Комментарии

1. Гренада по-арабски Гарната, отсюда - относительное имя (нисба) ал-Гарнати (т. е. "гренадец"), часто его называют также по второй нисбе, ал-Андалуси ("андалусец").

2. Единственная краткая биография ал-Гарнати имеется у андалусского историка ал-Маккари (т. I, стр. 617?618), откуда мы и знаем дату рождения, но основные сведения дают сами сочинения ал-Гарнати. Ср. прим. 6.

3. Г. Ферран (Тухфа, стр. 21), а вслед за ним И. Ю. Крачковский (Сочинения, IV, стр. 299) считают, что на 1117-18 г. приходится вторая поездка ал-Гарнати, впервые же в Александрии он оказался в 1114 г. Основанием для такого заключения служат сведения ал-Маккари (Ферран, Тухфа, стр. 14) и основывающаяся, вероятно, на них же приписка к ташкентской рукописи Тухфат ал-албаб (Беляев, Арабские рукописи, стр. 70?71), но текст сочинений ал-Гарнати не подтверждает этого.

4. В 512/1118-19 г. он встречался в Каире с неким Абу-л-Аббасом Хиджази, прожившим в Индии и Китае сорок лет (Ферран, Тухфа, стр. 106).

5. Хадисы - рассказы о словах и деяниях пророка Мухаммада, составляющие одну из основ мусульманской догматики и права.

6. Активность ал-Гарнати в 50-60-е годы XII в., когда ему было от 70 до 80 лет, вызывает удивление. Если даже допустить, что это был очень крепкий старик (в Венгрии у него родился ребенок), то все же странно, что учиться в Египет он поехал только в возрасте тридцати семи лет, а первый сын родился, когда ему было за сорок. Быть может, в сведения ал-Маккари (т. I, стр. 617) о годе рождения ал-Гарнати вкралась ошибка и следует читать не 473 г. х., а 493 г. (1099-1100). Такое смешение весьма вероятно ввиду очень сходного написания арабских числительных семь и девять (а также семьдесят и девяносто). Тогда многое станет на место: в Каире он окажется в 17 лет, а годы наибольшей активности в Саксине и Венгрии придутся на возраст 30-60 лет; станет ясным и то, почему о своей родине, Андалусии, он сообщает мало сведений, основанных на личных впечатлениях. Но это предположение нуждается в подтверждении.

7. Принято считать, что в 530/1135-36 г. ал-Гарнати был в Балхе, так как у него есть рассказ об "открытии" в 530 г. х. могилы Али на месте нынешнего афганского города Мазар-и Шериф (Ферран, Тухфа, стр. 145-146), но, рассказывая об этом, Гарнати не упоминает, что он сам был там или видел эту гpoбницу.

8. О роли кочевников в Венгрии см.: Расовский, Печенеги.

9. Беляев, Арабские рукописи, стр. 71.

10. Крачковский, Сочинения, IV, стр. 302-303.

11. Таuеr, Annotationes, стр. 299-300.

12. Dоrn, Auszuege.

13. Бартольд, Сочинения, т. IV, стр. 121.

14. Тauеr, Annotationes, стр. 298.

15. В основном это поздние вставки, на некоторые из них указал Г. Ферран.

16. Как теперь выяснилось, они заимствованы из My'риба.

17. Крачковский, Сочинения, IV, стр. 299-302.

18. Дублер, Абу Хамид.

19. Нrbek, Novy arabsky pramen.

20. Нrbek, Arabico-Slavica.

21. Монгайт, Абу Хамид.

22. Позже А. Л. Монгайт опубликовал еще одну статью об Абу Хамиде в журн. "Наука и жизнь", 1965, № 1, стр. 34-38.

23. Заходер. Каспийский свод, стр. 66-67, 16.

24. Дублер, Абу Хамид, стр. 133.

25. Рertsсh, стр. 164.

26. Пользуемся случаем выразить нашу искреннюю признательность за содействие коллегам из ГДР - М. Роббе и Э. Серауки.

27. В Гот. рук., л. 1а опущена точка над "зал". Ср. GAL, I, стр. 478, № 5, 2; SB I, стр. 878; там же о других сочинениях Абу Хамида; cp.Hrbek, Arabico-Slavika, стp. 112-113.

28. Стилистический оборот, обозначающий переход от благопожеланий и славословий к сути излагаемого.

29. И. Ю. Крачковский считал, что ал-Гарнати лишь расспрашивал об извержении одного сицилийца в Багдаде (Сочинения, IV, стр. 301), но в My'puбe ал-Гарнати пишет определенно: "Я простоял в море напротив этого острова пять дней, потому что не было нам попутного ветра, а на шестой день отошли мы от него в Александрию" (гот. рук., л. 7а), правда, прямого указания на то, что он был очевидцем извержения, нет, но из текста готской рукописи видно, что к рассказу сицилийца восходит лишь часть сведений.

30. Гот. рук. ***

31. Перед этим у ал-Гарнати рассказывается о деревне, брошенной жителями из-за множества змей.

32. Т. е. Грузию.

33. Гот. рук., л. 16б-17а.

34. Ферран, Тухфа, стр. 46, 55, 124, 125,

35. Там же, стр. 45.

36. Там же.

37. См. Jacob.

38. Ковалевский, Книга Ибн-Фадлана, стр. 60-61.

39. Ковалевский, Книга Ибн-Фадлана, стр. 139.

40. Гот. рук., лл. 55а, б.

41. Ковалевский, Книга Ибн-Фадлана, стр. 138-139.

42. По словам Абу Хамида, рост великана - 7 локтей (3,5 м.) и он доставал ему только до пояса. В этом случае рассказчик должен был быть не менее 2,2 м ростом.