Комментарии

481. Название седьмой главы: Quomodo faciunt cum hominibus pacem, et de terrarum nominibus quas subiugaverunt, et de terris que eis viriliter restiterunt, et de tirannide quam exercent in hominibus suis.

482. Risch, ss. 191-194; Риш ограничился комментарием к каждому этнониму; Список воспринимается им как некая реальная информация, в которую внесены некоторые искажения; ср.: Daffinа, pp. 467-471. В отечественной историографии проблема Списка осталась незамеченной, см., например: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 28.

483. Аналогичным образом брат Иоанн (LT, IV. 7) поступает и в том случае, когда сведения о пище монголов дополняет пассажем из пятой главы о случае людоедства в монгольском войске, который на самом деле является эпизодом «Романа о Чингис-хане», см. коммент. 16; столкновение монголов с циклопедами он ошибочно относит к походу Гирподана, т. е. ко временам хана Угедея (LT, V 33); сведения об удивительной переменчивости климата Монголии и падающем с неба огне, в которых слышится явный намек на грядущую космическую катастрофу, ожидающую империю монголов, и брат Иоанн, и брат Бенедикт отнесли к разделу о климате (НТ, § 35).

484. См. также: Бартольд В. В. Сочинения. Т. II. Ч. 1. С. 48-56.

485. Ср.: Сокровенное сказание. § 196; см. также: Кадырбаев А. Ш. «Юань ши» как источник по истории кераитов и найманов // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник. 1976-1977. М., 1984.

486. Pelliot. Recherches, p. 36; SDS, s. 190, kom. 68.

487. См. также: Васильев Ф. Ф. Об этнонимах «кыргыс», «хоро» и «тумат» (К вопросу о ранней этнической истории якутов) // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. 3. История и культура народов Сибири. Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. науч. конфер. (13-22 октября 1981). Новосибирск, 1981.

488. О термине «лесные народы» (hoyin irgen) см.: Позднеев А. М. О древнем китайско-монгольском памятнике Юань-чао-ми-ши. СПб., 1882. С. 19.

489. Комментарий к этим сведениям см.: Pelliot, Recherches, p. 173; см. также: См. также: Эрдейи И. «Большая Венгрия» // Acta archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1961. 13; Кузеев Р. Г. Об историческом соотношении территорий «Великой Венгрии» и древней Башкирии // Этнография Башкирии. Уфа, 1976.

490. Филоненко В. Башкиры. III: Название башкир // Вестник Оренбургского учебного округа. Уфа, 1913. № 5. С. 167-169.

491. Цит. по: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 154.

492. Painter, р. 84, n. 31.2; ср.: Risch, s. 130-131, 154-155.

493. Ср.: Daffinа, pp. 439-441, n. 24.

494. Ср.: Pelliot, Notes on Marco Polo. I, pp. 195, 242; Daffinа, p. 468.

495. См.: Менгес К. Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». М., 1979. С. 74.

496. Литаврин Г. Г. Некоторые особенности этнонимов в византийских источниках // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. (Методология и историография). М., 1976. С. 215.

497. См. также: Тихомиров М. Н. Бесермены в русских источниках // Исследования по отечественному источниковедению М.; Л., 1964. С. 51-56. (Тр. Лен. отд. Института истории АН СССР. Т. 7); Благова Г. Ф. Историко-этимологические заметки о словах басурман-мусульманин и магометанин-мухаммеданин (мохаммеданин) // Исследования по словообразованию и лексикологии древнерусского языка. М., 1969; Ср.: Painter, p. 72.

498. Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 67, прим. 2; см. также: Беляев В. И. Арабские источники по истории туркмен и Туркмении IX-XIII вв. // Материалы по истории туркмен и Туркмении. М.; Л., 1939. Т. I; Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Ашхабад, 1969. Сведения Джувейни о Туркменистане, см.: Хатиби С. Из истории Туркменистана и некоторых сопредельных стран в первой половине XIII столетия // ИАН ТССР. Сер. общ. наук. 1961. № . 3.

499. Зуев Ю. А. Историческая проекция казахских генеалогических преданий (К вопросу о пережитках триальной организации у кочевых народов Центральной Азии) // Казахстан в эпоху феодализма. Проблемы этнополитической истории. Алма-Ата, 1981. С. 73.

500. Рихард. О существовании Великой Венгрии. 3.14.

501. См. ниже прим. 482; ср.: Pelliot, Notes on Marco Polo. I, p. 114.

