Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ВИКТОР ТОННЕНСКИЙ

ХРОНИКОН ВИКТОРА

VICTORIS TONNENNENSIS EPISCOPI CHRONICA

С того времени, до которого Проспер, благочестивый муж, сделал расчёт по порядку минувших лет: к его [сочинению] мы добавили ниже следующее.

Итак, в консульство Феодосий XVIII и Альбина (444)

Епископат антиохийской церкви после Иоанна наследовал Домн.

В консульство Аэция III и Симмаха (446)

В консульство Каллипия III и Ардабура (447)

Стал известен Евтих, пресвитер и архимандрит одного из константинопольских монастырей, который основал ересь своего имени. Ведь он объявлял, что господь наш Иисус Христос таким образом рождён Марией, вечно девственной матерью, что ничего от человеческой природы в нём нет. Он был приглашён на синодальное собрание, проходившее в Константинополе под председательством святого Флавиана, епископа этого города, и, поскольку он не захотел признать, что Христос после рождения из Непорочной Девы двухприроден и плотью единосущен нам, был осуждён вместе со своим лжеучением. Этот [приговор] укрепил апостольским властью святой римский первосвященник Лев. [Итак,] это [решение] поддержали при покровительстве императора Феодосия, [следующие] главы [церковных] престолов: Лев римский, Диоскор александрийский, Диакон антиохийский, Ювенал иерусалимский и Флавий константинопольский.

В консульство Постумиана и Зенона (448)

Второй Вселенский собор собирается в Эфесе, на котором, пользуясь благоволением императора, главенство захватывает александрийский епископ Диоскор; он, несмотря на состоявшееся справедливое осуждение, оправдал Евтиха и [своей] нечестивой властью, при возражении представителей апостольского престола, осудил его противников, учивших о двух природах во Христе: Флавиана константинопольского, Евсевия [епископа] Дорилеи, Феодорета [епископа] Кира, Ибу эдесского и прочих других; весь собор он заставил подчиниться себе, пользуясь недовольством монахов и военной силой.

В консульство Астурия и Протогена (449)

Король гуннов Аттила, после того как был побеждён в сражении дуксом Августа Валентиниана и, обратившись в бегство, восстановил силы, лавиной обрушился на Италию. Его злодеяния римское государство пресекло заключением мира. Этот Аттила, приняв посольство папы Льва, не только отказался от разорения республики, но и, даровав мир, ушёл обратно за Данувий.

В консульство Валентиниан 7 и Авиен (450)

1. В Константинополе на 62 году своей жизни умирает император Феодосий.

2. Убит препозит императора Хрисафий, для недобрых дел употреблявший свою дружбу с Евтихетом 1; при согласии всего государства императором стал Маркиан.

3. 47 [император] римлян, Маркиан царствует в течение 5 лет и 6 месяцев. Заботясь с самого начала своего правления о [восстановлении] мира среди церквей, он [своей] императорской властью объявляет о созыве собора в Халкедоне.

4. Главенство над константинопольской церковью после Флавиана наследует Анатолий.

В консульство Августа Маркиана (451)

За 8 дней до октябрьских календ [при участии церковных] глав: Льва римского, Диоскора александрийского, Максима антиохийского, Ювенала иерусалимского и Анататолия константинопольского, в Халкедоне собирается Вселенский собор 630 эпископов, на котором отменяются постановления Второго эфесского [собора], осуждаются Евтих вместе со своими покровителем Диоскором, епископом александрийским, и Несторием, оправдываются кафолические первосвященники, несправедливо осуждённые тем же Диоскором на выше названном втором эфесском соборе, а также [заново] разъясняется символ вер святых отцов, которые собирались на святых соборах никейском, константинопольском и Первом эфесском. Итак, когда все эти определения и решения всего собора были обрели силу, когда были восстановлены в своих церквях Евсевий [епископ] Дорилеи, Феодорет [епископ] Кира и Иба эдесский и были изгнаны те, которых вместо них поставил еретик Диоскор, было упорядочено всё, что касается положения церкви и были приняты определённые ограничения.

В консульство Опилиона и Винкомала (453)

1. Когда Диоскор был отправлен в изгнание в Гангру, главенство над александрийской церковью наследовал Протерий.

2. В то же время умирает Аттила. Пока его сыновья борются за царскую власть, гунны [сначала] подвергаются разорениям, а потом теряют главенствующее положение [среди других народов].

В консульство Аэция и Студия (454)

Патриций Аэций во дворце, поражённый вначале рукой Августа Валентиниана, [вслед за этим] погибает ужасной смертью от мечей обступивших [его убийц]; [там же] и таким же образом был убит префект Боэций.

В консульство Валентиниана VIII и Антемия 455

В Риме на Марсовом поле в результате интриг патриция Максима и препозита Гераклия погибает император Валентиниан. Этот же Максим, бывший консул и патриций, захватывает на 67 дней его [Валентиниана] императорскую власть. Таким образом, он раскрыл зло, которое скрывал. Вскоре он женился на вдове Валентиниана, не позволив [ей даже] оплакивать кончину своего супруга.

Однако вслед за этими злодеяниями последовали ещё более ужасные [события], когда [Максим], боясь прихода короля вандалов Гензерика, позволил всем желающим покинуть Город: а [сам] он прежде, чем успел совершить бегство, которое замышлял, был убит, разорван на части и брошен в Тибр.

На третий день после гибели Максима король вандалов Гензерик вступает в Рим и, [подвергая его грабежу] в течение 14 дней, лишает всех богатств, а также увозит с собой оттуда дочерей и жену Валентиниана и много тысяч пленных. Благодаря вмешательству папы Льва [город] избежал пожара, истязаний и резни (incendio tormentis et gladio).

На 75 день после захвата [Рима] в Галльских [провинциях] императорскую власть Авит обретает, человек совершеннейшей простоты.

В консульство Иоанна и Варана (456)

Патриций Рикимер побеждает Авита [и], пожадив его невиновность 2, делает [его] епископом города Плацентии.

В консульство Константина и Руфа (457)

1. В Константинополе умирает император Маркиан. После него императором становится Лев.

2. 48 [император] римлян Лев царствует в течение 16 лет.

3. Александрия и Египет, охваченные лжеучением Диоскора, отвергают постановления халкедонского собора. Сторонники Диоскора (populus Dioscoritanus), подняв восстание во главе с Тимофеем по прозвищу Эллур, убивают первосвященника Протерия, наследника Диоскора и стража постановлений халкедонского собора, за 6 дней до апрельских календ, в 6 праздничный день последней седьмица поста, [в день], в который наш Спаситель и Господь был распят иудеями 3. Ведь тогда [в тот год] Пасха Господня праздновалась, когда [наступил] 4 день до апрельских календ.

Итак, когда был убит Протерий, выше названный Тимофей по прозвищу Эррул, противник халкедонского собора, подчиняет себе его [Протерия] епископат и церковь.

В консульство Льва Августа (458)

1. В Риме императорскую власть обретает Майориан.

2. Захватчик (incubator) александрийской церкви Тимофей подвергает преследованиям сторонников халкедонского собора.

