Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АБУ-Л-ФАЗЛ ХУБАЙШ ТИФЛИСИ

ОПИСАНИЕ РЕМЕСЕЛ

(БАЙАН АС-САНА`АТ)

Третья глава

ОБ ОКРАСКЕ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

[1] Окраска белого яхонта (Йакут-и сапид.). Следует сначала промыть яхонт в водном растворе квасцов, чтобы он смог воспринимать окраску. Описание раствора квасцов: пусть возьмет по [81] равной доле йеменских квасцов, квасцов оружейников, негашеной извести, мыльного поташа и две доли армянской буры. Потом все измельчит, просеет и немного этого положит в горшок из обожженной глины, туда положит яхонт, а сверху насыплет еще немного [этой же смеси]. Горло горшка пусть замажет глиняной обмазкой, затем поставит его на огонь из кизяка на сутки или больше, после чего снимет с огня и даст остынуть. Потом вынет яхонт, положит в новый котелок и насыплет на него горсть этих веществ, а сверху нальет острого уксуса, чтобы он покрывал [все] это на два пальца. Затем пусть держит на огне три часа, понемножку подливая уксус по мере его испарения, а потом вынет [яхонт], промоет чистой водой, и тогда его можно окрашивать в любой цвет, какой захочет.

[2] Окраска белого яхонта в желтый цвет. Пусть отполирует белый яхонт, а потом возьмет по равной доле выпаренного уксуса, сока, отжатого из корня горького граната, и детской мочи и сольет все это в чашку, а ее обмажет глиняной обмазкой. Потом пусть бросит туда яхонт, а сверху еще положит по шесть укай каменной соли, йеменских квасцов и кожи желтого колоквинта, а горлышко закупорит обмазкой. Потом поместит чашку в свежий конский навоз на десять дней, а после этого вынет и оботрет яхонт тряпкой, а чашку вымоет. Снова положит туда яхонт и, смешав полратля коровьей мочи и шесть укий коры китайского чистотела с одной укией йеменских квасцов, положит все это туда же, замажет горлышко и подержит на огне два дня.

[3] Окраска желтого яхонта в красный цвет. Пусть возьмет желтый яхонт и подержит несколько дней в хлопке, потом возьмет медной окалины, желтой серы и коралла полдоли, а сахира целую долю. Каждое вещество отдельно растолчет, потом смешает все вместе и замесит на выпаренном уксусе. [Возьмет] коробочку, обмажет всю ее вместе с крышкой этой смесью и высушит в тени. Яхонт пусть обмажет раствором квасцов и оставит, чтобы высох, а потом положит в коробочку, крышку которой как следует покроет глиняной обмазкой. Когда обмазка высохнет, поместит [коробочку с яхонтом] в кувшин и разожжет под ним слабый огонь, чтобы сильно не нагревался. Через шесть часов пусть уменьшит огонь, и квасцы испарятся. Когда вынет [яхонт], он будет красный.

[4] Окраска белого изумруда в зеленый цвет. Пусть возьмет белый изумруд и отполирует его так же, как яхонт. Затем возьмет по три дирхема измельченного и просеянного белого поташа и ярь-медянки, мискаль извести, дирхем [82] стекла и полдирхема осадка оливкового масла. Все это мелко растолчет, просеет и замешает водой, в которой был намочен проскурняк, а потом поместит все в коробочку, крышку ее обмажет этим же и поставит сохнуть в тень. Пусть три часа кипятит изумруд в растворе квасцов, а затем возьмет полдирхема размельченной и просеянной медной окалины, размешает в растворе красильной живокости, обмажет этой [смесью] изумруд и оставит сохнуть. Затем пусть поместит его в коробочку и крышку ее хорошенько обмажет глиняной обмазкой. Когда [обмазка] обсохнет, поставит коробочку в паровую печь, а на поду зажжет маленький огонь из тростника на полдня или более. Потом посмотрит — если яхонт получился хороший, то огонь погасит, а если нет, снова разожжет, пока не будет такой, как надо.

[5] Другой способ. Пусть возьмет кусок хорошего малахита и, мелко раздробив, поместит в склянку с широким горлом. Потом примешает туда старого чистого оливкового масла в три раза больше, чем малахита, и продержит на солнцепеке десять дней. Затем процедит и очистит, и так проделает три раза. Когда очистится, пусть положит [масло] в стеклянную чашку, обмажет ее глиняной обмазкой и опустит туда изумруд, если он белый. [В случае, если] его цвет мутный, пусть прикроет сверху чем-нибудь чашку и подержит четыре дня в свежем навозе. Затем вынет [изумруд], если он принял [зеленый] цвет. Если же нет, пусть продержит в навозе еще четыре дня, пока не окрасится.

[6] Другой способ. Пусть возьмет четыре доли чистого оливкового масла, одну долю малахита и две доли бараньей желчи, мелко истолчет малахит и все поместит в стеклянную чашку, а ее обмажет глиняной обмазкой. Затем пусть бросит туда изумруд, чем-нибудь накроет чашку и обмажет [места соединения] глиняной обмазкой. Продержит сутки на медленном огне и всякий раз, как масло будет выкипать, прибавляет его. Потом вынет [изумруд] и отполирует его.

