Комментарии

1. В тексте нумерация при имени Бату пропущена и поэтому в переводе здесь я далее порядковые номера на единицу более, чем в тексте.

2. Рук. D (лучше): Кульканом.

3. В тексте; Аздак, вар.: Азвак.

4. Повидимому, искажение имени Шибакан; в рук. D: Шибан.

5. Рук. D: Так как неприятельская армия была сильнее, то не двинулась с места.

6. D: Йисун-Муяке.

7. Сарбуга (или Сары-Буга) и Адильшах, посланные Тимуром в 777 г. (= 2 VI 1375 — 20 V 1376) против Камар-ад-дина, возмутившиеся против Тимура, но им разбитые.

8. В рук. С (с огласовкой): Уджи-пай.

9. Рук. С: Уйнагва (***), может быть следует читать Уйнагау.

10. В издании везде стоит Сайран (***), в рук. С здесь: Суйран (***), но далее Сабран; в рук. D: Сайрам.

11. Абд.: "назначил ему на расходы налог (мал) с области Отрара и Саурана и отправил его туда"***, (А л. 105а, В л. 110а, Сл. 70б).

12. Так С, изд.: Каранчи.

13. В изд. огласовка: ***, т. е. Эдигу.

14. Изд.: ***; С: ***

15. Так все рукописи: ***; изд.: ***.

16. Абд.: Идигу-могол ***; вар.:***; "могол" — повидимому, искажение того же "мангут".

17. Абд. доб.: "который был опорой неприятельского войска"

18. В изд. и некоторых рук.: Сайкин.

19. М. б. в значении "добывали", ср. Низам ад-Дин ,75-76

20. В изд.: Кара-Кибека; в рук. С с огласовкой: ***.

21. Следует гиперболическое описание качеств этого коня.

22. Так в рук. С: ***; изд.: Узбек-Тимур; В: Урунг-Тимур.

23. Так в рук. С: ***. В: Ники (***); в изд. Нибки.

24. Так рук. А и С; изд.: Узук-Тимур; ниже: Урунг-Тимур.

25. Так в рук. С (***); изд.: "на некоторое время"; вероятно, здесь было собственное имя, безнадежно испорченное; у Низам-ад-дина, 77: Тайга.

26. Кесан; В: улус.

27. А, В и С доб.: и меда.

28. 787 = 12 II 1385 — 1 II 1386 г., когда Тимур находился в Зенджир-сарае.

29. *** — что значит это слово (у Низам-ад-дина, выше, стр. 109 ***), неизвестно.

30. Т. е. они не могли выдержать натиск.

31. Т. е. умер.

32. Тимур в то время (789 = 22 I 1387 — 10 I 1388) находился в Ширазе. Рассказ этот Абд. помещает под 790 г. (= 11 I — 30 XII 1388) и начинает его следующим образом: *** "Так как у Камар-ад-дина в Мокулистане дело не подвигалось вперед, то он отправился к Токтамыш-хану и всячески так устроил дело, что положил основание междоусобной вражде. Токтамыш-хан отправил вместе с Камар-ад-дином Ак-ходжу-оглана с многочисленным войском, а из Хорезма назначил в те страны Султан-Махмуда, сына Кейхосрова Хутталани" (А, л, 1296; В, л. 1376; С, л. 87б). В "Анониме Искендера" этот рассказ начинается так: *** "Когда Камар-ад-дин, не получив желаемого в Могулистане, присоединился к Токтамышу, после того как войско токмакское, как выше упомянуто, потерпело на берегу реки Куры поражение от победоносных войск (Тимура), Токтамыш, обиженный этим позором (?), послал Камар-ад-дина с Акак(?)-ходжой-огланом через Туркестан в Мавераннахр" (л. 282а-б).

33. Букв.: находящиеся снаружи.

34. По АИ они соединились в Той-тюбе, одной ив местностей Туркестана (***)

35. С: ***.

36. Далее рассказывается о том, что в это время Ингатура из Могулистана напал на Сайрам и Ташкент, а затем пошел к Андугану, но потерпел поражение и ушел обратно.

37. С огласовкой рук. С: ***, изд.: Дурпай.

38. Так все рукописи; изд.: Мухаммед.

39. Так в рукописях; в изд.: Кыре.