В консульство Патриция и Рикимера (459)

Иерусалимский епископ Ювенал вооружается посланиями римского первосвященника Льва против лжеучения Евтиха и Диоскора.

В консульство Магна и Аполлония (460)

По предписанию первосвященника Льва епископ Тимофей, убийца епископа Протерия, едва ли не с боем (vix a caede) отторгнут от престола александрийской церкви и сослан в Херсону; и через 5 месяцев после этого на его место епископом александрийской церкви рукополагается другой Тимофей по прозвищу Салафакиарий, защитник халкедонского собора.

В консульство Гадалайфа и Северина (461)

В консульство Льва Август II (462)

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Вивиана (463)

1. Епископом карфагенской церкви после Капреола рукополагается Кводвульдеус, а после Кводвультдеуса и Деогратия – Евгений.

2. В Риме убит Майориан и в июльские ноны императорскую власть обретает Север.

В консульство Олибрия и Рустика (464)

Король вандалов Гензерик после бедствий, [нанесённых им] многим провинциям, после разорения и казней христианcкого люда (Christiani… populi) в Африке умирает на 40 году своего правления. После него в течение 7 лет и 5 месяцев царствует его сын Гуннерих. Этому Гуннериху [его] отец Гензерик отдал в жёну дочь Валентиниана, которую пленницей вывез из Рима.

В консульство Гермии и Василиска (465)

1. Епископат антиохейской церкви после Максима наследовал Александр.

2. Иерусалимскую же церковь после Ювенала возглавляет Анастасий.

В консульство Льва Августа III (466)

Объятый арианским безумием, король вандалов Гуннерих [ещё] более, чем отец, подвергает преследованиям кафоликов в Африке: он закрывает христианские церкви и отправляет кафолических священников в изгнание.

В консульство Пусея и Иоанна (467)

1. На небе в течение 40 дней появлялся знак из облака в виде копья.

2. В Риме императорскую власть захватил Антемий.

В консульство Льва Августа IV и Антемий II (468)

Август Лев, побуждённый суппликациями 4 (общим молебствием) египтян, чтобы был созван собор, который бы расследовал свершения халкедонского собора, всем по отдельности церковным главам, дабы узнать веру каждого, тайно отправил послания и от всех получил письма [настолько] согласные [между собой], словно [написанные] одним человеком 5, чего никак не могло быть, и [таким образом] всё больше и больше укреплялись в своём постоянстве [сохранения] свершений халкедонского собора. [В подтверждение этого] существуют то, что по-гречески называется «Энкиклии» («Основания знаний [о вере]»).

В консульство Зенона и Мартиана (469)

Епископат римской церкви после Льва наследовал Гиларий.

В консульство Иоанна и Севера (470)

Август Лев провозглашает (facit) Цезарем Патриция, сына Аспара 6.

В консульство Льва Августа V и Пробина (471)

В Константинополе по приказу Августа Льва казнены Аспар и двое его сыновей, Цезарь Патриций и Ардабурий.

В консульство Льва Августа VI и Пробина 7 (473)

1. Август Лев провозглашает Цезарем своего внука Льва [младшего], сына своей дочери, жены Зенона, и [после этого] правит [ещё] два года.

2. Епископом римской церкви после Гилария рукополагается Симплиций, а после Симплиция – Феликс.

3. В епископате константинопольской церкви Анатолию наследует Геннадий, а Геннадию – Акакий.

4. Епископом антиохийской церкви после Александра рукополагается Мартирий, а после Мартирия – Юлиан.

5. Епископом же иерусалимской церкви после Анастасия был Мартирий.

6. При этих консулах Олибрий прибывает в Рим и, хотя царствовал Антемий, при поддержке патриция Рикимера получил императорскую власть. Когда об этом стало известно, Антемий, обратившись в бегство, был убит.

7. А спустя несколько дней был убит Геркулан, сын Ореста, вместе со своим отцом захвативший власть, и его королевскую власть обретает Непот 8.

В консульство Августа Льва младшего (474)

1. В Константинополе умер Август Лев старший.

2. Вопреки обычаю Зенон коронуется своим [сыном] Августом Львом в Септиме 9.

3. 49 [император] римлян Зенон царствует в течение 17 лет.

[В год] после консульства Августа Льва младшего (475)

1. [Поскольку] Зенон желал погубить Августа Льва, своего собственного сына, и овладеть его императорской властью, Августа Ариагна, жена [Зенона], вместо [сына] другого, похожего [на него] мальчика уморила, а самого Августа Льва тайно постригла в клирики одной из церквей Константинополя. Этот Лев прожил вплоть до времени императора Юстиниана.

2. В то же консульство в Константинополе Василиск 10 вместе со [своим] сыном Марком, совершив переворот (cum tyrannide), обретает императорскую власть.

3. Август Зенон бежит в Исаврию, откуда был родом, и [туда же] за ним по морю, в самое опасное зимнее время последовала Августа Ариагна.

4. При этих консулах тиран Василиск, издав закон, осудивший решения халкедонского собора, постановляет защитить и оправдать решения Второго эфесского [собора].

5. Епископ Тимофей по прозвищу Эллур, убийца и наследник Протерия, возвращается из изгнания в Херсоне и вновь захватывает [престол] александрийской церкви, после того как бежал другой епископ Тимофей по прозвищу Салафакиарий, страж халкедонского собора.

В консульство тирана Василиска и Армата (476)

На двадцатый месяц [после бегства] Август Зенон, собрав войско, возвращается из Исаврии в Константинополь. Он вновь обретает императорскую власть, а Василиска вместе с [его] сыновьями и женой отправляет в изгнание в [крепость] Сасем в Каппадокии, и [тот] именно там несчастным образом завершает [свою] жизнь 11.

[В год] после консульства С[ветлейшего] М[ужа] Армата (477)

1. Умер Тимофей Эллур, враг халкедонского собора и убийца епископа Протерия, и главенство над александрийской церковью возвращает себе другой Тимофей, Салафакиарий, страж халкедонского собора.

2. Так и в иерусалимской церкви Мартирию наследует епископ Саллюстий 112.

3. Епископом же антиохийской [церкви] после Юлиана, который был приемником Мартирия, рукополагается Пётр по прозвищу Фуллон.

В консульство Августа Зенона (479)

1. Король вандалов Гуннерих, начав чрезвычайное преследование [кафоликов] по всей Африке, [карая их] суровым изгнанием, ссылает в Тубуны, Марк, Ниппы и в другие пустынные части уже не только священников и клириков всего [церковного] сословия, но и монахов и мирян – [числом] около четырёх тысяч; также он отрезает языки и [таким образом] творит исповедников и мученников. Эти исповедники, – хотя языки [их] совершенно под корень (perfecte finem) отрезаны, – [чудесным образом] могли говорить, о чём свидетельствует царственный город [Константинополь], где упокоились их тела 13.

Тогда же за 8 дней до октябрьских календ славным мученичеством коронуется Лет, епископ церкви города Непта, а также после сурового изгнания в пустыню [и] множества [перенесённых] несчастий и наказаний становится знаменитым епископ карфагенской церкви Евгений.

