Комментарии

39. Saunders J. J. John of Plan Carpini: The Papal Envoy to the Mongol Conquerors who traveled through Russia to eastem Asia in 1245-47 // History Today 22. 1972, pp. 547-555.

40. Дашкевич Н. Переговоры пап с Даниилом Галицким об унии юго-западной Руси с католичеством // УИ. Киев, 1884. № 7; Большакова С. А. Папские послания галицкому князю как исторический источник // ДГ. 1975. М., 1976. С. 122-129; Noye E. OFM. Legatio Fr. Joannis a Plano Carpini ad Tartaros // Collectanea commissionis synodalis 8. Peiping 1935, pp. 22-33; Szczesсiak B. The Mission of Giovanni de Plano Carpini and Benedict the Pole of Vratislavia to Halicz // Journal of Ecclesiastical History 7. 1957, pp. 12-20; Rouhau G. Innocent IV devant Ie Peril tatar: ses lettres а Daniel le Galice et а Alexandre Nevsky // Istina 6. 1959, pp. 167-186.

41. Historica Russiae Monumenta. Saint-Petersbourg, 1841 / Ed. A. J. Turgeniev. T. I. Doc. LXXVIII. P. 63; Пер. на русский язык: 1) Рошко Г. Иннокентий IV и угроза татаро-монгольского нашествия. Послания Папы Римского Даниилу Галицкому и Александру Невскому // Символ. Париж, 1993. № 30. С. 102-104; 2) Матузова В. И., Пашуто В. Т. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Невскому // Studia Historica in honorem Hans Kruus. Tallinn, 1971. C. 136-138.

42. Dictionnaire historique de la papautu. Sous la direction de Philippe Levillain. Fayard. 1994, p. 882.

43. Matthai Parisiensis, monachi Sancti Albani, Chronica Majora / Ed. H. R. Luard. London, 1877. Vol. IV, p. 599.

44. Котляревский С. А. Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках. М., 1901.

Oliger L. Franciscan Pioneers Amongst the Tartars // Catholic Historical Review XVI. 1930; Orlini A. OFM Conv. Fra Giovanni di Pian del Carpine ambasciatore di Roma // Miscellanea Francescana di storia, di lettere, di arte 43. 1943, ss. 55-79; Simonut N. Il metodo d’evangelizzazione dei Francescani tra Musulmani e Mongoli nei secoli XIII-XIV. Milano, 1947; Pisani L. L’attivitа politica d’Innocenzo IV e i Francescani (1243-1254). Neapel, 1957. (Pontificium Athenaeum Antonianum. Facultas Sacrae Theologiae-Theres ad Lauream 118); Petech L. I francescani nell’Asia centrale e orientale nel XIII e XIV secolo // Espansione del francescanesimo tra Occidente ed Oriente nel secolo XIII. Atti del VI Convegno internazionale alla Societа internazionale di studi francescani: Assisi, 12-14 ottobre 1978. Assisi, 1979, pp. 213-240; Espansione del francescanesimo tra occidente e oriente nel secolo XIII. Atti del VI conv. int. Assisi 12-14 ott. 1978. Assisi, 1979; Altaner B. Sprachkenntnisse und Dolmetscherwesen im missionarischen und diplomatischen Verkehr zwischen Abendland (papstliche Kurie) und Orient im 13 und 14. Jahrhundert // Zeitschrift fur Kirchengeschichte 55. 1936, ss. 83-126; Richard J. Le discours missionnaire: ‘exposition de la foi chretienne dans les lettres des papes aux Mongols // Predication et propagandes au Moyen Вge. Islam, Byzance, Occident. Paris, 1983, pp. 257-269.

