Комментарии

1. В оригинале: ***. В армянской средневековой литературе (по аналогии с древнееврейским «сефарим хицоним» и греческими апокрифами) книги, так же как и науки, подразделялись на *** («внешние»), *** («внутренние») и *** («тонкие», «изящные», «сокровенные»). К первым относились науки и книги, выходящие за рамки Библии и других религиозных книг и представлений, но не запрещенные церковью. Это были в основном творения античных языческих авторов, философов-нехристиан, а также исторические, грамматические, географические, астрономические и другие сочинения. Изредка к ним относили и философские произведения христианских авторов, и некоторые церковные книги.

«Внутренней» литературой считалась в основном вся религиозная и церковная литература, признаваемая церковью. Термин «внутренние» книги был малоупотребителен, взамен него употребляли термин «священные» книги, «обширные» *** книги.

И наконец, под «тонкой» *** литературой впоследствии понимали главным образом малодоступную литературу сугубо философского, богословского содержания.

М. Тэр-Мовсесян (см.: «История перевода Библии на армянский язык», стр. 101, 228-229) вслед за К. Паткановым (см. его перевод «Хронографической истории» Мхитара Айриванеци) переводит *** («обширные» и «тонкие») как «священные» и «философские». Мы предпочли этому переводу дословный перевод этих терминов с приложением к ним подробного объяснения, тем более что перевод К. Патканова и М. Тэр-Мовсесяна подвергнут критике видным арменоведом Н. Акиняном (см.: «Литературные изыскания», т. 1, стр. 36-36).

О «внешней», «внутренней», «широкой» и «тонкой» литературе см.: А. Анасян, Предисловие к книге «Армянская библиология V-XVIII ав.»,. т. I, стр. XII-XIII; Р. Ишханян, История армянской библиологии, ч. I,. стр. 34-36. Н. Акинян в своей книге «Литературные изыскания», на стр. 11-36, также рассматривает вопрос об «обширной» *** и «тонкой» *** литературе.

2. Монастырь Амрдол расположен в очень красивой местности на южной окраине города Багеша (нынешний Битлис в Турции). Хотя специалисты считают его памятником древним, однако время сооружения его неизвестно. Относительно названия этого монастыря существуют две версии: 1) первая из них утверждает, что так назвали этот монастырь в честь-братьев Амира и Дола, восстановивших монастырь на свои средства; 2) согласно второй версии, монастырь был назван Амлорди, т. е. «сыт бесплодной», в честь Иоанна Крестителя, который, по Библии, был сыном бездетной Женщины Елисаветы (Амлорди превратилось в устах народа в Амрдол).

3. Барсег Гаварци Ахбакеци в истории армянской науки прославился именно тем, что заставил ученых-монахов вернуться к изучению так называемых внешних наук — светских знаний, философии, грамматики и т. д.

4. Жезл — это символ власти вардапета, который вручался ему при посвящении в этот сан. Кроме того, «жезлом» на церковном языке называется преемственность сана, должности, переходящей от одного лица к другому. В данном случае Аракел хочет сказать, что вардапет Барсег является продолжателем дела, начатого Григором Татеваци.

5. Григор Татеваци (род. в 1346 г. — ум. в 1409 г.) — один из прославленных ученых средневековой Армении. Прогрессивный церковный деятель и педагог, глава Татевского монастыря и автор множества трудов по богословию и философии; подготовил целую плеяду ученых в учебных заведениях при Татевском (1390-1408 гг.) и Мецапском (1408-1409 гг.) монастырях (о его философских воззрениях см.: С. Аревшатян, Учение Григора Татеваци о душе).

6. Речь идет о труде выдающегося армянского философа V-VI вв. — Давида Непобедимого (Анахта) «Определения философии».

7. Порфирий (род. в 232 г. — ум. ок. 304 г.) — один из видных представителей школы Плотина. Его философские труды, посвященные «Категориям» Аристотеля, сыграли большую роль в средневековой философии были переведены на армянский язык в VI в. и комментировались многими средневековыми армянскими философами. В Матенадаране им. М. Маштоца имеется ряд рукописей, содержащих перевод и толкование «Введения» Порфирия.

8. В тексте: ***; имеется в виду труд Кирилла, архиепископа Александрийского (V в.) «Объяснение учения о воплощении сына Божия» (см.: Г. Зарбаналян, Древнеармянские переводы, стр. 510, 520, 522-523).

