Комментарии

618. Фаркат (Фаркад, Баркад, Паркод) — селение примерно в 30 км от Бухары, по дороге в Газли (Самъани. Китаб ал-ансаб, С. 72).

619. «История мирозавоевателя» («Тарихи джахангушаи») — сочинение знаменитого персоязычного историка Чингиз-хана Ала ад-Дина Мухаммада Джувейни (1225-1283).

620. Вероятно, эти события относятся к началу завоевательных походов Чингиз-хана в Мавераннахр.

Заслуживают внимания приведенные здесь автором данные. Один верблюжий вьюк составлял примерно 300 кг. Следовательно, во время зимовки Чингиз-хана около Самарканда в 1221 и последующие годы еженедельно к царственному столу доставляли около 15 т. птицы.

621. Прежний муж Султанбахт бегим, Мухаммад Мирак за предательство по отношению к своему тестю был казнен весной 1388 г. (см. выше, лл. 107б-108а).

622. Абу Бакр, родившийся в 1382 г., — первенец Миран-шаха от Ханзаде Бегум.

623. Коран, сура «Звезда», 43-й аят.

624. Родная мать Амира Темура, Такина Хатун умерла гораздо ранее. Кадак Хатун была второй женой его отца, к которой Амир Темур относился хорошо. О других женах Тарагай-бека сведений не имеется.

625. Коран, сура «Корова», 156-й аят.

626. Древнее название Кашкадарьи было Кашкруд, но вместо Кашк в средние века произносили Хашка. Позднее Хашка трансформировалось в Кашка.

627. Основным на этом курултае был вопрос о Токтамыш-хане. Во всех предыдущих войнах Амира Темура численность его войск не превышала ста тысяч. Более того, зачастую он вступал в бой с противником, значительно превосходящим численность его войск. В будущей битве с Токтамышем Амир Темур ставит задачу превзойти противника как численно, так и экипировкой. На курултае и рассматривались эти вопросы.

628. Севинч Кутлуг ага — дочь младшей сестры Амира Темура, Ширин-бек ага. По мусульманским обычаям, бракосочетание между двоюродными братьями и сестрами не возбраняется.

629. Коктоба — место впадения речки Бугаз в оз. Зайсан.

630. Алмалык — город на правом берегу р. Или, в 15 км западнее Кульджи, древняя столица тюркских хаканов. Его развалины ныне находятся у границы Синьцзяна (КНР) с Казахстаном.

631. Ичини Ювсин — пустыня и степи около оз. Зайсан.

632. Огар Кечти — местность на левом берегу Иртыша севернее оз. Зайсан.

633. Толас — местность в Горном Алтае, где жили тюркские племена толасов (или теле).

634. Судя по этому описанию, дорога Алтун Корк — это межозерье. Тогда она могла проходить между озерами Сассыкколь и Алаколь, Айранколь и Ихэ-хак, либо это Джунгарские ворота.

635. Название селения Парсин у Самъани и Йакута Хамави приведено в форме Парискас (Самъани. Китаб ал-ансаб, С. 109).

636. Коран, сура "Перенес ночью", 82-й аят.

637. То есть промежутка медду 19 февраля и 20 марта.

638. Идику Узбек — знаменитый Едигей русских летописей, сыгравший важную роль в истории Руси рубежа XIV-XV вв.

639. Чолпан Мулк ага была в то время самой младшей из жен Амира Темура, хотя здесь автор назвал ее «великой».

640. Кара Саман — местность около Отрара.

641. О местности Сарык Узен см. прим. 592.

642. Кичик Таг — южные отроги гор Улутау в Центральном Казахстане.

643. Улуг Таг — горы в 100 км севернее Джезказгана (совр. Улутау).

