Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДЖОВАННИ ФРАНЧЕСКО,

прозванного ФАТТОРЕ,

флорентинца

и

ПЕЛЛЕГРИНО

из Модены,

живописцев

23.JPG (432700 bytes)

(Пенни Джован Франческо, прозванный Фатторе, родился во Флоренции в 1488 г. (или 1498), умер в Неаполе в 1528 г. — живописен, один из учеников Рафаэля, работавший с ним при росписях римской виллы Фарпезина, ватиканских лоджий и Станцы дель Инчендио, а также при выполнении ковров (в чем выражалась эта работа — точно не выяснено); с Джулио Романо расписывал ватиканский зал Константина — ему приписываются там фрески «Крещение Константина», «Дар Константина», аллегорические фигуры и монохромные росписи цоколя. В 1526 г. отправился с Джулио Романе в Мантую, но, принятый там холодно, возвратился в Рим, а затем переселился в Неаполь, где написал большую копию «Преображения» Рафаэля. Достоверные станковые работы: «Мадонна» в лондонской галерее Бриджуотер и «Венчание Богоматери» в галерее Ватикана.

Пеллегрино Аретузи, прозванный Пеллегрино да Модена, родился в 1463 или 1465 г. (впервые упоминается как двадцатилетний в 1483 г.), умер в 1523 г. —живописец; начал работать в Модене (работы не сохранились, может быть, им написана в тот период «Мадонна на троне» — теперь в Феррарской пинакотеке). После 1510 г. — в Риме на службе у Льва X был помощником (а не учеником) Рафаэля. Из римских работ с наибольшей достоверностью ему приписывается «Мадонна с двумя святыми» в церкви Санта Франческа Романа и рисунок на ту же тему в Венецианской академии, а также фрески в церкви Сан Джакомо Маджоре и Сан Джакомо дельи Спаньуоли)

Джованфранческо Пенни 1, прозванный Фатторе 2, флорентийский живописец, был обязан судьбе не менее, чем своим природным качествам, ибо добрый нрав, склонность к живописи и другие его достоинства стали причиной того, что Рафаэль Урбинский взял его к себе в дом и воспитал вместе с Джулио Романо, всегда относясь и к тому и к другому, как к родным сыновьям, и доказал им после своей смерти, насколько он их ценил, одновременно завещав им и свои качества и свое имущество. Что же касается Джованфранческо, который с самого детства, когда он впервые попал в дом Рафаэля, был прозван Фатторе и навсегда сохранил это имя, то в своих рисунках он подражал манере Рафаэля и придерживался ее постоянно, о чем свидетельствуют несколько рисунков в нашей Книге. Поэтому и не удивительно, что их сохранилось много и что все они тщательно отделаны, ибо рисовать он любил больше, чем писать красками.

Первые работы Джованфранческо были выполнены им в папских Лоджиях в Риме совместно с Джованни да Удине, Перино дель Вага и другими [328] превосходными мастерами; росписи эти отличаются прекраснейшей грацией, и в них виден мастер, стремившийся к совершенству в своей работе. Он был человек разносторонний и очень любил писать пейзажи и здания. Он хорошо писал и маслом, и фреской, и темперой, и превосходно рисовал с натуры, причем во всем ему много помогала природа, настолько, что, и не учась много, он отлично постигал все вещи, касающиеся искусства. И потому он оказал большую помощь Рафаэлю в подкрашивании почти всех картонов для ковров папской капеллы и консистории, в особенности же их фризов. Он выполнял и многое другое по картонам и по указаниям Рафаэля, как, например, свод у Агостино Киджи в его дворце за Тибром 3, а также много картин на холсте и на дереве и разных других работ, в которых он так хорошо себя проявил, что Рафаэль по заслугам любил его с каждым днем все сильнее. В Монте Джордано в Риме он расписал фасад светотенью, а в церкви Санта Мариа ди Анима на боковых дверях, выходящих к церкви Паче, он написал фреской св. Христофора высотой в восемь локтей, отличнейшую фигуру, там же в пещере и с фонарем в руке изображен отшельник, в котором сочетаются воедино и грация и хороший рисунок.

После этого Джованфранческо отправился во Флоренцию, где для Лодовико Каппони в Монтуги, за воротами Сан Галло, он сделал табернакль с Богоматерью, получивший большое одобрение 4. В это время умер Рафаэль, и Джулио Романо и Джованфранческо, как его ученики, продолжали долгое время жить вместе, заканчивая совместно работы, оставшиеся после Рафаэля незавершенными и в особенности начатые им в папском винограднике, а также в большой дворцовой зале, где ими обоими написаны истории Константина с отличнейшими фигурами, выполненными уверенно и в хорошей манере, хотя самый замысел и наброски к историям принадлежали Рафаэлю 5.

