Комментарии

1. О Мазо Финигверра см. биографию Поллайоло в т. II «Жизнеописаний». Сообщение Вазари неточно: существуют гравюры и более раннего времени.

2. Точные библиографические данные о Баччо Бальдини отсутствуют, ему приписывают без достаточного основания много гравюр.

3. Речь идет о Мартине Шонгауэре (1420-1488). Он подписывался буквами «М. S». (а не «М. С.»).

4. Гравюры далее определяются по изданию Бартша (указывается нумерация тома и гравюр). «Девы» — см.: Бартш, т. VI, № 77-81 и 82-86; «Распятие» — Бартш, т. VI, № 25.

5. См. биографию Герардо в т. II «Жизнеописаний».

6. См. Бартш, т. VI: «Евангельские символы» — № 73-76; «Двенадцать апостолов — № 34-45; «Вероника» — № 66; «Святые» — № 48-65; св. Георгий — 50-52; «Пилат» — № 9-20; «Св. Антоний» — 47. Картина Микеланджело не сохранилась.

7. Об Альбрехте Дюрере (1471—1528) см. также «Фламандские художники» в т. V «Жизнеописаний». «Св. Себастиан» — см. Бартш, т. VII, № 55; «Богоматерь» — Бартш, т. VII, № 45.

8. См. Бартш, т. VII, № 82, 72 и 73.

9. См. Бартш, т. VII, № 85, 87, 94, 99 («Разные одеяния»); № 83, 84, 86,.89, 90, 91 («Крестьяне и крестьянки»); № 76 («Сон»).

10. См. Бартш, т. VII, № 51, 52, 104, 105 («Св. Христофор»); № 125, 126 («Иоанн Креститель»); № 118 (гравюра на дереве с изображением святых Стефана и Григория, а не Сикста и Лаврентия).

11. См. Бартш, т. VII, № 109 («Св. Григорий»); № 76-95 («Страсти Христовы» на дереве); № 55, 57, 58, 59 («Распятие»). Картина маслом не сохранилась.

12. «Апокалипсис» — см. Бартш, т. VII, № 60-75 (на меди и на дереве).

13. Так называемые «Малые страсти» см. Бартш, т. VII, № 16-52 (на дереве) и№3-18 (на меди).

14. «Меланхолия» см. Бартш, т. VII, № 74. О каких изображениях Богоматери идет речь, точно неизвестно (см. Бартш, т. VII, № 29, 42, 45 — на меди и № 98-102 — на дереве).

15. Дюрер был в Венеции в 1506 г. Речь идет о «Малых страстях», см. прим. 13.

16. Первые сведения о Маркантонио Раймонди относятся к 1504 г.

17. Маркантонио был в Венеции до 1509 г. (в 1509 г. он находился уже во Флоренции).

18. Вазари говорит о копии «Страстей» Дюрера (см, Бартш, т. XIV, № 584-620) или же о копии «Жизни Марии» — его же (Бартш, т. XIV, № 621-637). Достоверность сообщения о жалобе Дюрера сомнительна.

19. Маркантонио жил в Риме в 1510-1527 гг.

20. О Луке Лейденской (1494-1633) см. также «Фламандские художники». Его гравюры, упоминаемые Вазари, см. Бартш, т. VII; там же и «Страсти» Дюрера (см. прим. 13), и его же гравюра «Рыцарь и смерть».

21. Упоминаемые Вазари работы Дюрера сохранились (см. Бартш, т. VII); главные литературные сочинения Дюрера: «Книга о живописи», «Четыре книги о пропорциях» и трактаты «Руководство к измерению» и «Наставление к укреплению городов» — см. в русском издании: Альбрехт Дюрер, Дневники, письма, трактаты, Л.–М., 1957.

22. Все названные Вазари работы Луки Лейденского сохранились (см. Бартш, т. VII, № 19-23, 100-103, 15, 33, 20, 28, 32, 16, 1-9, 112).

23. См. Бартш, т. VII, № 74, 70, 107.

24. См. Бартш, т. VII, № 79-84, 86-99, 108-125, 166-168, 140-142, 160, 156

25. См. Бартш, т. XIV, № 192, 245, 339, 18, 352, 209, 117.