45. Monumenta Germaniae Historica (далее MGH). Epistolae saeculi XIII. Berolini, 1881. T. I, p. 178 ff.

46. MGH. Scriptores ad usum scholarum. Hannover, 1955. T. 31, p. 186.

47. Sounders J. J. Matthew Paris and the Mongols // Essays in Medieval History Presented to Bertie Wilkinson. Toronto, 1969, pp. 119-120; Connell C. W. Western views of the origin of the «Tartars»: an example of the influence of myth in the second half of the thirteenth century // The Journal of Medieval and Renaissance Studies 3. 1973, pp. 117-118.

48. Monumenta spectantia historiam Slavorum meridionalium. Zagrabiae, 1894. Vol. 26, p. 169, цит. по: Назаренко А. В. Русь и монголо-татары в хронике Сплитского архидьякона Фомы (XIII в.) // История СССР. 1978. № 5. С. 155.

49. Фома Сплитский. XXXVII; см. также: Gockenjan H. Tataren // Lexikon des Mittelalters VIII. 1996-1997. Sp. 487-488; de Rachewiltz I. The name of the Mongols in Asia and Europe: A reappraisal // Etudes mongoles et siberiennes 27. Actes de la 37e P.I.A.C. 1996, pp. 199-210.

50. Cronica Fratris Salimbene de Adam ordinis minorum edidit O. Holder-Egger // MGH.SS. T. XXXII. pars I. Л. 296.

51. Малов C. E. Памятники древнетюркской письменности. М.; Л., 1951. С. 30.

52. Wittfogel K. A., Feng Chia-sheng. History of Chinese society: Liao (907-1125). Philadelphia, 1949, pp. 101-102.

53. Ср.: Кычанов E. И. О татаро-монгольском улусе XII в. // Восточная Азия и соседние территории в Средние века. Новосибирск, 1986.

54. Кляшторный С. Г. Государства татар в Центральной Азии (дочингисова эпоха) // Mongolica. К 750-летию «Сокровенного сказания». М., 1993; Weiers M. Herkunft und Einigung der mongolischen Stamme: Turken und Mongolen // Die Mongolen in Asien und Europa / Hrsg. S. Conermann und J. Kusber. Frankfurt am Main, 1997, ss. 27-41.

55. Рыбаков Б. А. Русские карты Московии XV-XVI века. М., 1974. Вклейки на с. 12, 23, 81.

56. Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 154-158.

57. Дёрфер Г. О языке гуннов // Зарубежная тюркология: Древние тюркские языки и литературы. М., 1986. Вып. 1. С. 79-80.

58. Haenisch E. Die Geheime Geschichte der Mongolen. Lpz., 1948. S. 137.

59. Клапрот Ю. Что такое татары? // Северный архив. 1823. Т. 6. № 11; Наумов П. Об отношениях российских князей с монгольскими и татарскими ханами от 1224 по 1408 год. СПб., 1823; Попов А. И. Татары. Монголы // Русская речь. 1973. № 1. С. 119-123; Фахрутдинов Р. Г. Золотая Орда и ее роль в истории татарского народа // Из истории Золотой Орды. Казань, 1993.

60. Подробнее см.: Юрченко А. Г. Империя и космос. СПб., 2002. § 3.9 и § 3.11.

61. Terra autem de qua prius sunt egressi Gotta vocatur (Юлиан, l .2).

62. Юлиан говорит о правителе Готты, которого звали Gurgutam. Дёрри, со ссылкой на Хайссига, высказывает предположение, что речь идет о Чингис-хане или Джучи (Юлиан, с. 167-168). На самом деле, Gurgutam-это gur can каракитайский; его история имеет лишь косвенное отношение к войне Чингис-хана против хорезмшаха. См. также: Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 96-98; Ан-Насави сообщает, что хорезмшах требовал у Кушлук-хана, захватившего гур-хана, дочь последнего со всеми сокровищами (ан-Насави. 3).

63. См. также: Rudolf K. Die Tartaren 1241/1242. Nachrichten und Wiedergabe: Korrespondenz und Historiographie // Romische Historische Mitteilungen 19. Wien, 1977, ss. 79-107.

64. Эрнак-Ургенч, упоминается также в НТ, § 24; подробнее см. коммент. 35.

