РАЙМУНД АЖИЛЬСКИЙ

ИСТОРИЯ ФРАНКОВ, КОТОРЫЕ ВЗЯЛИ ИЕРУСАЛИМ

HISTORIA FRANCORUM QUI CEPERUNT JERUSALEM

ГЛАВА 9

Пока всё сие происходило в стане, также прошёл слух об объявлении скорого прибытия армии императора, которая, как сообщалось, была собрана их многих народов: из славян, печенегов, половцев (куманов) и туркополов. Туркополами называют тех, кто либо воспитывался средь турок, либо имел мать-христианку, родившую его от отца-турка. Эти народы, вредившие нам по пути (через их обиталища), с опасением относились к подневольному союзу с нами. Но все эти (толки) учредил Татикий с обрубком вместо носа (truncus), который, дабы получить возможность дезертировать, распускал сии сплетни.

Но не только распространением сплетен, но и расточением больших богатств, предательством союзников и лжесвидетельством, он, наконец, ускользнул бегством. Он также уступил Боэмунду, два ли, не знаю, или три города — Турсол, Мамистру и Адану 1. Такой (ценой) купив себе самому и своим (людям) вечный позор, и притворившись, что отправляется встречать императорскую армию, он бросил свои шатры и своих домочадцев, и с Божьим проклятьем выдвинулся (из стана) 2.

В это время было сообщено, что правитель Алеппо 3, ведя великое войско из Хорасана 4, шёл на помощь городу Антиохии. По этой причине был собран совет в доме епископа, на коем было принято решение о том, чтобы пехота обороняла стан; рыцари же должны будут встретить врага за пределами стана; ибо, как они говорили, многие из воинства нашего потеряют свой боевой настрой (imbelles) и испугаются, когда узрят тьмачисленных турок, и выкажут более страха, нежели отваги. Поэтому (рыцари) выдвинулись под покровом ночи (дабы (враги), сидевшие в городе, не смогли бы обнаружить это и сообщить тем, которые шли к ним на помощь) и спрятались средь холмов на расстоянии двух лиг от нашего стана. Рано утром, с солнцем появился и враг.

Итак, внемлите же, внемлите, молю вас! — вы, которые тщились унизить воинство наше — о том, как прославляя Творца своего, Его же милосердием мы были научены тому, что чрез пламенное покаяние удовлетворяет Он все чаяния и молитвы (просящих). Итак, шесть отрядов, которыми расположились рыцари, Бог столь умножил, что если который из них едва достигал семи сотен (воинов) до построения, то осуществив разделение (на отряды), (стали насчитывать) более двух тысяч каждый, выстроившийся сим строем.

Следует ли говорить об их смелости, тогда как рыцари праздновали, распевая военные песни, делая вид, будто (приближающаяся) битва является поводом для веселья? Случилось так, что битва произошла в том месте, неподалёку от которого находилось болото и река в миле от него. Так что это не позволило врагам свободно распространиться, и они более не могли окружить нас (по своему обычаю).

Итак, Бог, даровавший нам прочие (блага), те шесть протяжённых долин, лежащих одна за другой на пути к битве, сподобил пройти столь быстро, что через один лишь час после выдвижения мы, заняв поле, с сияющим на солнце оружием и щитами приступили к борьбе. Наши, однако, сперва начали продвигаться постепенно: турки, то наезжая со всех сторон, то растекаясь, осыпали стрелами, но всё же отступали. Но наши очень сильно пострадали, пока оттесняли первые ряды турок к их задним (рядам). Ибо в действительности, как мы узнали от их перебежчиков, не менее двадцати восьми тысяч турок собралось в этой битве. И как только первая линия турок достаточно смешалась с последующими за ней, призвав (в помощь) Господа 5, франки ринулись вперёд.

И Господь не промедлил явиться, крепкий и сильный во брани 6: Он защищает детей (своих) и низвергает (prostravit) врагов. И так франки преследовали (врагов) до их хорошо укреплённого стана, расположенного в десяти милях от поля боя. Но защитники лагеря, увидев бегство своих, поспешили поджечь его вместе со всем, что не смогли унести с собой, и также сбежали (incenso castro fugam arripiunt). Но, не смотря на это, нас охватило толикие радость и ликование, что мы восприняли сожжение стана за очередную победу.


