МОВСЕС ХОРЕНАЦИ

ИСТОРИЯ АРМЕНИИ

Книга II.

Глава 68.

Царственные роды, от которых произошли парфянские племена 2

"Священная История представляет нам Авраама двадцать первым патриархом, начиная от Адама. От него-то [Авраама] происходит народ парфянский. Ибо говорит [Писание]: по смерти Сарры Авраам берет себе в жены Х’еттуру, от которой родились Емран и его братья, которых Авраам, при жизни своей отделив от Исаака, отправил в землю восточную. От них-то происходит народ парфянский, а от последнего — Аршак Храбрый 3, который, свергнув македонское иго, воцарился в земле К’ушанов 31 год; после него сын его Арташес — 26 лет; за ним сын его Аршак, названный Великим 4, который убил Антиоха и брата своего Вахаршака поставил царем в Армении 5, назначив его вторым по себе. Сам он отправился в Бахл 6, утвердил [там] свой престол [и царствовал] 53 года. Поэтому потомки его были названы Пахлавами 7, как и потомки брата его Вахаршака по имени предка названы Аршакуни".


Книга II.

Глава 67.

Как Агафангел рассказывает вкратце 8

"Как мы сказали, от Вахарша царскую власть наследует сын его Хосров, отец святого Трдата Великого 9. Агафангел, искусный секретарь Трдата, рассказывая вкратце о Хосрове и его сродниках, говорит между прочим и о смерти парсийского 10 царя Артавана, о сокрушении парсийского владычества Арташиром, сыном Сасана, о покорении Парсов его власти; об отмщении ему К’осровом, отцом Трдата, опустошившим землю Парсов и Ассирию своими нашествиями и набегами. Засим историк продолжает: "Хосров отправился на родину свою — в страну к’ушанов 11 просить сродников своих прийти на помощь, дабы противостоять Арташиру. Но они, говорит историк, не послушались его и предпочли жить под властью Арташира, нежели сродника своего и брата. Впрочем, Хосров без их помощи отмстил своему врагу и в продолжение десяти лет не переставал опустошать всю [его] землю..."


Книга II.

Глава 72.

Хосров, получив помощь от Филиппа, идет войною на Арташира 12

"По причине смут, возникших в империи, Филипп 13 не мог найти для римских легионов досуга и послать их на помощь Хосрову; но он помог ему грамотой, приказав всем провинциям ему содействовать. Получив такое повеление, спешат к нему на [43] помощь из Египта и из пустыни до берегов Понта. С таким множеством войска Хосров идет на Арташира, дает ему сражение, обращает в бегство и отнимает у него Ассирию и другие страны с царским местопребыванием.

Хосров вторично отправляет послов к сродникам своим из Парфян и Пахлавиков и ко всему воинству земли К’ушанов [с вызовом] прийти к нему на отмщение Арташиру, обещая им поставить царем достойнейшего из них, дабы не переходила от них [к другому] власть [царская]. Но вышеупомянутые роды Аспахапета 14 и Сурэна 15 не изъявили на то согласия; и потому Хосров возвращается в нашу страну не столько довольный победой, сколько огорченный отказом своих сродников. Тогда возвращаются к Хосрову некоторые из его послов, отправленные к благороднейшему племени, живущему в самой внутренней части того государства, а именно в Бахле; приносят ему весть, что сродник твой — Вехсачан 16, с родом своим — Карэном-Пахлавом 17, не покорился Арташиру, а является к тебе на твой зов".


Книга II.

Глава 74.

О приходе Анака и зачатии святого Григория 18

"Арташир, обращенный в бегство и преследуемый Хосровом до Индии, делает большие обещания своим сатрапам: если кто-нибудь избавит его от Хосрова посредством ли яда, или тайным [44] ударом меча, тому он обещал различные дары. "В особенности вам, Парфянам, легко, говорят он, под видом притворной дружбы обмануть его под личиною родства и уловить Хосрова в сети, [в чем] он вполне на них полагается". Он обещал возвратить им собственный их дом, называвшийся Пахлавом, престольный город Бахл 19 и всю страну К’ушанов. Он обещал им даже царские регалии и свиту, половину Арии и право быть вторым по себе".