65. Connell C. W. Western views of the origin of the «Tartars»: an example of the influence of myth in the second half of the thirteenth century // The Journal of Medieval and Renaissance Studies 3. 1973, pp. 115-137.

66. Мельникова Е. А. Древнескандинавские географические сочинения. Тексты, перевод, комментарий. М., 1986. С. 146.

67. Элиаде М. Космос и История. М., 1987. С. 36.

68. В литературе отмечается, что обозначение страны света-«летний закат» (estivalis occidens)-находит соответствие в «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа. Ср. также: Страбон. I. 2. 28.

69. Бакави-знаменитый толкователь Корана, жил в нач. XII в.

70. См., например: Мандельштам А. М. Характеристика тюрок IX в. в «Послании Фатху б. Хакану» ал-Джахиза // ТИИАЭ АН КазССР. 1956. Т. I. Археология; Зайончковский А. Старейшие арабские хадисы о тюрках (VIII-XI вв.) // ТС. М. 1966.

71. Объяснение этой формы см.: Serruys H. Mongyol: Moyal and Mangyus: Mayus // AOH XXXVI. 1982, pp. 476-479.

72. Hambis L. L’histoire des Mongols avant Gengis-Khan // CAJ XIV. 1970, pp. 125-133.

73. Pelliot. Notes on Marco Polo, I, p. 285.

74. Симон де Сент-Квентин. XXXII. 34. «Мозох» соответствует «Мешек» в русской транскрипции (Быт. 10:2). Обзор латинских источников см.: Bezzola, s. 125f.

75. Подробный анализ этой темы см.: Weiers M. Herkunft und Einigung der mongolischen Stamme: Turken und Mongolen // Die Mongolen in Asien und Europa / Hrsg. S. Conermann und J. Kusber. Frankfurt am Main, 1997, ss. 29-39.

76. Franke H. A Sung ambassy of 1211-1212: the Shih-Chin-lu of Ch’ehg Cho // BEFEO. 1981.T. LXIX, p. 170.

77. Хэй-да ши-люе, с. 145, комм. 2, со ссылкой на: Pelliot P. Les mongols et la papaute. Paris, 1923, p. 22 et pl. II.

78. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме / Пер. с перс., предисл., коммент., прим. и указатели Р. М. Шукюровой. Баку, 1987. С. 28-29. См. также: Мункуев Н. Ц. Заметки о древних монголах // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сб. ст. М., 1970; Кычанов Е. И. 1) К вопросу об уровне социально-экономического развития татаро-монгольских племен в XII в. // Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. Улан-Батор, 1974; 2) Монголы в VI-первой половине XII в. // Дальний Восток и соседние территории в Средние века. Новосибирск, 1978; 3) О татаро-монгольском улусе XII в. // Восточная Азия и соседние территории в Средние века. Новосибирск, 1986.

79. Рыкин П. О. Создание монгольской идентичности: термин «монгол» в эпоху Чингис-хана // Вестник Евразии. Acta Eurasica. M., 2002. № 16. С. 61.

80. См. также: Бартольд В. В. Образование империи Чингис-хана // Сочинения. Т. V. М., 1968. С. 253-265; Палладий [Кафаров П.] Старинное монгольское сказание о Чингис-хане // ТЧРДМ. СПб., 1866. Т. 4; [Палладий]. Старинное китайское сказание о Чингисхане Шэн-ву-цин-чжен-лу. Описание личных походов священно-воинственного. Перевод с предисловием и примечаниями архим. Палладия // Восточный сборник. СПб., 1877. Т. I.; Владимирцов Б. Я. Чингис-хан. Пг.; М.; Берлин, 1922; Майский И. М. Чингис-хан // ВИ. 1962. № 5; д’Оссон К. История монголов от Чингис-хана до Тамерлана. Т. I. Чингис-хан / Пер. и предисл. Н. Козьмина. Иркутск, 1937.