Комментарии

1. Тарс, Мамистра и Адана — важнейшие города Киликийской Армении, образующие западную дугу обширного полукольца вокруг залива Александретты (ныне Искендерунский залив). Тарс при этом являлся столицей области. Позже эти города сначала станутсеверо-западными границами Антиохийского княжества Боэмунда, а после, вследствие конфликта между княжеством и Византийской империи будут завоёваны византийцами фактически и отойдут им юридически в результате Девольского договора 1108 года.

Киликия или Малая Армения — историко-географическая область на юго-востоке Малой Азии.

Киликийское Армянское государство — армянское феодальное княжество, а затем королевство, существовавшее в Киликии с 1080 по 1375 годы.

Первое появление армян в долине относится к I веку до н. э., когда армянский царь Тигран II, присоединив эту область к Великой Армении, разместил здесь армян как поселенцев. Вскоре царь потерпел поражение в войне с Римом, а земли, завоеванные ранее, вместе с осевшими армянами отошли к Римской империи. При римском владычестве армяне также составляли некоторую часть населения региона. Многие из армянских мучеников того времени были выходцами из киликийской долины. Дальнейшее поселение армян в регионе объясняется принятием в 301 году Арменией христианства, с последующим непринятием в 451 году Халкидонского собора (осуждение собором ереси монофизитства).

К VI веку число армян в регионе значительно увеличилось. Этому способствовала переселенческая политика арабских халифов, которые насильственным путём заставляли армян покидать родину и поселяться на берегах Чёрного и Средиземного морей. Вследствие этого численность армянского населения в странах западнее Евфрата в течение веков всё время увеличивалась.

С VII века Киликия являлась в своем роде пограничной зоной между Византией и Арабским халифатом. Во второй половине X века, к моменту завоевания Византией Киликии и Антиохии, эти земли уже имели значительное армянское население, которое в результате тюркских вторжений в Армению в XI веке ещё более возросло.

Во второй половине XI века практически вся территория Армении, подверглась нашествию турок-сельджуков. Утрата национальной государственности после завоевания Византией, а также нашествие сельджуков привели к массовому переселению армян в Киликию и другие регионы. С этого периода на Армянском нагорье и в Закавказье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. Вследствие же завоевания Византией армянских земель от Эдессы до Самосаты и Мелитены, а также проводимой ею политикой, к началу XI века на территории Сирии, Месопотамии и малоазиатских фем Византии имелись значительные поселения армян. Однако Византийской империи не удалось создать себе опору среди населения завоеванных армянских земель, и в пределах границ империи возник ряд полунезависимых армянских княжеств, располагавшихся от Сирии до Закавказья. Правители Византии, преследовавшие армянских владетелей и пытавшиеся навязать армянам халкидонитство. Чем выше была угроза со стороны сельджуков, тем настойчивее становились попытки империи уничтожить армянские княжества Малой Азии, которые по мере ослабления позиций центрального правительства, становились все более автономными. Армяне, со своей стороны, тяготились опекой империи, и лишь сельджукское вторжение отсрочило движение армян против Византии и образование независимого армянского государства в Малой Азии.

В 1070 году армия, под командованием отца будущего императора Алексея Мануила Комнина, была разбита сельджуками возле Севастии. Армянское население, ввиду дискриминационной политики Византии, безразлично отнеслось к происшедшему. Год спустя, идя в поход против сельджуков, Роман Диоген прибыл в Севастию, где из-за ряда претензий к детям местного армянского князя, по приказу Диогена город был разграблен и сожжен. Эти события ознаменовали собой окончательный разрыв отношений армянских князей Малой Азии с имперским правительством, что, в конечном счете, способствовало ослаблению позиций императора накануне решающей схватки с сельджуками при Манцикерте.

В конце века, после битвы под Манцикертом, сельджуками было создано своё первое государство — Конийский султанат, который включал всю Армению и внутреннюю часть Анатолии, откуда усиливалась миграция армян к азиатским прибрежным областям, особенно в Киликию.