502. Juvaini. T. I, pp. 199, 270-271.

503. Daffinа, p. 468.

504. Daffinа, pp. 468-469.

505. Painter, p. 105.

506. Хвольсон Д. А. Сирийско-тюркские несторианские надгробные надписи XIII и XIV столетий, найденные в Семиречье // Восточные заметки. Сборник статей Факультета восточных языков СПб. ун-та. СПб., 1895; Марр Н. Я. Надгробный камень из Семиречья с армяно-сирийской надписью 1323 г. // ЗВОРАО. 1893-1894. Т. VIII. Вып. 3-4; Коковцов П. К. 1) Христианско-сирийские надгробные надписи из Алмалыка // ЗВОРАО. 1905. Т. XVI; 2) К сиро-турецкой эпиграфике Семиречья // ИАН. 1909; Джумагулов Ч. Д. 1) Язык сиро-тюркских (несторианских) памятников Киргизии / Под ред. И. А. Батманова. Фрунзе, 1971; 2) Караджигачские несторианские памятники XIV в. // Тюркологические исследования. Фрунзе, 1985. С. 65-71; Bernard S. J. La decouverte de Nestoriens Mongols aux Ordos et l’histoire ancienne du Christianisme en Extreme-orient. Tientsin, 1935; Richard J. Le christianisme dans l’Asie Centrale // JAH 16. 1982, pp. 101-124.

507. См.: Пигулевская Н. В. Сирийские и сиро-тюркский фрагменты из Хара-Хото и Турфана // СВ. 1940. № 1. С. 213, 219. Существование несторианской колонии в XIII в. в городе тангутов Хара-Хото засвидетельствовано записками несторианских монахов, уйгуров Ябалахи и Саумы, см.: История мар Ябалахи III и раббан Саумы / Пер., предисл. и коммент. Н. В. Пигулевской. М., 1958. С. 66-67. См. также: Пигулевская Н. В., Пайкова А. В. Несторианские памятники // Эпиграфика Киргизии. 1963. Вып. 1.

508. См. коммент.: Dauvillier J. l) Les Provinces Chaldeennes «de l’Exterieur» au Moyen Вge // Melanges F. Cavallera. Toulouse, 1948, pp. 261-316; 2) Guillaume de Roubrouck et les communautes chaldeennes d’Asie centrale au Moyen Вge // L’Orient Syrien II. Paris, 1957, pp. 223-242; A.-D. von den Brincken. Eine christliche Weltchronic von Qara Quorum. Wilhelm von Rubruck OFM und der Nestorianismus // Archiv fur Kulturgeschichte 53. 1971, ss. 1-99.

509. Цит. по: Дробинский А. И. Русь и восточная Европа во французском средневековом эпосе // Исторические записки. 1948. № 26. С. 120-123.

510. Баскаков Н. А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М., 1985. С. 123; Ахинжанов С. М. 1) Кыпчаки и Хорезм в канун Монгольского нашествия // Вестник АН КазССР. Алма-Ата, 1970. № 1; 2) Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989; Кумеков Б. Е. Об этническом составе кыпчаков XI-нач. XIII вв. по арабским источникам // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. М., 1990. Вып. 2; Арсланова А. А. Кыпчаки и термин Дашт-и Кыпчак (по данным персидских источников XIII-XVIII вв.) // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода. Казань, 1990; Гуркин С. В. К вопросу об исторической географии половецких земель // Дон и Северный Кавказ в древности и Средние века. Ростов-на-Дону, 1990.

511. Кляшторный С. Г. Кто были половцы // Altaica. II. М., 1998. С. 88-91.

512. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992. С. 116-138; см. также: Яйленко В. П. Миграция кунов-курыкан из Южной Сибири в Поднепровье в свете письменных и археологических источников // Проблемы археологии степной Евразии. Кемерово, 1987. Ч. 2.

513. Daffinа, р. 469; SDS, s. 211, romm. 181.

514. О торках см.: Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар // УИ, год 23. Киев, 1883. № 1, 3, 5, 6, 9-12; 1884. № 4; Расовский Д. А. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии // ССАВ. Praga, 1933. Т. VI; Плетнева С. А. Печенеги, торки, половцы в южнорусских степях. МИА. 1958. Т. I. № 62.

515. Еманов А. Г. Север и Юг в истории коммерции: на материалах Кафы ХIII-XV вв. Тюмень, 1995. С. 19.

