Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИСТОРИЯ КОРОЛЯ ВАЦЛАВА I

WENCESLAI I. REGIS HISTORIA

Итак, король Вацлав 1 в первый год и в течение многих лет своего правления сильно любил светское и благочестивое духовенство и весьма охотно почитал церкви Божьи и их служителей. По прошествии же времени, когда его отец уже вступил на путь всякой плоти 2, он велел обнести город Прагу стеной и приказал укрепить деревом и камнями все ярмарочные селения, которые у нас в народе называются городами, согнав благочестивых и светских клириков на строительство укреплений этих городов и рвов. Пока он правил, долгие годы царил добрый мир. Разбойники, грабители, гонители церквей и многие другие злодеи перестали причинять тяготы и беспокойства, а те, кто их причинял, были схвачены и приговорены к смертной казни. В его времена также в Чехии был впервые проведен турнир, в 1245 г., в 15-й или 16-й год правления короля Вацлава. Этот король, преданный желаниям своей плоти, начал любить уединенную жизнь и жить один, вместе с немногими, в построенных для этого крепостях и домах, в то время как добрый мир и спокойствие все еще процветали по всему его королевству.

Во времена его правления в городе Праге было построено множество домов монахов, а именно, братьев проповедников – у святого Климента, братьев миноритов – у святого Иакова, бедных служительниц – у святого Франциска, тамплиеров – у святого Лаврентия, госпитальеров или стеллариев – у святого Петра в Тевтонском квартале, и множество домов этих орденов было с согласия названного короля построено в Чешском королевстве.

В 1249 году 3 от воплощения Господнего, в 20-й год правления короля Вацлава, 31 июля, паны и старшины Чешской земли приняли себе в герцоги или короли сына короля Вацлава по имени Пржемыслав 4, и поклялись ему в верности в монастыре Пражской церкви, в то время как отец ничего об этом не знал 5. Когда отец услышал об этом, то был весьма раздосадован, но с присущей ему от рождения рассудительностью не показал виду. В 21-й год правления 6 короля Вацлава названный король с многочисленным войском чехов, австрийцев и венгров вступил в Чехию, и 13 февраля расположился со своим войском в замке Вышеград. На восьмой день 7 он ушел оттуда и спокойно переправился со всем своим войском через реку Влтава у селения Бубен; придя в монастырь на горе Сион, он пробыл там несколько дней, в то время как его войско стояло вокруг горы и за ней, а также в Бржевновском монастыре 8. Уйдя оттуда на шестой день, он подошел к городу Жатец 9 и без боя подчинил его своей власти, а множество других селений опустошил, разграбил и сжег. Примерно в конце указанного года и в начале следующего года, зимой, в Чешском королевстве было совершено множество поджогов.

Итак, заключив мир, скрепив согласие клятвой и составив по этому поводу документы, король держал путь к Литомержице 10, велев всем прелатам и каноникам диоцеза Пражской церкви выйти ему навстречу спустя восемь дней и по мере своих сил не отказать в помощи, в то время как господином папой Иннокентием IV 11 был дан по поводу этого дела исполнитель – господин епископ Мейсенский 12, чтобы в случае, если прелаты и каноники чешских церквей не удосужатся выйти навстречу королю и помогать ему по мере своих сил, они были наказаны отлучением и, в конечном итоге, лишены своих ленов. По поводу того же самого дела было представлено письмо нового короля Германии 13, где говорилось о таком же наказании, и публично зачитано каноникам и другим клирикам в Пражской церкви. А сын короля, веря, что этот мир – истинный и не притворный, пришел со своими людьми и жил в Праге, расставив в городе и пригороде надежнейшую стражу, а затем перешел в другие города и замки, которые отошли ему в удел.

Между тем, король, сделав остановку в Литомержице, через несколько недель собрал огромное войско; там навстречу ему вышло множество церковных прелатов и каноников, предлагая ему себя лично и разные подарки наряду с верной службой. Между тем, когда король провел в этом городе сейм со своими верными, был разослан указ и по всем соседним ярмаркам было объявлено, чтобы все под угрозой лишения королевской милости и смертной казни прекратили причинять тяготы, грабить селения и совершать разбои и чтобы все как знатные, так и бедные наслаждались миром и спокойствием. Итак, по окончании сейма король, проведя весьма секретное совещание, выступил в путь со своим войском и направился к Садске 14; он провел в этом походе много ночей, в течение которых бедным было причинено множество притеснений, и много деревень было лишено всех средств, и были совершены различные неслыханные преступления. Наконец, добравшись до Садски, он остановился в своем замке, говоря, что намерен отправиться в Моравию, а затем – в Венгрию; но исход дела показал иное.