26. О Бавьере см. биографию Рафаэля в т. III «Жизнеописаний». Гравюры с работ Рафаэля помечены в большинстве монограммами ММА или же MAF Raph Urbi inv. (выполнил Марк Антоний, придумал Рафаэль Урбинский).

27. «Венеру и Амура» см. Бартш, т. XIV, № 251, 260, 311, там же тондо из папского дворца в Ватикане (т. XIV, № 381, 382, 375); «Парнас» — т. XIV, № 247; «Эней с Анхизом» — т. XV, № 60. Говоря о «Благословении рода Авраамова», Вазари по-видимому, имеет в виду «Благословение Исааком Иакова» (Бартш, т. XV, № 6) или «Явление бога Ною» (т. XV, № 3). См. также биографию Рафаэля.

28. Все названные Вазари работы см. — Бартш, т. XIV, № 350, 393, 334, 386-392, 64-76, 79-81, 52, 54, 46.

29. Названные Вазари гравюры см. — Бартш, т. XIV, № 116, 44; т. XV, ч. III, № 4, ч. II, № б.

30. «Снятие со креста» см. — Бартш, т. XIV, № 32; «Христос со святыми» — Бартш, т. XIV, № 113; «Мадонна» (Spasimo di Sicilia) — Бартш, т. XIV, № 28, выполнена гравером Агостино Венециано.

31. Портреты Климента VII и Дюрера не сохранились (см. также биографию Рафаэля), остальные названные Вазари работы см. — Бартш, т. XIV, № 497, 524, 500, 513, 501-512.

32. О Марко Денте из Равенны сведения относятся к 1515-1527 гг., об Агостино Музи Венецианце — к 1514-1536 гг.

33. Названные Вазари работы, см. — Бартш, т. XIV, № 37, 34, 244, 25, 15, 342-344, 235-238; т. XV, № 62, 38-71; т. XV, ч. II, № 3, 14, 15, 38-71 (некоторые гравюры выполнены учениками Маркантонио).

34. Марко Денте (см. прим. 32) подписывался Marcus Ravennas. Названные Ва-Зари гравюры см. — Бартш, т. XIV, № 8, 10, 13, 17; т. XV, № 1-4; т. XV, ч. II, № 9.

35. «Анатомию», «Клеопатру» и «Избиение младенцев» см. Бартш, т.. XIV, № 424, 193,21.

36. Из названных Вазари работ «Правосудие» не сохранилось, остальные см. Бартш, т. XIV, № 124-136, 137-183, 481, 476, 101, 213, 340, 45.

37. Все упомянутые Вазари гравюры сохранились — см. Бартш, т. XIV, № 420, 348, 23, 45, 12-15 (гравировал Агостино Венецианец), 422, 206. Томмазо Барлакки, сведения о котором относятся к 1540-1550 гг., был издателем и гравером (сохранилась лишь одна его гравюра).

38. Гравюры, выполненные в 1524 г., не сохранились.

39. См. Бартш, т. XIV, № 104.

40. «Мертвый Христос» сохранился (Бартш, т. XIV, № 40), другие названные Вазари работы не сохранились (см. также биографию Андреа дель Сарто в т. III «Жизнеописаний»).

41. Об Уго да Карпи см. «Введение к трем искусствам рисунка», гл. XXI (а не XXX) в т. I «Жизнеописаний» (стр. 126 и прим. 78).

42. «Сивиллу» и «Энея» см. Бартш, т. XII, ч. V, № 6 и т. XII, ч. VI, № 12.

43. На ковре была изображена не «История Симона Мага», а «Смерть Анании» (Бартш, т. XII, ч. И, № 27); названные Вазари работы, за исключением «Бегства филистимлян», сохранились (Бартш, т. XII, ч. II, № 22, 27, 13; ч. I, № 8; ч. VII, № 3); алтарный образ не сохранился.

44. См. биографии Перуцци и Пармиджанино в т. III «Жизнеописаний»; обе названные гравюры, выполненные Уго да Карпи, см. Бартш, т. XII, ч. VIII, № 12 и ч. VI, № 10.

