Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДЖАКОМО ПАЛЬМЫ

и

ЛОРЕНЦО ЛОТТО

венецианских живописцев

37.JPG (432700 bytes)

(Негретти Якопо (Джакомо), прозванный Пальма Веккьо (Старший), — венецианский живописец, родился в 1480 г. (?), умер в 1528 г., учился, возможно, у Джованнн Беллини, испытал влияние Джорджоне, Лоренцо Лотто и Тициана. Оставил около 60 незавершенных работ, дописанных другими живописцами, собственные законченные работы не подписывал и не датировал. Любимая тема: «Беседа Богоматери со святыми» — так называемая «Sacra conversazione». Писал также портреты. Главные работы: «Алтарный образ со св. Варварой» (в венецианской церкви Санта Мариа Формоза); «Богоматерь с Иоанном Крестителем и св. Екатериной» (Дрезден, галерея); «Три сестры» (там же); «Беседа Богоматери» (там же); «Встреча Иакова с Рахилью» (там же); «Портрет поэта» (Лондон, Национальная галерея); Женский портрет — так называемая «Виоланта» (Вена, Художественно-исторический музей); «Мадонна со св. Рохом и Марией Магдалиной» (Мюнхен, Старая пинакотека); «Поклонение волхвов» (Милан, Брера); «Поклонение пастухов» (Париж, Лувр); «Беседа Богоматери со святыми» (Венеция, Академия, а также в собраниях и музеях Будапешта, Вены, Неаполя, Кракова, Гренобля и др.). Мадонны — в Ленинграде, Будапеште, Мюнхене, Бергамо, Генуе, Лондоне, Миннеаполисе (США); портреты — в Ленинграде, Венеции, Виченце, Лондоне, Вене, Мюнхене, Лионе.

Лотто Лоренцо — венецианский живописец, родился ок. 1480 г., умер в 1556 г. Первые работы в Тревиэо (1503-1506). Позднее работал в Венеции, Бергамо и Марках (Иези, Анкона, где начал в 1538 г. дневник, который вел до конца жизни). В 1509 г. был в Риме, где работал в Ватикане с Перуцци, Содомой и Брамантино. Умер послушником в Лорето. Учитель неизвестен. В ранних работах — влияние Дж. Беллини (может быть, Антонелло да Мессина), в Марках познакомился с творчеством Луки Синьорелли и Мелоццо да Форли. Немецкие элементы в некоторых работах объясняются возможной встречей с Дюрером в Венеции в 1505-1506 гг.

Ранние работы: «Мадонна с Петром мучеником» (Неаполь, Музей Каподимонте); «Успение» (церковь Санта Мариа Ассунта в Азоло); «Св. Иероним в пустыне» (Париж, Лувр), алтарный образ церкви Санта Кристина в Тивароне; алтарный образ церкви Сан Стефано в Бергамо; «Положение во гроб» (Иези, Пинакотека). Зрелые работы: «Св. Николай во славе» (Венеция, церковь Санта Мариа дель Кармело); «Успение» (церковь Санта Мариа Ассунта в Челано близ Бергамо); «Богоматерь со св. Иеронимом и Иосифом» (Иези, Пинакотека); алтарь св. Лючин (там же), три работы в Бергамо (алтарные образы в церквах Сан Бартоломео, Сан Бернардино, Санто Спирито); работы в Рекапати (в церкви Санта Марна сопра Мерканти, церкви Сан Доменико и в Пинакотеке); «Христос с апостолами» (Ленинград, Эрмитаж).

Поздние работы: «Св. Антонин раздает милостыню» (Венеция, церковь Джованни Э Паоло); «Семейная группа» (Лондон, Национальная галерея); «Христос во храме» (Лорето, палаццо Аиостолико). Фрески в капелле виллы Суарди в Трескоро и в церкви Сан Микеле аль Поццо Бьянко в Бергамо. Портреты в Венеции, Бергамо, Тревизо, Сплите, Мадриде, Вене, Риме, Милане, Лондоне и др.)