В конце 30-х годов XX в. близ рудника Карсакпай, примерно в 50 км западнее Джезказгана, у подножия горы Карамола, был найден камень с письменами. Письмена были на двух языках: арабском и узбекском. Из арабского письма можно было прочесть только «Бисмиллахир рахманир рахим». В узбекской части надписи, сделанной уйгурским письмом, было сказано, что в семьсот девяносто третьем году летом, т. е. в 1391 г., здесь проходил султан Турана Амир Темур с 200-тысячной армией на войну против Токтамыша. У Низам ад-Дина Шами приведена и дата выполнения надписи — 23-й день месяца джумада аввал, т. е. 28 апреля 1391 г. (Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение.-М.; Л: Изд-во АН СССР, 1950, С. 357; Низомиддин Шомий. Зафарнома, С. 258.). С наступлением эры космонавтики, из-за близости тех мест к космодрому Байконур, те места были закрыты. Сам камень находится ныне в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

644. Река Йиланчук (совр. р. Жиланшик) — на северо-западе Джезказганской области.

645. Атакабригой — местность в Кустанайской области, на севере Казахстана.

646. Худайдад Хусайни был сыном Берди-бека. Его тюмен раньше подчинялся его отцу и, видимо, носил его имя.

647. Султан Махмуд-хан ибн Суюргатмиш — подручный чагатайский хан Амира Темура.

648. Мухаммад Султан Бахадур — сын царевича Джахангира, в описываемое время ему шел 1б-й год.

649. Следовательно, в данный момент Мухаммад Султан со своей группой находился в районе современного Кустаная.

650. В боевом строю армии Амира Темура основная ударная сила находилась в его левом крыле, где стояли наиболее опытные беки и гвардейские полки; в этом передвижении левое крыло армии оказывалось впереди. Но во время атаки вся армия разворачивалась правым плечом вперед, а в случае неожиданной битвы левое крыло первым вступало в битву. Такой вид передвижения войск назывался манглай. Однако иногда манглай мог быть и авангардом.

651. Следовательно, маршрут армии от района Кустаная шел на запад, к р. Яйыку (Уралу). Тюркская этимология гидронима «яйык» очевидна, она означает: «разлившаяся, распростертая». Другие, «джекающие», тюрки это название произносили как Джайык. Именно эта форма названия встречается еще у Птолемея (II в.).

652. Вероятно, эта переправа через р.Урал имела место между современными Магниторском и Верхноуральском. Этимологии тюркских названий переправ Яйыка означают: Айгыр ялы — Жеребца грива; Бори кечти — Волк переплыл; Чапма кичик — Не беги, малый.

653. Ийик — приток р. Камы, течет с юга на север (совр. Ик), впадает в Нижнекамское водохранилище в районе Набережных Челнов, в Татарстане.

654. Тура — особый вид щита из древесины или тонкого металла, прикрывавший воина с ног до головы. Они использовались главным образом в оборонительных битвах у окопов и рвов или при взятии крепостей.

655. Кырк Коль — озера или болота в месте слияния Камы с Волгой.

656. Мамак — имя золотоордынского бека тюменя, который в русские летописи вошел под именем Мамая.

657. Коран, сура «Корова», 156-й аят.

658. Данное место текста, очевидно, свидетельствует о том, что в этом походе на Токтамыша Амир Темур со своей армией добрался до мест белых ночей.

659. Кундузча — место слияния одноименной реки с р. Сок (совр. Красный Яр), к северу от Самары. Современное название реки — Кондурча.

660. «Семь повторяемых» — кораническое выражение, приводится в 87-м аяте суры «Ал-Хиджр».

661. В тексте это выражение приведено по-арабски. В других источниках говорится, что Саййид Барака перед боем сошел с коня и, взяв горсть камешков, бросил в сторону врага, сказав при этом по-тюркски: «Йааги качты!», т. е. «Враг бежал!» Отмечено, что это предсказание святого воодушевило Амира Темура и решило исход битвы.

662. Коран, сура «Ибрахим», 7-й аят.

663. Коран, сура «Развод», 9-й аят.

664. Река Итиль — Волга.

665. Ор Тоба — прибрежье Волги севернее г. Тольятти.

666. Персидский вариант этого двустишия таков:

Гар бимонанд хаети мо боки,

Ба кафф орим турки такмаки.