516. Смирнов В. Археологическая экскурсия в Крым летом 1886 года // ЗВОИРАО. СПб., 1887. Т. I. Вып. IV. С. 15; Старокадомская М. К. Солхат и Каффа в XIII-XIV вв. // Феодальная Таврика. Киев, 1974. С. 162.

517. Григорьев А. П., Фролова О. Б. Географическое описание Золотой Орды в энциклопедии ал-Калкашанди // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 1999. Вып. XVIII.

518. О возможной причине отсутствия этнонима самоеды в «Слове», см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 122-123, 90; текст на с. 154.

519. Бартольд В. В. Сочинения. Т. V. С. 82-83.

520. См.: Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источники по истории Средней Азии. М., 1964. С. 122-123; см. также: Minorsky V. Tat // El. Vol. IV, pp. 733-736; ср.: Pelliot. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 155. О значении термина в позднесредневековых тюркских памятниках, см.: Кононов А. И. Родословная туркмен. Сочинения Абу-ль-Гази хана Хивинского. М.;Л., 1958. С. 96-97; Расовский Д. А. Сведения о тюркской основе tat // ССАВ. Praga, 1933. Т. VI; Мататов М. Е. К вопросу о татском этносе // СЭ. 1981. № 5. С. 109-112.

521. Daffinа, p. 470.

522. По вопросу имени «Русь» см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 85; Мельникова Е. А. Древняя Русь в исландских географических сочинениях // ДГТ. М., 1976; Шталь И. В. Русь в компиляции Гервазия Тильберийского // Летописи и хроники. 1976. М., 1976; Назаренко А. В. Имя «Русь» и его производные в немецких средневековых актах // ДГТ. 1982. М., 1984; Ведюшкина И. В. «Русь» и «Русская земля» в Повести временных лет и летописных статьях второй трети XII-первой трети XIII в. // ДГВЕ. 1992-1993 гг. М., 1995.

523. См. также: Рашид ад-Дин. Т. III. С. 195; Spuler B. Geschichte Mittelasiens seit dem Auftreten der Turken // Handbuch der Orientalistik, erste Abt. Leiden-Koln, 1966. V. 5. S. 171; Очирова Г. Н. К интерпретации термина «сарт» // Владимирцовские чтения / II Всесоюзная конф. монголоведов. Тез. докл. и сообщ. М., 1989.

524. Ср.: Painter, p. 104.

525. Dorn B. Caspia. СПб., 1875. С. 20.

526. Jacut’s geographisches Worterbuch. Leipzig, 1866.1. S. 225.

527. См. также: Федоров-Давыдов Г. А. Город и область Саксин в XII-XIV вв. // Древности Восточной Европы. М., 1970.

528. Painter, р. 68. Ссылка на: Sbaralea H. Bullarium Franciscanum. Rome, 1759. Vol. l, pp. 360-364.

529. Painter, pp. 104-106.

530. Painter, p. 47.

531. Кливс считает, что речь идет о багдадском халифе Nas(i)r; титул султан он не комментирует, см.: Cleaves, p. 202.

532. Ср. с переводом Кливса: «<...> to campaign against Aru [Herat?], Maru [Merv], and the city of Abtu [?] of the Madasari [?] people between both the Hindus people and Baгtad people» (Cleaves, § 261). См. также: Boyle J. A. Iru and Maru in the Secret History of the Mongols // HJAS. 17. 1954, pp. 403-410.

533. Канлин-тюрки канлы. Qanglin ~ Qangli, см.: Cleaves, p. 202; Pelliot. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 128; cp.: Kangitas в НТ. § 20. Это было самое многочисленное и самое привилегированное тюркское племя в Хорезмском государстве. О ранней истории тюрок канлы см.: Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964. С. 163-167, 179; Ср. у Махмуда Кашгарского: «Канглы у кыпчаков-наименование знатного человека» (Махмуд Кашгарский. III, 379).

534. Кибчаут-кипчаки; Kibca’ud, Kipcaг (= Qipcaг), см.: Cleaves, р. 202; происхождение названия см.: Кляшторный С. Г. Кипчаки в рунических памятниках // Turcologica. Л., 1986. С. 160-162. В персидских словарях Хафчак-«название области тюрков, которые являются жителями степи», см.: Баевский С. И. Географические названия в ранних персидских толковых словарях (XI-XV вв.) // Страны и народы Востока. М., 1980. Вып. XXII. С. 89.