[7] Отбеливание темного жемчуга. Пусть возьмет любое количество косточек махалебской вишни, очистит от скорлупы, истолчет зерна, чтобы получилось тесто, и положит в него жемчуг. Затем все это поместит в пресное тесто и запечет в печи. Когда вынет, жемчуг будет белый. Если еще не будет белый, пусть повторит то же самое, пока не побелеет. Затем отполирует его раствором перламутра и талька, чтобы [жемчуг] получил блеск чистой воды.

[8] Придание блеска жемчугу. Пусть возьмет телячье сало и перетопит, а после получит из него жидкость, т. е. обвяжет его полотняной тряпкой, нальет воды в поливную чашку и [83] будет разминать в ней эту тряпку с салом, чтобы жир вышел вместе с жидкостью. После этого положит в эту чашку с водой любой драгоценный камень или жемчуг на несколько дней, пока камень не станет блестящим и красивым.

[9] Отбеливание сердолика. Пусть возьмет золы тамариска и золы инжирного дерева по равной доле, смешает с водой и солью, все это поместит в чистый котел, а его станет подогревать на медленном огне, пока [масса] не загустеет. Потом [ею] обмажет сердолик и подогреет на огне. Покрытые места станут белыми, как оникс.

[10] Придание блеска гранату. Пусть отполирует гранат, а потом смешает небольшое количество серы с оливковым маслом и положит [гранат] в маленький стеклянный сосуд с этим маслом. Затем обмажет этот сосуд глиняной обмазкой и поставит на медленный огонь на двое суток. Когда вынет гранат, он будет словно яхонт.

[11] Окраска желтого сердолика в красный цвет. Пусть сначала отполирует его, а затем смешает серу с оливковым маслом и, положив туда сердолик, подогревает на медленном огне из кизяка, пока [сердолик] не станет красным.

[12] Надписи и рисунки на сердолике. Пусть возьмет немного поташа и немного листьев можжевельника, каждое хорошо разотрет, как сурьму, и по отдельности замесит на остром уксусе. Пусть напишет или нарисует этой смесью на сердолике все, что захочет, и оставит, пока не высохнет. Потом жарко растопит горн и положит сердолик в огонь, чтобы хорошо прокалился. Через некоторое время пусть вынет из огня, а когда остынет, очистит с него эти вещества. То, что было написано или нарисовано, станет белым, как серебро, а сердолик останется красным.

[13] Другой способ. Пусть возьмет по равной доле белой серы и ярь-медянки, хорошо разотрет и замешает на яичном белке. Потом [эту смесь] перегонит через реторту и алембик и напишет ею что нужно. Когда высохнет, пусть поместит [сердолик] на солнце, пока не нагреется, а потом очистит его, и надпись будет как серебро.


Комментарии

III.1. «Квасцы оружейников» (шабб-и заррадин) — букв. «квасцы мастеров, изготовлявших кольчуги, кольчужников». О лечебном применении квасцов см.: Акрабадин, стр. 291, № 164, 165.

Там же. Мыльный поташ (килийе-йи сабун) — поташ (K2CO3) обычно добывали из золы растения ушнан, мыльный корень (см. выше, прим. I.15); таким образом, здесь подразумевается обыкновенный поташ.

III.2. Чистотел китайский (мамиран-и чини) — в словаре Захиди (стр. 57) приведен чистотел Chelidonium majus L., но разновидность «китайский» не упомянута. Употреблялся в лекарственных целях как глазное и желудочное средство. См.: Акрабадин, стр. 332, № 280; Muwaffak, стр. 138-139, № 534.

III.3. Сахир — название горького растения, напоминающего душистый тростник. Употреблялось как закрепляющее желудочное средство (см.: Демезон, II, стр. 202); у Захиди отсутствует.

III.4. «...в растворе красильной живокости...» — слово испараг (или испарак) имеет несколько значений: 1) красильная живокость или дельфиний, Delphinium peregrinum; 2) резеда; 3) куркума, желтый имбирь. Мы предпочли в переводе первое значение, так как речь идет об окраске яхонта, а из красильной живокости получали желтую краску.

Там же. Паровая печь (тун) — печь в восточной бане для нагревания бассейна с водой (Гаффаров, I, стр. 193); арабск. ал-атун; ср.: Каримов, стр. 160, прим. 427: «Ал-атун точно такая же, как и печь гончаров, но она меньше. В нее кладут то, что хотят кальцинировать, и жгут огонь до тех пор, пока вещество не кальцинируется».

III.7. О тальке и смесях с ним см. прим. I.19.

III.9. Тамариск — Tamarix orientalis, здесь: араб. асл; Акрабадин, стр. 302, № 193.

III.12. О надписях на сердолике см. также Бируни: «...на камнях для перстней, [выточенных] из сердолика, пишут что пожелают, посредством раствора поташа и нашатыря» (Бируни, Минералогия, стр. 160).

(пер. Г. П. Михалевич)
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Фазл Хубайш Тифлиси. Описание ремесел (Байан ас-сана'ат). М. Наука. 1976

© текст - Михалевич Г. П. 1976
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1976