Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЯН ДЛУГОШ

АННАЛЫ ИЛИ ХРОНИКИ СЛАВНОГО КОРОЛЕВСТВА ПОЛЬШИ

ANNALES SEU CRONICAE INCLITI REGNI POLONIAE

КНИГА ПЕРВАЯ

Как после всемирного потопа около времени строительства Вавилонской башни Бог Совершеннейший и Величайший разделил единый еврейский язык, существовавший от сотворения мира до этого поры, на семьдесят два языка; и каким образом потомство Ноя, вследствие различия языков и последовавшего отсюда расхождения и противоречия в обрядах, наполнило части света, а именно, Азию, Африку и Европу (границы которых также описываются).

Человеческий род, в самом своём творении и устроении в чистоте и невинности заключённый в первом нашем родителе Адаме 1 (которого Бог решил сделать вторым после себя господином, если бы только он был более послушен голосу Творца, нежели искусителя, которого он сотворил и вылепил по собственному подобию, чуть менее совершенного, чем ангелы, благороднейшего среди тварей и призванного повелевать этими тварями по своему произволу, вдохнув в него разумную душу, умеющую отличать зло от добра) в то время как впервые, вопреки повелению Господнему вкусил плод с запретного древа, был изгнан из райских кущей на землю, покрытую терниями и колючками, чтобы в поте лица и скорбной горести добывать хлеб; затем, в то время как по прошествии времени этот род запятнал и исказил себя отвратительной похотью, требуя надлежащей кары за незаконное своеволие, бродя, как странник и скиталец, по земле несчастья, Бог, раздражённый человеческими поступками, совершенно уничтожил его водами потопа, сохранив для удержания основ веры и в награду за труды только восемь душ; когда по милости Божьей катастрофа улеглась, [человечество], впав в то же лицемерие, какое Адам навлёк в раю на себя и на своё потомство, вознамерившись погибнуть благодаря лукавству древнего врага, начало с равной греховностью свирепствовать против Бога и, рассчитывая хитростью вернуть себе запрещённое или, скорее, утерянное из-за прегрешения прародителей бессмертие и продлить весьма краткий срок жизни, который допустил Бог, в 201 году после потопа, по наущению и убеждению гиганта Нимрода, сына Фанана 2, постановило по общему решению, за общий счёт и общими усилиями, построить между Нубией 3 и Египтом Вавилонскую башню 4 до неба, из обожжённого кирпича, вместо извести и песка обмазывая и скрепляя его смолой, которую этот край всюду производит на свет прямо из земли, из желания сровняться с Всевышним. Толщина её основания была 300 футов, чтобы возводимая постройка, так как она постепенно сужалась, стояла прочнее; чтобы ввиду своей высоты и мощи она, отринув всякий страх, могла стоять впредь счастливо и безопасно против любых несчастий, сдержала бы и отразила как прилив волн, так и прочие, вынесенные против неё приговоры Божьи, чтобы [человечество] жило по своему усмотрению, без подчинения и какого-либо закона. Но Бог, показав себя милосердным к сыновьям Адама, как то и обещал, не стал, согласно договору, который он заключил, карать это дерзкое и, притом, безрассудное и надменное преступление строивших башню насыланием потопа, который покрыл бы и истребил всё на свете; но, чтобы нечестивые усилия не продвинулись дальше, он единый еврейский язык, на котором все говорили и понимали его, и который только и был тогда в употреблении, происходя от Адама до этого времени, разделил на 72 языка, чтобы смешать надменный образ мыслей и речи строивших и прекратить постройку башни, которая изрядно выросла. Ибо потомство Ноя расположило свои места обитания и жилища в Халдее 5, Дамасской Сирии и Великой Армении 6, или Ассирии, в которой расположена Ниневия 7; прочие области Азии, Африки и Европы, не ухоженные из-за малого количества людей или населения, доступные только диким зверям и птицам, представляли собой голую пустыню, пока гордыня, смешав первоосновы нашего рода, не разобщила его посредством разделения единства обычных языков; из-за этого последовало различие и разнообразие в нравах, сообществах, душах, поступках, законах, мнениях, обычаях, обрядах; разобщённые скорее из-за ненависти, чем из-за языков, люди разошлись в поисках новых мест обитания и для заселения новых земель. И в то время как сыновья Сима разделились на 22 языка, а сыновья Хама – на 33, заняв Африку, сыновья Иафета, которым досталось 17 языков, получили в вечное наследство всю Европу.