2. Этот Гуннерих посреди бесчисленных, [вызванных] его нечестивостью бедствий, которые он насылал на кафоликов, несчастным образом на восьмом году своего правления умер от истечения всех внутренностей, как и его [духовный] отец Арий 14. [Гунериху] наследовал Гунтамунд: он царствовал в течение 12 лет. [Гунтамунд] тотчас вернул наших из ссылок.

[В год] после третьего консульства Зенона (480)

Умирает Тимофей по прозвищу Салафакиарий, страж халкедонского собора, и вместо него епископом александрийской церкви рукополагается Иоанн, пресвитер и эконом (казначей) Табеннесиотско го [монастыря] 15, [также] страж халкедонского собора. [Однако] по приказу принцепса Зенона изгнав его, [престолом] александрийской церкви овладел Пётр, рукоположенный еретиками при [законном] главенстве (superstite) Тимофея Салафакиария. Он тотчас при благоволении принцепса Зенона с церковной кафедры публично осудил халкедонский собор. Он стёр имена Протерия и Салафатиатия с церковных таблиц и вписал [имена] Диоскора и Тимофея Эллура, который убил Протерия, а также, вытащив из церкви тело вышеназванного Тимофея Салафакиария, бросил [его] в пустыне за пределами города.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Трикундия (482)

Император Зенон, отравленный ядом евтихианской ереси, просредством «Энотикона» («Призыва к единству»), выпущенного от его имени, примирив константинопольского [епископа] Акакия с епископами Петром александрийским и Петром антиохийским, хулителями (damnatoribus) халкедонского собора, оскверняет себя единением с теми и отступает вместе с ними от истинной (кафолической) веры.

[В год] после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Трикундия (483)

Тиран Леонтий в результате интриг патриция Илла, устроив переворот (cum tyrannide), обретает императорскую власть в Исаврии.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Теодориха (484)

Глава римской церкви Феликс пишет [всем] монахам и клирика, пребывающим на Востоке, в Египте и Вифинии, чтобы они избегали александрийского епископа Петра, врага халкедонского собора, и его сторонников, как еретиков.

[В год] после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Теодориха. (485)

Восточные епископы, кроме немногих, из-за Зенонова «Энотикона» осквернив себя единением и согласием с епископами Петром александрийским, Петром антиохийским и Акакием константинопольским, отрекаются от халкедонского собора.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Лонгина (486)

Константинопольский епископ Акакий, разгневанный (admonitus) на письма главы римской церкви Феликса, [убеждающих] его отказаться от единения и сообщества с хулителями халкедонского собора, заключает послов [Феликса] под арест (custodiae mancipat).

[В год] после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Лонгина (487)

Главой римской церкви Феликсом и собором, собравшимся в Италии, осуждаются епископы Акакий константинопольский, Пётр александрийский [и] Пётр антиохийский, враги халкедонского собора, – а само осуждение, после того как послы [с ним] были отправлены [в Константинополь], передаётся Акакию Басаном и Дием, монахами акимитских монастырей 16.

Во второй [год] после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Лонгина (488)

1. На Кипре было обнаружено тело святого апостола Варнавы, а также после того, как само [его тело] было извлечено [из могилы], [там же] было найдено «Благовестнование (Евагелие) от Матфея», записанное его рукой.

2. Ужасным образом погибают тиран Леонтий и Патриций, захваченные в результате предательства в плен и [заключённые в] крепость.

3. Проклятым (sub damnatione) умирает антиохийский [епископ] Пётр и на его место рукополагается Стефан, которого константинопольский [епископ] Акакий убивает через своих сторонников (satellites) 17 и рукополагает вместо него Календиона.

Восточные же епископы, словно не зная [об этом] 18, посвящают в епископы этой, Антиохейской церкви Иоанна по прозвищу Кампаней, которому наследовал еретик Пётр.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Евсевия (489)

Проклятым умирает константинопольский епископ Акакий и вместо него рукополагается епископом Флавин; когда тот умер на третьем месяце после возведения [в сан], ему в епископате наследует Евфемий, страж постановлений халкедонского собора.

В третий [год] после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Лонгина (490)

1. Проклятым умирает захватчик александрийской церкви Пётр, епископат и ересь которого наследует Анастасий.

2. Антиохийский епископ Календион получает из [города] Филиппополя в Македонии останки своего предшественника и исповедника епископа Евстахия и с высшим почётом доставляет [их] в Антохию.

3. В то же [самое] время за рекой Евфрат Анниан молитвой исцеляет больных подагрой, Авксенций избегает демонов, [а] Даниил, Анастасий, Виндемиол, Манасс, Север и другие [отшельники, живущие] в различных пустынных местах, прославились благодаря [своим] разным добродетелям и дару пророчества.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Олибрия (491)

1. В Константинополе на 42-м году своей жизни умирает император Зенон. Вдова Зенона, Августа Ариагна объявляет императором силентиария 19 Анастасия, иллирийца, [чьим] отцом был [католик] из Диррахия, а матерью – [некая] арианка. [Поскольку] про Анастасия было известно, что он верой, а, точнее, неверием, уже далёк от [своего] отца, он был принуждён по настоянию константинопольского епископа Евфемия [до коронации] письменно пообещать, что не совершит ничего во вред апостольской вере и халкедонскому собору. Епископ Евфемий получает [императорское] собственно ручное написанное свидетельство (chirographum) и помещает [его] в архив церкви.

2. 50 [император] римлян Анастасий царствует в течение 27 лет. Он, обретя императорской властью, силой отнимает у епископа Евфемия свою расписку и начинает проявлять безжалостную свирепость по отношению к епископам-защитникам халкедонского собора.

Между тем, когда после смерти антиохийского епископа Петра, который при [законном] главенстве Календиона, защитнике халкедонского собора, был рукоположен еретиками [ещё] во времена императора Зенона, [сам Каледион] изменил мнение [народа о себе] в худшую сторону, так что тот идёт от плохого к более худшему, и что вместо него [антиохейским епископом] должен рукополагаться Палладий.

В консульство Анастасия и Руфа (492)

1. [Епископу] римской церкви Феликсу наследует Гелазий, а Гелазию – Анастасий. Александрийскую же [церквь] возглавил еретик Анастасий. [Епископом] антиохийской церкви при [законном] главенстве Календиона стал Палладий, а [епископом] Иерусалима – Саллюстий.

2. Константинопольский епископ Евфемий, предвидя коварство (calliditate) императора Анастасия, созвал собор, [который] подтверждает постановления халкедонского собора.

В консульство Астерия и Пресидия (494)

Александрийский епископ Иоанн, прибыв из Рима, умолял императора Анастасия, чтобы тот ради [их] старинной дружбы вернул ему его [церковный] престол 20. Однако поскольку [Иоанн] был защитником халкедонского собора, он, ничего не добившись, тайно вернулся в Рим, откуда прибыл.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Виатора (495)

1. После того, как разгорается исаврийская война, казнены тираны Афенодор и Лонгин 21.

