Комментарии

199. В литературе советского периода движение самаркандских сарбадаров идеализировалось, представлялось как народно-демократическое. Иначе говоря, социалистические взгляды XX в. проецировались на XIV в. И на этой основе действия Амира Темура и Хусайна по отношению к сарбадарам трактовались как «жестокое подавление народного движения» и т.д. (Гафуров Б. Г. Таджики. — М.: Наука, 1972, С. 478-481).

Сарбадары сыграли определенную роль в изгнании моголов из Самарканда, но изгнание последних из Мавераннахра требовало жесткой военно-политической централизации в западной части улуса Чагатая, что и было осуществлено Амиром Темуром и Хусайном. Стихийный характер движения сарбадаров Самарканда противоречил этой задаче.

200. Так мы переводим тюркское слово «ярмок».

201. Под «алтунами» имеются в виду так называемые золотые «коппеки», т. е. чеканенные при хане Коппеке (1318-1326). Имелись также «коппеки» медные.

202. Ярлык — слово монгольского происхождения (букв. — «повеление»), в тюркской версии означает «извещение»», «обнародование»», понимаемое как приказ.

203. Низам ад-Дин Шами имя этого человека приводит в форме Барат Ходжа (Низомиддин Шомий. Зафарнома.-53-сахифа).

204. Бастарк — поляна близ Арханга. Судя по огласовке данного слова как в персидском, так и в узбекском вариантах, это — тюркское слово, означающее «Довольно! Оставь!»

205. Здесь приводится игра слов. В основном разыгрываются части имени персонажа: кара — «черный»», хиндука — «темный цвет кожи, как у индийца», и телесная слабость, как у индийца.

206. Смерть любимой жены Амира Темура, Олджай Туркан ага случилась летом 1366 г.

207. Коран, сура «Корова», 156-й аят.

208. У Амира Темура, кроме Султанбахт бегим, была и другая дочь — Тагайшах. Однако ни старшинство, ни точные даты их рождения не известны. По словам Ибн Араб-шаха, Султанбахт имела мужской характер и не любила мужчин. По-видимому, «это было результатом влияния женщин, приехавших из Багдада, под влиянием которых она оказалась, рассказ о котором некрасив» (Ибн Арабшох. Амир Темур тарихи.-К. 2 / Суз боши, араб тилидан таржима ва изолар муаллифи Убайдулло Уватов.-Тошкент: Менат, 1992. — 84-сахифа).

209. В основном тексте Шараф ад-Дина (С. 251) и у Низам ад-Дина (С. 55) имя Ибадуллах Бахадура приведено в форме Абдуллах Байрав. Однако в комментарии к тексту Шараф ад-Дина Абдуллах назван сыном Малик Бахадура (см. С. 1022).

210. Байсун — средневековое селение, ныне центр одноименного района в Сурхандарьинской области Республики Узбекистан.

211. Приведенные здесь слова Амира Темура служили ему лейтмотивом и лозунгом в течение всей его жизни.

212. Чаганиан — средневековая область в долине р. Сурхан, которая в то время называлась Чаганруд. Доисламский правитель области носил титул Чаган-худат. В арабских источниках область называлась Саганийан, а река — Саган. (Бартольд В. В. Географический очерк Мавераннахра, С. 122-125).

213. Чакчак — местность, перевал и одноименная речка у границы Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей Узбекистана вблизи Ак-Рабата.

214. Янгикент — так в узбекском варианте. Название населенного пункта означает «Новое селение». Это — перевод персидского Дехинау, совр. Денау — центр одноименного района в Сурхандарьинской области Узбекистана. Город Янгикент имелся также в низовье Сырдарьи.

215. Нандак (Навандак) — селение, находившееся вблизи современного Узуна Сурхандарьинской области Узбекистана.

216. Пункт Катлаш был расположен в пределах территории современного Пачкамарского водохранилища в Кашкадарье.

217. Колодец Исхак находился близ Алата, на западе Бухарской области Узбекистана.

218. Колодец Шураб — имеется в виду стоянка с колодцем между Чарджоу и Мары.

219. Маймург — древнее селение в 30 км от Карши. Селение под этим же названием имелось и близ Самарканда.

