ГВАНЬИНИ АЛЕКСАНДР

СПОСОБ ЗАПАШКИ ЗЕМЛИ И ПОСЕВА ХЛЕБОВ

В БЕЛОРУССИИ И В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В КОНЦЕ XVI И НАЧ. XVII ВЕКА 1.

(Перевод с латинского).

«Прежде всего, летом, начиная около Петрова дня и продолжая до дня Успения Пресвятой Богородицы, обыкновенно вырубаются леса и кустарники. Очищенное таким образом место называется лядою (lada). Если же лес густой, то, покрыв (срубленный лес) сверху соломою, так и оставляют на зиму. При наступлении же весны, после Пасхи, когда солнце начнет уже порядочно пригревать, место означенной вырубки, вновь покрывается сверху и снизу соломою и выжигается дотла, потому что, если б земля там не выгорела, то, конечно, не дала бы никакого урожая. В этих же видах собирается не перегоревшее дерево, сваливается в кучи и вновь сжигается. На такой выжженной земле, очищенной от углей и головней, сеют сперва пшеницу (triticum); посеянные семена слегка вспахивают и забороняют. На Руси для этого достаточно одной лошади; литвины же обыкновенно пашут на волах, которые впрягаются за рога и таким образом тащат плуг. Там бывает всегда такой [326] урожай, что можно бы утверждать, что там-то и родилась Церера (Cererem in illis regionibus natam affirmares 2).

Таким же точно порядком сеется, жнется и убирается ячмень, только под него вырубается лес покрупнее, и земля требуется потучнее, чем под пшеницу. На такой пашне местные жители сеют обыкновенно лет шесть-восемь сряду, без всякого навозного удобрения.

Если нужно очистить под пашню лес рослый и толстый, как, например, сосну, ясень, дуб 3 и т. п., тогда его не вырубают, а только обрубают у дерев сучья и молодые побеги, чтобы они не препятствовали доступу солнечных лучей на пашню. Один человек, взобравшись на одно какое-либо дерево, может, не слезая, очистить от сучьев все деревья. Для этого имеется особый веревочный для сиденья снаряд, вроде стремени (stapeda), соразмерный с сидящим там человеком и привязанный к дереву посредством длинной веревки. Сидя на подобном снаряде (работник), легко перетаскивается мальчиком от одного дерева к другому посредством другой веревки; кроме того, у бедра работающего человека привязана загнутая палка, для того, чтобы, при приближении к дереву, сильнее ухватиться за него 4.

Таким-то образом обрубают сучья от верхушки дерева до корня. С наступлением лета, обрубленные сучья, как сказано выше, сжигают, а пашня приготовляется под посев.

Рожь на такой пашне сеется к зиме после уборки пшеницы или ячменя; под рожь, однако, необходимо два раза поднять землю плугом. Сеять рожь начинают около Успения Пресвятой Богородицы, т. е. около 15 августа; и если нерадивый земледелец не успеет посеять до праздника Рождества Пресв. Богородицы, т. е. в течение четырех недель, то земля не принесет ему обычного плода. [327] Посеянная таким образом рожь называется озимою (siliginem hyemalem); та же, которая сеется весною, называется яровою (aestivalem).

Существует и другой, недавно изобретенный способ посева на выжженной и очищенной от леса, вышеописанным порядком, почве: к двум частям ячменя примешивают третью часть ржи, и эту смесь сеют весною в урочное время. Ячмень дозревает, жнется и убирается с поля в то же самое лето; рожь же из-под ячменя, едва поднявшаяся из земли, в виде густой травы оставляется на зиму. На следующий год эта рожь бывает так урожайна и густа, что чрез нее с трудом можно проехать верхом, и так высока, что едва можно видеть едущего верхом человека; притом, одно зерно дает тридцать и более колосьев.

Русские (Ruteni) вспахивают всякую почву обыкновенно одною лошадью, так как земля у них сама по себе мягкая.

Во всей же почти Сарматии наблюдается такой порядок посевов. После Пасхи, прежде всего сеют пшеницу, потом яровую рожь, известную там, вследствие того, что она сеется летом, — под названием ярицы (jarzycza), в отличие от ржи, которая сеется, как сказано, к зиме, около Успения Пресв. Богородицы, и называется озимью (ozimina). Последняя, будучи посеяна летом, не принесла бы никакого плода, равно как и ярица, если бы посеять ее, вместо ржи, на зиму, хотя зерно той и другой сходны между собою и, по-видимому, однородны; если сеять их в несоответственное время, то из них ничего не вышло бы, разве только получилась бы ничтожная трава.

Итак, поляки, литвины и червоноруссы 5 с мазурами и пруссами, находясь под влиянием более теплого климата и в более умеренных странах, сеют яровую рожь около праздника Пасхи, так что далеко предупреждают посевом и белорусов, и [328] москвитян, которые, вследствие более неблагоприятного климата, должны сеять гораздо позже; но жнут иногда одновременно 6.