9. В тексте: ***, или ***. Речь идет о сочинении Кирилла Александрийского. Об армянском переводе его см.: Г. Зарбаналян, Древнеармянские переводы, стр. 520-522.

10. Имеется в виду книга Григория Богослова (IV в.). М. Тэр-Мовсесян в «Истории перевода Библии...» (стр. 102) переводит ее «К тем». Так названа она по начальной строке ***. См.: Г. Зарбаналян, Древнеармянские переводы, стр. 346.

11. О книгах «внешних» и «тонких» см. прим. 1 к настоящей главе.

12. Речь идет о Давиде Непобедимом (Анахте). В своем труде «Определения философии» Давид Анахт пишет: «Не считая предстоящую работу (занятия философией. — Л. X.) тяжелой и взирая на нее как на частицу божественных даров, мы думаем, что по сравнению с ней всякий труд ничтожен и второстепенен» (см.: Давид Непобедимый, Определения философии, стр. 3).

13. «Категории» — труд Аристотеля, переведенный наряду с другими его трудами на армянский язык еще в VI-VII вв. переводчиками так называемой грекофильской школы и сыгравший большую роль в возникновении и развитии философской мысли в средневековой Армении. В Матенадаране им. М. Маштоца хранится множество списков «Категорий» Аристотеля, а также «Предисловий», «Комментариев» и «Толкований» различных авторов к этому труду.

14. Имеется в виду труд Аристотеля «Об истолковании». В Матенадаране хранится ряд списков этого труда.

15. «О мире» и «О добродетели» — философские труды, ошибочно приписывавшиеся Аристотелю.

16. «Аналитики. Первая и вторая» — сочинение Аристотеля, в котором излагаются взгляды автора на логику.

17. В тексте: ***, так называет Аракел труд «О добродетели», приписываемый Аристотелю (по первой строчке: *** «достойно похвалы красивое и достойно хулы мерзкое») (см.: Г. Зарбаналян, Древнеармянские переводы, стр. 322).

18. В средневековой Армении уделяли большое внимание изучению календаря и календарной системы отдельных народов. Широко известны труды армянских ученых (Анании Ширакаци VII в., Иованнеса Саркавага XI-ХII вв. и др.), посвященные календарю, учению о календаре и пасхалиям. Эти ученые были одновременно преподавателями армянских средневековых учебных заведений.

19. Вардапет Козерн, или Козер (Иованнес Таронеци), — один из замечательнейших людей своего времени (XI в.), блестящий знаток теории календаря. В 1007 г. был приглашен императором Василием в Константинополь вместе с вардапетом Иовсепом для того, чтобы договориться о времени празднования пасхи. Козерн не поехал, а послал свой письменный. ответ. Последние годы жизни провел в Ереване, где умер и был похоронен на самом старом в городе кладбище, расположенном в северной части Еревана, на холме, который стал называться холм Козерн.

20. Симеон Джугаеци (умер в 1657 г.) — один из популяризаторов светских знаний среди армянских ученых, известный грамматик, автор ряда трудов по грамматике, логике, философии.

21. Хачатур Кесараци (род. в 1580 г. — ум. в 1646 г.) — старший ученик католикоса Мовсеса, некоторое время обучался у историка Григора Даранахци. Был духовным предводителем армян Новой Джуги (1620-1646) и-на этом посту сделал очень много полезного для армянского населения этой колонии: здесь была открыта большая школа, в 1639 г. основал армянскую типографию при монастыре в Новой Джуге — первую типографию на Востоке, где все, начиная с прессов и литер и кончая бумагой, делали он сам и его ученики.

22. В тексте: *** книга, по которой справлялись о ***обязательных в каждом каноне частях, кончающихся благословением господа — «бога отцев наших».

23. Прокл Диадох (род. в 410 г. — ум. в 485 г.) — один из видных представителей школы Плотина. Текст сочинения Прокла «Богословские элементы», переведенного с грузинского на армянский язык в 1248 г., о котором говорит Аракел Даврижеци, имеется во многих рукописях Матенадарана [например, № 1500 (1282 г.) и № 1832 (1658 г.)].