220. Это означает, что Муса-бек собирался уходить к Узгенду на Сырдарье, расположенному близ нынешней Кзыл-Орды.

221. Коргашун тоба Валвали, — очевидно, это селение располагалось вблизи современного Гузара.

222. Коран, сура «Развод», 3-й аят.

223. Коран, сура «Румы», 5-й аят.

224. Коран, сура «Семейство Имрана», 159-й аят.

225. Хустар — селение по дороге из Карши в сторону Амударьи.

226. Бурдалык — средневековый город и переправа, ныне одноименное селение на правом берегу Амударьи, на дороге посередине между Чарджоу и Керки, относится к Чарджоуской области Туркменистана.

227. Шахрикент или Ширкат — городок вблизи Насафа. Фарди Кохна — селение западнее Ширката.

228. Зиндан — темница, вырытая в земле.

229. Эльбурз — гора Эльбрус.

230. Эти слова автора являются убедительным доказательством документальности и истинности приведенных им сведений в данном сочинении. Они показывают, что было целое собрание ученых, т. е. своеобразная редакционная коллегия очевидцев, свидетельствующих истинность изложенных в повествовании событий.

231. Впоследствии Туман ага становится второй женой Амира Темура.

232. Селения Акуби и Кизилкак, по-видимому, находились к востоку от Карши, на р. Чекдалик. Других сведений о них не имеется.

233. О Чакчаке см. прим. 213.

234. Ак Кия — местность на р. Чекдалик.

235. Дорога в Карши по Кардангу пролегала через степь.

236. Ворота Каллабад — одни из одинадцати ворот внутреннего рабата Бухары. Поскольку эти ворота были обращены в сторону Карши, их называли также Каршинскими (Бартольд В. В. Соч. T. I, С. 153-155).

237. О Шайхе Сайф ад-Дине Бохарзи и месте его захоронения см. прим. 72.

238. Амуя (Амуль) — прежнее название Чарджоу, по нему получила свое название Амударья.

239. Имеется в виду Торткуль хорасанский (не путать с каракалпакским), видимо, находившийся южнее нынешнего Чарджоу.

240. Бурдалык см. прим. 226.

241. Местность Бермас близ Бухары была известна с XII в. (Бартольд В. В. Соч. T. I, С. 174).

242. По совету Хаджи Барласа Амир Темур мог посетить Герат до начала 1360 г., т. е. до прихода в Мавераннахр хана Туглук Темура, когда Хаджи Барлас бежал в Хорасан. Вместе с тем это могло быть не ранее середины 1355 г., когда Амир Темур женился на внучке амира Казагана, Олджай Туркан ага и мог идти в Герат от имени этого амира. Очевидно, тогда Амир Темур мог познакомиться с Шайхом Зайн ад-Дином Тайабади.

Эту немаловажную деталь в биографии Амира Темура Низам ад-Дин Шами упустил.

243. Коран, сура «Юнус», 14-й аят.

244. Исходя из того, что Амир Темур после Джуйбара прошел Хузар (совр. Гузар) и затем подошел к Карши, можно сказать, что местность Джуйбар была к юго-востоку от Карши. Следует отметить, что в средние века в Мавераннахре большая часть топонимов с этим названием располагалась вблизи Бухары и Самарканда.

245. Этот справедливый поступок представляет Амира Темура гарантом безопасной торговли в пределах его владений.

246. Кози Мундак — ассоциируется с кишлаком Кизилтепа в Камашинском районе Кашкадарьинской области Узбекистана (Низомиддин Шомий. Зафарнома. — 416-сахифа, Х-боб 2-изол).

247. Навкат, по другому чтению — Навкад, — селение между Карши и Кешем: в 35 км от Карши и 30 км от Кеша. Считается, что оно было на месте нынешнего Карабага (Бартольд В. В. Соч. T. I, С. 189-190).

248. Описанные выше события относились ко времени ранее 1368 г. Тогда Амир Темур еще не достиг единовластия в армии и подчиненных ему землях, так как воины часто перебегали от него к амиру Хусайну или обратно. Поэтому он был вынужден прислушиваться к мнению своих военачальников, хотя они не всегда принимали разумные решения. Зачастую поражения того времени были следствием своеволия этих неустойчивых военачальников.