Ведь когда близился праздник Вознесения Преславной Девы 15, а сын короля находился, между тем, в Пражском замке, король, отправив своих рыцарей, взял город 16 5 августа, как полагают, благодаря некоторым горожанам, которые его ему сдали, и в тот же после полудня вступил в него со своими людьми. Епископ Николай 17 торжественно вышел ему навстречу с меньшими братьями, и почтительно принял его с крестным ходом и огромной толпой людей обоего пола, и под звон колоколов по всем городским церквям, при великой радости народа провел его в церковь святого Франциска. А сын короля, который тогда находился в замке, понимая, что соглашение с его отцом полностью нарушено, и видя, что город взят вопреки его воле, передал Пражский замок под охрану своим верным, а сам перебрался в более безопасные места. Но те из его верных, которым была поручена охрана епископского двора 18, видя, что их сил не хватит для его защиты, ночью забрали оттуда все вещи, в ту же ночь подожгли его и, нагруженные разными вещами, бежали в замок. На следующий день 19 король, послав своих рыцарей, без всякого сопротивления захватил башню, которая расположена возле подножия моста, и еще дымившийся епископский двор и поставил в них гарнизон из храбрых мужей. Затем, проведя со своими людьми совещание и вторично нарушив соглашение, который он от чистого сердца обещал сыну и панам этой страны, он выстроил войско для штурма города Праги 20, расставив воинственных мужей с востока, с запада и с севера, чтобы они атаковали названный город и никому не давали ни входить в город, ни выходить из него. Он привел также нечестивцев из Йиглавы 21 и установил против города множество осадных машин; также госпожам он велел уйти из монастыря 22. Некоторые паны, которые были оставлены для обороны названного города, сопротивлялись всеми способами вместе со своими министериалами и мужественно защищали городские стены при помощи луков и баллист. Когда же настало Вознесение Преславной Девы, король предложил своим рыцарям и защитникам замка перемирие, чтобы никто, ни из его людей, ни из противников, не терпел в столь праздничный день каких-либо тягот или боли от какого-либо ранения. Однако, никому из жителей замка он так и не дал разрешения войти в город. Ввиду этого у людей, осажденных в замке, была столь сильная нехватка воды и был такой недостаток корма для лошадей и скота, что если бы осада замка затянулась на много дней, то и людям, и лошадям, и скотине пришлось бы умереть из-за отсутствия воды и недостатка пищи. Итак, по прошествии праздника Пресвятой Девы король и на следующий день спокойно и мирно праздновал в свое удовольствие и велел устроить великолепный пир для своих вельмож, клириков и мирян. Поскольку он в этот день, облачившись во все королевские наряды, пришел в церковь святого Франциска, то надел королевскую корону, возложенную ему на голову руками епископов, а именно, Пражского и Оломоуцкого, и таким образом, облаченный в королевскую мантию, держа в руках скипетр и державу, вошел в церковь, чтобы послушать священное таинство мессы, и набожно прослушал мессу, которую служил епископ Оломоуцкий, позаботившись о множестве свечей для этой службы ради королевской милости и расположения. По окончании этого все явились на пир, который был устроен согласно королевскому великолепию, и в котором приняли участие названные епископы и прелаты других церквей. А паны Чехии, одетые в разные пышные наряды, согласно долгу службы за свои лены, прислуживали на пиру подобающим образом. Король также послал за своим сыном и примкнувшими к нему баронами, чтобы они явились к нему как можно скорее и переговорили с ним о восстановлении мира и наилучшем положении страны. Сын, придя, наконец, к отцу, во всем подчинился ему, и на коленях просил его за всех панов, которые его оскорбили. Ввиду смиренности его просьб тот вернул сыну и панам полноту своей милости, и в тот же день со слезами даровал всем поцелуй мира. Между тем, сын, по увещеванию или, лучше сказать, ввиду нужды своих людей отдал в руки отца Пражский замок и другие крепости, и, полностью подчинившись отцу вместе со всеми своими людьми, доверился его милости, говоря, что он весьма охотно удовольствуется тем, чем его щедрость сочтет нужным, чтобы он довольствовался. Король, проведя по этому поводу множество совещаний, уступил сыну Моравскую марку со всем, что к ней прилегало, удержав за собой только половину монеты в Йиглаве, и таким образом позволил ему уйти от себя с милостивым разрешением. Затем король, проведя со своими верными полезное совещание, около предрассветных сумерек, в пятницу, которая тогда приходилась на 20 августа, пеший вступил в Пражский замок, предварительно изгнав всех, кто был стражами этого замка, и был там принят в воротах замка прелатами и церковным духовенством с крестным ходом, и с песнями и похвалами почтительно проведен в церковь под колокольный звон главных колоколов кафедральной церкви и крики народа и панов этой земли, которые тогда там были и кричали: «Господи, помилуй нас!». В то время как король находился в замке, господину епископу и каноникам кафедральной церкви была пожалована привилегия о всей свободе, о которой они просили; она была записана, скреплена королевскими печатями и в двойном экземпляре передана в руки епископа. Король же, пробыв в замке три дня и устроив все дела по своему усмотрению, на четвертый день, который пришелся на 24 августа, ранним утром вышел из замка и отправился в свои крепости, в которых имел обыкновение проживать прежде. По прошествии же четырех недель, когда король находился в крепости под названием Тыров 23, его сын пришел к нему с некоторыми панами, с намерением выпросить себе и своим верным еще большую милость, которую тот обещал сыну и панам через многих послов, если он придет к нему в названную крепость. А затем король, пользуясь удобным случаем, который давно представляли в своей душе, задержал своего сына и некоторых панов в этой крепости и, совершенно забыв про свои обещания, отправил своего сына под стражу в один сильно укрепленный замок 24. А панов этой земли он отослал в Пражский замок, строго приказав заточить их по разным темницам закованными в цепи двое на двое.


