Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ФУЛЬХЕРИЙ ШАРТРСКИЙ

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИСТОРИЯ

(ДЕЯНИЯ ФРАНКОВ, СОВЕРШИВШИХ ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИЕРУСАЛИМ)

HISTORIA HIEROSOLYMITANA

(GESTA FRANCORUM HIERUSALEM PEREGRINANTIUM)

ПРОЛОГ

Пролог господина Фульхерия к нижеследующему труду

Нравится живым и благостно для умерших, когда верующие между собой торжественно читают о деяниях храбрых мужей, а в особенности сражавшихся за Господа, либо по написанным трудам, либо же, удержав в скромной памяти, пересказывают наизусть. Ведь прослышав о набожном стремлении благочестивых предков, которые, отвергнув земные наслаждения, посвятили себя Богу и, покинув родителей и жен, а также свои владения, последовали за Господом, как это предписано в Евангелии, те, кто живет сейчас на земле, объединившись и вдохновляемые самим Господом, еще больше воодушевляются к почитанию его. Умершим за Господа весьма полезно всякий раз, когда верующие, прослышав об их добрых и благочестивых деяниях, должным образом восхваляют их души, и независимо от того, знали они их или нет, усердно молятся за них. Поэтому я, взволнованный неоднократными просьбами некоторых своих товарищей, простым слогом, однако правдиво, ведомый заслуживающими внимания воспоминаниями, в зависимости от того, где присутствовал [сам] и что видел своими глазами во время этого похода, прилежно поведал о деяниях франков, [совершенных ими] во имя славного Господа, которые по велению его с оружием отправились в Иерусалим. И хотя я не осмеливаюсь сравнить вышеуказанное дело ни с деяниями Израильского народа, ни Маккавеев, ни многих других [народов], которых Господь прославил столь частыми и удивительными знамениями, все же я, посчитав, что содеянное [франками] не менее достойно, так как Господь явил им множество чудес, позаботился поведать об этом в своем труде. Более того, франки значительно отличаются как от идуеев, так и от Маккавеев. Ведь мы часто видим и слышим, как в их владениях, соседних с нами или далеких от нас, за любовь к Христу [франки] лишаются своих членов, распинаются на кресте, с них сдирают кожу живьем, расстреливают из луков, рубят на куски и подвергают всевозможным мучениям. Но ни угрозами, ни всевозможными посулами [врагам] не удается их одолеть. И даже если меч [находится] в руках убийцы, многие из наших решают принять смерть за Христа. О, сколько тысяч мучеников в этом походе погибло блаженной смертью. И у кого будет столь каменным сердце, чтобы, услышав о содеянном во имя Господа, не вознести хвалу ему? Кто сможет устоять перед удивлением, что мы, столь малый народ, смогли не только обосноваться здесь, но и выжить, окруженные многими враждебными странами? Кто когда-нибудь слышал о подобном? Здесь Египет и Эфиопия, Аравия и Халдея, Ассирия и Мидия, Парфия и Месопотамия, Персия и Скифия. Здесь великое море 1 нас отделяет от христианского [мира], и по воле Господа мы находимся в руках убийц. Но он сам нас оберегает сильной рукой, ибо сказано: «Блажен тот народ, у которого Господь есть Бог» 2. Последующие слова истории поведают замысел и суть этого дела, а также, каким образом весь западный люд был воодушевлен для исполнения этого похода, и как охотно расположил к этому свои помыслы и деяния.