Европа же, беря начало от реки Танаис, которую поляки на своём языке называют Доном, а татары – Эдилом 8, ограничена с одной стороны Тирренским 9, а с другой – Северным и Гадитанским океаном 10. Танаис, начинаясь в Рифейских горах 11, течёт столь стремительным потоком, что, когда соседние реки Меотида 12 и Босфор часто сковываются льдом, он один, вырываясь из обрывистых гор, никогда не твердеет от скифских морозов, [образуя] знаменитую границу между Азией и Европой, одну часть [света] завершая, другую начиная. А Гадитанский пролив в пределах Галлации 13, получив название от Геркулесового Гадеса 14, образует другую границу. Северный океан, который в северной части иногда именуется Сарматским морем, потому что сарматы или поляки 15 владеют на его берегах областями и городами (из них наиболее известны два – Любек, который по-польски зовётся Булковец 16, и Гданьск, населённые поляками), содержит в себе множество островов, а именно, Скандию 17, Фризию, Скоттию 18 и Ибернию 19, а также другие, куда меньшие области. К югу от этого Гадеса [находится] Тирренское море с островами, которые ограждены Тирренскими берегами, а именно, Майоркой, Миноркой, Ивисой, Форментерой 20, Корсикой, Сардинией, Сицилией, Митиленой 21, Венецией, Критом, пока не дойдёшь до Меотийского болота. Кроме того, в Европе расположен город Византий, или Константинополь. Итак, всеми этими пределами вплоть до Гадиры 22, которая вместе с Пеллой замыкает Декаполис, семь сыновей Иафета, а именно, Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас, или Фориас, владели в своих родах, языках и челяди 23. Вот три сына Гомера: первый – Аскеназ 24, от которого [пошли] сарматы, или савроматы 25, которых греки называют царскими 26, а от них произошли калабры, сикулы 27, апулы и латины, которые населяют Лациум. Второй – Рифат 28, от которого [пошли] пафлагонцы, которые из Пафлагонии, пограничной с Галатией 29, перебрались в Италию и стали зваться энетами 30, и от них произошли венеты, лигуры 31 и эмилии 32. Третий – Фогарма 33; от него [пошли] фригийцы, которые назвали свою землю Фригией 34. Четыре сына Иавана 35: первый из них – Елиса, от которого [пошли] греки, которые зовутся элейцами 36. Второй – Фарсис 37, от которого [произошли] киликийцы 38, которые населили Киликию 39, чья столица [Тарс]. Третий – Киттим 40, от которого [пошли] киттимцы киприоты (и согласно этому, Кипр был сыном Иафета, а не сыном Сима), чей город зовётся Китий 41. Четвёртый – Доданим, от которого [пошли] родосцы, чем город зовётся Родос. От Гомера, сына Иафета, [произошли] галаты, которые на латыни зовутся галлогреками 42; ибо некогда сеноны галлы 43, захватив часть Греции, назвали её Галисией 44 – от галлов и греков. От Мадая 45 [пошли] меды, от которых получила название Мидия. От Иавана [пошли] ионийцы, или греки, от которых [получило название] Ионийское море и от которых произошли греки, которые населили Трою и её пределы 46. Когда она была разрушена, Приам 47 и Антенор 48 добрались по морю до Венеции; из них Приам, после того как Антенор умер и был погребён в Падуе, занял со [своими] спутниками Германию, которая и была названа Германией от него и его брата Антенора 49, а ныне зовётся Тевтонией от Тевто, или Меркурия 50, латинянами же звалась Леманией 51 по реке Леман 52; она содержит следующие земли: Лотарингию, или Брабант, Вестфалию, Фризию, Тюрингию, Саксонию, Швабию, Баварию, Франконию; оттуда они вторглись в Галлию, и она от крушения отечества 53 и их свирепости 54 была названа Францией. Точно так же по морю придя из Трои, Брут 55 ту землю, что ныне зовётся Англией, назвал по своему имени Британией; от него также носит своё имя и древняя Сильвания 56, а ныне Малая Британия по ту сторону моря. От Мешеха 57, сына Иафета, [пошли] каппадокийцы, чья столица Мазака 58, которую кесарь Тиберий 59 назвал по своему имени Кесарией. Фирас, от которого [произошли] фракийцы, так сказать фирасцы, и по имени своего отца назвали населённую ими землю Фракией. Шестой сын Иафета – Фувал 60, от которого произошли иберы, они же испанцы, которые сперва звались кетубелами, то есть как бы товарищами Фувала 61; заметив звезду, которая скрывается там после заката, её вечерний заход, они назвали звезду Геспером 62, а отечество по названию звезды Гесперией. Но, построив деревни и селения возле реки, которая ныне зовётся Ибером 63, они, бывшие ранее кетубелами, изменив имя, стали, наконец, зваться по реке Иберу кельтиберами, а принадлежавшую им область, которая ограничена Океаном и Тирренским морем 64, Ибером и Пиренейскими горами, назвали Кельтиберией; позже она получила название Испания от правившего в ней Испана. Седьмой сын Иафета – Магог, от которого [происходят] скифы, которые зовутся также массагетами, готы, свевы, аланы и гунны 65.

