Комментарии

1. По сообщению Проспера именно Хрисафий склонил Феодосия поддержать ересь Евтихета. По сообщению Симеона Логофета (у этого автора евнух назван «Хрисамфием») был убит по приказу Пульхерии, сестры Феодосия.

2. Надо полагать, невиновность (innocentia) Авита состояла в непричастности к убийству Валентиниана III.

3. Подобная точность практически беспрецендентна для данной хроники и неслучайна: Виктор таким образом уподобляет два этих события.

4. Сохранение собственно латинского термина – возможно, в данном случае Виктор использует понятие «суппликация» в его юридическом значении.

5. Схоже с легендой о происхождении Септуагинты.

6. Аспар был командующим войсками восточной империи (magister militum). О его военной и политической карьере, а также о событиях произошедшего конфликта между им и императором Львом см.: А. С. Козлов. Содержание конфликта Аспара и Льва I // Античная древность и средние века. 1975. №11.

7. Очевиден некий сбой в указании консульств. В хронике Комита Марцеллина для 473 года в качестве консула-эпонима указан один только император Лев (Leone Aug. V solius).

8. Здесь очевидная путаница в событиях, хронологии и последовательности правлений. Надо полагать, что в Восточной Римперии империи в середине VI веке (когда Виктор составлял свою хронику) уже смутно представляли, какие императоры и в какой очередности правили в Западной Римской после гибели Майориана (ср. с ошибками при описании тех же событий в «Истории Вандальской войны» Прокопия Кесарийского).

9. Септим (Септимий, греч. Гебдом (букв. «седьмой»)) – особое место в семи миллях от Константинополя, где традиционно короновались восточные римские императоры. Выражение «вопреки обычаю» (contra consuetudinem) надо понимать в том смысле, что обычно отец-император короновал сына-наследника, а не наоборот (см.: Chor. Com. Marc. a. 383:2, a. 393, a. 402:2)

10. Василиск был родным братом Верины, жены умершего императора Льва.

11. Согласно Анониму Валезия (Anon. Vales. II, 9. 43) Зенон поклялся, что Василиск не погибнет насильственной смертью, «Василиску, его жене и сыновьям не позволили выйти из пустого подземного резервуара, и они погибли там от холода»; согласно хронике Иоанна Малалы (книга 15) Василиск погиб от голода.

12. В реальности Мартирий стал иерусалимский епископом только в 478 г. (и оставался им до конца своей жизни в 486 г.). В свою бытность епископом он отрёкся от халкедонского собора (после опубликования Зенонова «Энотикона», см. ниже), однако постановка здесь указания «так и» (itaque) может означать и просто наследование епископата после смерти предшественника.

13. См. Chron. Com. Marc. a. 484:3-4. «Действительно, этот король Гунерих приказал отрезать язык у одного юноши-католика, который от рождения жил в полном молчании, а тот немой, поскольку верил, полагаясь на Христа, отказавшись от общения с людьми, вскоре заговорил отрезанным языком и в первых своих словах прославил Бога. Позднее в Византии я лично видел многих из той группы верующих, праведнейших мужей, которые с отрезанными языками и отрубленными руками говорили неповреждённым голосом».

14. См.: Сократ Схоластик «Церковная история», I, 38. «Вышедши из царского дворца, Арий в сопровождении телохранителей своих, евсевиан, шестововал по самой середине тогдашнего города [Константинополя – Д. С.] и обращал на себя взоры всех. Когда он находился уже близь так называемой площади Константина, на которой воздвигнута порфировая колонна, какой-то страх совести овладел им, а вместе со страхом явилось и крайнее расслабление желудка. Поэтому он спросил, есть ли где вблизи афедрон (отхожее место) и, узнав, что есть позади Константиновой площади, пошёл туда и впал в такое изнеможение, что с извержениями тотчас отвалилась у него и задняя часть тела, а затем излилось большое количество крови и вышли тончайшие внутренности; с кровью же выпали селезёнка и печень, и он тут же умер. Этот афедрон в Константинополе показывают и доныне; он находится, как я сказал, позади Константиновой площади и рынка в портике». (Перевод И. В. Кривушина ?)

