Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

АБУ-Л-ФАЗЛ ХУБАЙШ ТИФЛИСИ

ОПИСАНИЕ РЕМЕСЕЛ

(БАЙАН АС-САНА`АТ)

Шестая глава

О ПРИДАНИИ БЛЕСКА [«ВОДЫ»] ДРАГОЦЕННЫМ КАМНЯМ

[1] Придание блеска яхонту. Пусть возьмет армянской буры, раствора купороса и медного купороса и, смешав все это, превратит в тестообразную массу, а потом обернет яхонт кусочком войлока, положит в эту смесь, обмажет сверху глиной и даст просохнуть. Пусть зажжет слабый огонь и переждет, пока он станет затухать, а тогда положит яхонт в огонь и оставит до тех пор, пока огонь не угаснет совсем, а [яхонт] не остынет. Затем глину разобьет и вынет яхонт, который станет блестящим и красивым.

[2] Придание блеска сердолику. Пусть возьмет кусок кожи и нож с железной ручкой, на кожу насыплет немного рисовых отрубей и в них положит сердолик. Потом сложит кожу вдвойне, нож хорошо накалит на огне и положит на кожу поверх сердолика. Потом на некоторое время положит сердолик на горячее место и закроет. После того как [сердолик] остынет, пусть достанет его: он станет чистой «воды».

[3] Придание блеска бирюзе. Пусть возьмет растительное масло и сок цикория и прокипятит так, чтобы половина [состава] выпарилась. Затем положит туда бирюзу и хорошо прокипятит. Потом бросит ее в холодную воду и оставит на несколько дней. Когда вынет, бирюза станет хорошей.

[4] Придание блеска изумруду. Сначала пусть натрет изумруд мягкой мекканской медью, чтобы он стал гладким. Затем так же натрет медью камень Марийам и, намочив изумруд водой, станет как следует натирать его [этим камнем], пока не станет чистым и блестящим.

[5] Придание блеска лалу. Пусть возьмет кусок кожи и, растерев мелкий жемчуг, как сурьму, посыплет на кожу. Завернет в нее лал, обмажет глиной и положит в огонь на [89] некоторое время. Потом вынет и даст остынуть. Когда раскроет, [увидит], что лал стал хорошей «воды».

[6] Придание блеска янтарю. Пусть обмоет янтарь горячей водой, прокипятит в сандараковом масле, и янтарь станет хорошим, блестящим и приобретет «воду».

[7] Придание блеска гранату. Пусть возьмет гранат и отполирует его, а потом смешает оливковое масло с небольшим количеством серы и поместит гранат вместе с этой смесью в маленький стеклянный сосуд. После этого пусть смешает навоз с солью и волосами как тесто, обмажет этим горлышко сосуда и двое суток кипятит на медленном огне. Когда вынет из огня [сосуд], пусть хорошенько очистит [гранат]. После этого может делать из него все, что захочет, и он будет красивый и хороший. А Аллах лучше знает, где правда.


Комментарии

VI.1. «О придании блеска (букв. «воды») драгоценным камням» (андар аб дадан-и гоухарха). В тексте аб дадан — «закаливать», «наводить блеск, глянец», что не совпадает полностью с понятием «придавать блеск драгоценным камням», однако из контекста ясно, что автор подразумевал поверхностную полировку, делающую камень более прозрачным и блестящим (см.: Бируни, Минералогия, стр. 301).

VI.4. Камень Марийам — минерал, часто упоминаемый в источниках, но сообщаемые сведения не дают возможности точно идентифицировать его с каким-либо известным минералом. Так, например, Бируни в разделе «Камень змей» пишет: «...заклинатели змей изготовляют эти камни из "камня Марийам"...» (Бируни, Минералогия, стр. 194). Ср. у Кашани: «Историки описывали его (камень змей. — Г. М.) в своих книгах, хотя особенно доверять этому не приходится. В наше время никто такой камень не видел, за исключением подделки под него, которую мастера изготовляют из "камня Марийам" ради обмана, но цена "камня Марийам" невысока...». Далее он замечает, что одним из свойств «камня Марийам» является его способность смягчать и отбеливать грубую ткань (`Арайис ал-джавахир, стр. 158-159).

VI.5. Лал — красный блестящий драгоценный камень, обычно ошибочно переводится как «рубин, яхонт» (Гаффаров, II, стр. 714; Рубинчик, II, стр. 425). В старых минералогиях этот термин прилагали к рубинам, но с открытием в VII в. крупных месторождений красной шпинели в Бадахшане этот термин закрепился за шпинелью, а понятием красный яхонт обозначали рубин (см.: Массон, стр. 17-18; Г. Г. Леммленн, Примечания к «Минералогии» Бируни, стр. 435-436).

VI.7. И. Афшар в подстрочных примечаниях приводит разночтение из рукописи Тегеранского университета (Д): «Возьмите яхонт или лал, наиболее бесцветный, немного нагрейте его, опустите в раствор багана и продержите в нем час. Проделайте так два-три раза, а потом положите камень в глиняный горшок и зажгите под ним слабый-слабый огонь. Потом снимите с огня, остудите, и цвет его получится красивый и яркий» (Байан ас-сана`ат, стр. 336).

(пер. Г. П. Михалевич)
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Фазл Хубайш Тифлиси. Описание ремесел (Байан ас-сана'ат). М. Наука. 1976

© текст - Михалевич Г. П. 1976
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1976

500casino

500casino

500casinonews.com