45. Антонио Фантуцци родился в Болонье около 1510 г. Работал с 1537 г. в Фонтенбло, умер в 1550 г.; названные работы см. Бартш, т. XII, ч. IV, № 28; ч. V, № 7; ч. III, № 23. Джузеппе Никколо из Виченцы был учеником Пармиджанино; см. также ниже биографию Доменико Беккафуми.

46. Речь идет об азотной кислоте.

47. «Рождество Христа» и «Положение во гроб» см. Бартш, т. XVI, № 3 и 5; о каком ковре идет речь — неизвестно.

48. О Баттисте Питтони сохранились сведения до 1583 г., о Ваттисте дель Моро см. биографию фра Джокондо в т. III «Жизнеописаний». «Свободные искусства» Иеронима Кока (умер на родине в Антверпене в 1570 г.) сохранились; о каких работах Себастьяно дель Пьомбо, Франческо Сальвиати и Баттисты Франко идет речь — неясно (см. их биографии в тт. IV и V «Жизнеописаний»).

49. О Россо см. его биографию в т. III «Жизнеописаний». О Джан Джакопо Ка-ральо известно, что в 1526 г. он был в Риме, в 1539 г. — в Польше, в 1557 г. — в Венгрии, умер в 1565 г.

50. Все названные работы см. Бартш, т. XV, ч. III, № 58; ч. II, № 44-49; ч. II, № 53, 24-43; ч. III № 63; автор «Похищения сабинянок» не Россо, а Бандинелли.

51. См. Бартш, т. XV, № 1 и 4.

52. Сохранились гемма Каральо с портретом польской королевы и несколько медалей; об его архитектурной деятельности сведения отсутствуют.

53. Ламберт Зуавиус (Зутман) умер в 1567 г.

54. О Джован Баттисте Скультори, мантуанце (1503-1575), см. ниже биографию Джулио Романе Упомянутые Вазари работы см. Бартш, т. XV, № 4, 18, 16, 15, 13, 29.

55. Энеа Вико родился в Парме в 1523 г., умер в Ферраре в 1567 г. О Джулио Кловио см. его биографию в т. V «Жизнеописаний».

56. Энеа Вико издал «Рассуждение о древних медалях» в 1557 г. и «Изображение жен государей» в 1577 г. 2-е издание — 1599 г.; см. Бартш, т. XV, № 320, 321). Другие названные Вазари работы см. Бартш, т. XV, № 30, 31 25, 3, 1, 239, 44 (гравюра Николо Беатризе), 13 (гравюра Франса Флорис де Фриндта), 271, 255, 18, 247, 242, 243, 248, 249, 245, 241, 12.

57. Костюмы разных народов и генеалогическое дерево императоров см. Бартш, т. XV, № 256, 322-406, «геральдическое древо всех маркизов и герцогов дома Эсте (д'Эсте)» не сохранилось.

58. Джордже Гизи, мантуанец, родился в 1520 г., умер в 1582 г. «Страшный суд» (Бартш, т. XV, № 37) гравировал не он, а Никколо Беатризе из Люневиля, работавший в Риме в 1540-1565 гг.; Джован Баттиста деи Кавальери работал в Риме в 1525-1597 гг., умер в 1601 г. «Распятие св. Петра» и «Обращение св. Павла» (Бартш, т. XV, № 33) выполнены гравером Беатризе; о других названных Вазари гравюрах Кавальери сведения отсутствуют.

59. Антонио Лафрери (а не Ланферри), родом из Бургундии (1512-1577), работал в Риме в 1540 г. О рисунках Микеланджело см. его биографию в т. V «Жизнеописаний». Из названных Вазари работ «Ганимед», «Фаэтон», «Вакханалия» и «Пьета» (Бартш, т. XV, № 38, 39, 40, 23) гравированы Беатризе, кто гравировал остальные — точно неизвестно.

60. О Томмазо Барлакки см. прим. 37.

61. О Серлио см. биографию Перуцци в т. III «Жизнеописаний», о Лабакко см. ниже биографию Антонио да Сангалло Младшего (прим. 23, 39); о Виньоле — биографию Таддео Цуккари в т. V «Жизнеописаний»; о каком перуджинце идет речь — неизвестно; Жан Кузен выпустил в Париже свою «Книгу о перспективе» (о которой пишет Вазари) в 1560 г.