667. Описываемое здесь передвижение войск после победы у Кундузчи не свойственно для боевого порядка армии Амира Темура. Это не было боевое движение: в нем армия и обоз двигались смешавшись. В частности, воины шли вместе с добычей, в том числе с пленными женщинами и захваченным скотом. Если учесть, что в армии Амира Темура было до 200 тыс. воинов, то вместе с обозом и пленными все это могло составлять до миллиона человек. Это подчеркивал и Де Клавихо (Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Амира Темура (1403-1406). — М.: Наука, 1990, С. 79). И действительно, вся эта масса людей, животных растянулась на десятки, а может, и сотни километров. И едва ли человек свою потерявшуюся на телеге юрту мог найти там в ближайшие два месяца.

668. Коран, сура «Саба», 28-й аят. Здесь под «царем» имеется в виду Пророк Мухаммад.

669. Коран, сура «Семейство Имрана», 31-й аят.

670. Здесь приведен хадис.

671. Как известно, трехлетний поход Амира Темура в Иран неожиданно завершился в самом начале 1388 г. в связи с тревожными сообщениями из Мавераннахра о вторжении Токтамыша. Хотя тогда Амир Темур назначил в юго-западные области Ирана правителями представителей рода Музаффаридов, за время длительного его отсутствия своевольные Музаффариды фактически полностью отпали от Амира Темура. Самостоятельно стали править и правители Западного Ирана, которые, в свою очередь, были связаны с Джелаиридами Ирака Арабского. Все это сделало необходимым новый, пятилетний поход Амира Темура на запад.

672. Джуйизар — одноименные местность и арык в Шафирканском районе Бухарской области Узбекистана.

673. Видимо, во времена Амира Темура г. Амуйа находился на обоих берегах Амударьи: гражданская часть города — на правом берегу, а военная, т. е. крепость, — на левом.

674. О Хабушане см. прим. 417.

675. Река Джурджана — современная речка Горган юго-восточнее Каспия, на севере Ирана.

676. Если учесть, что полет стрелы достигал не менее 300 м, то нетрудно представить себе ширину дорог.

677. Сари — город на севере Ирана, примерно в 25 км от Каспия.

678. Ныне Амуль, находящийся западнее Сари, еще более близок к морю, чем последний. Если учесть, что четыре йигача составляют ок. 24 км, то следует, что Махана и сел. Сер ныне затоплены морем.

679. Призыв к намазу муэззином и участие в пятничных соборных намазах — обязательные условия религии ислама. Прикаспийские сейиды, отвергая все это и проповедуя шиизм, ставили себя вне законов шариата. Поэтому весьма возможно, что поход Амира Темура в эту область был внушен Саййидом Барака, который был адептом ортодоксального суннизма. Отсюда следует еще одно предположение — что мекканские шерифы, будучи ортодоксальными суннитами, не случайно послали Саййида Барака к Амиру Темуру, внушив последнему, учитывая его военную мощь, стремление искоренить шиитскую ересь.

680. Словом «громометатели» мы переводим выражение «раъд андозон», где первое слово «раъд» означает гром, естественно, сопровождаемый молнией, «андоз» — метать. Имеется в виду метание приспособления, гремевшего, как гром, и рассыпавшего огненные искры. Таким образом, речь идет об использовании армией Амира Темура с осени 1392 г. простейших пушек-пищалей, с применением пороха. Заметим, что это орудие Амир Темур использует еще задолго до столкновений с османской армией, т. е. без влияния Запада. Однако нельзя исключать и возможность заимствования армией Амира Темура этого орудия у Токтамыша после битвы у Кундузчи в 1391 г., который, в свою очередь, мог заимствовать его у Запада; возможны и заимствования такого орудия у Китая через посредство армии Джете. Но это все остается в области предположений, так как выше автор об этом огнестрельном оружии ни разу не упоминал. Так что в данном случае мы являемся свидетелями совершенствования вооружения армии Амира Темура.

681. Кулзум — одно из названий Каспия. Заметим, что этим же словом арабские географы именовали Красное море и Персидский залив.

682. Из упомянутых здесь внуков и внучек Халил Султан — сын Миран-шаха и Ханзады, Рустам — сын Умаршайха, Султан Хусайн — внук Амира Темура по дочери Султан Вахт бегим, выданной за Мухаммад-бека, сына Муса-бека, почти до самой смерти бывшего противником Амира Темура. Видимо, Бекиси Султан была дочерью Миран-шаха также от Ханзаде.

