Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ВИТТОРЕ СКАРПАЧЧА

и других венецианских и ломбардских живописцев

51.JPG (432700 bytes)

(Витторе Скарпачча (Карпаччо) — венецианский живописец; время и место рождения и смерти точно неизвестны (1455 или 1456-1525 или 1526). Первое известие о нем (в завещании его дяди) — в 1472 г., последнее (роспись створок органа в соборе Каподистрии) — в 1523 г. Ученик Джентиле Беллини или Ладзаро Бастиани. Может быть, сопровождал Беллини в его поездке на Восток (см. его биографию).

Главные работы: десять эпизодов из жития св. Урсулы (1490-1498); девять из них — в Венецианской академии, десятый — в лондонской Национальной галлерее; «Чудо св. Креста» (1494) — в Венецианской академии; «Христос с ангелами» (1496) — в музее Удине; три эпизода из жития св. Георгия (1502) — в венецианской церкви Сан Джордже дельи Скьявони; три эпизода из жития св. Иеронима (тогда же, там же); житие св. Стефана (1504) для скуолы дельи Альбанези — теперь в Бергамской академии, миланской Брере, парижском Лувре и венецианском музее Ка д'Оро; алтарный образ со св. Иовом (1510) из Сан Джоббе (теперь в Венецианской академии); алтарный образ с Мадонной (1519) — в Сан Франческо в Пирано (Истрия); «Пророки» (1523) — в соборе г. Каподистрии.

Другие работы: «Воин на фоне пейзажа» (собрание Тиссен в Лугано); «Распятие» (в Уффици); «Усопший Христос» — в нью-йоркском Метрополитен-музее (вторая работа на ту же тему, хранившаяся в Берлинском музее, погибла во время последней войны); «Две куртизанки» (в музее Коррер в Венеции); «Св. Георгий» в Сан Джордже Маджоре — там же; «Подеста с советниками» (в пинакотеке г. Каподистрии) и роспись створок органа (в соборе, там же); «Св. Захария и Иеремия» и «Бичевание Христа» — в галлерее г. Пулы (Югославия); «Св. Себастьян и Петр-мученик» — в музее г. Загреба; «Св. Мартин с другими святыми» — в соборе г. Задара (Югославия).

Рисунки в Уффици, Британском музее и других собраниях)

Определенно известно, что стоит кому-либо из наших художников начать работать в какой-либо местности, как за ним тотчас же один за другим следуют еще многие, так что их нередко в одно и то же время появляется бесчисленное множество, ибо соперничество и соревнование между ними, а также ученическая зависимость одного из них от одного превосходного мастера, а другого — от другого побуждают художников к тому, что они изо всех сил стараются превзойти друг друга, и даже в тех случаях, когда многие зависят только от одного, они всё же либо из-за смерти мастера, либо по какой-нибудь иной причине, но тотчас же перестают быть единомышленниками, и поэтому каждый из них пытается проявить собственное умение, чтобы показаться лучшим и быть сам себе хозяином.

И вот о многих преуспевающих примерно в одно и то же время и в одной и той же местности, о которых я не мог узнать и не могу рассказать никаких подробностей, я все-таки вкратце кое-что скажу, дабы, [638] приближаясь к завершению второй части моего труда, не пренебречь некоторыми из тех, кто постарался украсить мир своими творениями. О них, признаться, я не мог не только получить полных жизнеописаний, но и добыть их портреты. Исключение составляет Скарпаччо 1, которым по этой причине я и возглавил остальных. И да будет благосклонно принято то, что я смог дать в этой области, ибо того, что мне хотелось, я дать не могу 2.

Итак, в Тревизанской Марке и в Ломбардии на протяжении многих лет работали Стефано из Вероны, Альдиджери из Дзевио, Якопо Даванцо, болонец, Себето из Вероны, Якобелло де Флоре, Гверриеро из Падуи, Джусто и Джироламо Кампаньуола, а также Джулио, его сын, Винчендио из Бреши, Витторе, Себастьяно и Ладзаро Скарпачча, венецианцы, Винченцио Катена, Луиджи Виварини, Джованни Баггиста из Конильяно, Марко Базарини, Джаванетто Кордельяги, Бассити, Бартоломео Виварино, Джованни Монсуети, Витторе Беллино, Бартоломео Монтанья из Виченцы, Бенедетто Диана и Джованни Буонконсильи со многими другими, о которых теперь вспоминать не приходится.

