Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ БАЧЧО ИЗ  МОНТЕЛУПО,

скульптора

И РАФАЭЛЯ, ЕГО СЫНА

19.JPG (432700 bytes)

(Синибальди Бартоломео ди Баччо ди Джованни д'Асторре, прозванный Баччо из Монтелупо, родился в 1469 г. в Монтелупо близ Флоренции, умер в 1535 г. в Лукке — скульптор и архитектор. Работал в Болонье, в Венеции, во Флоренции, в Лукке, где находится выстроенная им церковь Сан Паолино. Как скульптор испытал воздействие Антонио Росселино и Гиберти.

Достоверные скульптурные работы: терракотовые фигуры апостолов и Оплакивание в болонской церкви Сан Доменико (1495); бронзовая статуя евангелиста Иоанна в Ор-Саи Микеле во Флоренции (1515); деревянная статуя св. Себастьяна в приходской церкви местечка Сан Годенцо (1506); статуя Нептуна (а не Марса, как предполагалось) на гробнице Пезаро в церкви Фрари в Венеции (1503); распятия в Ареццо (в церкви св. Флоры и Луциллы), во Флоренции в Сан Марко и Санта Мариа Новелла (Сан Лоренцо).

Рафаэль да Монтелупо, сын Баччо, скульптор и архитектор, родился в 1505 (?) г., умер в 1566 г., в Лукке был помощником отца, в 1524-1527 гг. учился в Риме у Лоренцо Лотти (Лоренцетто) (работы над Мадонной на гробнице Рафаэля, над статуей Ильи в Сапта Мариа дель Пополо и др.). Бежал из Рима от разгрома 1527 г. В 1530-1533 гг. — в Лорето был помощником Андреа Сансовино; потом (примерно до 1538 г.) — во Флоренции, где работал с Микеланджело в Новой сакристии Сан Лоренцо. 1542-1552 гг. в Риме работал в замке св. Ангела и в сотрудничестве с Микеланджело, с 1552 — архитектор собора в Орвьето.

Достоверные работы: статуя св. Дамиана в Новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции; скульптурные работы в Санта Каза в Лорето; Мадонна в церкви Сан Микеле в Лукке; рельеф «Поклонение волхвов» на алтаре и статуи апостолов па фасаде собора в Орвьето, гробница Бальдассаре Турции в соборе города Пеши; статуя Льва X (в церкви Санта Мариа сопра Минерва в Риме), работа в сотрудничестве с Микеланджело в Сан Пьетро ин Винколи (Мадонна, Пророк и Сивилла), статуя архангела Михаила в Замке святого Ангела, архитектурная отделка Салоне дель Консильо, там же)

И чем меньше люди допускают возможность, чтобы художники, пренебрегающие теми искусствами, которым они хотят себя посвятить, могли когда-нибудь достигнуть в них той или иной степени совершенства, тем большему, вопреки суждению многих, научился Баччо из Монтелупо в искусстве скульптора. А случилось это с ним потому, что в юности, сбитый с пути радостями жизни, он почти никогда ничему не учился и, несмотря на побуждения и порицания многих, мало или далее вовсе не уважал искусства. Однако, когда пришли годы зрелости, которые заставляют человека взяться за ум, он сразу понял, насколько он далек от правильного пути. И вот, устыдившись других, обогативших его в этом искусстве, он с самыми лучшими намерениями поставил себе целью старательно исследовать и наблюдать все то, что раньше по его нерадивости от него ускользало. Такое решение и стало причиной того, что занятия его скульптурой принесли такие плоды, каких, по убеждению многих, ожидать от него уже было нельзя. Вложив таким образом в искусство все свои силы и много им занимаясь, он стал художником редкостным и превосходным, что [282] он и доказал, изваяв резцом из пьетрафорты во Флоренции, на углу, где к палаццо Пуччи примыкает сад, герб папы Льва X с двумя несущими его мальчиками, выполненными им в прекрасной манере и с большим знанием дела 1. Для Пьер Франческо Медичи он сделал Геркулеса 2, а цех Порта Санта Мариа заказал ему бронзовую статую св. Иоанна Евангелиста. Но прежде чем он получил этот заказ, ему пришлось преодолеть много препятствий, так как много мастеров представили модели, с ним соревнуясь. Поставлена была эта фигура на углу церкви Сан Микеле ин Орто, насупротив Уффици 3. Работа эта была отделана им с величайшей тщательностью. Говорят, что когда он сделал фигуру из глины, те, кто видел, как у него устроены леса и подготовлена форма, поняли, как хорошо это сделано и как велик талант Баччо в вещах подобного рода. А те, кто видел, с какой легкостью прошло литье, сочли это великолепнейшим достижением, признав, что Баччо с величайшим мастерством создал прочнейший и великолепный образец бронзового литья. Преодолев такие трудности в своем деле, он прослыл мастером хорошим и даже превосходным, да и ныне, больше чем когда-либо, фигура эта почитается всеми художниками прекраснейшим произведением.