Во время этих работ Перино дель Вага, превосходнейший живописец, женился на сестре Джованфранческо, после чего много работ они выполняли вместе и подобно тому, как это делали Джулио и Джованфранческо, они написали вместе двухстворчатый образ с Успением Богоматери, который попал к Монтелучи в Перудже, и подобным же образом выполпяли они и другие работы и картины для разных мест. Они получили затем заказ от папы Климента на образ 6, подобный образу Рафаэля 7, что в церкви Сам Пьеро а Монторио, который должен был быть отослан во Францию, куда он первоначально и предназначался Рафаэлем. Они начали его, но вскоре дело дошло у них [329] до разрыва; они поделили имущество, рисунки и все прочее, оставленное им Рафаэлем, и Джулио отправился в Мантую, где выполнял для маркиза бесчисленное множество всяких работ. Вскоре туда приехал и Джованфранческо, привлеченный то ли дружбой к Джулио, то ли надеждой найти там работу, но Джулио принял его так нелюбезно, что он немедленно оттуда уехал и, объездив всю Ломбардию, возвратился в Рим, а из Рима морем отправился в Неаполь к маркизу дель Васто, взяв с собой и законченный образ, который якобы был из Сан Пьетро ин Монторио, и другие вещи, которые он оставил на острове Искии, принадлежащем маркизу. Позднее же образ был помещен туда, где он находится и ныне, а именно в неаполитанскую церковь Санто Спирито дельи Инкурабили 8.

Устроившись, таким образом, в Неаполе, где он рисовал и писал красками, Джованфранческо сблизился с сильно полюбившим его флорентийским купцом Томмазо Камби, управляющим делами маркиза. Но прожил он там недолго, так как, будучи слабого сложения, он заболел и умер, к великому огорчению самого синьора маркиза и всех, кто его там знал.

Был у него брат, также живописец, по имени Лука 9, работавший в Генуе, со своим свояком Перино, а также в Лукке и многих других местностях Италии. Наконец он переселился в Англию, где делал кое-что для короля и нескольких купцов, а в конце концов занялся тем, что делал рисунки для гравюр на меди, отсылавшиеся за границу к фламандцам; так было им отослано за границу много рисунков, гравюры с которых можно опознать по его манере, а помимо того и по подписи; в том числе и лист с несколькими купающимися женщинами, оригинал которого, выполненный собственноручно Лукой, находится в нашей Книге 10.

Учеником Джованфранческо был Лионардо, прозванный Пистойя 11, так как он был пистойцем; он сделал кое-что в Лукке, в Риме же написал много портретов с натуры, а в Неаполе для Диомеде Караффа, тогда епископа арианского, а ныне кардинала, для одной из его капелл написал на дереве образ, на котором св. Стефана побивают камнями, а в монастыре Монтеоливето написал другой, который был поставлен на главный алтарь, а позднее убран оттуда, уступив место подобному ему по замыслу и выполненному рукой Джорджо Вазари аретинца. Лионардо заработал у неаполитанских синьоров много денег, но большого капитала не нажил, так как, будучи игроком, постепенно все спустил. В конце концов и умер он в Неаполе, оставив о себе [330] память как о хорошем колористе, рисовальщиком же хорошим он не был никогда.

Прожил Джованфранческо сорок лет, а работы его относятся примерно к 1528 году.

Другом Джованфранческо и так же, как и он, учеником Рафаэля был и Пеллегрино из Модены 12. Прослыв на родине талантливым художником и услышав о чудесах, творимых Рафаэлем Урбинским, он решил отправиться в Рим, чтобы трудами оправдать возложенные на него надежды. Там он встретился с Рафаэлем, который людям одаренным никогда ни в чем не отказывал. В то время в Риме занималось живописью бесконечное количество молодых людей, соревновавшихся между собой и старавшихся перегнать один другого в рисунке, чтобы заслужить благосклонность Рафаэля и завоевать известность в народе. Так и Пеллегрино, занимаясь постоянно, приобрел опыт и стал мастером не только в искусстве рисунка. И когда Лев X поручил Рафаэлю расписать лоджии, вместе с другими молодыми людьми работал там и он и с таким успехом, что Рафаэль использовал его и для многих других работ.