Также после поражения византийских войск в Манцикертской битве и последовавшей за ней гражданской войне армянские князья становятся фактически независимыми. В это время новый император Михаил VII Дука назначает доместиком схол Востока своего двоюродного брата Андроника Дуку. Филарет Варажнуни, ранее занимавший этот пост, не признает это назначение. Не признав власть Михаила, Варажнуни порвавший с Византией, к 1071 году фактически стал правителем независимого армянского государства, укреплению которого способствовала миграция армян с подвергнувшихся сельджукскому вторжению территорий. Став во главе армянских князей Каппадокии, Коммагены, Киликии, Сирии и Месопотамии, он переносит престол католикоса в свои владения, и присоединяет к своему государству армянские княжества Мараша, Кесуна, Эдессы и ряд других земель.

Перелом в обратном направлении наступил в 1081 году, когда после соглашения с Византией началась экспансия Румского сельджукского султаната в юго-западном направлении, жертвами которой стали государство Филарета Варажнуни и другие армянские княжества Малой Азии. Царство Варажнуни, протянувшееся от Месопотамии вдоль Евфрата до границ Армении, охватывающее Киликию, Тавр и часть Сирии с Антиохией — просуществовало сравнительно недолго с 1071 по 1086 год. После 1086 года, когда Варажнуни утратил последние города, на территории Киликии и Приевфратья образовался ряд независимых армянских княжеств.

Несмотря на развал, царство Филарета в условиях сельджукского нашествия в Закавказье стало центром для армянских эмигрантов, рассеянных по всему Ближнему Востоку. Оно имело огромное значение для консолидации армян в позднейших государственных образованиях, возникших на развалинах государства Варажнуни. К 1097 году при Ефратье и Киликии образуется ряд независимых армянских княжеств. Одно из них — княжество Рубенидов.

Князь Рубен, один из полководцев и вассалов Варажнуни, которому была поручена защита области Антитавра, в 1080 году положил начало новой армянской династии и явился основателем княжества.

После смерти в 1095 году основателя княжества Рубена, престол наследовал его сын Костандин, который расширил власть на Восток за горы Антитавра. На тот момент главным врагом армянских княжеств Малой Азии и Ближнего Востока были орды сельджуков, именно поэтому армянское население, при появлении в регионе крестоносцев изначально рассматривало участников крестового похода как союзников, способных противостоять сельджукам. Во время осады Антиохии Киликийские князья и монахи Чёрной Горы помогали крестоносцам войском и провиантом. Костандин I, расширивший своё княжество на Восток за горы Антитавра, за помощь первым крестоносцам, особенно в изгнании сельджуков из Антиохии был удостоен титулов Комс (Граф) и Барон.

Впоследствии в Киликии во второй половине XII века армянское княжество Рубенидов усилилось настолько сильно, что другие армянские княжества вынуждены были признать зависимость и войти в его состав. Таким образом, в Киликии начала постепенно образовалась феодальная монархия.

Турсол Тарсе (Тарсон или Тарсус), С древности был главным городом Киликии; построен ассирийским царем Сеннахирибом (705-681 до н. э.) на месте уничтоженного им самим в 696 до н. э. средиземноморского порта, связывавшего Анатоли (Малую Азию) и Сирию. С 607 г. до н. э. был резиденцией киликийских царей. Славы и блеска город достиг в правление Селевкидов (297 до н. э. — 190 до н. э.), когда в нем поселилось множество греков, которые вели обширную торговлю и основали высшую школу грамматики и философии, процветавшую особенно в период Римской империи. Важное значение имел Тарс во время войн римлян с парфянами. При арабах он был еще значительным и многолюдным городом; позднее его благосостояние слабеет и падает. Тарс — родина св. апостола Павла. В 1080-1186 годах город был столицей Киликийского армянского царства.

Мамистра — (Мопсуестия, ныне турецкий Эски Мисис). Основание этого города приписывается в легенде прорицателю мопсу, жившему до Троянской войны, хотя до христианской эры о нем почти не упоминалось. После вхождения в Империю Селевкидов город взял название Селевкии на Пираме,. Констанций II построил там великолепный мост через Пирам.

