Комментарии

1 Кеолвулф или Келвулф, сын Кутвина, сделался королем Нортумбрии в 729 г. В 731 г. его отстранили от власти и насильно постригли в монахи, но вскоре ему удалось вернуть себе трон. В 737 г. он снова, на этот раз добровольно, удалился в Линдисфарнский монастырь и умер около 764 г. В том же столетии он был объявлен святым; в 830 г. его останки вместе с мощами святого Кутберта были перенесены из Линдисфарна в Дарэм.

2 Из этих слов следует, что предисловие было написано Бедой после завершения его сочинения, незадолго до смерти. В нем историк излагает цели и методы своего труда, а также очерчивает круг использованных им источников.

3 Возможно, отправление рукописи Беды для переписывания в монастырские скриптории требовало санкции короля, но скорее всего автору просто хотелось заручиться поддержкой Кеолвулфа в своей церковной политике (о ней см. в примечаниях к “Письму Беды к Эгберту”).

4 Вся эта фраза является цитатой из введения к “Диалогам” св. Григория Великого (Patrologia Latina, L ХХ Р. 123).

5 Альбин стал аббатом монастыря святых апостолов Петра и Павла после смерти Адриана. О нем см. V.20. Сохранилось письмо Беды, которое он посылал Альбину вместе с ранней копией “Истории”.

6 О них см. IV.1 и далее.

7 Слово prouincia здесь и далее имеет три значения:1) одно из англосаксонских королевств; 2) географическая область; 3) епископство (последнее именуется также латинским термином “диоцез” или греческим “парухия”). В данном случае речь идет о королевстве Кент-первом государстве англосаксов, основанном братьями Хенгистом и Хорзой около 449 г. У Беды его название везде приводится в латинизированной форме Cantia.

8 Лондон в то время был крупным торговым центром (в II.3 именуется emporium). Посылая Августина в Британию, папа Григорий планировал поместить его епископскую кафедру именно в Лондоне, но этому помешала приверженность язычеству жителей королевства Эссекс, где находился Лондон. Поэтому центром английской церкви остался Доруверн (Кентербери), а в Лондоне в 604 г. было учреждено епископство. Название этого города приводится Бедой в латинизированной форме Lundonia, происходящей от бриттского Llundein.

9 Нотельм в 735 г. стал архиепископом Кентербери и умер в 739 г. Он славился ученостью, и поэтому к нему обращались за справками видные деятели церкви (сохранилось письмо к нему Винфрида-Бонифация). Из упомянутого письма Беды к Альбину следует, что Нотельм по крайней мере один раз посещал его в Ярроу.

10 Имеется в виду папа Григорий II (годы понтификата 715-731), который до 715 г. был библиотекарем Ватикана. Путешествие Нотельма в Рим, несомненно, имело место до этой даты.

11 “Письма” Григория Великого в Средние века были широко распространены, что объясняется громадной ролью этого папы в укреплении Римской церкви. Ответы Григория Августину не вошли в канонический свод “Epistolae” и сохранились в отдельном сборнике “Responsiones”. Возможно, автор “Истории” или его информатор Нотельм добавили в письма фразы, призванные подчеркнуть значение Эборакской (Нортумбрийской) епархии и ее равенство с церковью Кентербери.

12 Беда имеет в виду сочинения Юлия Цезаря, Светония, Евсевия Кесарийского (в латинских переводах), Павла Орозия, Сульпиция Севера, Евтропия и Проспера Аквитанского. Этими источниками пользовались как современные Беде, так и последующие авторы в описании событий времен Римской империи и эпохи Великого переселения народов.

13 Названия народов и государств англосаксов приводятся Бедой в латинизированной форме. Восточные саксы (orientales saxones) населяли королевство Эссекс; западные саксы (occidentales saxones)-королевство Уэссекс. Восточные англы (orientales angli) жили в королевстве Восточная Англия (Эсенгел), в то время как нортумбрийцы, также принадлежавшие к англам, населяли королевство Нортумбрия (Northumbria, у Беды обычно Nordanhimbria). Это королевство, образовавшееся в VII в. из областей Берниция и Дейра, называлось так оттого, что находилось к северу от широкого устья реки Дон (на языке англосаксов Humber или Himber). По той же причине лежащее к югу от Хумбера королевство англов Мерсия именовалось иногда Сутумбрией (см. в “Англосаксонской хронике”). Название “Мерсия” имеет бриттское происхождение, как и наименование королевства ютов Кента (Кантии), отмеченное еще в римские времена. Следует отметить, что во времена Беды упомянутые “народы” представляли скорее географические, чем этнографические единицы, и различие между англами, саксами и ютами свелось к минимуму. Отсюда синонимичность названий этих народов, отраженная в самом понятии “англосаксы”.

14 Это явное преувеличение, но именно благодаря Альбину Беда смог получить копии документов по истории церкви, хранившихся как в Риме, так и в Кентербери (Доруверне).

15 О нем см. IV.1 и далее.

16 Провинция южных саксов (meridiani или australi saxones)-это королевство Сассекс, основанное в 477 г. Эллой. После относительно краткого периода независимости оно попеременно попадало в зависимость от Мерсии и Уэссекса, пока в 823 г. окончательно не стало частью Уэссекса.

17 Остров Векта (ныне Уайт), расположенный у южного побережья Англии, был заселен ютами. В 686 г. все его население было истреблено королем Уэссекса Кэдваллой, который присоединил остров к своим владениям.

18 Монастырь Лестингей (у Беды Laestingaeu, совр. англ. Lastingham) был одной из самых известных обителей Нортумбрии. О нем см. III.23 и далее.

19 О них см. в книге III.

20 Об этом аббате ничего не известно.

21 Линдсей (у Беды Lindissi)- область между устьем реки Дон и заливом Уитем (ныне графство Линкольншир). В VI в. она была завоевана англами и управлялась собственной династией, возводящей свое начало к богу Водену. Позже за Линдсей вели войны королевства Нортумбрия и Мерсия, пока в 664 г. собор в Витби (Стренескальке) не признал эту область владением Мерсии. Беда иногда называет жителей Линдсея “линдисфарнцами” (III.24, IV.3, V.23), путая Линдсей и монастырь Линдисфарн, находившийся значительно севернее, в Нортумбрии.

22 Имя Кинеберта Беда называет в числе епископов Линдсея (IV.12). Об этом епископе мы знаем только то, что он был жив в 731 г.- дате окончания “Истории”-и умер до 733 г.

23 Кутберт-епископ Линдисфарна, основатель монастыря Ярроу и учитель Беды. Его жизни посвящено одно из главных произведений Беды-“Житие Кутберта”(Vita sancti Cutbercti), написанное в двух вариантах-стихотворном и прозаическом. Текстсм.: Baedae Opera Historica. Vol. 1. Ed. C. Plummer. Oxford, 1896.