24. Степанос Лехаци (ум. в 1689 г.) — один из образованнейших людей своего времени. Прекрасный знаток латыни, перевел на армянский язык ряд произведений с латинского языка. Автор и переводчик многих трудов,. главные из которых перечисляет Аракел Даврижеци.

25. Т. е. книга Иосифа Иудея «О войне иудеев с римлянами и о разорении Иерусалима» (см. об этом: Н. Акинян, Вардапет Степанос Лехаци, стр. 91, 66). Речь идет об «Иудейской войне» Иосифа Флавия (род. в 37 г. — ум. ок. 95 г.) — еврейского историка и военачальника, участника. иудейской войны.

26. Под именем Дионисия Ареопагита во второй половине V в. выступил неизвестный философ, автор сочинений: «Об именах бога», «О мистической теологии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии». В первой половине IX в. книги эти были переведены на латинский язык шотландским схоластом Иоанном Скотом Эриугеной. В сочинениях Дионисия Ареопагита проповедуется мистицизм, делается попытка соединения христианского учения с неоплатонизмом Плотина, Ямвлиха, Прокла и др. В Армении сочинения эти были переведены дважды (в VII и XVII вв.) в имели широкое распространение, множество рукописных экземпляров их хранится в армянских матенадаранах (подробнее см.: Н. Акинян, Вардапет Степанос Лехаци).

27. «"Книга причин" Аристотеля или, как кажется некоторым, Прокла» были переведена Степаносом Лехаци с латинского на армянский язык между 1660 и 1662 гг., издана в Константинополе (?) в 1750 г.

28. Имеется в виду «Зерцало жизни, называющееся житием франкских отцов». Труд, известный в русской литературе под названием «Великого зерцала». Степанос Лехаця перевел эту книгу на армянский язык с польского. Дата перевода (1660 г.) еще не уточнена. Книга была издана в 1702 г. (место издания неизвестно).

29. Варпета Минаса, сына Мкртыча Зорабяна, упоминает А. Тэр-Ованян (см.: «История Новой Джуги, что в Исфахане», т. I, стр. 154). Подробнее см. в подготовленной к изданию монографии: М. Казарян. Армянская живопись в XVII-XVIII вв. Варпету Минасу, его биографии, творчеству, анализу сохранившихся его полотен и работ на металле и дереве посвящается целая глава книги.

30. Личность варпета Иакобджана несколько загадочна, поскольку из современников упоминает его только Аракел Даврижеци; помимо весьма краткого сообщения последнего, других упоминаний о художнике по имени Иакобджан в армянских источниках нет. Выяснением его личности, следов биографии и творческой деятельности занята в настоящее время М. Казарян.

31. С. Соловьев, рассказывающий о переговорах между двором шаха Сефи (а до него и шаха Аббаса) и русского царя Михаила Федоровича, касающихся действий казаков на Каспийском море, русско-персидской торговли и т. д. (см.: «История России...», кн. V, стр. 228-229), ничего не говорит о посольстве, упоминаемом Аракелом Даврижеци.

32. Имеются в виду следующие четыре вещества (влаги): кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь, которые, согласно гуморальной теории античных и средневековых врачей, лежат в основе человеческого тела. Этой теории, имевшей широкое распространение в средневековье, придерживались в своих трудах по медицине многие армянские ученые того времени.

33. В самом конце обряда мироварения издавна принято было благословлять котел с миром десницей Григора Лусаворича. Делал это католикос, тем самым символизируя мироварение якобы рукою самого Григора,. просветителя армян.

34. Крепость Ромейская (Оромская), иначе Ром-кла, или Рум-кале. Эта крепость, возведенная на высокой скале на берегу р. Евфрат, была куплена вместе с окрестностями в 1149 г. католикосом Григором IV Тга (Отроком), который перенес туда католикосский престол, считая это место более безопасным, чем прежняя резиденция католикосов Цовк. Ром-кла оставалась престольным центром до 1293 г.

35. B 1292 г. египетский султан Ашраф взял приступом Ром-кла, истребил и угнал в плен множество народа, в том числе и католикоса Степаноса, который в плену и скончался (1293 г.).

36. Хетум II (1290-1305) — царь армянского Киликийского царства из династии Рубенидов-Хетумидов.

