Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АБД АР-РАЗЗАК САМАРКАНДИ

МЕСТО ВОСХОДА ДВУХ СЧАСТЛИВЫХ ЗВЕЗД

И МЕСТО СЛИЯНИЯ ДВУХ МОРЕЙ

МАТЛА' АС-СА'ДЕЙН ВА МАДЖМА' АЛ-БАХРЕЙН

МАТЛА' АС-СА'ДАЙН ВА МАДЖМА' АЛ БАХРАЙН АБД АР-РАЗЗАКА САМАРКАНДИ

Камал ад-Дин Абд ар-Раззак ибн Джалал ад-Дин Исхак Самарканди родился в Герате в 816/1413-14 г. (родом из Самарканда был его отец Маулана Джалал ад-Дин Исхак). Абд ар-Раззак состоял при дворе Шахруха и при дворе Абу Са'ида. В 867/1462-63 г. последний назначил его шейхом гератской ханаки, основанной Шахрухом в 813/1410-11 г. Умер Абд ар-Раззак в Герате в 887/1482-83 г.

Сочинение Матла' ас-са'дайн (окончено после 875 (Согласно колофону списка JIO ИВАН С 443 — 17 раби ' I 875/13 сентября 1470 г) /1470-71 г.) посвящено описанию событий, имевших место при царствовании двух Абу Са'идов — Абу Са'ида Хулагуида и Абу Са'ида Тимурида, т. е. оно охватывает период почти в 170 лет. Сочинение состоит из двух частей. Первая посвящена событиям от рождения ильхана Абу Са'ида в 704/1304-05 г. до кончины Тимура и воцарения в Самарканде его внука мирзы Халила в 807/1404-05 г.; вторая — от восшествия на престол в этом же году четвертого сына Тимура — Шахруха и до вторичного воцарения Султан-Хусайна в 875/1470-71 г.

В первой части и при описании событий до 830/1426-27 г. во второй части Абд ар-Раззак Самарканди дает сокращенное изложение труда Хафиз-и Абру. Когда изложенное в Матла' ас-са'дайн отличается от содержания труда Хафиз-и Абру, это означает, что Абд ар-Раззак Самарканди следовал Шараф ад-Дину Йезди.

События последних 45 лет из описанных в Матла' ас-са'дайн, т. е. происходившие после 830/1426-27 г., до которого довел Хафиз-и Абру свою летопись, изложены Абд ар-Раззаком Самарканди самостоятельно. Это часть Матла' ас-са'дайн особенно интересна и ценна, ибо автор не только был очевидцем событий, о которых он пишет, но во многих из них сам принимал участие.

Для настоящего сборника сделаны переводы извлечений из обеих частей Матла' ас-са'дайн. Основное содержание извлечений — описания походов и военных действий Тимура и его преемников на территориях современной Киргизии, Южного Казахстана и Восточного Туркестана. В извлечениях из второй части значительный интерес представляют сведения, заимствованные Абд ар-Раззаком, по всей вероятности, у Хафиз-и Абру, о весьма тесных и интенсивных политико-дипломатических связях Моголистана с Тимуридами, особенно во времена Шахруха и Улугбека.

Переводы извлечений выполнены по рукописям JIO ИВАН: по двум полным спискам — С 443 и С 442, а также по списку первой части — С 449. В основу положен исправный список С 443, датированный 25 [151] зу-л-ка'да 952/28 января 154б г. (прежний шифр этого списка 574a и являющийся копией с автографа. В примечаниях приводятся разночтения по всем трем использованным спискам, относящиеся преимущественно к написанию географических названий и имен собственных. При ссылках на эти списки в примечаниях применены сокращения в соответствии с их нынешними шифрами: литерой А обозначен список С 442 (прежний шифр 574), датированный (первый том) 8 раби' I 1009/17 сентября 1600 г.; литерой В обозначен список С 443 и литерой С — список С 449 (прежний шифр 575ааа).


ПЕРЕВОД ИЗВЛЕЧЕНИЙ ИЗ МАТЛА' АС-СА'ДАЙН В А МАДЖМА' АЛ-БАХРАЙН

/л. 91а/ Рассказ о прибытии эмира Хусайна из Кабула для восстановления Балха

Эмир Хусайн, отправившись восстанавливать Балх, взял с собой Тимура и приводил в порядок строительные материалы и орудия, как вдруг пришло известие о том, что войска моголов вошли в пределы Ашпары. Эмир Хусайн [тотчас] выступил, поставив в авангарде (А: мангалай) Тимура и эмира Мусу. Моголы остановились на зимовку в Ташкенте, эмир Хусайн провел зиму в 'Кеше, а его эмиры расположились в Мукаркара (С (л. 93а): Муку к.ра). Могольские эмиры Камар ад-Дин, Кебек-Тимур и Ашир-Огул напали на Хаджи-бека и, поведя войска, договорились между собой и вернулись назад. Камар ад-Дин и Кебек-Тимур бежали, а Хаджи-бек, схватив Шир-Огула, казнил [его]. Моголы схватились друг с другом. Между тем шахи Бадахшана разграбили вилайет Кундуз. Тимур и эмир Муса предложили: «Войска моголов взбунтовались, разумно [будет], если мы пойдем следом [за ними] и захватим пленных и рабов». Эмир Хусайн не согласился [с этим].

/л. 98б/ Поход Тимура в Моголистан

(773/1371-72 г.)

Когда Тимур, покончив с делом Зинда Чашма, собрал войска, направился в Моголистан и провел их через области Узгенд и Фергана, тогда те, кому содействовало счастье, подчинились и в их числе Кебек-Тимур, который издавна дружил с Тимуром; удостоившись счастья целования порога, [он] стал [его] проводником. Победоносные войска сокрушили часть моголов. Тимур, отдав весь Моголистан Кебек-Тимуру, включил в его ярлык [местности] до Кара-Ходжи и, благополучно возвратившись, соизволил остановиться в Самарканде.

Вдруг пришло известие о том, что Кебек-Тимур свернул с дороги повиновения. Огонь гнева возгорелся [в душе] Тимура, и он повелел Бахрам Джалаиру и Аббас-бахадуру выступить с отрядом удальцов против моголов. Эмиры, отправившись согласно приказанию приблизились к врагу. Тем временем часть племени Бахрама Джалаира, стакнувшись с сотником Тизакчи — давним недругом Бахрама, вознамерилась схватить его. Бахрам, узнав [об этом], посоветовался с эмирами; [они] сочли за благо, утаив это дело, одарить смутьянов согласно [152] потребности [данного] времени. Соответственно поступив, они усыпили их бдительность (Букв.: «сделали беспечными») и выстроили ряды. Какая-то большая река разделяла [войска], и переправа не удалась. Усердствуя друг перед другом, Хитай-бахадур и Шейх-Али-бахадур бросились в реку, переправились через нее и, напав на войска Кебек-Гимура и разгромив их, вновь соединились со своими войсками. Так что долгое время после рассказывали, что они извлекли друг друга из нескольких страшных омутов.

Одним словом, эмиры, заключив мир с Кебек-Тимуром, отправились в обратный путь, они казнили смутьянов-джалаиров и явились к Тимуру. Тимур разгневался и от крайней ревностности и чрезмерного пыла лично выступил в поход. Кебек-Тимур проведал о движении победоносного войска и бежал в бескрайние пустыни. Победоносные воины, произведя налет на те области, возвратились. И с той стороны все стало спокойно...

/л. 104б/ События 777 (1375-76) г.

Рассказ о походе Тимура в Моголистан

Тимур в начале [месяца] ша'бада этого года (Декабрь 1375 — январь 1376 г), соответствующего году Зайца, на пути в Моголистан, остановился с войсками в местности Кат(а)ван (А и В: *** ). В эти дни снег и дождь достигли такого предела, а морозы были так жестоки, что кровь замерзала в жилах, и много людей и скота погибло. Тимур, сжалившись [над людьми], вернулся обратно. Спустя два месяца, 1 шавваля (23 февраля 1376 г.), он, собрав войска и поставив в авангарде эмирзаде Джахангира, отправил при нем эмира Мухаммад-Байана и эмира Адил-шаха.