683. О Шасмане см. прим. 420.

684. Здесь под Кохистаном, в отличие от одноименной области на востоке Хорасана, имеется в виду прикаспийская горная область (см. прим. 476). Буквально «Кохистан» значит «черный край» (окраска гор).

685. Тутак — местность в 15 км от Самарканда, на дороге в Шахрисабз.

686. Здесь речь идет о Шадмане присамаркандском, в отличие от Гиссарского (см. прим. 74).

687. Селение Дамаск располагалось юго-западнее Самарканда, на Каршинской дороге. Названо по примеру Дамаска в Сирии.

688. Пустыня Хиндуван — часть северо-хорасанской пустыни к западу от Мерва.

689. Джилавун — местность восточнее Джурджана.

690. Конец месяца созвездия Козерога совпадает с 19 января.

691. Обстоятельства женитьбы Амира Темура на Чолпан Мулк ага, Дур Султан ага, Нигар ага, а также их происхождение нам не известны.

692. Шахрияр — местность в области Руян, западнее Тегерана.

693. Джимджимал — город в Иракском Курдистане (совр. Чемчемал), примерно в 4 км восточнее Киркука.

694. Сангур — городок в Западном Иране, в 60 км северо-восточнее Керманшаха.

695. Бисутун — гора между Керманшахом и Сангуром. На скале этой горы есть надписи третьего правителя из династии Ахеменидов, Дария I (522-486 до н. э.). Гору эту называют и Бехистун.

696. Коран, сура «Преграды», 34-й аят.

697. О Луристане см. прим. 481.

698. Хузистан — область на юго-западе Ирана с главным городом Ахвазом. Основное ее население составляло древнее, неираноязычное племя.

699. О Боруджирде см. прим. 483.

700. Городов под названием Ава в Иране два: один находится по середине между Казвином и Хамаданом, другой — на дороге, ведущей от Саве в Кум, примерно в 30 км от последнего. Здесь имеется в виду второй из них.

701. Кошки Чопан — город чуть севернее Ава (совр. Кошкак).

702. Хуррамабад — город в Луристане, в 70 км юго-западнее Боруджирда.

703. О Тустаре см. прим. 559.

704. Река Заль — приток р. Карун, близ Тустара.

705. Хувейза — средневековый город в 60 км западнее Ахваза, на р. Керхе. Ныне близ его развалин находится небольшое одноименное селение недалеко от ирано-иракской границы.

706. Дизфуль — город на р. Диз, в 60 км северо-западнее Тустара (Шуштера). Более раннее название его — Дизпул, что означает «крепость-мост».

707. Шапур Заплечник — царь Ирана из династии Сасанидов Шапур II (310-379).

708. Здесь автор оперирует интересными понятиями средневековой математики, в частности самаркандских математиков. Под «женитьбой» чисел имеется в виду их умножение, а под «материнскими» числами — числа, являющиеся степенями 2. Здесь низшее «материнское» число — 4. «Отцовскими» считались числа, не имеющие делителей среди первого десятка чисел, т. е. 2, 3, 5, 7. Здесь высшее из «отцовских» чисел — 7. Так что: 4x7=28.

Совершенным называлось число, равное сумме всех своих правильных (т. е. меньших самого числа) делителей. В самом деле: 28=1+2+4+7+14.

709. Коран, сура «Йасин», 39-й аят.

710. Средневековые мусульманские и индийские астрономы считали, что Луна в течение своего месячного (лунного) движения каждый день находится в пределах какого-либо созвездия или скопления звезд, которые назывались стоянками. Считалось, что этих стоянок — 28. Одна из глав знаменитого «Канона Масъуда» Беруни так и названа: «О стоянках Луны и их звездах у арабов и индийцев» (Беруни Абу Райхан. Избр. труды, T.V, Часть вторая, С. 332-336).

711. Количество букв арабского алфавита — 28.

712. Здесь в кавычках приведен 87-й аят суры «Ал-Хиджр» Корана в переводе И. Ю. Крачковского. Но, на наш взгляд, более правильным был бы перевод последнего выражения как «дважды по семь», где на самом деле имеется в виду число 14. Действительно, и из этого числа путем удвоения «выводится» 28.

