Комментарии

1. “Рассуждение” (“De falso credita et ementita Constantini Donatione Declamatio”) Лоренцо Валлы было написано в 1440 г. Старейшая, наиболее полная рукопись его, дошедшая до нас (Codex Vaticanus, 5314), датирована 7 декабря 1451 г. Первое полное издание “Рассуждения” было выпущено немецким гуманистом Ульрихом Гуттеном в 1518 г. и затем неоднократно переиздавалось. На основе Ватиканского кодекса и издания Гуттена было подготовлено X. Колеманом первое полное, вполне научное издание “Рассуждения”, с параллельным английским переводом — “The Treatise of Lorenzo Valla on the Donation of Constantine. Text and translation”. New Haven, 1922. Это издание, а также итальянский перевод, включенный в указанное выше издание Дж. Радетти (“Scritti filosofici e religiosi...” Firenze, 1953) использован при подготовке текста “Рассуждения” для настоящего сборника. В Приложениях публикуется полный текст “Дарственной грамоты Константина”.

2. Литературу о сочинениях Валлы см. в Предисловии наст, изд., стр. 28.

3. Имеется в виду римский папа.

4. Цитата из “Сатурналий” (7 диалогов, II, 4, 21) позднеримского философа и грамматика V в. Аврелия Макробия. В подлиннике — непереводимая игра слов: “Nolo scribere in eos qui possunt proscribere”; У Макробия: “non enim est facile in eum scribere, qui potest proscribere”.

5. Псалтирь, CXXXVIII, 7.

6. Деяния апостолов, XXIII, 1-2.

7. Иеремия, XX, 1-2. Фазур в русском переводе — Пасхор.

8. От Матфея, XVIII, 15.

9. Первое послание к Тимофею, V, 20.

10. Послание к галатам, II, 14.

11. Валла спутал римского архиепископа Марцелла (307-309) с его предшественником Марцеллином (296-304) — последний, по апокрифическому рассказу, отступил от христианства во время преследований императора Диоклетиана. Об этом сообщает Августин в сочинении “О едином крещении” (XXVII) и “Против писания Петилиана” (И, ХСII, 202), и Джакопо да Вораджине (1230-1298) в “Золотой легенде” (LX, 58).

12. Целестин — Целестин I (422-432), римский епископ (папа), боролся против ереси Нестория и добился осуждения последнего на церковном соборе в Риме в 430 г. и в Ефесе в 431 г.

Несторий — патриарх константинопольский, сначала боровшийся против арианства, но затем обвиненный в еретических взглядах, состоявших в отрицании единства божественной и человеческой природы в Христе. Умер в 434 г. в изгнании, в Ирландии.

13. Имеются в виду претензии соборов первой половины XV в. стать выше папы.

14. Филиппики — гневные обличительные речи; первоначально — название политических речей древнегреческого оратора Демосфена (382-322 гг. до н. э.), направленных против Филиппа II Македонского. Также называл свои речи против Антония Цицерон.

15. Во время работы над “Рассуждением” Валла находился на службе у неаполитанского короля; естественно, что претензии папства подчинить себе это королевство встречали решительный отпор с его стороны.

16. Сильвестр — римский епископ (папа с 314 по 336 г.) при императоре Константине. Согласно преданию, усиленно распространявшемуся католической церковью, именно он убедил Константина принять христианство и получил за это “Константинов дар”.

17. Константин — римский император (274-337), у власти во всей империи с 323 г.; признал христианство государственной религией, перенес столицу в Константинополь.

18. Цезари — этот термин здесь употреблен не в юридическом значении, которое это слово имело при Диоклетиане и Константине, а в общем смысле, вместо “императоров”.

19. Имеется в виду так называемый Декрет Грациана — широко используемый католической церковью сборник (действительных и фальшивых) документов церковного права, который, между прочим, должен был обосновать первенство папской власти. Он был составлен в середине XII в. итальянским монахом и канонистом Грацианом.

20. “История Сильвестра” (“Деяния Сильвестра”, “Жизнеописание Сильвестра”, “Житие Сильвестра”) — апокрифическое жизнеописание Сильвестра, составленное значительно позже его жизни и сохранившееся во многих вариантах. См. С. В. Coleman. Constantine the Great and Christianity... N. Y., 1914; “Boninus Mombritius sanctuarium sive vitae sanctorum”. Parisiis, 1910, t. II.