37. По всей вероятности, рукопись эта утеряна, ибо Л. С. Хачикян, собравший и опубликовавший памятные записи XV в., приводя в своем сборнике эту рукопись, ссылается на нашего автора (см.: «Памятные записи армянских рукописей XV в.», ч. I, стр. 500).

38. В тексте: *** и другие формулы, весьма распространенные не только в средневековой армянской, но и греческой и славянской книжности, отражали согласно монашескому этикету крайнюю скромность и самоуничижение автора.

39. Монастырь Аргелан и монастырь сына тар Иусика были. расположены в исторической области Тарберуник, к северо-востоку от оз. Baн (впоследствии эти монастыри были объединены).

40. Небольшой, основательно пострадавший от времени и набегов курдов и разбойников монастырь, расположенный к юго-востоку от Себастии.

41. Так называется монастырь *** «Чудотворного святого Знамения, или святого Знамения Войны, монастырь» (см.: А. Воскян. Монастыри Васпуракана-Вана, ч. II, стр. 445). Монастырь этот считался, по характеристике Н. Акиняна (см.: «Литературные изыскания», т. IV, стр. 121-122), «самым знаменитым местом и местом паломничества провинции Бзнуни». Ему принадлежало более 30 окрестных селений, где проживали армяне.

42. Джихан-шах (1498 — 1467) — самый могущественный из падишахов династии Кара-Коюнлу. Хотя армянские источники считают, что он по сравнению со своими предшественниками был более миролюбивым государем, однако и при нем территория Закавказья оставалась ареной непрерывных походов, затяжных, осадных боев и беззастенчивого грабежа трудящихся слоев населения.

43. Памятная запись эта (с незначительным расхождением в самом начале) содержится и в рукописи № 1771 Матенадарана им. М. Маштоца, где собраны помимо других материалов также и памятные записи о деснице Лусаворича. Л. С. Хачикян, опубликовавший эту запись, высказывает предположение, что именно Аракел Даврижеци и собрал в этой рукописи памятные записи, имеющие отношение к деснице (см.: «Памятные записи армянских рукописей XV в.», ч. I, стр. 917, прим. 2).

44. Четьи-Минеи эти, по всей вероятности, утеряны. Однако приводимая нашим автором памятная запись (см.: «Памятные записи армянских рукописей XV в.», ч. I, стр. 515, № 581) сохранилась также у Г. Инджиджяна и М. Авгеряна, где она и опубликована полностью (см.: «Древние географические сказания об Армении», сост. Г. Инджиджян, Венеция, 1835, стр. 106-107. Полное собрание житий и мученичеств святых, т. 11).

45. Четьи-Минеи, упоминаемые Аракелом, видимо, не сохранились. Памятную запись полностью приводят Л. С. Хачикян (см.: «Памятные записи армянских рукописей XV в.», т. I, стр. 536, № 604).

46. Владыка Киракос I Вирапеци был возведен на католикосский престол в 1441 г., через два года был отрешен от престола и замещен католикосом Григором Х Макуеци (Джалалбекян).

47. В Эчмиадзине в мае 1441 г. было созвано общее собрание из 700 делегатов — епископов, архимандритов, ученых-вардапетов, знати и именитых граждан; собор этот узаконил принятое решение относительно перенесения католикосского престола в Эчмиадзин. Собор имел исключительное значение в жизни армянского народа, ибо сыграл большую роль в деле-национального единения армян (подробнее см.: Товма Мецопеци, Памятная запись).

48. Имеется в виду Товма Мецопеци (род. в последней четверти-XIV в. — ум. в 1448 г.) — видный церковный деятель, автор широко известной «Истории Лэнк-Тимура и его преемников», один из организаторов перенесения католикосского престола в Эчмиадзин; его соратником в этом деле был Иованнес Гермонеци — прославленный проповедник и педагог,. преемник Григора Татеваци.

49. Нерсес Великий, или Партев, — католикос из дома св. Григора Лусаворича, был отравлен армянским царем Папом и, согласно легенде,. умирая, предсказал гибель армянского царства, прекращение династии Аршакидов и конец патриаршества на Эчмиадзинском престоле католикосов из дома Григора Лусаворича, всяческие бедствия и несчастья армянскому народу. Согласно пророчеству, страна должна была возродиться лишь много лет спустя (см.: «Армянские писания», гл. 6, § 12; гл. 7, стр. 23-25). Та же идея содержится в знаменитом «видении» другого католикоса из. того же дома Лусаворича — Саака Партева (см.: Лазар Парпеци, История Армении..., стр. 60-75). Эти и другие «видения» подробно изучены А. Г. Иоаннисяном (см.: «Очерки по истории армянской освободитель-ной мысли»).

