Комментарии

1. Книга пророка Иезекииля, гл. 38. стих 15. Мрачный сюжет пророчества Иезекииля нашел свои отклик и в раннехристианской литературе: Откровение Иоанна, гл. 20, стих 8. Чтобы не утомлять читателей длинным перечнем источников, укажем в качестве примера только на оказавшуюся под рукой книгу средневекового армянского историка Ластивертци ((Ластивертци, 87). У арабского автора XIII в. ал-Идриси, находившегося на службе у норманского властителя Сицилии Роджера II, предубеждение против кочевых тюркских народов, можно сказать, не претерпело никаких изменений, несмотря на то, что тюрки стали одним из основных элементов социально-политической структуры мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока: «Их князья воинственны, предусмотрительны, тверды, справедливы и отличаются превосходными качествами; народ жесток, груб, дик и невежествен». (См. Бартольд, Туркестан. 963):

2. С сожалением отметим, что этим недостаткам порой страдают и исследования советских историков. Много копий было сломано по поводу того, сыграли ли кочевники только отрицательную роль в истории Древнерусского государства, или нет. (См. Мавродина, 1978, ее. 210—222).

3. Каэн, 1981, 112—113.

4. Эволюция восточных обществ, 55.

5. Ал-Марвази, 17, 18. См. также: Мешхедская рукопись, л. 1686.

6. МИТТ, 309—312; Агаджанов, 1969, 95—97.

7. Бартольд. Соч., II, ч. 1, 244.

8. Балазури. Каир 412—413; Кудама, 261.

9. Табари, I, 2658.

10. Табари, I, 2839.

11. Балазури, Каир, 412; Крепость Сула названа ал-Бухайра, что в переводе означает «озеро». Видимо, такое несоответствующее название вызвало у недостаточно компетентных передатчиков желание объяснить его: в одной из сохранившихся у ат-Табари версий о событиях войны с Сулом указано, видимо, как замечание передатчика, что ал-Бухайра — это остров в море на удалении пяти фарсахор от Джурджана (Табари, II, 1322). Однако описание осады крепости, не включающее при всей своей подробности упоминаний об использовании каких-либо плавучих средств, а, напротив, указывающее на неожиданные ночные вылазки Сула (Табари, II, 1320—1322), заставляет усомниться в том, что крепость находилась на островке в море, да еще на таком большом удалении. Йакут сообщает нам, что слово бухайра является уменьшительным не от бахр (море), а бахарат (местность, укрепленное поселение), (Йакут, Булдан, 1, 513). Таким образом, крепость Сула находилась на материке, тем более, что это следует из всех вариантов сообщений ат-Табари, за исключением одного, разобранного выше.

12. Табари, II, 1411.

13. Китабчи, 1985, 375; Йилдиз, 1976, 46—47, 52.

14. Табари, III, 1194.

15. Табари, III, 1313.

16. Бартольд, Туркестан, 60.

17. См. Ахбар ар-Ради ва-л-Муттаки мин Китаб ал-Аурак ли-Аби Бакр Мухаммад б. Йахйа ас-Сули.— Бейрут, 1983.

18. Джахиз, Манакиб, 25.

19. Первое упоминание о тюрке на военной службе в халифате относят к 54/674 г. (Йилдиз, 1974, 46; Пайпс, 1981, 152). Более подробно о самых ранних случаях привлечения тюрков к службе в халифском войске Д. Пайпс рассказывает в своей специальной статье: Пайпс, 1978, 85—96.

20. Табари, III, 1017; Уйун ва-л-хадаик, 254.

21. Табари, III, 1179—1180; Уйун ва-л-хадаик, 281—282; Фахри, 1947, 231.

22. Исмаил, 1968, 8—9.

23. Йакуби, Булдан, 258—259.

24. Табари III, 1302.

25. Йакуби, Тарих, II, 479; Буниятов, 1969, 58.

26. Табари III, 1337, 1414—1416; Буниятов, 1965, 191—194.

27. Пайпс, 1981, 99.

28. Гибб, 1974, 3.

29. Рахматуллах, 1976, 16; Зейдан, 1907, 8—9; Хитти, 1947, 466; ад-Дури, 1945, 288.

30. Умар, 1974, 31.

31. Пайпс, 1981, XVIII, XIX, 46, 50.

32. Долс, 1983, 633—634.

33. Толлнер, 1971, 21, 25—27.

34. Кеннеди, 1981, 167.

35. Бартольд, Туркестан, 2Я6.

36. Табари, III, 1328.

37. Шидфар, 1962, 6—7.

38. Босворт, 1960, 42—43.

39. Йакуби, Булдан, 258.

40. Асадов, 1987, 55—65.

41. Табари, III, 1539.

42. Надирадзе, 1975, 66—67.

