О РАЗНЫХ ИТАЛЬЯНСКИХ ХУДОЖНИКАХ

Также в Риме живет бесспорно отличнейший представитель своей профессии живописец Джироламо Сичоланте из Сермонеты. Хотя о нем кое-что и говорилось в жизнеописании Перино дель Ваги, учеником которого он был и которому он помогал в его работах и в замке св. Ангела и во многих других, тем не менее не плохо будет сказать и здесь, насколько высоки его достоинства и его заслуги. И вот в числе первых его самостоятельных произведений была картина на дереве высотой в двенадцать пальм, написанная им маслом в возрасте двадцати лет и находящаяся ныне в аббатстве Сан Стефано, неподалеку от его родного города Сермонеты. На ней во весь рост изображены св. Петр, св. Стефан и св. Иоанн Креститель, а также несколько путтов. После этого образа, заслужившего высокие похвалы, он написал в римской церкви Санто Апостоло мертвого Христа, Богоматерь, св. Иоанна и Магдалину вместе с другими фигурами, весьма тщательно выписанными. Далее, в церкви Санта Мариа делла Паче, в капелле, построенной кардиналом Чезио, он расписал весь свод, отделанный лепниной и расчлененный на четыре прямоугольника, [472] изобразив в них Рождество Христово, Поклонение волхвов, Бегство в Египет и Избиение младенцев, в целом — работа весьма похвальная и исполненная с выдумкой, со вкусом и с усердием. Вскоре после чего в той же церкви тот же Джироламо написал на доске алтарь с изображением Рождества Христова и, далее, в ризнице римской церкви Санто Спирито маслом на дереве — Сошествие св. Духа на апостолов, вещь весьма изящную. Равным образом в церкви немецкой колонии Санта Мариа де Анима он расписал фресками всю капеллу Фуггеров, в которой раньше Джулио Романо написал алтарный образ с большими историями из жития пресвятой Богородицы. А в церкви Сан Якопо дельи Спаньуоли он для главного алтаря написал великолепнейшее Распятие в окружении нескольких ангелов, Богоматери и св. Иоанна и, кроме того, по обе стороны от этого образа две большие картины и на каждой из них по одной фигуре высотой в девять пальм, а именно св. апостола Якова и св. епископа Альфонсо, и видно, что он в обе эти вещи вложил немало Знаний и труда. На площади Джудеа в церкви Сан Томмазо он целиком расписал ту капеллу, которая выходит во двор дома Ченчи, изобразив Рождество Богородицы, Благовещение и Рождество Христово. Для кардинала Каподиферро он в его дворце расписал очень красивый зал, изобразив подвиги древних римлян, в Болонье же он еще до того в церкви Сан Мартино написал запрестольный образ главного алтаря, получивший всяческое одобрение 1.

Для синьора Пьер Луиджи Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы, которому он одно время служил, он написал много вещей, в частности картину высотой в восемь пальм, находящуюся в Пьяченце, написанную им для одной капеллы и изображающую Богоматерь, св. Иосифа, св. Михаила, св. Иоанна Крестителя и ангела 2.

По возвращении своем из Ломбардии он для церкви Минервы, а именно в коридоре ризницы написал Распятие, а в самой церкви — другое, позднее же написал маслом св. Екатерину и св. Агату; в церкви же Сан Луиджи, соревнуясь с болонцем Пеллегрино Пеллегрини и с флорентинцем Якопо дель Конте, — историю фреской. Недавно в церкви Сант Ало, что насупротив флорентийского сообщества Мизерикордия, он маслом на доске высотой в шестнадцать пальм изобразил Богоматерь, св. апостола Иакова и святых епископов Элигия и Мартина. В церкви Сан Лоренцо ин Лучина, в капелле графини ди Карпи, он написал фреской св. Франциска, приемлющего стигматы. При папе же Пие IV, он, как уже говорилось, в Королевской зале над [473] дверью в Сикстинскую капеллу написал фреской весьма хваленую историю о том, как французский король Пипин дарит город Равенну римской церкви и берет в плен лангобардского короля Астольфа. В нашей Книге помимо многих других собственноручных рисунков Джироламо хранится его рисунок и к этой фреске. Наконец, у нас в настоящее время находится в работе капелла кардинала Чезис в церкви Санта Мариа Маджоре, где им уже выполнен большой запрестольный образ с изображением мучения св. Екатерины между колес, великолепнейшее живописное произведение, подобное другим, над которыми он неустанно и весьма прилежно работает как в этой капелле, так и в других местах 3.

Я не буду упоминать о портретах, картинах и других более мелких произведениях Джироламо, ибо, не говоря уже о том, что несть им числа, вполне достаточно и вышеперечисленных, чтобы признать в нем превосходного и достойного живописца.