В церкви Сан Эустакио в Риме для одного из алтарей при входе в церковь Пеллегрино написал фреской три фигуры, а в церкви португальцев алла Скрофа расписал фреской капеллу главного алтаря, а также написал для нее образ 13. А после того как кардинал Альборензе украсил в церкви Сан Якопо испанской колонии многочисленными мраморами одну из капелл, среди которых особенно нравился мраморный св. Иаков, высотой в четыре с половиной локтя, работы Якопо Сансовино, тогда и Пеллегрино написал там фреской истории из жития этого апостола, придав фигурам изящнейшую выразительность в подражание своему учителю Рафаэлю и так хорошо распределив всю композицию, что прослыл благодаря этой работе за человека дельного и обладающего большим и отменным живописным дарованием 14. Закончив эту работу, он выполнил в Риме и много других и самостоятельно и вместе с другими.

Когда же Рафаэль умер, он возвратился в Модену, где выполнил много работ и, между прочим, для братства Баттути написал маслом на дереве св. Иоанна, крестящего Христа, а в церкви сервитов другой образ со святыми Козьмой, Дамианом и другими фигурами 15.

Когда же он женился, родился у него сын, который стал причиной его смерти. В самом деле, повздорив однажды со своим товарищами, моденскими [331] юношами, он убил одного из них. Когда же об этом сообщили Пеллегрино, тот, чтобы помочь сыну и не дать ему попасть в руки правосудия, побежал, чтобы его спрятать, но не успел он отойти от дома, как встретил родственников убитого юноши, искавших убийцу. И так как сына они найти не могли, то в ярости набросились на Пеллегрино, не успевшего скрыться, и нанесли ему столько ранений, что он так и остался лежать мертвым. Происшествие это сильно огорчило моденцев, понимавших, что со смертью Пеллегрино лишились таланта поистине редкостного и превосходного 16.

Его ровесником был Гауденцио миланец 17, живописец отличный, опытный и на руку скорый, выполнивший в Милане много работ фреской и в особенности для монахов монастыря делла Пассионе прекраснейшую Тайную вечерю, из-за его смерти оставшуюся незавершенной. Он превосходно работал и маслом, и ему принадлежат многочисленные работы в Верчелли и Вералле, весьма ценимые.


Комментарии

1. В первом издании «Жизнеописаний» биографии Джованни Франческо Пенни и Пеллегрино да Модена помещены раздельно, и биография первого начинается такими словами: «Счастливейшим может назвать себя тот, кто, не размышляя ни о чем, ведом судьбою по пути все больших восхвалений и почета и все большей пользы, кого осыпают почестями, вознаграждая все его труды и работы. Так было с Джованфранческо...»

2. Слово Фатторе имеет много значений: «создатель», «управитель», а также «волчок», «кубарь». На что намекало прозвище — неизвестно.

3. Имеются в виду росписи принадлежавшей Агостино Киджи виллы Фарнезина (см. также выше биографию Рафаэля).

4. Все перечисленные работы не сохранились.

5. О работах на вилле Мадама и в Станцах (зале Константина) см. выше биографию Рафаэля и Джулио Романо в т. IV «Жизнеописаний».

6. Работа (1524 г.) сохранилась и находится теперь в Ватиканской пинакотеке (см. также биографию Джулио Романо).

7. Имеется в виду «Преображение» Рафаэля.

8. В настоящее время образ находится в мадридском Прадо.

9. Лука Пенни, прозванпый Романо (римлянин), умер в 1556 г. в Париже.

10. О гравюрах Луки см. биографию Маркантонио Раймонди в т. IV «Жизнеописаний».

11. Леонардо Грацциа, прозванный Пистойя, работал в Пистойе в 1522 г., в Риме с 1534 г. В соборе в Лукке сохранилось его подписное «Благовещение». Образ, замененный работой Вазари, находится теперь в неаполитанском Национальном музее. Возраст Леонардо точно неизвестен.

12. Пеллегрино дельи Аретузи (де Мунари) работал в Модене в 1483 г. и в Риме в 1515 г. (см. также выше биографию Рафаэля).

13. Обе фрески погибли.

14. Фреска испорчена более поздними записями.

15. Из моденских работ Пеллегрино сохранилась Мадонна со святыми, находящаяся теперь в Пинакотеке Феррары.

16. Описанное событие действительно произошло в ноябре 1524 г.

17. О Гауденцио (Феррари), умершем в 1546 г., см. биографию Гарофало в т. IV «Жизнеописаний». «Тайная вечеря» сохранилась. В Верчелли сохранились следующие работы Гауденцио: Мадонна в церкви Сант Андреа, алтарный образ и фрески в церкви Сан Кристофоро. В Варалло: фрески и алтарные образы в церквах Санта Мариа делле Грацие, Сакро Монте, Сан Гауденцио, Санта Мариа ди Лорето.