[Когда они находились] в местности Чарун (А и С: Джар.ван), пришло известие, что Камар ад-Дин, собрав войска в местности Кок-Тебе (С: Кук.б.н.д), ожидает Хаджи-бека и не ведает о движении Тимура. Авангард спешно пустился в путь. Камар ад-Дин узнал /л. 105а/ [об этом]. Так как у него не было сил для сопротивления, то в труднодоступной местности, которую называют Барка-йи Гурийан и [где] протекают три реки, он, переправившись через две, остановился возле третьей реки и на дорогах устроил завалы. А авангард [Тимура] подошел следом. В ночной темноте Камар ад-Дин [еще] обольщался своей мощью, когда же забрезжило правдивое утро и показало ему воочию многочисленность победоносного войска, ужас и страх победили его и он обратился в бегство. Храбрые воины авангарда, пустившись преследовать, перебили многих из его войска. Когда же поднялось солнце, подошел Тимур. Однако в тех реках погибли эмир Да'уд и эмир Хусайн, и все войска были опечалены тем несчастным случаем. Отделив одно [из] племен от Камар ад-Дина, они отправили [его] в Самарканд вместе с награбленным имуществом и добром.

Тимур, решив окончательно разделаться с Камар ад-Дином, двинулся в Байтак и, вновь поставив эмирзаде Джахангира в авангарде, разграбил Уч-Барман (С: Кум б.р.ман). Укрывшийся в горах Камар ад-Дин бежал, удрученный мощью войск [Тимура]. Эмирзаде Джахангир захватил [153] дочь эмира Шамс ад-Дина Дилшад-агу и, отправив гонца, уведомил [об этом Тимура]. Тимур получил это сообщение спустя 50 дней и, тотчас откочевав, догнал эмирзаде Джахангира выше Кара-Каймана. Сопутствуемый счастьем эмирзаде преподнес [ему] все, что он захватил, вместе с Дилшад-агой. Тимур, пройдя через Ат-Баши, остановился в местности Арпа-Иазы...

/л. 107а/ События 778 (1376-77) г.

Рассказ о третьем походе Тимура в Хорезм

...и отправил эмира Сары-Бугу, эмира Адил-шах-ахтачи, Хитай-бахадура и Ильчи-Бугу с 30 тысячами людей против Камар ад-Дина...

/л. 107б/) Так как караульные мятежники не сочли возможным сражаться, то они, бежав, прибыли к Адил-шаху и Сары-Буге. Они [тоже] обратились в бегство и укрылись при дворе Урус-хана. Но, не найдя там благорасположения, отправились в Моголистан и, присоединившись к эмиру Камар ад-Дину, наставили его на путь мятежа. Тимур прибыл в Самарканд, обласкал эмира Ак-Бугу и бухарских вельмож, а эмирзаде Омар-шейх-бахадура отправил в Узгенд.

/л. 108б/ События 779 (1377-78) г. Рассказ о вторжении Камар ад-Дина и о походе Тимура в Моголистан

Отправившийся ранее в Узгендский вилайет эмирзаде Омар-шейх возвел стену (А: бару) вокруг Андугана и привел вилайет в цветущее состояние. К нему прибыла тысяча [племени] кадак от могольских племен (А: ахшам). Вдруг распространилось известие о приходе Камар ад-Дина. Эмирзаде Омар-шейх выступил ему навстречу до переправы через реку Карас с теми войсками, что имелись под руками. Едва только выстроились ряды противников, как тысяча кадак присоединилась к Камар ад-Дину, и, так как эмирзаде не мог оказать сопротивления, он укрылся в горах Гурийан, а обстоятельства дела доложил Тимуру.

Тимур, отдав приказ собрать войска, через два дня лично пустился в путь и соизволил объявить, что всякого, кто отстанет, казнят. [Тем временем] эмир Камар ад-Дин, разграбив вилайет и захватив пленных, возвратился назад. Тимур пришел в Узгенд, [а] за два дня перед тем моголы оттуда ушли. Он пошел следом [за ними] и настиг их в местности Ат-Баши и Арпа-Йазы. [Тут] он позволил эмирам и воинам [учинить] набег (А: чапкин), чтобы они в той степи разграбили иль и улус мятежника, отбив уведенных пленников и захваченную добычу.

В это время подошел эмир Камар ад-Дин с 4 тысячами всадников, которых он держал в засаде, [тогда как] под сенью августейшего шатра было не более 400 всадников. Тимур не увидел иного средства, кроме присутствия духа и упования на помощь бога. Воодушевляя бахадуров, он сказал: «Победа и успех достигается милостью божьей, а не числом войска». Все [воины] самоотверженно напали [на врага], и завязалась такая битва, что ни рассказать, ни описать (Букв.: «Буквы (оказались] неспособными записать (все] рассказанное о ней, а язык пера немощным, чтобы пересказать написанное о ней»). В конце концов [154] победа и одоление стали спутниками Тимура, и мятежники были разбиты и рассеяны. 1'Гаким образом], в соответствии со случившимся стал явным смысл (изречения]: «Если будет у вас двадцать человек стойких, они победят двести» (Коран VIII, 66). Эмиры и бахадуры, которые раньше отправились в набег, возвращались отряд за отрядом, точно волнующееся море, и, зайдя в тыл к беглецам, сложили холмы из убитых в той беспредельной степи. Они, отбив иль и улус, который [моголы] увели [с собой] рабами, отправили курени (А: куранат) в Узгенд. Тимур соизволил назначить эмирзаде Омар-шейха и Хитай-бахадура в Кашгар, а победные знамена направились в Моголистан.

Эмир Сары-Буга и Адил-шах, которые, бежав от порога — прибежища вселенной, бродили в поисках Камар ад-Дина, встретились {с ним] в Санкиз-йагаче. /л. 109а/ Они, составив новый план, собирали войска, Тимур, ударив по ним, всех рассеял... Эмирзаде Омар-шейх и Хитай-бахадур ушли в Кашгар. Хызр-ходжа-оглан и Худайдад Могол, оставив город, ушли [из него]. Эмирзаде Омар-шейх, захватив мать Худайдад Могола, Амире-ака, и гаремы эмиров (Так в А и В; в С (л. 1126): харамх'а-йи ур-а), отправил [их] в Самарканд, а жителей Кашгара переселил в Андуган.

/л. 110а/ События 780 (1378-79) г.

Рассказ о походе Тимура против Камар ад-Дина

Тимур, вернувшись из Моголистана, вновь послал мирзу Омар-шейха с такими доверенными змирами, как Хитай-бахадур и Ак-Тимур-бахадур (В списке С назван еще третий эмир —Ак-Буга-бахадур), из Самарканда в Моголистан. В Ата-Куме они много и храбро бились с Камар ад-Дином. В конце концов мощь тимуровой судьбы обратила Камар ад-Дина в бегство. Победоносные войска, захватив обильную добычу, прибыли в Самарканд и доложили о состоянии дел в Моголистане. Тимур, решив полностью искоренить мятежников, лично выступил с многочисленным войском и после ряда остановок и переходов подошел к илю Камар ад-Дина на Иссык-Куле ***. Булатными мечами и тяжелыми стрелами они сделали проход тесным [даже] для муравья *** (Здесь и далее текст между звездочками соответствует стихам рукописи. В других случаях звездочки могут означать пропуск стихов). Оба войска долго сражались, в конце концов Камар ад-Дин показал спину и обратился в бегство. Тимур переселил большинство его народа и отправился в обратный путь...