Книга II.

Глава 73.

Хосров снова идет на Арташира, но без помощи Римлян 20

"Хотя сильно обрадовался Хосров [вести] о приходе своих сродников, однако радость его продолжалась недолго: вскоре он получил печальное известие, что Арташир во главе всего своего [45] войска лично пошел по следам Карэна-Пахлава, настиг его и предал мечу весь его род, истребил детей мужского рода, начиная от юношей до грудных младенцев, кроме одного мальчика, которого один из друзей дома Карана, по имени Бурз, взяв, ушел в землю К’ушанов и доставил его к его родственникам. Арташир, несмотря на все свои старания иметь этого мальчика, не мог получить его от дружных между собою его родственников до тех пор, пока против воли не дал клятву не покушаться на жизнь его. По этому случаю Парсы выдумали насчет его тысячи сказок, [говоря, что] "ему служили бессловесные животные". Этот и есть Перозамат, предок великого рода Камсараканов 21...".


Книга II.

Глава 74.

О приходе Анака и зачатии святого Григория 22

"Анак 23, из рода Сурэна-Пахлава, обольщенный этим, принял на себя убить Хосрова и под предлогом переселения уходит тайком от Арташира...

По прошествии двух лет после прихода своего в Армению, на третьем году, Анак убивает Хосрова, царствовавшего 48 лет, и сам он погибает со всеми своими. Божественное Провидение сохраняет только того, кто по Божьему Провидению и по благодати Апостола, будучи сотворен и еще во чреве матери просвещен, получает благодать апостольства".


Книга II.

Глава 81.

Происхождение рода Мамиконеанов 24

"Арташир, сын Сасана, по кончине своей оставляет царство парсийское сыну своему Шапуху 25. В его дни приходит в Армению предок рода Мамиконеанов из северо-восточных стран, из земли славной и великой, первой между северными народами, я говорю о земле Тченов 26, о которых так гласит сказание.

В год прекращения жизни Арташира [прибыл] некто Арбок Тченбакур, что значит на их языке "честь государства"; он имел двух молочных братьев, называвшихся Бхдохом и [46] Мамгуном: [оба] великие сатрапы. Бхдох оклеветал Мамгуна, вследствие чего царь Тченов, Арбок, велел умертвить Мамгуна. Последний, узнав о том, не явился на зов царя, но со всеми своими домочадцами убежал к парсийскому царю Арташиру. Арбок отправляет за ним послов к царю; и когда Арташир отказал царю в просьбе, царь Тченов стал готовиться идти на него войною. Но Арташир вскоре умирает, и вступает на престол Шапух.

Хотя Шапух не выдает Мамгуна, но и не оставляет его в арийской земле, а отправляет его, как странника, со всеми домочадцами в Армению к своим правителям. [Потом] посылает к царю Тченов сказать: "Да не покажется тебе противным, что я не выдал тебе Мамгуна: мой отец поклялся светом солнца за его безопасность. Но, чтобы успокоить тебя, я его прогнал из своего государства на край света, где заходит солнце. Для него это то же, что смерть. И потому пусть не будет войны между мною и тобою". И как Тчены миролюбивее всех народов, живущих на лице земли, как рассказывают, то Арбок соглашается на примирение. Из этого ясно, что, действительно, народ Тченов миролюбив и животолюбив.

Дивна и страна их обилием всех плодов. Она украшена всеми растениями; богата шафраном, шелком, павлинами; в ней множество диких коз и чудовищ — ослов-оленей. Говорят, что фазан, лебедь и тому подобное, составляющее у нас изысканную пищу, и то для немногих, там — пища общая. У вельмож счета нет драгоценным камням и жемчугу. Одежда, считаемая у нас роскошною и не многим доступною, у них во всеобщем употреблении. — Это о земле Тченов".