15. См. ниже: a. 556:2.

16. Монахи акимитских общин (монастырей) были сторонниками халкедонского собора, союзниками Римской церкви и противниками Акакия; послы Феликса тайно передали им копию приговора, после чего Басан и Дий ухитрились прикрипить её прямо на церковное облачение Акакия во время богослужения. См.: А. В. Карташёв. Вселенские соборы. Клин, 2004. С. 389-390.

17. Согласно хронике Иоанна Маллалы (15 книга) антиохейский епископ Стефан был заколот острым стилосом (палочкой для письма) кем-то из собственных клириков.

18. Согласно хронике Иоанна Маллалы (15 книга) антиохейский епископ Календион был изгнан из города и епископом был рукоположен по требованию «народа и клира».

19. Силентиарии (букв. «хранящие покой») – элитное подразделение императорской гвардии, обеспечивающие порядок во дворце.

20. См. выше: a. 480.

21. Согласно хронике Комита Марцеллина исаврийская война в правлении Анастасия продолжалась 6 лет (Chron. Com. Marc. a. 492, a. 497:2). Афенодор и Лонгин были предводителями восставших исавров. Их гибель не была одновременной: сначала был захвачен и обезглавлен Афенодор, после чего его голова была принесена в город Тарс и выставлена на всеобщее обозрение (Chron. Com. Marc. a. 497:3). На следующий год был схвачен и доставлен в Константинополь Лонгин, после чего его подвергли «различным пыткам» и казнили в городе Никея (Chron. Com. Marc. a. 498:2).

22. В данном случае Виктор в одной погодной статье объединяет события, разделённые трёхлетним сроком. Согласно «Книге понтификов» (LIII, 1-5) в Риме первый раскол клира и сената произошёл ещё при избрании нового епископа: в один и тот же день в одной церкви главой Римской церкви был рукоположен Симмах, а в другой – Лавренций. Это произошло, вопреки указанию Виктора, годом позже, при консульстве Паулина (498) – тогда враждующие партии для разрешения конфликта обратились для разбирательства к королю Теодориху – тот вынес решение в пользу Симмаха, а Лавренций был рукоположен епископом города Никерины. Однако спустя три года стронники Лавренция во главе с сенаторами Фестом и Пробином попытались обвинить Симмаха, представив Теодориху «лживых свидетелей». На этом разбирательстве Теодорих вынес компромиссное решение, чтобы апостольский престол занял Петр, епископ города Альтины. Однако Симмах созвал собор 115 епископов, который отверг обвинения, выставленные против Симмаха, а также осудил и Петра, и Лавренция. Противостояние двух враждующих партий вылилось в вооруженное столкновение, так что в самом Риме были «и резня, и человекоубийство среди клира из-за ненависти».

23. Фульгенций Руспийский (467-533) – выдающий теолог своего времени, автор ряда речей, посланий, а также сочинений против ариан, монофизитов, ереси семипелагиан и в защиту учения блаженного Августина. Он был в числе епископов, сосланных Трасамундом на Сардинию.

24. Все они были осуждены на Втором Эфесском соборе (см.: a. 448) и оправданы на Халкедонском соборе (см.: a. 451).

25. In nomine patris per filium in spiritu sancto – это арианская крестильная формула, в православии принято говорить: In nomine patris et filii et spiritus sancti («Во имя отца и сына, и святого духа»).

26. Исповедник (лат. confessor, греч. omologhthV) – в христианской церкви святой, открыто провозглашающий свою веру во время гонений; отличие исповедника от мученника состоит в том, что исповеднику удаётся при этом сохранить свою жизнь.