81. В XIII в. рассылка стрел обозначала сигнал сбора и вызова (ан-Насави. 96). Чжурчжэни делали зарубку на стреле для объявления о каком-либо деле. Если дело спешное, на стреле делали три зарубки (Сюй Мэн-синь, с. 276).

82. Эта же история была известна и русскому писателю XVII в. Андрею Лызлову, см.: Лызлов, с. 14.

83. О дальнейшем развитии этой легенды см.: Неклюдов С. Ю. Заметки о мифологической и фольклорно-эпической символике у монгольских народов: символика золота // Etnografia Polska. Wroclaw; Warszawa; Krakov; Gdansk. 1980. T. 24. Z. 1.

84. Sinor, pp. 546-547.

85. Ср.: Risch, ss. 108-109; Pelliot. Recherches, p. 29; Painter, p. 56. n. 3.2.

86. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Введение, тексты и комментарий, XIII-XVIII вв. Иркутск, 1941. С. 18.

87. Juvaini. Vol. 1, p. 196.

88. Pelliot, Recherches, p. 29; См. также: Mediaeval researches from eastern Asiatic Sources. Fragments towards the knowledge of the geography and history of Central and Western Asia from the 13th to the 17th century, by E. Bretschneider. London, 1910. Vol. 2, p. 275.

89. Unde fugientes dicti Madyanite habitaverunt iuxta, fluvium quendam nomine Tartar, unde et Tartari sunt vocati (Юлиан, 6. 1-3). Ср. с древнерусскими известиями: «Приде неслыханная рать безбожнии Моавитяне, рекомыи Татаръве» (ПСРЛ. Т. II. Стб. 740).

90. У нас нет оснований, вслед за Матузовой, приписывать этимологические изыскания самому Матфею Парижскому, см.: Матузова В. И. Английские средневековые источники, IX-XIII вв.: Тексты; Пер.; Комментарий. М., 1979. С. 164-165, прим. 13, 24; ср.: Painter, p. 56, 3.3.

91. ан-Насави. 71; 92. См. также: Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М., 1978. С. 206 и след.

92. I. de Rachewiltz. Papal Envoys to the Great Khans. London, 1971, pp. 72-73.

93. Ср. коммент. Daffinа, pp. 422-423; Sinor, p. 547.

94. Кычанов E. И. Чжурчжэни в XI в. (Материалы для этнографического исследования) // Древняя Сибирь. Сб. ст. Вып. 2. Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 1966. С. 270, прим. 10. (Материалы по истории Сибири)

95. О реке Фарфар, протекающей через Дамаск, сообщает еврейский путешественник XII в. Вениамин из Туделы: «С горы Ермона, при подошве коей стоит город, стекают сюда две реки: Амана и Фарфар <...>. Река же Фарфар течет между садами и рощами вне города и обильно орошает их своими водами» (Вениамин из Туделы, с. 60).

96. Подробнее см.: Graf A. Die Tartaren im Spiegel der byzantinischen Literatur // Jubilee Volume in Honour of Prof. Bernhard Heller. Budapest, 1941, ss. 77-85.

97. Ср.: Михайлов Г. И. Монгольский язык в летописях Рашид ад-Дина // Кр. сообщ. Ин-та народов Азии. М., 1964. № 65. С. 118-119.

98. Pelliot, Recherches, p. 30.

99. О местности Баргу см.: Бертагаев Т. А. Об этимологии слов Баргуджин, Баргут и Тукум // Филология и история монгольских народов. Памяти академика Б. Я. Владимирцова. М., 1958; Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Республика Саха (Якутия), 1992. Т. 1. Кн. 2. С. 131-135; Скрынникова Т. Д. Этнотопоним Баргуджин-Токум // История и культура народов Центральной Азии. Улан-Удэ, 1993. С. 41-51.

100. Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 147. См. также: Buell P. D. Early Mongol Expansion in Western Siberia and Turkestan (1207-1219): a Reconstruction // CAJ 36. 1992, pp. 1-32.