/л. 142а/ Рассказ о походе Тимура в Моголистан

(В 791/1388-89 г)

Тимур двинулся через безводные степи и пустыни в Моголистан, намереваясь сразиться с Инга-тюрей. Большая часть войска и скот терпели большие тяготы и лишения из-за отсутствия воды и шли, довольствуясь [лишь] влажной землей, которую они с трудом доставали при рытье колодцев. Вдруг в самые жаркие дни лета по милости вечного совершенства и сияния могущества, возрастающего день ото дня, они [155] обнаружили под травой в избытке снег и лед. Люди успокоились, скот напился. Когда степь Айгыр-Бали (Так, в А и В, но в С—Айгир йали (Айгыр-Иалы — «грива жеребца»), и это написание, по-видимому, правильное; ср.: ЗН, стр. 470; наст, изд., стр. 136 и В. В. Бартольд, Очерк истории Семиречья, стр. 82) превратили в место охоты, попалось много дичи, что увеличило запасы продовольствия и мощь войска. Караульные победоносного войска [под начальствованием] Пир-Али-Таза и Амирак-Ильчи повстречались с тысячью всадников врага и, частью перебив (их], некоторых привели с собой.

Тимур спросил о положении мятежника. Они (пленные) доложили: «Инга-тюря, не ведая о вас, расположился в степи Урунг-йар» (С: Узбакийан). Тимур, тотчас отправив Шейх Али-бахадура и Ику-Тимура, сам также выступил со всей поспешностью. Дня два проводник (А: качарчи) блуждал, сбиваясь с пути. На третий день Тимур, собрав царевичей и эмиров, сказал: «Поскольку мы плутаем уже три дня, то, как бы там ни было, уж какой-нибудь бродяга (А: качакчи), уйдя, должно быть, оповестил врага; выход (А: йарик) в том, чтобы преградить [врагу] путь бегства». Согласно тому, когда он назначил проводником эмира Джалал ад-Дин Хамида, вышел приказ, чтобы царевич Омар-шейх-бахадур, [двигаясь] через Шибарту, прошел Кара-Гучур и преградил путь [врагу]. Царевич, отправившись без обоза, налегке, настиг Инга-тюрю в местности Кийас и перебил его иль и улус, [сам же] Инга-тюря ушел. Воины засады (А: бакаулан), выбив его из [местности] Кумарчи, /л. 142б/ возвратились обратно.

Эмирзаде Омар-шейх с торжеством и победою присоединился к Тимуру в местности Актад (А: Акиад). Поскольку до последнего времени не было известий от Шейх Али-бахадура и Ику-Тимура, ушедших на поиски врага, то Тимур отправил на их розыски бесстрашного эмирзаде Омар-шейха, а между тем они (Шейх-Али-бахадур и Ику-Тимур) пришли другой дорогой. Царевич [тоже] дошел до Ала-Куля. По обычаю караула он с 50-60 всадниками на фарсанг отдалился от войска. Неожиданно встретились 300 могольских всадников. Прирожденное усердие не дозволило царевичу вложить повод бесчестия в руку бегства и, утвердившись ногой стойкости на пути божественного предопределения, он встал супротив [них].

Моголы, почтя их даровой добычей, окружили [их] по-охотничьи. Царевич, точно разъяренный лев, напал [на них], и они закружились круг в круге по могольскому обычаю сражаться. Напряжение битвы дошло до того, что вращающийся небосвод был изумлен и поражен их делом. Почти 200 раз они нападали друг на друга, и моголы, обессилев, бежали. Царевич преследовал [их] полфарсанга и многих перебил. [В сражении] принял мученическую кончину Пир-хаджи Арлат, один из приближенных царевича. Тот, мстя за Пир-хаджи, поднялся на вершину (своего] гнева и положил безжалостным мечом порядочную группу [моголов].

[Затем] он, захватив их скот и людей (Букв.: «Жующее и говорящее имущество»), присоединился в Кара-Ходже к Тимуру. Тимур приказал начать новый поход в тех странах и составил новый план [действий]. Он отправил эмира Джахан-шах-бахадура и Уч-Кара-бахадура в Арпиш с 30 тысячами конных на [156] розыски врага. Они, прибыв в Арпиш (В: Азпиш) и разграбив вилайет, захватили имущество, не поддающееся учету и исчислению, и, переселив иль и улус, отправили [его] в сопровождении эмира Ла'ла и Тимур-Буки в Самарканд. Тимур, дойдя до Иль-Кура (С: Кучур), соизволил созвать курилтай в Ордум-Сарае. |Когда] записали все могольские дороги, вышел приказ о том, что войскам [надлежит] собраться к установленному сроку (А: булджар) в Юлдузе. Сперва, сделав .проводником Бурхан-оглана, (Тимур] послал эмирзаде Омар-шейха в Кара-Ходжу. Затем, определив проводником Саткура, отправил Шейх-Али-бахадура и эмира Джахан-шах-бахадура дорогой на Кара-Олот (С: кара ут) и Кара-Туглук. Сделав проводником Джалал-и Хамида (А и С: Джалал ад-Дин Хамид), назначил Осман-Аббасу дорогу на Сакыр-Кан и Куль-Баз. Худайдад-и Хусайни и Мубашширу [Тимур] определил дорогу через Урачку. Они, сразившись с булгами-викале (С: Илгай (должно быть — бул(а)гачи) и захватив добычу, направились к сборному месту (А: булджар).

Тимур, сделав проводником Калан-и Тавачия, отправился в путь с войсками центра (А: кул) через Сычкан-Дабан (В: Сиджкан вабан) и разграбил иль бул(а)гачи (С: ил.гачи). В тех краях [Тимур] оставил для землепашества эмиров Иадгара Андхуди, Сулайман-шаха, Гийас ад-Дин-тархана, Шамс ад-Дин Аббаса и Той-Бугу (А: Ниур.ка) с достаточным войском, чтобы ко времени [его] возвращения был бы провиант (А: азук) войскам. Эмиры посеяли просо (А: арзан) и кукурузу (А: зуррат). Тимур, /л. 143а/ пройдя Учан и разграбив могольские племена (А: аквам), что жили в лесистых и каменистых местностях, разогнал их иль и улус.

Эмиры авангарда, ушедшие ранее на розыски бул(а)гачи-сабуджи (Вероятно, бул(а)гачи-салучи (прим. ред), неожиданно наткнулись на Хызр-ходжа-оглана. Двое суток они ударами стрелы несли стражу и в конце концов мирно разошлись. Эмиры авангарда ушли в сторону Высокой Орды. [Когда] Тимур достиг местности Ик-Тау, [туда] прибыл, бежав от Хызр-ходжа-оглана, Шах-Малик-тархан (В списке С это предложение опущено). Тимур направился против Хызр-ходжи. Оставшиеся для землепашества эмиры, завершив свое дело, присоединились к Высокой Орде в местности Кунгес (С: Кам.к.ш). Тимур выступил без обозов, налегке, и на стоянке Кара-Булак караульщики увидели войско врага. Так как ночью войска Хызр-ходжи бежали, то эмиры передовых отрядов отправились за добычей, а Тимур, переправившись через Нарын (А: Бар.ин; С — Назуин), преследовал (А: илкамиши) Хызр-ходжу через Кара-Таш и Кийа-Кулан-Кутал (А: Киа кулан кутал) и захватил добычу. В местности Джалиш (В списках А и В упоминание этой местности опущено) он разделил поровну между [157] войсками [захваченное] добро и вернулся в Юлдуз. Из Юлдуза Тимур послал гонца навстречу эмирзаде Омар-шейху-бахадуру. Шахзадь. [Омар-шейх], сразившись с врагами в тех областях (А: навахи) и захватив [обильную] добычу, прибыл в Кашгар через Уч-Фарман. [Уйдя] оттуда, он остановился в Андугане.

В Юлдузе Тимур соизволил устроить великий той. Проведя время в наслаждениях и удовольствии, он возвеселил сердца эмиров и воинов дарами и милостями и вознес знамена возвращения. 15 ша'бана (9 августа 1389 г.) он направился в Самарканд, поставив во главе обоза (А: угрук) эмира Джахан-шаха. 7-го [числа] благословенного месяца рамазана (30 августа) Тимур соизволил остановиться в [своем] стольном городе и распустил войска, [так что] в течение двух лет не было ни одного похода.