По-видимому, христианство в Мопсуестии было введено очень рано, и в течение 3-го века есть упоминание о епископе, Теодоре, противнике Павла Самосатского. Наряду с большей частью Киликии, регион был отнят из-под римского контроля арабами в конце 630-х годов.

В 684 году император Константин IV отбил Мопсуестию, и город оставался имперским владением до 703 года, после чего он вновь был захвачен арабами, которые восстановили укрепления, построили мечеть и разместили постоянный гарнизон. Из-за своего приграничного положения, город неоднократно переходил из рук в руки, пока, наконец, не был взят в 965 году Никифором Фокой после продолжительной и трудной осады. Население Мопсуестии того периода насчитывало 200 000.

В начале 1090-х годов турецкие войска захватили город, но были изгнаны в 1097 году войсками крестоносцев под предводительством Танкреда, которые завладели как городом, так и его портом, имевшем стратегическое значение; впоследствии город был присоединён к Княжеству Антиохии.

Адана –античный, средневековый и современный город (ныне Турция). История Кургана Тепебаг в середине Аданы относится к периоду неолита, 6000 г. до н. э., и времени первых человеческих поселений. Он считается старейшим городом региона. Место под названием Адана упоминается по имени в шумерском эпосе, Эпосе Гильгамеша. Во II тыс. до Р.Х. был одним из центров Хеттской империи. С момента её развала входил в состав ассирийского, персидского государств, Империи Александра Македонского, Селевкидского царства, Рима и, наконец, Армянского Киликийского царства.

История Аданы неразрывно связана с историей Тарса; они часто кажутся одним и тем же городом. Адана имела сравнительно второстепенное значение в период вхождения в состав Рима, тогда как Тарс был столицей области. В эпоху Помпея город использовался как тюрьма для киликийских пиратов. В течение нескольких столетий после этого он был путевым пунктом на римской военной дороге, ведущей на Восток. После окончательного раскола Римской Империи в 395 году н. э., область стала частью Византийской империи, и, вероятно, была развита во времена Юлиана Отступника. Со строительством крупных мостов, дорог, правительственных зданий Адана стала одним из наиболее развитых и важных торговых центров региона.

После принятия христианства город получил епископскую кафедру. В середине 7 века город был захвачен арабами. Византийцы отбили Адану в 964 году. Но после победы Альп-Арслана в битве при Манцикерте в 1071 году Великая сельджукская империя захватила большую часть Малой Азии, в том числе и Адану, приблизительно в 1071 года. Город они удерживали вплоть до прихода крестоносцев, пока Танкред не захватил его в 1097 году.

2. Причины ухода Татикия из осадного лагеря под Антиохией в латинских и византийских источниках рознятся. Латинские источники говорят о нём как о предателе и лжеце, и что он покинул лагерь из трусости перед турецкой угрозой и походными трудами.

Тогда как Анна Комнина описывает его с бесспорным уважением, упоминая о его полководческом и ораторском таланте, а также о его великих заслугах и верности императору Алексею, в чём не приходится сомневаться, учитывая известную нам биографию.

Причиной же его убытия из лагеря она называет, во-первых интриги Боэмунда, которому присутствие Татикия в лагере было нежелательным, так как он не хотел возвращать Антиохию византийцам после её взятия. Поэтому Боэмунд убедил Татикия, что другие вожди крестоносцев замышляют заговор против него. Испуганный Татикий немедленно покинул армию и отбыл на Кипр, пообещав позднее отправить латинской армии подкрепление; Боэмунд же после его отъезда разразился обвинениями и проклятиями в его адрес, в результате чего предводители крестоносцев решили, что Татикий предал их и покинул войско по собственной трусости. Впоследствии этот инцидент весьма отрицательно сказался на отношениях между европейцами и византийцами.

3. Джанах-ад-Давла, эмир Алеппо. После описанного в этой главе разгрома присоединил остатки своих войск к соединённому войску Кербоги.

Алеппо — (Халеб) один из самых древних городов мира, он был заселен в VI тысячелетии до нашей эры. Алеппо упоминается во многих древнейших памятников письменности и исторических источниках региона, где он описывается как один из главных центров торговли и военного искусства.