249. Рахматаби, т. е. Аби Рахмат, или Сияб, Карасу, — древний арык, пересекающий Самарканд с востока на запад.

250. Ревтан — кишлак Ревдад в фарсахе (6 км) от Самарканда (Бартольд В. В. Соч.-T. I, С. 139).

251. Сагарч — селение в 5 фарсахах (30 км) к северо-западу от Самарканда, в окретностях Иштыхана. Период наибольшего его расцвета относится ко времени правления узбеков Джанидов, когда это селение было центром отдельного владения (Бартольд В. В. Соч. T. I, С. 181).

Фаринкент располагался западнее Сагарча, в окрестностях нынешнего Янгикургана.

252. Очевидно, «река» Том около Карши становилась таковой во время паводков, а в летнее время высыхала. Поэтому в источниках сведений о ней не сохранилось.

253. В тексте эта поговорка приведена по-арабски. Возможно, это хадис.

254. Коран, сура «Ибрахим», 20-й аят.

255. Река Самарканда — Зарафшан.

256. Определенный интерес представляют перечисленные здесь географические пункты и места их расположения.

Поскольку Амир Темур двигался со стороны Кеша к Самарканду, то пункт Кукельдара Ачиги находился где-то западнее Самарканда, возможно между последним и Сагарчем. Тогда Корчук должен находиться еще ближе к Самарканду. Однако Темур, не заходя в Самарканд, двигается далее на восток и через день достигает местности Тева Бойни, а к вечеру того же дня — местности Кокнак, очевидно находившейся вблизи Сырдарьи (реки Ходженда), и, переправившись через реку, останавливается. Таким образом, получается, что расстояние от Кукельдара Ачиги (возможно, горный проход от Шахрисабза в сторону Самарканда) до окрестностей Чиназа, составляющее более 300 км, Амир Темур одолел за какие-то 2-3 дня. Если учесть, что местность Тева Бойни («Верблюжья шея») можно идентифицировать с Туябогузом (с тем же смыслом), а местность Корчук идентифицировать (а повод для этого есть) — с перевалом Корчук, получается еще более невероятная картина, что Амир Темур за день преодолевал верхом около 100-150 км.

Это свидетельствует о том, что сочинение Шараф ад-Дина, как и Низам ад-Дина Шами, составлялось из разных источников. Причем автор не всегда был внимателен в подборе материала.

257. Имена этих лиц у Низам ад-Дина Шами — Кучук Темур и Дуравул (Низомиддин Шомий. Зафарнома. — 67-садифа).

258. Это событие имело место летом 1367 г. В то время Джахангир Мирзе было одиннадцать лет. Поскольку Кайхусрав Хутталани ушел в Джете в начале этого десятилетия, то его дочери Рукия Ханике во время ее замужества было не более семи лет. Она была первой женой Джахангира.

259. Салар Булак — идентифицируется с Беш Булаком, около Ургута, в Самаркандской области.

260. Речка Йилан Булунгур — в 30 км к востоку от Самарканда. Современная речка Булунгур протекает по территории одноименного района.

261. Рабат-и Малик — рабат, воздвигнутый караханидским ханом Шамс ал-Мулком в 1078-1079 гг. близ селения Харджанг, в степи Кармана. Ныне сохранились его развалины и сардаба близ г. Навои, у дороги между Бухарой и Самаркандом.

262. Етти кудук (дословно — Семь колодцев) — местность в Джизакской степи.

263. Хавас — современный г. Хавает в Сырдарьинской области Узбекистана.

264. Здесь наличие термина «неверные» в отношении воинов Джете-Моголистана не случайно. Хотя основная масса оседлого тюркского населения этой части Азии приняла ислам задолго до монгольского завоевания, тем не менее, видимо, среди кочевой части населения, пришедшего с монгольской волной, в описываемый период было еще немало идолопоклонников.

265. Хумрак — местность в нижнем течении Чирчика (Бартольд В. В. Соч. T. I, С. 231).