Искусность и добротность одной или двух работ, выполненных в совершенстве в том искусстве, которым человек занимается, могут значить так много, что какими бы малыми они ни были, но художникам и людям сведущим приходится их восхвалять, а писателям их прославлять, вознося хвалы художнику, их создавшему. Подобным же образом поступаем и мы в отношении венецианца Пальмы, который хотя и не был ни превосходным, ни редкостным, но был тем не менее столь рачительным и старательным и приверженным к трудам в искусстве, что творчество его, если не все, то в некоторой своей части, содержит в себе немало достоинств, ибо оно очень близко передает человеческую живость и естественность. Пальма обладал цельностью, плавностью и выдержкой в колорите в гораздо большей степени, чем смелостью в рисунке, и обращался он с красками с величайшим изяществом и тщательностью, что мы видим по многочисленным картинам и портретам, которые написаны им в Венеции для разных господ и о которых распространяться не стану, ибо, как я считаю, достаточно будет упомянуть о некоторых лишь досках и об [524] одной голове, почитаемой нами божественной и дивной. Одну из этих досок он расписал в венецианской церкви Сант Антонио, что возле Кастелло, а другую в Санта Элена, поблизости от Лио, там, где монастырь монахов Монтеоливето 1. На этой последней, находящейся на главном алтаре названной церкви, он изобразил волхвов, приносящих Христу дары, с порядочным числом фигур, и головы некоторых поистине достойны похвалы, как равным образом и ткани, одевающие фигуры и выполненные с красиво падающими складками.

В церкви Санта Мариа Формоза для алтаря Бомбардьери Пальма написал помимо того святую Варвару в натуральный рост, с двумя фигурами меньших размеров по сторонам, а именно св. Себастьяна и св. Антония; однако же святая Варвара принадлежит к лучшим фигурам, когда-либо написанным этим живописцем, расписавшим в церкви Сан Моизе, неподалеку от площади Сан Марко, еще одну доску с Богоматерью, взнесенной на воздух, и св. Иоанном у ее ног 2.

Помимо этого, для помещения, где собираются члены скуолы Сан Марко, что на площади Санти Джованнн э Паоло, соревнуясь со сделанным ранее Джан Беллино, Джованни Мансуети и другими живописцами, Пальма написал прекраснейшую историю, где был изображен корабль, везущий в Венецию мощи св. Марка 3. На ней Пальма изобразил ужасную морскую бурю с несколькими гонимыми яростью ветров судами, которые выполнены с большим пониманием и с острой наблюдательностью, равно как группа фигур, поднятых на воздух, и различного вида демоны, под видом ветров дующие на корабли, при помощи весел всячески стремящиеся сломить напор грозных и высочайших волн, но, того и гляди, потонут. В общем же творение это, говоря по правде, столь прекрасно и по выдумке и в других отношениях, что почти невозможно представить, чтобы краски и кисть, пусть даже в руках превосходного мастера, могли выразить нечто более близкое к правде или более естественное, ибо здесь и ярость ветров, и мощь и ловкость, напор волн, зарницы и молнии в небе, вода, рассекаемая веслами, и весла, которые гнутся от ударов волн и усилий гребцов. Чего же больше? Что до меня, то не помню, чтобы когда-нибудь видел я живопись более потрясающую, чем эта, ибо выполнена она так и с таким соблюдением рисунка, композиции и колорита, что кажется, будто сотрясается вся картина, словно все, что там написано, настоящее. За эту работу Джакомо Пальма заслуживает величайшей хвалы и должен [525] быть назван в числе тех, кто владеет искусством и своими способностями настолько, что могут в своих картинах выразить все трудности, которыми чреваты их замыслы. Ведь при таких трудностях у многих живописцев при первом наброске работы, когда ими овладевает некая ярость, получается нечто доброе и смелое, потом исчезающее при отделке, когда то хорошее, что было вложено в нее порывом, уничтожается. А происходит это потому, что тот, кто приближается к концу, смотрит нередко на части, а не на целое, и постепенно иссякает (ибо дух охлаждается) источник его смелости. Пальма же всегда твердо придерживался одной цели и доводил свой замысел до совершенства, за что был в свое время и всегда будет достоин бесконечных похвал.

Хотя работ его было много и все они очень ценились, однако несомненно, что лучше всех других и, конечно, самая поразительная та, где он, глядя на себя в сферу, изобразил себя самого с натуры, с разбросанными кругом разными верблюжьими шкурами, с отдельными прядями волос, написанными настолько живо, что лучшего и вообразить невозможно. Ибо в этой исключительной вещи дух Пальмы достиг такой мощи, что создал он вещь чудеснейшую и безмерно прекрасную, и это скажет всякий, кто видит ее почти каждый год на выставке в Вознесенье. И поистине достойна она прославления за рисунок, за искусство и за колорит и за всякое другое совершенство более любого произведения, написанного каким-либо венецианским живописцем до того времени. Ведь помимо всего прочего вращение глазного яблока передано в ней так, что ни Леонардо да Винчи, ни Микеланджело Буонарроти иначе этого и не сделали бы. Но об изяществе, строгости и других частностях Этого портрета лучше умолчать, ибо, сколько ни говори о его совершенстве, больше того, чего он заслуживает, все равно не скажешь 4. И если бы по велению судьбы Пальма после этой работы скончался, за ним одним осталась бы заслуга превзойти всех тех, кого мы прославляем за редкостную и божественную одаренность. Между тем жизнь его, которая длилась и заставляла его работать, сложилась так, что он, не удержав того, с чего начал, свел в себе на нет все то, что, по мнению очень многих, должно было в нем возрастать. В конце концов ему, умершему в Венеции сорока восьми лет 5, достаточно и того, если одно-два совершенных его произведения частично затмят те упреки, которые он мог бы навлечь на себя остальными.

