахбар маджму'а, с. 53 (исп. пер., с. 60).

45 Мухаммад б. Ибрахим б. Масрур, известный под прозвищем Ибн ал-.Джаббаб (ум. в 318/930 г. или после 320/932 г.), кордовский законовед, знаток документов, был личным нотариусом 'Абд ар-Рахмана III. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 336—337, № 1199.

46 Хабиб ал-Кураши — потомок омейядского халифа ал-Валида б. 'Абд ал-Малика. Полное его имя — Хабиб б. 'Абд ал-Малик б. 'Умар б. ал-Валид  'Абд ал-Малик. Высшую омейядскую аристократию («принцев крови»), к которой принадлежал Хабиб и представители которой переселялись в ал-Андалус по зову эмира 'Абд ар-Рахмана I, именовали «корейшитами» (отсюда его нисба ал-Кураши). Умер в правление эмира 'Абд ар-Рахмана I. Положил начало многочисленному роду хабибитов (ал-хабибийун), которые обосновались в Кордове и провинциальном округе Раййо. Являлся ближайшим другом и советником эмира, занимал по его назначению пост правителя Толедо. См.: Ибн Хазм. Джамхарат ансаб, с. 82; Ибн ал-Аббар. Ал-Хулла, т. 1, с. 59—60.

[№ 8]

47 Об этом судье (ум. в правление эмира ал-Хакама I) см. также: Ибн ал-Фарадч. Та'рих, т. 2, с. 9—10, № 1430; Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 43, 44, 45 (исп. пер., с. 34—36); Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, т. 1, с. 144; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 350; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 12, 45—47, 142, 193; Т у an. organisation judiciaire, t. 1, с. 482—483, 490—491; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 119; Mones. Hommes de religion, c. 49, 53.

48 В ал-Андалусе насчитывалось несколько крепостей с названием ал-Му-даввар. Ближайшая к Кордове крепость ал-Мудаввар, или Хисн ал-Мудаввар (ныне Алмодовар-дель-Рио), была расположена на расстоянии ок. 23 км от нее вниз по течению Гвадалквивира (на правом берегу реки).

49 В оригинале — иклим ал-Мудаввар. Иклим в мусульманской Испании — административная единица, более мелкая по сравнению с курой (кура — провинциальный округ), «район». Каждая кура состояла из определенного количества иклимов, каждый иклим, в свою очередь, включал в себя ряд селений. (карйа), крепостей, сторожевых башен. В иклиме ал-Мудаввара насчитывалось семьдесят (по другим данным, девяносто) селений. В провинциальном округе Кордовы насчитывалось пятнадцать иклимов. См., например: Monesr La geografia, с. 88—89; он же. The Dawn of Al-Andalus, c. 578—580; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 47—48. О топониме Гулйар см.: Ибн Хазм. Джамхарат ансаб, с. 380; Teres. Linajes arabes, c. 344—345.

50 Хишам б. 'Абд ал-Малик (105/724—125/743), омейядский халиф Дамаска. Отправил из Сирии войска (джунды) на подавление восстания берберов, вспыхнувшего в Северной Африке.

51 Хатиб б. Аби Балта'а (ум. в 30/650-51 г.), сподвижник Мухаммеда, См.: Ибн Хаджар. Исаба, т. 1, с. 314, № 1533.

52 Сын эмира 'Абд ар-Рахмана I Сулайман (уб. в 182/798 г.) родился на Востоке, его мать — лахмитка из потомков Хатиба б. Аби Балта'и. Сулайману было четыре года (132/750 г.), когда его отец вместе с ним бежал из Сирии в результате дского переворота. См.: Ибн Хазм. Джамхарат ансаб, с. 397; Teres. Linajes arabes, c. 70, 352. О судьбе Сулаймана, пытавшегося занять престол (после смерти 'Абд ар-Рахмана I власть перешла к его сыну Хишаму, который был моложе Сулаймана на 13 лет), см.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 2, index.

53 Рахба — небольшая площадь, пространство, прямоугольной формы, образованное пересечением улиц (иногда также тарби'). Рахба носила им» третьего, самого младшего сына эмира 'Абд ар-Рахмана I — 'Абдаллаха (ум, в 208/823-24 г.). Управлял провинцией Валенсия и другими районами на востоке ал-Андалуса (известен под нисбой ал-Баланси—Валенсиец). Как и Сулайман (см. предыдущее примеч.), оспаривал права на престол у своего брата эмира Хишама.'См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 2, index.