Таковы сыновья Иафета, сына Ноя, сына Ламеха 66. Первый же человек из рода Иафета, который прибыл в Европу с тремя своими сыновьями, звался Алан. Вот имена его сыновей: Исикион, Арменон, Негнон. Исикион имел четырёх сыновей, имена которых были Франк, Роман, Момавр и Бритто 67, которым впервые была названа и занята Британия. У второго же сына Алана Арменона было пять сыновей, а именно: Сох 68, Вальгот, Кебид, Бургунд, Лангобард. Третий сын Алана, а именно, Негнон 69, имел четырёх сыновей, имена которых таковы: Вандал, от которого получили имя вандалы, ныне зовущиеся поляками 70, и который по своему имени решил назвать Вандалом реку, что ныне зовётся в народе Вислой, по другому Вистулой. Второй сын Негнона – Тарг 71, третий – Саксон, четвёртый – Богор 72. Итак, от Исикиона, первенца Алана, произошли таким образом франки, римляне и прочие латиняне и алеманны. От второго сына Алана произошли готы и лангобарды. А от Негнона, третьего сына, – разные народы по всей Европе, а именно, вся Русь до самого востока, Польша – крупнейшая из земель, Померания, Кашубия 73, Швеция, Сарния, которая ныне зовётся Саксонией, и Норвегия. От третьего сына Негнона, который звался Саксоном, [произошли] Чехия и Моравия, Штирия, Каринтия, Карниола 74, что ныне зовётся Далмацией, Лисна, Хорватия, Сербия, Паннония, Болгария, Элиша 75. Итак, рождённый от сыновей Иафета предок всех славян, выйдя из полей Сеннаара 76, пройдя Халдею и Грецию, поселился со своими сыновьями, родичами и челядью возле Понтийского моря 77 и реки Истр, которую мы теперь называем Дунаем (возникнув в германских горах, вытекая из горы, что зовётся Раурак 78, она пересекает всю Европу; беря начало у кельтов, вбирая в себя сорок почти полностью судоходных рек, она, пройдя на своём пути широкое пространство, впадает в Эвксинское море, что зовётся по народному Понтом и названо так, как угодно некоторым, от реки Эвксины, которая в него впадает, хотя прежде оно звалось Авксинским; [Дунай] впадает в Понт шестью устьями, из которых четыре настолько велики, что не смешиваются с морем на протяжении 60 000 футов, и, несмотря на горечь морской воды, сохраняет прелесть и естественный и неиспорченный вкус, не будучи побеждён в столь длительном течении). Сперва он занял Паннонию, первое и самое древнее место обитания славян 79, родное и взлелеянное ими, которое ныне стало зваться Венгрией 80, после того как лангобарды прогнали оттуда славян, а затем и сами оставили её в пользу гуннов. Оттуда он по появлении внуков заселил Болгарию, или Мёзию, Далмацию, Сербию, Хорватию, Боснию, Россию, Каринтию и Иллирик, а также прочие местности и острова этих областей и Адриатического, Ионического и Эгейского морей, гранича на востоке и юге с греками, а на западе с латинянами, италиками и немцами. В том можно усмотреть счастье славянского племени, что ему достались столь превосходные земли; ведь известно, что ни одна страна мира, кроме Индии, не даёт золота, серебра, соли, бронзы, железа, меди и прочих металлов, которые люди почитают ценными, в большем количестве, чем те земли, которыми поначалу владели славяне; и тем больше их прегрешение перед Богом, что он, решив изгнать их за преступления, уступил столь богатые и плодородные земли во владение гуннам, туркам и другим народам, показав величие своего гнева главным образом в том, что позволил варварской ярости свирепствовать против славян, а тем уходить из первоначальных мест обитания. Ибо милость Божья пожаловала славянскому племени огромные и великие дары, которые навсегда остались бы у этого народа, если бы он с более тщательной заботой соблюдал Божьи заповеди и повеления; но, поскольку они разнообразными преступлениями нарушали закон Божий, всё это было отобрано у нарушителей и передано другим племенам и народам. Из провинций же, которые Дунай разделяет от Варварского моря к Средиземному, первой является Миссия, или Мёзия, названная так от обилия урожаев 81; оттого и древние называли её житницей Цереры 82. Современники же зовут её Болгарией; на востоке она граничит с Фракией, на юге с Македонией, на западе с Истрией.

Братья Лех и Чех, выйдя из Паннонии, устремляются в соседние земли; Чех с разрешения брата захватывает Богемию и воздвигает города Прагу и Велеград.

Когда паннонские царства благодаря проживанию своих и чужих укрепились и в них были построены некоторые города и многочисленные поселения, сперва искра раздоров и ненависти, а затем грохот открытых войн и набегов, вспыхнув между внуками Иафета из-за границ земель, поселений и городов, не раз в происходивших битвах обагряли эту землю гражданской и братской кровью. Ибо они настолько умножились, что царства, которыми они владели, казались им тесными. И вот, два сын Яна, внука Иафета, Лех и Чех, которым достались Сремская Далмация 83, Славония, Хорватия и Босния, стремясь избежать риска и опасностей нынешних и будущих столкновений, с равным и согласным желанием и намерением решили, оставив родную землю, искать и заселить новые места обитания. И в то время как прочие братья остались в Паннонии, они вместе со всеми поселенцами, челядью и имуществом, какие были в их власти, вышли из Славонии, Сербии, Хорватии, Боснии и из замка Псарый 84, расположенного на весьма высокой скале, которую омывает река Гуй 85, разделяющая Славонию и Хорватию; кое-какие руины этого замка, свидетельствующие о древнем великолепии, видны до сих пор, а его древнее название до сего дня сохраняет расположенная у подножия крепости деревня Псарый, в которой у названных князей Леха и Чеха было обыкновение проживать как у себя дома и в своём имении и вершить там суд над подданными; выйдя, они устремились в соседние и ближайшие земли на запад (ибо знали, что восток был передан другим народам). Они прошли через область, которую омывают Морава, Эгра, Эльба, Молдава 86; заметив её плодородную и орошаемую водами и пастбищами почву, не имеющую, однако, возделанной земли, а только голую пустошь, Чех, младший по рождению, посредством многочисленных просьб добился у Леха, старшего по рождению брата, чтобы она была оставлена ему в вечное и наследственное владение и удел. Ибо, когда они долгое время имели общую стоянку в тех местах, точнее, на горе, которая зовётся на их языке Рип 87, расположенной между Эльбой, Молдавой и Эгрой, плодородие почвы, мягкость климата и многочисленные изгибы гор и долин настолько пленили и увлекли Чеха, одного из князей, а также его людей и челядь, что он, презрев и отказавшись от прочего, решил довольствоваться для себя и потомства этим местом. Когда же его брат Лех, другой князь, снизошёл к его просьбам, он заложил две столицы и основал два города: первый на берегу реки Молдавы, который назвал на своём языке Прагой, а второй – по течению реки Моравы и назвал его Велеградом 88; разделив землю на поселения, он построил также множество сёл и деревень, и вся земля, получив от него своё имя, и поныне зовётся Чехией, хотя латинский язык, который не мог правильно выговорить славянское название, называет её Богемией, потому что Бога (Deus) славяне на своём языке называют Богом 89. А та часть страны, которую омывает река Морава, от рощ и лесов, имеющих в себе множество зелёных равнин и травянистых дубрав, приобрела себе другое название, а именно, Моравия. Богемия, как уверяют, имеет одинаковую длину и ширину, закругляясь наподобие короны; всю её окружает лес, который древние называли Герцинским 90 и о котором упоминали греческие и латинские авторы; его орошают реки, среди которых наиболее значимыми считаются Эльба, или Лаба (беря начало в горах, которые разделяют Чехию и Моравию, она протекает по центру провинции и образует границу между Польшей, или Европейской Сарматией, и Германией), а также Молдава. Молдава протекает возле столицы Праги, где через неё переброшен каменный мост, имеющий четырнадцать сводов; возле Брно в неё впадает река Руда 91.