Товарищем и другом Пальмы был венецианский живописец Лоренцо Лотто, который, подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул [526] впоследствии к манере Джорджоне, о чем свидетельствуют многочисленные картины и портреты, находящиеся в Венеции в дворянских домах. В доме Андреа Одони находится очень красивый его портрет кисти Лоренцо, а в доме флорентинца Томмазо да Эмполи картина с Рождеством Христовым, изображенным в ночном освещении, которая особенно хороша потому, как сияние Христово в прекрасной манере озаряет эту сцену, где Мадонна стоит на коленях, а в фигуре, изображенной в рост и поклоняющейся Христу, представлен мессер Марко Лоредано. У братьев кармелитов он же написал на доске св. Николая, вознесенного на воздух в епископском облачении с тремя ангелами, у ног же его св. Лючия и св. Иоанн, наверху облака, а внизу прекраснейший пейзаж с многочисленными мелкими фигурами и животными в разных местах, сбоку — св. Георгий на коне убивает змея, а неподалеку дева перед городом и кусочек моря. В Санти Джованни э Паоло в капелле св. Антонина, архиепископа флорентийского, Лоренцо написал на доске этого святого, восседающего с двумя подначальными ему священниками, внизу же много народу 6.

Когда этот живописец был еще молодым и подражал отчасти манере Беллини и отчасти манере Джорджоне, он в Сан Доменико в Риканати написал на дереве образ главного алтаря, разделенный на шесть частей. В среднем изображена Богоматерь с сыном на руках, передающим через ангела облачение св. Доминику, стоящему на коленях перед Девой; там же и два путта, один из которых играет на лютне, а другой на маленькой скрипке. Во второй части папы св. Григорий и св. Урбан, в третьем — св. Фома Аквинскип и еще один святой, который был епископом в Риканати. Над ними остальные три клейма: в среднем над Мадонной — усопший Христос, которого поддерживает ангел, мать, целующая его руку, и св. Магдалина. Над св. Григорием — св. Мария Магдалина и св. Викентий, а в другом клейме, то есть над Фомой Аквинским, — св. Сигизмунд и св. Екатерина Сиенская. На пределле с мелкими фигурами и редкостной работой, в середине — св. Марию Лоретскую ангелы переносят из Скьявонии, туда, где она находится и ныне; на двух же боковых историях — на одной проповедующий св. Доминик с самыми изящными на свете фигурками, а на другой — папа Гонорий, утверждающий устав ордена св. Доминика. В середине той же церкви рукой того же написан фреской св. Викентий, а в церкви Санта Мариа, что в Кастель Нуово, находится доска, написанная маслом, с Преображением Господним и тремя [527] мелкофигурными историями на пределле: с Христом, ведущим апостолов на гору Фавор, молящимся в саду и возносящимся на небо 7.

Выполнив эти работы, Лоренцо отправился в Анкону, где Мариано из Перуджи закончил как раз образ главного алтаря в Сант Агостино с большим обрамлением. Образ этот не очень понравился, и потому ему в той же церкви было заказано написать на другой доске, стоящей посредине, Богоматерь с младенцем на коленях и двух летящих ангелов, венчающих Деву 8.

В конце концов, когда Лоренцо состарился и почти совсем потерял голос, он, выполнив в Анконе кое-какие другие не очень значительные работы, отправился к Мадонне в Лорето 9, где он раньше написал маслом на дереве один образ, тот, что в капелле по правую руку как войдешь в церковь. Там порешил он закончить жизнь свою в служении Мадонне, поселившись в Санта Каза, и приступил к выполнению историй с фигурами, высотой в один локоть и меньших размеров, вокруг хора над сиденьями священнослужителей. На одной истории он изобразил там Рождество Христово, а на другой Поклонение волхвов. Далее следует Встреча с Симеоном, а потом Крещение Иоанном в Иордане, изображена там и приведенная к Христу прелюбодейка; все они исполнены с изяществом. Равным образом написал он и еще две истории с многочисленными фигурами: на одной из них был Давид, приносящий жертву, на другой св. архангел Михаил в борьбе с низвергнутым с небес Люцифером. После их завершения он по прошествии недолгого времени отдал душу Господу богу, и как жил он благопристойно добрым христианином, таким он и умер 10. Эти последние годы своей жизни он прожил весьма счастливо и с душой, исполненной спокойствия, и, более того, он заслужил ими, надо полагать, блага вечной жизни, чего, возможно, и не было бы, если бы под конец своей жизни он не был сверх меры опутан светскими делами, которые, излишне отягощая тех, кто полагает их целью, не дают духу подняться до истинных благ иной жизни и до высшего блаженства и счастья.