535. Банжигит-башкиры; Bajigid-*Bajigir, см.: Cleaves, p. 202; Pelliot. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 128.

536. Оросут-монгольская форма этнонима «русские», см.: Палладий. Старинные следы христианства в Китае, по китайским источникам, с прим. В. В. Григорьева // Восточный сборник. СПб., 1877. Т. I. С. 47; Orosut-Orus, см.: Pelliot. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 129.

537. Мачжарат-мадьяры (венгры). В биографии Субедея, помещенной в Юань-ши, говорится, что он напал на це-лянъ (*кэрэл)-владыку ма-чжа-р (*маджар), т. е. мадьяр. Слово кэрэл означает «король», см.: Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2, с. 67, прим. 6; Ал-Гарнати (XII в.) сообщает о правителе Венгрии: «Царя башкирд зовут кирали» (ал-Гарнати, с. 41).

538. Asud-As, ассы, см.: Pelliot, Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 129.

539. Sasud (*Sas или *Sasun), см.: Cleaves, p. 202.

540. Serkesьd, Serkes (= Serkes), см.: Cleaves, p. 202; Об этнониме черкес в описании монгольских походов по Рашид ад-Дину, см.: Менгес К. Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». М., 1979. С. 195-196.

541. Kesimir -вероятно, область Кашмир; по мнению Кливса, идентификация проблематична, см.: Cleaves, p. 202; Pelliot, Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 129, n. 22. Скорее всего, Kesimir и Cosmir брата Иоанна означают одну и ту же область-Кашмир.

542. В оригинале Buqar. Кливс соотносит с названием Buqar из § 270, исправленное чтение Bolar, см.: Cleaves, p. 203; возможно, что это область Болор, расположенная на восточной окраине Памира. Ее упоминает Марко Поло (Марко Поло, с. 76, 269). Болор-название, прилагавшееся мусульманскими авторами к горной области Кафиристан в сев.-восточной части современного Афганистана (ныне Нуристан). Интересные сведения об этой области содержатся в «Чудесах мира» (с. 53-54). Однако в древнетюркской надписи в честь Кюль-тегина имеется загадочный термин buqar, означающий какой-то неизвестный народ, см.: Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники, с. 127-129.

543. Raral. Идентификация затруднена. Кливс исправляет чтение на Kerel, см.: Cleaves, p. 203; Pelliot. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 121, n. 2 and p. 129, n. 3; cp. Corola у брата Иоанна.

544. Kiwa Menkermen. Кива-менкермен; принято считать, что речь идет о Киеве, см. Cleaves, р. 203; ср.: Сборник материалов. Т. II. С. 37. См. также коммент. 37.

545. Брат Вильгельм де Рубрук к восточным «соответствиям» европейских названий Болгарии и Венгрии добавил Валахию, сравнив название тюркского племени с территории современной Башкирии Illac с восточно-европейским Blac-‘валах’: «Illac quod idem est quod Blac»; брат Вильгельм пишет: «А вблизи [народа] паскатур живут илак (что есть то же самое, что [и] блак, но тартары не умеют произносить [звук] “б”)» (Вильгельм де Рубрук. XXI. 5). Брат Вильгельм путает созвучные названия влахи (он пишет-блаки) и илак (Ilас).

546. См. дискуссию по этому вопросу: Лавров Л. И. «Обезы» русских летописей // СЭ. 1946. № 4. С. 161-170; Ред.: Сулава Т. Г. Что понимали в Древней Руси под названием «Обезъ» // История СССР. 1957. № 2. С. 159; Цулая Г. В. Обезы по русским источникам // СЭ. 1975. № 2.

547. Шепелева Л. С. Культурные связи Грузии с Россией в X-XVII веках // ТОДРЛ. 1953. Т. IX. С. 229; ср.: ан-Насави, говоря о походе султана Джалал ад-Дина в Грузию, называет ее «страной Абхаз» (ан-Насави. 49).

548. Шепелева Л. С. Культурные связи Грузии с Россией, с. 299.

549. Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // ТОДРЛ. 1940. Т. IV. С. 75.

550. Сулава Т. Г. Что понимали в Древней Руси под названием «Обезъ», с. 57.

551. Скрипиль М. О. Сказание о Вавилоне граде // ТОДРЛ. М.; Л., 1953. Т. IX. С. 130.

552. Ср.: Pelliot, Recherches, p. 16. Пелльо предлагает следующую этимологию: qara + kьriyдn (> kьrдn) ‘Ie camp noir’.