ДЕЯНИЯ ФРАНКОВ И ПИЛИГРИМОВ В ИЕРУСАЛИМЕ

КНИГА ПЕРВАЯ

I

О соборе, состоявшемся в Клермоне

В год от Воплощения Господа тысяча девяносто пятый, когда в Германии правил император по имени Генрих 3, а во Франции король Филипп 4, когда во всех частях Европы творилось множество зла вследствие ослабления веры, во главе города Рима пребывал папа Урбан Второй 5, человек славящийся своей жизнью и нравами, который для возвышения положения церкви старался мудро и деятельно управлять всеми. Видя, как всеми христианами – клириками и мирянами - все более утрачивается вера; как князьями, состязающимися в войне и враждующими друг с другом, постоянно попирается мир; как разграбляются богатства земель; как множество пленников, несправедливо захваченных, губятся в ужасных темницах свирепейшим образом, облагаются огромным выкупом или же вследствие тройных издевательств без еды, питья и от стужи умирают в забвении; как разоряются святые места, монастыри и деревни уничтожаются огнем, что никто из смертных не может уберечься, а божественное и человеческое подвергается насмешкам; кроме того, услышав, что внутренние Романские области, отнятые турками у христиан, подвергаются свирепым и губительным нападениям 6, папа, движимый набожностью и состраданием, а также любовью и благословлением Господа, перейдя через горы 7, спустился в Галлию, и в Оверни у Клермона, так зовется тот город, предупредив легатов повсюду надлежащим образом, велит собраться собору. И было указано присутствовать тремстам десяти епископам и аббатам с посохами. Затем папа, в назначенный для этого день 8, призвал [их] к себе и сладостной речью обстоятельно рассказал о причине собора. Он жалостным голосом поведал о великом, скорбном плаче церкви и мира, подвергающегося стольким бедствиям, что, как это уже было сказано, подорвана сама вера, и имел с ними продолжительную беседу. Затем мольбами и увещеваниями, папа побуждал всех их, чтобы, восстановив силу веры, они с большой заботой, мужественно воодушевились для искоренения происков Дьявола и постарались вернуть надлежащим образом прежнее положение Церкви, которое было безжалостно ослаблено нечестивцами.