Процветал в те времена в Романье Рондинелло 11, живописец превосходный, которого мы слегка коснулись в жизнеописании Джован Беллини, ибо он был его учеником, услугами которого тот в своих работах пользовался немало 12. Уйдя от Джован Беллини, он продолжал заниматься искусством и, будучи весьма прилежным, создал много произведений, достойных похвалы, о чем в соборе в Форли свидетельствует образ главного алтаря, написанный им на дереве: на нем очень хорошо показано, как Христос причащает [528] апостолов. А выше, в полутондо образа, он написал усопшего Христа, в пределле же с большой тщательностью несколько мелкофигурных историй с деяниями св. Елены, матери императора Константина, когда она обретает крест. Там же, в той же самой церкви, он изобразил св. Себастьяна, одиночную очень красивую фигуру в раме. В равеннском соборе для алтаря св. Марии Магдалины он написал маслом образ с одной лишь фигурой названной святой, а внизу и пределле он изобразил весьма изящно три мелкофигурные истории: Христа, являющегося Марии Магдалине под видом садовника, а па другой, как Петр, выйдя с корабля, направляется по водам к Христу, а между той и другой — Крещение Иисуса Христа; они очень красивы. В Сан Джованни Эванджелиста, в том же городе, он написал на дереве два образа: на одном освящающий церковь св. Иоанн, на другом прекраснейшие фигуры трех мучеников: св. Канция, св. Канциана и св. Канциаииллу. В Сант Аполлинаре, в том же городе, весьма одобряются две его картины с двумя фигурами: св. Иоанна Крестителя и св. Себастьяна. В церкви Спирито Санто находится его же образ с Богоматерью посредине, со св. Екатериной мученицей и девой и со св. Иеронимом по бокам. Равным образом написал он на дереве два образа и в Сан Франческо: на одном он написал св. Екатерину и св. Франциска, а на другом Богоматерь со многими фигурами, а также св. апостола Иакова и св. Франциска. Подобным же образом написал он на дереве два образа и в Сан Доменико: один из них с Богоматерью и многими фигурами по левую руку от главного алтаря, другой очень красивый на одной из стен церкви. В церкви Сан Никколо монастыря св. Августина он написал на дереве еще один образ со св. Лаврентием и св. Франциском. Так он прославился этими работами, что высоко ценился не только в Равенне, но и по всей Романье 13. Прожил Рондинелло до шестидесятилетнего возраста и погребен в Равенне в Сан Франческо.

Оставил он после себя Франческо из Котиньуолы 14, живописца, которого в том городе также почитали. Этот выполнил много работ и, в частности, в церкви аббатства Класси, что в городе Равенне, весьма большой образ на дереве для главного алтаря с многофигурным Воскрешением Лазаря. Насупротив его в 1548 году Джорджо Вазари написал по заказу дона Ромуальдо веронского, тамошнего аббата, другой многофигурный образ на дереве со Снятием Христа со креста. В Сан Никколо Франческо выполнил еще один образ с Рождеством Христовым, на доске очень больших размеров, и равным [529] образом два образа с разнообразными фигурами в Сан Себастьяно. В больнице св. Екатерины он написал на дереве образ с Богоматерью, св. Екатериной и со многими другими фигурами, а в Санта Агата написал получивший одобрение образ с распятым Христом, стоящей Богоматерью и многими другими фигурами. В Сант Аполлинаре, в том же городе, он написал на дереве три образа: на одном из них, на том, что для главного алтаря, — Богоматерь со св. Иоанном Крестителем и св. Аполлинарий со св. Иеронимом и другими святыми, на другом также Мадонна со св. Петром и св. Екатериной, на третьем и последнем, который помешала ему закончить смерть, — Христос, несущий крест.

Колоритом он обладал прекрасным, но в рисунке уступал Рондинелло; тем не менее равеннцы ценили его высоко. Он пожелал, чтобы после смерти его похоронили в Санто Аполлинаре, где он создал столько фигур, ибо ему хотелось, чтобы кости его покоились после смерти там, где он трудился и жил.