Лех вступает в Польшу и поселяется в ней; описывается её природа и плодородие, а также с какими землями она граничит.

Итак, Лех, попрощавшись с младшим братом Чехом, ушёл от него со своими людьми, челядью, поклажей и всем имуществом; преодолев горы и леса, которые называются древним именем, то есть Герцинскими, и окружают Польшу и Чехию, он обнаружил обширнейшую область, необитаемую из-за лесов, рощ и боров, окружённую безлюдными пустошами и некоторыми почти непроходимыми чащами, орошаемую многочисленными реками, потоками и водами, имеющую довольно хорошую почву, плодородие которой всё же не может сохраняться долго, если её не удобрять навозом, но подверженную холодам и морозу и расположенную за пределами седьмого и последнего климата 92, и поселился в ней, и первым взял её в наследство и владение себе и своему потомству; ибо животные, а также все растения сильный холод переносят более терпеливо и стойко, чем сильную жару; поэтому и Европейский край, хоть и скован зимним морозом, всё же больше освоен и обширен и по местоположению, и по народонаселению, чем Африка, иссушенная солнечным зноем, ибо и по природе своей имеет больше пространства, и не лишён ни милости неба, ни предусмотрительности жителей, отгоняющих от себя холод при помощи огня и очагов. Польская земля богата плодами, приятна фруктами, полна рыбы, вкусна молочными продуктами, шумна охотами, изобильна крупным и мелким скотом, сладка медами, хороша лошадьми, полна птицей, богата железом и свинцом, славна воском, изобильна маслом, хотя плодородие в большинстве мест отвечает уходу благодаря скорее жатве, чем уборке 93; это лесистая область, а потому богатая скотом, изобилующая молоком и травянистая. Почва в большинстве мест бедная и скудная и по природе бесплодная, но лесистая и покрытая разного рода деревьями, и вполне пригодная и для пчелиных ульев, и для выпаса скота; испытывая ввиду северного холода недостаток в вине и масле, [местные жители] вместо вина употребляют пиво, которое делают из зёрен ржи, ячменя или пшеницы. Земля в большинстве мест тучная, а в других местах песчаная, лесистая, суровая и бесплодная. Она так пропитана солью, что соль скорее извлекают из неё, чем вываривают. Она холодна из-за снега и скользка из-за льда, но целебна благодаря воздуху и дующим там ветрам. Землетрясений, от которых другие области часто страдают вплоть до разрушения и гибели городов и деревень и раскола гор, а также наводнений, она совершенна не знает, разве что как редкость и как бы в неурочное время; зерно любого вида она без всякого вреда сохраняет в течение многих лет и долгого времени, тогда как в соседней и пограничной области Паннонии, если зерно пролежит больше одного года, то оно пропадает и достаётся червям и мухам. Она имеет также серные рудники, но не слишком богатые и содержащие квасцы, а природных бань не знает вовсе. Должности и государственные чины у поляков не годичные, а пожизненные, хотя этого их обычая, как я полагаю, не одобрит вполне ни один разумный человек. Ибо ежегодно менять должности начальников и подчинённых является благом для общества и как бы некоей движущей силой для государства; от этого же [зависит] и авторитет князя, который, как мы видим, самым очевидным образом ограничен, чтобы чиновники повиновались ему более послушно и почтительно (если он может их сменять, то его бояться, или презирают, если он лишён права отстранять их от должности), ибо, в то время как надменному, которого следует удалить за надменность, не позволено будет далее оставаться в должности к погибели других, другой, более умеренный, сменив его в должности, будет опасаться такой же отставки. С севера Польша является северной частью Славонии, которая имеет соседями: с востока – Русь, с юга – Венгрия, с юго-востока 94 – Моравия и Чехия, с запада – Дакия 95 и Саксония. Граница Польского края на севере идёт от сарматов, которые зовутся также гетами, к Дакии и Саксонии, а от Фракии через Венгрию, или, вернее, Паннонию, и оттуда через Каринтию спускается к Баварии. На юге же, близ Средиземного моря она, идя от Эпира, через Далмацию, Хорватию и Истрию, доходит до берегов Адриатического моря, где находятся Венеция и Аквилея 96.