40. "Аноним Искандера" говорит о разделе Хорезма следующее: *** "Когда в старину Чингиз-хан производил раздел между четырьмя сыновьями, он каждому сыну назначил собственность (мульк) во владениях (мамлакат) другого сына, чтобы из-за этого между ними постоянно ездили послы. Согласно этому в Хорезме, который является владением Джучи, он дал Чагатаю Кят и Хиву. С тех пор, до времени возникновения державы Тимура налоги (мал) с тех двух мест поступали без недостачи. Во времена смут Хусейн Суфи, сын Янкудая (?), который был правителем Хорезма, несправедливо завладел (ими)" (л. 273а). В другом месте: *** "Эмир Хусейн Суфи, сын эмира Банку дая, несправедливо завладевал налогами с Кята и Хивы, которые исстари принадлежали чагатайским султанам" (л. 2б8а). О походах Тимура на Хорезм и о правившей в последнем династии Суфи из племени Конгурат подробнее см.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, г. I, Л., 1939, 514-519, 523-524.

41. Т. е. в 1425 г.

42. Тизенгаузен читал: мокши.

43. В изд. и рук. С.: Иль-Иыгмыш ("Собирающий иль") — очевидно, Правильное написание этого имени.

44. Букв.: денежная наличность (накд).

45. Абд. доб.: *** "Перебрался через перевал Ат-улькасы" (А, л. 132б; В, л. 141б; С, л. 83б).

46. Ангела смерти.

47. Абд.: Бердибека бахши (***).

48. Абд.: ***. "Расположившись затем на стоянке Акар, он (Тимур) разослал тавачиев по области, чтобы войска собрались к назначенному сроку (болджар)" (А, л. 133а; В, л. 141б; С, л. 89б).

49. Так в издании и рук. А; В: Ирдж (***); С: Арс (***), очевидно Арысь.

50. С и D огласовка: ***.

51. D: Дархан (***).

52. В изд. имя пропущено.

53. По Абд.: *** "Кытба-тархана, который с сотней ставок (хане) своего стана (курен) шел вслед за Токтамышем, они схватили и скованного привели к Тимуру, стан (курен) и стада его прибыли к Тимуру в местности Ак-куман (чит.: Ак-суме)". (А — отсутствует; В, л. 141б; С, л. 89б). О местности Ак-суме Шереф-ад-дин говорит в другом месте (I, 273): "когда они (войска Тимура) прибыли в Отрар, то послали нескольких человек, которые в тех горах занялись поисками Адильшаха. Его захватили в местности Ак-суме и казнили. А Ак-суме — башня (миль), которую устроили на вершине горы Карачук для дозора (дидбан), который наблюдает оттуда за стороной Дешт-и-Кипчака". На современных картах Ак-сумбе показано в северной части Кара-тау.

54. С: ***; D: ***.

55. С: ***.

56. Т. е. согласился:

57. Шесть глав, содержащих рассказ о походе Тимура против Токтамыша в 793 г. издал Шармуа в его исследовании "Expedition de Timour-i-lenk", 172 — 243; текст Шармуа взят за основу. Цифры от 173 до 243 означают страницы работы Шармуа, цифры от 496 до 557 — страницы калькуттского издания.

58. Т. е. 40 дней.

59. Коран, XXVII, 37.

60. АИ: *** "Сделав тех послов проводниками (гачарчи), по человеку на туман двинулся в путь"

61. Абд.: по Карачукской дороге.

62. Собственно: так как прошел большой силь.

63. АИ говорит об одном нукере.

64. Абд.: Тимур взошел на гору Улур-так, имеющую 50 гязов вышины, и, взглянув на степь Берке, которая простирается в длину на 600, а в ширину на 300 фарсахов я вся ровна, покрыта лугами и изобилует реками, приказал солдатам набрать камней и соорудить на горе высокий памятник, вроде маяка. Текст см. у Шармуа (стр. 248).

65. Изд.: Анакарагуи.

66. Букв.: доставили джар.