И, начиная с первого, скажу, что Стефано из Вероны 3, о котором я кое-что сказал в жизнеописании Аньоло Гадди, был для своих времен живописцем более чем дельным; и, когда Донателло работал в Падуе, как уже рассказывалось в его жизнеописании, он во время одной из поездок в Верону был поражен работами Стефано и заявил, что работы, написанные им фреской, лучше всех, что до того были написаны в тех краях. Первые его работы находились в Сант Антонио в Вероне, в трансепте церкви, на торцовой стене слева, под сводом, и были это Богоматерь с сыном на руках, и святые Иаков и Антоний по сторонам. Работа эта и теперь почитается прекраснейшей в городе благодаря известной живости, являемой названными фигурами, и в особенности в лицах, выполненных с большим изяществом. В Сан Никколо, церкви и приходе этого города, он написал фреской прекраснейшего св. Николая, на Виа Сан Паоло, идущей к Порта дель Весково, он написал на фасаде одного из домов Деву Марию с несколькими очень красивыми ангелами и св. Кристофора 4, а на Виа дель Дуомо, на стене церкви Санта Консолата, он в углублении этой стены написал Богоматерь и несколько птиц, и в частности павлина — свой герб. В Санта [639] Эуфемиа, монастыре братьев-отшельников св. Августина, он написал над боковыми дверями св. Августина с двумя другими святыми; под мантией же этого св. Августина много братьев и монахов его ордена. Но прекраснее всех в этой работе поясные изображения двух пророков в естественную величину, ибо головы их прекраснее и живее всех когда-либо написанных Стефано; колорит же всей работы, поскольку написана она с тщательностью, отлично сохранился до наших дней, несмотря на то, что она сильно пострадала от дождя, ветра и мороза; и если бы работа эта была под навесом, то, так как Стефано не переписывал ее посуху, а тщательнейшим образом отделал ее по-сырому, она была бы и до сих пор такой же красивой и живой, какой она вышла из рук его, между тем она всё же немного попорчена. Затем внутри церкви, в капелле св. Даров, а именно вокруг табернакля, он написал несколько летящих ангелов, из которых одни играют, другие поют, иные же кадят перед святыми дарами; а как завершение табернакля он написал наверху фигуру Иисуса Христа, внизу же табернакль поддерживают другие ангелы в белых одеяниях, длинных до пят и как бы переходящих в облака; такая манера была свойственна Стефано в фигурах ангелов, которых он изображал всегда весьма изящными и с очень красивым выражением лица. На той же самой работе с одной стороны — св. Августин, а с другой — св. Иероним, в фигурах естественных размеров; оба они поддерживают руками церковь Господню, как бы показывая, что и тот и другой учением своим защищают святую церковь от еретиков и поддерживают ее. В той же церкви он написал фреской на столбе главной капеллы св. Евфимию с прекрасным и привлекательным выражением лица и подписал там золотыми буквами свое имя, ибо, может быть, считал, что, впрочем, и было в действительности, что эта живописная работа была одной из лучших, когда-либо им выполненных; и по обычаю своему он изобразил там красивейшего павлина, рядом же двух львят, не очень красивых, так как в те времена он не мог увидеть живых львят так, как он видел павлина. Там же он написал на доске по обычаю того времени много поясных фигур, а именно св. Николая Толентинского и других, а пределлу заполнил историями с мелкими фигурами из жития этого святого 5. В Сан Фермо, францисканской церкви того же города, он против бокового входа написал Снятие со креста в обрамлении двенадцати поясных пророков в естественную [640] величину, у ног которых лежат Адам и Ева, а также своего обычного павлина, служившего ему как бы подписью его живописных произведений.

Тот же Стефано написал в Мантуе в церкви Сан Доменико, у Порта дель Мартелло, прекраснейшую Богоматерь, голову которой во время перестройки этой церкви монахи осторожно перенесли в ее трансепт в капеллу св. Урсулы, принадлежащую семейству Рекуперати, где находятся и другие фрески его же работы. А в церкви Сан Франческо, как войдешь в главные двери по правую руку, расположен ряд капелл, сооруженных еще благородным семейством делла Рамма, в одной из которых на своде рукой Стефано написаны четыре сидящих евангелиста; а за плечами их в качестве фона он изобразил несколько шпалер из роз с плетением из тростника в виде ромбов и выше разные деревья и всякую зелень, полную птиц и в особенности павлинов, а также и несколько прекраснейших ангелов. В той же самой церкви он написал св. Марию Магдалину в естественную величину, на одной из колонн, по правую руку, как войдешь в церковь. А на улице, именуемой Ромниланца, в том же городе он написал фреской на фронтоне одной двери Богоматерь с младенцем на руках, а перед ней несколько коленопреклоненных ангелов, на фоне же изобразил деревья, покрытые плодами 6. Таковы работы, которые, как удалось выяснить, выполнены Стефано; впрочем, можно предположить, так как жил он долго, что он выполнил и много других. Но мне не удалось отыскать ни других его работ, ни его фамилии, ни имени его отца, ни его портрета, ни иных подробностей. Некоторые утверждают, что до прибытия во Флоренцию он был учеником мастера Либерале, веронского живописца, но дело не в этом, достаточно сказать, что он научился всему, что у него было хорошего, во Флоренции, у Аньоло Гадди 7.