2. Умершему александрийскому [епископу] Афанасию наследует Иоанн по прозвищу Мула. [Однако] когда он умер через несколько дней [после рукоположения], ему наследует другой епископ Иоанн по прозвищу Никета.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Павла (496)

Император Анастасий, созвав собор еретиков, подтверждает «Энотикон» Зенона, отстраняет [от епископата] константинопольского епископа Евфемия, стража халкедонского собора, отправив его в изгнание в Евхалиду, и делает [Константинопольским епископом] вместо него Македония.

В консульство Августа Анастасия (497)

1. Константинопольский епископ Македоний на созванном соборе осуждает тех, кто поддерживает постановления халкедонского собора, и тех, кто противодействует [ереси] Нестория и Эвтиха.

2. Умершему римскому епископу Анастасию наследует Симмах, но [одновременно] другой частью [клира] рукополагается Лавренций. Поскольку [Лавренций] не захотел удовлетвориться [быть] епископом города Нукерии, он, когда в Риме был созван собор, был изгнан из священного собрания 22.

3. Умирает Палладий антиохийский и вместо него епископом рукополагается Флавиан. Иоанн по прозвищу Никета всё ещё председательствовал в александрийской церкви. А главенство иерусалимской [церкви] после Саллюстия наследует Илия.

4. После смерти в Карфагене короля вандалов Гунтамунда, в течение 27 лет и 4 месяцев царствует Трасамунд. И он, охваченный арианским безумством, преследует кафоликов, закрывает католические церкви и со всей Африки высылает на Сардинию в изгнание 120 епископов.

5. В это же время воссиял в нашей вере епископ города Руспа Фульгенций 23.

В консульство Иоанна Скифы и Павла (498)

Некий арианин Олимпий, в банях, называемых Гелианскими, в Царственном городе [Константинополе], хуливший святую и единосущную троицу, был поражён в бассейне с холодной водой тремя огненными дротиками – [то] незримо сотворил ангел, – и завершил [свою] жизнь нечестивым и необыкновенным образом.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Гиббона (499)

Император Анастасий [при содействии] первосвященников Флавиана антиохийского и Филоксена иерополитского созывает в Константинополе собор и убедждает предать анафеме епископов Диодора тарсского, Феодора мопсвестского и их сочинения, а также епископов Феодорита кирского, Ибу эдесского, Андрея, Евхерия, Кира, Иоанна и на прочих других 24, кто провозглашал, что во Христе две природы и два облика, и кто не признаёт, что из Троицы один был распят, а также вместе с теми и римского епископа Льва и его труд, и [наконец, сам] халкедонский собор.

В консульство Патриция и Гипатия (500)

Некий Барбас, епископ арианской ереси, [однажды] зазнавшись, вопреки правилам сказал над тем, кого должен был окрестить: «Крестит тебя Барбас во имя Отца через Сына в святой Дух 25» – [и] тотчас вода, в которой он собирался крестить человека, пропала, а сосуд, в котором была вода, разломался сам [собой]. Тот, кто должен был быть окрещён, увидев это, тотчас бежит к кафолическому [епископу] и принимает крещение правильно.

В консульство Авиена и Помпея (501)

Император Анастасий епископа Македония вместе с теми клириками, которые не пожелали осудить решения халкедонского собора, отторгает от церкви (ab ecclesia rapit) и отправляет в изгнание, а вместо [Македония] делает епископом пресвитера Тимофея, который тотчас присоединяется к осуждающим халкедонский собор.

В консульство Авиена младшего (502)

Произошло мощное землетрясение вместе сильными грозами, громом и градом, вызванное движением всего неба и земли.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Цетега (504)

Антиохийский епископ Флавиан, поздно раскаявшись, покидает императора Анастасия и, оставив свой престол, удаляется в поместье, называемое Платан. Взамен ему император Анастасий предлагает избрать Севера, врага халкедонского собора, [чем] вызвыет сильное возмущение (scandala magna) Восточной церкви.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Феодора (503)

Умирает карфагенский епископ Евгений, исповедник 26. Епископы Юлиан бостерский и Иоанн палтский добровольно покидают свои церкви и вместо них избираются другие.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Мессаллы (505)

В Константинополе по приказу императора Анастасия опровергаются и исправляются святые Писания, словно они были сочинены неграмотными евангелистами (ab idiotis evangelistis).

В консульство Венация и Келера. (508)

Нечистые духи овладевают населением Александрии и всего Египта, равным образом и простолюдинами и знатными, рабами и свободными, клириками и монахами, [всеми], за исключением чужеземцев. Они, лишившись [способности] говорить по-человечески, стали лаять, как псы, и днём и ночью, так что их, заковав в железные оковы, позже относят к церквям, чтобы они вновь обрели разум, – ведь они все искусали [свои] ладони и руки до локтей. Собравшимся же там [людям] из толпы явился ангел в образе мужа, который сказал, что это нашло на них за то, что они предали анафеме халкедонский собор, [и] грозил, что потом ещё [будет] нечто, чего они не способны предвидеть.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Венанция младшего 27

Царь персов Кавадес благодаря молитвам христианских священников захватывает крепость Зундабар, которая со дня [своего] основания была наполнена множеством сокровищ, преданная бесовским львам 28 и охралась стражей, так что никакой [враг] никогда не мог проникнуть внутрь; [Кавадес же], проникнув, вывез оттуда все богатства.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Импортуна младшго 29 (509)

Иерусалимский епископ Илия, страж халкедонского собора, не пожелав в соответствии с распоряжением императора Анастасия присоединиться к Северу антиохийскому, врагу апостольской веры, принуждён [отправиться] в изгнание в Паракскую крепость. И вместо него епископом-хранителем креста [Христова] рукополагается Иоанн, который тотчас присоединился к Северу антиохийскому и осудил халкедонский собор.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Боэция (510)

Виталиан 30, сын Патрикиола, видя разрушение кафолической веры, осуждение халкедонского собора, изгнания православных епископов и замены [их] на еретиков, собрает сильное войско храбрых людей и идёт войной против власти Анастасия 31.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Феликс (511)

Комит Виталиан в произошедшей битве, когда погибло 65 тысяч человек из римского войска, захватывает живым магистра римской армии Гипатия, племянника принцепса Анастасия, и, [заковав] его в бронзовые оковы, бросает в каменный мешок тюрьмы, а позднее четвертует 32.

В консульство Павла и Мускиана (512)

Царь сарацин Аламундар, крещенный защитниками халкедонского собора, чудесным образом составив варварский силлогизм и опровергнув [тем самым] феопасхитских епископов, посланным [к нему] с письмами Севером антиохийским, доказывает, что Бог бессмертен.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Проба (513)

По приказу императора Анастасия Платон, префект города [Константинополя], и Максим, взойдя на трибуну церкви святого Федора, в гимне, который греки называют Трисагион («Трисвятой»), добавляют по-новому [слова]: распятый на кресте ради нас 33. И в то время, когда по форуму Константина к главной церкви шли певшие это, внезапно облака над ними вместо дождя стали сыпать пепел и засыпали весь город и провинцию 34.

