АРИСТАКЭС ЛАСТИВЕРЦИ

ПОВЕСТВОВАНИЕ ВАРДАПЕТА АРИСТАКЭСА ЛАСТИВЕРЦИ,

О БЕДСТВИЯХ, ПРИНЕСЕННЫХ НАМ ИНОРОДНЫМИ ПЛЕМЕНАМИ

Аристакес Ластивертци (XI в.)

О жизни Аристакеса Ластивертци известно очень мало. Судя по названию его исторического сочинения — «Повествование вардапета Аристакеса Ластивертци о бедствиях, принесенных окружающими нас инородными племенами», — мы можем констатировать, что автор имел титул вардапета, который в средние века давали ученым из духовного сословия. Что касается имени автора, то можно предположить, согласно главе I его труда, что родом он из Ластиверта — селения вблизи г. Арцн, который он называет «наш город».

Время написания «Повествования», по-видимому, следует отнести к периоду после смерти сельджукского султана Алп-Арслана (1063-1072).

В главе VI Аристакес Ластивертци рассказывает о взятии Эдессы в 1031 г. византийцами и дополняет свое сообщение словами: «С тех пор и поныне город подвластен ромеям» 49. Турки-сельджуки захватили Эдессу в 1087 г. Отсюда можно заключить, что сочинение написано до этой даты. Поэтому можно считать, что рассматриваемый исторический памятник создан между 1072 и 1087 гг. 50.

Произведение Аристакеса Ластивертци состоит из стихотворного пролога, 25 глав и эпилога. Он начинает свое повествование со времени правления византийского императора Василия II (976-1025). Затем рассказывает о правлении армянского царя Гагика I Багратуни (990-1020), а также о борьбе за престол между его сыновьями — Смбатом и Ашотом.

Основная тема сочинения Аристакеса Ластивертци — нашествие турок-сельджуков. [19]

В 1048 г. турки-сельджуки вторглись из Ирана в Гер (Хой), через северное побережье оз. Ван вступили в Маназкертскую долину, а затем захватили Тарон, Басеан, Карс и некоторые другие области Армении.

По свидетельству Аристакеса Ластивертци, «в тот год над нашей страной разверзлись врата небесного гнева. Из Туркестана двинулось огромное войско, и кони их стремительны, как орлы, с копытами, подобными твердым камням. Их луки натянуты, стрелы заострены, они туго опоясаны, и не разорвать ремней на их сапогах. Они проникли в гавар Васпуракан и напали на христиан, подобно изголодавшимся волкам. Они дошли до гавара Басеан, до дастакерта, который зовется Валаршаван; мечам, огнем и взятием в полон разорили 24 гавара» 51.

Весной 1049 г. сельджуки повторили нашествие. На этот раз они подвергли опустошению армянские земли вплоть до Тарона и Арцна. Город Арцн, один из крупнейших торговых центров тогдашней Армении, славившийся своим богатством, был сровнен с землей; оставшаяся в живых часть его населения перебралась в соседний город Карин, с тех пор получивший название Арзрум, т.е. «Арцн румов» 52. В 1054 г. сельджукские отряды, предводительствуемые султаном Тогрыл-беком, в третий раз вторглись в Армению, громя города и села. Они дошли до Карина, но, получив отпор от жителей Карса, были вынуждены отступить. Через десять лет, в 1064 г., сельджукское войско, возглавляемое Алп-Арсланом, совершило новый поход в Армению и захватило города Лори и Ани.

Аристакес Ластивертци так описывает зверства сельджуков во время захвата Ани: «Там можно было видеть горе и смятение, охватившее всех, без различия возраста. Младенцев вырывали из материнских объятий и разбивали о камни, матери орошали детей своих кровью и слезами. Один меч поражал отца и сына, старцев и юношей, священников и дьяконов настигала смерть от одного оружия. [Трупы] до предела заполнили город, пути пролагались по телам убитых. Множество перебитых, бесчисленные трупы — и большая река, протекавшая близ города, окрасилась кровью! Свои могилы убитые нашли [в чреве] диких и домашних животных, ибо некому было похоронить и засыпать их землей» 53.

В 1070-1071 гг. войска Алп-Арслана совершили походы на южные и западные районы Армении. В битве при Маназкерте (Манцикерте, Малазгирде) византийско-армянская армия потерпела поражение 54. Богатейший [20] армянский город Маназкерт был разграблен, и большая часть его населения погибла от меча.

Везде, где проходили полчища турок-сельджуков, они приносили опустошение, массовую резню, разграбление городов.

Аристакес Ластивертци рассказывает о событиях, связанных с разорением Арцна, с поражением, которое потерпели войска Византии в 1049 г. близ Басеана. В этих главах описываются захват и разорение Карса, поход сельджукского султана Тогрыл-бека в 1054-1055 гг. в Армению, битва под Маназкертом.