/л. 195б/ Рассказ о некоторых событиях этого года

(802/1399-1400 г.)

/л. 196а/ И еще скончался эмир Хызр-ходжа-оглан, государь моголов; он был доброхотом Тимура. Его сыновья, домогаясь отцовского места (А: мансаб), порушили друг друга, и тот вилайет оказался разоренным. Эмирзаде Искандар, уйдя в Могол'истан, возвратился с победой и одолением ***. Разбил их сердца и возвратился победителем и триумфатором ***. Изображение этих событий в зеркале речей явилось настолько привлекательным, что Тимур в то время, когда отправился в поход на Иран, назначил эмирзаде Мухаммад-Султана управлять Самаркандом, а эмира Хаджи Сайф ад-Дина поставил при нем ведать диваном; эмирзаде Искандара, несмотря на [его] малые годы, оставил [правителем] в Андугане до пределов Моголистана; эмиру Худайдад-и Хусайни, Берды-беку, сыну Кызылгача, и эмиру Шамс ад-Дину, сыну Аббаса, находившимся на тех рубежах, приказал, чтобы они, советуясь с эмирзаде Мухаммад-Султаном во всех делах, исполняли то, в чем будет для государства польза.

Так как Хызр-ходжа-оглан скончался, а Моголистан вследствие распри между его сыновьями Шам'-и Джаханом, Мухаммад-огланом и Худайдад Моголом разделился на несколько [враждующих] ратей (А: джунд), то эмирзаде Искандар, почтя удобным момент, отправился туда и, пройдя заселенные местности, достиг области Уч-Барман. Часть улуса тех пределов изъявила покорность, а часть, бежав, ушла на Аксу. Эта Аксу — крепость на той границе, убежище в день отчаяния. Эмирзаде Искандар со снаряженными войсками прибыл в окрестности крепости. Главари же той крепости были настолько обольщены ее неуязвимостью, что [скорее] полагали возможным [найти] изъяны в чертоге Сатурна, и не задумывались о том, что положение их может измениться к худшему. Развернув знамя горделивости, они держали храбрецов для сражения и битвы. Когда эмирзаде Искандар подготовил все необходимое, что требуется для взятия крепости, как-то: возвел осадные башни, провел подкопы, построил штурмовые лестницы, заполнил рвы, — они сражались 12 суток. [Наконец] защитники крепости, обессилев, запросили пощады. Эмирзаде Искандар, явив великодушие, повелел войскам прекратить сражение. Едва только победоносные [158] войска отошли от подножия крепости, как неприятели заново возжгли огонь битвы. Сопутствуемый счастьем эмирзаде, охваченный огнем гнева, приказал, чтобы войска разом произвели нападение. И они силой овладели крепостью и, перебив мужчин и полонив женщин и детей, сравняли стены с землей.

/л. 196б/ Оттуда они направились в Бай, где находился эмир Худайдад Могол. А он ко времени взятия Аксу оставил Бай и поднялся в горы. Эмирзаде Искандар, покорив Бай, захватил и полонил жену эмира Хызр-шаха — Хаджи Мулк-агу, его дочь Алин-агу и прочих. Победоносные войска, учинив набег на область Кусан и Тарим (В списке А этого предложения нет), привели ,[с собой] много народу (В списке С добавлено: «большую добычу и бесчисленный полон»). Эмирзаде Искандар задумал [дойти] до крайнего предела Моголистана, [однако] эмиры Худайдад, Шамс ад-Дин (С: Шамс), Берды-бек, Дад-Малик Барлас и Сиддик-Табан не согласились на [это] и сказали: «Его величество Тимур повелел нам зимовать в местности Чу (А: Ху), если, да не дай бог, произойдет какое-либо несчастье, то мы будем в ответе».

Они подобрали поводья, и [поэтому] эмирзаде Искандар отправился в Хотан. Хотанцы вследствие суровости наказания, постигшего Аксу, оставив греховные помыслы, вышли с покорностью. Эмирзаде Искандар, сжалившись над [их] беспомощностью, проявил милосердие. Несколько дней они провели в радости и довольстве с хотанскими красавицами и тангачскими (В списках А и С: Т.гадж) кумирами в степях Халладжа и Нушада. Разрушив и уничтожив мощью, которой подчиняется судьба, и указанием, которому подчиняется счастье, все крепости и замки тех областей, (Искандар] ввел их в ярмо покорности и, уйдя в Каранку-Так (С: Каран.к'у), возвратился обратно.

В качестве подношения Тимуру [Искандар] отправил в сопровождении Шейх-Йасаула несколько девяток из периликих алмалыгских и хотанских красавиц и киргизских и пишбалыкских чаровниц; тот (Шейх-Йасаул) в стране Шам прибыл в Высокую Орду. Он (Искандар) также послал редкостные и ценные дары для эмирзаде Мухаммад-Султана и для самаркандских эмиров. Однако между эмирзаде Искандаром и теми эмирами, которые ранее отложились от него, выявилось несогласие, эмирзаде Мухаммад-султану также не понравилась дерзость его похода, и дело дошло до того, что сказали, что эмирзаде Искандар взбунтовался. Эмирзаде Мухаммад-Султан послал [своих людей] в Андуган, и они схватили Искандера. А объяснение этого дела пойдет в [главе о событиях] будущего года, если этого пожелает Аллах.

/л. 287а/ Рассказ о походе его величества хакана (В дальнейшем все титулы и эпитеты Шахруха опущены) в Моголистан и об убиении эмира Худайдада

(В 812/1409-10 г.)

Шахрух, твердо решив пойти походом на Моголистан, выступил из стольного града Самарканда в деревню Шираз. Поставив в авангарде мирзу Рустама, эмиров Сейид-Али-тархана, Шах-Малика и Нуширвана, [159] отправил [их] в Шахрухийа (Прежний Бенакет (Финакет) разрушен монголами и восстановлен Тимуром. Город был расположен на правом берегу Сырдарьи, в 15 км выше устья Ангрена. Важный стратегический пункт. Ныне не существует (см.: В. В. Бартольд, Туркестан..., стр. 226. О Бенакете — там же, см. Указатель). Мирзу Мирак-Ахмеда, его. брата мирзу Байкару, эмиров Султан-шах Барласа и Хасан-Суфи он соизволил назначить в Ходженд. Когда Шахрух разбил августейшую стоянку на летовье Ура-Тюбе, от эмиров авангарда пришло известие о том, что эмир Худайдад почтительно докладывает: «Если эмир Шейх Hyp ад-Дин прибудет к нам, то мы выполним все, в чем будет общее благо». Шахрух отправил Шейх Hyp ад-Дина. В то время из картинной галереи сокровенного показалось такое изображение, подобного которому не было ни в чьем зеркале мечты.

Подробности этого дела таковы: эмир Худайдад жаждал помощи из Моголистана и на доске помыслов живописал изображения подмоги от тамошнего государя Мухаммад-хана. Мухаммад-хан в ответ на настоятельную просьбу эмира Худайдада отправил в помощь [ему] своего брата Шам'-и Джахана, или Шах-Джахана (А: «с Шах-Джаханом»), и тот прибыл в окрестности Ташкента. Эмир Худайдад, выйдя [ему] навстречу со всей радостью, исполнил условия службы, /л. 287б/ но не понял он, что, «может быть, любите то, что зло для вас» (Коран II, 213). Шам'-и Джахан, тщательно обсудив со своими приближенными дело Худайдада, соизволил сказать: «Несмотря на такое благоволение, которое оказывал ему Тимур, [вот ведь] как он соблюл верность в отношении его детей».*** Раз ты [сам] не слушаешь советов, то не требуй от него верности. Ищи [себе] понапрасну Симург и философский камень***. Когда они сошлись на этом решении, он убил его (Худайдада) и отправил его голову эмиру Шах-Малику.