24 Известнейший монастырь Нортумбрии, основанный св. Айданом в 635 г. Долгое время именно там, а не в Эбораке (Йорке) располагалась кафедра нортумбрийского епископа. Монастырь был также центром учености и миссионерской деятельности; оттуда вышли такие выдающиеся деятели церкви, как святые Кедд, Хад, Вилфрид и Кутберт. В IХ в. Линдисфарн пришел в упадок из-за частых набегов скандинавов; в 883 г. епископская кафедра оттуда была перенесена в Честер-ле-Стрит.

25 Представления об “истинном законе истории”, как и само это понятие, Беда заимствовал у св. Иеронима Стридонского, отца западной церкви, автора латинского перевода Библии и множества других сочинений. В данном случае Беда пользуется предисловием Иеронима к переводу “Хроники” Евсевия, епископа Кесарийского. КНИГА ПЕРВАЯ. Эта книга охватывает период от появления римлян в Британии (55 г. до Р. Х.) до 603 г. В ней отражены история римского владычества в Британии, завоевание острова англосаксами и прибытие туда первой христианской миссии во главе с Августином. Содержание книги в основном заимствовано Бедой из ранних источников. Он использовал труды Цезаря и Саллюстия, “Хронику” Евсевия Кесарийского в латинском переводе Иеронима и его же “Церковную историю” в переводе Руфина. Сведения о состоянии Британии в конце римской эпохи Беда почерпнул из трудов Павла Орозия, Сульпиция Севера, Евтропия, Проспера Аквитанского и особенно из сочинения Гильдаса “О разорении Британии” (приводится в приложении к данной книге). Он также пользовался “Страстями св. Альбана” и “Житием” св. Германа, написанным Констанцием в середине VI в.

26 Идею предварения исторического описания географическим Беда (как и Григорий Турский, Гильдас и другие ранние авторы) заимствовал у Павла Орозия, который в начале своей “Истории против языников” дал краткие сведения о географии известного ему мира. У Орозия (I.2) Беда заимствовал начало главы и данные о протяженности Британии. Прочее написано им самостоятельно, кроме цитат из “Полигистора” Солина (о свойствах гагата), “Естественной истории” Плиния (о цветах жемчуга) и “Гексамерона” св. Василия Великого (о происхождении горячих источников). Название «Британия» (у Беды часто Brittania) закрепилось за островом с римских времен. Оно имеет кельтские корни и связано с именем легендарного вождя бриттов Придейна или Притана (Prydein), а также бриттского племени коританов (пританов). Кельтское происхождение имеет и название Альбион, хотя его часто производили от латинского albus (“белый”). После англосаксонского завования Британией обычно называлась часть острова, населенная бриттами; Беда первым из средневековых авторов применил это название ко всему острову. Со времен короля Альфреда, при котором “История” Беды была переведена на английский язык, за островом параллельно закрепились названия “Британия” и “Англия”; при этом Англией чаще именовалась южная часть Британии, населенная англосаксами. Бритты называли эту область Логрией (Lloegr).

27 Эти представления заимствованы у Орозия.

28 Имеется в виду римская миля (milia), состоящая из тысячи шагов. Она имела длину 1480 м, в то время как современные английские мили составляют соответственно1853 м (морская миля) и 1609 м (сухопутная миля). В период римского владычества мили отмечались на дорогах специальными мильными камнями. Следует отметить, что интерес Беды к измерениям времени распространялся и на пространство-отсюда его постоянные упоминания о протяженности тех или иных территорий.

29 Примерно 7215 км.

30 Бельгийская Галлия (Gallia Belgica)-северная часть Галлии (Франции), названная так по имени племени белгов. Во времена Цезаря Галлия делилась на Бельгийскую, Косматую или Лугдунскую и Аквитанскую, что к VII в. стало анахронизмом.

31 Ныне Ричборо в Кенте. Рутубии-небольшое, исторически не засвидетельствованное племя бриттов.

32 Цитата из Орозия, уже в его время бывшая анахронизмом. Морины-крупное племя галлов, жившее во времена Цезаря на северном побережье Франции; Гессориак-поселение на месте нынешнего г. Булонь.

33 Стадий-греческая мера длины, имевшая два основных значения. В Древней Греции широко применялся олимпийский стадий (192, 27 м). Беда имеет в виду аттический стадий (177,6 м).

34 Оркадские (ныне Оркнейские) острова впервые упомянуты Помпонием Мелой в его сочинении “О положении мира”; завоеваны Римом при императоре Клавдии.

35 Слегка измененная цитата из “Естественной истории” Плиния Старшего.

36 Цитата из “Гексамерона” св. Василия Великого-трактата о шести днях творения, написанного в IV в. и вскоре переведенного на латынь Евстафием Афром.

37 Цитата из “Полигистора” Солина.

38 Сведения о двадцати восьми городах взяты у Гильдаса и основаны, по-видимому, на кельтской традиции. Список этих городов приводится в “Истории бриттов” Ненния, написанной в VIII в. (см. перевод в изд.: Гальфрид Монмутский. История бриттов/ Пер. А.С. Бобовича. М., 1984).

39 Этот пассаж составлен Бедой из цитат Плиния Старшего и Орозия, однако демонстрирует его собственный интерес к географии и исчислению времени. Следует вспомнить географические представления того времени, в соответствии с которыми Солнце совершало в течение суток оборот вокруг плоской Земли.

40 Имеются в виду пять книг Пятикнижия (Торы), которые еще в ветхозаветной традиции именовались Законом в отличие от других частей Библии-Пророков и Преданий.

41 Англами Беда называет как англов, так и саксов, скоттами-кельтских обитателей Ирландии и западного побережья Шотландии. О пиктах см. ниже. Что касается латыни, то, несомненно, Беда упоминает ее как язык церкви, а не какого-то отдельного народа.

42 Бритты-кельтские племена, заселившие несколькими волнами южную часть Британии в начале I тыс. до Р. Х. Общего самоназвания не имели; этноним “бриттты” произошел от имени легендарного первопредка Придейна или от названия одного из бриттских племен-пританы или коританы.

43 В позднеримский период Арморикой называлось все северное побережье Галлии от Сены до Луары. Позже это название сохранилось за областью, населенной бриттами (нынешняя Бретань). Мнение о том, что бритты явились в Британию именно оттуда, основано на том, что начиная с IV в. Арморику заселили бриттские беженцы, основавшие там свои королевства.