II

О постановлении папы Урбана на этом соборе

«Дражайшие братья, - сказал он, - с соизволения Господа, я, папа Урбан, поставленный над всем кругом земным, по крайней необходимости, словно посланец божественной воли, спустился в эти области к вам, рабам Божьим. И те, кого я считал верными исполнителями заповедей Бога, желаю, чтобы оставались таковыми, изгнав постыдное лицемерие 9. Тем же, если кто из вас [встал на путь] извилистый и темный, покинув благоразумие истины, и противиться закону Божьему, я, по велению гласа Божьего, настоятельно советую очиститься. Господь же для того и поставил вас над родом своим исполнителями [его] воли, чтобы вы в надлежащее время дали ему пищу со вкусом смирения 10. Блаженны же будете вы, если повелитель под конец сочтет вас верными его заповедям. Пасторами же вы называетесь, потому что, не уподобляясь наемнику, исполняете [волю Господа]. Истинные же пасторы, держа постоянно в своих руках посохи, [никогда] не дремлют, оберегая со всех сторон вверенное им стадо 11. И если же по вашему нерадению или небрежности какую-нибудь овцу похитит волк, то, конечно, вы лишитесь награды, которую приготовил вам наш Господь. А после сурового наказания плетьми, вы будете безжалостно низвергнуты в бездну, чтобы проживать в вечной скорби. И для вас сказано в Евангелии: Вы – соль земли 12. Но если вы отойдете [от закона Божьего], то сомнительно, чтобы каким-то образом будет посыпано солью то, [что нуждается в этом]. О, сколько же вам понадобится соли 13 для исправления невежественной черни, чтобы поверх покрыть солью мудрости пагубную страсть развращенного мира, дабы не показалась Господу эта чернь, разложившаяся от прегрешений, пресной, когда он захочет обратиться к ней. А если же чернь согрешила вследствие вашей бездеятельной заботы, то Господь, узнав об этом, велит тотчас сбросить эту чернь в геенну огненную 14. Вас же, так как вы не сможете оправдаться [перед ним] из-за такой утраты, он признает виновными на своем суде и лишит вас своей любви. Поэтому тому, кто будет покрывать солью [этот мир] следует быть благоразумным, заботливым, смиренным, образованным, миролюбивым, внимательным, благочестивым, справедливым, терпеливым и чистым. А иначе, каким образом неуч сможет сделать [человека] образованным, буйный обучить смирению, неопрятный – чистоте? А как тот, кто сам попирает мир, сможет умиротворить [других]? А если же у кого грязные руки, как он сможет очистить от скверны прочих? Ведь сказано, что если слепой поведет слепого, то оба в яму упадут. Некоторым из вас должно прежде самим исправиться, дабы безупречно излечить тех, кто вам поручен. Если вы хотите быть друзьями Господа, охотно делайте то, что, как вы думаете, ему приятно. Радейте, прежде всего, чтобы дела Церкви велись согласно ее праву, и чтобы никакая симонийская ересь подле вас не пустила корни. Остерегайтесь, чтобы не уподобится продающим и покупающим, которые, высеченные плетьми Господними 16, через узкий проход будут постыдно изгнаны на погибель 17. Церковь и порядки ее поддерживайте во всем свободной от мирской власти, и следите, чтобы десятина Господу со всех обрабатываемых земель регулярно вносилась, а не продавалась или утаивалась. Если же кто пленит епископа, то он будет проклят во всем. А тот, кто схватит или ограбит монаха, клирика, монахиню либо же их слуг, либо паломника или торговца, будет предан анафеме. Разбойники, поджигатели жилищ и их сообщники будут [также] отлучены от церкви и преданы анафеме. Всеми силами должно следить, чтобы, как говорил Григорий, был наказан всякий, кто грабит других, однако и тот, кто своим не делится, будет осужден в ад. Так ведь богатому в достопамятном Евангелии сказано, что не зато он был осужден, что отнял у другого, а так как, заполучив это [добро], во зло использовал 18. Вследствие стольких злодеяний, о которых я сказал, вы видите, мои дражайшие [братья], что мир пребывает в таком смятении, что, как нам стало известно от вестников, в некоторых местах ваших провинций, возможно, из-за вашей неспособности вершить справедливость, мало кто решается передвигаться по дорогам без опасений, что он не будет погублен либо днем разбойником, либо ночью наемником, силой или огнем, в жилище или же вне его. Поэтому я вас настоятельно прошу, что давно установленное отцами [церкви] перемирие, как его называют в народе, следует возобновить, и чтобы каждый из вас твердо придерживался его в своем епископате. Если же кто движимый алчностью или гордыней самовольно нарушит это [перемирие] 19, то властью, данной мне Господом, и [согласно] постановлениям святых соборов, он будет предан анафеме».