Рассказ о пожаловании владения Узгенд мирзе Мирак-Ахмаду, сыну мирзы Омар-шейха

(812/1409-10 г.)

Высокая мысль (Т. е. Шахрух) постановила обласкать мирзу Мирак-Ахмада, сына мирзы Омар-шейха, который, [находясь] при особе его величества, постоянно придерживался проторенного пути самопожертвования, и пожаловать ему в суюргал владения Узгенда. Он [также] повелел его брату мирзе Байкаре, эмиру Мизрабу и эмиру Мусака пойти в тот вилайет и возвратиться в августейшую орду, наладив тамошние важнейшие дела и оказав ласку подданным...

/л. 298б/ Рассказ о том, как поднял мятеж эмир Шейх Hyp ад-Дин во второй раз

(В 814/1411-12 г.)

...эмир Шейх Hyp ад-Дин отправился к государю Моголистана Мухаммад-хану, сыну Хызр-ходжи, и постарался, чтобы [моголы] схватили послов эмира Шах-Малика, которые были там. Хан назначил 15 тысяч человек, чтобы они направились вместе с его братом Шам'-и Джаханом в Мавераннахр. Эмир Шах-Малик, получив уведомление [об этом], доложил высочайшему престолу обстоятельства дела. Мирза [160] Улугбек остановился в Самарканде, а змир Шах-Малик выступил, намереваясь сразиться с врагами.

Моголы были заняты осадой крепости Сайрам, которая была во владении людей эмира Абд ал-Халика. Когда они узнали о выступлении эмира Шах-Малика, они направились к нему. Эмир Шах-Малик, узнав об их намерении, замыслил такой план, который совпал с предопределением судьбы. Обстоятельства его таковы: он приказал своему достойному нукеру Шаистиму, отправившись налегке, без обозов с 2 тысячами славных воинов, войти в вилайет йанги и разграбить жилища моголов, что находились в том вилайете. Шаистим, быстро двигаясь денно и нощно, так спешил, что застал неприятелей спящими сном беспечности в постели безопасности; он все разграбил, перевернул жилища вверх дном и, захватив многочисленную добычу, 6 тысяч лошадей, доставил эмиру Шах-Малику. Моголы, узнав об этом, рассеялись и бежали [каждый] кто куда. Эмир Шах-Малик доложил Шахруху обстоятельства возвращения моголов...

/л. 310а/ Рассказ о делах Мавераннахра в этом году

(Т. е. 817/1414-15 г.)

Прежде упоминалось, что во время движения на зимовья Мазандерана вышел приказ о том, чтобы войска Мавераннахра следили за теми пределами, [поэтому] мирза Улугбек, отправив гонца, потребовал [к себе] мирзу Амирак-Ахмада, тот, испугавшись, отказался [прибыть] и сказал: «Я опасаюсь нрава мирзы Улугбека и не могу явиться, но я его раб и доброжелатель». Мирза Улугбек отправил в Андуган своим доверенным человеком эмира Байазида-парваначи и велел [сказать]: «Слово его — мое слово, я буду верным любому договору и любому соглашению, какое бы он ни заключил». Эмир Байазид прибыл к нему (Амирак-Ахмаду) и, сколько он ни прилагал стараний, ничего не добился, но [Амирак] обещал послать своего сына на службу. Срок того обещания истек, а сын [так и] не явился. [Тогда] мирза Улугбек Гурган направился в Андуган, а мирза Амирак-Ахмад ушел в горы, подготовив крепости тех областей к обороне. Мирза Улугбек осадил крепость Ахси (А: Х.си), самую большую из его (Амирак-Ахмада) крепостей. А она такова, что с ее стенных зубцов можно срывать цветы небес (Игра слов: сумбула значит «колос», «цветок» и «созвездие Девы»), а с ее башен внимать напевам ангелов. Защитники крепости, обнадеженные ее прочностью, настроили мелодию битвы. Победоносное войско, превратив окрестности крепости в подобие [кишащего] пчелиного улья и [бурлящий] кольчужный источник, овладело ею. В руки воинов попала обильная добыча. Мирза Улугбек разместил подданных в заповеднике безопасности и покоя и отправился в Андуган, назначив комендантом (А: кутвал) крепости Паинда-бакаула. Поскольку мирза Амирак-Ахмад ушел в далекие и труднодоступные горы, то мирза Улугбек назначил управлять Андуганом эмиров Мусаку и Мухаммад-Табана, [после чего] победоносный кортеж возвратился в Самарканд.

Мирза Ахмад, проведав о возвращении мирзы Улугбека, направился в Андуган с войсками, что пришли ему на помощь из Моголистана. Эмиры Мусака, Мухаммад-Табан и Али Каучин, выступив из Андугана в намерении сразиться [с ним], дошли до окрестностей Оша. /л. 310б/ Но так как они не имели сведений о мятежнике, то [161] остановились [там] лагерем, не соблюдая осторожности. А мирза Амирак-Ахмад был осведомлен об их положении. Он внезапно нагрянул и убил эмиров Мусаку, Мухаммад-Табана, Ал и К аучина и прочих бахадуров. Эмир Рустам, сын эмира Сулайман-шаха, направился в Андуган, отбиваясь от врагов. Мирза Ахмад упорно сражался, пока не вошел в [область] Андуган. Эмир Рустам и остальные эмиры охраняли Андуган, а моголы, захватив добычу, вернулись в Моголистан...

/л. 317б/ Отправление благосклонного послания мирзе Амирак-Ахмаду, сыну мирзы Омар-шейха

(В 818/1415-16 г.)

...Мирза Ахмад-Мирак, когда он перебил в окрестностях Андугана эмиров Мусаку, Мухаммад-Табана и Али Каучина, как уже упоминалось [выше], испугавшись мирзы Улугбека, направился в Кашгар, чтобы оттуда уйти к Мухаммад-хану в Моголистан...

/л. 319а/ Рассказ о вторичном походе его величества хакана во владения Фарса

(В 818/1415-16 г.)

/л. 319б/ Из Самарканда прибыл нукер мирзы Улугбека и доставил донесение, что поскольку государь Моголистана Мухаммад-хан ответствовал «слушаю» на призыв господа, то на его место посадили Накш-Джахана — внука Хызр-ходжа-оглана и сына Шам'-и Джахана...

/л. 323а/ Рассказ о событиях во владении Мавераннахр

(В 819/1416-17 г.)

...Когда мирза Мирак-Ахмад, находившийся во время мятежа в Кашгаре, направился в Хорасан, как о том уже говорилось [выше], он оставил своим заместителем в Кашгаре эмира Шейх-Али Тагая. Эмир Шейх-Али послал своего сына в Самарканд и прибег к заступничеству величайшего духа, с тем чтобы мирза Улугбек отпустил его вину и прислал кого-нибудь в Кашгар, так что он, передав владение [тому человеку], явится в Самарканд. Мирза Улугбек отправил Сиддика и Али Такрита. Тагай, передав Кашгар, явился в Самарканд. Царевич обласкал его. К тому времени, когда Шахрух прибыл в Хорасан из владений Фарса, из Моголистана прибыли послы Накш-Джахана, сына Шам'-и Джахана, /л. 323б/ поднеся редкие и диковинные дары тех вилайетов...

/л. 330б/ Рассказ о событиях в вилайете Мавераннахр в этом году

(Т. е. 821/1418 г.)

...10 сафара (19 марта 1418 г.) пришло известие о кончине хана моголов. В [месяце] раби' I (8 апреля — 7 мая) из Кашгара прибыл нукер Сиддик-бахадура и доложил, что Увайс-оглан убил Накш-Джахана, хана Джете, и что среди моголов волнения ***. Мирза Улугбек [162] отправил надежного человека для расследования обстоятельств могольских эмиров и даровал свободу группе моголов, которую он держал в заточении в самаркандской цитадели...

