Комментарии

418. В «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа излагается иная версия гибели князя Генриха (см. коммент 42). См. также: SDS, s. 38, 199, здесь же указана новая польская литература.

419. См. также: Bachfeld G. Die Mongolen in Polen, Schlesien, Bohmen und Mahren. Ein Beitrag zur Geschichte des groвen Mongolensturmes im Jahre 1241. Innsbruck, 1889; Iwamura Sh. Mongol Invasion of Poland in the Thirteenth Century // Memoirs of the department of the Toyo Bunko. X. Tokyo, 1938, pp. 103-157; Szczesсiak B. Hagiographical Documentation of the Mongol Invasions of Poland in the Thirteenth Century // Memoirs of the department of the Toyo Bunko 16. Tokyo, 1957, pp. 167-195; Pelliot P. Jean de Plan Carpin en Pologne // Memoires de l’Institut National de France. XLIV, 1. 1960, pp. 43-48; Kubanek J. K. Perimmane Velillum Thartarorum. Chrzescinanie w wojskach mongolskich w bitwie pod Legnica 1241 roku // Mente et litteris. O kulturze i spoleczenstwie wiekуw srednich (Uniwersytet im Adama Mickiewicza w Poznaniu, seria Historia, 117). Poznan, 1984, ss. 167-174; Guckenjan H., Sweeney J. R. (Hg.). Der Mongolensturm. Berichte von Augenzeugen und Zeitgenossen 1235-1250, Ubersetzt, eingeleitet und erlautert. Graz; Wien; Koln, 1985; Schmieder F. Der Einfall der Mongolen nach Polen und Schlesien-Schreckensmeldungen, Hilferufe und die Reaktionen des Westens // U. Schmilewski (Hg.). Wahlstatt 1241. Beitrage zur Mongolenschlacht bei Liegnitz und zu ihren Nachwirkungen. Werzburg, 1991, ss. 77-86.

420. См.: Painter, p. 81, n. 28.3; SDS, ss. 259-260.

421. Известно, что Михаилу Черниговскому в орде Бату отрезали голову, что было знаком бесчестия, см. § 40 НТ.

422. См. также: R. von Donat. Militarische Aspekte der Schlacht von Wahlstatt. Schlesiches und mongolisches Heer im Vergleich // Wahlstatt 1241: Beitrage zur Mongolenschlacht bei Liegnitz und zu ihren Nachwirkungen. U. Schmilewski (Hg.). Werzburg, 1991, ss. 87-108.

423. В рукописи Drubaldi, вар.: Drubadi; Driabaldin.

424. Simon de Saint-Quentin. XXX. 83: Itaque cum cepissent ut dictum est Drubaldi civitatem in Perside, ad sue crudelitatis ostensionem et audituris incutiendum timorem, omnibus habitatoribus illius decapitatis. aures rebellium sibi jam mortuorum absciderunt duosque summarios oneratos auribus in aceto positis ad chaam transmiserunt.

425. См. также: Смирнова О. И. Очерки по истории Согда. М., 1970. С. 205.

426. Витевский В. Н. И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Казань, 1897. Т. 3. С. 875.

427. Вамбери Арм. Путешествие по Средней Азии. М., 1874. С. 123-124.

428. Брегель Ю. Э. Хорезмийские туркмены в XIX в. М., 1961. С. 183.

429. Параллельные материалы на эту тему см.: Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1983. С. 268-270.

430. Nova de ipsis certa audire non possumus; quia praecedunt eos quaedam gentes quae Mordani vocantur, qui interficiunt omnes homines indifferenter; et nullus de eis audet calciare pedes suos, donec interficiat hominem. Выражение «не осмеливается одеть обувь на ноги свои» в данном случае является идеоматическим оборотом и указывает на неполноправный статус. В. И. Матузова переводит это выражение буквально, что лишает сведения какого-либо смысла.

431. Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос / Пер. В. В. Бартольда. М.; Л., 1962. С. 33.

432. Ахмед Эфенди Ресми. Список достопримечательного / Пер. с тур. О. Сенковского // Библиотека для чтения. М., 1842. Т. 51. 4. 1. С. 109.