54 Ал-'Аббас б. 'Абдаллах ал-Марвани (ум в 219/834 г.), по происхождению Омейяд, внук 'Абд ал-Малика б. 'Умара б. Марвана б. ал-Хакама (см. примеч. 58 к рассказу № 9). В правление эмиров Хишама, ал-Хакама I и 'Абд ар-Рахмана II ал-'Аббас занимал ряд высоких постов (визирь, военачальник, правитель Бежи). См., например: Макки. Ат-Та'ликат, с. 269—270.

55 Слуга Б.зант (Бизант?) —Хасинто или Висент, известен как очевидец событий, происходивших во время мятежа против ал-Хакама I в кордовском предместье ар-Рабад 13 рамадана 202/25 марта 818 г. Пока исход дела оставался неясен, эмир, как повествуют источники, приказал ему принести благовония, чтобы умастить ими свои волосы. При этом он сказал недоумевающему слуге: «Сегодня мне нужно приготовиться к смерти или же к победе. Я хочу, чтобы голову ал-Хакама опознали среди тех, кто будет убит вместе с ним». См.: Ахбар маджму'а, с. 131 (исп. пер., с. 117); Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, т. 1, с. 43.

56 'Абд ал-Малик б. ал-Хасан б. Мухаммад, известен как Зунан (ум. в 232/847 г.), вел род от Абу Рафи', маула пророка. Кордовский законовед при эмирах Хишаме и 'Абд ар-Рахмане II. Учился за пределами ал-Андалуса. Вначале в своих заключениях по вопросам права придерживался толка сирийца ал-Ауза'и, потом толка Малика б. Анаса. Служил секретарем судьи-Омейя-да Ибрахима б. ал-'Аббаса (см. о нем рассказ № 19) и сам был судьей в Толедо. По образу жизни аскет. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 225, № 813; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 20—21.

[№ 9]

57 Об этом судье (ум. в 198/813-14 г.) см. также Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 44, 45 (исп. пер., с. 35), 56—57 (исп. пер., с. 45—46); 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 493—505; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила, т. 1, с. 90—91, № 302; т. 2, с. 535, № 1503; ад-Дабби. Бугйа, с. 51—53, № 69; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 144—145; Ахбар Маджму'а, с. 127—128 (исп. пер., с. 114—115); ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 47—53; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 565—559; Туап. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 341; Levi-ProvengaL Hist. Esp. Mus., t. 1, c. 188; t. 3, c. 119, 129, 428; Makki. Las aportaciones. orientales, index; Макки. Ат-Та'ликат, с. 295—296.

58 'Абд ал-Малик б. 'Умар б. Марван б. ал-Хакам ал-Марвани ал-Кураши,. Омейяд, прибыл в ал-Андалус в 140/757 г. с десятью сыновьями, спасаясь от дской резни. Все они нашли покровительство и поддержку со стороны, эмира 'Абд ар-Рахмана I. Самого 'Абд ал-Малика б. 'Умара эмир назначил правителем Севильи. Потомки его также занимали крупные посты в местном административном аппарате. См.: Ибн ал-Аббар. Ал-Хулла, т. 1, с. 56—57, а также примеч. 54 к рассказу № 8.

59 Точнее, у Баб ал-Кантары — ворот с южной стороны кордовской ал-мадины. Ворота выходили на Гвадалквивир, на то место, где находился знаменитый мост римской постройки (ал-кантара). За этими воротами располагались многочисленные фруктовые сады, огороды, водокачки, мельницы. См.: Зикр билад ал-Андалус, с 32 (исп. пер., с. 38); Garcia Gotnez. Topografia cordobesa,. с. 375.

60 Имеется в виду визирь Хамдун б. Футайс (ум в 220/835 или 226/841 г.)“ сын Футайса б. Сулаймана б. 'Абд ал-Малика б. Заййана, переселившегося в ал-Андалус в правление эмира 'Абд ар-Рахмана I и умершего там в 198/813-14 г. Следует отметить, что подлинное имя этого иммигранта была 'Усман, а Футайс — его прозвище, под которым он известен и которое перешло к его потомкам. Футайс этот явился основателем рода, давшего ал-Андалусу крупных чиновников государственного аппарата. Сам он начал с того, что исполнял обязанности секретаря будущего эмира Хишама I. Став эмиром, Хишам I сделал его смотрителем рынка, назначил правителем провинциального округа (кура) Кабра и пожаловал званием визиря. Следующий эмир, ал-Хакам I, сохранил за ним все звания и должности и сделал его своим секретарем. Визирь Хамдун б. Футайс также был заметным лицом в столичной администрации. См., например: Макки. Ат-Та'ликат, с. 318, 330.

