Комментарии

1. См. Eucherius. De situ Hierusolimae, 11-15 (CCSL 175. P. 237).

2. См. Ibid., 7-8. Падение Иерусалима при Тите произошло в 70 г. н.э. Император Адриан построил на месте Иерусалима город Элия Капитолина между 130 и 135 гг.

3. Porta villae fullonis. Белильщик – суконщик. Названы так, потому что в нише рядом с воротами находилась могила суконщика, видимо местночтимая (Ritter C. The Comparative Geography of Palestine and the Sinaitic Peninsula, Volume IV. 1865. P. 97). См. также Ис. 7:3: поле белильничье.

4. Portula.

5. См. Adamnanus. De locis sanctis, I, I, 7-13 (CCSL 175. P. 185).

6. См. Eucherius. De sit. Hier., 22-23; Adamnanus. De loc. sanc., I, I, 17-19.

7. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, I, 19-24.

8. См. Ibid., I, I, 42-52.

9. См. Eucherius. De sit. Hier., 24-26; Adamnanus. De loc. sanc., I, VI, 7-8

10. См. Eucherius. De sit. Hier., 26-27; Adamnanus. De loc. sanc., I, VI, 5-7.

11. См. Eucherius. De sit. Hier., 27-32.

12. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, V, 5-14.

13. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, IV, 5-6; Eucherius. De sit. Hier., 27-28.

14. См. Мф. 27:60.

15. Предположительно, орудия, с помощью которых вырубались могилы.

16. 2 м.

17. 22 см.

18. См. Adamnanus. De loc. sanc. I, II, 4-53.

19. См. Adamnanus. De loc. sanc. I, III, 4-24. Позже Беда будет цитировать эту главу De locis sanctis («О святых местах в Иерусалиме») от начала и до этого места в «Церковной истории». См.: ЦИ. V, 16.

20См. Adamnanus. De loc. sanc. I, IV, 6-7.

21. См. Ibid., I, VI, 18-21.

22. Экседра (греч. ἐξέδρα) – в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями; иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед.

23. 0,547 л.

24. См. Adamnanus. De loc. sanc. I, VII, 5-17. Мф. 27:48.

25. См. Ibid., I, VI, 12-17.

26. Ин. 19:34. См. Adamnanus. De loc. sanc. I, VIII, 2-72.

27. См. Eucherius. De sit. Hier., 32-35; Adamnanus. De loc. sanc., I, I, 60-62.

28. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, I, 60-65.

29. См. Eucherius. De sit. Hier., 37-38.

30. См. Ibid., 40-46.

31. См. Ibid., 16-21.

32. Мф. 26: 20–29.

33. Мф. 27: 26. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, VXIII, 10.

34. Деян. 7: 54–60. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, VXIII, 6-7.

35. Пс. 73.12. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XI, 2-19.

36. Victorinus (Ps. Cyprianus) De Pascha 1-2 (CSEL 3, 3. P. 305) / Ed. W. Hartel. Vienna, 1871.

37. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XVI, 2 - XVII, 8; Iuuencus. Evangeliorum l. IV, 631 (CSEL 24. P. 138).

38. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XIX, 3-8; Деян. 1:19. Латинский текст Вульгаты Мф. 27:8. указывает название «Акелдама», которого нет в синодальном переводе.

39. 2, 37 м. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, IX, 11–81.

40. См. Ibid., I, X, 1-9.

41. См. Eucherius. De sit. Hier., 10.

42. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XX, 5-13.

43. 108,7 км. В этом месте в издании CCSL, на котором основан этот перевод, издатель Ж. Фрепон дает на полях имя Hieronymus («Иероним»), хотя оно указано только в двух из семи рукописей, на которых основано это издание. Как было сказано, для Беды характерно указание своих источников на полях, однако это могла быть и работа позднейших переписчиков. В любом случае, в корпусе сочинений Иеронима до сих пор не найдено места, из которого могло быть взята эта цитата.

44. См. Eucherius. De sit. Hier., 16.

45. См. Ibid., 18.

46. См. Ibid.,9.

47. Лк. 2:25; Мф. 2:24; См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XIII-XIV.

48. Лк. 22:41; См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XII, 4-22.

49. См. Eucherius. De sit. Hier., 13.

50. Деян. 1:9-12.

51. Деян. 2:2. Позже Беда будет цитировать главуVI De locis sanctis («О масличной горе и святых местах на ней») от начала и до этого места в «Церковной истории». См.: ЦИ. V, 17.