Семь первых рек Польши с прибавлением [сведений об] их названиях, начальных истоках и устьях.

Семи крупнейшим рекам, которые мы иногда называем потоками, потому что они делают приятными 97 места, которые орошают и возле которых протекают, рекам, которые омывают этот край, отчасти спускаясь с гор, отчасти вырываясь из тайных недр земли, и, увеличившись и вздувшись за счёт многих других рек, возникающих в этом крае, впадают в Океан, славянский язык дал свои названия. Одной из них [является] Висла, которую древние авторы и историки называют Вистулой, а некоторые – Вандалом, от Вандала, сына Негнона, первенца Алана, сына Иафета, сына Ноя, или, как многие [считают], от польской королевы Ванды, которая за победу, одержанную над немцами, посвятила себя богам и бросилась в неё; некоторые восточные народы, соседние с поляками, именуют её также Альбой Аквой из-за белой воды (таким образом эта река получила целых четыре наименования), но правильнее всё же называть её Вислой, то есть как бы висящей: ибо исток её близ города Скочув 98, выше деревни Устронь 99 в Тешинской земле, вытекая с сильным и шумным грохотом волн из выступа горы, которая зовётся в народе Скалкой 100, с высочайшей вершины Сарматских Альп 101, прежде чем попасть на лежащую внизу землю, кажется скорее висящим, нежели текущим; затем, став уже полнее за счёт нескольких принятых рек, [Висла] протекает посреди города Кракова, величайшей красы всей Польши, и считается самой славной у поляков; ибо орошает самую большую область Польского королевства; она, легко получив первенство среди польских рек, ибо проходит по суше большее, чем прочие, расстояние, течёт какое-то время с запада на восток, наконец, направляет путь на север и, пополнившись также за счёт многочисленных рек, которые впадают в неё (некоторые из них мы обозначим скорее по-народному), разделяется на три устья (первое из которых возле города Гданьск, второе близ деревни Тефт, которое иначе зовётся Хаб, то есть Великое озеро, и третье возле города Эльбинг, что зовётся Ногат 102) и величественно впадает в Сарматский Океан чистым потоком, целительным для питья. В ней водятся лососи и щуки, рыбы, которые бывают только в редких и знаменитых реках. Принимая огромное количество рек с запада, юга и севера, она нигде не меняет своего названия. Второй [рекой является] Одра, то есть как бы обдирающая 103, потому что она имеет обыкновение наносить своим стремительным течением трофеи на рощи и поля; она зовётся латинскими авторами Гутталом 104; её исток близ города Одри 105 впадает в Большое Болото 106 четырьмя устьями 107, из которых первое находится возле селения Свинья, что на польском языке означает «свинья»; второе близ селения Дивное, что в переводе с польского означает «удивительное»; третье у селения Пеене, что на польском языке означает «пенное»; четвёртое близ города Вольгост 108. Вытекая из озера, [Одра] узким потоком впадает возле города Штральзунд в Океан, или Сарматское море. Третья [река] – Варта 109, что означает «дозор», ибо она, не довольствуясь одним и тем же потоком, но разделившись и разлившись на множество, как бы проводит при помощи разлившихся вод некий смотр соседним местам; её исток – в Краковской земле, в безвестной деревне Кромолув 110; у замка Санток 111 она сливается с рекой Нотец и, приняв её название и утратив своё собственное, впадает в реку Одру возле города Костшин 112. Четвёртая [река] – Днестр, исток которой – в Сарматских горах близ замка Собьень 113 в Перемышльской земле, а впадение в великое море 114 – ниже Чёрной и Белой крепостей 115. Пятая – Буг, исток которого – в болоте, в верхней части замка и города Олеско 116, в деревне Колтов 117, впадение в реку Нарев – близ города Сероцк 118 и ниже Дрогичина. Шестая – Неман, исток которой – в лесах и болотах города Копыля 119; пройдя большие пространства, он разделяется на два рукава близ прусского замка и города Рагнит 120, после чего утрачивает прежнее и старое имя, так что один рукав, текущий в сторону Ливонии, зовётся Русне, а другой, обращённый к Пруссии, носит имя Гилия 121; наконец, оба разными потоками впадают близ замка Мемеля 122 в Великое озеро, ответвляющееся от Океана. Он настолько изгибается извилистыми, неровными и запутанными потоками, что плывущие по нему после целого дня плавания часто берут огонь от костра вчерашнего дня, по близости места из-за извилистости русла. Седьмая – Днепр; по-латыни он именуется Дрином 123; исток его – в московских пределах, в лесах Вязьмы 124, устье – в озере близ города Дашов 125; озеро же, пополняемое обеими реками, переходит в Океан. Меньшие реки, названия которых поглощаются семью названными главными реками, я также приведу ниже.

Река Висла со своими притоками.