Первое упоминание о нём восходит к III тысячелетию до н. э., когда Алеппо был столицей независимого царства Эбла. Город был известен как Арми в Эбле и под именем Арман в Аккаде. Нарам-Син, царь Аккада, (или его дед, Саргон Древний) уничтожил Эблу и Арман в XXIII веке до нашей эры.

В поздне-вавилонский период Алеппо впервые упоминается под именем Халаб (Халба). Город был столицей аморейского царства Йамхад. Царство Йамхад (ок. 1800—1600 гг. до н. э.), также известное как «земля Халеба», в то время было самым сильным и могущественным царством на Ближнем Востоке. Йамхад был разрушен хеттами при Мурсили I в XVI веке до нашей эры. Однако Алеппо вскоре возобновил свою ведущую роль в Сирии, когда хеттские силы в регионе ослабли из-за внутренних раздоров.

Воспользовавшись безвластием в регионе, Парраттарна, царь хурритского царства Митанни, завоевал Алеппо в XV веке до нашей эры. Впоследствии Алеппо оказался на линии фронта в борьбе между Египтом и Митанни и Хеттским царством и Митанни. Хетт Суппилулиума I победил Митанни и завоевал Алеппо в XIV веке до н. э. Алеппо имел культовое значение для хеттов: он был центром поклонения богу погоды.

Когда Хеттское царство рухнуло в XII веке до н. э., Алеппо стал частью арамейского сиро-хеттского царства Арпад, а позже он стал столицей арамейского сиро-хеттского царства Хатарикка-Лухути. В IX веке до н. э. Алеппо стал частью Новоассирийского царства, а позже Нововавилонского царства и империи Ахеменидов.

Александр Македонский завоевал город в 333 году до нашей эры. Селевк Никатор основал здесь греческое поселение (ок. 301-286 до н. э.) и назвал его Верия — в честь города Верия в Македонской империи.

Верия оставалась под владычеством Селевкидов почти 300 лет. Правление Рима обеспечило стабильность и безопасность Северной Сирии на протяжении более трёх веков.

В римскую эпоху население в северной Сирии заметно увеличилось, выросло оно также и во время владычества византийцев в V веке. В эпоху поздней античности Верия был второй по величине город после Антиохии, столицы Сирии; и третий по величине город в Римской империи. Археологические данные свидетельствуют о высокой плотности населения в деревнях и городках между Антиохией и Верией в VI веке нашей эры. В настоящее время в этих поселениях находятся древние дома и церкви, такие как церковь Св. Симеона Столпника.

Верия упоминается во Второй книге Маккавейской, глава 13, стих 3.

Сасаниды вторглись в Сирию в начале VII века. Вскоре Алеппо завоевали арабы под предводительством Халид ибн Валида в 637 году. В 944 году он стал резиденцией независимого эмирата хамданидского князя Сайф аль-Даула, и город процветал, будучи домом великого поэта Аль-Мутанабби и философа Аль-Фараби. Город был возвращен византийцами в 962 году и был в составе Восточной Римской Империи (Византийской) с 974 по 987 год. Халеб и его эмират стали вассальным государством с 969 года до византийско-сельджуских войн. В 1024—1080 годах с небольшими перерывами городом управляла династия Мирдасидов. Алеппо был дважды осаждён крестоносцами, в 1098 и 1124, но не был завоёван.

4. Хорасан (перс. *** — Xorasan — «откуда приходит солнце») — историческая область, расположенная в Восточном Иране. Название «Хорасан» известно со времени Сасанидов.

В исламский период Большой Хорасан включал в себя значительно бoльшие территории, чем существующие в настоящее время три провинции Хорасан в Иране. Также включал части Афганистана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.

5. Общий боевой клич крестоносцев, начиная с Клермонского собора 1095 года, был «Deus vult !» — «Так хочет Бог

6. Псалом 23, стих 8:«Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани…».

Текст переведен по изданию: Raimundi de Agiles canonici Podiensis historia Francorum qui ceperunt Jerusalem. Hannover. 1611

© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© перевод с лат., комментарии - Лавшук С. Г. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001