Из-за этого изменения [в гимне] Константинополь охватило множество бедствий и много людей погибло страшным образом. Толпы как прасинов, так и венетов 35, объединившись против императора Анастасия, посреди тысяч несправедливостей и злодеяний устроили пожар в городе, [и] город был сожжён от так называемой Халы 36 вплоть до форума Константина вдоль по улице 94-х колонн.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Сенатора (514)

Комит Виталиан, прибыв в Константинополь с сильным отрядом варваров, укрепился (sedit) в Состене 37: когда у него запросили [мир], он обещаего его императору Анастасию только при условии, если тот вернёт на свои престолы защитников халкедонского собора, отправленных в изгнание, и объединит все церкви Востока с римской церковью.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Флоренция (515)

1. Угны (Ugni) 38, [пройдя] через Армению, безжалостно разорили Каппадокию, Галатию и Понт.

2. В то же время Евфемий, константинопольский епископ, в Анкире в [области] Галатия, а также августа Ариагна в царственном городе [Константинополе] перешли из этой жизни [в мир иной].

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Петра (516)

Все архимандриты и монахи, [живущие] в пустыне за пределами Палестины, за рекой Иордан написали императору Анастасию о [своём] отношении к халкедонскому собору, а также против нечестивых дел (impietates) антиохейского епископа Севера.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Агапита (517)

1. Умирает александрийский епископ Иоанн, и вместо него рукополагается Диоскор.

2. Константинопольский епископ Тимофей, враг халкедонского собора, умирает в 5-й день месяца апреля и передаёт епископат своему синкеллу (?) и пресвитеру Иоанну Каппадокийцу. Его Анастасий [ещё] до рукоположения принуждает [к тому], чтобы тот осудил халкедонский собор.

В консульство Агапита II и Магна (518)

1. Император Анастасий, бегая по дворцу в страхе перед громом, был поражён ударом молнии [и] умирает в спальне, в которой прятался. Он с позором, без обычных похоронных обрядов [был] положен в могилу на 88 году жизни.

2. 51 [император] римлян Юстин царствует в течение 7 лет [и] 9 месяцев; он был иллирийцем, католиком, горячим сторонником (amator) и защитником халкедонского собора. Его жена звалась Лупициной; позднее жители Константинополя называли её Евфелией; его племянник по имени Юстиниан исполнял [обязанности] кандидата армии (candidati militia).

В консульство Юстина и Гераклия (519)

Препозит Амантий, подстрекая народ к мятежу, желает, чтобы императором [был] другой [человек] 39. По приказу императора Юстина он казнён вместе с кубикулярием Андреем, [а тело его] сброшено в клоаку (rheuma).

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Рустициона (520)

1. Иоанн, который ранее Юстина был избран для императорской власти, рукополагается епископом [города] Гераклеи во Фракии.

2. И Юстиниан, племянник Юстина, из кандидата назначается ординарным магистром (военачальником) армии.

В консульство Валерия и Юстиниана (521)

1. Умершему епископу александрийской церкви Диоскору наследует Тимофей. Во главе же антиохейской церкви был вождь (princeps) Север 40, а во главе иерусалимской – Иоанн.

2. Император Юстин при подобащем удовлетворении (sub digna satisfactione) [обеих сторон] объединяет вместе с западными первосвященниками [всех] восточных епископов, кроме немногих понтификов, замешанных в прежней ереси: умершего Акакия константинопольского, Пётра александрийского и Пётра антиохийского; также он воскрешает постановления халкедонского собора, от которых отреклись во времена императоров Зенона и Анастасия.

В консульство Симмаха и Боэция (522)

Виталиан, после того, как была дана клятва в верности, возвращается в Константинополь; Август Юстин, высказав [ему] благоволение, делает его магистром армии и позволяет принять консульство.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Максима (523)

1. В Карфагене умирает король вандалов Трасамунд. Его жена Амалафрида, бежавшая к варварам [после] произошедшего сражения 41, захвачена в плен в [городе] Капсе на краю пустыни и, как частное лицо, умирает в тюрьме.

2. [Король вандалов] Хильдерик, который был рождён дочерью императора Валентиниана, взятой в плен Гизериком [в Риме] 42 и отданной [им] в жёны [своему сыну] Угнериху, царствовал в течение 7 лет и 5 месяцев. Итак, он прежде, чем стал королём, дал клятву своему предшественнику Трасамунду, что он во время своего царствования не откроет церкви для кафоликов и не будет восстанавливать [их] права (privilegia). Однако [Хильдерик] ещё до того, как начал править, чтобы не наступили сроки исполнения клятвы, приказывает вернуть из изгнания католических священнослужителей, открыть церкви [для кафоликов] и по требованию всего города посвящает в епископы карфагенской церкви Бонифация, хорошо разбирающегося (strenuum) в божественном учении.

3. В Константинополе во дворце, в месте, которое по-гречески называется «Дельфика» 43, был убит Виталиан, как говорят, в результате интриг патриция Юстиниана.

В консульство Августа Юстина и Апиона (524)

Умершему Симмаху епископат римской церкви наследует Гормизда. Во главе александрийской церкви всё ещё стоял Тимофей. Противник халкедонского собора, [епископ] антиохийской церкви Север бежит, когда его, чтобы покарать, стал разыскивать император Юстин, – и на его место был поставлен Павел. Во главе иерусалимской церкви был Иоанн. [Главенство] же над константинопольской церковью Иоанну наследует епископ Епифаний.

[В год] после консульства Юстина и Апиона (525)

Август Юстин из-за суппликаций (всеобщего молебствования) сенаторов, против воли, делает [своего] племянника Юстиниана Цезарем.

В консульство Филоксена и Проба (525)

В консульство Марботия (527)

1. Умирает император Юстин.

2. 52 [император] римлян Юстиниан царствовал в течение 39 лет [и] 7 месяцев. У него была жена по имени Феодора.

В консульство Августа Юстиниана (528)

По приказу этого императора восточные церкви официально (publica voce) принимают применительно для существующих священнодействий [решения] четырёх соборов: никейского, константинопольского, первого эфесского и халкедонского, а также символ веры 150 отцов.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Деция (529)

Партия (factio) Августы Феодоры, не считая никого из страдальцев Троицы за такового, высшим обязательным распоряжением для всех заставила полностью это принять и силой потребовала от монахов и клириков согласиться с этим. По этой причине очень многие отошли от церкви, а монахи покинули свои монастыри, считая достаточным для себя символ веры тех, кто был на четырёх выше названных соборах.

В консульство Лампадия и Ореста (530)

Схвачен Ипатий, племянник императора Анастасия, в результате овладевший властью в Константинополе, [и при этом] во время циркового представления войсками (militari gladio) вырезано много тысяч людей 44; ночью его убивают вместе с [его братом] Помпеем, [а тело] сбросывают в клоаку.

[В год] после консульства Лампадия и Ореста (531)

В Африке Гелимер в результате переворота овладевает королевской властью. Вступив в Карфаген, он лишает власти короля Хильдерика и бросает [его] вместе с сыновьями в тюрьму, а также предаёт казни (perimit) Оамера Асдинга 45 и множество знатных людей.

Во второй год после консульства Лампадия и Ореста (532)

Магистер римского войска Велизарий, в двух сражениях потерпев поражение, в третьем сражении чудесным образом победил персидское [войско].