62. Речь идет о Никколо Беатризе (см. прим. 58) и Джироламо Муциани; названные Вазари гравюры см. Бартш, т. XV, № 88, 98, 45-86, 15.

63. Работы Тициана гравировали Доменико Кампаньола, Уго да Карпи (Бартш, т. XII, ч. IV, № 31), Джулио Боназоне, сведения о котором относятся к 1530-1574 гг. (Бартш, т. XV, № 114 и 154), а также сам художник (Бартш, т. XVI, № 5-8); «Св. Франциск» не сохранился.

64. Боназоне выполнил большое число гравюр по работам как названных, так и других живописцев; о Баттисте Франко см. его биографию в т. V «Жизнеописаний»; упомянутые Вазари гравюры (темы из «Ветхого завета» и «Рождество Христово») см. Бартш, т. XVI, № 1-6 и 8.

65. Под Ренато разумеется Рене Буавен из Анжера, умерший в Риме в 1598 г.; «Клелия» (Бартш, т. XVI, № 49) и «Король Генрих» (а не Франциск — см. Бартш, т. XVI, № 43) включены Бартшем в число работ анонимных мастеров, работавших в Фонтенбло; «Странствия Улисса» точно не идентифицируются. Другие гравюры по рисункам Россо см. Бартш, т. XVI, ч. III.

68. О Луке Пенни см. биографию Джованнй Франческо Пенни (Фатторе) в т. III «Жизнеописаний», о Приматиччо см. его биографию в т. V «Жизнеописаний»; названные Вазари гравюры отнесены Бартшем к анонимам Фонтенбло (т. XIII), не идентифицируются точно лишь «Совет богов» и «Пенелопа».

67. Знаменитый типограф Франческо Марколини занимался в Венеции издательской деятельностью с 1535 г. Первое издание его «Вертограда мыслей» вышло в свет в 1540 г., Вазари же пишет о втором издании 1550 г. с портретом автора и гравюрами Джузеппе Порта, о котором см. биографию Сальвиати в т. V «Жизнеописаний». О Габриэле Джолито другие сведения отсутствуют; первое издание «Неистового Роланда» Ариосто с его гравюрами вышло в свет в 1542 г.

68. О Джованни Стефано Калькар (1499-1550) см. «Фламандские художники». «Анатомия» Везалия, посвященная врачу Хуану Вальверде де Омаско, вышла в свет с гравюрами Калькара в Базеле в 1543 г.

69. О Микеле ван Кокси и Мартине Хемскерке см. «Фламандские художники»; о Иерониме Коке — прим. 48.

70. О Гансе Лифринке из Антверпена сведения относятся к 1538-1573 гг.

71. О Березе сведения отсутствуют; о Босхе см. «Фламандские художники».

72. Речь идет о Генрихе Альдегревере (около 1502—1555 гг., названные Вазари работы см. Бартш, т. XIII, № 1-6 и т. VIII, № 7-10, 22-28, 13-17, 30-33); Георге Пеиче из Нюрнберга (около 1500-1550 гг., названные работы см. Бартш, т. VIII, № 58-64, 20-29, 77, 83); J. В. — Иоганн Зебальд Бегам (1500-1550 гг., названные работы см. Бартш, т. VIII, № 55-57, 146-150, 709, 154-163, 164, 166-177, 185, 194, 109-111, 225, 322); второе пропущенное Вазари имя остается неизвестным; о каких «Евангелистах» идет речь — не выяснено; М — Мартин Трей, гравюры которого датируются 1540-1543 гг. (другие сведения о нем отсутствуют); «Блудный сын» — см. Бартш, т. IX, № 3-14.

73. О Франсе Флориссе де Фриндте (1516—1570) см. «Фламандские художники».

74. Речь идет о портретах, предпосланных биографиям живописцев, скульпторов и архитекторов во втором издании (1568) «Жизнеописаний» Вазари; мастер Кристофан идентифицируется с Кристофоро Кориолано, гравировавшим в 1599—1603 гг. «Орнитологию» Улисса Альдовранди, вышедшую в свет в Болонье, а также (с большей вероятностью) с Кристофоро Кригером, прозванным Гверра, умершем в 1590 г.

75. Маркантонио умер в Болонье между 1527 и 1534 гг., рисунки, названные Вазари, не сохранились.