/л. 331б/ Рассказ о бракосочетании мирзы Мухаммад-Джуки-бахадура с Михр-Нигар-агой — дочерью государя Моголистана

(В 822/1419 г.)

В ту пору, когда государь Моголистана Шам'-и Джахан, /л. 332а/ сын Хызр-ходжи-хана, внял призыву господа, и его брат Мухаммад-хан утвердился на султанство в улусе, '[последний], отправив к Шахруху гонцов, изъявил покорность. Шахрух соизволил послать вместе с [этими] послами змира Хасанка, который, поскольку он был украшен учтивостью обхождения, {необходимой] в посланническом деле, несколько раз [еще] во времена Тимура ездил в Моголистан. Он посватал для мирзы Мухаммад-Джуки-бахадура благородную (девицу] из семьи султанской и из рода ханского. Мухаммад-хан, чрезвычайно обрадовавшись, скрепил доказательства дружбы узами родства и со всевозможнейшей пышностью и в сопровождении столпов государства соизволил отправить из Моголистана Михр-Нигар-агу, дочь Шам '-и Джахана и внучку государя Хызр-ходжи, которая среди благородных дочерей и целомудренных девиц была светильником и родником дома султанского и блеском рода ханского. И 25 рамазана (15 октября 1419 г.) паланкин убежища девственности прибыл к стольному городу Герату...

/л. 332б/ Положение владений Мавераннахра в этом же году

...Абу-л-Лейс, прибыв из Андугана, доложил, что сын Шир-Бахрама, бежав из Джете, пришел в Кашгар и {что] следом прибывают другие [моголы]... В конце месяца раджаба (август 1419 г.) из Кашгара пришло известие: поскольку Худайдад выступил против государя, среди моголов смута (А: булк ак)... В начале ша'бана (конец августа) мирза Улугбек задумал произвести нападение на Токмак, оставил эмира Искандара Хинду-Бугу в Самарканде и из сада Дильгуша ушел на Кара-Булак. Туда прибыли от моголов нукеры эмира Худайдада и удостоились чести приложиться к [августейшей] ноге. На другой день из Джете прибыл нукер Садр-Ислама вместе с Ислам-тавачием, в качестве дара они поднесли лошадей. Мирза Улугбек на переправе Чинас перешел через Ходжентскую реку и... откочевав из Ташкента, остановился вблизи Бурлака... Мирза Улугбек собрался возвратиться, почтил вниманием и разрешил удалиться эмиру Арслан-ходжа-йи-тархану и эмиру Йадгар-Фитану (Йадгар Фитан— правитель Саурана при Улугбеке. Умер в июле 1420 г) и отослал в Кашгар группу военачальников под главенством Махмуд-тархана.

/л. 332а/ Вернувшись в деревню Куфин, эмиры, которые ранее ушли в Кашгар, присоединились на этой стоянке к августейшему кортежу.. [163]

/л. 337б/ Рассказ о знаменитых постройках в стольном городе Самарканде

/л. 338б/ В конце джумада II (начало июля 1420 г.) принес к порогу мирзы Улугбека просьбу об убежище эмир Джахан-шах, сын эмира Камар ад-Дина, и был отличен милостью. В этом же месяце в Самарканд прибыл Кул-Мухаммад, сын эмира Худайдада — могущественного и влиятельного лица в Моголистане, и был обласкан.

Окончание рассказа о событиях в Мавераннахре...

...Мирза Улугбек Гурган принял твердое решение произвести нападение на Моголистан и в середине {месяца] джумада II (июнь — июль) выступил в поход с многочисленным войском. Из Кара-Булака: он отправил в набег старших эмиров: эмира Искандара, эмира Херималика и эмира Байазида. В конце [этого] месяца (начало июля) от моголов прибыл Малик-Ислам и представил доказательства их доброжелательства. Мирза Улугбек, благополучно отправившись в обратный, путь, 1 раджаба (12 июля) остановился в Самарканде.

/л. 338б/ Рассказ о рождении царевича Абдаллаха,, сына мирзы Улугбека, и об остальных событиях

/л. 339а/ 9 раджаба (20 июля) от эмиров, которые отправились налегке, без обоза, прибыл гонец и доложил, что могольские старейшины (А: калантаран) покорились и присоединились к победоносному войску. 16-го [числа этого] месяца (27 июля) военачальники прибыли в Самарканд. Шир-Мухаммад-оглан, Сарык-оглан и Садр-Ислам, которые были [могольскими] старейшинами, удостоились чести приложиться к руке. Их поместили в соответствующем [их] положению месте. Мирза Улугбек, задав всем им великий той, отличил [их] роскошными халатами и многочисленными дарами. В это время пришла весть, что могольские эмиры убили [одного] сына Камар ад-Дина, а другой сын, бежав, обращается ликом надежды к порогу убежища вселенной. 3 ша'бана (13 августа) он прибыл в Самарканд, и на его дела обратилась государева благосклонность. 1 рамазана (9 сентября) из Джете прибыли Абука и Пулад-Тимур с группой людей, они были обласканы: В ночь на 6 шавваля (14 октября) дошло до высокого слуха, что Шир-Мухаммад-оглан, Сарык-оглан и Кул-Мухаммад бежали с большинством людей Джете. Мирза Улугбек тотчас же выступил и к полудню (А: намаз-и пишин) настиг [их] в Кечкине-йайлаке. Он схватил Шир-Мухаммад-оглана и Сарык-оглана и, оставив эмиров для поимки остальных [беглецов], пустился в обратный путь и прибыл в стольный город. Эмиры, схватив ослушников, спустя четыре дня прибыли в Самарканд. Мирза Улугбек проявил великодушие и оказал пленникам милость, несмотря на [их] провинность. 13 зу-л-хидджа (19 декабря) он разрешил Малик-Исламу и Садр-Исламу удалиться и послал [их] в Кашгар. 16 зу-л-хидджа (22 декабря) мирза Улугбек по-царски снарядил [164] Шир-Мухаммад-оглана и отправил его в вилайет. В конце месяца (начало января 1421 г.) из Кашгара пришло известие о взятии крепости Рух (Видимо, следует читать Уч, так как переписчик мог легко смешать написание . . (Уч) и *** (Pyx).

/л. 345б/ Рассказ о событиях в Мавераннахре и о рождении мирзы Абд ар-Рахмана

(В 824/1421 г.)

/л. 346а/ 6 джумада I (9 мая) из Моголистана пришло известие, что Мухаммад-оглан сокрушил соперника и [теперь] — государь. 7-го [числа этого же] месяца (10 мая) Абу-л-Лейс, прибыв из Андугана, доложил о состоянии дел той стороны. Прибыли А'зи — нукер Шир-Мухаммад-оглана и нукер Садр-Ислама. Из вилайета Сауран пришел эмир Арслан-ходжа-тархан. В месяце раджабе (июль) Али Мекрит и Абу-л-Лейс, обласканные, согласно повелению возвратились в Андуган. Эмир Джахан-шах, сын Камар ад-Дина, прибыв, уведомил о появлении Худа-Берды и был обласкан. 7 шавваля (5 сентября) нукер Абу-л-Лейса доставил известие о сражении с неприятелями и о пленении Мараджика и прочих. Нукер Мухаммад-Садида принес известие из Саулкана, что схвачены сыновья Пулада и Тимур, бежавший от битвы в Джете...

/л. 347б/ Рассказ о прибытии послов, которые ушли в Хатай и описание диковинок и чудес той страны

(В 822/1419 г.)

16 зу-л-ка'да (14 декабря 1419 г.) послы выступили из стольного города Герата (Из Герата отправились следующие послы: Шади-ходжа, посол Шахруха, он же глава посольства; Султан-Ахмад и Гийас ад-Дин Наккаш — от Байсункар-мирзы; эмир Хасан (Хусайн, см. рук. В, л. 355а) — от Ибрахим-султана; Пахлаван-Джамал — от мирзы Рустама) и 9 зу-л-хидджа (27 декабря) прибыли в Балх. По случаю обилия дождей они до 1 мухаррама 23 г. (17 января 1420 г.) оставались в Балхе. Выступив оттуда, они 22-го [числа] (7 февраля) достигли Самарканда.

