Комментарии

124. Все эти сведения почерпнуты из «Хроники монастыря в Брунвилларе», «Кёльнской королевской хроники» и «Хроники» Мартина Опавского, но датировка событий неверна: они имели место в 965 – 984 гг., а указаны под 991 г.

125. Первоначально Мавзолей Адриана (построен в 135 – 139 гг.). В средние века превращён папами в настоящую крепость.

126. Иоанн I Цимисхий.

127. Василий II. См. выше, прим. 115.

128. В битве при Котроне в 982 г.

129. Цезон (Дитрих I) – епископ Меца в 965 – 984 гг.

130. Оттон II умер 7 дек. 983 г.

131. Оттон III был помазан в короли не в Риме, а в Германии (в Ахене) 25 дек. 983 г.

132. Генрих II Сварливый (ум. 995 г.) – сын Генриха I, брата Оттона I, герцог Баварии в 955 – 976 и 985 – 995 гг. В 983 г. присвоил себе опеку над Оттоном III, надеясь захватить королевскую власть.

133. Эццо (ум. 1034 г. 21 мая) – пфальцграф Рейнский (Лотарингский) в 996 – 1034 гг. Женат на Матильде, дочери Оттона II.

134. Станислав был князем Смоленским (ПСРЛ, т. IХ, стр. 57).

135. Позвизд упоминается в «Повести временных лет» под 988 г. В Густынской летописи под 990 г. имеется запись о том, что Владимир дал Позвизду княжение на Волыни (ПВЛ под 6496 (988) г.; ПСРЛ, т. II, СПб., 1843, стр. 259).

136. Судислав (ум. 1063 г.) был князем Псковским. В 1036 г. был арестован своим братом Ярославом Мудрым и «посажен в поруб» (ПВЛ под 6544 (1036) г.). В 1059 г. был выпущен из поруба племянниками.

137. Либице – город у впадения р. Цидлины в Эльбу.

138. Среди братьев св. Адальберта, упомянутых у Козьмы Пражского, Завиша отсутствует.

139. По другим данным из братьев св. Адальберта уцелел не Поржей, а Собебор. Он бежал в Польшу и погиб в 1004 г. в Праге во время войны Болеслава I Храброго с чехами.

140. Майнцским архиепископом в это время был Виллигиз (в 975 – 1011 гг.).

141. Не Иоанн, а Бруно. О Григории V см. выше, прим. 109.

142. Отрывок о сне св. Адальберта взят из «Страданий св. Адальберта» ХII в.

143. Иоанн ХIII умер 6 сент. 972 г. О нём уже говорилось выше.

144. Бенедикт VI стал папой в конце 972 г. и умер в июле 974 г.

145. Свитгер.

146. В этом месте речь может идти не иначе как об основании монастыря ордена св. Норберта в Стшельно, которое Длугош по ошибке приписал Влоцлавецкому епископу.

147. Вторым Влоцлавецким епископом был Вернер (ок. 1148 г.).

148. Судя по всему, св. Адальберт был в Венгрии в 995 г.

149. Гейза I умер 1 февраля 997 г.

150. Ламберт I (ум. 1030 г.) был преемником Гомпо и епископом Краковским в 1016 – 1030 гг.

151. Был ли в действительности папа Дон II, неизвестно.

152. То, что здесь рассказано об этих князьях, взято из сочинения Птолемея Луккского.

153. Бонифаций VII – римский папа в июле 974 г. и с 984 г. по июль 985 г.

154. Бенедикт VII – римский папа в 974 – 983 гг.

155. Руперт (Роберт) – Майнцский, а не Гнезненский архиепископ – умер 13 янв. 975 г.

156. Св. Адальберт никогда не был архиепископом Гнезненским. Он также не имел никакого отношения к роду Розен.

157. Небольшая церковь св. Адальберта была воздвигнута на краковском рынке в том месте, где св. Адальберт обращался с речью к народу.

158. Ромове – легендарная прусская столица; располагалась в Надровии. О нравах, языческом культе и выведении названия Ромове от Рима Длугош почерпнул из хроники Николая Ерошина.

159. Название верховного жреца пруссов (Криве) произошло, вероятно, от искривлённой палки («кривули»), которая служила знаком для сбора людей.

160. Прусий II – царь Вифинии в 192 – 148 гг. до н.э.

161. Ганнибал (247 – 183 гг. до н.э.) – знаменитый карфагенский (пунийский) полководец. Был разбит в битве при Заме, бежал к вифинскому царю Пруссию II и, чтобы не попасть в руки римлян, покончил с собой.

162. Это место взято из сочинения Валерия Максима «Достопамятные деяния и изречения» (III, 7, 6).

163. Видимо, аттийцы, то есть жители Аттики, афиняне.

164. О мученичестве св. Адальберта Длугош написал, следуя «Житиям» святого мужа, написанным св. Бруно Кверфуртским и Иоанном Канапарием, а также утерянной «Жизнью св. Адальберта», чудесами св. Адальберта и хроникой монастыря в Брунвилларе.

165. Место неизвестно. Св. Адальберт был убит, очевидно, либо в Самбии, в месте, где впоследствии находились округа Теннкиттен и Лохштед, либо возле Эльбинга.

