Комментарии

1. Аракел Даврижеци (как и все армянские историки), приводя даты, подчеркивает: «нашего летосчисления». По решению Двинского церковного собора (VI в.) в Армении было введено новое церковное летосчисление, разница между которым и христианской эрой составила 551 год. Это так называемое Большое армянское летосчисление было принято не сразу, а лишь в 574 г. благодаря стараниям католикоса Мовсеса Егвардци. Окончательное исправление армянского церковного календаря относится к 1774 г., когда католикос Симеон Ереванци составил так называемый верный календарь.

2. Дамур-Гапу, Темир-Гапу, Темир Капысы («Железные Ворота») — ныне Дербент.

3. Согласно данным историка армянской церкви М. Орманяна, Аракел был не католикосом, а восседал на Эчмиадзинском престоле в качестве коадъютора (вместе с Тадеосом II, а позже, с 1597 г., и Давидом IV) при католикосе Грягоре XII Вагаршапатци с 1575 г.

4. Давид IV Вагаршапатци стал католикосом в 1587 г. после смерти католикоса Григора.

5. Мелкисет, или Мелкиседек Гарнеци, с 1593 г. был коадъютором при эчмиадзияском католикосе Давиде, умер 18 марта 1627 г. в г. Каменце.

6. Ахджуцванк — монастырь, расположенный недалеко от Гегарда, в ущелье р. Азат, в переводе означает «девичий монастырь» (см.: Г. Алишан, Айрарат, стр. 352); согласно преданию, трое из сподвижниц святой Рипсимэ, спасаясь от преследования, нашли прибежище в горах Гарни.

7. Срапион позже, 14 августа 1603 г., был избран католикосом под именем Григора ХIII, умер 23 апреля 1606 г. Подробности о нем сообщает сам Аракел Даврижеци.

8. Тигранакерт — г. Амид (нынешний г. Диярбакыр в Турции).

9. Урфа — Эдесса (город в Турции)

10. Гукас Кегеци (или Хордзенаци) — вардапет, известный ученый средневековой Армении, ученик вардапета Иованнеса Ширака. Перу его принадлежат и поэтические произведения, содержание которых относится к области теории календаря, знатоком которой был Гукас Кегеци. В 1557 г. он изложил в стихах греческий календарь. Согласно сведениям, сообщаемым одной памятной записью (см.: А. Алпояджян, История армянской Кесарии, т. II, стр. 1860), умер он в 1602 г.

11. Григор Кесараци — вардапет, ученик Срапиона Урфаеци и учитель католикоса Мовсеса Сюнеци. Занимал в разное время различные посты в армянской церковной иерархии, играл довольно заметную роль в событиях своего времени, как и отмечает далее Аракел (например, в событиях во Львове). Математик и историк, а также автор церковных гимнов и песен, он создал глобус с армянскими надписями. Являлся одним из последовательных защитников национальных интересов армян, боролся против ориентации некоторых кругов армянского духовенства на католицизм. Умер в 1632 г.

12. Мовсес Сюнеци, или Татеваци, был избран католикосом 13 января 1629 г. и умер 13 мая 1632 г. Аракел Даврижеци рассказывает подробно о нем в 19, 20, 24-й и других главах. Известен также под именем Мовсеса. Хотананци.

13. Джуга — городок на левом берегу р. Аракс. Уже в XVI в. он славился торговыми связями с Востоком и Западом. Джугинские купцы вели оживленную торговлю шелком со странами Западной Европы и Россией. Благодаря этому город разбогател, стал одним из красивейших армянских городов того времени, с великолепными домами, церквами и школами. Воюя с Турцией, шах Аббас I. решил разорить и выселить жителей всех районов по левому берегу Аракса, дабы османы не могли использовать их как базу для своего наступления. Шах руководствовался соображениями не только стратегического, но и экономического характера: в дальнейшем развитии шелковой торговли Ирана с Западной Европой богатым джугинским купцам отводилась одна из первых ролей. Аракел рассказывает печальную повесть об осуществлении плана шаха Аббаса I. (см. гл. 5 и далее «Книги историй»).