Мирза Улугбек еще раньше отослал своих послов, Султан-шаха и Мухаммад-бахши, с группою хитайцев. Хорасанские послы задержались в Самарканде, пока не собрались посол мирзы Суйургатмиша — Аргадак, посол эмира Шах-Малика — Урдуван и Тадж — посол государя Бадахшана (Старшим из бадахшанских шахов был в то время Баха ад-Дин (см. рук. В, л. 3286 и сл.). Вместе с хитайскими послами они выехали из Самарканда 10 сафара (25 февраля) и, проследовав через Ташкент, Сайрам и Ашпару, 11 раби' II (25 апреля) вошли в могольский удел (А: иль) и узнали, что, так как Увайс-хан выступил против Шир-Мухаммад-оглана, улус перемешался. И снова пришло известие о примирении и прекращении смуты. Эмир Худайдад, который был неограниченным правителем той страны, встретившись с послами, постарался расположить их к себе и отправился к Увайс-хану. 18 джумада I (31 мая) послы достигли местности Билгу-Тау, /л. 348а/ которая принадлежала Мухаммад-беку; [там] они несколько задержались, чтобы к ним присоединились купцы (А: дадджийан) и нукеры государя Бадахшана. [165]

Откочевав из Билгу-Тау, 22 джумада I (4 июня) они переправились через Кунгез и 23 джумада I (5 июня) встретились с Мухаммад-беком — правителем улуса. Сын Мухаммад-бека—Султан-Шади Гурган был зятем Шах-Джахана, другую дочь которого взял [в жены] мирза Мухаммад-Джуки. 28-го числа (10 июня) они вступили на равнину (А: джульга) Юлдуза и в удел Шир-Бахрама. В той степи, несмотря на то что солнце находилось в созвездии Рака (Т. е. был июнь месяц), река была покрыта льдом [толщиной] в два пальца.

8 джумада II (20 июня) пришло известие, что сыновья Мухаммад-бека ограбили Ваджиби — посла Увайс-хана. Послы встревожились и, несмотря на то что большую часть дней шли дожди и град, быстро прошли по горным ущельям и в конце месяца (начало июля) прибыли в город Турфан. Жители этого города были большей частью идолопоклонниками, и они имели громадное капище. В передней части возвышения было большое изображение; говорят, что это изображение Шаки-Муни. 2 раджаба (13 июля) послы выступили оттуда и 5-го [числа этого] месяца (16 июля) пришли в Кара-Ходжа...

/л. 356б/ Рассказ о положении Мавераннахра, причина похода мирзы Улугбек Гургана в вилайеты Моголистана (В 827/1423-24 г)

/л. 357а/ Прежде под 23 г. (Т. е. 823/1420 г) отмечалось, что Шир-Мухаммад-оглан пришел в Самарканд и мирза Улугбек поощрил его, а он без позволения [удалиться] бежал. Мирза Улугбек, схватив его, вернул назад, вновь оказал благоволение и, снарядив его всем необходимым в пути, отправил в Моголистан. Подробный рассказ об этом деле будет записан в [своем] месте.

Когда Шир-Мухаммад-оглан прибыл в свой вилайет, эмиры, стакнувшись, возвели его на царство. Только он укрепился на троне султанства, как царское высокомерие и чрезмерное стремление к величию отвернули его нрав от соблюдения прав мирзы Улугбека и он водрузил знамя независимости на кровлю небес. Из его посланий явствовало, что он сошел с пути повиновения.

Другая причина, возбудившая вражду в этом году — году седьмом (Т. е. 827/1423-24 г), состояла в том, что сын Али Мекрита, бежав за реку (Имеется в виду р. Сырдарья), укрылся у него. Хотя мирза Улугбек потребовал его, но Шир-Мухаммад-оглан его не послал. И именно это послужило причиной того, что мирза Улугбек отправился в вилайет Ходжент и 15 зу-л-хидджа 7 года (8 ноября 1424 г.) расположился в Шахрухийа на зимовку. Вышел августейший приказ, чтобы войска окрестных владений Мавераннахра и Туркестана собрались бы к точно установленному сроку в определенном месте. Эмиры правого крыла — Херималик, Шейх-Абу Са’ид с прочими эмирами и туменами провели зиму в пределах Андугана. Точно так же эмиры левого крыла — Султан-Увайс Барлас, Ходжа-Йусуф и Таваккул зимовали с войсками в местности Кара-Саман. Посреди этих дел людям явился и засиял молодой месяц счастливого предзнаменования мухаррама 828 (23 ноября 1424) г. [166]

События 828 (1424-25) г. Рассказ о походе мирзы Улугбека в Моголистан

...27 раби' I, соответствующего 8 хута (16 февраля 1425 г.), снарядив войска и вознеся знамя победы, Улугбек направился в Моголистан. В пути он узнал, что часть вражеских войск зазимовала в пределах Ашпары.

Украшающая мир мысль, которая, берясь за дело, бросает взгляд на его последствия, а начиная обдумывать его, подсчитывает конечный результат, соизволила решить так, чтобы часть победоносного войска поспешила (выступить] налегке, без обоза. Эмиры Лукман, Абука-бузург, Шах-Вали и Увайс Каучин отправились с войсками*** тем путем, который опасение не может пройти без сопутствия божественной помощи, и дорогою, которую страх не дерзает зачеркнуть без благоприятного предопределения божьего ***. Спустя десять суток они, ведомые всеведающей судьбой, внезапно вошли в иль, где были сардар Ибрахим, Азйуран и Улджайту. Когда победоносные войска вдруг нагрянули на них, конные /л. 357б/ враги ушли. Иль и улус были разграблены, и победоносные войска захватили многочисленную добычу.

Спустя два дня Ибрахим, Азйуран и Джахан-шах, сын Камар ад-Дина, [вновь] извлекли из ножен вражды кинжалы отмщения и разожгли булатными мечами огонь битвы. Две тысячи всадников, ловко владеющих мечами, подобно львице, которая потеряла свое дитя, и подобно змее, которой отрубили хвост, кинулись в сражение. Со своей стороны славные эмиры, укрепив опытными воинами центр, правое и левое крыло, пошли навстречу врагу ***. С обеих сторон, подобно быстрому ветру, следовали стремительные атаки, с обеих сторон нападали друг на друга. Головы предводителей стали как бы мячами на майдане игры в чауган и украшением копья. Лезвия заржавленных мечей от крови превратились в бадахшанские лалы и ярко-красные яхонты. В это время группа храбрецов победоносного войска, опустив поводья и утвердившись в седлах, вонзили жалящие, как змеи, стрелы в уши подобных ветру скакунов и с криками «Аллах акбар» ударили на неприятелей и рассеяли их сборище. Неприятели повернули и разом обратились в бегство.

Победоносные воины, пустившись следом, убили Ибрахима и его двух сыновей. Это событие произошло в местности Аксу 14 раби' II (5 марта). Победоносные войска захватили многочисленную добычу и полон.

Мирза Улугбек пришел на стоянку Аксу, и эмиры, участвовавшие в набеге, удостоились милости и поощрения. [Затем] устроили там совет и постановили на том, чтобы войска все вместе двинулись на Караманские улусы. [Войска], переправившись через реку Чу (А: Джул) и поднявшись на гору Абар Кайту (А: Аб.р. к.ниту), подошли к реке Сурх-Аб. Они прошли Халкун-Бабиш и, поднявшись на Кайту-Кутал и построив [там] сторожевую башню, спустились в долину Ару-Йари. Переправившись через реку Чарун, разбили августейшую ставку в Гурийан-Туркеше и Кук-Бина.