44 Пикты-исчезнувший народ, заселявший до IХ в. северную часть Британии. Их латинское название означает “раскрашенные” и соответствует гэльскому cruithni. Происхождение и язык пиктов неизвестны, но, по крайней мере, часть их восприняли язык и обычаи бриттов. С середины I тыс. существовало королевство пиктов, которое в 848 г. было завоевано королем скоттов (ирландцев) Кеннетом мак Алпином. Говоря о прибытии пиктов из Скифии, Беда, вероятно, смешивает Скифию и Скандинавию (на языке англосаксов Scedenig), хотя ни один источник не упоминает Скандинавию в качестве прародины пиктов. По поздним ирландским преданиям пикты пришли из Фракии, что еще менее вероятно.

45 Буквально “на нескольких длинных кораблях” (longis navibus non multis). Имеются в виду большие деревянные ладьи (циулы)-обычные корабли ирландских и пиктских пиратов, опустошавших в V-VI вв. побережье Британии. Вообще пикты не отличались любовью к морским походам и в основном нападали с севера, где полуразрушенная римская стена не могла им помешать.

46 Иверния или Иберния (Hibernia)- древнее название Ирландии. Вероятно, произошло от бриттского названия Ирландии Iwerdon, которое, в свою очередь, происходит от имени мифического прародителя ирландцев Эбера Донна. Слово Ирландия (по-гэльски Эрин) ведет происхождение от имени другого первопредка-Эримона или Ира. Ирландцы называли себя гойделами (позже-гэлами); этноним “скотты” происходит от бриттского или пиктского племени аттекотов, часть которого еще до начала нашей эры переселилась в Ирландию.

47 Сведения Орозия, который основывался на “Географии” Птолемея или на иных, не дошедших до нас источниках.

48 Возможно, Беда здесь пересказывает подлинную пиктскую легенду. Уникальное в Европе наследование по женской линии у пиктов являлось пережитком матриархата и свидетельствовало об архаичности общественного строя этих древних жителей Британии.

49 Скоттами Беда везде называет ирландцев, изредка используя слово “Скоттия” как синоним Ибернии. Далриада (Дал Риатах)-название ирландского королевства на западе Шотландии, основанного около 470 г. “Дал” по-гэльски действительно означает “часть”, но первого короля Далриады звали Фергус мак Эрка. Риад (искажен. Ревда)-имя его дальнего предка, основателя ольстерского клана Кайрпре Риада.

50 Весь этот отрывок написан, очевидно, самим Бедой и послужил источником для средневековых описаний Ирландии вплоть до Гиральда Камбрийского (ХII в.).

51 Отсутствие змей в Ирландии до сих пор не получило научного объяснения. По одной из легенд они были изгнаны с острова святым Патриком.

52 Имеется в виду залив Ферт-оф-Клайд в устье реки Клайда (древний Клуйт).

53 Нынешний Думбартон.

54 В VI в. скотты завладели Центральной Шотландией, разделив королевство пиктов на две части. Южная часть (Фортриу) вскоре была захвачена королем Нортумбрии Этельфритом, но в 685 г. ее отвоевал король пиктов Бриде III.

55 На самом деле 693 г. от основания Рима соответствует 61 г. до Р. Х. Походы Цезаря в Британию датируются 55 и 54 гг. до Р. Х. или 699-700 гг. от основания Рима. Неправильную дату, как и основную часть главы, Беда заимствовал у Орозия (VI, 7-9), однако некоторые детали указывают на его непосредственное знакомство с “Записками о галльской войне” Цезаря.

56 Oneraria и actuaria-два типа римских военных кораблей.

57 Беда повторяет ошибку Орозия, который прочел слово hiberna (зима, холодное время года) как Hibernia. На самом деле Цезарь разместил легионы на зимних квартирах.

58 Также ошибка Орозия. Был убит трибун Квинт Лаберий, а не Лабиен, легат Цезаря, ставший позже его врагом и соратником Помпея.

59 Нынешняя Темза. У Цезаря она именуется Tamesis.

60 Вождь племени белгов или катувеллаунов, ставший под именем Касваллауна ап Бели героем бриттского фольклора.

61 Сведения о внешнем виде кольев не сохранились у древних авторов и исходят, вероятно, от видевших их современников Беды.

62 Этого вождя Цезарь называет Мандубракием. Племя тринобантов, или триновантов, населяло графства Эссекс и Миддлсекс.

63 Цитата из Цезаря, который делает такое примечание: «Городом бритты называют всякое место в лесу, защищенное валом и рвом» (пер. М. М. Покровского). «Город» Кассобеллауна находился на холме у деревни Уитхэмпстед севернее Сент-Олбенса.

64 Имеются в виду восстания покоренных галльских племен.

65 На самом деле год 796-й, что соответствует 43 Р. Х. Далее Беда везде ошибается на несколько лет при переводе дат Орозия на летосчисление от Рождества Христова. Все содержание главы он также заимствовал у Орозия (VI.10) с небольшими вставками из Евтропия.

66 Расширявшие свое влияние белги захватили владения тринобантов и ряда других племен. Римские власти Галлии приняли бежавших представителей племенной знати, что стало поводом для войны. По данным Диона Кассия, один из этих перебежчиков (Бериг) и побудил Клавдия вторгнуться в Британию.

67 См. прим. 34.

68 Британник-родившийся в 38 г. сын Клавдия и Мессалины. В 55 г. новая жена Клавдия Агриппина отравила его, чтобы расчистить дорогу к трону своему сыну Нерону.

69 Агав-раннехристианский пророк из Иерусалима, предсказавший голод в Сирии (Деян.11:27-28), а также арест апостола Павла (Деян.21:10-11).

70 См. прим. 17.

71 Имеется в виду восстание царицы иценов Боудикки против римлян в 61 г. Восставшие взяли римские колонии Камулодун (Колчестер) и Лондиний (Лондон) и перебили до 70 тыс. римлян и их союзников. Сведения об этом содержатся в “Анналах” Тацита, но до Беды они дошли в передаче Орозия.

72 На самом деле 161 г. Вслед за Орозием Беда путает императора Марка Аврелия (годы правления 161-180) с его предшественником Антонином. Луций Аврелий Коммод Вер был соправителем Марка Аврелия в 161-169 гг.

73 Элевтерий-епископ Рима в 174-189 гг.

74 Сведения об этом Беда почерпнул в “Liber Pontificalis”-краткой летописи деяний римских пап, которая велась с начала VII в. до 1431 г. Она начинается с апостола Петра, но достоверный характер приобретает только с VI в. По догадке А. Гарнака, в соответствующей записи имеется в виду не Британия (Brittania), а Бирта, или Брита-дворец правителей Эдессы (Осроены). В то время правителя по имени Луций в Эдессе не было, но ее царь Ману VIII вполне мог взять себе это латинское имя в знак подчинения Риму.