14. Хавуц-Тар, или Хайоц-Тар, — обитель во имя всеспасителя («Аменапркич»), расположенная на берегу р. Азат, недалеко от Гарни, название ее происходит от названия селения (ныне необитаемого), расположенного недалеко от обители. Построена в начале XI в.

15. Хорвирап, или просто Вирап, — одно из наиболее почитаемых армянами святых мест, связанное с именем просветителя армян Григора.. По преданию, Григор за приверженность к христианству был брошен-царем Трдатом в темницу, кишащую ядовитыми змеями и другими пресмыкающимися. Там он провел четырнадцать лет и выжил «благодаря божественному провидению» и доброте некой вдовы, которая каждый день бросала ему в темницу скудную пищу. Царь Трдат подвергся участи Навуходоносора — обезумел и, подобно вепрю, скитался с дикими зверями по лесным чащам. Ужас объял страну. И тогда пришлось освободить Григора, ибо сестре царя Хосровидухт явилось видение, что спасти царя и страну может лишь узник Хорвирапа (подробности этой легенды сообщает историк Агафангел, см.: «История Армении», стр. 30-133).

16. Гегард, или Айриванк («Пещерный монастырь»), — прославленный монастырь, вырубленный в скалах, расположен в ущелье р. Азат. Самые ранние исторические сведения об этом монастыре относятся к IV в., в IX в. он был основательно опустошен арабами; существующие ныне сооружения относятся к XII-XIII вв. Гегардом (гегард — «копье», «пика») называется потому, что там хранилось копье, которое, по преданию, было вонзено в бок Иисуса Христа.

17. Татевский монастырь — один из известнейших монастырей Армении. Созданный в незапамятные времена, Татевский монастырь, расположенный высоко в горах Зангезура, в стороне от больших дорог и почти недоступный для набегов вражеских орд, с IX в. стал крупным культурным и духовным центром средневековой Армении. На протяжении многих веков (особенно в XIII-XV вв.) Татев оставался одним из самых прославленных научных и просветительных центров Армении.

Слава монастыря и университета при нем распространялась по всей Армении, и в Татев стекались юноши и зрелые мужи, желавшие совершенствоваться в науках и искусствах, получить духовный сан.

Здесь ученые-монахи изучали разные отрасли науки (в том числе естественные науки и философию) и искусства. Временами число братчи монастыря вместе с учащимися достигало 500 и даже 1000 человек, как свидетельствует историк Степанос Орбелян (см.: «История области Сисакан», стр. 227).

Татевский университет имел наиболее длительную историю существования из всех подобных заведений в Армении. История сохранила и донесла до нас созвездие имен средневековых армянских ученых, тесно связанных с Татевским монастырем и его университетом, ряд интересных трудов ученых этой школы, многочисленные рукописи, скопированные и украшенные писцами и миниатюристами Татева (здесь имелся и свой скрипторий).

Татевскому университету, его истории и деятельности ученых этой школы большое внимание уделил А. X. Мовсисян в своем труде «Очерки по истории армянской школы и педагогики (X-XV вв.)», стр. 95-161.

18. Аббас I — персидский шах из династии Сефевидов (род. в 1557 г. — ум. в 1629 г.), младший сын шаха Худабенде, был правителем Хорасана, когда умер его отец (1585 г.). По наущению Аббаса I были убиты два его старших брата, и он стал шахом (1986 г.). Почти весь период царствования Аббас I вел кровопролитные воины с Турцией, боролся за возвращение территорий, потерянных в период царствования его предшественников, и присоединение новых областей. Владения Персии при нем значительно выросли. Аракел описывает военные действия между войсками шаха Аббаса I и Османской Турции.

19. Атрпатакан — по древней армянской географии северная часть Мидии (Атропатена греков), долгое время составлявшая часть царства армянских Аршакидов. Средневековые армянские источники под Атрпатаканом подразумевали наместничество Азербайджан в Сефевидском Иране (современный Южный Азербайджан).