713. Общее число ракъатов — коленопреклонений в пятикратном суточном намазе также равно 28.

714. По суфийской теории, под «любимым» имеется в виду Аллах. Согласно Корану, у Аллаха имеется 99 эпитетов, которые называют «асмаъ ал-хусна», т. е. наилучшие имена. Здесь намекается на то, что цифровое значение букв одного из этих эпитетов равно 55.

715. В самом деле: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10=55, 1+2+3+4+5+6+7=28.

716. Коран, сура «Корова», 2б9-й аят.

717. Один харвар веса — один ослиный вьюк, считался равным 150 кг.

718. Поскольку Тустар расположен на р. Карун, то, возможно, Шараф ад-Дин называет эту реку Чахар Данга.

719. О Кермане см. прим. 562. Этот город называли также Бардасир.

720. Дехбид — город-крепость на дороге из Шираза в Йазд, примерно в 120 км от последнего.

Марвист — средневековый город и округ в области Фарс. Город находился в 70 км северо-восточнее Шираза.

722. О Сирджане см. прим. 563.

723. Гирбал — средневековый город в округе Шираза.

724. Фаса — город в 125 км юго-восточнее Шираза на одноименной реке.

725. Харур — селение между Фаса и Ширазом.

726. Варамин — город в 60 км юго-восточнее Рейа (Тегерана).

727. Здесь приведен хадис.

728. Изложенные в этом разделе события и факты обусловили необходимость похода Амира Темура на Фарс, так как он, согласно завещанию Шах Шуджаъа, был опекуном его потомков.

729. Рам Хурмуз — город в 85 км восточнее Ахваза.

730. Река Рам Хурмуза — приток р. Джарраха, протекающий рядом с этим городом.

731. Поскольку данный маршрут направлен из Рам Хурмуза на северо-запад, в сторону Тустара, то степь Захра, р. Аргун, Ширин и Механ локализуются в этом пространстве.

732. Навбинджан — город в 100 км западнее Шираза, ныне не сохранился.

732а. Здесь игра слов: имя «Саодат» означает «счастье».

733. Бахрам — персидское название Марса; согласно геоцентрической теории движения планет, его сфера была пятой после сфер Луны, Меркурия, Венеры и Солнца.

734. Патила — местность около Шираза, где произошла битва между войсками Амира Темура и Шаха Мансура.

735. Так в узбекском тексте, в персидском тексте имя этого человека — Адил Ахтачи.

736. Особая тысяча, или кавчины, — личная гвардия Амира Темура. В бою они находились около него; общая их численность равнялась тысяче. Если среди них случалась потеря, то тысяча немедленно пополнялась за счет лично преданных мирозавоевателю воинов.

737. Здесь мы еще раз являемся свидетелями того, что Амир Темур придерживался какой-то части обычаев монголов. Поэтому арабы и анатолийцы, не говоря уже о западных христианских народах, армию Амира Темура воспринимали как монголов.

738. Луры и курды — коренное население Луристана и Курдистана. Горная область, составлявшая один из пограничных округов Фарса, носила название Шулистан по имени основного ее населения — шулов.

739. Казерун — город в 70 км западнее Шираза.

740. Баги Майдан — сад близ Шираза.

741. Кумис — средневековый город в 60 км южнее Исфахана.

742. Коран, сура «Корова», 141-й аят.

743. «Исфахан — краса мира» — так мы переводим персидскую рифму Исфахан — накше джахан.

744. Возможно, название населенного пункта Дехи Улви нуждается в переводе, тогда это означает «верхняя деревня».

745. О Джарбадикане — Гулпайигане см. прим. 554.

746. В этом перечислении частей владения Миран-шаха точно не указаны ни восточные, ни западные его границы. Поэтому в последующем эта неопределенность приводила к частым стычкам между потомками Миран-шаха и Шахруха.

747. Здесь выражение «бир кондук» — тюркизм, означающий «один раз остановились». Приведенные выше топонимы Западного Ирана: Кулаги, Илма Курук. Туман тур, Беш Бармак и Кулбуча — также тюркские, чагатайские.