75 Реальное проникновение христианства в Британию датируется концом II в.

76 Снова хронологический сдвиг-император Септимий Север правил в 193-211 гг.

77 Римская оборонительная стена состояла из трех частей: каменная стена (murus) с рвом перед ней, система башен и фортов (castra) и вал (vallum). На самом деле первый вал в Британии построил император Адриан около 122 г., а второй, более северный,-император Антонин около 150 г. Уже в скором времени эти валы были частично разрушены пиктами и восставшими бриттами. Север восстановил Антонинов вал и укрепил его каменную часть, поэтому многие писатели древности считали именно его создателем этого сооружения.

78 Все это описание Беда заимствовал из сочинения Вегеция “О военном деле”. Остатки стены находились рядом с монастырем Ярроу, и автор наверняка осматривал их.

79 Эбораком здесь и далее называется современный Йорк. Бритты называли его Эвраук (что означает “золотой”) по имени своего легендарного вождя. Римляне переделали это слово в Эборак, а англосаксы-в Эофервик. Современное название восходит к скандинавам.

80 Имеются в виду император Каракалла (Марк Аврелий Бассиан), правивший в 211- 217 гг., и его брат и соправитель Гета, казненный в 212 г.

81 Диоклетиан правил в 284-305 гг. Максимиан Геркулий был его соправителем на Западе в 285-305 гг. и пытался вернуться к власти до своей гибели в 310 г.

82 Этот отрывок почти целиком взят у Орозия (VI.25). Узурпатор Караузий правил в Британии в 287-293 гг, Аллект-в 293-296 гг.

83 Рассказ о мученичестве святого Альбана заимствован Бедой из третьей, последней редакции “Страстей святого Альбана”(Passio Albani), обнаруженной В. Мейером в конце ХIХ в. Об Альбане упоминает также Гильдас без указаний на точное время его мученичества. Первая редакция “Страстей” относит это событие к правлению Септимия Севера, но Беда и здесь, и в других сочинениях (“Большая хроника” и “Мартиролог”) однозначно ассоциирует его с гонениями Диоклетиана.

84 Венанций Фортунат, епископ Пуатье (годы жизни ок. 540-600) был известнейшим христианским поэтом того времени. Поэма, которую цитирует Беда, опубликована в MGH, Auct. Ant. IV,I (Carmina VIII, III).

85 Клирик (clericus)-здесь и далее лицо, служащее при церкви. Клирики противопоставлялись мирянам (laici); в то же время во времена Беды их отделяли от монахов. Позже, примерно с IХ в., клириками стали называть как белое духовенство (clerici saeculari), так и монашествующих (clerici regulari).

86 Этот правитель, называемый далее princeps и judex, был, видимо, префектом одного из диоцезов, на которые после 298 г. была разделена римская Британия.

87 Caracalla, то есть галльский плащ с капюшоном, введенный в Риме императором Каракаллой (отсюда и его прозвище).

88 По христианской традиции Беда везде именует языческих богов демонами (daemoni). Далее так же называются адские духи.

89 Murus-в данном случае стена города Веруламия. В “Страстях” пишется fluvium quo murus dividebatur (река, которая отделяла стену). У Беды ошибочно flumen quod murus (поток, поскольку отделял стену). Имеется в виду река Темза, протекающая через город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Альбан. С IХ в. в его честь этот город называется Сент-Олбенс.

90 Иак. 1:12. Здесь и далее библейские цитаты даются по Синодальному переводу, кроме тех случаев, когда их смысл расходится с латинским переводом блаженного Иеронима.

91 Распространенный мотив страстей мучеников.

92 “Кастир”-так во времена англосаксов назывались все места, где прежде находились римские укрепленные города или форты. В современном английском это слово превратилось в “честер” или “кастер”(например, Ланкастер, Чичестер). “Веклингакастир” означает римский форт, заселенный племенем или родом Веклингов. Такие названия встречались нередко, поскольку отдельные семьи англосаксов селились за стенами римских поселений. Пример такого названия- Вашингтон (“крепость потомков Вассы”), селение в Сассексе, от которого произошла фамилия первого президента США.

93 Имена этих мучеников, о которых ничего не известно, Беда заимствовал у Гильдаса. Город Легионов (Legionum urbis)-ныне Честер. Такое же название носил бриттский Каэрлеон, ныне Карлион-он-Аск; в обоих городах в римское время стояли легионы.

94 Ересь названа по имени александрийского монаха Ария, который отрицал божественную природу Христа. Его учение было предано анафеме Никейским собором в 325 г., однако продолжало существовать в Европе. Многие германские племена, обращенные в христианство в V в., были арианами.

95 Весь этот отрывок с небольшими изменениями списан у Гильдаса.

96 Император Констанций Хлор (Бледный) правил Западом с 293 г. и умер в Эбораке в 306 г. Его сын Константин Великий правил в 306-337 гг.; в 330 г. основал новую столицу в Константинополе.

97 Мать Константина Елена была не наложницей (concubina), а законной женой Констанция, однако его еще в двадцатилетнем возрасте заставили развестись с ней по причине ее низкого происхождения и жениться на падчерице императора Максимиана Феодоре. Позже Елена стала ревностной христианкой и немало сделала для обращения сына. Валлийские предания считают ее наследницей королевского рода бриттов.

98 “Краткая история”(Breviarium) Евтропия, написанная около 365 г., была очень популярна в раннем Средневековье. Беда часто обращается к ней для дополнения данных Орозия. Русский перевод см. в изд.: Римские историки IV в. М. 1997.

99 Грациан был императором в Галлии в 367-383 гг. Его отец Валентиниан I правил в Риме в 364-375 гг., дядя Валент-в 375-378 гг. Феодосий I Великий правил на Востоке в 379-395 гг. В Риме в это время правил брат Грациана Валентиниан II (378-392). Вся глава списана Бедой у Орозия.

100 Максим Магн (Великий) был императором в Британии и Галлии в 383-388 гг. Отношение к нему британских историков неоднозначно: Гильдас и Беда осуждают его за тиранические наклонности и увод с острова “цвета молодежи”. В то же время в бриттской традиции Максим (Максен Вледиг) превозносится как могучий государь, ставший императором Рима (в сказании из сборника “Мабиногион” его женой сделана Элен Ллидауг, то есть Елена, мать Константина). Эта традиция нашла отражение в артуровском эпосе и “Истории бриттов” Гальфрида Монмутского (ХII в.).

101 Аквилея (Aquileia)-город на северо-востоке Италии.

102 Аркадий был первым императором Восточной (Византийской) империи в 395 -408 гг.; его брат Гонорий-императором Западной империи в 395-423 гг.