Эмир Худайдад, один из великих эмиров той стороны, прибыв, как паломник на поклонение, ко двору победоносного царевича, удостоился чести приложиться к руке и был с избытком отличен почетом и [167] уважением, жалованной одеждой и дарами. Счастливый царевич, уважив его преклонный возраст, выяснил благодаря словам старца положение окрестных владений и выступил против Шир-Мухаммад-оглана. В [местности] Таку-Ку они заметили войска врага. 15 джумада II (4 мая) мирза Улугбек выстроил войска в боевом порядке. Левым крылом командовал эмир Арслан-ходжа-тархан, а его брат эмир Махмуд с эмиром Абука-бузургом утвердились на крайнем фланге (А: канбул) [этого крыла]. На правое крыло были определены эмиры Лукман и Херималик. Центр войска явился местопребыванием благословенной особы. В сторожевом отряде центра (А: караул-и кул) находились эмиры Искандар Хинду-Бука, Ибрахим-и Ику-Тимур, Увайс Каучин, Ходжа-Йусуф и Мурад Каучин. Несколько кошунов в полном вооружении были определены в резерв на тот случай, если враг двинется туда, где понадобится помощь, тогда они ударят на неприятелей, как небесный рок и внезапная беда.

И с той стороны Пайинда-Бука — на правом фланге, Малик-Садр — на левом и Шир Мухаммад-оглан — в центре изготовили войска к бою. Оба войска, заволновавшись, подобно темно-зеленому морю, двинулись одно на другое. Из тучи вражды засверкали молнии дротиков и зарницы стрел, а над полем боя поднялись мечи и копья. От стрелы и лука дело перешло к мечу, копью и рукопашной. Завязалась схватка грудь в грудь, и поднялся ужасный крик. Шир-Мухаммад-оглан сообразил, /л. 358а/ что прямым ударом дело не выйдет. Со своими эмирами он решил, что они, объединившись вместе правым и левым крылом, разом нападут на одну из сторон и выпустят дождь стрел. Если замысел удастся, то это и есть то, что нужно, в случае неудачи бегству будет какое-то извинение. Соединившись согласно этому решению, войска, более многочисленные, чем звезды в небе и чем орды йаджуджей, разом совершили нападение на левое крыло победоносного войска.

Эмир Арслан-ходжа, стоя незыблемо, как гора, оборонял свое место. И сколько враг ни старался, он не смог его потеснить. Как только мирза Улугбек увидел создавшееся положение, он приказал, чтобы сторожевой и резервный туманы (А: хараул.ва кумак), пройдя перед рядами центра, присоединились к левому крылу. Когда ряды победоносного войска укрепились, мирза Улугбек повелел, чтобы сыграли боевой призыв (А: сурен). Поднялся рев больших и треск малых барабанов. От рева боевого барабана и стонов карная затряслись горы, а люди пришли в смятение. Победоносные войска разом ударили. Шир-Мухаммад-оглан приказал пустить дождь стрел ***. Часть [врагов] храбро пускала стрелы, однако извечное счастье не ниспослало им силы. Поскольку у них не оказалось сил для противодействия, то они сочли бегство благоприобретением ***. Знамя Улугбек Гургана вознеслось [с помощью] божественной силы и всевышней поддержки. Солнце победы и успеха засияло в месте восхода благоволения. В тот день до ночи победоносное воинство занималось только тем, что громило, брало в плен и убивало. К ночи войска, которым сопутствует рок, собрались в местности Пай-Бат и Таку-Ку. Вышел приказ, чтобы эмир Дауд Ильчи-Бука с 10 тысячами всадников отправился вслед за бежавшими. Мирза Улугбек отправился в набег на летовья Юлдуза, которые [168] являются одними из лучших летовий тех окрестностей. В руки могучего войска, отмеченного знаком победы, попала многочисленная добыча. Победоносный в сражении Хосрой (Т. е. Улугбек) почел споспешествование в [достижении] победы одним из результатов божьей милости и небесного счастья. Он поднял победные стяги в намерении возвратиться, и августейший кортеж (Т. е. Улугбек со своей свитой) пришел из летовий Юлдуза в местность Карши...

/л. 368а/ Рассказ о хвале, возданной господу богу, об оказании ласки царевичам и поощрения славным эмирам и известия о прочих странах и государствах

(В 832/1428-29 г.)

...В то время, когда орда могущественного повелителя (Т. е. Шахруха) находилась в окрестностях Сальмаса, из Мавераннахра и Туркестана прибыли донесения и гонец мирзы Улугбека, который доложил, что между Султан-Махмуд-огланом и [Барак-огланом] в Моголистане случилось великое сражение и Султан-Махмуд умертвил Барака... Из Мавераннахра вновь прибыл гонец и доложил, что у моголов Махмуд-Гази убил Султан-Махмуд-оглана.

/л. 377а/ Рассказ о прибытии мирзы Улугбека в вилайет Хорасан

(В 837/1433-34 г.)

...в ту пору именитые эмиры (Речь идет об эмирах Улугбека) направились с большим войском: в сторону Дешта и Моголистана...

/л. 492б/ Положение владения Хорасан и отставка везиров дивана

(В 868/1463-64 г.)

...В это время дошло до высокого слуха (Т. е. до Абу Са 'ид-султана), что Йунус-хан (Йунус-хан — сын Вайс (Увайс)-хана, хан Моголистана (1462-1487 гг.). Подробнее см. Та'рих-и Рашиди, стр. 86 и сл., стр. 155 и сл), который издавна был возвеличен доброй заботливостью и отцовской милостью Абу Са'ид-султана, и несколько раз его величество устраивал ему основу султаната, и он с совершенным величием приходил в свой иль и улус и становился благодаря благословеннуму попечению его величества государем, обратился в эту пору ликом надежды ко двору — убежищу вселенной по случаю превратностей судьбы и переворота дня и ночи. Абу Са 'ид-султан, соблюдая условия торжественного приема и церемонии пышной встречи, отправил на несколько переходов вперед старших эмиров и именитых сановников, а когда он приблизился, сосредоточие султанства соизволил лично выйти ему навстречу. После того как они прижали друг друга к груди, Абу Са'ид-султан ободрил хана и устроил в его честь ряд царских маджлисов с пирами и дорогими угощениями...*** [169]

Еще заботливость Абу Са'ид-султана предоставила [Йунус-хану] то, что является основой царствования и необходимыми принадлежностями султанства. Он соизволил почтить и уважить {его] быстроногими лошадьми, царскими одеждами, палатками, шатрами, ставками и тентами, верховыми лошадьми под золотыми седлами, вьючными лошадьми и верблюдами, шапкой и поясом. Он соизволил пожаловать [ему] августейший указ (А: нишан) о, том, что несколько туманов из войск вилайета Мавераннахра будут в помощь хану и, куда он ни пойдет, они будут кочевать при его стремени...

/л. 514б/ Повествование о состоянии дел вилайета Мавераннахр и рассказ об уделах царевичей в том владении и о прочих вилайетах

(873/1468-69 г.)

/л. 516б/ Мирза Омар-шейх... Мирза Султан Абу Са'ид пожаловал Андижанский вилайет и узгендский престол сопутствуемому счастьем, достойному венца и трона, царевичу мирзе Омар-шейху. Утвердив [ему] эмиров и наибов, он отправил его в Андижан. Царевич таким образом управлял крепостями и замками того вилайета, который находился в пределах Моголистана, что у могольских войск и мысли не возникало, чтобы попытаться войти в тот вилайет. Некоторое время благодаря мощи державы государя — убежища вселенной — подданные той страны не испытывали тягот от вражеской напасти. И тот вилайет полностью стал благоустроенным и цветущим благодаря благословенной справедливости /л. 517а/ царевича. И сколько Йунус-хан не плел хитростей и козней, все же он не овладел тем вилайетом. В конце концов, оставив надежду, он возвратился в Моголистан….

(пер. О. Ф. Акимушкина)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории киргизов и Киргизии, Вып. 1. М. Наука. 1973

© текст - Акимушкин О. Ф. 1973
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Парунин А. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1973