266. Переправа Барсин или Барчин — местность в нижнем течении Сырдарьи, где в нее впадает речка Барчиндарья.

267. Под «дикой Рамой» имеется в виду главный герой индийского эпоса «Рамаяна». Знакомство Шараф ад-Дина с этим сочинением свидетельствует о его глубокой начитанности и, возможно, наличии персидского перевода «Рамаяны».

268. Сайрам — крайний восточный город Мавераннахра на расстоянии ок. 130 км северо-восточнее Ташкента. Далее от этого города начинался Моголистан. В более ранний период был известен под названием Исфиджаб.

269. Чаманкент — подлинное название Чимкента.

270. Приписываемое здесь Фирдоуси название Ташкента как Хашткент переводится как Восьмиградье. По-видимому, Шараф ад-Дин ошибочно приписывает Ташкенту название другого города — Хишткент, или Хиши-кала (т. е. Кирпичный город), в низовье Сырдарьи (Бартольд В. В. Соч. T. I, С. 235).

Возможно, Шараф ад-Дина ввела в заблуждение схожесть названий обоих городов — Ташкент означает Каменный город.

271. Т. е. ушли в Арханг и Сали Сарай.

272. Коран, сура «Пески», 10-й аят.

273. Коран, сура «Комнаты», 9-й аят.

274. Коран, сура «Женщины», 128-й аят.

275. Кааба — священная мечеть в Мекке, внутри которой находится кубический (по-арабски каъб — «куб», отсюда «кааба» — кубическая) камень космического происхождения. Здесь непорочная чистота и искренность Амира Темура сравниваются с искренней верой мусульманина.

276. О крепости Шадман или Хисари Шадман см. прим. 74.

277. Ниязи — крупный кишлак между Шахрисабзом и Карши. Считается, что селения Ниязи и Ачиги — один и тот же населенный пункт.

278. Ганчи (или ганчи) — малоизвестный тюркский род на юге Мавераннахра.

279. Река Кухака — Зарафшан, протекающий мимо холма Кухак.

280. Кайнар Шакшар, — очевидно, предместье Самарканда того времени, ныне это название не сохранилось. Чтение второй компоненты названия данного топонима — условное.

281. Селение Алиабад, как и Кумишкент, находилось севернее Зарафшана (Бартольд В. В. Соч. T. II, Ч. 2, С. 75).

282. Хотя Амир Темур договорился прийти со ста воинами, тем не менее он пришел с двумястами воинов. Значит, он все же не доверял Хусайн-беку.

283. Ишкамиш — селение в южной части Бадахшана, на притоке р. Саманган, юго-западнее Талликана, ныне на севере Афганистана.

284. Под Кабулистаном имеется в виду сам город вместе с округом вдоль р. Кабул.

285. Дорога из Ишкамиша к Кабулу проходила через перевал Хавак в горах Хиндукуш.

286. В персидском (см. С. 281) и узбекском текстах Йазди и у Шами приведено так: мак;арри к;аро, т. е. местность (или местопребывание) Кара. Однако издатели текста Шами это название ошибочно прочли как Мукураро (Шами. Зафарнаме, С. 75).

О местности Кара около Самарканда сведений не сохранилось.

287. О Кашиме см. прим. 97.

Калавган — селение между Талликаном и Кашимом.

288. Каркас — перевал в горах Каркаскух, к северу от р. Кукча, в ее верхнем течении.

289. Джарм — город в Бадахшане (Афганском) на р. Кукча, современный Джурм.

290. Дараи Артунч — место слияния рек Кукча и Дараим в Бадахшане.

291. Конгуз Аланг — переправа восточнее современного Шорхана на Амударье.

292. По йасаку Чингиз-хана провинившегося, в зависимости от степени его вины, подвергали различным видам наказания. Главным из них была смертная казнь.

Здесь Темур, применяя йасак к нерадивым воинам, ограничивается битьем провинившегося палкой сзади и спереди.

293. Обратим внимание, что Кайхусрав Хутталани, который ранее не раз менял отношение к Амиру Темуру, и теперь, уже будучи тестем его сына Джахангир Мирзы, т. е., став близким его родственником, опять проявляет вражду.

