Комментарии

1. В 1224 г. грузинская царица Русудан отправила письмо папе Гонорию III, где говорилось о монголах, см.: MGH. Epistolae saeculi XIII. Berolini, 1881. Т. I. P. 178 ff.

2. Ученые записки АН по I и III отд. СПб., 1854. Т. 2. С. 760.

3. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992. С. 116-138.

4. См. также: Школяр С. А. 1) Об артиллеристах юаньской армии XIII века // Общество и государство в Китае. Третья научная конференция. Тез. и докл. М., 1972. Вып. I. С. 118-125; 2) Мусульманские камнеметы в Китае XIII-XIV вв. // Общество и государство в Китае. Пятая научная конференция. Тез. и докл. М., 1974. Вып. I. С. 147-155; 3) Китайская доогнестрельная артиллерия / Матер. и исслед. Отв. ред. Е. И. Кычанов. М., 1980.

5. Матузова В. И. Монгольское нашествие в свете политических взглядов Матфея Парижского (по материалам «Великой хроники») // Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. М., 1976; Назаренко А. В. Русь и монголо-татары в хронике сплитского архидьякона Фомы (XIII в.) // История СССР. 1978. № 5; Акимова О. А. Политическая направленность рассказа Фомы Сплитского о татарском нашествии на королевство Венгрию // Вопросы истории славян: Социально-экономическое и политическое развитие зарубежных славянских народов в эпоху феодализма. Воронеж, 1985. С. 74-85; Sounders J. J. Matthew Paris and the Mongols // Essays in Medieval History Presented to Bertie Wilkinson. Toronto, 1969, pp. 116-132; Euler E. Die Begegnung Europas mit den Mongolen im Spiegel abendlдndischer ReisUberichte // Saeculum 23. 1972, ss. 47-58; Connell C. W. Western views of the origin of the «Tartars»: an example of the influence of myth in the second half of the thirteenth century // The Journal of Medieval and Renaissance Studies 3. 1973, pp. 115-137; Bezzola G. A. Die Mongolen in abendländischer Sicht (1220-1270). Ein Beitrag zur Frage der Völkerbegegnungen. Bern; München, 1974; Hilpert H.-E. Kaiser-und Papstbriefe in den Chronica majora des Matthaeus Paris. Stuttgart, 1981. (Veruffentlichungen des Deutschen Historischen Instituts London 9); Sweeney J. R. Thomas of Spalato and the Mongols: a thirteenth-century Dalmatian view of Mongol customs // Florilegium: Carleton University Annual Papers on Classical Antiquity and the Middle Ages 4. 1982, pp. 156-183.

6. Подробнее см.: Bigalli D. I Tartari e l’Apocalisse. Ricerche sull’escatologia in Adamo Marsh e Ruggero Bacone. Firenze, 1971.

7. MHM. T. 2. C. 495.

8. Речь идет об «Ученой истории» Петра Коместора, где в разделе «История книги Эсфирь», гл. 5, говорится о запертых народах.

9. Ср.: Schalier H. M. Endzeit-Erwartung und Antichrist-Vorstellungen in der Politik des 13. Jahrhunderts // Ideologie und Heerschaft im Mittelalter, ed. M. Kerner. Darmstadt, 1982 (Wege der Forschung 530), ss. 303-331.

10. Vincencius Bellovacensis. Speculum maius. Vol. 4: Speculum Historiale. Strasburg, 1473. (Neudruck Graz, 1965); Guzman G. G. The Encyclopedist Vincent of Beauvais and his Mongol extracts from John of Plano Carpini and Simon of Saint-Quentin // Speculum 49. 1974, pp. 287-307; von den Brincken A.-D. Die Mongolen im Weltbild der Lateiner um die Mitte des 13. Jahrhunderts unter besonderer Berьcksichtigung des «Speculum Historiale» des Vincenz von Beauvais OP // Archiv für Kulturgeschichte 57. 1975, ss. 117-140; Kappler C. L’Image des Mongols dans le Speculum historiale de Vincent de Beauvais // Vincent de Beauvais. Intentions et receptions d’une oeuvre encyclopedique au Moyen Age. Actes du XIVe Colloque de l’Institut d’etudes medievales, organise conjointement par l’Atelier Vincent de Beauvais (A.R.Te.M., Univ. de Nancy II) & l’Institut d’etudes medievales (Univ. de Montreal) 27-30 avril 1988. // Ed. M. Paulmier-Foucart, S. Lusignan and A. Nadeau. Paris, 1990, pp. 219-240.

11. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992. С. 125.

12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 257.

13. Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах: Исследования и тексты. М., 1897, с. 87-88; ср.: с. 104-105; Апокрифы Древней Руси. Тексты и исследования. М., 1997, с. 16-46; Пророчество Псевдо-Мефодия цитировалось и ранее XIII в. одним из составителей раннекиевской Начальной летописи при описании набега половцев в 1096 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 234, 235-236). О наименовании монголов «измаилтянами» см.: НПЛ, с. 75; С «Откровением» Мефодия был знаком и Фома Сплитский. Его реплика «многие ученые мужи, читавшие древние писания» почти буквально соответствует летописному: «премудрии мужи ведят я добре, кто книгы разумеет» (НПЛ, с. 62; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 446).

14. См. также: Dawson Ch. The Mongol Mission. Narrative and Letters of the Franciscan Missionaries in Mongolia and China in the XIII and XIV Centurits. New York, 1955, p. XIX.

15. Ramon Llull: De Fine (1305) // Raimundi Lulli Opera Latina IX, Turnhout: Brepols 1981, pp. 233-291. (Corpus Christianorum, Continuatio Medievalis); Hetoum, Prince. La Flor des Estoires de la Terre d’Orient // Recueil des Historiens des Croisades: documents armйniens. 1906. Vol. 2, pp. 111-253.

16. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 142.

17. Шифман И. Ш. О некоторых установлениях раннего ислама // Ислам, религия, общество, государство. М., 1984; Наиболее глубокий анализ этой темы принадлежит немецкому психоаналитику Ф. Э. Хефелсу, см.: Хефелс Ф. Э. Загадка одного иудейского табу // Психоанализ и религия. Полное собрание статей. Ahriman-International. 1999. С. 192-210.

18. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV в. А. Попова. М., 1875. С. 69; Еремин И. П. Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу Ярославовичу о латинянах) // ТОДРЛ. Л., 1935.Т. 2. С. 21-38.

19. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 262.

20. Новгородская харатейная летопись. М., 1964. С. 265; См. также: Горский А. Д. К вопросу об обороне Москвы в 1238 г. // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978. С. 180-181.

21. Новгородская летопись. 1888. С. 447.

22. Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra Santa e dell’Oriente Francescano. Quarachi, 1909-1929. T. II. P. 327-337; Lupprian K. E. Die Beziehungen der Pдpste zu islamischen und mongolischen Herrschern im 13. Jahrhundert anhand ihres Briefwechsels. Studi e Testi 291. Cittа del Vaticano, 1981.

23. «Откровение» Мефодия Патарского (III-IV вв.), в котором со всеми подробностями предсказаны события Судного дня, пользовалось чрезвычайной популярностью в Средневековье. См.: Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературе. М., 1897.

24. См. также: Мартынюк А. В. «Поучения» Владимирского епископа Серапиона о причинах поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарским нашествием // Спорные проблемы русской общественной мысли (до начала XIX в.). Научная конференция. Москва, 12-14 мая 1992 г. Тез. докл. М., 1992.

25. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 97.

26. Колобанов В. А. Обличение княжеских междоусобий в поучениях Серапиона Владимирского // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. XVII.

27. Дробинский А. И. Русь и Восточная Европа во французском средневековом эпосе // Исторические записки. 1948. № 26. С. 126-127.

28. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 120-121.

29. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 132.

30. Цит. по: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 179.

31. Гиблин Ч. Открытая книга пророчества // Символ. Париж, 1993. № 30. С. 110-112.

32. Кощеев В. Б. Еще раз о численности монгольского войска в 1237 году // ВИ. № 10. 1993. С. 131-135.