Комментарии

1. Плата за первую из названных работ («Обручение Богоматери») была получена в 1520-1521 гг. В настоящее время сохранился лишь фрагмент, находящийся в венецианском собрании Джованелли. Набросок всей картины — в гравюрном кабинете Дрезденской галереи, поздняя копия — в церкви Сан Пикколо города Тревизо. Вторая работа — «Поклонение волхвов» (1525) — теперь в миланской галерее Брера:

2. «Св. Варвара со святыми», написанная между 1509 и 1524 гг., — на прежнем месте, Богоматерь из церкви Сан Моизе не сохранилась.

3. Работа, изображающая бурю 25 февраля 1340 г., успокоенную святыми Марком, Георгием и Николаем, написанная в сотрудничестве с Парисом Бордоие, находится теперь в Венецианской академии. В первом издании «Жизнеописаний» Вазари приписывал ее Джорджоне. См. также биографию Карпаччо в т. II «Жизнеописаний».

4. Портрет, о котором пишет Вазари, идентифицируется с находящимся в Мюнхенской Старой пинакотеке, который приписывается также Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, Манчипи и Кариани.

5. Пальма умер в Венеции 30 июля 153S г.

6. Все перечисленные Вазари работы сохранились: подписной портрет Андреи Одони (1517) теперь в галерее Хемптон Корт, «Рождество Христово» — в Венецианской академии, «Св. Николай со святыми и ангелами» — на прежнем месте в венецианской церкви Санта Марна дель Кармине (ранее на работе были подпись Лотто и дата 1529), Св. Антонин (подписной, 1542), также на старом месте в венецианской церкви Санти Джованпи э Паоло.

7. Шестичастный алтарный образ из церкви Сан Доменико (подписан и датирован 1508 г.) находится теперь (без пределлы) в здании муниципалитета в Реканати; там же (также без пределлы) «Преображение» (1512-1513) из церкви Санта Мариа ди Кастель Нуово; «Св. Викентий» — на старом месте (фреска написана в 1512 г.).

8. Живописец Мариано ди сер Эустерио да Перуджа родился в 1470 г. Сведения о нем — до 1527 г., его «Мадонна со святыми Антонием и Леонардом» из церкви Агостино — теперь в галерее Перуджи.

9. В настоящее время в Пинакотеке Анконы хранятся две работы Лоренцо Лотто: «Мадонна со святыми» (датируется ок. 1546) и «Успение Богоматери» (работа, подписанная и датированная 1550 г.). Художник был в Анконе в 1538 и 1543 гг., в Лорсто — в 1552 и 1556 гг., где в Палаццо Апостолико хранятся следующие его работы: подписное полотно со святыми Христофором, Рохом и Себастьяном: «Грешница», «Рождество Христово», «Жертвоприношение Мельхиседека» (а не Давида), «Архангел Михаил», «Введение во храм», «Крещение», «Поклонение волхвов». Все поздние работы (1554-1556) выполнены в сотрудничестве с другими живописцами.

10. Дата смерти Лоренцо Лотто точно не установлена. В 1555 году он еще работал.

11. О Рондинелли кроме биографии Беллини в ч. II «Жизнеописаний» см. также биографию Дженги в т. IV «Жизнеописаний».

Алтарный образ из собора хранится теперь в музее г. Форли (люнета с подписью Марко Пальмеццано — в Лондонской Национальной галерее); Св. Себастьян (1797) на старом месте, образа с Марией Магдалиной в равепнском соборе нет (местонахождение неизвестно).

12. В равеннских церквах не осталось ни одной из перечисленных Вазари работ. В других местах из них сохранились следующие: обе работы из церкви Сан Джованни Эванджелиста — теперь в миланской галерее Брера (вторая изображает Явление св. Иоанна Галле Плакидии); Мадонна со святыми из церкви Санто Спирито — в Равеннской пинакотеке; Мадонны со святыми из церкви Сан Доменико — в Равеннской пинакотеке и миланской галерее Брера.

13. См. также биографию Беллини в т. II «Жизнеописаний».

14. О Франческо Цаганелли из Котиньолы сведения относятся к 1499 г., умер в 1532 г. Из перечисленных Вазари работ сохранились следующие: «Воскрешение Лазаря» (в ризнице равеннской церкви Санта Мариа ин Классе); «Рождество Христово» в Равеннской пинакотеке); «Богоматерь со св. Екатериной» в равеннской церкви Сан Джироламо); «Распятый Христос с Богоматерью» в Равеннской пинакотеке). О работе Вазари см. его Автобиографию в т. V «Жизнеописаний».