Из того же города Вероны был Альдиджери да Дзевио 8, весьма близкий к синьорам Скала, который помимо многих других работ расписал большую залу дворца, где ныне проживает подеста, изобразив там Иерусалимскую войну, как ее описывает Иосиф; в работе этой Альдиджери обнаружил большую смелость и хороший вкус, обрамив на стенах этой залы с каждой стороны по истории одним-единственным окружающим ее орнаментом. В верхней части этого обрамления он поместил как бы в виде завершения ряд медалей, на которых, как предполагают, он изобразил [641] с натуры многих выдающихся людей тех времен, и в частности многих упомянутых синьоров Скала, но, так как неизвестно, правда ли это, иного говорить об этом не буду. Все же замечу, что Альдиджери обнаружил в этой работе талант, вкус и изобретательность, предусмотрев всё существенное для изображения войны. Помимо этого, отлично сохранился и колорит. Среди же многочисленных портретов великих людей и писателей можно узнать мессера Франческо Петрарку.

Якопо Аванци, болонский живописец, был во время работ в этом зале соперником Альдиджери 9, и под вышеназванными живописными работами он написал равным образом фреской два прекраснейших Триумфа с таким искусством и в такой хорошей манере, что, как утверждает Джироламо Кампаньуола, Мантенья хвалил их как живопись редкостную. Тот же Якопо совместно с Альдиджери и Себето из Вероны расписал в Падуе ораторий св. Георгия, что при храме Сант Антонио, в соответствии с завещанием, оставленным маркизами Каррарскими. Верхнюю часть расписал Якопо Аванци, внизу Альдиджери написал несколько историй из жития св. Люции и Тайную вечерю, а Себето — истории из жизни св. Иоанна. После этого все три мастера возвратились в Верону, где написали вместе в доме графов Серенги свадебное торжество со многими портретами в одеждах тех времен; однако работа Якопо Аванци была признана лучшей из всех. Но, так как о нем упоминалось в жизнеописании Никколо из Ареццо, когда речь шла о работах, выполненных им в соревновании с живописцами Симоне, Кристофано и Галассо, другого я здесь не скажу.

В Венеции в те же времена ценился Якобелло де Флоре 10, хотя он н придерживался греческой манеры; он написал в этом городе много работ, и в частности алтарный образ для монахинь Тела Господня, поставленный в их церкви на алтаре св. Доминика.

Его соперником был Джиромин Морцоне 11, написавший много вещей в Венеции и во многих городах Ломбардии, но, так как он придерживался старой манеры и писал все свои фигуры стоящими на цыпочках, скажем о нем разве то, что его рукой написана доска со многими святыми в церкви Санта Лена, на алтаре Успения.

Гораздо лучшим мастером, чем он, был Гуарьеро, падуанский живописец 12, который помимо многих других вещей расписал главную капеллу [642] братьев-отшельников св. Августина в Падуе и еще одну капеллу для них же в первом дворе, а также другую небольшую капеллу в доме Урбана Перфекта и там же залу римских императоров, где студенты танцуют во время карнавала. Он написал также в капелле подесты того же города фреску с несколькими историями из Ветхого завета.

Джусто, равным образом падуанский живописец 13, выполнил снаружи епископской церкви, в капелле св. Иоанна Крестителя, не только несколько историй из Ветхого и Нового завета, но также и Откровение Апокалипсиса св. Иоанна Евангелиста, а в верхней части он изобразил в раю много ангельских хоров и другие украшения с превосходными подробностями. В церкви Сант Антонио он расписал фреской капеллу св. Луки, в церкви же отшельников св. Августина написал в одной из капелл Свободные искусства, а возле них Добродетели и Пороки, а также тех, кто был прославлен добродетелями, и тех, что пороками были ввергнуты в бездну отчаяния и в глубины ада.

В его времена в Падуе работали также Стефано, феррарский живописец 14, который, как сказано в другом месте, украсил разнообразными живописными работами капеллу и раку с мощами св. Антонио, а также написал Деву Марию, именуемую дель Пиластро.