166. Бенедикт – итальянский монах-бенедиктинец из монастыря св. Ромуальда в Перее возле Равенны. Пришёл в Польшу, где, поселившись в Межеречье (Мендзыжече), вёл жизнь отшельника. 11 – 12 ноября 1003 г. он вместе с четырьмя указанными ниже спутниками был убит разбойниками. Все указанные лица не были спутниками св. Адальберта, но Длугош называет их таковыми, следуя некоторым чешским источникам, составленным много позже ХI в.

167. Болеслав I Храбрый просил королевскую корону не у Бенедикта VII (который умер в 985 г.), а у Сильвестра II.

168. Не епископ Ламберт, а аббат Астерик (Анастасий) был отправлен в 1001 г. послом в Рим, чтобы просить папу даровать королевскую корону Болеславу I Храброму. О миссии Ламберта см. Польско-венгерскую хронику, гл. 5.

169. Астерик (Анастасий) был учеником и другом св. Адальберта, монахом из монастыря на Авентине. Позднее он стал аббатом монастыря св. Мартина на Паннонской Горе (в Печвараде). В 1001 г. был отправлен в Рим добиваться королевской короны для Болеслава I Храброго, князя Польши, и Стефана I, герцога Венгрии. Но, сумев добыть корону лишь Стефану I, он с этого времени оставался в Венгрии, став архиепископом Эстергомским (в 1000 – 1037 гг.). Об Астерике см. Польско-венгерскую хронику, гл. 6.

170. В Печвараде – в 18 км к северо-востоку от г. Печ.

171. Имеется в виду племя восточнославянских хорватов, проживавших в Верхнем Поднепровье. О походе Владимира против хорватов «Повесть временных лет» сообщает под 993 г. (ПВЛ, стр. 54).

172. Вернее, печенеги. Половцы появились в Северном Причерноморье только в сер. ХI в.

173. Ныне Переяслав-Хмельницкий.

174. 7 февр. 999 г. (а не 998 г.).

175. Болеслав III Рыжий (ум. 1037 г.) – князь Чехии в 999 – 1002 гг. и 1003 г.

176. Венцеслав (Вацлав) – старший сын Болеслава II – умер ок. 998 г. Кроме Вацлава и Болеслава III у Болеслава II были ещё два сына – Яромир и Олдржих (Ульрих).

177. О поражении Владимира от печенегов и построении Преображенской церкви – не в Киеве, как пишет Длугош, а в Василеве, где произошла битва – см. ПВЛ, стр. 55 – 56.

178. Преображение Христово празднуется 6 августа и католиками, и православными.

179. Андреас (Свирад) – монах-отшельник, покровитель Словакии, по происхождению поляк (Х – ХI вв.). Он умер в монастыре в Нитре. В Венгрии его называли Зороард.

180. Бенедикт – отшельник и мученик, товарищ Андреаса (Свирада), монах в том же самом монастыре. Убит разбойниками. Время его смерти неизвестно.

181. См. выше, прим. 170.

182. Мешко I умер 25 мая 992 г. (а не в 999 г.).

183. Говоря о характере и талантах Болеслава I Храброго, Длугош отчасти повторяет «Хронику» Галла Анонима, отчасти приводит собственные мысли.

184. Ср. Ливий, ХХХIХ, 40, 5, где говорится о М. П. Катоне.

185. Монастырь в Тшемешно – один из древнейших в Польше; в ХI в. принадлежал монахам-бенедиктинцам, а в ХII в. перешёл во владение регулярных каноников.

186. Праздник Перенесения тела св. Адальберта отмечается 20 октября, но в некоторых источниках указывается и другой день (6 ноября).

187. Сведения о землетрясении и комете, которых вне всякого сомнения не было в Польше, взяты Длугошем из «Хронографии» Сигиберта из Жамблу.

188. Имеется в виду Бенедикт VII, который умер в 983 г. и правил всего год.

189. Иоанн ХIV (Пётр из Павии) – римский папа с 10 дек. 983 г. по 20 авг. 984 г. До вступления на папский престол был епископом Павии и канцлером императора Оттона II. На Пасху 984 г. в Рим вернулся Бонифаций VII, который заключил Иоанна ХIV в замок св. Ангела, где тот и умер спустя четыре месяца (20 авг. 984 г.).

190. Не Иоанн, а Бонифаций VII, как уже говорилось выше.

191. Иоанн ХV (ум. 996 г. март) – римский папа с августа 985 г. по март 996 г.

192. Иоанн Кресценций – римский патриций, сын Альберика. В 998 г. был казнён по приказу Оттона III.

193. Вернее, Иоанна ХV.

194. Иоанн ХVI Филагат – антипапа с февр. 997 г. по март 998 г.. По национальности – грек. До этого – епископ Пьяченцы (в 988 – 997 гг.), аббат Нонантулы.

195. Во времена Оттона III король украшался королевской короной тремя мужами, достигшими высших церковных должностей (архиепископами Кёльнским, Майнцским и Трирским). Коллегия семи электоров (выборщиков) была учреждена Карлом IV в т.н. «Золотой булле» в 1356 г.

196. Этот стих можно прочесть у Мартина Опавского (MGH, т. ХХII, стр. 466) и в хрониках Ролевинка, которые называются Fasciculus temporum и где также вставлена басня про орла.

197. Визит Оттона III в Польшу относится к 1000 г. (а не к 1001 г., как у Длугоша). При описании этого события Длугош следует в основном «Хронике» Галла Анонима, Великопольской хронике и «Чудесам св. Адальберта». При этом он ничего не сообщает о принятых во время этого визита решениях, касающихся организации церкви в Польше.