Главы, посвященные сельджукским завоевательным походам, представляют немалый познавательный интерес. Из сочинения Аристакеса Ластивертци явствует, что в начале своей экспансии турки-сельджуки стремились овладеть городами и грабить население, чтобы обогатиться, и не делали попыток создать свое политическое управление на захваченных землях. Автор приводит также интересные сведения о торгово-ремесленных центрах Армении — Ани, Арцне, Карине и др. 55.

Аристакес Ластивертци является современником и очевидцем многих событий, которые он описывает. Это касается походов сельджукского султана Алп-Арслана (глава XXV) и военных действий, которые вел византийский император Василий II.

Вторая тема«Повествования» — история тондракитской ереси, антифеодального движения крестьянских масс за социальную справедливость, окутанного религиозной оболочкой 56. К движению, развернувшемуся в IX-X вв. в Армении, примкнули представители аристократии и духовенства. В «Повествовании» тондракитскому движению посвящены главы XXII и XXIII. К. Н. Юзбашян отмечает, что, «как верный служитель церкви и как выразитель интересов господствующего класса, Аристакес питает к тондракитам острую ненависть» 57.

Аристакес Ластивертци уделяет также большое внимание междоусобицам в Византийской империи. Например, в главе III он рассказывает о борьбе за византийский престол Никифора Фоки (963-969), к которому примкнули армянские феодалы. [21]

К. Н. Юзбашян в своей вступительной статье к изданию сочинения Аристакеса Ластивертци на русском языке, давая оценку этому труду, пишет: «Идея единства армянского народа, которая в значительной степени была обусловлена жестокой необходимостью постоянной борьбы против иноземных поработителей, отражена уже в ранних памятниках армянской историографической литературы. В сочинении А. Ластивертци эта идея получила дальнейшее развитие» 58.

Сочинение Аристакеса Ластивертци впервые было издано мхитаристами в Венеции в 1844 г. 59. Спустя почти 50 лет оно было опубликовано в переводе на современный армянский язык в Александрополе (ныне Ленинакан) 60. В 1912 г. труд Ластивертци был издан в Тифлисе 61. В 1963 г. «Повествование» издал К. Н. Юзбашян 62. Он же перевел его на русский язык 63. Новый перевод труда Аристакеса Ластивертци на современный армянский язык был опубликован в 1971 г. В. А. Геворкяном 64.

В данной работе мы приводим отрывки из этого сочинения в переводе К. Н. Юзбашяна.


Комментарии

49. Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци. Пер. с древнеармянского, вступительная статья, комментарий и приложения К. Н. Юзбашяна. М., 1968, с. 73.

50. См. там же, с. 14.

51. Там же, с. 86-87.

52. Под румами подразумевались греки и армяне — последователи халкедонской (греко-православной) церкви.

53. Там же, с. 129

54. Как подчеркивает академик В. А. Гордлевский, «победа при Манцикерте, нашедшая на Востоке шумный отзвук, передала Малую Азию Сельджукидам» (Гордлевский В. А. Государство Сельджукидов Малой Азии. — Избранные сочинения. Т. I. М., 1960, с. 49).

55. См. там же, с. 32.

56. Тондракитское движение зародилось в первой половине IX в. Оно возглавлялось Смбатом, выходцем из Зарехавана (850-860). Тондракиты не признавали церкви, отвергали большую часть таинств и обрядов. «Божья церковь», утверждали тондракиты, — это человек, а потому и таинства пребывают в человеке, а не в церкви. Движение длилось в течение двух столетий (см.: Иоаннисян А. Очерки истории армянской освободительной мысли. Кн. 1. Ер., 1957, с. 330-400, на арм. яз.; Юзбашян К. Тондракитское движение в Армении и павликиане. — Известия Академии наук АрмССР. 1956, № 9; Ter-Mkrttschan K. Die Paulicaner in bizantinischen Kaiserreiche und verwandte ketzerische Erscheinungen in Armenian. Lpz., 1893).

57. Повествование вардапета Аристакеса Ластивертци, с. 36.

58. Там же, с. 38-39.

59. История вардапета Аристакэса Ластивертци. Венеция, 1844 (на древнеарм. яз.).

60. История Армении вардапета Аристакэса Ластивертци. Перевод на новоармянский Минаса Тер-Петросяна. Александрополь, 1893.

61. История вардапета Аристакэса Ластивертци. Тифлис, 1912 (на арм. яз.).

62. Повествование Аристакэса Ластивертци. Издал К. Н. Юзбашян. Ер., 1963 (на древнеарм, яз.).

63. Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци. М., 1968.

64. Аристакес Ластивертци. История. Перевод В. А. Геворкяна. Ер., 1971 (на арм. яз.).

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии VIII-XVIII вв. М. Наука. 1985

© текст - Юзбашян К. Н. 1968
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Наука. 1985