Работал он и по дереву, вырезая распятия в натуральную величину, и создав бесчисленное множество таковых для всей Италии и в числе прочих одно и для братии Сан Марко во Флоренции, то, что над дверями хора. Все они полны отменнейшего изящества, но некоторые из них значительно совершеннее других, например, то, что в Мурате во Флоренции, или то, что в Сан Пьетро Маджоре, не хуже первого; такое же он сделал и для монахов Санта Фьора э Санта Лучилла, которое они поставили над главным алтарем своего аббатства в Ареццо и которое считается еще гораздо лучше остальных 4.

По случаю приезда во Флоренцию папы Льва X Баччо соорудил между дворцом Подесты и аббатством из дерева и глины прекраснейшую триумфальную арку, а также много мелких вещей, которые пропали или разошлись по домам граждан.

Когда же ему наскучило жить во Флоренции, он отправился в Лукку, где выполнил кое-какие скульптурные работы. Но больше на службе в этом городе он занимался архитектурой и, в частности, выстроил он прекрасный и хорошо сочиненный храм Сан Паулино, покровителя луккцев, хорошо и со знанием дела обдумав его внутри и снаружи и всячески его украсив 5. Прожив, таким образом, в этом городе до своего восемьдесят восьмого года 6, там [283] он и закончил свой жизненный путь и был в вышеназванной церкви Сан Паулино с почестями погребен теми, кого он почтил при жизни.

Его ровесником был Агостино миланец 7, весьма ценившийся скульптор и резчик, начавший в церкви Санта Мариа в Милане гробницу монсиньора Фуа, оставшуюся незавершенной и поныне. Но в ней можно видеть много больших и законченных фигур, а также некоторое число неоконченных полуфигур, много кусков полурельефных историй, не поставленных на место, и множество листвы и трофеев. Сделал он и другую гробницу для семейства Бираги, законченную и поставленную на место в церкви Сан Франческо с шестью крупными фигурами и историями на цоколе, а также с другими прекраснейшими украшениями, свидетельствующими об опытности и мастерстве Этого достойного художника.

После смерти Баччо среди других его сыновей остался и Рафаэль, занимавшийся скульптурой и не только догнавший отца, но и намного его перегнавший. Рафаэль этот, начавший в юности работать в глине, воске и бронзе, завоевал имя превосходного скульптора, и потому, приглашенный Антонио да Сангалло в Лорето, вместе со многими другими, завершившими эту часовню по указаниям, оставленным Андреа Сансовино, полностью закончил Обручение Богоматери, начатое названным Сансовино. Он завершил там и многое другое в прекрасной манере, частично по наброскам Андреа, частично же по собственному воображению, за что по заслугам был причислен к лучшим из художников в то время там работавших 8.