103 Пелагий (ок. 360-420)- знаменитый ересиарх, бритт по происхождению (настоящее имя Морган). Его учение о возможности спасения через внутреннее совершенствование, без участия божественной благодати было осуждено в 418 г. Карфагенским собором. Главным оппонентом Пелагия выступал Августин Блаженный (354-430 гг.), великий учитель западной церкви.

104 Юлиан, епископ города Эклана в Кампании-один из главных ересиархов пелагианства. В 418 г. был лишен епископства эдиктом императора Гонория, после чего начал ожесточенную полемику с идеями Августина. В 431 г. был осужден Вселенским собором в Эфесе и вскоре после этого умер.

105 Проспер Тирон, или Аквитанский-сторонник Августина, автор “Всемирной хроники”, основанной на “Церковной истории” Евсевия. Данное стихотворение взято из его сборника “Эпиграммы”; другие стихи Проспера Беда цитирует в своем труде “О поэтическом искусстве”.

106 Горожанин-здесь municeps, то есть житель укрепленного города, имеющий права римского гражданина. Грациан был объявлен императором в 406 г. и убит через несколько месяцев. Первый абзац этой главы списан у Орозия, второй принадлежит самому Беде.

107 У Беды везде Hrenus- варварское искажение латинского Rhenus.

108 Константин был императором в Британии в 406-407 гг.; о его сыне Константе ничего не известно. Геронтий, по некоторым данным, был после свержения Константина римским наместником в Британии. Арелат (Arelat)-современный Арль, город Вьенн (Viennum) сохранил свое название; в раннем Средневековье эти два города были центрами Галльской церкви.

109 Рим был взят готами под предводительством Алариха 24 августа 410 г. Традиционно с этой датой связывается прекращение римского владычества в Британии. Историки сообщают о датированном этим годом письме императора Гонория бриттам, в котором им предлагалось самим обороняться от варваров.

110 Некоторое время римляне контролировали южную часть Шотландии, а также острова Мона (Англси) и, возможно, Мэн (Эубония).

111 Главы ХII-ХVI взяты Бедой у Гильдаса, у которого он заимствует целые отрывки текста. “Цвет молодежи” был уведен за море тиранами Максимом и Константином в ходе их борьбы за власть в империи. Скорее всего, именно при Максиме была основана колония бриттов в Арморике (Бретани).

112 Имеются в виду заливы Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд.

113 Алклуйт-нынешний Думбартон. Что касается Гиуди, который в “Истории бриттов” Псевдо-Ненния именуется Иудеу, то местоположение этого города у залива Ферт-оф-Форт неизвестно.

114 Эта военная операция, если она вообще имела место, могла относиться к периоду между 415 и 430 гг.

115 Беда имеет в виду вал Антонина, сложенный из торфа между 140 и 142 гг. и вскоре разрушенный пиктами. Видимо, в V в. его попытались восстановить, но безуспешно.

116 Монастырь Аберкорн в Лотиане.

117 По данным “Истории бриттов” это место называлось по-бриттски Пенгваул, на языке скоттов Кенайл, а на языке саксов Пенелтун. Все это варианты бриттского Пенфаэл, что означает “край стены”.

118 Скорее всего, рассказ об этой экспедиции представляет собой вымысел Гильдаса и дублирует сообщение о предыдущем походе римлян.

119 Словом “фут” здесь и далее переводится позднеримская мера длины pes (буквально “стопа”), которая составляла 29, 57 см и была немного меньше современного английского фута. Ширина римской стены составляла от восьми до десяти футов, но высота ее была больше и доходила до двадцати; это доказывает, что во времена Беды от стены осталось лишь основание. Сведений о двух стенах у Гильдаса нет, следовательно, Беда взял их в каком-то другом источнике.

120 Эти башни также были выстроены гораздо раньше, но частично восстановлены в V в., когда бритты использовали их для защиты от набегов англосаксов.

121 На самом деле Феодосий II Младший был императором Востока в 408-450 гг. На Западе после Гонория правил император Иоанн.

122 Целестин был римским папой в 422-432 гг. Приведенное сообщение о Палладии взято Бедой из “Всемирной хроники” Проспера Аквитанского. По сведениям той же хроники, в 429 г. диакон Палладий был послан в Британию вместе со св. Германом для борьбы с пелагианами. В 431 г. он был отправлен в Ирландию для обращения ее жителей, но в том же году умер. Некоторые ученые считают Палладия и св. Патрика, крестителя Ирландии, одним и тем же лицом. Свои доводы они подкрепляют тем, что Беда нигде отдельно не упоминает св. Патрика.

123 Патриций Аэций был в то время фактическим правителем Рима; его третье консульство относится к 446 г. О послании к нему бриттов говорится у Гильдаса, однако там он называется Агицием. В 454 г. Аэций был предательски убит по приказу императора Валентиниана III.

124 Этот абзац, по-видимому, взят Бедой их хроники Марцеллина Комита, написанной в середине VI в. Хроника охватывает период 379-534 гг.; о ее авторе ничего не известно. Аттила был правителем гуннов в 434-453 гг.; брат Бледла (точнее Бледа) был убит им в 445 г.

125 В середине V в. бритты сумели достичь некоторого единства и создать так называемое “королевство логров” во главе с Вортигерном. В 453 г. они разгромили ирландских захватчиков; в битве погиб верховный король Ирландии Ниал Девяти Заложников. После этого набеги скоттов и пиктов на некоторое время прекратились.

126 Весь этот отрывок списан у Гильдаса и является поэтическим преувеличением последнего, призванным объяснить последовавшее вскоре нашествие англосаксов как кару за грехи бриттов.

127 Отражение слов Христа “иго Мое-благо, и бремя Мое легко” (Мф. 11:30).

128 Словом pestis у Беды, как и у большинства древних и средневековых авторов, именуется всякая эпидемия. Упомянутая эпидемия чумы имела место около 440 г.; позже произошли еще две эпидемии-в 480-х гг. и в 547 г. Последняя, прозванная “желтой чумой”, истребила значительную часть бриттов и облегчила англосаксам окончательное завоевание острова.

129 Отрывок взят у Гильдаса, но тот именует короля бриттов просто superbus tyrannus. По мнению ученых, это выражение является калькой бриттского Gwrteyrn (Вортигерн), что значит “верховный правитель”.

130 Здесь, следуя Гильдасу, Беда пишет о саксах, хотя впоследствии почти везде называет пришельцев англами. В кельтских языках англичане до сих пор называются “саксами” (валлийское Saesneg, гэльское Sassanach).

131 Маркиан правил Восточной империей в 450-457 гг. На Западе он формально правил начиная с 456 г.; Валентиниан III был убит годом раньше.