52. См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XXI, 2 – XXIV, 96.

53. См. Ιbid., I, XXIV.

54. ок. 3 км.

55. Мф. 24:3; См. Adamnanus. De loc. sanc., I, XXV, 3-6.

56. См. Eucherius. De sit. Hier., 56.

57. См. Adamnanus. De loc. sanc., II, I, 3-15.

58. См. Ibid., II, II, 2-12.

59. См. Ibid., II, III, 4-13.

60. См. Ibid., II, IV, 3-11. 1 Цар. 2: 10; Деян. 2: 29.

61. См. Ibid., II, V, 3-8.

62. Быт. 35:21; См. Hieronymus Stridonensis. De nominibus hebraicis, A (CCSL 72:88, 29); Idem. Hebraicae quaestiones in libro Geneseos, 35, 21 (CCSL 72: 43, 21-24). Здесь Беда позволяет себе вольность и изменяет Адамнаново Gader на Ader. Делает он это для того, чтобы привлечь Иеронимову этимологию слова Ader и провести параллель между названием места и теми, кто здесь похоронен.

63. Лк. 2:8-20; См. Adamnanus. De loc. sanc., II, VI.

64. Неем. 3:16. В Вульгате две библейские книги Ездры и Неемии составляли одну книгу Ездры. Когда Беда ссылается на здесь на Ездру, он скорее всего имеет в виду не человека, а книгу в целом.

65. То есть от Элии Капитолины, города, построенного на месте разрушенного Иерусалима.

66. Быт. 35:20; См. Adamnanus. De loc. sanc., II, VII, 5-12.

67. См. Adamnanus. De loc. sanc., II, XII, 4.

68. См. Ibid., II, x, 35-36; Быт. 23:9.

69. См. Adamnanus. De loc. sanc., II, IX, 4 – X, 32.

70. Быт. 13:18; См. Adamnanus. De loc. sanc., II, xi, 2-20. Позже Беда будет цитировать эту главу De locis sanctis («О местоположении Хеврона и могилах отцов») от начала и до этого места в «Церковной истории». См.: ЦИ. V, 17.

71. См. Adamnanus. De loc. sanc., II, XII, 4-9.

72. См. Eucherius. De sit. Hier., 60-61.

73. См. Adamnanus. De loc. sanc., II, XIII, 1-8. Ис. Нав. 2: 1–6. Согласно Адамнану, который является здесь источником Беды, три случая, когда Иерихон был разрушен до основания, следующие: 1. когда Иисус Навин разрушил город во время завоевания Ханаана (Ис. Нав. 6: 20–24); 2. когда римляне захватили Иерусалим (70 г. н.э. или 132 г. н.э.); 3. какой-то точно не определенный случай после второго разрушения. Так как Адамнан, говоря об истории Иерихона до его третьего разрушения, почти дословно копирует Liber locorum Иеронима, можно заключить, что третье разрушение произошло уже после смерти Иеронима, то есть с V по VII в. Если ставить под сомнение реальность существования Аркульфа, источник информации Адамнана и Беды в этом месте остается неизвестным.

74. См. Ibid., II, XIII, 7-20.

75. Ис. Нав. 4:19-25.

76. Adamnanus. De loc. sanc., II, XIV-XV, 8–213, 20.

77. sterilis

78. 2 Цар. 2:19-22; Hegessipus. Historiae. IV, XVII, 15.

79. греч. ὀπή. Hegessipus. Hist. I, XV, 15-17.

80. греч. κύπρος – кипр (Lawsonia alba, кустарник, из цветов которого добывались благовония).

81. греч. μῠροβάλᾰνος – миробалан (предполож. плод бегена – Moringa oleifera, – масло которого употреблялось для приготовления благовонных мазей). Ibid. IV, XVII, 9-10.

82. Ibid. IV, XVII, 12-14.

83. Ibid. IV, XVI, 12-13.

84. Ibid. IV, XVI, 17-18

85. Ibid. IV, XVI, 14-16.

86. Hieronymus. Liber locorum (PL 23: 866C-867A).

87. Hegessipus. Hist. IV, XVI, 19-4.

88. Ibid. IV, XVI, 12-14.

89. Ibid. IV, XVI, 10-11.

90. Adamnanus. De loc. sanc., II, XIX, 1–6.

91. Hegessipus. Hist. III, XXVI, 20-23. Название «Паний», по всей вероятности, происходит от имени Пана, греческого божества. Горы и пещеры считались его излюбленными местами. Кесария была названа в честь Августа Иродом Великим и являлась столицей Иудеи с 6 по 66 гг. н.э. Упомянутый здесь Агриппа может быть либо Агриппа I (9 г. до н.э. – 44 г. н.э), либо Агриппа II (28 г. н.э. – 92 г. н.э).