После того как эта работа была закончена, Микеланджело по приказанию папы Климента VII приступил к завершению новой ризницы и библиотеки Сан Лоренцо во Флоренции, в соответствии с тем, как они были начаты. И, зная талант Рафаэля, Микеланджело воспользовался в этой работе его услугами и между прочими вещами поручил ему по модели, которую он для него сделал, мраморного св. Дамиана, находящегося и ныне в названной ризнице; статуя эта отменно прекрасна и всеми в высшей мере восхваляется 9. После кончины Климента Рафаэль работал у герцога Алессандро Медичи, который строил тогда крепость в Прато. Для него он сделал из серого камня на углу главного бастиона названной крепости, а именно с наружной стороны, герб императора Карла V, несомый двумя нагими Победами, в натуральную величину, которые хвалили тогда и хвалят и теперь, а на углу другого бастиона, обращенного к городу, то есть с южной стороны, он сделал герб названного [284] герцога Алессандро из того же камня, с двумя фигурами 10. Вскоре же после этого он сделал большое деревянное Распятие для монахинь Санта Аполлониа 11, а для Алессандро Антинори, знатнейшего и богатейшего флорентийского купца того времени, им было выполнено к свадьбе одной из его дочерей весьма богатое убранство со статуями, историями и многочисленными другими прекраснейшими украшениями.

Когда он затем отправился в Рим, Буонарроти поручил ему две большие мраморные фигуры в пять локтей для гробницы Юлия II в Сан Пьетро ин Винкула, которую Микеланджело тогда поставил и отделывал 12. Однако, выполняя эту работу, Рафаэль заболел и не мог вложить в нее обычных для него прилежания и тщательности, а потому сплоховал и не очень угодил Микеланджело. Когда по случаю прибытия в Рим Карла V папа Павел III заказал убранство, достойное непобедимого сего государя, Рафаэль сделал на мосту св. Ангела из глины и стука четырнадцать статуй, столь прекрасных, что они были признаны лучшими из всех сделанных для ртого убранства. И, более того, сделал он их так быстро, что успел вовремя приехать во Флоренцию, где также ожидали императора, и в течение пяти дней и не более им были сделаны при въезде на мост Санта Тринита два речных бога из глины в девять локтей каждый, а именно: Рейн для Германии и Дунай для Венгрии 13.

Приглашенный после этого в Орвието, он в одной капелле, где раньше превосходный скульптор Моска выполнил из мрамора много прекраснейших полурельефных украшений, сделал историю волхвов, отлично удавшуюся благодаря разнообразию многочисленных фигур, выполненных им в очень хорошей манере 14. Когда же он после этого возвратился в Рим, Тиберио Криспо, который тогда был кастелланом замка св. Ангела, назначил его архитектором этого огромного сооружения, в котором он украсил много помещений и отделал камины, окна и двери резьбой по разным камням и различным сортам мискьо. Помимо этого он высек из мрамора статую высотой в пять локтей, а именно ангела замка, стоящего на верхушке средней квадратной башни, там, где флаг, и изображающего того ангела, который явился св. Григорию, когда тот, помолившись за народ во время жесточайшей чумы, увидел, что ангел вкладывает меч в ножны 15. Когда вскоре после этого названный Криспо стал кардиналом, он неоднократно посылал Рафаэля в Больсену, где строил себе дворец. По прошествии непродолжительного времени преподобнейший кардинал Сальвиати и мессер Бальдассаре Турини из Пеши заказали [285] Рафаэлю, который уже ушел со службы в замке и от кардинала Криспо, статую папы Льва, ту, что ныне на его гробнице в римской церкви Минерве 16. Закончив ее, Рафаэль сделал гробницу для названного мессера Бальдассаре в церкви в Пеши 17, где он устроил мраморную капеллу, а в церкви Консолационе в Риме, в одной из капелл, высек из мрамора три полурельефные фигуры 18.