132 Longi navi-“длинные корабли” или ладьи, которые англосаксы называли циулами.

133 Саксы обитали в Древней Саксонии (нынешняя германская земля Нижняя Саксония), юты-на полуострове Ютландия. Англы жили в области между ними (нынешний Шлезвиг). Помимо указанных народов, в завоевании участвовали и другие племена, о которых Беда не упоминает, в частности фризы и ругии.

134 Это ютское королевство у Беды везде именуется Кантией (Cantia).

135 Беда видоизменяет название прародины англов, смешивая его с латинским angulus (угол). После переселения англов эта область действительно опустела, а часть ее оказалась водой в результате поднятия Северного моря. В IХ в. она была заселена данами. Что касается саксов и ютов, то на родине они заселяли области Саксонию (завоевана франками в 70-е гг. VIII в.) и Ютландию (в IХ в. вошла в состав Дании).

136 Эти предводители англосаксов впервые упоминаются у Беды. Традиционные даты правления Хенгиста-446-488 гг. Хорза был убит в 455 г.; его имя означает “конь”, что заставляет многих ученых отрицать его историчность и видеть в нем одного из традиционной пары близнецов-героев, связанных с конями (Диоскуры-Ашвины).

137 В “Англосаксонских хрониках” и других источниках сохранилось немало генеалогий королей англосаксов. Все они (кроме королей Эссекса) возводили свой род к богу Водену (Одину).

138 Парафраз рассказа о взятии Иерусалима Навуходоносором (4 Цар. 25:8-10).

139 Этот отрывок почти дословно списан у Гильдаса.

140 Амброзий (Эмрис) Аврелиан или Аврелий-герой множества бриттских легенд, правивший “королевством логров” после Вортигерна во второй половине V в. Сведения о нем взяты у Гильдаса, но тот говорит, что родители Амброзия “носили пурпур”. Возможно, они принадлежали к роду одного из бриттских тиранов, присвоивших звание императора. Беда более осторожно сообщает о “царском имени и достоинстве”(regium nomen et insigne).

141 Дата и место битвы у горы Бадон (Badonici mons)-предмет давних разногласий историков. Предположительно она произошла у современного города Бат между 493 и 516 гг. По хронологии Беды 44 года после прибытия англосаксов прошли в 493 г. По разным сведениям, бриттов в этой битве возглавляли Амброзий или его племянник Артур.

142 Главы ХVII-ХХIV взяты Бедой из “Жития” св. Германа, написанного около 475 г. Констанцием по просьбе Пациенция, епископа Лугдуна (Лиона). Первое предложение автор заимствовал из “Всемирной хроники” Проспера Аквитанского, который был особенно нетерпим к пелагианской ереси. Север-глава пелагиан в Галлии в начале V в.; об Агриколе ничего не известно.

143 Герман, епископ Автисидора (современный Оксерр)-один из виднейших святых римской Галлии (ок. 380-448 гг.). Известен как чудотворец и борец с ересями; его особенно почитали в Бретани под именем Гармон и во Франции как святого Жермена д’Оксерруа.

144 Луп-епископ города Треказена (ныне Труа), святой римской церкви (ок. 383-455 гг.). По легенде, он заставил Аттилу пощадить город Труа. Миссия двух епископов в Британию состоялась около 440 г.

145 “Блаженный” (beatus)- звание, которое присваивалось лицам общепризнанной святости до их официальной канонизации. До ХVI в. право беатификации принадлежало местным церковным властям, поэтому слово “блаженный” часто было синонимом слова “святой” или даже обозначало особую степень святости. Так, Беда почти везде называет “блаженными” апостолов.

146 Католиками Беда везде называет сторонников католической или соборной церкви в противовес приверженцам разнообразных ересей. Греческое “католикос” означает “вселенский”; в современном православном Символе веры передано как “соборный”.

147 В провинциях, в том числе в Британии, военные трибуны управляли крупными городами. Возможно, это название правителя города сохранялось и в послеримское время. В Галлии в тот период трибуны занимали низшие административные должности, наподобие сборщика налогов.

148 В западной традиции понятие “реликвий”(reliquiae) не вполне соответствует восточному “мощи”, так как в него включаются и предметы, связанные со святыми, особенно с мучениками (частицы одежды, обуви, орудий мученичества и др.). Ввиду этого мы оставляем понятие без перевода.

149 Следующее предложение и остаток абзаца представляют собой цитату из третьей редакции “Страстей” св. Альбана.

150 Уже в V в. большинство римских городов в Британии оказались покинутыми, и население переместилось в небольшие поселки, состоявшие из деревянных домов, крытых соломой или камышом и окруженных частоколом.

151 Пасха и Пятидесятница всегда считались особенно благоприятными днями для крещения.

152 Буквально “боялись довериться оружию”(conterrito armorum praesidio). В “Житии” вместо conterrito-contempto (пренебрегать).

153 У Беды “о местонахождении чистых”(institutio castitatis)-искажение фразы из “Жития”, где речь идет об institutio castrorum (лагерей).

154 Pontifex-титул римского верховного жреца, обычно прилагаемый к папе. Иногда употреблялся как почетное наименование епископов и особенно архиепископов.

155 Военная хитрость Германа находит много параллелей в фольклоре и письменной традиции. Самая известная-рассказ о победе Гедеона над мадианитянами (Суд. 7:16-23).

156 Север был епископом Тревира (Трира); сведения о нем Беда почерпнул из “Жития” св. епископа Лупа. Помимо этого, о нем ничего не известно.

157 Germania Prima-римская провинция, занимавшая современую Рейнскую область, со столицей в Трире (Augusta Trevirorum).

158 Имя его, возможно, имеет ирландское происхождение (ср. еlathа – «сосна»).

159 Буквально mediterranea (среднеземье), то есть “ничейные” области, заселенные разбойниками и дикими зверями.

160 Герман отправился в Равенну, которая была тогда столицей Западной империи, чтобы просить защитить бриттов от нашествия англосаксов. Арморика упоминается здесь как территория, также населенная бриттами.

161 Галла Плацидия-мать Валентиниана III, фактически правившая Римом до своей смерти в 450 г.

162 На самом деле Римом правили еще десять императоров, пока последний из них, Ромул Августул, не был свергнут в 476 г. вождем ругиев и скиров Одоакром.

163 Здесь Беда единственный раз ссылается на Гильдаса, у которого он почти полностью переписал эту главу, как и несколько предыдущих.

164 Далее автор много раз повторяет то же обвинение, к которому добавляются упреки о “еретических” взглядах бриттов в отношении празднования Пасхи и формы тонзуры.