Удивительное дело! — ярица, посеянная иногда спустя лишь несколько недель после Пасхи, созревает, как следует, в течение того же самого лета, так что через каких-нибудь недель восемь ее уже жнут и убирают с поля.

Горох (pisa vulgariter groch) сеется около дня св. Адальберта 7. Горох сушат и заготовляют в прок 8. Овес и ячмень (avena et hordeum, vulgariter owies et jeczmien) сеются обыкновенно после празд. Пятидесятницы.

Cicer 9 у поляков татарка, у русских и литовцев гречиха (grecicha) — сеется одиннадцать недель после Пасхи, около Петрова уже дня.

Репу (rapa) сеют около Иванова дня. В то же самое лето ее убирают с поля и сберегают в домах; таким образом, вынесенное из амбара (ex penu) для посева зерно возвращается чрез 10, а иногда, при благоприятной погоде, и чрез 8 недель в тот же самый амбар, принося своему хозяину еще стократ больший плод.

Все поляки, червоноруссы (столица которых — Львов-Leopolis) 10, мазуры (Mazovitae), силезцы (Sylesi), пруссы (Pruteni) и некоторые литовцы сберегают хлеб в житницах и в больших скирдах (acervos); у иного хорошего хозяина можно иногда видеть 400-600 таких скирд, стоящих в виде высоких четырёхугольных башен, лет до 15-ти и долее.

Белорусы же, все москвитяне и литовцы тотчас убирают [329] сжатый и вымолоченный хлеб с поля и хранят в амбарах (in penu); некоторые же имеют обыкновение хранить хлеба в вырытых в глухом лесу подземельях, старательно обложенных внутри древесною корой. Туда же бедняки сносят все съестное, полти сала (carnes porcinas salsas) и прочие жизненные припасы, а также одежду и лучшую домашнюю утварь, особенно во время войны, для предохранения как от неприятеля, так равно и от своих солдат» 11.

Сообщил А. Сапунов.


Комментарии

1. Arandi seminandique modus in Russia Alba Mochoviae confine et in magno ducatu Litwaniae… Эта интересная земледельческая заметка находится в соч. Sarmatiae Europeae deseriptio… Alexandri Gwaqnini Veronensis. Cracoviae, 1578-а. В польском переводе Хроники Гваниньи (Kronika Sarmacyi Europskiay Alex. hrabi Gwagnina, 1611г.) есть некоторые отступления от латинского текста; все такие отступления указаны мною в своем месте. Итальянец Гваниньи (род. в 1538 г., ум. в 1614 г.), в течение 10 лет был ротмистром в Витебском замке.

2. В польском издании: «tam Ceres Bogini zboza rodzila».

3. В польском изд. «brzozy» — березы.

4. В польском издании: «для этого имеется особый снаряд, вроде носилок (nosidla), соразмерный с работающим там человеком. Сидя на подобном снаряде, (работник) снует (snuiac) от одного дерева к другому, сучья же притягивает к себе привязанною у бедра его загнутою, в виде крюка, палкой".

5. В латинском подлиннике стоит «Ruteni nigri» — черноруссы; но здесь, очевидно, дело идет не о черноруссах, а о червоноруссах; это подтверждается и тем, что в польском современном переводе поставлено «Rus podgorska» — Русь, лежащая у гор (конечно, Карпатских). Червоноруссы — галицко-русские малороссы; черноруссы же живут к западу от Минска, к Вильне и отчасти к Гродне; они принадлежат к Белорусскому племени.

6. В польском издании добавлено: «Бывают, впрочем, случаи, что белорусы и москвитяне и сеют одновременно с жителями Польши».

7. В польском издании: Св. Войцеха, т. е. 24 апреля.

8. В польском издании добавлено: «Горох достаточно просушивается и долгое время сберегается у гумна на лестницах (w drabinach), называемых там азародами (ozierodami). Азарода — переплет на столбах, сделанный из жердей для пересушки хлебных снопов, в роде лестницы (См. Словарь Белорусского наречия, Носовича).

9. Cicer — по-латыни — горох; но здесь, очевидно, говорится о гречихе.

10. См. прим. 5.

11. В польск. изд. «Белорусы же, все москвитяне и литовцы тотчас убирают всякий хлеб с поля в черные избы, называемые у них овинами или гриднями (do izb czarnych, ktore oni juwiami albo hridniami zowia). Там его сушат и, вымолотив разом, одни ссыпают в амбарные засеки (do samsiekow spizarnych); а другие прячут его в подземельях, нарочно вырыв для этой цели в глухих лесах ямы и хорошенько осмотрев их изнутри, чтобы хлеб не гнил» ...

Текст воспроизведен по изданию: Способ запашки земли и посева хлебов в Белоруссии и Великом Княжестве Литовском в конце XVI и начале XVII столетий // Полоцко-Витебская старина, Книга III. Витебск. 1916

© текст - Сапунов А 1916
© сетевая версия - Тhietmar. 2016
© OCR - Кудряшова С. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Полоцко-Витебская старина. 1916