101. Комментарий архимандрита Палладия Кафарова на путешествие Марко Поло по Северному Китаю // Известия ИРГО. 1902. Т. XXXVIII. Вып. I. С. 18-20.

102. Бангу-Баргу-Забайкалье.

103. Ср.: Гумилев Л. Н. Монголы и меркиты в XIII в. // Уч. зап. Тартусского гос. ун-та. Тарту, 1977.

104. Pelliot, Recherches, pp. 30-31; Даффина принимает точку зрения Пелльо, см.: Daffinа, p. 423, n. 6.

105. Pointer, p. 57, n. 4. 2.

106. Ср.: Dunlop D. M. The Karaits of Eastern Asie // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1943-1946. XI, pp. 276-289.

107. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941. Изд. 2-е. С. 37-38.

108. Ср. согласно исследованию Э. Шефера, чужеземные владетели, ища расположения или покровительства династии Тан, направляли грамоту, прося о золотом поясе и облачении императорского подданного, см.: Шефер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981. С. 45.

109. См. также: Радлов В. В. К вопросу об уйгурах // Приложение к XII тому Зап. имп. АН. 1893. № 2; Позднеев Д. Исторический очерк уйгуров: По китайским источникам. СПб., 1899; Молов С. Е. Остатки шаманства у желтых уйгуров // Живая старина. СПб., 1914. Год XXI. Вып. 1; Бартольд В. В. 1) Туркестан в эпоху монгольского нашествия. СПб., 1900. Ч. 2. С. 416-420; 2) История культурной жизни Туркестана. Л., 1927. С. 41-48; Тихонов Д. И. Хозяйство и общественный строй уйгурского государства XI-XIV веков. Л., 1966; Кызласов Л. Р. Уйгуры // История Сибири. Л., 1968. Т. 1; Клосон Дж. О названии уйгур // Исследования по уйгурскому языку. Алма-Ата, 1965. Т. 1; Малявкин А. Г. 1) Уйгурское Турфанское княжество в XIII веке // ТИИАЭ АН КазССР. Алма-Ата, 1962. Т. 15; 2) Материалы по истории уйгуров в IX-XII вв. Новосибирск, 1974; Семенов А. А. Очерк культурной роли уйгуров в монгольских государствах // Материалы по истории и культуре уйгурского народа. Алма-Ата, 1978; Исхаков Г. М. Этнографическое изучение уйгуров Восточного Туркестана русскими путешественниками второй половины XIX века. Алма-Ата, 1975; Allsen Т. T. The Yuan Dynasty and the Uighurs of Turfan in the 13th century // M. Rossabi. China among Equals. Berkeley, Los Angeles; London, 1983, pp. 245-247.

110. Richard J. La limite occidentale de l’expansion de l’alphabet oumgour // JA 239. 1951, pp. 71-75; Орловская M. H. О периодизации истории развития монгольского письменного литературного языка // Mongolica. M., 1986.

111. Владимирцов Б. Я. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия. Введение и фонетика. Л., 1929. С. 19-20.

112. Викторова Л. Л. К вопросу о найманской теории происхождения монгольского литературного языка и письменности (XII-XIII вв.) // Языки народов Востока. Л., 1961.

113. Груз, «цигни» означало и «книга», и «письмо».

114. См. также: Allsen T. T. The Yuan Dynasty and the Uighurs of Turfan in the 13th century // M. Rossabi. China among Equals. Berkeley, Los Angeles; London, 1983, pp. 266-267; de Rachewiltz I. Turks in China under the Mongols: a preliminary investigation of Turco-Mongol relations in the 13th and 14th centuries // M. Rossabi (ed.). China among Equals. Berkeley; Los Angeles; London, 1983, pp. 283-284.

115. Поппе H. H. Золотоордынская рукопись на бересте // Советское востоковедение. М.; Л., 1941. Т. 2. С. 81-134.