165 Эта краткая глава-все, что Беда сообщает о “темном” периоде 493-596 гг. О положении Британии в это время можно узнать только из сочинения Гильдаса и отрывочных свидетельств англосаксонских, валлийских и ирландских хроник. По ним можно судить, что англосаксы продолжали медленно продвигаться в глубь страны, изгоняя или ассимилируя местное население. В это время бритты так и не смогли преодолеть свою раздробленность и в конце концов оказались оттесненными на запад-в Уэльс, Корнуолл и Камбрию.

166 Византийский император Маврикий правил в 582-602 гг.

167 Григорий I Великий- римский папа в 590-604 гг., последний из четырех западных отцов церкви (после Амвросия, Иеронима и Августина), канонизированный и в православии. Родился в семье сенатора, занимал важные административные посты в Риме, потом был папским нунцием в Константинополе. Григорий сумел значительно увеличить власть и авторитет папской власти, упорядочил организацию церкви, решительно боролся с ересями. Он создал большое количество сочинений, которые до конца Средневековья оказывали большое влияние на церковь и общество Запада (изданы в PL, vol. LХХV- LХХIХ).

168 Это произошло в 596 г. В рассказе о принятии англами христианства Беда пользовался данными “Liber Pontificalis”, а также копиями писем пап и других лиц, предоставленными ему Нотельмом. Августин был приором монастыря святого Андрея на Целианском холме в Риме, где жил св. Григорий до того, как сделаться папой. Близость его к Григорию доказывает то, что папа вопреки этикету во всех письмах обращается к нему на “ты”.

169 Формула “раб рабов Божьих”(servus servorum Dei) начала постоянно употребляться в папской переписке именно в понтификат св. Григория.

170 Говоря о “злых языках”, Григорий, видимо, подразумевает испугавшие посланцев слухи о свирепости и грубости англов.

171 При Беде и даже позже дни месяца именовались по традционной римской системе. Они отсчитывались назад от календ (первое число месяца), нон (пятое или седьмое число) и ид (тринадцатое или пятнадцатое число). Первый день до этих дат назывался “кануном”(pridie). Обычно в русских переводах такие даты именуются по схеме оригинала (например “десятый день августовских календ”). Чтобы избежать неясности, здесь и далее перед базовыми днями ставится предлог “до” и дается перевод дат. Десятый день до августовских календ соответствует 23 июля.

172 В Восточной империи звание консула превратилось в почетный титул императора и использовалось только для уточнения хронологии.

173 Индиктион или индикцион- цикл из 15 лет, который использовался для уточнения хронологии до окончательного утверждения летосчисления от рождества Христова. “Пятнадцатый индиктион” означает 15-й индикт (год) очередного индиктиона. Индикт мог начинаться 1 января, 1 сентября или 24 сентября; последний тип был введен Бедой и по его имени назывался “indictus Baedae”.

174 Этерий был епископом не Арелата (Арля), а Лугдуна (Лиона). Кафедру Арля занимал Вергилий, которого Беда в главе ХХVIII называет преемником Этерия. На самом деле данное письмо обращено к епископу Тура Пелагию и епископу Массалии (Марселя) Серену. Епископу Вергилию было послано отдельное письмо, текст которого Беда не приводит.

175 Patrimonium-обычно “имение”. В применении к церковной жизни-церковь или монастырь с прилегающими землями и владениями. Земли папы с VIII в. именовались “патримонием св. Петра”. Сохранилось письмо Григория упомянутому Кандиду, датированное 595 г., в котором папа просит его на доход от его патримония покупать английских мальчиков и воспитывать из них миссионеров для проповеди среди их народа (см.: MGH, Ep. I. Р. 388-389).

176 Традиционная формула писем времен ранней церкви, в которой полагалось обращение на “ты”, хотя обычно папа обращался к епископам и аббатам на “вы”.

177 Эдильберт-северная (нортумбрийская) форма имени; в исторической традиции утвердилась более правильная форма Этельберт (от слов ethel, “благородный” и berct, “свет”). Он был королем Кента в 568-616 гг. и подчинил большую территорию, получив почетный титул “бретвальда”(верховный король).

178 Река Дон.

179 Остров Танет, ныне соединившийся с побережьем.

180 Здесь и далее термином familia обозначается англосаксонская мера площади- гайда (hidе). Под гайдой понимали участок земли, достаточный для прокормления одной семьи (фамилии); ее размер составлял от 24 до 72 га в зависимости от характера почвы. Гайда делилась на виргаты (от латинского virga-“лоза”) и боваты (от латинского же bos-“бык”).

181 535 метров.

182 Франки-германский народ, захвативший в конце V в. территорию Галлии и основавший там свое королевство. В III-IV вв. франки владели землями саксов и англов, и эти народы еще долго понимали их язык.

183 Берта или Бертрада-дочь Хариберта, короля Парижа из рода Меровингов. Стала женой Этельберта около 585 г.; год ее смерти неизвестен.

184 О Лиутарде ничего не известно, однако в ХIХ в. у церкви св. Мартина в Кентербери была найдена медаль или монета с его именем.

185 Считалось, что магическая сила чародея гораздо больше в его доме, чем под открытым небом.

186 Одно из первых упоминаний об иконах в западной традиции. В конце VII в. Бенедикт-Бископ привез из Рима несколько икон в свой монастырь в Уирмуте; возможно, иконы были и в монастыре Ярроу, где жил Беда.

187 Словом “комит” (comes) в позднеримский период назывались лица, занимающие придворные должности; в варварских королевствах им называли как придворных, так и крупных феодалов (то же, что германское “граф”). Беда везде обозначает этим словом гезитов (gesith)- приближенных короля, имеющих собственные земельные владения, в то время как таны (thegn)- члены королевской дружины, еще не получившие пожалований,-именуются им miles (воин) или реже minister (служитель).

188 Доруверн (Doruvernum)- латинское название столицы Кента, которая по-англосаксонски называлась Кантварабург, а в ХI в. получила современное название Кентербери.

189 Эта молитва была принята в галльской церкви и пелась как антифон во время специальной службы в канун Вознесения Господня. Очевидно, Августин обучился ей во время пребывания в Галлии. Еще в VIII в. ее пели в монастыре Ярроу, что явствует из рассказа Кутберта о смерти Беды (см. ниже).

190 Quid multa? или Quid plura?- традиционная риторическая формула, заимствованная писателями Средневековья у римских авторов классической эпохи.

191 Святой Мартин, епископ Турский (336-397 гг.)-один из самых популярных западных святых эпохи раннего христианства. Беда использовал его житие, написанное Сульпицием Севером в V в.

192 См. прим. 174.