92. От греч. φιάλη – широкая плоская чаша или блюдо.

93. Ibid. III, XXVI, 11-15.

94. Ibid. III, XXVI, 4-10.

95. Озеро, упомянутое здесь, – скорее всего Самахонитское озеро (ныне о. Хола).

96. То есть Вифсаида-Юлиада.

97. Ibid. III, XXVI, 1-5.

98. Adamnanus. De loc. sanc., II, XVII, 3–6.

99. Adamnanus. De loc. sanc., II, XX, 4; Hegessipus. Hist. III, XXVI, 10-11.

100. Hegessipus. Hist. III, XXVI, 13-16; Adamnanus. De loc. sanc., II, XX, 7-9.

101. Hegessipus. Hist. III, XXVI, 23.

102. Ibid. IV, XVIII, 8-10.

103. Быт. 19: 24-26.

104. Adamnanus. De loc. sanc., II, XX, 19.

105. Мф. 5: 13; Adamnanus. De loc. sanc., II, XVII, 6-13.

106. Hegessipus. Hist. IV, XVIII, 8-10.

107. Ibid. IV, XVIII, 10-13.

108. Ibid. IV, XVIII, 6-8.

109. Ibid. IV, XVIII, 13-15.

110. Ibid. IV, XVIII, 8.

111. Ibid. IV, XVIII, 21-22.

112. Ibid. IV, XVIII, 24-8.

113. Быт. 19: 24-28.

114. Hegessipus. Hist. IV, XVIII, 2-5.

115. Ibid. IV, XVI, 7-10.

116. Adamnanus. De loc. sanc., II, XVI, 3-31.

117. Adamnanus. De loc. sanc., II, XX, 16-18.

118. Мф. 3: 4; Мк. 1: 6.

119. Мф. 3: 4; Мк. 1: 6; Adamnanus. De loc. sanc., II, XXIII, 10-19.

120. Adamnanus. De loc. sanc., II, XXII, 3-6.

121. Ibid., II, XXI, 5-9.

122. В этом месте латинский текст Беды неясен. Адамнан ясно пишет, что это расстояние («от бока до кончиков пальцев») подразумевает меру длины в один локоть, но никак не ширину самого колодца. По всей вероятности, Беда имел в своем распоряжении испорченную копию, иначе трудно объяснить, почему он так плохо понял несложный текст Адамнана. Возможно также, что эта фраза «от бока до кончиков пальцев» была написана Бедой на полях, а затем внесена в текст позднейшим переписчиком.

123. Ин. 4:7. Adamnanus. De loc. sanc., II, XXI, 10-21.

124. Мф. 14: 19; Мк. 6: 41; Лк. 9: 16; Ин. 6: 11.

125. Adamnanus. De loc. sanc., II, XXIV, 3-11.

126. Ibid.

127. Ibid., II, XXV, 2-12.

128. Лк. 1: 26-28; Adamnanus. De loc. sanc., II, XXVI, 16.

129. Adamnanus. De loc. sanc., II, XXVII, 10.

130. Мк. 9:5; Лк. 9:33.

131. Adamnanus. De loc. sanc., II, XXVII, 12-18.

132. Ibid., II, XXVIII, 2-9.

133. Ibid., II, XXVIII, 82.

134. Ibid., II, XXVIII, 12-14.

135. Ibid., II, XXVIII, 18-23.

136. Hegessipus. Hist. IV, XXVII, 21-5; Adamnanus. De loc. sanc., II, XXX, 23-30.

137. Hegessipus. Hist. IV, XXVII, 19-22.

138. Ibid., IV, XXVII, 23-24.

139. Adamnanus. De loc. sanc., II, XXX, 89-94.

140. Adamnanus. De loc. sanc., II, XXX, 100-108.

141. Ibid., III, I, 7-13.

142. Ibid., III, II, 2-10, 26.

143. То есть в Великий Четверг.

144. Ibid., III, III, 2-10, 53.