РАЙМУНД АЖИЛЬСКИЙ
ИСТОРИЯ ФРАНКОВ, КОТОРЫЕ ВЗЯЛИ ИЕРУСАЛИМ
HISTORIA FRANCORUM QUI CEPERUNT JERUSALEM
Предисловие автора
Моему владыке, епископу Виваре 1, и всем православным 2, Понс де Баладун (Pontius de Baladuno) 3 и Раймунд, каноник 4 Ле-Пюи 5, желают доброздравия и приглашают причаститься сего совместного их труда!
Необходимым сочли мы, дабы ведали все за Альпами о тех великих деяниях, которые Бог, яко с нами, свершил для нас в ознаменование непременного Своего к нам благорасположения, и даже сверх него, свершать не престаёт; причиной же, возглавившей наше предприятие, явилось то, что слабые и трусливые, некогда покинув и предав нас, ныне силятся истину подменить ложью.
Пусть же тот, кто зрел их отступничество, речей и дел их избегает. Воинство Божие, хотя и за грехи свои бич Господень претерпело, однако Его же милосердием победой над всем язычеством 6 увенчалось.
Но поскольку одни из наших шли чрез Славонию 7, иные шли чрез Венгрию, иные — чрез Ломбардию, а иные по морю, было бы излишне надоедливо писать нам о каждом из них. А посему, минуя прочих, о графе Сен-Жиле 8, и о епископе Ле-Пюи 9, и об их воинстве написать мы озаботились.
Комментарии
1. — Виваре (фр. Vivarais) — расположенная на юго-востоке Франции небольшая историческая область в Лангедоке;
2. — православными католики считали только себя; исповедующих же восточное христианство (православие) они, признавая христианами, в то же время (после Великой Схизмы 1054 года) считали за схизматиков (раскольников) и еретиков.
3. — Понс де Баладун (Pontius de Baladuno) — рыцарь, вассал и соратник Раймунда Тулузского (Сен-Жиля) в Первом крестовом походе, владетель Баладуна. Погиб в 1099 году при осаде Арки.
Он, вероятно, был соавтором Раймунда Ажильского.
Также, согласно легенде, является основателем итальянской фамилии Палладино.
Баладун (Baladunum (лат), ныне Балазук) — владение, расположенное в Лангедоке, в Виваре. Название переводится как «холм, посвященный кельтскому богу Belanu», он также был известен как Балан, Балон, Балаун, Баладуно, Баладун, Balazun .
4. каноник — (др.-греч. kanonikoV, лат. canonicus) в католической церкви — член кафедрального либо коллегиального капитула. Термин имеет греческое происхождение: kanonikoV — название священнослужителя, внесённого в список, канон, то есть каталог епархии.
Главной обязанностью регулярного каноника была помощь епископу, которая заключалась в сослужении (в том числе пении) в храме во все церковные праздники, в сопровождении епископа в поездках к священному престолу, в причащении епископа во время его болезни и т. д.
5. Ле-Пюи — ныне Ле-Пюи-ан-Веле (фр. Le Puy-en-Velay) — главный город исторической области Веле в Оверни.
Город известен с античности. В средневековье — крупный религиозный центр, резиденция епископов-графов, один из которых в 951 году первым во Франции совершил паломничество к святыне св. Иакова в Компостеле. С тех пор из Ле-Пюи начиналась одна из дорог св. Иакова — т. н. Via Podiensis.
6. Имеются ввиду мусульмане;
7. Славония — здесь имеются в виду приморские земли южных славян, нынешние Албания, Сербия и Хорватия;
8. Граф Сен-Жиль — Раймунд IV Тулузский, (фр. Raymond IV de Toulouse, около 1042 — 22 июня 1105), также был известен как Раймунд де Сен-Жиль (фр. Raymond de Saint-Gilles, по названию его родного города Сен-Жиль около Нима — граф Тулузы с 1094 года, маркиз Прованса и герцог Нарбонны. Один из главных участников 1-го крестового похода. Первым отозвался на призыв папы Урбана II к вооруженному паломничеству в Иерусалим.
9. — епископ Ле-Пюи — Адемар Монтейльский (Аймар де Монтейль; фр. Adhemar de Monteil; умер 1 августа 1098) — участник 1-го крестового похода, епископ города Ле-Пюи (c 1077 года).
Когда на Клермонском соборе 1095 года было принято решение о крестовом походе за освобождение Иерусалима и Гроба Господня от мусульман, Адемар с большим рвением выразил готовность отправиться на Восток. Получив от Урбана II полномочия папского легата при крестоносцах, он присоединился к армии графа Раймунда Тулузского.
Пока военачальники похода оспаривали друг у друга право на лидерство, за епископом закрепилась роль духовного предводителя Христовых воинов.
Текст переведен по изданию: Raimundi de Agiles canonici Podiensis historia Francorum qui ceperunt Jerusalem. Hannover. 1611
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© перевод с лат.,
комментарии - Лавшук С. Г. 2019
© дизайн -
Войтехович А. 2001