433. Ходжа Самандар Термези. Даст ал-Мулук (Назидание государям) / Пер. с перс., предисл., прим. и указ. М. А. Салахетдиновой. М., 1971. С. 107; ср.: Бум-Эрдени // Монголо-ойратский героический эпос. Птг., 1923. С. 90; Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Материалы этнографические. СПб., 1883. Вып. 4. С. 291.

434. Дмитриев С. В. Тема отрубленной головы в политической культуре народов Центральной Азии (общеазиатский контекст) // Stratum. Структуры и катастрофы: Сборник символической индоевропейской истории. СПб., Кишинев, 1997.

435. Материалы по истории кочевых народов в Китае, III-V вв. В четырех выпусках / Пер. с кит., введение и примеч. В. С. Таскина. М., 1989. Вып. 1. Сюнну. С. 133-134,140.

436. Ибн Тагриберди. Ан-Нуджум аз-захира фи мулук Миср ва-л-Кахира. Каир, 1935. Т. XII. С. 266. (на араб.)

437. Гаврилов М. Ф. Материалы к этнографии «тюрок» Ура-Тюбинского района. Ташкент, 1929. С. 11.

438. Материалы и исследования по истории туркмен и Туркмении. Т. II. XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники / Под ред. В. В. Струве, А. К. Боровкова, А. А. Ромаскевича и П. П. Иванова. М.; Л., 1938. С. 51; Экаев О. Битва под Мервом в 1510 г. // Изв. АН ТуркССР. Серия обществ, наук. № 2. Ашхабад, 1978. С. 17.

439. Бабур-наме. Записки Бабура. Ташкент, 1958. С. 172, 237, 254-255, 277, 371-372, 384.

440. Ср.: Painter, р. 82, n. 29.5; Daffinа, 453; SDS, s. 199; Schmieder, s. 142, komm. 119; Mediaeval researches from eastern Asiatic Sources. Fragments towards the knowledge of the geography and history of Central and Western Asia from the 13th to the 17th century, by E. Bretschneider. London, 1910.Vol. I, p. 331.

441. Painter, p. 46.

442. Fontes autentici itinera (1235-1238) fratres Juliani illustrantes / Ed. L. Bendefy // Archivum Europae Centro-Orientalis. Budapest, 1937. T. III, pp. l-47; Polfy I. A tatorok es a XIII szozadi Eurуpa. (Hefte des Collegium Hungaricum in Wien II). Budapest, 1928; Dienes M. Eastern Missions of the Hungarian Dominicans in the first Half of the Thirteenth Century // Isis 27/2. Bruges, 1937, pp. 225-241; Sinor D. 1) Un voyageur du treizieme siecle: Ie Dominicain Julien de Hongrie // BSOAS 14/3.1952, pp. 594-595; 2) Les relations entre les Mongols et l’Europe jusqu’а la mort d’Arghoun et de Bela IV // Cahiers d’Historie Mondiale III. 1956. l, pp. 42-43.

443. Ледерер Э. Венгерско-русские отношения и татаро-монгольское нашествие // Международные связи России до XVII в. / Под ред. А. А. Зимина, В. Т. Пашуто. М., 1961.

444. Rogeri I. Carmen miserabile // SRH / Ed. E. Szentpetery. Budapest, 1937. T. II, pp. 569-571.

445. Babinger F. Maestro Ruggero delle Puglie relatore pre-poliano sui Tartari // Nel VII centenario della nascita di Marco Polo. Scritti di R. Almagia u.a.Venezia, 1955, pp. 53-61; Bezzola, ss. 86-90.

446. См. также: Ледерер Э. Татарское нашествие на Венгрию в связи с международными событиями эпохи // Acta historica Academiae scientiarum Hungaricae. Budapest, 1953. T. II. Fasc. 1-2; Бертеньи Й. Международное положение Венгрии после татарского нашествия // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978. С. 315-319; Пашуто В. Т. Монгольский поход вглубь Европы // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. С. 210-227; Юрасов М. К. Источники по исторической географии похода Бату в Венгрию // Восточная Европа в древности и средневековье: Проблемы источниковедения. Тез. докл. М., 1990. С. 150-155; Rady M. The Mongol invasion of Hungary // Medieval World 3. 1991, pp. 39-46; Sweeney J. R. Identifying the medieval refugee: Hungarians in flight during the Mongol invasion // Forms of Identity (Definitions and Changes). Ed. L. Lub, I. Petrovics and G. E. Szunyi. Jуzsef Attila University. 1994, pp. 63-74.