В те же времена ценился Винчецио, живописец из Бреши 15, а по словам Филарете и Джироламо Кампаньолы, он был падуанским живописцем и учеником Скварчоне 16. Джулио же, сын Джироламо, писал красками, рисовал миниатюры и резал на меди много прекрасных вещей как в Падуе, так и в других местах 17.

В той же Падуе много вещей выполнил Никколо Морето 18, проживший восемьдесят лет и все время продолжавший заниматься своим искусством, и кроме этих много других, учившихся у Джентиле и Джованни Беллини.

Однако Витторе Скарпачча был поистине первым из них, выполнившим значительные вещи; первые его работы были в скуоле св. Урсулы, где он написал на полотне большую часть находящихся там историй о жизни и смерти этой святой. Трудности этих живописных работ он сумел преодолеть так хорошо и с такими тщательностью и искусством, что завоевал имя весьма гибкого и опытного мастера, что и было, как говорят, причиной того, что миланская колония заказала ему в своей капелле св. [643] Амвросия, что у братьев-миноритов, многофигурный алтарный образ темперой. В церкви Сант Антонио, на алтаре Христа Воскресшего, где он написал Явление Христа Магдалине и обеим Мариям, он прекрасно изобразил перспективу уходящего вдаль пейзажа. В другой капелле он изобразил Распятие мучеников, где показал около трехсот фигур крупных и мелких и сверх того множество лошадей и деревьев, раскрытые небеса, много нагих и одетых фигур в разных положениях, ракурсы и много других вещей, и видно, каких исключительных усилий ему понадобилось, чтобы довести это до конца. В церкви Сан Джоббе, что в Канарейо, на алтаре Мадонны он написал, как она подносит маленького Христа Симеону, причем он изобразил Мадонну стоящей, Симеона же в ризе между двумя священнослужителями в кардинальских одеяниях; за Девой стоят две женщины, одна из которых с двумя голубками, внизу же три путта играют на лютне, витой трубе и лире, или же виоле, и колорит всей работы очень красив и приятен 19. Витторе был поистине мастером весьма прилежным и опытным, и многие его картины, находящиеся в Венеции, и портреты с натуры, а также другие работы среди вещей, созданных в те времена, ценятся очень высоко.

Он обучал искусству двух своих братьев, сильно ему подражавших; одним был Ладзаро и другим Себастьяно; их работы — в церкви монахинь Тела Господня, на алтаре Мадонны, образ, где она изображена сидящей между св. Екатериной и св. Марфой с другими святыми женами, а два ангела играют на музыкальных инструментах, фоном же всей работы служит весьма красивая перспектива зданий 20, рисунки коей, выполненные им собственноручно, есть в нашей книге.

Был в его времена также дельный живописец Винченцио Катена, который больше занимался писанием портретов с натуры, чем каким-либо другим видом живописи, и некоторые портреты его работы, которые можно увидеть, поистине чудесны, и между прочим, весьма живо был написан портрет одного немца из семьи Фуггерон, лица почитаемого и значительного, стоявшего тогда в Венеции в Фондако деи Тедески 21.

Много работ в Венеции выполнил приблизительно в те же времена Джованни Баттиста из Конельяно, ученик Джованни Беллини 22. В названной церкви монахинь Тела Господня есть образ его работы на алтаре [644] св. Петра-мученика; там более чем толково изображены названный святой, св. Николай и св. Бенедикт с пейзажем в перспективе, ангел, настраивающий цитру, и много мелких фигур, и если бы он не умер молодым, он, можно думать, догнал бы своего учителя.

Имя хорошего мастера в том же искусстве и в то время заслужил Марко Базарини, написавший в Венеции, где родился от отца и матери греков, в Сан Франческо делла Винья, на доске Снятие Христа со креста, а в церкви Сан Джоббе на другой доске — Христа в саду, внизу же трех спящих апостолов и св. Франциска и св. Доминика с двумя другими святыми. Но наибольшее одобрение получил в этой работе пейзаж с многочисленными фигурками, выполненными с должным изяществом. В той же церкви тот же Марко написал св. Бернардина на скале с другими святыми 23.

Джанетто Кордельяги написал в том же городе бесчисленное множество станковых картин и ничем другим почти что и не занимался; и поистине в этом роде живописи он приобрел манеру весьма тонкую и мягкую, значительно лучшую, чем у вышеназванных. В церкви Сан Панталеоне в капелле, что рядом с главной, он написал св. Петра, спорящего с двумя другими святыми, одетыми в прекраснейшие одежды и выполненными в прекрасной манере 24.