III

О том, как Урбан побуждал идти в Иерусалим 20

После того, как папа епископам и прочим все это обстоятельно изложил, присутствующие, как клирики, так и миряне, вознеся хвалу Господу, охотно приветствовали его слова и прочным обещанием подтвердили, что необходимо строго придерживаться его постановлений. Но тотчас папа добавил, что не меньшие, чем вышеуказанные, а еще большие и страшные беды грозят Христианству из другой части мира 21, а затем сказал: «Хотя вы, сыны Божьи, вознамерившись поддерживать мир среди вас и охранять права Церкви, сейчас преданы делу Господа гораздо более, чем раньше, существует еще одно дело, которое по замыслу Господа, гораздо важней ваших прочих дел, и исполнением которого вы подтвердите свою искренность. Вы должны поспешить прийти на помощь, обещанную вами вашим нуждающимся собратьям, живущим на Востоке. Турки, народ персидский, как многие из вас уже слышали, разоряют их [владения] вплоть до самого Средиземного моря, до того места, которое зовется Рукав Святого Георгия 22, что у самых границ Романии, и все больше и больше захватывают христианские земли. И вот уже в седьмой раз разбили они несчастных [христиан], убив и пленив многих из них, разрушив церкви и разорив землю Господа. И если все это так и оставите [безнаказанным], то еще больше христиан подвергнется [нападениям]. С просьбой об этом деле обращаюсь к вам не я, а сам Господь, поэтому призываю вас, провозвестники Христовы, чтобы собрались вы все - конные и пешие, богаты и бедные – и поспешили оказать помощь уверовавшим в Христа, чтобы отвратить, таким образом, то поганое племя от разорения наших земель. Я говорю об этом находящимся здесь, а прочим передам [потом]: так повелел Иисус! Всем тем, кто, отправившись туда, в пути или при переправе, либо же в сражении с язычниками, окончит свою смертную жизнь, то тотчас получит отпущение грехов [своих]. И от того это обещаю всем, собирающимся туда отправиться, что правом таким наделен от Господа. О какой же это будет позор, если племя столь презренное, низменное, прислуживающее дьяволу одолеет народ, наделенный верой во всемогущего Господа и славящийся именем Христа. О сколько вам будет упреков от самого Господа, если вы не окажете помощь тем, кто, как и вы, уверовали в Христа. Ступайте на славную битву против неверных, которая начинается, - сказал папа, - и будут вознаграждены те, кто по своему обыкновению вел здесь частные войны против верующих. И станут войнами Христовыми те, кто прежде разбойничал. Пусть достойно сражаются против варваров те, кто прежде воевал против своих братьев и родных. Сейчас раздаются вечные награды тем, кто прежде служил за жалкие солиды торговца 23. Те, кто ранее [тщетно] терзали свое тело и душу, сейчас будут биться за двойную награду. Несчастные и бедные сейчас, там станут богатыми и сытыми; недруги Господа здесь, там станут его друзьями. Вознамерившиеся отправиться в дорогу пусть не откладывает это, но, собравшись вместе в подходящих местах, перезимуют и в следующую весну, ведомые Господом, как можно быстрей отправляются в путь».  

IV

О епископе Ле-Пюи и о последующих событиях

После того, как папа закончил, расположив души слушающих к этому [делу], тотчас все присутствующие, сочтя, что нет ничего более достойного, пообещали отправиться в путь, а также надлежащим образом воодушевить тех, кто отсутствовал [на соборе]. Среди слушателей одним из первых проникся к исполнению этого дела епископ Ле-Пюи по имени Аймар 24, который впоследствии по поручению папы мудро и деятельно руководил всем войском Господним. Таким образом, на соборе, о котором мы рассказали, [все это] было принято и всеми охотно подтверждено, а после отпущения грехов данным [папой] благословлением, все разошлись. Впоследствии, вернувшись в свои владения, они рассказали о том, что было сделано тем, кто еще не знал об этом. Затем по всем провинциям было объявлено, чтобы подтверждением клятвы установили мир, который также зовется [Божьим] перемирием, и которого все должны придерживаться. После этого множество [людей] различных занятий, узнав о прощении грехов, движимые чистыми помыслами, дали обет, что отправятся туда, куда было указано. О, как приятно и радостно было нам всем видеть эти кресты, сделанные из шелка или вышитые золотом, которые пилигримы, будь они воинами, клириками или мирянами, носили на плечах своих плащей, после того, как призыву папы, дали обет отправиться [в поход]. Воистину воины Господа, которые готовились к битве во славу [имени] его, по праву должны быть отмечены и вдохновлены таким знаком победы. И так как, познав веру, отметили себя [этим знаком], впоследствии глубже истину этого знака познали. Они для того себя отметили символом [креста], дабы [верно] служить делу этого символа. И ясно всем, что если с добрыми помыслами исполнение доброго дела затевается, то это доброе дело дарует спасение души. А если добром является то, что с добрыми [намерениями] задумывается, то и лучше само задуманное, справедливое дело исполняется. Поэтому самое лучшее есть [для верующего] спасительная польза, которая [приобретается] посредством добрых дел и дарует спасение души. Пусть каждый помышляет о добром деле и исполняет его, орошая достойным трудом, чтобы получить, наконец, лучшую награду, которая не исчезнет в вечности.

