Комментарии

68 В тексте указаны 1294—1295 гг. (возможно, ошибка переписчика).

69 Как отмечал Г. М. Саед, известный современный политический и общественный деятель Синда, основными принципами хуров были: соблюдение тайны, самоотречение (обязанность в случае необходимости жертвовать собственностью и жизнью), беспрекословное подчинение лидеру хуров Пиру Пагаро, борьба за дело хуров. Над некоторыми хурами, дававшими клятву пожертвовать жизнью ради дела хуров, при жизни читались молитвы, как по умершим (Sayed. G. М. Struggle for New Sind. Karachi, 1949, с. 82—83). Проф. Н. А. Балоч, издавший текст «Лубб-и тарих-и Синд», отмечал, что «власть английских колонизаторов хуры считали оскорблением и непрерывно с нею боролись... Стремление к джихаду (священной войне) и свободе всегда жило в сердцах пиров Пагаро и их муридов и последователей. Поэтому они не желали примирения с англичанами» (примеч. на с. 255 и 258). Главой хуров в конце XIX в. был Пир Пагаро Сайд Шах Мардан Шах (наследовал своему отцу Пир Пагаро Хизбулла Шаху в 1890 г. умер в 1920 г.).

70 Эмир Абдур Рахман-хан правил в Афганистане в 1880—1901 гг. (см.: История Афганистана, с. 166—196).

71 О путешествии (апрель — октябрь 1895 г.) сардара Насрулла-хана, во время которого он посетил Британскую Индию, Египет, Англию, Францию и Италию, подробнее см.: Харатишвили Г. С. Первая афганская миссия в Европу по материалам «Сирадж ат-таварих». Ближний и Средний Восток. Экономика и история. М., 1983, с. 134—141; Ромодин В. А. Очерки по истории н истории культуры Афганистана. СерединаXIX—первая треть XX в. М., 1983, с. 149—159.

72 Как отмечает в подстрочном примечании (с. 262—263) проф. Н. А. Балоч, семейным или родовым (ханвадаги) именем Бачо было Хасхейли. Сапожником (кафшдуз) называли его соратника и одного из руководителей восстания — Гула.

73 Подробнее о земельном законе, принятом английской колониальной администрацией в 1896 г., см.: Кузьмин С. А. Аграрные отношения в Синде, с. 78—79.

74 Далее в тексте следует молитва на арабском языке, перевода которой мы не даем.

75 Хадис (араб. «известие, рассказ») — предание или рассказ о поступках или изречениях пророка Мухаммада. Подробнее см.: Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV веках, с. 124—131.

76 Эпидемия чумы началась в 1894 г. в Южном Китае. В 1896 г. на морских судах была перенесена из Кантона и Гонконга в Бомбей. В декабре 1896 г. из Бомбея занесена в Карачи, откуда распространилась в Хайдерабад, Сакхар (Саккар), Лохри (Рохри) и другие районы Синда. Заболели чумой преимущественно лица, принадлежавшие к социальным низам общества. Смертность среди заболевших достигала 97%. Результатом эпидемии чумы стало значительное, на 30—50%, сокращение рабочей силы в большинстве экономических центров Синда, на что предприниматели ответили удлинением рабочего дня до 15—20 часов, а рабочие — первыми в истории Синда забастовками. Значительную помощь в борьбе с эпидемией чумы оказала населению Синда русская, медицинская миссия, которую возглавлял доктор С. А. Марк. Русским врачам, работавшим и в городах, и в сельской местности, активно помогали добровольцы из местных жителей. В Синд из России были отправлены сотни тысяч доз противочумной вакцины, открытой доктором В. А. Хавкиным (1860—1930) и изготовленной в Обуховской больнице. Московском бактериологическом институте и других медицинских центрах России (из доклада Ю. В. Ганковского, прочитанного в 1975 г. на международном семинаре в Карачи, посвященном проблемам истории Синда. См.: Sind Through the Centuries. Karachi, 1981, с. 180; Dawn. Karachi, 15.05.1982).

77 Киямари — гавань на берегу Аравийского моря около Карачи.

78 Так в тексте хроники.

79 Наушахрофироз — город в западной части округа Навабшах провинции Саккар в Верхнем Синде.

80 Лорд Керзон занимал пост генерал-губернатора и вице-короля Британской Индии в 1899—1904 гг.

81 Обращает на себя внимание примечательный факт (наглядно иллюстрирующий отношения между имущей землевладельческой верхушкой синдхского общества и английской колониальной администрацией), что даже пиры — главы мусульманских сект и религиозных орденов в Синде, имевшем репутацию «страны суфиев», — при спорах, относящихся к их правам на наследование руководящих постов в этих сектах и орденах, обращались за решением не в шариатский суд (или суд казиев), а в суд, учрежденный английской колониальной властью.

82 Английские колониальные власти поторопились объявить в Синде о своей победе над бурами (Трансваалем и Оранжевым Свободным государством) почти сразу же после того, как эта война началась в 1899 г. По-видимому, британская администрация опасалась, что правдивая информация о тяжелой и изнурительной войне, которую Англия вела в Южной Африке (и которая закончилась только в 1902 г.), произведет неблагоприятное воздействие на обстановку в Синде, где незадолго до этого произошли восстания хуров.

83 Махдум (араб.) — владыка, властелин; господин. Здесь — почетный титул главы мусульманской секты.

84 Хала — город в северной части округа Хайдерабад; 23 тыс. жителей в 1981 г.

85 Паттадари — здесь: сбор, взимаемый на местные административные расходы с владельцев земли. См. также примеч. 7 к 1-й части.

86 Присланные автору «Лубб-и тарих-и Синд» стихи, написанные его друзьями, представляют собой хронограммы дат завершения им работы над книгой (1318 г. хиджры и 1900 г. х. э.). Поэтому мы не даем перевода стихов, сохранив лишь имена и характеристики их авторов.

87 Муртазаи (араб. «муртаза» — «избранный»; эпитет имама Али) — относящийся к имаму Али, из потомства имама Али.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕПИСЧИКА

88 Вадера — глава клана; землевладелец, помещик.

89 Раис (от араб. «рааса» — «возглавлять») — глава, начальник, стоящий во главе; председательствующий.