На хорошем счету был приблизительно в те же времена Марко Бассити 25, и его работы большая доска в Венеции в церкви братьев Чертозы, на которой он написал Христа между Петром и Андреем на Тивериадском озере и сыновей Зеведеевых, изобразив там залив, гору и часть города со многими людьми, изображенными в виде небольших фигур. Можно было бы рассказать о многих других его работах, но достаточно было упомянуть об этой — самой лучшей.

Бартоломео Виварино из Мурано также отлично проявил себя в выполненных им работах, о чем можно судить, не говоря о многих других, по доске, написанной им для алтаря св. Людовика в церкви Санти Джованни э Паоло; он написал на ней названного Людовика сидящим в ризе, св. Григория, св. Себастьяна и св. Доминика, а с другой стороны — св. Николая, св. Иеронима и св. Роха, над ними же поясные фигуры других святых 26. [645]

Также и Джованни Мансуети отличнейшим образом выполнял свои живописные работы, очень любил изображать природу, фигуры и далекие пейзажи и написал в Венеции очень много картин, сильно подражая Джентиле Беллини. Так, в скуоле Сан Марко на торцовой стене приемной он написал св. Марка, проповедующего на площади, изобразив мужчин и женщин турок, греков и других лиц разных национальностей в необычайных одеждах. Там же, изображая на другой истории, св. Марка, исцеляющего больного, он написал перспективу с двумя лестницами и многими лоджиями. На другой картине возле этой он изобразил св. Марка, обращающего в веру Христову бесчисленное множество людей, и открытый храм с распятием на алтаре, и всюду разных людей с очень выразительными лицами и одеждами 27.

После него там же продолжал работу Витторе Беллини, изобразивший на одной истории, где св. Марка хватают и связывают, очень толковую перспективу зданий со множеством фигур, в которых он подражал своим предшественникам 28.

Дельным живописцем после него был Бартоломео Монтанья, вичентинец, постоянно проживавший в Венеции и выполнивший там много живописных работ, а в Падуе он расписал доску в церкви Санта Мариа д'Артоне 29.

Равным образом и Бенедетто Диана был не менее прославленным живописцем, чем вышеназванные, о чем между прочими вещами свидетельствуют работы, выполненные им в Венеции в церкви Сан Франческо делла Винья, где для алтаря св. Иоанна он написал этого святого стоящим между двумя святыми, каждый из которых держит в руке книгу 30.

Почитался хорошим мастером и Джованни Буонконсильи, написавший в церкви Санти Джованни э Паоло для алтаря св. Фомы Аквинского этого святого в окружении многих, коим он читает священное писание, и изобразил там перспективу зданий, которую нельзя не одобрить 31.

Прожил также почти всю свою жизнь в Венеции Симон Бьянко, флорентийский скульптор 32, и Туллио-ломбардец, весьма опытный резчик 33. В Ломбардии равным образом отличились Бартоломео Клементо из Реджо 34 и Агостино Бусто, скульпторы 35, а в резьбе — Якопо Даванцо, миланец 36, и Гаспаре и Джилорамо Мишерони 37.

В Бреше был опытным и выдающимся мастером фресок Винченцио Веркио 38, заслуживший на родине величайшую известность за прекрасные свои работы.

То же самое было с Джироламо Романино, опытнейшим мастером и рисовальщиком, о чем свидетельствуют его работы, выполненные в Бреше и на много миль в округе 39.

Не уступал им, а даже превзошел их Александре Моретто, весьма нежный в красках и большой друг тщательности, о чем свидетельствуют его работы 40.

Возвратимся, однако, в Верону, город, где процветали и процветают ныне более, чем когда-либо, превосходные художники. В прежнее время там отличились Франческо Бонсиньори 41 и Франческо Карото 42, позднее же — мастер Дзено Веронский, расписавший с большой тщательностью в Римини доску со св. Мариной, а также две других 43. Но лучше всех других написал с натуры несколько чудесных фигур Моро-веронец, или же, как его другие называли, Франческо Турбидо; ныне в Венеции, в доме монсиньора Мартини, его работы портрет одного дворянина из Ка Бадоваро в образе пастуха, который кажется совсем живым и может выдержать сравнение с любыми подобными изображениями, выполненными в тех краях 44. Равным образом и Баттиста д'Анджело, его зять, так прекрасен в колорите и опытен в рисунке, что скорее превосходит Моро, чем ему уступает 45. Но, так как говорить в настоящее время о живых в мои намерения не входит, с меня достаточно, как я говорил в начале этого жизнеописания, если я сказал здесь только о некоторых, про жизнь и про особые обстоятельства которых мне не удалось разузнать настолько подробно, чтобы их доблести и заслуги получили от меня хотя бы то малое, чго я, желавший большего, могу им воздать.


Комментарии

1. О Карпаччо Вазари подробнее говорит ниже.