61 'Абд ал-Малик б. Хабиб (род. ок. 181/797-98 г., ум. в 238/852-53 г.). Жил в Эльвире, затем в Кордове. Видный испано-арабский законовед, ученый-энциклопедист. Среди множества его работ (на темы богословия, права, поэзии, филологии, медицины и т. п.) выделяются историко-биографические сочинения. Он автор самой ранней из известных нам всеобщих историй, созданных в ал-Андалусе. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 43—55. В «Книге о судьях» ал-Хушани 'Абд ал-Малик б. Хабиб выступает как рассказчик ~и действующее лицо.

62 Мечеть Абу 'Усмана находилась у входа в западное предместье (джанаб гарби или ар-рабад ал-гарби), тыльной стороной она примыкала ко дворцу эмира. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 129, 376. Как уже отмечалось, судебные заседания в столице омейядской Испании устраивались, как правило, в соборной мечети (в пристройке или в самом зале для молитвы). Во время ремонта здания судья принимал тяжущихся в какой-либо другой, простой мечети, как мы видим в этом рассказе. Очень редко он судил у себя дома (см. рассказ № 19).

63 Абу 'Умар Ахмад б. Бишр (у ал-Хушани — Башир) б. Мухаммад ат-Туджиби, известен как Ибн ал-Агбас (ум. в 327/939 г.). Кордовский ученый-филолог и советник по вопросам права, приверженец шафиитского мазхаба. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 32—33, № 102; ал-Хумайди. Джазва,с. 111, № 198.

64 Балат Мугис — квартал в западном предместье Кордовы. Находился приблизительно за Баб Ишбилийа — воротами в западной стене кордовской ал-мадины. В названии топонима сохранилась память о мусульманском вторжении в Испанию, в частности о захвате Кордовы военачальником Мугисом ар-Руми, маула Омейядов. За его воинские заслуги Муса б. Нусайр, по преданию, пожаловал ему дворец (балат), который получил название Балат Му-тис («дворец Мугиса»). См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 375, 376. Насколько известно, только ал-Хушани сообщает о местонахождении кладбища в этом квартале. См.: Torres Balbds. Cementerios hispanomusulmanes,с. 164.

65 В оригинале — багла («мулица», «рыжая» — шакра'). Для других областей ислама (в частности, для фатимидского Египта) в различных источниках сохранились описания церемонии назначения на пост судьи, которая состояла из двух актов: чтения официального рескрипта о назначении (сиджилл) и вручения от имени властителя назначенному судье подарков (хил'а) — особых парадных одежд, оружия и верховых животных (одной или нескольких му-.лиц). Дарилась мулица ценной породы, в дорогой упряжи, белая с черными крапинками либо серая. Такая мулица предназначалась только для судьи, никакой другой государственный сановник не имел права пользоваться подобным верховым животным. Э. Тийан утверждает, что именно в фатимидскую эпоху среди судей распространился обычай использовать мулицу как лошадь (Туап. L’organisation judiciaire, t. 1, с. 276—278, 281—283, 307). Церемония назначения на должность судьи имела место, конечно, и в ал-Андалусе, о чем свидетельствуют отдельные факты и подробности в «Книге о судьях» ал-Хушани. Упоминаемые как бы мимоходом мулицы судей Мухаммеда Ибн Башира и Йахйи б. Ма'мара (см. рассказ № 16) наводят на мысль, что это верховое животное было своеобразным атрибутом у испано-мусульманского судьи в эпоху гораздо более раннюю, чем принято считать.

66 Касим б. Хилал ал-Кайси (ум. в 231/845-46 или 237/851-52 г.), кордовский ученый-правовед. Учился в ал-Андалусе (ученик Зийада б. 'Абд ар-Рах-мана Шабатуна) и за его пределами у мединских и египетских приверженцев маликитского мазхаба (в их числе —' Абдаллах б. Вахб и 'Абд ар-Рахман ал-Касим). Известен как знаток маса'ил («казусов»), не обладавший по-.знаниями в науке о хадисе. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с 289, № 1046. п_'Абд ар-Рахман б. ал-Касим ал-'Утаки (132/749—191/806), египетский ученый-маликит. На протяжении двадцати лет посещал в Медине занятия Малика б. Анаса, став одним из самых заметных его учеников и последователей.

67 Среди учеников Ибн ал-Касима особой известностью пользовались Асад б. ал-Фурат (ум. в 213/828 г.) и Сахнун (ум. в 240/854 г.). См.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 433—448; Sezgin. Geschichte, с. 465—466.