В третье консульство Августа Юстиниана (533)

Тиран Гелимер в провинции Африка предаёт безжалостным казням многих знатных людей, а также через Бонифация (per Bonifacium) конфискует имущество многих.

В четвёртое консульство Августа Юстиниана (534)

1. Император Юстиниан после встречи с епископом Летом, [ставшего] мучеником по вине короля вандалов Гунериха, отправляет в Африку против вандалов войско во главе с магистром армии Велизарием. Велизарий же, победив их в сражении, убивает братьев короля Гунтимера и Гебамунда Асдингов; когда же сам король Гелимер обращается в бегство, Велизарий возвращает Африку [под власть римлян] на девяносто седьмом году после вторжения вандалов 46.

Во время этого похода Велизария ещё прежде, чем произошло [само] столкновение, тиран Гелимер убивает короля Хильдерика и некоторых членов (affinibus) 47 его рода.

2. Магистр армии и патриций Велизарий захватывает в плен тирана Гелимера и доставляет его императору Юстиниану в Константинополь вместе с сокровищами, собранными в Африке в ходе грабежей 48.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Велизарий (535)

После Бонифация епископат карфагенской церкви наследует Репарат. Главенство же иерусалимской церкви после смерти Иоанна наследует Пётр.

В год после консульства Велизария (536)

Император Юстиниан издаёт книги о Воскрешении Господнем и заставляет иллирийских епископов согласиться [с ними].

Во второй год после консульства Велизария (537)

Когда умер епископ константинопольской церкви Епифаний, который наследовал Иоанну, [престол] константинопольской церкви в результате интриг Августы Феодоры захватывает трапезундский епископ Антемий, евтихинист (?).

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Иоанна (538)

1. Епископом римской церкви после Гомизды рукополагается Иоанн, после Иоанна – Феликс, после Феликса – Бонифаций, после Бонифация – другой Иоанн, а после Иоанна – Агапит.

2. После смерти [епископа] александрийской церкви Тимофея, который наследовал Диоскору младшему, избранием народа в один [и тот же] день рукополагаются два дурных (perversi) епископа, а именно: Феодосий и Гайан. После их рукоположения Александрия разделилась на два [лагеря], одинаково враждебных Христу. От Феодосия [одни] пожелали называться феодосианцами, а [другие] от Гайаны – гайанцами, хотя [обе партии] равным образом не приняли халкедонского собора и сделали собственными ереси Евтихета и Диоскора.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Апиона (539)

Антиохийский епископ Север, еретический вождь, от которого имеют наименование северианцы, и галикарнасский епископ Юлиан, борцы против апостольской веры и халкедонского собора по приказу Юстиниана отправлены в ссылку в Александрию, где, написав [сочинение] против последователей халкедонского собора, стали утверждать, что вместо двух [природ 49] во Христе [в реальности только] одна: Север доказывал, что она тленная, а Юлиан, что нетленная. Александрия, Египет и Ливия разделились на два [лагеря], одинаково враждебных Христу 50. Ведь феодосианцы присоединились к Северу, а гайанцы – к Юлиану.

Кроме того, из [среды] феодосианцев возникли две другие ереси: одна – агностанцев, другая – тритейтанцев. Ибо агностианцы в силу [той] извращённости, от которой они происходили, утверждали, что божественности Христа якобы неизвестно будущее, которое исчислено (scripta) для последнего дня и часа. Тритейтанцы же доказывали, что, поскольку в Троице три лика, то соответственно и Бога три, противореча тому, что записано [в Священном писании]: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един» (Втор 6:4). А также: «Нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор 8:4) и «Я есть Бог, и нет другого кроме меня 51» (Втор 4:35)

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Юстина (540)

1. Римский архиепископ Агапит прибывает в Константинополь и лишает сана епископа константинопольской церкви Антемия, развратителя (perversorem), врага халкедонского собора; он разрушает [его] союз с августой Феодорой, [его] покровительницей, и сразу [после этого] делает константинопольским епископом Мену.

2. Александрийские епископы Феодосий и Гайан, осуждённые вместе со своими ересями, отправлены в изгнание. Однако Феодосий, находясь в ссылке в Сиках 52 в Константинополе, оскверняет своим неверием почти весь дворец и большую часть царственного города. Это обстоятельство (occasio) дало вольность почти всем еретикам, так что не только феодосианцы, но гайанцы стали сооружать в царственном городе монастыри и молитвенные дома. Ведь выше названный еретик Феодосий прожил до [года] первого консульства Юстиниана младшего 53.

В тот год, при законном главенстве епископа Павла, [главой] антиохийской [церкви] избрается Евфразий.

В консульство с[ветлейшего] м[ужа] Василия (541)

1. После того, как в Константинополе умирает римский архиепископ Агапит, вместо него епископом рукополагается Сильверий.

После же изгнания [епископов] александрийской церкви Феодосия и Гайана, сначала вместо них епископом рукополагается защитниками халкедонского собора Павел Престор, [один] из табеннеcиотских монахов. [Однако, поскольку] он отмечает как праздник [день] свержения (depositionem) своего предшественника еретика Диоскора, по решению палестинского собрания он лишается сана и вместо него епископом рукополагается Зоил.

2. Во время выше названного консульства Стуза 54, устроив переворот, обретает королевскую власть в Африке, в пустынных частях.

В год после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (542)

1. Интригами Августы Феодоры, которая никогда [после того, как] начала править, не скрывала, что она враждебна халкедонскому собору, готовятся коварные планы преследований (proscriptionum insidiae). [В результате этого] отправлен в изгнание римский епископ Сильверий и вместо него рукополагается Вигилий, от которого упомянутая Августа Феодора ещё до рукоположения добилась тайного собственно ручно написанное свидетельства (chirographo), что он, став папой, в проскрипционном публичном объявлении (proscriptio) осудит три Капитула (capitula) 55 халкедонского собора, а именно, [во-первых], письмо Ибы Эдесского к персу Мару, которое было одобрено решением халкедоского собора, признано православным и приобщено к соборным постановлениям; затем, [во-вторых], [сочинения] мопсветенского епископа Феодора, равным образом восхваленного соборными постановлениями в Антиохии при Иоанне, епископе этой церкви, и в Халкедоне; и, [наконец], сочинения кирского епископа Феодорета, одобренные голосами халкедонского собора в [присутствии] самого Феодорета.