2. В дальнейшем перечислении и характеристике художников Вазари в большой степени использует упоминавшееся и выше письмо, ныне утерянное, адресованное литератором Джироламо Кампаньолой философу Никколо Леонико Томео. Сам Джироламо, также помещенный в списках художников, был лишь литератором и любителем искусств, но хорошо знал многих художников Северной Италии. Называя его падуанским живописцем, Вазари путает его с миниатюристом Джироламо да Кремона, а может быть, и со скульптором Джироламо Кампаньей.

3. Стефано из Вероны (Стефано да Дзевио) — веронский живописец, известный по документам 1374-1438 гг. Из перечисленных Вазари работ сохранилось очень мало (см. следующие примечания). Достоверные работы: подписное «Поклонение волхвов» в Брере, «Мадонна в розовом саду» в Веронском музее и рисунки в венской Альбертине.

4. «Мадонна» с Порта дель Весково перенесена в Веронский музей (в плохом состоянии).

5. От фресок в Санта Эуфемиа сохранилось мало (Св. Августин с Николаем Толентинским и Эуфемией).

6. Мантуанские работы Стефано не сохранились.

7. Ни к А. Гадди, ни к Либерале Стефано отношения не имеет.

8. Альдиджери (Альтикьери, Алигьери) из Дзевио (местечко близ Вероны) родился около 1320 г., упоминается в документах 1369-1384 гг.; основатель староверонской живописной школы. Главные работы: фрески в капелле Сан Феличе Надуанского собора Санто (Сант Антонио) и в оратории св. Георгия при том же соборе. Работы в Вероне не сохранились. Вазари, может быть, спутал веронский дворец Скала с падуанским дворцом Каррара, в «Зале гигантов» которого сохранился портрет Петрарки, приписываемый Альдиджери.

9. Живописец Аваяци, достоверных сведений о котором не сохранилось, был не соперником, а помощником и учеником Альдиджери. Степень его участия в падуанских росписях точно не выяснена. Из названных Вазари работ сохранился «Триумф Марии» в падуанском «Зале гигантов» (а не в Вероне) и фрески в оратории св. Георгия. Себето из Вероны — фигура неясная: Альтикьери и Аванци работали в Падуе вдвоем.

10. Якобелло де Флоре (дель Фьоре) — венецианский живописец; упоминается в документах с 1400 г., умер в 1439 г.

Главные работы: «Поклонение волхвов» — в Стокгольмском музее, «Август и Сивилла» — в Штутгартском музее (в обеих близок к Джентиле да Фабриано), «Житие св. Люция» — в пинакотеке г. Фермо и венецианские работы — «Лев св. Марка» во Дворце дожей, «Справедливость и архангелы Михаил и Гавриил» в Академии и «Рай» (подражание фреске Гвариенто, см. прим. 12), там же.

11. Джиромин Морцоне — фигура неясная, точных сведений о нем не сохранилось.

12. Гуарьеро (Гвариенто ди Арпо) — падуанский живописец, работавший также в Венеции, упоминаемый в документах 1338-1365 гг. Достоверные работы: «Рай» («Венчание Богоматери»), открытый под фреской на ту же тему Тинторетто в Зале Большого совета венецианского Дворца дожей и подписное «Распятие» в музее Бассано. Сохранилась также часть упоминаемых Вазари работ, перенесенных в Падуанский городской музей из капеллы братьев-отшельников (Эремитани), разрушенной во время последней войны («Планеты», «Ангельские сонмы»).

13. Джусто ди Джованни Менабуои — флорентийский живописец, работавший в Падуе (влияние Альтикьеро и Гвариенте). Из работ, названных Вазари, сохранились фрески в капелле св. Иоанна (баптистерии), в соборе Сант Антонио (Санто) и частично в церкви отшельников (Эремитани). Другие работы: «Мадонна» в собр. Шифф в Пизе, подписной триптих в лондонской Национальной галлерее и две «Мадонны» в капелле Скровеньи в Падуе.

14. Стефано из Феррары — см. биографию Мантеньи.

15. Винчеяцио из Бреши (Винченцо Фоппа) (род. между 1427 и 1430 — ум. в 1515 или 1516) — крупнейший ломбардский живописец XV в., основоположник живописи Ренессанса в Ломбардии, был близок к Браманте-живописцу. Главные работы: «Распятие», «Св. Иероним» — в Академии Каррара в Бергамо, фрески в капелле Портинари церкви Сан Эусторджо в Милане (см. биографию Микелоццо), полиптих, фрески «Мадонна со святыми» и «Св. Себастьян» — в Брере, другой «Св. Себастьян» — в Миланской пинакотеке, «Положение во гроб» — в берлинском Государственном музее, «Поклонение волхвов» — в лондонской Национальной галлерее.