67. Следующая глава "Рассказ о смотре армии Тимуром" нами опущена, так как она преимущественно содержит восторженное описание боевых качеств различных частей армии Тимура и напыщенные речи, с которыми главные отрядные начальники обратились к Тимуру. Достаточно упомянуть, что Тимур сперва объехал левый фланг, на котором находились: туман Бердибека, туман Худадада Хусейни, Шейх-Тимур, сын Ак-Тимур-бахадура с тысячами cyлдузcкими, отряд царевича Омар-шейха, войско Султан-Махмуд-хана, туман эмира Сулейман-шаха и войско царевича Мухаммед-Султан-бахадура. Зчтем он осмотрел центр и, наконец, обратился к правому флангу, где стояли отряды: Мирзы Мираншах-бахадура, Мухаммед-Султаншаха, эмира Хаджи-Сейф-ад-дина, эмира Джехан-шаха Чаку и "других эмиров и военачальников, коюрых перечислять было бы слишком долго". Каждый начальник выстраивал свой туман по тысячам и кошунам в полном вооружении, при приближении Тимура (припадал) на колени, выводил лошадь и выражал пожелание всяческих благ, а Тимур со своей сторчны изъявлял им свое царское благоволение и осыпал их похвалами. Смотр продолжался 2 дня с утра до вечера и кончился боем барабанов и военным криком "сурен". Войско на смотре оказалось в том же числе, которое было установлено на равнине (джульгэ) Кеша в местности Ак-яр и в котором эмиры (тогда) дали расписку. Абд. описывает этот смотр так: "Смотр войска. Тимур в той степи сделал смотр воискам,вытребовал и первоначальный состав (асль) и дополнительный набор (изафе), по установленному обычаю осмотрел латы, оружие и инструмент войска и всем роздал подарки (укулька) и награды. Армля справа и слева, из центра и с флангов, заняв беспредельную степь от одного конца до другого, отправилась на место смотра. Его величество, внимательно осмотрев один туман за другим, кошун за кошуном, отряд за отрядом, проходил от одного к другому" (Charmoy, 25). АИ: *** "После облавы (камарга) он (Тимур) потребовал число (сан) войск и обласкал, в меру положения каждого, эмиров и предводителей, которые имели верное число" (л. 284б).

68. В рук. С и D здесь и далее огласовка: *** очевидно — Тобол.

69. С дает огласовку: ***

70. С: ***

71. С: ***

72. В обоих изданиях и во всех рукописях: ***, У Низам-ад-дина и АИ: Самар — *** (Самара?).

73. Так у Шармуа и в рук. D; в калькуттском изд.: *** (Апик); повидимому, современная река Ик.

74. Абд. и АИ приписывают это показание пленному, захваченному Мухаммед-Султаном до переправы через Самар. Абд. излагает его следующим образом: "О вас в улусе нс было известия, но прибыли два нукера Идигу и известили хана, который, собрав свои войска в Курук-куле (***), ожидает войска Азака и Булгара, хотя они еще и не прибыли, но армия его вдвое больше вашей. Он хотел преградить вам переправы на Яике, но узнав, что вы переправились в таком месте, где нет дорог, не стал мешать" (Charmoy, 223); АИ: *** "До последнего времени известие о вашем приходе не распространялось. Прибыл нукер Идигу и с того дня до настоящего времени собрались также наши войска, так что число войска врага такое же как ваше" (далее как у Абд.) (л. 284б).

75. По Абд. он сообщил следующее: "«Неприятель хочет завлечь вас дальше вперед, услышав, что у вас мало провианта». Тимур велел казнить несчастного и отправил Сунджек-бахадура и Аргуншах-бахадура на разведку. Сколько они ни ходили, ничего не узнали и удивленные вернулись. Тогда Тимур понял, что показание несчастного убитого было правильно. Последовало приказание, чтобы никто ночью не зажигал света и после вечернего намаза (молитвы) не выходил из куреня" (Charmoy, 254). АИ: *** "Мы слышали, что в вашем лагере (люди) от бескормицы ослабели. Они хотят увлечь вас вперед и сделать так, чтобы (вы) сами по себе рассыпались». После этого последовал указ (ясак), чтобы никто не зажигал ночью огня и чтобы после вечернего намаза никто не выходил из куреня" (лл. 284б — 285а).

76. Букв : "доставил джар".

77. Абд.: Камака.

78. Кутас — украшение лошади, обычно хвост яка.

79. Абд.: собственную печать (мухр-и-хасс).