20. Страна Маров — так называют армянские источники XIII-XIX вв. Курдистан.

21. Племя маров (курдов).

22. Симон-хан (1558-1600) — царь грузинского Картлийского царства; после сражения у Нахидури с османскими войсками, в котором грузины потерпели поражение, царь Симон был захвачен в плен османским военачальником Джафар-пашой; летом 1601 г. он был отправлен в Стамбул и заключен в замок. Настойчивые переговоры грузин об освобождении царя Симона ни к чему не привели; умер он в Стамбуле. Дальше Аракел рассказывает о нем и о его внуке Луарсабе.

23. Страной Агванской или просто Агванком (Албанией Кавказской) называлась страна, занимавшая северо-восточную часть Закавказья. Агваны приняли христианство в начале IV в. Церковь агванская, придерживавшаяся монофизитского толка и отвергшая постановления Халкидонского собора 461 г., была на протяжении всей своей истории тесно связана с армянской, а агванские католикосы признавали над собой верховенство армянских католикосов. Народ Кавказской Албании в течение многих веков подвергался притеснениям со стороны могущественных соседей — Персидской державы и Византийской империи, а также набегам кочевых племен — гуннов и хазаров. В период арабского нашествия и владычества часть населения Агванской страны подверглась насильственной исламизации. Часть территории Агванка ныне занимает Азербайджанская ССР (об Агванке см.: А. Ш. Мнацаканян, О литературе Кавказской Албании).

24. Амиргуна-хан — один из военачальников шаха Аббаса I, имя которого тесно связано с историей Армении того периода, ибо Амиргуна-хан был несколько позже (в 1605 г.) назначен шахом Аббасом I беглербегом Ереванской области, как рассказывает ниже и сам Аракел Даврижеци. На протяжении 20 лет (он умер в 1626 г.) своего беглербегства Амиргуна-хан сделал многое для восстановления разоренной Армении. Армянские историки довольно лестно характеризуют этого военачальника. Так, один из них, Закарий Канакерци («Хроника», т. I, стр. 70), называет Амиргуна-хана «мужем храбрым и смелым, доблестным в битвах, неустрашимым и безбоязненным, благоустроителем и другом христиан».

25. Аллахверди-хан (Аллаверди) — один из военачальников шаха Аббаса I, талантливый полководец, выходец из гулямов. Аллахверди-хан, был по происхождению армянин (см.: М. С. Иванов. Очерк истории Ирана, стр. 64).

26. Ахмед I — турецкий султан (1603-1617).

27. Джалалии, джеляли — первоначально участники повстанческого движения в окрестностях Тохата (Турция) в 1519 г.; называли их джалалиями по имени шейха Джаляли, руководители этого движения. Аракел Даврижеци сообщает интересные подробности о движении джалалиее. Благодаря достоверности приводимых им сведений «Книга историй» Аракела Даврижеци имеет исключительную ценность как источник для изучения повстанческого движения в Турции на рубеже XVI и XVII вв. (см.: А. С. Тверитинова, Восстание Кара-Языджи.,., стр. 19-20).

28. Имамуруз (правильнее Имам-Риза) — одно из самых почитаемых магометанами-шиитами святых мест, усыпальница Имама-Ризы, находящаяся в Мешхеде — главном городе персидской провинции Хорасан.

29. Синан-паша, более известный под именем Джгал-оглы (правильнее Джигал-оглы), — полководец Османской империи, итальянец по происхождению, отрекшийся от своей веры, поступивший на службу ко двору султана и добившийся успехов на военном поприще. Войска под его командованием одержали немало побед в войнах Османской империи с Ираном и Австрией.

30. Навасард — первый месяц древнеармянского календаря.

31. Речь идет об Илиасе Халифэ Карадаглу.

32. В тексте: ***времена Маврикия (582-602), военачальника, а затем и императора византийского, вошли у армянских авторов в поговорку: они считали, что в период его правления в Византии царил мир. На самом же деле именно в этот период народные восстания и волнения в войске достигли особой силы. Сам Маврикий погиб в результате восстания — в 602 г. он был убит вместе с братьями и сыновьями по приказу Фоки, возглавившего восстание и объявившего себя императором.