21. Имеется, по-видимому, в виду в первую очередь неаполитанский король Альфонс Великодушный, по согласованию с которым, если не по прямому заказу которого, “Рассуждение” было написано.

22. Имеются в виду завоевательные походы Александра Македонского (см. стр. 377, прим. 78).

23. Имеется в виду централизаторская политика домината, а так же в какой-то мере проблема самостоятельности городов-коммун Италии XV в.

24. Навуходоносор — царь Ниневии (667-647 гг. до н. э.); Кир — персидский царь (599-530 гг. до н. э.); Агасвер — легендарный персидский царь; возможно, под этим именем подразумевается историческое лицо — Ксеркс (519-465 гг. до н. э.).

25. Послание к римлянам, XIII.

26. Четвертая книга царств, V, 1-27.

27. В ряде вариантов “Истории Сильвестра” имеется эпизод, в котором Сильвестр укрощает громадного змея.

28. Даниил, XIV, 22-28.

29. Третья книга царств, XI, 26, 31.

30. Лары — боги, покровители домашнего очага у древних римлян.

31. Пенаты — в древнем Риме боги, покровители материального благосостояния дома, весьма близкие к ларам.

32. Вергилий. Энеида, I, 151-152.

33. Вей — город в римской Этрурии, расположенной не далеко от Рима.

34. Об этом см.: Тит Ливий. Об основании города, V, 24, 7-10.

35. Обычная клятва-присказка римлян.

36. Об этом сообщает Тит Ливий в сочинении “Об основании города”, V, 41, 7-10.

37. Тиберий, Гай, Клавдий, Гальба, Отон, Вителлий, Веспасиан — римские императоры, правившие после Августа в I в. н. э.

38. Император Константин был сыном императора Констанция Хлора (292-306) и наложницы Елены.

39. Квириты — одно из обычных в античности наименований римлян по племени, вошедшему в состав римского народа в период его формирования.

40. Лукреция — знатная римлянка, изнасилованная сыном Тарквиния Гордого (седьмой и последний из полулегендарных римских царей, 534-509 гг. до и. э.) — Секстом, что послужило поводом для врага Тарквиния, Луция Юлия Брута, выступить против тиранической власти царя, который был свергнут, после чего в Риме была провозглашена республика. Эти события глубоко интересовали гуманистов первой половины XV в., когда борьба монархической и республиканской форм правления в мелких итальянских государствах ставила весьма остро вопрос о преимуществе той или иной формы правления. Валла, во время написания “Рассуждения” находившийся на службе у неаполитанского короля, склонялся скорее, к первой.

41. Понтифик — один из верховных жрецов римского культа, членов особой коллегии, председателем которой был “верховный понтифик”. В католической практике этим термином, иногда сокращенным (“понтифик”), нередко именовались римские архиепископы — папы. В таком смысле термин этот употреблен и здесь.

42. Деяния апостолов, XX, 35.

43. От Матфея, X, 8.

44. Первое послание к коринфянам, IX, 15.

45. Послание к римлянам, XI, 13.

46. В рукописи греческое слово klhroV пропущено. В настоящем издании восстановлено предположительно.

47. Иисус Навин, XIII, 14.

48. От Матфея, VI, 34.

49. От Матфея, X, 9 и XIX, 24.

50. От Иоанна, XII, 6 и XIII, 29.

51. Первое послание к Тимофею, VI, 7-11.

52. Деяния апостолов, VI, 1-2.

53. Второе послание к Тимофею, II, 4.

54. Левит, X, 1-2.

55. Числа, XX, 25-28 и XXV, 7-13.

56. Иеремия, XLVIII, 10.

57. От Иоанна, XXI, 15-17.

58. От Иоанна, XVIII. 36.

59. От Матфея, IV, 17.

60. От Матфея, XX, 25-28.

61. Первое послание к коринфянам, VI, 2-4. Цитируемый текст Валла использует для доказательства положения, противоположного библейскому; в последнем утверждается, что церковники должны быть судьями во всех делах как церковных, так и гражданских, Валла же пытается доказать, что церковники права суда по гражданским делам не имеют.

62. От Матфея, XVII. 25-26.

63. От Марка, XI, 17.