27. В данном случае Виктор, вероятно, допускает какую-то ошибку. В хронике Комита Марцеллина такой консул-эпоним не встречается.

28. Daemonum leonibus mancipatum – непонятное место.

29. В хронике Комита Марцеллина он назван Оппортуном (Chron. Com. Marc. a. 509).

30. Виталиан был комитом федератов (comes foederatorum) во Фракии (начальником войск, набираемых из числа варваров, поступающих на римскую службу). Происхождение его неясно: в различных источниках он называется фракийцем, готом, аланом, скифом, гетом и т. д. Возможно, отец Виталиана Патрикиол и Патрикиол, сын Аспара (см.: Chron. Com. Marc. a. 471, в хронике Виктора он именуется Патрицием – aa. 470, 471) – одно и тоже лицо.

31. Виктор ошибается в датировке этого события: согласно хронике Комита Марцеллина восстание во главе с Виталианом началось в 514 году (Chron. Com. Marc. a. 514:1). Виталиан оссадил Константинополь, а потом, заключив перемирие с императором Анастасием, вернулся во Фракию.

32. Ошибка Витора: Виталиан за выкуп вернул Анастасию пленённого Гипатия (Chron. Com. Marc. a. 515:4).

33. В ориганальном тексте слова, выделенные курсивом, даны по-гречески.

34. Возможное объяснение этого странного сообщения Виктора содержится в хронике Комита Марцеллина: там в рассказе о случившихся в 512 году волнениях в Константинополе указано, что восставшие горожане стали собираться на форуме Константина на следующий день после упомянутого богослужения, «за 8 дней до ноябрьских ид, [в день], когда среди византийцев отмечается память [выделено мной – Д. С.] о пепле, некогда покрывшим всю Европу» (Chron. Com. Marc. a. 512:3); правда, само извержения вулкана Везувия, из-за которого собственно «весь лик Европы покрылся мелким пеплом» Комит Марцеллин датирует 472 годом (Chron. Com. Marc. a. 472:1).

35. Прасины и венеты – «цирковые» партии в Риме и Константинополе, имевшие большое влияние на городскую политику императоров (см.: Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. М., Л., 1964. С. 250 и сл.).

36. В ориганальном тексте слова, выделенные курсивом, даны по-гречески. Хала – район Константинополя, выходящий на берег Боспорского пролива.

37. Предместье Константинополя.

38. Речь, по всей видимости, идёт о «гуннах», искажение этнонима возникло из-за того, что Виктор пользовался греческими источники, где «гунны» действительно могут записываются как «угны» (но произносятся всё равно как «(г)унны»).

39. Амантий хотел сделать императором своего племянника Феокрита.

40. Другое чтение: «наследником же антиохийской церкви стал владыка Север».

41. Амалафрида, по всей видимости, бежала к берберскому племени маврусиев, с которыми вандалы тогда воевали (Прокопий таких подробностей не сообщает, см.: Proc. Caes. BV, I, 9, 3-4). Возможно также, в данном случае Виктор собственно употребляет слово «barbarus» в значение «бербер».

42. См.: a. 455.

43. В ориганальном тексте слова, выделенные курсивом, даны по-гречески.

44. Речь идёт о знаменитом восстании Ника в Константинополе (см.: А. А. Чекалова. Константинополь в VI веке. Восстание Ника. СПб., 1997). Виктор допускает ошибку в датировке: восстание произошло в январе 532 г.

45. Оамер был племянником и верховным военачальником короля Хильдерика (Proc. Ces. BV. I, 9, 1-2). Согласно Прокопию Гелимер ослепил Оамера (Proc. Ces. BV. I, 9, 14)

46. Таким образом, по Виктору вандалы вторглись в Африку в 435 году, однако это ошибка: вторжение вандалов произошло несколькими годами ранее: в хронике Идация оно датировано 429 годом (Chron. Hyd. § 90), в хронике Проспера Аквитанского – 427 годом (Chron. Prosp. § 1295).