Комментарии

1. Вацлав I (ум. 1253 г. 23 сент.) – король Чехии в 1230 – 1253 гг.

2. Т.е. Пржемыслав I Оттокар, который умер 15 декабря 1230 г.

3. Следующие далее события произошли в 1248 г., как ясно из самого повествования. – Прим. нем. изд.

4. Пржемыслав II Оттокар (ум. 1278 г. 26 авг.) – король Чехии в 1253-1278 гг.

5. Об этих временах Оттокар в одном документе, написанном в 1256 г., который приводит Палацкий (II, 131), сообщает следующее: «Во время нашего угнетения и несчастья, а именно, когда жестокое гонение наших родителей, презрев доброту и без всякой нашей вины хотело изгнать нас за пределы нашей земли» и пр. – Прим. нем. изд.

6. 1249 г. – Прим. нем. изд.

7. 21 февраля. – Прим. нем. изд.

8. Т.е. в монастыре Страгов. – Прим. нем. изд.

9. Жатец – город на севере Чехии, на р. Огрже.

10. Литомержице – город в долине рек Эльбы и Огрже, в 72 км от Праги.

11. Иннокентий IV (Синибальдо де Фиески) – римский папа с 25 июня 1243 г. по 7 декабря 1252 г.

12. Письмо Иннокентия IV к Конраду, епископу Мейсена, от 22 апреля 1249 г. есть у Бочека, III, 106. В нем можно прочесть следующее: «Но он (Оттокар), привлеченный и совращенный беззаконными уговорами некоторых баронов Чешского королевства, вместе с ними жестоко преследует названного короля и нападает на него вражеским гонением, и к ущербу для своей особы и положения этого королевства пагубным образом заключил договор о дружбе и союзе с Конрадом, сыном бывшего императора Фридриха, а также с герцогом Баварии и другими гонителями церквей; и во всем этом, как говорят, была рука епископа Пражского и некоторых других церковных особ этого королевства». К этому следует добавить еще одно письмо о разрешении короля от клятвы, которую он давал сыну об уступке королевства. – Прим. нем. изд.

13. Вильгельма II, графа Голландии. – Прим. нем. изд.

14. Садска – город в 7 км к юго-западу от Нимбурка.

15. 15 августа. – Прим. нем. изд.

16. Т. е. Старый город (Альтштадт) ("Старе место"). – Прим. нем. изд.

17. Николай (ум. 1258 г. 17 янв.) – епископ Пражский в 1240-1258 гг.

18. Той части города, которая сегодня называется Kleinseite ("Малая страна"). – Прим. нем. изд.

19. 6 августа. – Прим. нем. изд.

20. Вернее, Пражского замка. – Прим. нем. изд.

21. Йиглава – город на юго-востоке Чехии, административный центр края Височина. – Имеются в виду горняки из Йиглавы, которые работали там в рудниках и имели опыт в изготовлении осадной техники. – Прим. нем. изд.

22. Святого Георгия. – Прим. нем. изд.

23. Расположен в Пльзеньском округе, в 15 милях от Праги. Пубичка, IV, 2, стр. 238. – Прим. нем. изд.

24. В Фрауэнберг. – Прим. нем. изд.

Текст переведен по изданию: Wenceslai I. regis historia. MGH, SS. Bd. IX. Hannover. 1851

© сетевая версия - Thietmar. 2013
© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. В. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1851