Вот таким образом [папа] Урбан, муж мудрый и почитаемый, задумал дело, которое после украсило землю. Ведь он установил мир и вернул Церкви ее прежние права. А также [своими] пылкими призывами постарался изгнать язычников с земель христиан. И он всячески возвеличивал все то, что было от Господа. И все, повинуясь как отцу своему, охотно вверяли себя ему.

V

О раздоре между папой Урбаном и Гвибертом

Но Дьявол, который всегда стремится погубить человеков и, словно лев, рыщет вокруг в поисках жертвы, для смущения народа послал папе соперника, некоего Гвиберта 25, одолеваемого гордыней. Тот прежде бесстыдно поддерживал короля баваров 26, и в то время, как предшественник [Урбана] папа Григорий, которого также звали Гильдебранд, по праву занимал место апостолика, Гвиберт узурпировал его обязанности и выгнал самого Григория из собора св. Петра. Однако вследствие этого преступления, лучшие люди не желали признавать Гвиберта. Поэтому после смерти Гильдебранда, согласно праву папой был избран Урбан и посвящен [в сан] кардиналами, а большая и набожная часть народа выказала ему свое послушание 27. Но Гвиберт, поддерживаемый вышеуказанным императором и побуждаемый большинством жителей Рима, так долго, насколько мог, удерживал монастырь св. Петра 28. Будучи подобным образом отстраненным от апостольской кафедры, Урбан, обходя другие области, призывал заблудший народ к почитанию Господа. Гвиберт же, преисполнившись гордыней от верховенства над Церковью, выставлял себя перед грешниками милостивым папой и, исполняя среди своих приверженцев незаконно захваченные обязанности апостолика, высмеивал все постановления Урбана, как недействительные. Но в тот год 29, когда франки, направляющиеся в Иерусалим, впервые прошли через Рим, папа Урбан полностью вернул себе власть апостолика с помощью знатной матроны Матильды 30, которая имела значительную силу в своей родной римской области. Гвиберт же тогда находился в Германии. Таким образом, [в одно время] было два римских папы, однако многие люди не знали, кому из них повиноваться: то ли тому, кто созывал собор, то ли тому, кто исцелял страждущих. Одни поддерживали одного, другие - другого. Но для людей, обладавших разумом, Урбан был законным папой. Ведь справедливо считать лучшим того, кто смиряет свои желания, словно они его злейшие враги. Гвиберт был архиепископом Равенны и, наделенный почестями и богатством, выделялся [среди других]. И можно только удивляться, что он не довольствовался таким положением. Неужели тот, кто, будучи столь праздным, необдуманно попытался захватить скипетр империи Господа, должен почитаться всеми, как пример достойной жизни? Этого сана следует добиваться не силой, а смирением и набожностью. Неудивительно поэтому, что весь мир тревожился и беспокоился оттого, что все смешалось в Римской Церкви, которая должна заботится об исправлении всех христиан. Ведь все подчиненные ей члены тотчас начали слабеть, проникнувшись идущей от головы болью. И так вот Церковь, которая, словно мать, вскармливала нас молоком, поддерживала примером, укрепляла советом, была сильно потрясена заносчивым Гвибертом. Всякий раз, когда подобным образом поражена голова, то и остальные члены страдают. Если заболевает голова, то и прочие члены изнемогают. Вследствие столь сильного недуга головы и ослабления преисполненных болью членов, по всей Европе мир, справедливость и вера, как в церквях, так и вне их, не соблюдались ни богатыми, ни бедными. Поэтому для прекращения всех этих злодеяний необходимо было, вняв начатым папой Урбаном увещеваниям, направить против язычников войну, которую прежде [христиане] имели обыкновение вести между собой. Однако теперь следует обратить перо к истории, чтобы поведать тем, кто еще не знает, как протекал путь отправившихся в Иерусалим, что приключилось с ними [в походе], и как мало-помалу с помощью Господа их деяния и труды привели к успеху. Я, Фульхерий Шартрский, отправившийся [в путь] вместе с другими пилигримами, все это видел своими глазами и сохранил в памяти для потомков.