447. Пашуто В. Т. Монгольский поход в глубь Европы // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. С. 210-223; ср.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 26-27.

448. Ср. Евангелие от Луки (16:22-23): Mortuus est autem et dives et sepultus est in inferno.

449. Дата не верна. Интронизация Гуюка была назначена на 15 августа 1246 г., однако вследствие чрезвычайных обстоятельств, вызванных обильно выпавшим градом, осуществилась только 24 августа. 15 августа по китайскому календарю было первым днем седьмой луны; этот день открывал новое полугодие, и с этого дня начинала прибывать молодая луна, ср.: Pelliot. Recherches, pp. 58-60. Иными словами, придворные астрологи выбрали для интронизации наиболее благоприятный день. Ошибка наблюдателей, называющих 25 июля, вызвана тем, что в этот день начался традиционный курултай, чьи пышные церемонии и были восприняты как начало коронации великого хана, см.: Юрченко А. Г. Элита Монгольской империи: время праздников // Altaica. IV. M., 2000.

450. То есть на 15 августа.

451. В рукоп. ошибочно-Romanorum.

452. Латинский текст см.: LT, р. 117. Подробнее о приведенном документе с дальнейшей литературой см.: Pelliot. Recherches, p. 14. (Дополнение Ж. Довилье).

453. Rossabi M. Khubilai Khan: His Life and Times. Berkeley, Los Angeles, London, 1988, p. 10.

454. LT, VIII. 4; ср.: Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.С. 25.

455. Ставиский В. И. К анализу известий о Руси в «Истории монгалов» Плано Карпини в свете ее археографической традиции // ДГ. 1986. М., 1988. С. 200.

456. Risch, ss. 154-155; Painter, p. 84, n. 31.2; только польские исследователи привлекли китайское известие, принадлежащее Чжао Хуну, в качестве этнографической параллели, см.: SDS, ss. 200-201.

457. Ср.: Daffinа, pp. 457-458, n. 58.

458. Бичурин. Т. I. С. 353.

459. По мнению П. Лерха, название божества Куар, с которым гунны связывали молнии и небесный свет, происходит от иран. hvare ‘солнце’ (в Авесте), см.: Лерх П. Библиография // Отд. отт., извлечено из III тома Известий Имп. Археологического об-ва. СПб., 1861. С. 6.

460. Спентодат (сын земли) авест. «созданный (дарованный) благочестием».

461. Бичурин. Т. I. C. 230.

462. Тохтабаева Ш. Ж. Семантика казахских украшений // СЭ. 1991. № 1.С. 96.

463. Живопись древнего Пянджикента. М., 1954. С. 891. Табл. XXII; Дьяконов М. М. Образ Сиявуша в среднеазиатской мифологии // КСИИМК. 1951. Вып. XL. С. 34-44.

464. См. коммент. к этим сведениям: Ковалева П. А., Рапопорт Ю. А. Траурная сцена в настенной росписи из Хорезма // ВДИ. 1991. № 2. С. 209-210.

465. Дьяконова Н. В., Смирнова О. И. К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде // CA. 1967. № 1.

466. Другой легендарный сюжет, связанный с именем Угедея, повествует о походах монголов против бессловесных обитателей пустыни к югу от города Эмиль. Эти дикие люди не имеют суставов в коленях и потому, если упадут, встать самостоятельно уже не могут (LT, V 6).

467. Daffinа, р. 458, n. 60.

468. Подробнее см.: Орбели И. А. Асан Джалал, князь Хаченский // Известия императорской Академии наук. СПб., 1909. Сер. VI. Т. III. № 61.

469. См. также: Аветисян В. Монгольское нашествие на Армению (XIII в.) // Тр. МИВ. 1939. Сб. № 1; Бабаян Л. О. Социально-экономическая и политическая история Армении в XIII-XIV веках. М., 1969; Всеобщая история Вардана Великого / Пер. с др.-арм. Н. О. Эмина. М., 1861; Галстян А. Армянские источники о монголах. М., 1962; Микаелян Г. Г. История Киликийского армянского государства. Ереван, 1952.