Первая же река Польши или Лехии Висла пополняется за счёт рек, некоторые из которых, хоть и теряют названия в результате смешения с другими реками, всё же кажутся достойными того, чтобы быть включёнными в это сочинение. Первая – Бяла, которая, беря начало вблизи истока Вистулы в Сарматских горах 126, впадает в неё возле деревни Жебрача 127. Затем – Сола, исток которой – в Сарматских горах, а устье – возле города Освенцим. Также Скава, исток которой – в Сарматских горах, а устье – близ деревни Смолице. Также Раба, исток которой – в Сарматских горах, а устье – возле города Усьце 128; некоторые писали, что она возникла в результате огромного наводнения, которое случилось двести лет тому назад (но я считаю это просто смешным). Далее – Дунаец Чёрный и Белый; исток обоих – в высочайших горах Венгрии, вершина которых вечно покрыта снегом и которые зовутся в народе Татрами, а устье – возле города Опатовец 129. Далее Лососина, исток которой – близ города Тымбарк 130, впадение в Дунаец – возле города Чхув 131. Также Ушев 132, исток которого – возле деревни Лонкта, а устье – напротив деревни Пшемаков 133. Также Попрад, исток которого – на паннонской горе Татре, близ деревень Лучивна и Велька 134; пройдя долгий путь в Венгрии, он, проложив русло через Сарматские горы, впадает в Дунаец между Старым и Новым Сончем. Также другая Бяла, исток которой – в Сарматских горах, близ деревни Габолтув, впадение в Дунаец – возле деревни Бяла. Также Вислока, исток которой – в Сарматских горах, а устье – возле деревни Здакув. Также Бжезница 135, исток которой – возле города Велеполье 136, а впадение в Вислоку – около деревни Кендзёр. Также Вислок, исток которого – в Сарматских горах, а впадение в реку Сан – возле деревни Трыньча 137. Также Млечка, исток которой – в лесу возле города Бжозув 138, а устье – возле деревни Гневчина. Также Сан, исток которого – в Сарматских горах, на горе, что зовётся Бескид 139, и на равнине под названием Хусна Польская. Также Рогожник Большой и Малый 140; оба берут начало в горах, которые мы называем Татрами, и оба вместе с рекой Лепетницей, которая берёт начало у горы Обидова, возле деревни Людзмеж 141 впадают в реку Дунаец. Также Вяр, исток которого – в Сарматских горах, на горе Трыбух 142, а впадение в реку Сан – возле деревни Ожек 143. Это все реки со стороны юга, которые в этой части света возникают и впадают в реку Вислу либо сами, либо вместе с другими реками; восток посылает меньшее количество рек, но и они отнюдь не заслуживают пренебрежения. Это, во-первых, Выжница, исток которой – возле деревни Стружа 144, а устье – около деревни Рыбитвы 145. Затем – Гелчев, исток которого – возле деревни Боженцинек, впадение в реку Вепш – около села Сестжитов. Также Быстрица, исток которой – возле деревни Кшчонув, а впадение в реку Вепш – возле деревни Блинув 146. Также Пор, чей исток – возле деревни Завьепшице, а впадение в реку Вепш – возле деревни Навуз 147. Также Вепш в Белзской земле, исток которого – в Вепшевом озере, возле селений Рогозьно 148 и Рахане 149, а устье – возле города Стенжица 150. Также Ропа 151, исток которой – около города Беч 152 в Сарматских горах, а впадение в Вислоку – ниже города Ясло. Также Яселка, чей исток – в Сарматских горах около деревни Личовно, а впадение в Вислоку – возле замка Голеш. Также Лада, исток которой – на горе возле деревни Хшанув 153, а впадение в реку Танев, в районе бора, в двух милях от Кшешува 154. Также Танев, [исток которого] – в болотах, возле деревни Дзикув 155, а впадение в реку Сан – между [деревнями] Копки и Кшешув. Также Брнев 156, исток которого – в деревне Бранев 157, впадение в Сан – в деревне Брандвица 158. Также Бяла 159, чей исток – возле деревни Годзишув 160, впадение в Брнев – около Туробинских ловов 161. Также Санна, исток которой – в дубраве близ деревни Вешховиска 162, устье – около замка Завихост 163. Также Сопот, исток которого – в Колпитском озере, а впадение в Танев – возле деревни Лукова. Также Жулкев 164, чей исток – в деревне Жулкев, впадение в Вепш – около Красныстава 165. Также Волица, исток которой – около села Шистовице, впадение в Вепш – между деревнями Латычув и Двошиска. Также Вепшец 166, исток которого – в деревне Вепшец, а впадение в Вепш – возле деревни Нелиш 167. Также Ходель 168, чей исток – возле деревни …, 169 а устье – около села Добре 170. Также Тысьменица, исток которой – в Гоздницком лесу, близ Парчева, а впадение в Вепш – возле села Горка 171.

А вот реки, которые впадают в Вислу с севера: Нарев 172, исток которого – в болотах близ города Слоним 173, а устье – возле Новы Двура 174 в Мазовии; являя чёрные воды, он, смешавшись в Вислой, на протяжении долгого пути не теряет природный цвет; ещё более достопамятно то, что его не выносят ядовитые [гады], но все змеи, которые, прильнув к деревянным плотам, прятались там в течение долгого времени, как только достигают вплавь его вод, тут же, издав шипение, бегут от них, словно от несущих смерть, и покидают плавательное средство; это обстоятельство поражает своей удивительностью не только чужеземцев, но и местных жителей. Далее Пыш 175, исток которого – в озере около села и замка Пыш 176, а впадение в реку Нарев – возле города Новогруд 177. Также Лыдыня, исток которой – около города Цеханув 178, а впадение во Вкру – возле города Нове Място 179. Также Свидер, чей исток – в лесах Чиска и Минска 180, а устье – в деревне Габа, напротив города Варшавы. Также Ожиц, исток которого – в лесах и болотах близ города Ныдборк 181, а впадение в реку Нарев – возле деревни Магнушево, ниже Ружана 182. Также Плона, исток которой – возле города Плоньска 183, а впадение в реку Вкра – около деревни Санхочино. Также Вкра, исток которой – около города Дзялдов, а впадение в реку Нарев – выше деревни Новы Двур. Также Стрква 184, исток которой – около города Бельска 185, а устье – около города Плоцка 186. Также Дрвенца, исток которой – в деревне Дрвенца 187, а устье – около замка Злоторыя 188. Также Осса, отделяющая польские земли от прусских, исток которой – в озере возле города Радзин 189, а устье – неподалёку от города и замка Грудзёндз, знаменитого столпами Болеслава Храброго, первого короля Польши, которые он разместил в нём в виде железной колонны 190. Также Бебжа, исток которой – в болотах и лесах города Тикочин 191, а впадение в Нарев – возле города Гоняндз. Также Омулев, исток которого – в болотах около замка Щитно 192, а устье – около города Остроленка. Также Рынья 193, [исток которой] – в Сулейовских лесах 194, а впадение в Нарев – возле города Сероцка. Также Ливна, исток которой – в озере Гешжич 195, и только она из рек Пруссии впадает в Вислу, а устье её – ниже города Квидзин 196.