Комментарии

1. Средиземное море.

2. Псалмы 32:12.

3. Генирх IV (1056 – 1106) – король Германии. В 1084 г. был коронован коронован императором Священной Римским антипапой Клементом III.

4. Филипп I (1060 – 1108) – король Франции. На тот момент Филипп I уже был отлучен от Церкви за свой брак с Бертрадой де Монфор, и на соборе в Клермоне это отлучение было подтверждено.

5. Урбан II – римский папа с 1088 г. по 1099 г. Был другом и учеником папы Григория VII (1073 – 1085).

6. Фульхерий имеет ввиду вторжение турок сельджуков в Анатолию и разгром византийского императора Романа Диогена в битве при Манцикерте в 1071 г.

7. Альпы.

8. Собор в Клермоне проходил 18-28 ноября 1095 г.

9. 1-ое Коринфянам 4:1-2.

10. Матфей 24:45-46.

11. Иоанн 10:12-13.

12. Матфей 5:13.

13. Матфей 5:13, Марк 9:50, Лука 14:34.

14. Марк 9:44-48.

15. Матфей 15:14, Лука 6:39.

16. Матфей 21:12, Марк 11:15, Лука 19:45, Иоанн 2:15.

17. Матфей 7:13, Лука 13:24.

18. Лука 16:19-31.

19. Божье перемирие (Treuga Dei) впервые было объявлено на соборе в Тулуже в 1027 г. В отличии от Божьего мира, который воспрещал насилие над клиром, бедняками, паломниками и торговцами, Божье перемирие было призвано предотвратить в определенные дни войны среди христиан.

20. Данный заголовок не соответствует содержанию главы, т.к. в ней не содержится никакого упоминания о Иерусалиме или Святой Земле. Возможно, деление на главы было произведено не самим Фульхерием. Fulcher of Chartres. A history of expedition to Jerusalem. Knoxville, 1969, p. 65, n. 1.

21. Эта речь была произнесена Урбаном II 27 ноября 1095 г.

22. Босфор.

23. Матфей 27:3

24. Аймар (или Адемар) де Монтель был поставлен епископом Ле-Пюи при поддержки папы Григория VII. Он был папским легатом во время Первого крестового похода.

25. Гвиберт был архиепископом Равенны. В известном споре папы Григория VII и императора Священной Римской империи Генриха IV Гвиберт принял сторону последнего и в 1080 г. был избран антипапой, приняв имя Клемент III. Он умер в 1100 г.

26. Фульхерий саркастически называет Генриха IV баварским королем, а не императором Священной Римской империи. Генрих стал герцогом Баварии в 1055 г. и имел здесь мощную поддержку.

27. Григорий VII умер в 1085 г. Его приемником стал Виктор III, который вскоре умер (1087 г.). Тогда клюнийский монах Эд де Шатийон де Лажери был избран папой и принял имя Урбан II.

28. Термин монастырь иногда использовался вместо термина собор, т.к. клир многих кафедральный церквей жил по монастырским уставам.

29. В 1096 г.

30. Матильда, графиня Тоскани, поддерживала пап Генриха VII и Урбана II в борьбе против императора Генриха IV и Гвиберта. Вскоре после собора в Клермоне, в начале 1096 г., она послала свое войско, чтобы помочь Урбану вернуться в Рим.

Текст переведен по изданию: Fulcherii Carnotensis. Historia Hierosolymitana (Gesta Francorum Hierusalem peregrinantium) // Recueil des historiens des croisades. Historiens Occidentaux, T. III. Paris. 1866

© сетевая версия - Тhietmar. 2008
© перевод - Слезкин А. Н. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001