16. Джироламо Кампаньола живописцем и учеником Скварчоне не был. О нем см. прим. 2; о Скварчоне см. биографию Мантеньи.

17. Джулио Кампаньола — сын Джироламо (1482 — после 1514 г.). В своих работах был, по-видимому, лишь подражателем, а не самостоятельным мастером (сохранилось лишь около 20 подписных гравюр).

18. Никколо Морето (Миретто) — фигура неясная. Его иногда идентифицируют с Джованни Миретти, автором недавно открытых в Падуе фресок, близких к Стефано Дзевио.

19. Из перечисленных Вазари работ Витторе Карпаччо почти весь цикл св. Урсулы, «Распятие мучеников», «Поднесение Христа Симеону» находятся в Венецианской академии, «Явление Христа» не сохранилось.

20. За двух братьев Витторе Карпаччо (Ладзаро и Себастьяне) Вазари ошибочно принимает одного живописца Ладзаро Себастьяни (Бастьяни), работавшего в Венеции во второй половине XV века. Названный им образ — может быть, работа Л. Бастьяни, находящаяся теперь в Венецианской академии.

21. Винченцо Катена (ок. 1470-1531) — венецианский художник, испытал влияние Джорджоне. Названный Вазари портрет Фуггера — теперь в Берлинском государственном музее. «Мадонны» — там же, в Дрезденской галлерее, Будапештском музее, Венецианской академии, Ленинградском Эрмитаже («Мадонна со св. Петром и Иоанном Крестителем»).

22. Чима Джован Баттиста да Конельяно (ок. 1460-1517 или 1518) — венецианский живописец, формировался под влиянием Дж. Беллини и А. да Мессина. Работы в Венеции и других европейских городах. Из многочисленных «Мадонн», две и «Благовещение» — в Ленинградском Эрмитаже, «Введение во храм» — в Дрезденской галлерее, картины на мифологические темы — в Милане (галлерея Польди-Пеццоли) и Парме (пинакотека).

23. Марко Базаити (а не Базарини) — живописец, работавший в Венеции в 1496-1530 гг., ученик и сотрудник Альвизе Виварини. Происхождение от родителей-греков документами не подтверждается. Из перечисленных Вазари работ «Христос в саду» («Моление о чаше») находится теперь в Венецианской академии, там же «Усопший Христос» (его же работы на ту же тему — в музеях Ленинграда, Берлина, Милана, Нанта, Стокгольма), «Св. Бернардин» не сохранился. Ниже (см. прим. 25) Вазари говорит о нем же еще раз, называя его Марко Бассити и приписывая ему сохранившееся «Призвание сыновей Заведеевых» (теперь в Венецианской академии, другая работа на ту же тему — в Венском музее).

24. Джанетто Кордельяги. Так Вазари называет живописца Андрея Превитали (прозванного Корделла или Кордельяги), ученика Джованни Беллини, работавшего в Бергамо и Венеции во второй половине XV в. (умер в 1528 г.). Сохранились его многочисленные «Мадонны» и другие работы. Об упомянутом Вазари св. Петра сведений нет.

25. Марко Бассити — тот же Марко Базарини (Базаити), о котором Вазари говорил выше (см. прим. 23).

26. Бартоломео Виварино (Виварини) да Мурано — живописец, работавший в Падуе и Венеции во второй половине XV в. (ок. 1432 — ок. 1499), брат и сотрудник Антонио Виварини. Сохранились подписные и датированные работы в музеях Европы и США. (Ему приписывается «Мадонна» в Ленинградском Эрмитаже.) Вазари упоминает, по-видимому, двенадцатичастный алтарный образ, от которого в названной им венецианской церкви сохранились фрагменты со святыми Августином, Домиником и Лаврентием.

27. Мансуети Джованни ди Никколо, живописец, работавший в Венеции в 1485-1527 гг., помощник и подражатель Джентиле Беллини. Описанные Вазари работы находятся теперь в Венецианской академии («Проповедь» и «Исцеление больного») и миланской Брере («Обращение в веру Христову»), «Мадонна» — в Ленинградском Эрмитаже.

28. Витторе Беллиниано (а не Беллини) — живописец, работавший в Венеции (по документам — в 1507-1529 гг.), ученик Джамбеллино. Огромное полотно «Мученичество св. Марка» сохранилось (ранее находилось в Вене, теперь — в Венеции).

29. Бартоломео Монтанья (ок. 1450-1523) — вичентинский живописец, работавший также в Венеции, испытал влияние А. да Мессина и Джованни Беллини. Работы в Виченце, Венеции, а также в музеях других городов Европы.