С запада же в реку Вислу впадают следующие реки. Сперва обе Пшемши – Белая и Чёрная 197; исток Белой – в бору города Огродзенец 198, Чёрной – в Тшиземукском лесу, возле деревни Рокитно 199, а устье обеих (ибо Белая сливается с Чёрной) – возле деревни Коптёвице, напротив города Освенцим. Затем – Смердзяча 200, исток которой – в Залясском лесу 201, возле Тенчинека, а устье – возле села Смердзяче 202. Также Рудава, исток которой – в деревне Ежмановице, а устье – в городе Кракове. Также Прандник, истоки которого – в деревне Сулошова 203, устье – ниже города Кракова. Также Длубня, исток которой – около деревни Янгрот 204, устье – возле деревни и монастыря Могилы 205. Также Шренява, исток которой – в деревне Вешховиско 206, а устье – около города Кошице 207. Но только две названные реки, которые мы только что описали, а именно, Длубня и Шренява, что не свойственно ни одной реке Польши, не разделяются на потоки ни от солнечной жары, ни от зимнего льда, и, сохраняя ровное течение, не жалуются ни на сухость почвы, ни на суровость мороза, не ищут ни проливных дождей, ни ливней с неба, и, богатые естественным полноводием в самих истоках, не страшатся ни зноя, ни зимней непогоды. Также Брыница, исток которой – в деревне Зендек 208 в Северинской земле, а впадение в Чёрную Пшемшу – около деревни Погоня 209. Также Нидзица, исток которой – в деревне Жендовице 210, а устье – около села, или места Лавы 211; она отделяет Краковскую землю от Сандомирской. Также Нида, исток которой, возникнув в деревне Москожев 212, через какое-то время прячется, совершает путь под землёй и, наконец, выходит наружу в бору деревни Дзежгув 213 Краковского приорства; а устье её – с обеих сторон города и замка Нове Място 214, близ деревни Гротник. В некоторых, хотя и немногих местах она отделяет Гнезненский диоцез от Краковского. Также Всходня, истоки которой – в деревнях Млыны и Сладкув 215, а впадение в реку Чарна – близ города Поланец 216. Также Копшивница 217, исток которой – возле города Лагув 218, а устье – около деревень Скотники и Кшцин 219. Также Лукава 220, исток которой – возле деревни Буковяны, а устье – около деревни Слупча 221. Также Каменна, исток которой – в лесу Наги, возле деревни Одрованж 222, а устье – около деревни Павловице. Также Кремпа 223, исток которой – в болотах деревни Жехув 224, а устье – около города Солец. Также Моравица 225, исток которой – в Чепелёвских лесах деревни Влощовице 226, а впадение в Ниду – с правой стороны между [деревнями] Жерники и Бжеги 227. Также Бобжа, исток которой – на горе Бобжица, возле деревни Загнанськ 228, впадение в Ниду – с левой стороны между [деревнями] Жерники и Бжеги; она также считается в некоторых местах границей между Краковским и Гнезненским диоцезами. Также Илжа 229, исток которой – в лесах деревень Бешкув и Збиюв 230, а впадение в реку Хотча – возле деревни Осухув 231. Также Хотча, исток которой – возле деревни Пакослав 232, а устье – близ деревни Яновец 233. Также Радомижа 234, которая образует границу Краковского и Гнезненского диоцезов, исток которой – в лесах деревни Бембно 235, а устье – близ города Рычивул 236. Также Пилица, исток которой – около замка Пилица 237; названная по этому замку, при котором возник также город, мимо которого она протекает, [Пилица] в некоторых местах отделяет Сандомирскую землю от Серадзской; устье её – около селения Острувек. Также Джевичка, исток которой – в лесах деревни Парухи, а впадение в Пилицу – около деревни Дзеражна 238. Также Пильчица 239, истоки которой – в деревнях Красоцин и Людыня 240, а впадение в Пилицу – около деревни Цементки. Также Люценжа, исток которой – близ города Розпша 241, около деревни Близин, а впадение в Пилицу – около деревни Барковице 242. Также Вольбурка, исток которой – в лесах города Тушин 243, а впадение в Пилицу – возле деревни Завада. Также Мощеница, исток которой – около деревни Сроцк, а впадение в Вольбурку – ниже города Вольбуж 244. Также Бзура, исток которой – в деревне Лагевники, близ города Згеж 245, а устье – близ города Вышгород 246, около деревни Камен. Также Рава, начало которой – в лесу деревни Лещины, а впадение в Бзуру – выше деревни Козлув. Также Езёрна, исток которой – в деревне Осухув, а устье – около города Черска 247. Также Згловячка, исток которой – в озёрах деревень Каменец, Халино и Орле 248, а устье – около города Влоцлавек 249. Также Вда, исток которой – в озере и деревне Гач, а устье – около замка и города Свеце 250. Также Вешица, исток которой – в озёрах деревень Косьцежина 251 и Гарч 252, а устье – около города Гнев 253 в верхней части. Также Мотлава, исток которой – около замка Грабино 254, в болоте возле деревни Гитлант 255, а устье – около города Гданьск. Также Радунья, исток которой – в озере и болоте Грабья 256, а устье – с другой стороны города Гданьска. Также Брда, река Померании, исток которой – в озере Крампское; возникая в его недрах, она впадает в другое, более крупное озеро, под названием Лутомье; затем, вытекая из него, она проникает в ещё более крупное озеро – Харциково, после чего вырывается из него, словно победитель, проходит некоторое пространство и, протекая собственным руслом, впадает в Вислу близ города Фордон 257 в Куявской земле. Также Мтава, исток которой – в Мтавском озере; в Вислу же она изливается возле города Нове 258. Также другая Каменна 259, отличная от предыдущей, исток которой – в Слоховском озере, а впадение в Брду – около деревни Дзедзно, выше монастыря Коронов, который зовётся старинным именем Бишовия; она отделяет Великопольскую и Краковскую земли от Померании. Также в области Померании, в деревне Собков 260 на Владаве, из озера Леба вытекает река Леба, берущая название от этого озера, и впадает в море возле деревни Четнёв 261 в землях Влоцлавецкого епископства.