193 В сентябре 597 г. папа Григорий в письме в королеве франков Брунгильде говорит об Августине как о “нашем брате и соепископе”; в то же время в другом письме, датированном июлем 596 г., о нем говорится как о “слуге Божьем” (обычное обозначение монаха). Из этого следует, что посвящение Августина имело место в промежутке между этими датами. В письме патриарху Александрии Евлогию Григорий упоминает о том, что Августин был посвящен в Арелате еще до прибытия в Британию, что противоречит сведениям Беды.

194 Лаврентий стал архиепископом Кентерберийским после Августина, Петр-первым аббатом монастыря святых апостолов Петра и Павла в Кентербери.

195 Эти ответы помещены в “Libellus Responsionum”(Книге ответов папы Григория), где они датируются июлем 601 г. Ряд ученых считает письма Григория позднейшей подделкой на основании того, что в VIII в. ряд лиц (в том числе Винфрид-Бонифаций) не могли обнаружить их в римских архивах. Однако, по всей видимости, письма действительно написаны Григорием, хотя и содержат ряд вставок и добавлений (в том числе, возможно, сделанных Бедой или его информаторами).

196 1 Тим. 3:15.

197 Деян. 4:32-“никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее”.

198 Еще в 303 г. Эльвирский собор западной церкви запретил епископам, священникам и диаконам жить в браке; позже это решение подтверждалось всеми соборами.

199 Деян. 4:35-“каждому давалось, кто в чем имел нужду”.

200 Лк. 11:41.

201 В ранних рукописях “Ответов” фраза выглядит гораздо выразительнее:”et haec quasi in vasculo collecta, apud Anglorum mensam in consuetudine depone” (собери все это как бы в один горшок и поставь на стол англам для их пропитания).

202 В ранних рукописях писем вместо vanis (тщета) стоит damnis (пеня).

203 Лев. 18:7.

204 Мф. 19:5.

205 Ин. 14:6.

206 Позиция Григория по этому вопросу гораздо мягче господствующей линии католической церкви, что давно вызвало сомнения в подлинности этого ответа. Видимо, это чувствовали уже ранние переписчики, поскольку в некоторых рукописях Беды (в том числе в манускрипте Мура) к ответу приписаны извлечения из официальных документов, уточняющие позицию Рима по этому вопросу.

207 Паллий или паллиум (pallium)- наплечный плат с изображениями креста, символизирующий агнца, возложенного на плечи добрым пастырем (Лк. 15,4-7). В православии ему соответствует омофор (нарамник), но если омофор мог надевать любой епископ, то в католичестве паллий присуждался в знак особых заслуг. Со времен папы Григория он даровался только архиепископам и давал право единоличного назначения епископов.

208 Рим опасался чрезмерного усиления галльской церкви и ее уклонения в ересь, поэтому поощрял создание новых церковных провинций, независимых от Арля.

209 Втор. 23:25.

210 Лев. 12:4-5.

211 Быт. 3:16.

212 Лев. 20:18.

213 Мф. 9:20.

214 Мф. 15:11.

215 Мф. 15:19.

216 Тит. 11:15.

217 Там же.

218 Лев. 15:16.

219 В ранних рукописях “Ответов” вместо per delectationem (к удовольствию) стоит per deliberationem (к намерению).

220 Пс. 50:7.

221 Пс. 6:8. В Синодальном переводе “иссохло от печали око мое”, что точнее передает оригинальное выражение.

222 1 Кор. 7:2-9.

223 1 Кор. 7:6.

224 Исх. 19:15.

225 1 Цар. 21:5.

226 Втор. 23:10-11.

227 В подлиннике описка; вместо veris (истинными) следует читать vanis (ложными).

228 Это классическое определение греха впервые дается у Августина, который развивает новозаветное деление причин греха на “похоть плоти”, “похоть очей” и “гордость житейскую” (1 Ин. 2:16).

229 Быт. 3:1-6.

230 В подлиннике описка: вместо semen (семя)-si mens (если душа).

231 Рим. 7:23.

232 См. прим. 174.

233 22 июня 601 г.

234 Мф. 9:37, Лк 10:2.

235 См. прим. 207.

236 Очевидно, Григорий предполагал, что кафедра Августина должна находиться в Лондоне, а не в Кентербери. Возможно, папа видел записи об участии бриттских епископов Лондонии и Эборака в церковных соборах III-IV вв. и считал эти города важнейшими в Британии. Возможно также, что это письмо сфабриковано для обоснования претензий Эборакской церкви на роль митрополии.

237 Видимо, папа плохо представлял положение в Британии и враждебность отношений между англосаксами и бриттами. Однако его письма до конца существования независимой кельтской церкви давали церкви англов предлог требовать подчинения от ирландцев и бриттов.

238 22 июня 601 г.

239 Типичный для римской церкви прагматизм. Хотя прочных храмову англосаксов, по-видимому, не было, многие христианские церкви действительно выстроены на месте языческих капищ.

240 В труде Беды Об исчислении времен” (De Temporibus Ratione) упоминается, что одиннадцатый месяц в языческом календаре англов именовался Блотмонат, или месяц жертвы”, поскольку в это время богам приносили в жертву животных, которые не могли пережить зиму.

241 18 июля 601 г.

242 Лк. 10:17.

243 Лк. 10:20.

244 Беда приводит только четверть этого послания, которое содержится в Письмахпапы Григория. Оно датировано 1 июня 601 г., то есть более ранней датой, чем предыдущие письма.

245 Мф. 24:7, Мк. 13:8, Лк. 21:11.

246 Флп. 1:6-начавший в вас доброе дело”.

247 22 июня 601 г.

248 Это нынешний кафедральный собор Кентербери. Никаких следов его существования в римские времена пока не обнаружено.

249 Монастырь был назван в честь свв. Петра и Павла, чтобы подчеркнуть связь Кентербери с Римом. Позже его чаще называли Сент-Огастинс в честь Августина. Он был разрушен в ХVI в., но могилы королей и архиепископов к тому времени уже не сохранились.

250 Залив Амблетез в Северной Франции.

251 Современная Булонь.

252 В тексте cupidissimus (сильнее всего жаждущий славы). Стиль напоминает германские героические поэмы и, возможно, является отголоском эпической песни о деяниях этого короля.

253 Эдильфрид (в исторической традиции Этельфрит)-внук Иды, основателя королевства Берниция. Правил Берницией и Дейрой в 593-616 гг.

254 Быт. 49:27. Саул принадлежал к колену Вениамина.

255 Айдан мак Габрайн-король Далриады в 574-609 гг.

256 Место битвы при Дегсастане точно не установлено; возможно, это Доустон-Ригг в Лотиане (Южная Шотландия) или Тикстон в Нортумберленде.

257 Фока узурпировал престол Византийской империи и правил в 602-610 гг.