Итак, [Вигилий], став папой, принуждён патрицией Антонией, женой патриция Велизария, написать, словно кафоликам, Феодосию александрийскому, Антемию константинопольскому и Северу антиохийскому, которые уже давно были осуждены апостольским престолом, и так или иначе выразиться о вере. Установлено (probatur), что содержание этого его письма представляет собой следующее: «Господам и братьям, связанным в благодати нашего Спасителя Бога Христа, Феодосию, Антемию и Северу [пишет] епископ Вигилий. Признаю (scio) [вас], потому что с Божьей помощью [уже] ранее возникло доверие веры моей (fidei meae credulitas) к святости вашей. А также, потому что [сейчас] славная госпожа и дочь моя, христианейшая патриция Антония столь [успешно] увеличивает моё страстное желание (desideria), чтобы вашему братству нынешнее письмо я переслал. Я же, приветствуя [вас] милостю, каковой мы соединены во Христе Господе нашем Спасителе, свидетельствую, что я придерживался и придерживаюсь той же веры, какой и вы по воле Бога придерживаетесь; осознавая таким образом [единство] между нами, мы предсказываем и завещаем, чтобы и душа наша стала едина в Боге и рассудок (cor) наш. Я полностью готов (maturavi) объявить вам по воле Бога радости благополучия моего, которое [также и] ваше, истинно (ex meo animo) осозновая ваше брастство [со мной], каковое [Бог] одобряет и с любовью признаёт. При этом нужно, чтобы никто не знал того, что я пишу вам, но чтобы скорее мудрость ваша, увидев меня, прежде других оценила, что я есмь, чтобы легче мог Бог совершить то, что [уже] начал делать». И подпись: «Молите за меня Господа, братья мои, связанные в благодати Христа Господа нашего Спасителя».

2. За началом этих злодеяний следует всеобщая смертность на круге земель и большая часть населения погибает, поражённая паховой болезнью.

На втором году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (543)

Тиран Стузас, объединив множество племён, противодействует магистру римского войска и патрицию Африки Соломону и прочим вождям (ducibus) римского войска в Килии; когда там произошло сражение, за грехи Африки войско римского государство терпит поражение, [а] Соломон, муж опытный (strenus) в обоих сферах власти 56, погибает в битве.

На третьем году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (544)

1. Император Юстиниан, подстрекаемый мошенничеством (subreptionibus) акефалов 57, изощерённым образом (subtiliter) заставляет 58 римского епископа Вигилия поспешить в царственный город [Константинополь] и под видом привлечения тех, кто отделён от общности Церкви, осудить три Капитула.

2. Главенство иерусалимской церкви после Петра наследует Макарий.

На четвёртом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (545)

В Африке тиран Стуза в столкновении, произошедшем в порту Фации, был поражён ударом Иоанна, вождя римского войска, и равным образом Иоанн [был поражён] ответным [ударом] Стузы – [тогда] они оба пали от меча друг друга 59 и умирают в [тот] воскресный день, в который произошла битва.

На пятом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (546)

1. Знаменит диакон карфагенской церкви Ферранд 60.

2. Ночью во дворце магистр войска Гунтарит умервщляет Ариобинду, патриция и командующего римского войска в Африке, посланного в то время императором в Карфаген, и, в результате переворота, овладевает королевской властью. [Однако] вождь (dux) Артабан убивает его в Карфагене на тридцать шестой день его власти, во время завтрака.

На седьмом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (548)

1. Император Юстиниан пишет установления (constitutas) и, [разослав их] самым настойчивым образом по различным провинциям в пределах своего царства, заставляет всех первосвященников осудить три выше названных Капитула.

2. Антиохейскому епископу Евфемию наследует Домнин.

На восьмом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (549)

1. Иллирийский собор напишет императору августу Юстиниану в защиту трёх Капитулов и осуждает Бенената, епископа города Юстинианы примы, противника этих трёх Капитулов.

2. Августа Феодора, врагиня халкедонского собора, поражённая по всему телу раковой опухолью (canceris plaga), необыкновенным образом окончила жизнь 61.

На девятом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (550)

1. Африканские первосвященники римского епископа Вигилия, осудившего на соборе три Капитула, [отделяют] от кафолическое единения [и] заключают место, предназначенное ему для покаяния, а также ради оправдания трёх достопамятных Капитулов они вместе магистрианом Олимпием пересылают императору вполне подобающие письма.

2. В то же время весьма известными стали 12 книг гермианского епископа Факунда, в которых тот самым ясным образом доказал, что три упоминаемые Капитула были осуждены вопреки предписанию (in praescriptione) католической веры и халкедонского апостольского собрания.

На десятом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (551)

1. Архиепископ карфагенской церкви Репарат, примас епископов Нумидии Фирм, а также епископы Бинзаценкого собрания Примасий и Верекунд по делу веры вызваны в царственный город приказом вышеназванного принцепса (principis) [Юстиниана].

2. Вместо Зоила, не пожелавшего осудить три достопамятных Капитула, епископом александрийской церкви избрается Аполлинарий.

На одиннадцатом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (552)

1. Архиепископ карфагенской церкви Репарат, обвинённый множеством наветов за то, что не согласился с обвинением трёх достопамятных Капитулов, был отстранён от исполнения обязанностей и служб (officio sumptibusque), [после чего] отправлен в изгнание в Евхаиду; диакон Примасий, его апокрисиарий 62, после того, как осудил то, что было было оправдано на вселенском соборе (synodaliter atque universaliter), при [законном] главенстве [Репарата], вопреки желанию клира, а равно и народа 63, рукополагается епископом карфагенской церкви.

2. Примас нумидийского собрания Фирм, подкупленный дарами принцепса, дал согласие на осуждение тех самых Капитулов, однако, возвращаясь на корабле к своему [престолу], он погиб ужаснешей смертью.

Также [диакон] Примасий [сначала] удаляется в акимитский монастырь, но вскоре, – сразу после того, как смертью был настигнут примас Бизацены 64 Боэций, чтобы наследовать ему [его пост], – согласился с упомянутым осуждением [Капитулов] и, обернувшись против собственного [мнения], стал воевать с тем, что прежде защищал, [устроив] весьма суровое преследование, и [бороться] с теми, кто [остался] преданным [трём Капитулам], возводя [на них] наветы и отнимая их имущество. Однако он не смог скрыться от тех, на кого грешил, поскольку уже после того, как за собственное двуличие он был осуждён кафолическими первосвященниками своего [церковного] собрания, [Примасий] подыхает несчастной смертью, а то [имущество], которое он отыскивал с помощью не правды, судьями [у него] отторгнуто.

Верекунд же, епископ юнкской церкви, [продолжавший] защищать достопамятные капитулы Халкедона, на постоялом дворе 65 преславной матери Евфемии 66 – там, где он нашёл [себе] убежище, – из этой жизни перешёл к Богу.

Свергнут иерусалимский епископ Макарий и при его законном главенстве [епископом] рукополагается Евстохий.

На двенадцатом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (553)

1. По приказу императора Юстиниана в Константинополе созывается собор, на который прибыли главы [церковных] престолов: римский епископ Вигилий, рукоположенный при законном главенстве Сильверия, Аполлинарий александрийский, назначенный (promotus) [епископом] при живом, [законном епископе] Зоиле, Домнин антиохейский, Евстохий, ставший епископом после того, как был отстранён [власти] 67 иерусалимский епископ Макарий, и Евтихий константинопольский, который был рукоположен вместо Мены.

Там они подвергают прежнему осуждению три постоянно поминаемых Капитула вместе с их защитниками и достойным наказания способом от сами себя запирают путь к покаянию, навеки предав себя такой анафеме, [от которой уже невозможно освободиться], даже если бы они когда-нибудь попытались отменить то, что они включили в обвинительный приговор. По их постановлению диакон римской церкви Рустикс и игумен гуилльского 68 монастыря в провинции Африка Феликс, возражавшие против [этого] приговора (scripto), вместе со своими сторонниками были отправлены в изгнание в Фиваиду.