294. Этого письма нет в опубликованном персидском варианте сочинения Шараф ад-Дина Али Йазди (см. С. 285). Письмо приводится только в узбекском переводе. Следовательно, Мухаммад Али свой перевод выполнил с более полного персидского варианта сочинения Йазди.

295. У Хусайн-бека был повод не показывать письмо Кайхусрава Амиру Темуру: Кайхусрав был давним врагом Хусайн-бека (последний убил его брата, Кайкубада), то его письмо к Амиру Темуру в глазах Хусайн-бека было компроматом против него. Поэтому Хусайн-бек спекулирует на этом.

296. Крепость Хиндуван находилась внутри цитадели Балха.

297. Коран, сура «Пещера», 84-й аят.

298. Джахангир Мирза — старший сын Амира Темура, от Олджай Туркан ага, сестры Хусайн-бека. И по старому тюркскому обычаю последний был атабеком своего племянника — Джахангира. Поэтому Джахангир находился при Хусайн-беке в Балхе.

299. Местность Бева (или Бийа) находилась в 20 км севернее Термеза.

300. Саййид Барака — главный духовный наставник Амира Темура. По завещанию Амира Темура, его останки перезахоронены в мавзолее Гури-Амир в Самарканде, причем правитель захоронен у ног своего наставника.

Посылка шерифами Мекки Саййида Барака с атрибутами власти к Амиру Темуру свидетельствует о предвидении его лидерства в мусульманском мире еще задолго до начала его завоеваний.

301. Коран, сура «Сонмы», 33-й аят.

302. Переправа Авбадж (Айвадж) — место слияния р. Кафирниган с Амударьей.

303. Хулм — город на дороге из Балха в Бадахшан, в двух днях пути от первого из этих городов, на берегу одноименной речки, впадающей в р. Саманган.

304. Шадиян — гора к югу от нынешнего Мазари Шарифа. Здесь также игра слов: «шадиян» означает — «радостные».

305. Суюргатмиш Оглан из рода Окдай (Угедей) каана был лишь номинальным ханом. Но он был потомком хана Великого улуса, которому должны были подчиняться остальные три улуса, что давало Амиру Темуру возможность от имени этого хана претендовать на земли всех улусов. Это позволяет полагать, что еще задолго до своего единоначалия в Туркестане он имел далеко идущие планы.

306. Шибирган — город на северо-западе современного Афганистана, основан в III в. сасанидским шахом Ирана Шапуром I и в древности носил название Шапуракан.

307. Царевич Умаршайх — второй сын Амира Темура, родился во второй половине 1356 г. от Турмиш ага — дочери Джаку Барласа.

308. Ходжа Акоша — селение около Балха.

309. Т. е. были казнены.

310. Дочь Чагатаида Казан-хана, Сарай Мулк Ханум в последующем становится главной и весьма почитаемой женой Амира Темура, хотя от нее у него не было потомства.

311. Это соответствует 9 апреля 1370г.

312. Давуд-бек, будучи мужем старшой сестры Амира Темура, Кутлуг Туркан ага, получил две должности — правителя Самарканда и начальника канцелярии.

313. Перечисленные беки были назначены командующими армией. Это были главные военачальники Амира Темура.

314. Должность бека дивана можно идентифицировать с отраслевым министром, каковых у Амира Темура было шестеро.

315. Под Хусайн-беком имеется в виду амир Хусайн, брат жены Амира Темура, Олджай Туркан аги. О его младшем брате, Каралгач-беке говорится только в этом месте сочинения.

316. Имя Зинда Чашм означает «источник жизни». Здесь обыгрывается смысл имени этого персонажа.

317. Так в персидском тексте, в узбекском сказано «осенью». Тир-мах — четвертый месяц иранского солнечного календаря, приходился на 22 июня-21июля.

318. Далба Йайлак — местность в долине р. Дарьяйи Сафед, близ Шибургана.

319. Коран, сура «Семейство Имрана», 74-й аят.

320. Поскольку события происходят в районе Ходженда, то р. Айша хатун может быть одним из притоков Сырдарьи.