Комментарии

1. С середины III в. до н. э. по 226 г. н. э. в Иране правила парфянская династия, известная в литературе как династия Аршакидов. Она была названа по имени родоначальника этой династии — Аршака I (250-246 гг. до н. э.), который, по свидетельству античных историков, был выходцем из Средней Азии (А. П. Бокщанин. Парфия в Рим. Ч. 1. М., 1960, с. 181-183; см. также: Б. Г. Гафуров. Таджики..., с. 103-105).

Первоначально образованное на территории Средней Азии, Парфянское царство в дальнейшем превратилось в мощную империю Аршакидов, существовавшую около 500 лет. Ветви этой династии царствовали в Армении и в Кушанском государстве, появившемся на территории Средней Азии в начале I в. н. э.

2. История Армении Моисея Хоренского. М., 1893, с. 115.

3. У греческого историка II в. Арриана по вопросу об отделении Парфии от государства Селевкидов говорится следующее: "Парфяне относятся к скифскому племени; подчинившись вместе с покоренными персами македонянам, они отпали по следующее причине: было двое братьев Арзаккидов — Арзак и Тиридат, преемники Фриапата; назначенный Антиохом Теосом сатрап этого края Ферекл хотел учинить насилие над одним из братьев, они же, не стерпев позора, убили злодея; затем, сообщив пятерым соумышленникам свой план, братья побудили народ отложиться от македонян и захватили власть" (Arrianus, Parthica. tr. 1. Phot. cod. 58).

4. Аршак Великий, брат Аршака I Трдата (Тиридата), принявший имя Аршак II (246-211 гг. до н. э.), был провозглашен первым царем Парфии. Именно к нему следует отнести указание римского историка II в. Юстина о том, что "Арзак приобретением и устроением царства" сделался "достопамятным для Парфян, не менее как Кир для персов, Александр для Македонян, Ромул для Римлян" (см.: Всеобщая история Юстина, извлеченная из бытоописаний Трога Помпея. СПб., 1829, с. 396).

5. О назначении Вагаршака царем Армении и об отправке им сирийца Мар Абаса Катины к своему брату, парфянскому царю Аршаку, с целью добыть в Ниневийском архиве памятник по древней истории Армении рассказывают главы 8 и 9 Первой книги "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци.

Необходимо отметить, что вся эта история о письме Вагаршака и об архиве в Ниневии недостоверна. В период зарождения Парфянского царства Ниневия давным-давно была разрушена. (см.: М. Абегян. История древне армянской литературы, с. 147).

6. Бахл — Бактра древних греков, столица Бактрии. Бахл упоминается еще в Бехистунской надписи ахеменидского царя Дария Гистаспа (VI в. до н. э.). У армян название Бактра идет со времени Мар Абаса: "Бахл шахастан кушанац" *** "Бахл, столица кушан". Староперсидская форма звучит как Бактрис; в результате закономерного развития это название еще длительное время должно было сохраняться в Западной Ариане. Отсюда, как справедливо отметил Нёльдеке, сирийская форма данного названия — "Бактричинен" и "Бакртиеч", возникшая в начале III в. н. э., фигурировала в "Книге законов стран" и не могла иметь греческое происхождение. На персидскую форму происхождения указывает также арабское название *** "Бактрийский верблюд".

В пехлевийском романе, переведенном с сирийского языка и посвященном Александру (Македонскому. — Л. Т.), последний говорит: Я приказал моему Фаланаксу (военачальнику. — Л. Т.) расположиться лагерем в одной из местностей Бактрии, и в течение пяти месяцев мы оставались там. Я приказал здесь построить большой город и из-за его чудесной красоты и достопримечательностей этой местности я приказал, чтобы он имел двойное название, и поэтому я ему дал название "Часть Кусти", что по-персидски означает Бахл..." ( J. Marquart. Eransahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenaci. с. 87).