47. Affinis – в классической латыни означало «свойственник», то есть родственник не по крови, а через брак, однако в данном случае Виктор, вероятно, употребляет это понятие в широком смысле, в значение «родич». Кстати, сам Гелимер приходился Хильдерику двоюродным племянником (см.: Proc. Ces. BV. I. 9.1, 6).

48. Несовсем понятно, чьи грабежи имеет в виду Виктор: войск ли Велизария уже после победы над вандалами, или самих вандалов, осуществлявшихся в течение их правления.

49. Божественная и человеческая.

50. Виктор буквально повторяет выражение, которое использовал в предшествующей погодной записи (a. 538:2): in utrisque est Christi inimicis divisa.

51. В русском синодальном переводе Библии: «[Бог твой] есть Бог, [и] нет ещё кроме Его».

52. Сики – предместье Константинополя.

53. То есть до 566 года.

54. У Прокопия и Продолжателя Марцеллина он именуется Стоза. Стуза возглавил солдатский мятеж (Cont. Marc. a. 537:3).

55. Capitulum – в классической латыни означает «главу книги», однако в данном случае Виктор употребляет данное понятия для обозначения «основных, главных документов», в которых выражены основные теологические идеи, которые поддержали участники Халкедонского собора.

56. То есть в военной и в гражданской власти.

57. Акефалы (букв. «безглавые», то «те, которые не имеют начальства») – монофизитская секта, возникшая в Александрии в конце V века; были самыми радикальными противниками Халкедонского собора.

58. Вигилий был перевезён из Рима в Константинополь под предлогом опасностей для него, вызванных подолжающейся в Италии войны с остготами: как раз эти годы против римского войско успешно воюет король Тотила, а сразу после отъезда Вигилия в Константинополь он даже начинает оссаждать Рим (см.: Cont. Marc. a. 545:1, 2).

59. По сообщению Продолжателя Марцеллина Иоанн был убит его не самим Стотцой (Стузой), а его оруженосцем (amigero) (Cont. Marc. a. 545:2)

60. Фульгенций Ферранд (VI в.) – африканский писатель, автор множества посланий и догматических сочинений, из которых самое знаменитое посвящено защите трёх Капитулов Халкедонского собора – «Pro epistola Ibae ep. Edess. adeoque de tribus capitulis concilii Chalcedonensis adversus Acephalos» («В защиту письма Эдесского эпископа Ибы, о трёх Капитулов Халкедонского собрания, против акефалов»).

61. Ср. рассказ Лактация о смерти Максимина (Lact. De morte pers. XXXIII).

62. Апоксиарий – представитель церковного главы в светских или церковных учереждениях. Вероятно, Примасий был представителем Репарата при императорском дворе в Константинополе.

63. Прибытие Примасия в Карфаген в качестве нового епископа вызвало народные волнения.

64. Бизацен – область в римской провинции Африка.

65. Диверсорий – загородный трактир

66. Надо полагать, Евфемия была хозяйкой этого постоялого двора, давшая убежище бежавшему от преследований Верекунду. Называя её «преславной матерью» (gloriosae matris), Виктор обыгрывает её имя, которое по-гречески и означает «преславная».

67. Здесь присутствует игра слов: если незаконный епископ Аполлинарий был назначен (promotus), то законный епископ Макарий был отстранён (remoto).

68. Ниже монастырь назван «Гиллитанским».

69. Преторий – резиденция наместника провинции, в данном случае Египта.

70. То есть будучи исповедником.

71. Ни Евагрий, ни Дидим более не упоминаются в этой хронике; соотвественно надо полагать, что либо данное указание является свидетесльством незавершённости автором редакторской правки над своей хронике, либо Виктор имеет в виду, что он «вознёс» хвалы Евагрию и Дидимы в каком-то другом своём сочинении.