50. Трудно сказать, что имеет в виду памятная запись. Арменоведению. известно имя некоего хорепископа Иованнеса (вторая половина VIII в.),. записавшего легенду «Отец Тодик и Варагский крест» (Г. Алишан, Айапатум, № 189), затем двух настоятелей Варагского монастыря по имени Иованнес, сменивших один другого (упоминания о них имеются в различных памятных записях на протяжении периода с 1421 по 1487 г., см.: А. Воскян, Монастыри Васпуракана-Вана, т. I, стр. 305-308). Однако никаких упоминаний о «видении», связанном с именем «Иованнес», нам обнаружить не удалось.

51. В тексте: *** — так армянские-источники называют одного из прославленных «учителей церкви» IV в. Ефрема Сирина, прозванного современниками «Сирским пророком». До нас дошли многие его творения, переведенные на армянский язык в различное время; большинство переводов относится к V в. (подробности об этом см.: Г. Зарбаналян, Древнеармянские переводы, стр. 443 и далее).

52. Служебник утерян, памятная запись опубликована (см. «Памятные записи армянских рукописей XV в.», т. I, стр. 548, № 622).

53. Кара-Юсуф (ок. 1389-1420) — глава объединения туркменских кочевых племен Кара-Коюнлу.

54. Евангелие это не сохранилось, однако памятная запись, приводимая Аракелом Даврижеци, сохранилась вместе с другими в упомянутой уже нами рукописи № 1771 Матенадарана им. М. Маштоца (см.: «Памятные записи армянских рукописей XV в.», т. I, стр. 144-145, № 647).

55. Султан Хамза, или Гамза, — глава объединения кочевых племен Ак-Коюнлу, преемник Кара-Юлук Османа.

56. Четьи-Минеи эти существовали до первой мировой войны (их описывает Б. Кюлесерян в «Списке армянских рукописей Анкюрийского Кармир-ванка и его окрестностей», составленном еще до войны, изданном лишь в 1957 г. в Ливане, ом. № 160). Однако памятная запись, приводимая Б. Кюлесеряном, составляет часть пространной записи нашего автора; Б. Кюлесерян, отмечая это обстоятельство, высказывает предположение, что отсутствующая у него часть памятных записей утеряна вместе с листами самой рукописи.

57. Владыка Закарий был рукоположен в католикосы Ахтамара еще при жизни католикоса Давида III (а с 1434 по 1464 г., согласно Акиняну, восседал на престоле единолично). В 1441 г. он активно содействовал перенесению престола в Эчмиадзин, лелея надежду быть избранным католикосом всех армян. Избрание Киракоса, а затем и Григора Макуеци было для него большим ударом. В 1460 г. Закарий получил власть католикоса, а также десницу Лусаворича, выкраденную из Эчмиадзина и попавшую в Тавриз, от Джихан-шаха. Однако ему недолго пришлось восседать на Эчмиадзинском престоле — уже в 1461 г. он был вынужден бежать в Ахтамар, куда увез с собой и десницу Лусаворича (см.: Н. Акинян, Книга родословной ахтамарских католикосов, стр. 85 — 119).

58. В тексте: *** «племя лучников, стрелков». Так называют армянские источники татаро-монгольских кочевников.

59. Аракел отождествляет г. Исфахан с древними Сузами — библейским «престольным городом области Еламской» (см. «Видение пророка Даниила», гл. 8).

60. Гагик — царь армянского Васпураканского царства из династии Арцруня. Был коронован на царство в 908 г.

61. Имеется в виду принятый I Никейским вселенским собором 325 г. «Символ веры», обязательный для всех христиан.

62. Приводимые Аракелом Даврижеци «Памятные записи» являются единственным источником, описывающим эти события.

63. Багаван, или Багуан, — город в Багревандском гаваре, на левом берегу р. Евфрат.

64. Тэр Иусик Артаметци (первая половина XIII в.). Известен своим. целомудренным образом жизни. Во время нашествия татары увезли и продали его жену. Тэр Иусик с трудом отыскал ее и вызволил из плена. После этого у него родился сын Степанос, которого вместе с отцом армянская церковь включила в Четьи-Минеи и чтит как святых.