553. Ткачев В. H. Каракорум в XIII веке // Mongolica. M., 1986. C. 226.

554. Boyle J. A. The Seasonal Residences of the Great Khan Ugedei // Sprache, Geschichte und Kultur der altaischen Vцlker / G. Hazai and P. Zieme (eds.). Berlin, 1974, ss. 145-151.

555. Ср. со свидетельством Сюй Тина (Хэй-да ши-люе, с. 142).

556. Caracoron соответствует Qara Qorum «Сокровенного сказания», § 273; у брата Вильгельма-Carachorum; у Марко Поло-Caracoron.

557. Подробнее о средневековом Каракоруме см.: Минаев И. П. Путешествия Марко Поло // Зап. ИРГО по отделению этнографии. СПб., 1902. Т. XXIV. С. 81-82.

558. Цит. по: Мэн-гу-ю-му-цзи. Записки о монгольских кочевьях / Пер. П. С. Попова // Зап. ИРГО по отд. этнографии. СПб., 1895. Т. XXIV. С. 382.

559. Егоров В. Л. Причины возникновения городов у монголов XIII-XIV вв. // История СССР. 1969. № 4; Кызласов Л. Р. О понятии «город» в древности и средневековье // Вестник Московского ун-та. 1991. Сер. 8: История. № 4.

560. Ткачев В. Н. Каракорум в XIII веке, с. 223-227.

561. Ядринцев Н. M. Путешествие на верховья Орхона к развалинам Каракорума // Изв. ИРГО. 1890. Т. XVI. С. 257-272.

562. Киселев. С. В. 1) Древние города Монголии // СА. 1957. № 2; 2) Древнемонгольские города. М., 1965. С. 123-165.

563. Onnerfors A. Zur «Hystoria Tartarorum» Kap. 39 // Symbolae Osloenses. Auspiciis Societatis Graeco-Latinae. Bergen, 1972. Fase. XLVII, ss. 132-136.

564. Bergh B. Einige Bemerkungen zur Hystoria Tartarorum // Symbolae Osloenses. Auspiciis Societatis Graeco-Latinae. Bergen, 1971. Fasc. XLVI,s. 154.

565. Painter, pp. 86-87, n. 38.3.

566. SDS, s. 247, kom. 82.

567. Цит. по: Г. Э. фон Грюнебаум. Классический ислам. Очерк истории (600-1258) / Пер. с англ. И. М. Дижура. М., 1986. С. 186.

568. О значении слов, обозначающих налоги тггу, мал и др. см. коммент. 48.

569. Агапитов Н. Н., Хангалов M. H. Шаманство у бурят Иркутской губернии. Иркутск, 1883. С. 41-42. О культе орла см.: Баторов П. П. Культ орла у северобайкальских бурят // Бурятоведение. Верхнеудинск, 1927. № 3-4; Штернберг Л. Я. Культ орла у сибирских народов (Этюд по сравнительному фольклору) // Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Л., 1936.

570. Анализ персидских и монгольских источников см.: Conermann S. Cinkiz Han-Organisator eines Weltreiches? // Die Mongolen in Asien und Europa. Frankfurt am Main, 1997, ss. 41-65.

571. Ср. попытку объяснить эти сведения вне проблематики «Романа о Чингис-хане»: Painter, р. 82, n. 5; р. 84, n. 33. 4-5; SDS, s. 194, kom. 82; s. 199, kom. 102; Schmieder, s. 137, komm. 98; Schmieder F. Europa und die Fremden. Die Mongolen im Urteil des Abendlandes vom 13. bis in das 15. Jahrhundert. Sigmaringen, 1994. S. 258ff.

572. Risch, s. 136.

573. Ср.: SDS, s. 194, kom. 82.

574. Bezzola, s. 147.

575. Simon de Saint-Quentin. XXX. 73: Quousque veniat tempus ipsorum interfectionis, annis .Ixxx. debent pugnare et .xviii. tantummodo regnare; post hoc, ut ipsi dicunt, ab alia nacione debent vinci ut vaticinatum est eis, nesciunt tamen que illa sit. Et qui evadere poterunt, ut dicunt, legem illam tenere debent quam tenent illi qui bello eos devincent.

576. Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux. St. Petersb., 1903, pp. 204-205.

577. Бартольд В. В. К истории арабских завоеваний в Средней Азии // ЗВОИРАО. СПб., 1907. Т. XVII. Вып. IV. С. 0141-0142.