470. Слово yperperum означает византийский золотой солид, или бизанций (последний термин употребляет и сам брат Иоанн в качестве синонима к первому в VII. 8, где он вновь обращается к вопросу о грузинской дани). Подробнее см.: Daffinа, p. 459, n. 61. О том, что золотые монеты безанты активно использовались в восточной торговле, сообщает Марко Поло. Например, при описании порта Аден: «А ладан-его тут много-царь покупает до десяти золотых безантов за кантер, а сам продает народу и пришлым купцам по сорока безантов за кантер; с ладана царю большой доход и большая прибыль» (Марко Поло, с. 208-209). Путешественник и купец XIV в. из Флоренции Лионардо ди Никколо Фрескобальди описывает металлические деньги, ходившие в Египте в его время. Монету из золота он называет бизантом. «Монета у них-нечеканное золото и серебро кусками. Золото зовут бизантом, и стоит кусок чеканный дукат с четвертью». Использование четырнадцати арабских верблюдов для перехода из Каира в Святую Землю стоило 96 дукатов, см.: Путевые записки итальянских путешественников XIV в. //Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., Вступ. ст. И. М. Фильштинского, пер. со староитал. и прим. Н. В. Котрелева. М., 1982. С. 29, 32.

471. Всеобщая история Вардана Великого / Пер. с др.-арм. Н. О. Эмина. М., 1861. С. 142.

472. Мал (от араб.)-имущество вообще, богатство, скот, лошади. А также налог на имущество, скорее всего, десятая часть. Петрушевский считает, что мал в период монгольского завоевания имел и другое значение- поземельная подать, см.: Петрушевский И. П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV вв. М.; Л., 1960. С. 373.

473. Тагар-собственно хлебная мера. Подробную характеристику этой повинности дает сам же Киракос: «Пришел приказ Хулагу о взыскании повинности с каждой души, которую называли тагаром, что и было внесено в казенные списки. [В уплату его] требовали сто литров пшеницы [1 литр = 408 г.], пятьдесят литров вина, два литра очищенного и неочищенного риса, три мешка, две веревки, одну [серебряную] монету, одну стрелу, одну подкову, не считая иных взяток. С двадцати голов скота-одну голову и двадцать монет, а у кого не было [скота], отбирали по [их] требованию сыновей и дочерей. И так была притеснена и страдала вся страна» (Киракос Гандзакеци. 59). О налоговой политике монголов в Армении см.: Бабаян Л. О. Социально-экономическая и политическая история Армении в XIII-XIV веках. М, 1969. С. 237-273.

474. Бердзенишвили Н. История Грузии. Тбилиси, 1960. С. 122; См. также: Горгиджанидзе П. История Грузии / Пер. Кикнадзе Р. К., Путуридзе В. С. Тбилиси, 1990; Михалева Г. А. О грузинских источниках по средневековой истории Средней Азии // Общественные науки в Узбекистане. 1961. № 2; Капанадзе Д. Г. Продолжительность и характер монгольского владычества в Грузии по нумизматическим данным // СА. 1964. № 2.

475. С конца XI в. название «Рум» относится лишь к Малой Азии, в которой после завоевания ее тюрками-огузами образовалось государство, возглавлявшееся малоазиатской ветвью династии Сельджукидов. Во время завоевания монголами Малой Азии султаном Рума был Ала-ад-дин Кей Кобад I (1219-1236).

476. Область Халеб находилась в северной части Сирии, столицей ее был город Ма’арра, вторым по величине считался одноименный с названием этой области Халеб (современный Алеппо). Область была во владении мелика Захира Гияс-ад-дина Гази (1186-1216 гг.) из династии Эйюбидов. В «Летописи» епископа Степаноса сообщается: «В году 693 армянского летосчисления (1244) татары дошли до ворот Халеба и захватили [город] Багеш» (Армянские источники, с. 35).

477. См. также: Бартольд В. В. Халиф и султан // Бартольд В. В. Сочинения. Т. VI. С. 15-78.

478. Михайлова И. Б. Средневековый Багдад (некоторые аспекты социальной и политической истории города в середине X-середине XIII в.). М., 1990. С. 90-91.

479. Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990. С. 98, 109.

480. Ср.: Painter, p. 85, n. 33.3.