Упомянув выше, в жизнеописании Перино дель Ваги, что мантуанский живописец Марчелло в течение долгих лет работал под его руководством над многими произведениями, принесшими их автору широкую известность, я, переходя к частностям, скажу здесь, что он в свое время написал для церкви Санто Спирито запрестольный образ и расписал в ней целиком всю капеллу св. Иоанна Евангелиста, поместив в эту роспись портрет одного из командоров ордена св. Духа, построившего эту церковь и учредившего названную капеллу. Портрет этот очень похож, алтарный же образ — в высшей степени прекрасен. Поэтому один из братьев хранителей печати, увидав его прекрасную манеру, заказал ему написать фреской в церкви Санта Мариа делла Паче, над дверью, ведущей из церкви в обитель, отрока Иисуса Христа, спорящего с книжниками — великолепнейшее произведение. Однако, поскольку он, пренебрегая крупными вещами, всегда увлекался портретами и вещами небольшого размера, он и написал их бесчисленное множество, в том числе несколько небольших портретов папы Павла III, прекрасных и очень похожих. Множество мелких вещей были им сделаны также и по рисункам Микеланджело и с его произведений; так, например, он в маленьком размере повторил всю стену Страшного суда, и получилась вещь редкостная и отлично исполненная. Да и в самом деле, поскольку речь идет о вещах малого масштаба, лучшего сделать невозможно. Поэтому-то в конце концов и любезнейший мессер Томмазо Кавальери, который ему неизменно благоволил, заказал ему [474] написать по рисункам Микеланджело прекраснейшее Благовещение Богоматери для церкви Сан Джованни Латерано. Собственноручный же рисунок Буонарроти, с которого он писал, племянник Микеланджело — Леонардо Буонарроти подарил герцогу Козимо вместе с другими рисунками фортификаций, архитектурных проектов и других редкостных вещей. И этого хватит о Марчелло, который до самого последнего времени продолжает работать над мелкими вещами, выписывая их с предельной и невероятной терпеливостью 4. Что же касается флорентинца Якопо дель Конте, который, как и вышеназванные живописцы, живет в Риме, достаточно будет, если я о нем, помимо того что уже было сказано здесь и в других местах, приведу еще несколько других подробностей. Так, имея с юных лет большую склонность к изображению натуры, он решил, что это и будет его главной профессией, хотя при случае и писал образа и фрески, особенно в Риме и в его окрестностях. О портретах же его, всех не перечисляя, что завело бы нас слишком далеко, скажу только, что вплоть до папы Павла III он написал портреты всех предшествовавших ему первосвященников и всех сколько-нибудь значительных синьоров и посланников папского двора, равно как и всех полководцев и великих людей из семейства Колонна и Орсини, а также синьора Пьеро Строцци и бесчисленное множество епископов, кардиналов и прочих больших прелатов и синьоров, не говоря о многих литераторах и иных благородных мужах, благодаря которым он и приобрел в Риме известность, уважение и пользу. Потому-то он и живет в этом городе со всей семьей в довольстве и в почете. Он смолоду рисовал настолько хорошо, что все надеялись, если бы он только продолжал в том же духе, увидеть в нем художника, который обещает быть превосходным мастером и действительно им становится, однако, как я уже говорил, обратился он к тому, к чему чувствовал в себе природное влечение. И все же его произведения нельзя не хвалить. На деревянном образе в церкви Санта Мариа дель Пополо его рукой изображен мертвый Христос, а на другом, написанном им для капеллы св. Дионисия в церкви Сан Луиджи, — этот святой с историями из его жития. Однако самое лучшее из всего, что было когда-либо им сделано, — две истории фреской, написанные им в свое время, как уже говорилось, во флорентийском сообществе Мизерикордия вместе с запрестольным образом, написанным маслом и изображающим Снятие со креста с распятыми разбойниками и лишившейся чувств Богоматерью — великолепными фигурами, исполненными им мастерски и с большой [475] для себя честью. По всему Риму им было выполнено множество картин в разных манерах и много мужских и женских портретов во весь рост, одетых и обнаженных, которые очень хороши, настолько они были натуральны. Писал он также при случае много и головных портретов с разных, побывавших в Риме, знатных дам и княгинь. Так, мне известно, что в числе прочих он в свое время написал портрет синьоры Ливии Колонна, женщины знатнейшей как по чистоте крови и добродетели, так и по несравненной своей красоте. Однако уже достаточно сказано о Якопо дель Конте, который здравствует и продолжает работать не покладая рук 5.

Я мог бы назвать имена и произведения также и других наших тосканцев и уроженцев других областей Италии, которых я опустил с легким сердцем потому, что многие из них по старости лет уже не работают, а другие, которые молоды и еще только пробуют, получают известность не столько благодаря чужим писаниям, сколько благодаря собственным творениям. Но так как Адоне Дони из Ассизи и поныне здравствует и продолжает работать, я, хотя и упоминал о нем в жизнеописании Кристофано Герарди, все же приведу некоторые подробности о его произведениях — многочисленных алтарных образах в Перудже и во всей Умбрии, и в частности в Фолиньо. Однако лучшие его вещи находятся в Ассизи, в церкви Санта Мариа дельи Аиджели, в той небольшой капелле, где умер св. Франциск, а именно — несколько написанных маслом по стене и весьма хваленых историй из деяний этого святого, не говоря о том, что на торцовой стене трапезной этой обители им написаны фреской Страсти Христовы, и о том, что им вообще создано много произведений, делающих ему честь, в то время как его прирожденное благородство и его обходительность заставляют ценить в нем человека ласкового и отзывчивого 6.