64. От Иоанна, XII, 47.

65. От Матфея, XXVI, 52.

66. Там же, XVI, 19.

67. Там же, XVI, 18.

68. Там же, IV, 9.

69. Там же, XI, 29-30.

70. Там же, XXII, 21.

71. В подлиннике две последние фразы звучат гораздо лаконичнее: “Ubi possessio? ubi in manu traditio!”, но по-русски буквальный перевод был бы непонятен.

72. Квириты — одно из традиционных наименований римских граждан, во время исполнения ими гражданских, но не военных обязанностей.

73. Григорий Великий — Григорий I, римский папа (590-604).

74. Юлиан — Флавий Клавдий Юлиан (332-363), сын брата Константина, римский император, известный под прозвищем Отступника; на престоле с 361 г. Сделал попытку восстановить язычество.

75. Различные государственные должности римского государства.

76. Евтропий — Флавий Евтропий, позднеримский историк (IV в. н. э.). Современник императора Константина.

77. Евтропий. Краткая история римлян, X, 16, 1. Цитировано неточно.

78. Иовиан — Флавий Клавдий Иовиан, провозглашенный императором после смерти Юлиана; он принужден был заключить позорный для Империи мир с персами, но вскоре умер, не успев короноваться.

79. Сапор — Сапор II, персидский царь (умер в 380 г.).

80. Понтий Телезин, или Понтий Херенний — вождь самнитов, победивший в 321 г. до н. э. римское войско под командой Постумия в так называемой II Самнитской войне и заставивший его пройти под ярмом, что считалось самым глубоким унижением.

81. Нуманция — город, центр самостоятельного небольшого государства в Испании. При завоевании последней римлянами оказала им особо упорное сопротивление и нанесла им поражение в 137 г. до н. э., но затем была завоевана ими в 133 г. Нумидия — римская провинция в Северной Африке (ныне — Алжир), во время пунических войн была союзницей Рима, но затем неоднократно выступала против него. Особенно ожесточенной была война Рима с нумидийским царем Югуртой, который в 110 г. до н. э. нанес римским войскам жестокое поражение.

82. Евтропий. Краткая история, X, 18, 1-2.

83. Евгений — папа Евгений IV (1431-1447)

84. Феликс — папа Феликс V, антипапа, соперник Евгения IV, в миру — герцог Амедей Савойский (1439-1449).

85. Имеется в виду Альфонс Арагонский.

86. Дамаз, или Дамасий — римский архиепископ (366-384), признанный католической церковью святым. Феодосий — римский император (346-395), на престоле с 379 г.; при нем произошло разделение империи на Восточную и Западную (395).

87. Сириций — римский архиепископ (384-399), признанный католической церковью святым. Аркадий — император Восточной Империи после раздела Римской империи в 395 г.; правил до 408 г.

88. Анастасий — Анастасий I, римский архиепископ (399-401), святой католической церкви. Гонорий — император Западной Империи после раздела Римской империи в 395 г.; правил до 423 г.

89. Иоанн — Иоанн I, римский архиепископ (523-526). Юстиниан — восточноримский император (527-565), прозванный Юстинианом Великим.

90. Евсевий — епископ кесарийский (270 — после 330), автор многочисленных написанных на греческом языке исторических работ, среди которых наиболее известны “Церковная история” и “Жизнь императора Константина”. Валла ссылается на последнюю из них (I, 27-32), однако допускает неточность, так как в ней говорится о том, что Константин принял христианство после легендарного видения креста во сне в 312 г., а не с детства.

91. Руфин — Тиринниус Руфин (345-410), итальянский церковник и богослов. Перевел с греческого на латинский “Церковную историю” Евсевия, добавив к ней две книги своего сочинения.

92. Папа Мельхиад, или Мильтиаз (311-314) — римский архиепископ, предшественник Сильвестра. “Письмо папы Мельхиаза”, которое цитирует Валла, уже Николаем Кузанским в сочинении “De concordia catholica” (1435) было признано апокрифом, и все же Валла использует его, хотя, по всей видимости, сочинение Николая Кузанского знал, поскольку все “Рассуждение” в какой-то степени развивает кратко сформулированную Николаем Кузанским критику подлинности “Константинова дара”.

93. Григорий — папа Григорий Великий. “Список” (Register), VI, 59.