7. Династия Аршакидов именуется также Пахлавуни, поскольку историческая традиция считает ее родиной Бахл, или Пахлав. Поэтому можно считать, что язык пехлеви получил свое название от того, что был литературным языком времен Аршакидов — Пахлавов. В дальнейшем "пахлав" стал синонимом слова "герой" (*** — силач, у армян *** — могущественный, статный).

8. История Армении Моисея Хоренского, с. 114.

9. При Тиридате Великом — Трдате III (298-330) христианство было провозглашено государственной религией Армении. Согласно исторической традиции, это событие произошло в начале IV в. — в 301 или 313/314 г. Есть и иные точки зрения. Например, Сен-Мартен датирует обращение армян в христианство 276 г.

10. Парфянского.

11. Армянские историки называли страной кушанов Бактрию, выходцами из которой были Аршакиды. Поэтому армянские историки именуют "страну кушанов" своей родиной.

12. История Армении Моисея Хоренского, с. 118.

13. Филипп — римский император (244-249).

14. Аспахапет-Пахлав — парфяно-армянский род. Слово "аспахапет" означает "начальник кавалерии".

15. Сурэн — парфяно-армянский род, давший много известных военачальников. В период римско-парфянских войн в середине I в. до н. э. парфянский полководец Сурэн приказал отрубить римскому полководцу Марку Крассу голову и послал ее парфянскому царю Ороду, который в то время находился в столице Армении — Арташате и вместе с армянским царем Артаваздом II (55-34 гг. до н. э.) присутствовал на представлении трагедии Эврипида "Вакханки" и участвовал в торжествах, связанных с заключением армяно-парфянского союза (см.: История армянского народа. Ер., 1972, с. 93).

16. Вехсачан — кушанский царь Васудева.

17. Карэн-Пахлав — парфяно-армянский род.

18. История Армении Моисея Хоренского, с. 119-120.

19. Как мы уже отмечали, престольный город Бахл и вся страна кушанов, именуемая древними армянскими писателями "собственным их домом", — "родина" армянской ветви династии Аршакидов, находившейся в родственных отношениях с кушанской ветвью той же династии. С. П. Толстов отмечал династийную связь между кушанской, аршакидской и хорезмо-кангюйской династиями. При этом он руководствовался не только сведениями, имеющимися в армянских источниках, но и нумизматическими данными (см. С. П. Толстов. Древний Хорезм. М., 1948, с. 235). Затем положение о существовании ветви кушанских Аршакидов в Средней Азии было высказано К. В. Тревер, которая писала: "Великий кушанский царь был Аршакуни (Аршакид) — деталь, которая до сих пор историками Средней Азии не учитывалась" (К. В. Тревер. Кушаны, хиониты и эфталиты по армянским источникам IV-VII вв. — "Советская археология". Т. XXI. М.-Л., 1954).

В III в. среднеазиатские кушанские цари перенесли свою столицу в Согд — в Кушанию (около нынешнего Катта-Кургана), а индийские кушаны — в Пешавар. Таким образом, можно предположить разделение кушанской империи на две части; произошло это, по-видимому, в III в. Данная гипотеза принимается американским востоковедом Ричардом Фраем (см.: "Наследие Ирана". М“ 1972, с. 278) и немецким иранистом Р. Гёблем (см.: Е. В. Зеймаль. Кушанская хронология, с. 50-51).

20. История Армении Моисея Хоренского, с. 110.

21. Род Камсаракан владел гаварами (областями) Ширак в Аршаруник.

22. История Армении Моисея Хоренского, с. 120.

23. Анак — согласно исторической традиции, отец Григория Просветителя.

24. История Армении Моисея Хоренского, с. 126-127.

25. Шапур I (242-273) — преемник основателя династии Сасанидов Арташира I Папакана.

26. Тчены (или чены) — так называли древнеармянские авторы китайцев (Тчен — Китай). В целом, на наш взгляд, этот термин является собирательным. Под ним можно понимать и те народы Средней Азии, которые в древние времена населяли граничащие с Китаем территории и подвергались нашествиям с его стороны.

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии V-VII вв. М. Наука 1979

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1979
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1979