65. Трдат III (Великий) — армянский царь (287-332). При нем христианство стало в Армении государственной религией. С его именем связаны легенды о Григоре Просветителе и творимых им чудесах, рассказываемые историками Агафангелом, Фавстосом Бузандом, Мовсесом Хоренаци и др.

66. Мовсес Хоренащи, приводя легенду об Ара Прекрасном и ассирийской царице Шамирам (Семирамиде), рассказывает, как Шамирам, которой очень понравились природа и воздух Армении, построила на восточном побережье оз. Ван город (см.: «История Армении Моисея Хоренского», стр. 53-55). Поэтому часто город Ван и крепость называют крепостью и городом Шамирам.

67. Навасард — первый месяц древнеармянского календаря, соответствующий периоду с 11 августа по 9 сентября (по григорианскому календарю).

68. Католикос Саргис по прозвищу Аджатар был избран коадъютором в 1462 г. и в 1470 г., после смерти Аристакеса, стал католикосом, умер в 1474 г. Католикос Иованнес VII Аджакир был избран коадъютором,.. в 1474 г. стал католикосом и отрекся от престола в 1484 г.

69. Число армянских католикосов канонически не установлено: было время, когда в Армении духовными делами ведали одновременно четыре-католикоса да четырех патриарших престолах; помимо этого на одном эчмиадзинском престоле нередко одновременно восседали два-три католикоса. Так что вопрос о преемственности католикосов и годах их патриаршества нами не рассмотрен. Этот чрезвычайно запутанный и сложный вопрос выходит за пределы наших интересов и может быть предметом изучения историков армянской церкви.

70. Мсыр (от араб. Мыср ал-Кахире) — название Каира. Так везде на Востоке называли Египет.

71. По хронологии католикосов, приложенной к «Армянской церкви» М. Орманяна (стр. 201-202), Константин Ламбронаци был избран в 1322 г., умер в 1326 г. В 1327 г. католикосом стал Иакоб II, отрекшийся в 1341 г. от престола и вновь занявший его в 1355 г. (ум. в 1369 г.). В 1341-1355 гг. католикосом был Мхитар Гарнеци. В 1359 г., после смерти Иакоба II,. католикосом стал Месроп I, умер в 1372 г., затем — Константин V Сисеци (1372-1374), Погос I Сисеци (1374-1377), Теодорос II (1377-1392). После Теодороса патриарший престол оставался вакантным в течение года.

72. Историк XV в. Товма Мецопеци в своей «Памятной записи» подробно рассказывает об Эчмиадзинском соборе 1441 г., о своем отношении к этому событию и дальнейшей судьбе вновь избранного католикоса Киракоса (см. прим. 47 и 48 к гл. 30.

73. См. прим. 4 к гл. 29.

74. Мхитар Гош (ум. в 1213 г.) — автор первого у армян «Судебника», являющегося одним из замечательных памятников средневековой культуры, содержащего материал не только юридический, но и исторический. «Судебник» Мхитара Гоша — порождение политической, экономической, социальной и культурной жизни армянского народа. Х-XII вв. и в то же время отражает эту жизнь.

75. Иованнес вардапет Тавушеци, по прозвищу Ванакан (род. в 1181 г. — ум. в 1251 г.). Написал множество сочинений, и среди них подробное описание жизни и деятельности своего учителя Мхитара Гоша. Труд этот до нас не дошел. Вардапет Ванакан был учителем историков Киракоса Гандзакеци, Вардана Аревелщи и Григора Аканци (Акнерци) Магакии. Во время монгольского нашествия вардапет Ванакан попал в плен к монголам (см.: Киракос Гандзакеци, История Армении, гл. 24).

76. Речь идет об историке Вардане Арезелци, или Великом, — известном ученом и педагоге, авторе целого ряда трудов и толкований к сочинениям различных авторов. Особой известностью пользуется его труд, посвященный историческим событиям в Армении от сотворения мира до 1267 г. (см.: «Всеобщая история Вардана Великого»).