94. В “Декрет Грациана” (см. стр. 351, прим. 19) были сделаны более поздние вставки, в том числе и “Константинов дар”.

95. Людовик — Людовик Благочестивый, франкский король и император (814-840), сын и преемник Карла Великого. Текст договора см. в изд.: Friedberg. Corpus Juris Canonici. I, LXIII. Lipsiae, 1879-1881.

96. Это имя стоит перед рядом мест “Декрета Грациана”, прибавленных позже, в том числе и перед “Константиновым даром” (Friedberg. Указ. соч., I, XCVI, 13). См. наст, изд., Приложение, стр. 334.

97. Геласий — римский архиепископ (492-496).

98. См. текст “дара” в изд.: Friedberg. Указ. соч., I, XCVI, 13, а также см. наст. издание. Приложение, стр. 334. Очевидно, Л. Валла пользовался не тем текстом “Дарственной грамоты”, который дошел до нас, или же цитировал его не всегда точно, так как между публикуемым в настоящем сборнике текстом “дара” и цитатами из него Валлы имеются расхождения.

99. Там же, I, XV, 3.

100. Яков Ворагинский — Джакопо да Вораджине (1230-1298), итальянский доминиканец, автор широко распространенного в позднем средневековье сборника житий святых “Золотая легенда”.

101. Фасты — древнеримские анналы, велись и строго охранялись коллегией жрецов — понтификов и в первую очередь — великим понтификом.

102. Сибиллины книги — сборник священных предсказаний (оракулов) в Римской республике, к которым прибегали при решении важнейших для государства вопросов. Они находились под особым надзором десяти жрецов, которых Валла не вполне закономерно называет “децемвирами”.

103. Сильвестров день — 31 декабря.

104. Имеется в виду легенда о Дарии и трех юношах, телохранителях его, из Второй книги Ездры, III-IV.

105. Первая книга маккавейская, VIII, 19-22.

106. Исход, XXXI, 18.

107. Иосиф — Иосиф Флавий, иудейский историк и политический деятель (37-95). “Иудейские древности”, I, 2 (3), 2.

108. Об атом см.: Тит Ливий. Об основании города, III, 57 и VI, 1.

109. См. С. В. Coleman. Указ. соч., стр. 224; изд. Boninus Mombritius..., t. II, стр. 8.

110. Вергилий. Энеида, II, 77-78.

111 .Сатрапы — управители провинциями в древнем персидском государстве. Оптиматы — представители римской знати. Валла подчеркивает несовместимость этих терминов с характером документа.

112. “История Сильвестра”. См. указ. изд.: Boninus Mombritius..., t. II, стр. 513, 46-47 и 51.

113. Тертуллиан — Тит Септимий Флоренс Тертуллиан (160-245), раннехристианский богослов. Сообщение о письме Понтия Пилата к императору Тиберию (14-37) апокрифично (Апология, V и XXI). Сообщение это содержится также в “Церковной истории” Евсевия, 11,2.

114. Цицерон. Речь за Секста Росция, XLV, 96.

115. Популяры — имеется в виду партия, заигрывавшая с народом — демагоги.

116. Саллюстий. Заговор Каталины, LIV.

117. Вергилий. Энеида, VI, 851-852.

118. Григорий Великий. Письма X, 51 и XIII, 31.

119. Фирмиан Лактанций — Лактанций из Фермо, христианский писатель III-IV вв. Воспитатель сына императора Константина. Он получил за красоту стиля своих многочисленных латинских сочинений прозвище “христианский Цицерон”. Валла взывает к нему, именно как к стилисту.

120 .Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), V, 12.

121. Восьмой собор, или второй Никейский собор состоялся в 787 г. Здесь имеется в виду ““Декрет Грациана” (см. сто. 351, прим. 19), I, XX, 3.

122. Поговорка приведена у Квинтилиана в сочинении “Обучение оратора”, IV, 2. В оригинале она звучит так: “Mendacem memorem esse oportet”.

123. Еще во времена Валлы известные Западу части земли ограничивались тремя материками.

124. В результате восстания Иудеи и длительной Иудейской войны (66-70) столица и религиозный центр страны Иерусалим был взят и разрушен сыном императора Веспасиана Титом (сентябрь 70 г.)