2. Из-за таких деяний землетрясение, раскачав царственный город [Константинополь] от основания, разрушает большое количество зданий и портики, а в тех храмах, которые устояли, опрокидывает почти все алтари.

На тринадцатом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (554)

1. Епископ Фронтин, вызванный в царственный город [Константинополь], из-за защиты трех тех же самых Капитулов приговорён к антиохейской ссылке в городе Тебаида прима, а вместо него еретиками [еписокопом] Салонской церкви рукополагается Пётр.

2. Священники проконсульского собрания африканской провинции, обманутые коварством (arte) епископов Руфина и Виба, врагов архиепископа Репарата, противодействуют защитникам веры и [все], кроме совсем немногих, оскверняют себя единением с Примасием, изменником карфагенской церкви.

3. Медиоланский епископ Датий прибыл в Константинополь и, поражённый известием об осуждении трех тех самых Капитулов, в тот же день скончался.

4. Евнух Нарсес, бывший препозит, патриций, в Италии чудесным образом побеждает и уничтожает короля готов Тотилана, а также захватывает все его сокровища.

На четырнадцатый год после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (555)

1. Епископы нумидийского собрания подобно проконсульским священникам, собравшись, прибывают в Карфаген и, осквернившись союзом с Примасием, захватчиком [карфагенской] церкви и став изменниками [веры], возвращаются к своим [престолам].

2. Епископ тунунской церкви Виктор, автор этого сочинения, после заключений в тюрьму и [других] несчастий, которые он перетерпел на Балеарских островах, а также после изгнания за защиту трёх указанных Капитулов сначала из города Мандракия прима в монастырь, потом в [город] Эги на муританском острове, и, наконец, отправлен в Александрию вместе с епископом кебарзузитанской церкви Феодором, [где] после преторианской тюрьмы заключён в темницу Диоклесианской крепости.

3. Антиохейский епископ Анастасий наследует Домнину.

На пятнадцатый год после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (556)

1. Захватчик карфагенской церкви Примасий тех, кто не пожелал присоединится к нему, сокрушает побоями (fustibus), тюрьмами и изгнаниями.

2. Выше названные африканские епископы Виктор и Феодор извлечены из темницами и после разбирательств в претории 69, продолжавшихся в течение 15 дней, отправлены под стражу (ad aliam custodiam) в табенсиотский монастырь, который находится в Канопе в 12 милях от города Александрии.

На шестнадцатый год после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (557)

1. Римский [епископ] Вигилий, после того вступил на путь измены и был отвергнут (sub excommunicatione) первосвященниками всей африканской церки, умирает на Сицилии.

2. В то же время скончался и перешёл к Господу игумен гиллитанского монастыря Феликс, находившийся в изгнании в Синопе.

На семнадцатый год после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (558)

Римский архидиакон Пелагий, прежде защитник трёх вышеназванных Капитулов, [поддавшись] уговорам императора Юстиниана возвращается из изгнания и, осудив то, что прежде самым упорным образом защищал, был рукополагается изменниками в римские епископы, которым оставался в течение 5 лет.

На восемнадцатый год после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (559)

1. Иллирийские епископы, кроме [представителей] немногих общин (monasteria) и немногих [истинно] верующих, под давлением гонений соглашаются признать [свою] прежную веру никчёмной (in irritum deducentes).

2. В то же самое время угны подвергли Армению тяжёлому опустошению.

На девятнадцатый год после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (560)

Булгары вторгаются во Фракию и продвигают к Константинополю вплоть до Сик; они захватывают в плен и разрывают на части патриция Сергия, который прежде был вождём африканского войска. Однако, понеся тяжёлое поражения от войск патриция Велизария, они, обращённые в бегство, вернулись за Данувий.

На двадцатый год после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (561)

Тело святого Антония, найденное в пустыне, с величайшим почётом доставлено в Александрию и торжественно помещено в базилике Иоанна Крестителя.

На двадцать первом году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия (562)

1. Салонский епископ Фронтиниан из антиохийской ссылки переправлен в [город] Анкиру в Галатии.

2. Умер захватчик его церкви Пётр и вместо него назначается Продин.

На двадцать второй году после консульства с[ветлейшего] м[ужа] Василия 563

1. Архиепископ карфагенской церкви Репарат, [находясь] в изгнании в Евхаиде, при славном исповедании [веры] 70 перешёл к Господу за 7 дней до январских календ.

2. В тот год император Юстиниан впервые принимает первых послов племени Авар и с великими дарами позволяет [им] вернуться туда, откуда они пришли.

На 37 году правления вышеназванного императора Юстиниана (564?)

1. Римским епископом рукополагается Пелагий: он был во главе [церкви] 11 лет.

2. Низложен иерусалимский епископ Евстохий, который был рукоположен при [законном] главенстве Макария, и Макарий снова укрепляется [на церковном престоле].

На 38 году правления того [императора] (565?)

В царственный город [Константинополь] императорским приказом вызваны из Африки епископы Музик, Брумазий, Донат и Хризоний, а из Египта Виктор и Феодор. Они в присутствии самого императора Юстиниана и тогда, и позднее спорят с епископом царственного города Евтихием, возражая против нарушения [законного] главенства [епископов]; [потом] они по отдельности отправлены под стражу в [различные] монастыри того же [царственного] города.

На 39 году своего правления (566?)

1. Император Юстиниан отправляет в изгнание константинопольского епископа Евтихия, который осудил три Капитула, диакона-пустынника Евагрия, а также монаха и александрийского исповедника Дидима, которым мы, опираясь на мнение (auctoritate) уважаемых людей, ранее вознесли похвалы 71; вместо [Евтихия Юстиниан] делает епископом Иоанна, приверженца той же ереси.

2. В тот же год прасины поднимают восстание (civile bellum) в царственном городе и во время многократных столкновений умервщляют многих государственных мужей; однако позднее многие из [восставших], [наиболее] неистовые, были казнены [городским] префектом Юлианом.

На 40 году своего правления, [в год] 15 индикта (566)

1. Юстиниан завершил жизнь.

2. В тот же месяц и день, что и Юстиниан, умирает кабарзузитанский епископ Феодор, [находившийся] в изгнании в царственном городе; он похоронен рядом с теми исповедниками, у которых король вандалов Уннерих отрезал языки.

3. Юстин младший, сын сестры Августа Юстиниана Вигилантии, рождённый от отца Дулкидия, при [полном] спокойствии народа получает великие знаки императорской власти. Его супруга София объявлена племянницей Августы Феодоры.

Все года от Адама, первого человека, до рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа исчислены: 5199 [лет].

А от рождества Господа нашего Иисуса Христа во плоти, которое произошло на 43 году года правления Августа Октавиана Цезаря, до первого года императора римлян Юстина, который наследовал во власти Юстиниану, 567 лет.

Таким образом, от Адама до первого года упомянутого императора римлян прошло 5766.

Текст переведен по изданию: Victoris Tonnennensis episcopi chronica a. CCCCXLIV -DLXVII. MGH, AA. Bd. 11. Berlin. 1894

© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© перевод с лат. - Суровенков Д. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1894