77. Нерсес Гладзореци (ум. в 1284 г.) — ученик и преемник Вардана Великого, после смерти которого он продолжал его дело в Гладзорском университете. Прекрасный знаток греческого и латыни. Подготовил целый ряд учеников, среди которых особой известностью пользуются Есайи Ничеци, историк Степанос Орбелян, Иованнес Арчишеци и др.

78. Есайи Ничеци (прибл. род. ок. 1255 г. — ум. в 1338 г.) — один из выдающихся деятелей своего времени, философ, оратор, богослов, грамматик и знаток истории армянской словесности. Являлся на протяжении 55 лет ректором Гладзорского университета, игравшего большую роль в культурной жизни средневековой Армении (подробнее о нем и его трудах см. предисловие Л. Г. Хачеряна к книге Е. Ничеци «Анализ грамматики»).

79. Иоанн Воротнеци (Кахик) (род. в 1315 г. — ум. в 1388 г.) — один из замечательных армянских средневековых ученых-богословов, известный своими научными и богословскими трудами, а также плодотворной преподавательской деятельностью в ряде армянских университетов того времени.

80. Григор Татеваци — см. прим. 5 к гл. 29.

81. Иованнес Амшенци (ум. в 1497 г.) — ученик Даниэла Отшельника, ученика Григора Татеваци. Известный ученый и педагог, подготовил множество учеников, которые в своих рукописях с большой похвалой отзываются о нем.

82. О Гукасе Кегеци см. прим. 10 к гл. 2.

83. О Срапионе Урфаеци см. прим. 7 к гл. 2.

84.. См. прим. 11 к гл. 2.

85. О Мовсесе Сюнеци подробно рассказывает сам Аракел Даврижеци,

86. Филиппос Ахбакеци — католикос, учитель Арахела Даврижеци. 87. Иованнес Востанци (ум. в 1589 г.), по прозвищу Бргут, — автор многих церковных и светских песнопений. Известен также как педагог, выпестовавший целый ряд учеников.

88. Имеется в виду Азария Джугаеци, сисский католикос (1584-1601).

89. Исстари Армения делилась на две части — Малую и Великую Армению, — которые в свою очередь делились на более мелкие административные единицы. Великая Армения, согласно древним армянским источникам, граничила на востоке с Каспийским морем и Атрпатаканом, на юге — с Сирией, Месопотамией и Ассирией, на западе —   с Малой Арменией, а на, севере — с Колхидой, Иверией и Агванком (см.: «История Армении Моисея Хоренского», стр. 291, прил. II).

90. Симеон Апаранци — автор ряда исторических произведений, написанных в виде поэтических сказаний. Сочинения эти не представляют ни. исторической, ни художественной ценности и являются довольно примитивным поэтическим пересказом событий, описываемых древнеармянскими историками (Себеосом, Мовсеоом Хоренаци, Фавстосом Бузандом и др.).

91. Барсег Гаварци, или Ахбакеци (ум. в 1615 г.), был зачинателем обновления Амрдолского монастыря в Багеше, где он, глубоко изучив так называемые внешние науки, и прежде всего философские произведения дохристианских философов, обучил этим наукам и своих учеников, превратив тем самым монастырь в центр просвещения.

92. Об этом Хачатуре Багишеци автор наш упоминает в гл. 45, на стр. 412, в связи с мученичеством Хачатура Тигранакертци.

93. Как видно из этих слов, последний отрывок, перечисляющий вардапетов одной из ветвей жезла Мхитара Гоша, принадлежит не Аракелу Даврижеци, а другому автору, именно Карапету Багишеци, известному в истории армянской письменности своими поэтическими произведениями (некоторые из них были опубликованы в конце прошлого столетия в армянских периодических изданиях).

94. Иованнес Айнтабеци — сисский католикос; восседал с перерывами на сисском престоле довольно долго: с 1588 по 1592 г. единолично, затем был отстранен от дел католикосом Азарией Джугаеци и переехал в Бериа (Халеб), но продолжал оставаться католикосом наряду с последним, а с 1601 г. (когда умер Азария) до 1627 г. — опять единолично.

95. Согласно «Географии древней Армении», приписываемой Анании Ширакаци (VII в.), страна делилась на Великую и Малую Армении; последняя подразделялась на следующие четыре провинции: Первая Армения, Вторая Армения, Третья Армения и Каоппадокия. Первая Армения занимала середину Малой Армении, главными городами ее были Мелитине, Самосат и др.