После этого он стал жить скорее как философ, чем как скульптор и, возлюбив спокойную жизнь, удалился в Орвието. Там, приняв руководство строительством церкви Санта Мариа, где сделал много улучшений, он провел много лет и постарел раньше времени 19. Я полагаю, что если бы Рафаэль брался за большие работы, а он это мог, он сделал бы для искусства гораздо больше и лучше того, что он сделал. Но так как он был человеком чересчур тихим и скромным, избегал неприятностей и удовлетворялся тем малым, что даровала ему судьба, он упустил много возможностей выполнить значительные работы. Рисовал Рафаэль с большим мастерством, и в вещах, относящихся к искусству, разбирался гораздо лучше отца Баччо. В нашей Книге есть несколько рисунков, выполненных рукой как того, так и другого; однако гораздо лучше, изящнее и с большим искусством выполнены рисунки Рафаэля, который в архитектурных украшениях близко следовал манере Микеланджело, о чем свидетельствуют камины, двери и окна, выполненные им в названном замке св. Ангела, а также несколько капелл, отделанных под его руководством в Орвието, в манере редкостной и прекрасной.

Возвратимся, однако, к Баччо 20: смерть его сильно огорчила луккцев, так как они знали его как человека справедливого и доброго и со всеми весьма приветливого и любезного. Работы его относятся примерно к 1533 году господа нашего.

Был его ближайшим другом и многому от него научился Дзаккариа из Вольтерры 21, выполнивший в Болонье много вещей из терракоты, некоторые из них находятся в церкви Сан Джузеппе.


Комментарии

1. Сохранившийся герб сильно пострадал от времени.

2. Геркулес не сохранился.

3. Статуя св. Иоанна стоит на первоначальном месте в Ор-Сан Микеле.

4. Сохранились распятия во Флоренции (в Сан Марко, Санта Мариа Новелла и Сан Лоренцо) и в Ареццо (на первоначальном месте).

5. Церковь Сан Паолино, начатая по проекту Баччо да Монтелупо в 1518-1519 гг., закончена архитектором Бастьяно де Бранколи в 1539 г.

6. В первом издании «Жизнеописаний» было сказано «до своего 78 года» (обе даты не достоверны).

7. Об Агостино см. биографии Карпаччо и Гарофало в т. II и IV «Жизнеописаний».

8. Из работ Рафаэля да Монтелупо в Лорето, где он был в 1530-1533 гг., сохранились: «Поклонение волхвов» (по эскизу Андреа Сансовино), «Рождество Богоматери» (начато Андреа Сансовино, выполнено в сотрудничестве с Баччо Бандинелли), «Обручение Богоматери» (в сотрудничестве с Триболо) и «Успение» (в сотрудничестве с Триболо).

9. Статуя св. Дамиана находится в Новой сакристии Сан Лоренцо (слева от Мадонны Микеланджело).

10. От гербов, выполненных вместе с Триболо, в так называемой «Нижней крепости» (Фортецца да Бассо) сохранились незначительные остатки.

11. Сохранившееся распятие находится теперь в трапезной монастыря Санта Аполлониа.

12. Речь идет о статуях Мадонны, Пророка и Сивиллы.

13. Статуи не сохранились.

14. «Поклонение волхвов» в соборе в Орвьето сохранилось. (См. также биографию Моски в т. IV «Жизнеописаний»).

15. В Замке св. Ангела из работ Рафаэля да Монтелупо сохранились статуя архангела Михаила и архитектурная отделка Салоне дель Консильо. На башне стоит в настоящее время бронзовая статуя, вылитая Джордани по рисунку А. Фершаффельта в XVIII в.

16. Статуя папы Льва сохранилась на прежнем месте.

17. Гробница Турини в Пеши сохранилась (начата скульптором Пьерино да Винчи — см. его биографию в т. IV «Жизнеописаний»).

18. Судьба мраморных фигур неизвестна.

19. На фасаде собора Санта Мариа в Орвьето Рафаэлю да Монтелупо принадлежат статуи апостолов, скульптурные работы внутри собора не сохранились.

20. О других работах Баччо см. также биографии Дезидерио да Сеттиньяно и Якопо Сансовино в т. II и V «Жизнеописаний».

21. Дзаккариа Дзакки из Вольтерры (1473-1544) — скульптор, также живописец и архитектор, родом из Ареццо, работал кроме Вольтерры в Болонье и Риме. Его работы в Сан Джузеппе не сохранились. О нем упоминается также в биографии Якопо Сансовино в т. V «Жизнеописаний».