30. Бенедетто Рускони, прозванный Диана (ок. 1460-1525) — венецианский живописец, ученик и сотрудник Ладзаро Бастиани, может быть, ученик Джентиле Беллини; большая часть сохранившихся работ («Мадонны со святыми и др.) — в музеях Венеции, «Мадонна со святыми и донатором» — в Ленинградском Эрмитаже. Судьба работы, названной Вазари, неизвестна.

31. Джованни Буонконсильи, прозванный Марескалько (ок. 1470-1535 и 1537) {так. OCR}, — вичентинский живописец из мастерской Монтаньи, работавший также в Венеции (работа в музеях обоих городов и других местах). Названный Вазари алтарный образ не сохранился.

32. Симоне Бьянко — флорентийский скульптор, работавший в 1512-1548 гг. главным образом в Венеции (сохранились бюсты его работы в Лувре — подражания античной скульптуре).

33. Туллио Ломбарде (ок. 1455-1532) — резчик по камню, скульптор и архитектор, один из представителей работавшего в Венеции семейства Ломбардо, автор многочисленных надгробий и других скульптурных работ в церквах Венеции и других местностях Венецианской области (Фельтре, Падуе и др.).

34. Бартоломео Спани, прозванный Клементи (1468 — после 1538 г.) — скульптор, архитектор, ювелир. Скульптурные работы — в церквах Реджо, Эмилии, а также в Парме (Стекката) и Модены (собор).

35. Агостино Бусто, прозванный Бамбайя (1483-1548), — миланский скульптор. Работы в Милане (собор, Музео Сфорцеско) и других местностях Северной Италии (Павия, Турин, Тревизо, Изола Белла).

36. О резчике Якопо Даванцо сведения отсутствуют.

37. Гаспаре и Джироламо Мишерони (точнее — Мизерони) — братья из семейства миланских резчиков камней; работали во второй и третьей четверти XV в. во Флоренции (Джироламо также в Испании). Бесспорных работ не сохранилось.

38. Винченцо Веркио из Бреши — Вазари снова говорит об упомянутом уже им Винченцо Фоппа (см. прим. 15).

39. Джироламо Романино (1485 или 1486-1559) — живописец из Бреши, крупнейший представитель местной школы (испытал влияние падуанских работ Тициана). Полотна и фрески в музеях и церквах Бреши и других городов Северной Италии (Падуя, Верона, Бергамо, Милан), а также в музеях Флоренции (автопортрет и другие работы в Уффици), Ленинграда («Мадонна» и «Поклонение младенцу» в Эрмитаже), Дрездена («Влюбленные», «Христос, несуший крест»), Будапешта (портреты).

40. Алессандро Бонвичино, прозванный Моретто (ок. 1498-1554), — живописец из Бреши, испытал влияние Тициана и Романино, с которым некоторое время сотрудничал. Работы в пинакотеке в церкви Бреши, в других городах Северной Италии (Вероне, Венеции, Бергамо и др.), а также в Ленинграде («Вера» в Эрмитаже), Лондоне (портреты и «Мадонны» в Национальной галлерее), Будапеште («Св. Бенедикт» и «Мужской портрет» в Национальном музее).

41. Франческо Бонсиньори (или Монсиньори) — см. в ч. III «Жизнеописаний» биографию фра Джокондо и Либерале.

42. Карото Джован Франческо (ок. 1480 — ок. 1555) — веронский живописец, ученик Либерале (см. ч. III «Жизнеописаний»), испытал влияние Мантеньи и Монтаньи. Большая часть работ в собраниях и церквах Вероны (см. также ч. III «Жизнеописаний», биографии фра Джокондо и Либерале).

43. Дзено (Дзеноне) Веронский (1484-1552 или 1554) — живописец школы Либерале, работавший в Салб на озере Гарда, где в соборе и других церквах сохранилась большая часть его работ (также в церквах Дезенцано, Паденге, Вольчано). Доска со св. Марином из Римини находится теперь в Сполето (в капелле Льва XII).

44. Франческо ди Марко Индиа Торбидо (Турбидо), прозванный Моро (1482 или 1483-1562), — веронский живописец школы Либерале. Портреты его работы — в Мюнхенской пинакотеке, в миланской Брере, в веронском Кастельвеккио, «Пастух» — в Падуанском музее (см. также ч. III «Жизнеописаний» — биографию фра Джокондо и Либерале).

45. Баттиста д'Анджело (Аньоло) Моро — см. ч. III «Жизнеописаний», биографию фра Джокондо и Либерале.