Таким же признанием пользовались и в Орвието двое молодых, один из них — живописец по имени Чезаре дель Неббиа, а другой — скульптор... {Пропуск в печатных изданиях}. Оба они, если будут продолжать в том же духе, уже далеко на пути к тому, что их городу, который для своего украшения постоянно приглашал чужих мастеров, уже никого не придется искать на стороне 7. В Орвието же, в церкви Санта Мариа, соборе этого города, работает молодой живописец Никколо делла Помарапче, который, написав алтарный образ с Воскрешением Лазаря [476] и несколько других произведений фреской, показал этим, что приобретает известность наряду с другими художниками, названными выше 8.

Поскольку же мы закончили обзор наших ныне здравствующих мастеров Италии, скажу только, что, услыхав о том, что всем им нисколько не уступает некий флорентийский скульптор Лодовико, который, как мне говорили, создал в Англии и в Бари значительные произведения 9, не найдя, однако, здесь, в Италии, ни родственников его, ни семьи и не видев его вещей, я не мог помянуть о нем так, как я этого хотел бы, и вынужден был ограничиться только тем, что назвал его по имени.


Комментарии

1. Джироламо Сиччоланте родился в 1521 г., умер в 1580 г. (см. также биографию Перино дель Ваги в т. IV «Жизнеописаний»). «Св. Петр, св. Стефан и Иоанн Креститель» теперь в римском палаццо Каэтани (датируется 1541 г., приписывается также Перино дель Ваге); «Мертвый Христос» — в галерее Рачинского в Познани; работы в церкви Санта Мариа делла Паче также сохранились. В церкви Санто Спирито сохранилось «Сошествие св. Духа», но работы Якопо Цукки; о сохранившихся фресках в капелле Фуггеров см. также биографию Джулио Романо в т. III «Жизнеописаний»; «Распятие» из церкви Сан Якопо дельи Спаньуоли теперь в церкви Санта Мариа ди Монсеррато (но фигуры святых Якова и Альфонса там отсутствуют); сохранились и фрески церкви Сан Томмазо деи Ченчи, росписи в палаццо Каподиферро (теперь Спада) и алтарный образ в болонской церкви Сан Мартино (1548).

2. Сиччоланте был в Пьяченце в 1543-1547 гг., «Богоматерь со святыми и ангелом» находится теперь в галерее Пармы.

3. Оба «Распятия» не сохранились; «Св. Екатерина» и «Св. Агата» и теперь в той же церкви; сохранилось и «Крещение» в церкви Сан Луиджи (рядом с работами Пеллегрино Тибальди и Якопо дель Копте, о котором см. ниже прим. 5); «Богоматерь со святыми» в церкви Сайт Ало (Сант Элиджо деи Феррари); фреска в Королевской зале (Сала Реджа) и рисунки Джироламо не сохранились; фреска в церкви Сан Лоренцо ин Лучина и образ со св. Екатериной (на прежнем месте, в капелле Чезис, теперь Массимо) сохранились.

4. О Марчелло Венусти из Комо (1515-1599) см. биографию Перино дель Ваги в т. IV «Жизнеописаний». Работы в церкви Санто Спирито существуют; фрески в церкви Санта Мариа делла Паче, портреты и мелкие вещи не сохранились; копия «Страшного суда» — в Неаполитанской пинакотеке; «Благовещение» — в ризнице церкви Сан Джованни ин Латерано; рисунок Микеланджело не сохранился (в Уффици хранится его копия, возможно Венцети).

5. Якопо (Якопино) дель Конте родился в 1510 г., умер в 1589 г. Помимо портрета Микеланджело во французском собрании Ше д'Эстанж (существуют и реплики) Якопо приписываются портреты в Берлине, в собрании Мишель в Майнце и в римской галерее Корсини. «Мертвый Христос» не сохранился; в церкви Сан Луиджи находится алтарный образ Якопо с «Проповедью св. Ремигия» (ему же приписывается находящаяся там же «Битва с неверными»). Кроме того, сохранились его фрески в церкви Сан Джованни Деколлато: «Пророчество Захарии» (1535), «Проповедь Иоанна Крестителя» (1538), «Рождество Христово» (1541). Портрет Ливии Колонна не сохранился, судьба других портретов неизвестна.

6. Адоне Дони родился в 1500 г., умер в 1571 г.; в Фолиньо сохранились его фрески в церкви Санта Анна и «Мученичество св. Екатерины» в церкви Санта Катерина; в Ассизи сохранились лишь «Страсти Христовы» (1561 г.).

7. Работы Чезаре Неббиа (1536-1614) сохранились в Орвието: в соборе («Распятие» 1573 г.), церкви Сан Доменико («Взятие Христа» 1575 г.) и в Городском музее («Рождество Богоматери» 1582 г.).

8. Пикколо Чирчиньяни (делла Помараиче) родился в 1517 г., умер в 1596 г.; упомянутое «Воскрешение Лазаря» принадлежит не ему, а Джироламо Муциано.

9. О скульптуре Лодовико другие сведения отсутствуют.