Река Одра со своими притоками.

Вторая польская река Одра, она же Гуттал, принимает реки, описанные ниже. Это, во-первых, Ольша, которая имеет исток в Сарматских горах, возле города Яблунков 262, а устье – около города Одерберг 263. Затем Особлога, исток которой – в Сарматских Альпах, в лесах, называемых Цукмантель 264, а устье – около города Крапковице 265. Также Ниса 266, исток которой – около города Вачков 267 и деревни Варты 268, устье – около города Сургост 269. Также Мальпадев 270, исток которого – около деревни Чинкув, а устье – возле Чарновонсы 271, монастыря святых дев ордена премонстратов. Также Олава, исток которой – возле деревни Вилкув, выше города Гродкув 272, а устье – около города Вроцлава. Также другая Ниса 273, отличная от предыдущей, исток которой – возле города Люббен 274, а устье – около деревни Вилкшин 275. Также третья Ниса 276, исток которой – возле города Житава 277, близ деревни Шохов, а устье – около деревни Шидлув 278; это другая, отличная от двух предыдущих река. Также Моравица, исток которой – возле города Альбрехтице, а устье – около города Немецкая Острава 279. Также Бубр, исток которого – возле города Хиршберг 280, в горах, а устье – около города Кросно 281. Также Стобрава, исток которой – в борах и лесах города Олесно 282, устье – около деревни Колно. Также Клодница, исток которой – выше […]; она течёт мимо города Гливице 283, а устье её – около города Козле 284. Также Видава, исток которой – в лесах деревни Страдомья, а устье – неподалёку от города Вроцлава, около деревни Бановице 285. Также Опавица, исток которой – возле города Брунталь 286, а устье – около деревни Тшебовице. Также Остравица, исток которой – возле города Фридланд 287, а устье – около города Острава Немецкая. Также Псина, исток которой – в болотах выше города Баборув 288, а устье – около деревни Творкув. Также Обра, которая берёт начало в лесах выше Великого Кошмина 289, в деревне Обра, а устье её – около деревни Глучув. Также Барыч, исток которого – в лесу между монастырём Олобок 290 и городом Остшешув 291, а устье – выше Великого Глогува 292, возле деревни Вилков; он отделяет Гнезненский диоцез от Вроцлавского. Также Катцбах 293, исток которого – возле города Кауффунг 294, а устье – около города Парховице 295. Также Квиса, исток которой – возле монастыря Обниг 296, а устье – около монастыря Любенз 297. Также Плишка 298, исток которой – в болотах близ города Дрошен и возле города Свидница, а устье – около деревни Галки. Также Шпрее 299, исток которой – в Альпах, возле деревни …, а устье – между монастырём Нойцелле 300 и Франкфуртом. Также Нотец, исток которого – возле города Нотец 301; он питает обширнейшее озеро Гопло и, сливаясь с рекой Вартой возле Сантока, впадает в Одру около города Костшин. Также Орля, исток которой – в лесах города Кошмин, возле деревни Орля, а впадение в Барыч – между деревнями Белкачув 302 и Пакослав. Также река Руда, которая берёт начало в деревне Вощице в ручье Сребрник, и протекает мимо деревни Павловице, городов Жоры и Рыбник 303, монастыря Руда, и впадает в Одру около города Козле, выше деревни Дзерговице. Также Кочава 304, которая отделяет Краковское епископство от Вроцлавского; впадение её в Одру – ниже города Козле, а начало – перед городом Бытом 305 в ручье Кличборн; ниже деревни Сосница она впадает в реку Клодница и они, соединившись, впадают в Одру перед Козле.

Текст переведен по изданию: Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Liber 1/2. Warszawa. 1964

© сетевая версия - Strori. 2010
© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. В. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001