68 'Абдаллах б. Вахб ал-Кураши (125/743—197/813), египтянин, крупный, маликитский факих и мухаддис, комментатор Корана, знаток исторического-предания. Долгие годы провел рядом с Маликом б. Анасом в качестве его ученика, снискав себе славу одного из его авторитетных последователей. Автор ряда сочинений. См.: Бойко. Литература в Египте, с. 112—121.

69 Мухаммад б. Халид ал-Ашаджж, известен под именем Ибн Мартанш (ум. в 220/835 или 224/838-39 г.), кордовец, маула эмира 'Абд ар-Рахмана I. Учился в ал-Андалусе и за его пределами (у 'Абд ар-Рахмана б. ал-Касима,. 'Абдаллаха б. Вахба и др.). Факих, не обладавший познаниями в науке о хадисе. В правление эмира 'Абд ар-Рахмана II был сахиб (или вали) аш-шурта,. сахиб ас-сук и руководителем на молитве во время пятничных богослужений. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 308, № 1099.

70 В тексте употреблен термин ал-фираса. Это специальная отрасль мусульманского знания, своего рода техника индуктивного гадания или наблюдения. Она позволяет по внешнему облику предсказывать моральное состояние, намерения и свойства человека, которые таятся в его душе и которые-не останутся в тайне, если даже их обладатель и попытается их скрыть. Эта отрасль знания формировалась под воздействием Корана, прорицательных хадисов и греческих трактатов по физиогномике, придавших ей мистический, религиозный оттенок. См.: Fahd. Firasa.

71 Чалма (имама) становится в ал-Андалусе начиная с середины IX в. отличительным головным убором законоведов-факихов. Большая часть населения страны (всех сословий) ходила обычно с непокрытой головой или же-носила шерстяные шапочки (гифара) разного цвета. Считается, что моду на чалму, равно как на калансуву и тайласан, ввел в ал-Андалусе Зирйаб (см. примеч. 22 к «Главе о жителях Кордовы...»). См.: Stillman. Libas. Любопытно отметить, что Йахйа б. Йахйа, выражающий здесь нежелание носить чалму, все же появлялся в ней. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 46, № 1554.

72 Йахйа б. Мудар ал-Кайси (уб. в 189/809 г.), кордовский законовед, ученик Суфйана ас-Саури и Малика б. Анаса. Был казнен за участие в заговоре с целью свержения эмира ал-Хакама I, который вылился в мятеж в. кордовском предместье ар-Рабад, См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 43, № 1551.

73 Мухаммад б. 'Абдаллах б. Мухаммад ал-Хаулани, известен как Иб» ал-Кун (ум. в 308/920-21 г.), родился в Беже, жил в Севилье. Маликитский. законовед, нотариус. Помимо ал-Андалуса учился в Мекке и Фустате. Сторонник умозрительного метода в решении религиозно-правовых вопросов. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 330, № 1175.

*1 Вар.: Ибн Хаджар. Тахзиб, т. 10, с. 211.

*2 Вар.: там же. Согласно этому варианту, в поисках списков сочинении Му'авийи б. Салиха в ал-Андалус приезжал Мухаммад б. Ахмад б. Аби Хайсама.

*3 Вар.: *Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мядарик, т..1, с. 352 —353.

*4 Вариант перевода: «ниспослано».

*5 Коран XII, 56. 4

*6 Ср.: Коран II, 113/119, 209/213.

*7 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 349 —350.

*8 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 493 —494; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 558 —559.

*9 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 493.

*10 Читаем по рукописи — таматту', в издании — таманну'.

*11 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 495 —496; ад-Дабби. Бугйа, с. 52, № 69; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 555.

*12 Переведено по рукописи. Вариант перевода по изданию: «Он не проявлял снисходительности к нарушителям запретов».

*13 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 494 —495.

*14 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 502; ад-Дабби. Бугйа, с. 52, № 69; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 556; ан-Нубахи. Ал-Маркаба,. с. 48.

*15 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 502; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 556.

*16 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 494.

*17 Вар.: там же, с. 497.

*18 Вар.: там же.

*19 Вар.: там же, 9-499.

*20 Вар.: там же, с. 499 —500.

*21 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 500 —501; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 555.

*22 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 501; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 556 (без ссылки на ал-Хушани).

*23 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 501.

*24 Вар.: там же, с. 500.

*25 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 496; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 557.

*26 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 496; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 557.

*27 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 499.

*28 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 26 —27; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 48.

*29 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 497; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 48.

*30 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 498; ан-Нубахи. Ал-Мар-жаба, с. 48.

*31 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 494.

*32 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 498; ад-Дабби. Бугйа, с. 53, № 69; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 556 —557.

*33 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 504.