43. Джахиз, Манакиб, 39—40, 42.

44. Йакуби, Булдан, 255—256.

45. Табари, II, 1543, 1598; Куббель, 1959, 118.

46. Ибн Кутейба, I, 132.

47. Джахиз, Манакиб, 39.

48. Новосельцев, 1980, 144.

49. Пайпс, 1981, 18.

50. Саби, Вузара, 12.

51. Табари, III, 1370.

52. Йакуби, Булдан, 255; Табари, III, 1383.

53. Буниятов, 1969, 52.

54. Хатиб ал-Багдади, II, 73, 185; Йакут, Иршад, 1, 37; Низами ул-Мулк, 51.

55. Агани, X, 205.

56. Пайпс, 1981, 148.

57. El, I, 58; Башир, 1978 45.

58. Леви, 1957, 421.

59. Омар, 1974, 14.

60. Табари, III, 1595, 1686.

61. Табари, III, 1510.

62. Фахри, 241.

63. Табари, III, 1384, 1512, 1537.

64. Там же, 1537.

65. Там же, 1542, 1550.

66. Там же, 1370.

67. Йакуби, Булдан, 261; Исмаил, 1966, 14.

68. Табари, III, 1555.

69. Там же, 1562, 1564.

70. Там же, 1589, 1596.

71. Асадов, 1988, 136—137.

72. Табари, III, 1582, 1588.

73. Асадов, 1987, 14.

74. Асадов, 1986, 83..

75. По нашим подсчетам, конница насчитывала 5 тыс, всадников, или около 1/4 всего войска. Эти расчеты приводятся в статье, сданной в печать.

76. Табари, III, 1685.

77. Там же, 1658.

78. Там же, 1820, 1832

79. Там же, 1832—1833, 1821.

80. Там же, 1640.

81. Там же, 1715.

82. Саби, Вузара, 11—22.

83. Асадов, 1988,

84. Асадов, 1987, 55—65.

85. Большаков, 1984, 150, 152.

86. Табари, I, 1468, 2444—2445.

87. Пигулевская 1946, 104, 110.

88. Исмаил, 1966, 1.

89. Ибн ал-Ибри, 3.

90. См., например: Ибн ал-Факих, Мешхедская рукопись, л. 168а; Джахиз, Манакиб, 36.

91. Ибн ал-Факих, Мешхедская рукопись, л. 168а.

92. Там же.

93. Арабский текст см.: Шешен, 1969, 19. В данном хадисе, видимо, имеются в виду тюрки-хазары.

94. Ибн ал-Факих, Мешхедская рукопись, л. 168а.

95. Абдаллах б. Амр б. ал-Ас — сын известного арабского полководца, сподвижника Мухаммада Амра б. ал-Аса, завоевавшего Египет.

96. Арабский текст см.: Шешен, 1969, 22.

97. Ибн ал-Факих, Мешхедская рукопись, л. 168а.

98. Впоследствии его прямо называли Турк.

99. Табари, I, 218.

100. Там же; Джахиз, Манакиб, 48.

101. Бытие, гл. 25, ст. 1, 2.

102. Табари, I, 248; Ибн ал-Факих, Мешхедская рукопись, л. 1706.

103. Артамонов, 1962, 170—171.

104. Табари, I, 248.

105. Ибн ал-Ибри, 14.

106. Диджла — река Тигр.

107. Арабский текст см.: Шешен, 1969, 21.

108. Арабский тест см.: Шешен, 1969, 22.

109. Сын Аббаса, дяди Мухаммада, по имени которого была названа династия халифов — Аббасиды.

110. Ибн ал-Факих, Мешхедская рукопись, л. 168а.

111. Арабский текст см.: Шешен, 1969, 27.

112. Коран, 21: 95—96.

113. Арабский текст см.: Шешея, 1969, 28.

114. Йакут, Булдан, II,

115. Коран, 18: 92—101.

116. Джахиз, Манакиб, 49. Здесь игра слов: «Турк» — тюрки, «тарака» — оставлять (в данном случае за стеной). Графическое изображение этих слов абсолютно одинаковое.

117. Зайончковский, 1966, 199.

118. Ибн Касир, II, 110.

119. Рассказ о путешествии Салмана Тарджумана приводится у Ибн Хордадбеха (Ибн Хордадбех, 162—170).

120. Хенниг, 1961, II, 194—195,

121. Ле Стрендж, Багдад, 123.

122. Джахиз, Манакиб, 49. О недостоверности этих хадисов говорил и известный хадисовед и законовед, современник Джахиза Ибн Ханбал (ум. 855 г.).

123. Ибн Хордадбех — Велиханова, 43—44.

124. Ибн Хордадбех, 170.

125. Буниятов, 1969, 57.

126. Татиммат сиван ал-хикма, 134.