33. См. об этом в гл. 2 «Книги историй» Аракела Даврижеци, стр. 47.

34. Здесь Аракел Даврижеци сравнивает шаха Аббаса I с Шапуром II (Sapores, греч. и лат.) (309-379), персидским царем из династии Сасанидов, при котором была покорена Армения и который жестоко преследовал христиан, уничтожал греческие и армянские книги. Намек на сожжение кедра ливанского относится к библейскому эпизоду, описанному в 9-й главе Книги судей: «...выйдет огонь из терновника и пожжет кедры ливанские».

35. Ехегадзор, или Вайоцдзор, — один из гаваров исторической области Сюник.

36 «...до берегов Гегамских». Гегамским озером называлось озеро Севан.

37. По преданию, основателями армянской церкви явились апостолы Фаддей и Варфоломей, которые еще на заре распространения новой религии отправились с проповедью христианства в Армению.

38. В тексте у Аракела: ***. Речь идет о Мовсесе Хоренаци, последняя глава труда которого «История Армении» озаглавлена так: «Плач о прекращении Армянского царства из рода Аршакуни и патриаршества из дома овятого Григория». Аракел называет Мовсеса Хоренаци вслед за другими историками ***, «отцом стихотворцев».

39. Праздник Касум (Касым) Гюню приходится на 26 октября: в этот день прекращаются военяые действия этого года, начинающиеся обычно 23 апреля.

40. См. гл. 4, прим. 34.

41. Аракел упоминает его в гл. 3.

42. Пятидесятница *** — пятидесятидневный пост, который предшествовал у армян празднику рождества и явления Христа (.6 января), начинается 21 ноября предшествующего года.

43. Ходжа Сафар и ходжа Назар — богатые армянские купцы, выходцы из старой Джуги, сыновья ходжи Хачика, который с царственной роскошью принимал у себя дома, в старой Джуге, шаха Аббаса I и преподнес ему золотое блюдо, полное золотых монет (см. гл. 3, стр. 52). Представители этой своеобразной купеческой династии пользовались большим уважением шаха, играли заметную роль в торговле Персии с европейскими державами. Подробнее о них см.: А. Кюртян, Джугинец ходжа Назар и его семья.

44. Наследственное право мусульман-шиитов при передаче имущества после смерти христианина отдает предпочтение тому из его родственников, который отрекся от христианства и принял магометанство (согласно так называемому закону Имам-Джафара); подробнее об этом см.: Г. А. Эзов, Сношения Петра Великого с армянским народом..., стр. XII; А. Д. Папазян, К вопросу об ассимиляторской политике Сефевидского Ирана.

45. Еще при жизни шаха Аббаса I был умерщвлен его старший сын, ослеплены двое других. Преемником шаха Аббаса I стал его внук — шах Сефи I (1629-1642).

46. Шах Аббас П (1642-1666) — сын шаха Сефи I. Армянские хронисты, как правильно отмечает И. П. Петрушевский, считают период его правления временем экономического процветания закавказских стран.

47. В тексте: ***. Под «средиземными гаварами» Аракел Даврижеци подразумевает внутренние области Армении.

48. Битва на Софианском поле близ Тавриза (26 октября 1606 г.) имела роковое значение для османской армии. Сардар Синан-паша Джгал-оглы, готовясь к встрече с персидской армией, привлек на свою сторону и джалалиев, надеясь использовать их силу либо в крайнем случае избавить свою страну от беспокойных мятежников. Османская армия в этой битве была наголову разбита.

49. Речь идет о новом годе по древнеармянскому календарю, по которому первым месяцем считался навасард, соответствующий августу юлианского календаря.

50. Сурусат — здесь: поставка райатами продовольствия и фуража для военных сил, расположенных в данной местности, а также по мере надобности и для главных сил армии. См. подробнее: И. П. Петрушевский, Очерки по истории феодальных отношений..., стр. 276-377.